Старый тюремщик рассказал Леонардо, как Моро пытался бежать, спрятавшись в телеге под ржаною соломою; но, не зная дороги, заблудился в соседнем лесу; на следующее утро настигла погоня, и охотничьи собаки нашли его в кустах. Последние годы провел миланский герцог в благочестивых размышлениях, молитвах и чтении Данте, единственной книги, которую позволили ему взять из Италии. В пятьдесят лет он казался уже дряхлым стариком. Только изредка, когда приходили слухи о переворотах политики, глаза его вспыхивали прежним огнем. 17 мая 1508 года, после недолгой болезни, он тихо скончался. По словам тюремщика, за несколько месяцев до смерти Моро изобрел себе странную забаву: выпросил кистей, красок и начал расписывать стены и своды темницы. На облупившейся от сырости известке Леонардо нашел кое-где следы этой живописи – сложные узоры, полосы, палочки, крестики, звезды, красные по белому, желтые по голубому полю, и среди них большую голову римского воина в шлеме, должно быть, неудачный портрет самого герцога, с надписью на ломаном французском языке: «Девиз мой в плену и страданиях: мое оружие – мое терпение» . Другая, еще более безграмотная надпись шла по всему потолку, сначала огромными трехлоктевыми желтыми буквами старинного уставного письма: Celui qui — Затем, так как места не хватило, мелкими, тесными: – n’est pas content. «Тот, кто несчастен». Читая эти жалобные надписи, рассматривая неуклюжие рисунки, напоминавшие те каракули, которыми школьники марают тетради, художник вспоминал, как много лет назад любовался Моро, с доброю улыбкою, лебедями во рву Миланской крепости. «Как знать, – думал Леонардо, – не было ли в душе этого человека любви к прекрасному, которая оправдывает его перед Верховным Судом?» Размышляя о судьбе злополучного герцога, вспомнил он и то, что слышал некогда от путешественника, приехавшего из Испании, о гибели другого покровителя своего, Чезаре Борджа. Преемник Александра VI, папа Юлий II, изменнически выдал Чезаре врагам. Его отвезли в Кастилью и заточили в башне Медина дель Кампо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Несомненно, что то же опасение руководило Съездом, когда он делал постановление, чтобы в гимназиях преподавалось вероучение и изучался родной литературный язык настолько, чтобы окончившие курс в гимназиях свободно владели им 56 . Tarakkî во всех других случаях очень либеральный орган, весьма сетует, что в мусульманских школах на Кавказе дано всего два часа в неделю на изучение правил религии 57 . В должностях начальников школ, по мнению мусульманских общественных руководителей, желательны лица, предпочтительно получившие религиозное образование, преимущественно в Константинополе 58 . И, вообще, должно заметить, что в среде русских мусульман в последнее время распространился обычай посылать учеников для завершения религиозного образования в такие религиозные центры, как Константинополь, Медина, Мекка и проч. В Медине существует высшая религиозная школа, где много учится детей русских мусульман; русские паломники мусульмане считают своим непременным долгом побывать в этой школе и навестить своих земляков 59 . Названная школа служит средством теснейшего религиозного единения русских мусульман с турецкими их единоверцами. Приведёнными данными вполне устанавливается тот факт, что в основу народного образования, за которое с такой энергией принялись руководители общественного мнения мусульман, положена религия. Мусульмане хорошо поняли ту общественно-политическую истину, что только те общественные реформы действительны и прочны, которые находят для себя опору в народном духе – в религии и языке народа. Школьный язык, вот тот предмет, который составляет, так сказать, душу современного движения мусульман, около которого сосредоточиваются интересы мусульманской периодической печати, из-за которого ведётся литературная полемика, борьба с представителями власти и проч. И это вполне понятно. Язык – могущественнейшее орудие единения народов и средство подчинить себе другой народ. Кто чьим языком говорит, тот тому и слуга. Для осуществления панисламистских планов мусульман единство языка так же важно, как хорошая дисциплина в войсках для успеха на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Смерть его жены Хадиджы не произвела никакого политического эффекта, но это стало серьёзным ударом для Мохаммеда. Его жена была его главным советником. Она утешала и поддерживала его. БРАК M1131 3 Спустя три месяца после смерти Хадиджы Мохаммед женился на Сауде, которая была мусульманкой и вдовой. УАбу Бакра была дочь Аиша, которой было шесть лет. Вскоре после женитьбы на Сауде Мохаммед обручился с Аишей, которая должна была стать его любимой женой. Завершение обряда женитьбы должно было состояться, как только девочке исполнится 9 лет. M031, 5977 4 Аиша передала слова Мохаммеда: «Я видел тебя во сне три ночи подряд. Ангел принёс тебя в шёлковой простыне и сказал — «это твоя жена», и убрал ткань с твоего лица. Это была ты. Я сказал, что если это воля Аллаха, то пусть воплотит её в жизнь». I279 После смерти Абу Талиба Мохаммеду понадобились политические союзники. Мохаммед и его слуга отправились в город Таиф, который находился в пятидесяти милях от них. В Таифе Мохаммед встретился с тремя братьями, которые имели политическую власть. Мохаммед предложил им принять ислам и помочь ему в конфликтах с теми, кто защищает свои исконные религии. Поездка завершилась неудачей, и он вернулся в Мекку. НАЧАЛО ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ И ДЖИХАДА В МЕДИНЕ Медина находилась в десяти днях езды от Мекки. Однако с древних времён жители Медины приезжали в Мекку на ярмарки. Население Медины наполовину составляли евреи, наполовину арабы. Это не вызывало напряжения. Евреи были образованы, занимались фермерством и ремеслом. Они представляли собой состоятельный класс, но их власть постепенно ослабевала. В прошлом арабы нападали на евреев и грабили их, а те в свою очередь говорили, что наступит день и явится пророк, который поможет им одержать победу над арабами. Несмотря на разногласия, арабское племя Хазрадж стало их союзником. I294 На следующей ярмарке в Мекке появилось много новообращённых мусульман из Медины. Как только ночь стала спускаться на землю, около семидесяти человек покинули караван для того, чтобы встретиться с Мохаммедом. Он читал Коран и говорил: «Я взываю к вашему верноподданству на том основании, что вы будете защищать меня так, как защищали бы своих детей». Они поклялись и спросили, как им быть с теперь уже испорченными отношениями с евреями из Медины. Если бы они помогли Мохаммеду в военных действиях, отправится ли он обратно в Мекку? Мохаммед улыбнулся и ответил: «Нет, кровь это кровь, и кровь не оплачивается, потому что она не оплачивается». Кровавая месть была привычным делом. «Я буду воевать против тех, кто идёт против вас, и буду в ладу с теми, кто в ладу с вами».

http://azbyka.ru/zhizn-mohammeda

Здесь хотел бы напомнить удивительное по своей искренности признание прежнего председателя Духовного управления мусульман Кировской области Габдуннур-хазрата Камалуддина. Вывожу в зал звукозапись слов этого муфтия: «Сегодня здесь сказали также про то, что с Кавказа ваххабиты тихонько-тихонько распространяются в Поволжье. На самом деле, это было уже видно заранее по той причине, что Кавказ нам показал, и им (т.е. ваххабитам) , в принципе, показал, что открытая война с Россией не выгодна. Россия - еще достаточно сильное государство, силовые структуры еще достаточно сильны. И, соответственно, они (т.е. ваххабиты) в 90-х годах начали нас обвинять в том, что у нас религия стариков, религия бабаев. Утверждали, что чистый ислам - это Саудовская Аравия, потому что Мекка и Медина в их руках находятся, значит, только там может быть чистая вера. Но народ их отверг. Есть чисто мой, подтвержденный факт. В моем ауле было двое ребят, которые потом, кстати сказать, очень себя «зарекомендовали» (в кавычках) в Татарстане, в Альметьевске. Они, когда приехали в нашу деревню, сперва начали отрицать все, что было наше. Потом, когда народ выгнал их из деревни, естественно, у них возникло понимание того, что работать так, как они раньше работали на Кавказе - внутри России не выйдет. И их дядя как-то в беседе с моим отцом сказал: «Рано или поздно, эти мечети все равно в их руки попадут». На что отец спросил: «А почему Вы так уверены, что все эти мечети в их руках будут?». Дядя сказал: «Потому что мои племянники поехали в Саудовскую Аравию и рассказали, что, если они будут учить так, как их учат в Саудовской Аравии, то народ их не примет. Их учителя спросили: «А в чем причина? Почему их народ не принимает?» «Потому что, - говорят, - есть еще поколение стариков, которые получили определенное воспитание от своих предков, от своих отцов и дедов». Тогда их учителя сказали: «Ну что ж, пока деды старики-бабаи живы, вы себя внешне ведите так, как они себя ведут. Но молодежь учите так, как мы вас учим. Придет такое время, когда старое поколение уйдет, и тогда будут ваши эти мечети». Это стратегия. Сегодня, на самом деле, в Поволжье эта стратегия уже идет».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/29/eksp...

Филиппу-Филину ноги подробило – просто месиво, и пока мы отстреливаемся – Кузьмич колдует над ним, перетягивает жгутом, колет промедол. Там, где мы оставили технику, раздаются два взрыва и очереди. Почти одновременно получает пулю в бедро Ромка-Москвич. Похоже на то, что попали мы серьезно на этот раз. Осталось три дороги, что называется – либо идти в лоб (а всемером плюс четыре трехсотых, из них три тяжелых – это самоубийство), или вернуться к дороге, но, судя по тому, что мы слышали взрывы – возвращаться уже некуда, либо вдоль холма по зарослям попытаться как-то ускользнуть отсюда. А пока – забились в кусты, немного рассредоточившись, и отстреливаемся на звук. Санька Сом подползает к Кузьмичу, молча подбирает автомат Филина вдобавок к своему, и на полусогнутых пробегает мимо нас, ближе к краю зарослей, бася: " Всё, мужики, уходите с ранеными " . Кузьмич что-то кричит ему вслед. Санька не оборачиваясь машет рукой, мол, – уходите. Потом таким же макаром, под фонтанчиками пуль пробегает открытое место и скрывается в кустах напротив. Саня, Саня... Все оборачиваются на Кузьмича – он секунду смотрит в ту сторону, куда исчез Санька, вздыхает – и жестом показывает, что нужно уходить. Выстраиваемся цепочкой и ползем, пряча глаза друг от друга, ползем через заросли, в сторону, противоположную той, откуда пришли. На себе тащим раненых. Сзади нас не прекращающаяся перестрелка – все понимаем: шансов у Сани нет, и мы теперь просто ОБЯЗАНЫ выйти отсюда и дотащить трехсотых. Минута, другая, третья... пятая... ползем, пока ни на кого не наткнулись, сзади нас по-прежнему слышны очереди... Душа рвется пополам... Спереди в кустах шорох и треск веток – Андрюха Твикс моментально посылает туда очередь, в ответ – стон и детский крик: " Дя-я-я-деньки, не стреля-я-я-я-я-йте! " Какого лешего, это еще что такое?! К кустам ползут Мишка Гаевой и Саня Твикс, через полминуты появляются оттуда, неся стонущую девочку лет 11-12, у которой окровавлен бок. Кузьмич (он у нас в таких ситуациях был основным лекарем – как-никак у него четыре курса медина, и он три года пробыл в Афгане фельдшером).

http://pravoslavie.ru/309.html

Несмотря на то, что морским пехотинцам всё же удалось захватить один из мостов на южной окраине Эн-Насирии, переправа через Ефрат в этом районе до сих пор сопряжена с большим риском. Бои в городе продолжаются. Американское командование вынуждено до сего дня держать на прикрытии переправы усиленную танками и артиллерией роту десантников общей численностью до 400 солдат и офицеров. Каждая проводка через мост колонн встречается огнём иракцев с левого берега и для прикрытия своих войск десантники вынуждены ставить дымовые завесы и вести непрерывный огонь по позициям иракцев. Бои в городе продолжает вести бригадная группа 101 АМД, но сопротивление иракцев сломить не удаётся. За сутки здесь было потеряно 3 человека ранеными, 1 солдат пропал безвести. В Эн-Наджефе, после трёх суток обстрела и бомбардировок десантники 101-й АМД смогли на километр продвинуться к центру города и сейчас ведут бои в районе городского рынка. Сообщается о 2 убитых здесь десантниках и 4 раненых. Ударом гранатомёта уничтожен 1 БТР. В тоже время поступила информация о том, что в течении прошлой ночи большая часть гарнизона города (до 3 тыс. бойцов дивизии РГ «Медина» и 15МД) покинула его и на автомобилях ушла в сторону Кербелы. В городе остались только ополченцы, которые прикрыли отход основных сил и продолжают сопротивление. Неудачей окончились все попытки американских десантников продвинуться в город Эль-Хиндия. После того, как один из БТР передовой группы был подбит, а по колонне было выпущено больше 20 гранат из РПГ, десантники отошли на исходные позиции. 2 солдата были ранены и эвакуированы в тыл. Американская разведка считает, что в городе обороняется не больше батальона иракцев, но сломить их сопротивление пока не удаётся. Осада и штурм города продолжаются уже восьмые сутки. Не удаётся американцам взять левобережную часть Эль-Хиллы. Подразделения 82 ВДД пока удерживают лишь небольшой «коридор» - дорогу через окраину Эль-Хиллы с мостом через Ефрат. В городе идут непрерывные перестрелки. За сутки потери войск коалиции в этом районе составили 1 человек убитый и 4 ранено.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=37

Можно заметить очень близкую аналогию в состоянии изучения древне-русской и древне-славянской истории. В первой есть непорешённый вопрос: откуда пошла русская земля, как и во второй – откуда и когда начинается южно-славянская история – составляет далеко ещё не разрешённую удовлетворительно проблему. Как в первой Русь имеет двойника, даже не одного: варяги и скифы, так и по отношению к колыбели славянской история оказываются этнографические термины-двойники. В полемике с Д.И. Иловайским наш автор пытается выяснить первоначальный этнографический смысл терминов: славяне, гунны, болгаре и др., которые некоторой частию писателей настойчиво смешиваются и приписываются славянам. Этот спор, состоящий в критической оценке текстов писателей II-VI веков, мы не можем воспроизвести здесь; вновь знакомясь с ним при составлении настоящей статьи, мы вспомнили злую насмешку одной филологической знаменитости над пристрастием учёных прибегать к этимологическим объяснениям, чтобы доказать присутствие славянского элемента в народностях II и III века: «не нужно много остроумия, стоит только захотеть – и Мекка и Медина окажутся славянскими словами». В спорном вопросе безусловно становясь на сторону Васильевского, мы считаем высказанные им положения против славянства гуннов вполне правильными и критику источников не подлежащею сомнениям. Для нас любопытней та часть спора, где идёт речь о болгарской народности. Точка зрения того учёного, с которым Васильевский ведёт полемику, состоит в том, будто болгаре и гунны одного происхождения, то есть, те и другие – славяне. Сущность дела заключается в том, что Д.И. Иловайский есть представитель особенной школы по взгляду на происхождение болгар, именно он держится учения, что болгаре, переселившиеся за Дунай под предводительством Аспаруха, были славяве, а не тюрки или тюрко-финны, как думает другая школа. По вопросу о роксоланах Иловайский высказал мысль о тожестве их со славянской Русью. К рассматриваемой теории следует отнести две статьи в Журнале Министерства Народного Просвещения, за март и апрель 1875 года, имеющие заглавие: «Обновление болгарского патриаршества при царе Иоанне Асене II в 1235 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава 1. Композиция и характер Корана Уважение мусульман к Корану Божественное совершенство Священной Книги ислама Коран – это Священная Книга мусульман всего мира. Он является божественным удостоверением веры, которую последователи ислама ревностно исповедуют. Мусульмане верят, что Коран был передан миру Аллахом через его посланника Мухаммада. Но несмотря на то, что пророк ислама почитается как величайший слуга Всевышнего, к нему относятся всего лишь как к человеку – вестнику, который жил и умер подобно другим смертным. Считается, что города Мекка и Медина, подобно Корану, священны для мусульман, но, как и все прочие земные вещи в исламском мире, они не более чем материальные части сотворенного порядка. Коран же, ниспосланный свыше, является каламом Аллаха, божественным Словом (или речью), выражающим сифу, истинное свойство его существования и личности. И если письменный или печатный текст Корана может быть воссоздан из земного материала, то его истинная первооснова представляется не чем иным, как записью божественного сообщения. В начальные столетия существования ислама в мусульманском мире разгорелись дебаты о том, был ли Коран, являющийся Словом Аллаха, создан в определенный момент времени? В связи с этой проблемой возникла группа свободомыслящих людей, известных как мутазилиты. Их центр располагался в Багдаде – городе, где воцарилось правление аббасидов. Мутазилиты не сомневались, что Коран является Словом Аллаха, но полагали, что человеческий интеллект есть конечный источник всех знаний. Они учили, что Коран – только часть сотворенного порядка, он имеет начало и не может быть назван божественным. Ортодоксальные мусульмане категорически выступали против этой точки зрения. Они считали, что как Слово Аллаха Коран нельзя отделять от него, Коран сосуществует с ним в вечности. Из своего божественного источника Коран был ниспослан Мухаммаду в качестве откровения в удобный момент истории человечества. Точка зрения ортодоксов победила, и с тех пор считается, что Коран извечен. Сам же Коран учит, что его письменная форма – это точное отражение того, что начертано на небе:

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

IV. Домашний и общественный быт древних арабов В зависимости от географических особенностей Аравийского полуострова, образ жизни древних арабов был в одних местах оседлый, в других кочевой. Оседлые арабы жили в городах и селениях и занимались земледелием и только отчасти скотоводством, а также садоводством, ремеслами и торговлей; кочевые арабы, напротив, только в некоторых местах занимались немного земледелием, a главным и постоянным занятием их было скотоводство, унаследованное от первых родоначальников арабского народа – Авраама и Измаила. Из древних пунктов оседлой жизни арабов известны: Айла (позднее Акаба), Хаджар (Села, Петра) и Бостра – в Северной Аравии; Тадмор (Пальмира) – в Пустынной Аравии; Сана, Наджран, Саба (Магриб), Сабот, Зафар, Шаджар, Маскат, Сахар, Хаджар, Ямама (Джоф) – в Южной и Юго-восточной Аравии; наконец, Мекка (Макораба) 178 , Медина (Ятриппа, Ясриб), Янбо, Таиф и Оказ (в Хиджазе) 179 . Подробное описание быта оседлых арабов затруднительно по недостатку исторических свидетельств. Одно можно заметить, что домашняя и общественная жизнь во всех оседлых пунктах Аравии была однообразна и примитивна и зависела от географических и исторических условий страны. Более разнообразна и оживленна была жизнь в городах Южной Аравии, чему прежде всего способствовали естественные богатства Йемена, Хазрамаута и соседних местностей. Близость Эфиопии также оказывала некоторое влияние на домашний и общественный быт южно-аравийских государств. Но, сравнительно, процветание их было невысоко, хотя они существовали в продолжении 2000 лет. Политическая независимость этих государств пала навсегда в конце шестого века по Р. Х. и после их падения в Южной Аравии мало осталось следов их продолжительного существования. Правда, так называемые «Химьяритские надписи» говорят о существовании отдельных государств на юге Аравии, об их князьях и богатстве, а развалины древних дворцов и храмов подтверждают существование таких государств; но история не может признать, что эти маленькие государства достигли известной степени внутреннего развития. Богатство и великолепие исчезнувшей жизни южных арабов могли казаться таковыми только по сравнению с кочевым бытом бедуинов. По словам г. Машанова, архитектура древних южно-арабских храмов была крайне незатейлива и проста, не отличалась украшениями, какими были богаты греческие храмы, в них не было ни арок, ни сводов, ни колонн, ни других подобных аксессуаров более развитого архитектурного искусства, почему он допускает предположение об отсутствии даже окон в этих храмах. Большая часть этих храмов была сделана из необожженных кирпичей, а потому они отличались непрочностью и скоро превратились в развалины 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Но заметим со своей стороны, что такое значение Мекка могла приобрести только в века, предшествовавшие эпохе Мухаммада, потому что кроме предания о походе Йеменского царя Абрахи в Мекку, в Коране нет указаний на её древнее заселение; в противном случае основатель ислама, без сомнения, не преминул бы похвалиться древностью своего отечественного города. Напротив, в Коране говорится, что область Мекки не удобна для хлебных посевов (гл. 14, ст. 40) и что продовольствие для её жителей доставлялось из соседних областей (гл. 28, ст. 57). А это, само собой, говорит не в пользу древности заселения города. И если область эта была безопасна (гл. 29, ст. 67), то только ради молитвенного места, по договору окрестных жителей. Точно также и Медина не может возводить свою историю далее первого века пред Р. Х. и по Р. Х., когда в окрестностях этого города и отчасти в самом городе поселились иудеи. Но рассказы мусульманских писателей о первых заселениях Медины не менее баснословны, чем рассказ Корана о построении Каабы. Вот эти рассказы. По сотворении Мекки Бог создал Медину, потом Иерусалим, а через 1000 лет всю землю зараз... По рассказу Аль-Кальби, Ной с семейством высадился из ковчега близ Бабеля (Вавилона). Их было 80 душ, поэтому и место их высадки названо «рынком восьмидесяти» (Сюк-ус-саманин). Бабель имел в длину десять дневных переходов, а в ширину 12 фарсангов 95 . Там они жили до того времени, когда воцарился Нимврод, сын Ханаана, сына Хама. В наказание за их отступничество от истинной веры, произошло смешение языков: их язык распался на 72 языка. Внуки Сима от Бога узнали арабский язык. Из их числа Абиль поселился в Ясрибе (Медине). Потомство его, вытесненное оттуда амаликитянами, перешло по направлению к Мекке, где и осело в 6 милях от моря. Это место получило название «пучины» (аль-джухфа), потому что, по прибытии туда, они были настигнуты ливнем, зато- пившим всю местность. Якут называет первыми жителями Медины, обработавшими поля её, насадившими пальмы и построившими дома и загороди 96 , амаликитян, потомков Амалека, внука Сима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010