Это был христианский анти-джихад в действии. Политика, которой Фердинанд придерживался в отношении Гранады в течение следующих нескольких лет, показала, что он имел в виду именно то, что сказал. Первой целью, частично в отместку за мусульманский набег на Захару, стала крепость Альхама, расположенная примерно в тридцати милях от столицы Гранады, построенная на скалистом гребне, отвесно возвышающемся над речной долиной, и поэтому считавшаяся неприступной среди мавров. Но она была слабо защищен и могла быть легко взята, о чём сообщил Хуан де Ортега, капитан эскаладорес, специальной команды армейских альпинистов. Фердинанд передал командование отрядом в 3500 человек дону Родриго Понсе де Леону, отложившего свою вражду с герцогом Медина-Сидонии и отправился на разведку в разгар зимы. Люди Хуана де Ортеги холодной декабрьской ночью прокрались в крепость, убили часовых и открыли ворота испанским войскам, которые после нескольких часов заняли город, основательно разграбив его, убив часть жителей и поработив большинство из оставшихся. Испанцы освободили христианских пленников, находящихся в крепости, и повесили отступника на зубчатых стенах. «Сообщение об этом поражении, как звон набата, обрушилось на жителей Гранады», – рассказывает Прескотт в своей истории Фердинанда и Изабеллы. Гибель была не за горами. В высших кругах Гранады воцарилась неразбериха. Эмир Мулай Хасан был изгнан своими мятежными подданными и укрылся в Малаге. Его сын, девятнадцатилетний Боабдил, молодой, энергичный и неопытный, стал эмиром в 1483 году. Смятение охватило и кастильцев, которые, решив сохранить свою добычу в Альхаме, потратили много усилий, пытаясь захватить близлежащий город Лорку, владение которым, по их мнению, помогло бы им защитить Альхаму. Боабдил, несколько неорганизованный юноша, попал в плен к испанцам, когда отправился сражаться с ними в Лусене. Испанцы отпустили его при условии, что он принесет присягу вассала Кастилии. Затем он согласился разделить свой эмират со своим сводным братом эль-Загалем, отец которого Мулай Хасан отрекся от престола в его пользу. Испанцы захватили Боабдиля второй раз, взяли Лоху и в следующие несколько лет непрерывно нападали на Гранаду, завоёвывая его медленно по кусочкам. Самым выдающимся из испанских военачальников был Гонсало де Кордоба, великий капитан, чья пехота вступала в бой, вооруженная личным огнестрельным оружием против мусульманских луков, стрел и копий.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Из внеарабских влияний на полуострове было особенно сильно еврейское. Христианство проникало по преимуществу в виде еретических сект. В Южной Аравии были сношения с Абиссинией. Что касается евреев – их колонии известны в Аравии с незапамятных времен. Предания относят чуть не к эпохе Иисуса Навина появление евреев в Аравии. Во время разрушения Иерусалимского Храма евреи в большом количестве бежали в Аравию. Сюда же укрылись беглецы зелоты после разрушения Иерусалима римлянами. Еврейская колонизация, особенно сильная на севере, проникала до Йемена. В северной Аравии евреи жили независимыми племенами, усвоившими пастушеский образ жизни. Им, между прочим, долго, до самого 530 года, принадлежала Медина, называвшаяся Ятриб (или Ясриб). Только незадолго до рождения Магомета, в 535 году, еврейские ятрибские племена принуждены были дать место также нескольким арабским племенам, с которыми жили, впрочем, федеративно, на равных правах. Ятриб был центром еврейской учености в Аравии, здесь имелась высшая раввинская школа, иногда называемая академией. Совершенно усвоив образ жизни арабов и знание их языка, аравийские евреи, однако, сохранили свою веру и распространяли ее между арабами, на которых вообще имели большое культурное влияние. Хотя арабская азбука происходит не от еврейской, но календарь здесь введен евреями. Влиянию евреев способствовала близость языка и общность происхождения. Евреи усердно поддерживали между арабами идею об общем происхождении от Авраама, хотя от различных матерей (Г. Грец. История евреев. Т. I. С. 73–100) Обрезание арабы имели еще во времена язычества. В южной Аравии царь Йемена Абу Кериб с частью народа в 500 году принял еврейскую веру, которая оставалась господствующей до 530 г., когда вследствие жалоб христиан, притесняемых евреями, абиссинский негус завоевал эту страну и уничтожил господство евреев. В общей сложности в Аравии можно было встретить и примитивное язычество, и иудейство Моисеево, и еврейские мистические учения, и христианство, хотя характера сектантского, и много влияний мистики сирийской, египетской и греческой. Магомет, много путешествовавший по торговым делам, легко мог ознакомиться с этими различными религиозными воззрениями. Однако сам он был, во всяком случае, кровный араб из племени корейшитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА [Др. название - Всемирная исламская лига; араб. Рабита аль-алям аль-исламий; англ. Muslim World League], международная ислам. неправительственная религиозно-политическая орг-ция. С 1979 г. имеет консультативный статус при ООН, член ЮНИСЕФ. В 1962 г. в Мекке по инициативе наследного принца Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул Азиза состоялась Всеобщая исламская конференция, на к-рой присутствовали духовные авторитеты из 22 стран, представлявшие различные направления ( мазхабы ) и течения в исламе. Итогом конференции стало создание Л. и. м., ведущие позиции в орг-ции заняла Саудовская Аравия. Штаб-квартира Л. и. м. расположена в Мекке. В соответствии с уставом целями Л. и. м. являются пропаганда вероучения ислама, борьба с враждебными исламу идейными течениями, работа с молодежью, строительство мечетей и мусульм. учебных заведений, помощь в организации паломничества к религиозным святыням. Своими главными задачами Л. и. м. считает расширение контактов между ислам. орг-циями, выработку общих теологических обоснований по важнейшим политическим вопросам, борьбу в защиту прав мусульманских меньшинств в различных странах мира. Высшим органом Л. и. м. является Генеральная исламская конференция (собирается в Мекке не чаще одного раза в 5 лет), к-рая рассматривает глобальные проблемы мусульм. мира и принимает по ним решения, имеющие рекомендательный характер. В конференции участвуют ок. 500 видных религ. деятелей из большинства мусульм. стран. В перерывах между конференциями текущей работой руководят Консультативный совет (53 чел. из 29 стран) и Генеральный секретариат. Должность генерального секретаря постоянно закреплена за представителем Саудовской Аравии (в наст. время - Абдаллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки). В состав Л. и. м. входят: Высший комитет по координации работ исламских организаций мира; Специальная комиссия по опровержению инсинуаций против ислама; Высший всемирный совет мечетей; Высший комитет по исламским делам; Совет по исламской философии. Представительства Л. и. м. находятся как на территории Саудовской Аравии (Эр-Рияд, Джидда, Медина), так и в США, Великобритании, Франции, ФРГ, Канаде, Италии, Испании, Дании, Бразилии, ЮАР, Сенегале, Габоне, Мавритании, Нигерии, Танзании, Буркина-Фасо, Сомали, Судане, Уганде, Пакистане, Йемене, Иордании, Малайзии, Индонезии, на Коморских и Мальдивских о-вах, в Тринидаде и Тобаго. Для координации их деятельности были созданы ислам. советы: европейский (1973, штаб-квартира в Лондоне), африканский (1976, штаб-квартира в Дакаре), для Сев. и Юж. Америки и Карибского бассейна (1970, штаб-квартира в Нью-Йорке), азиатский (1978, штаб-квартира в Карачи).

http://pravenc.ru/text/2110475.html

J. М. Rodwell’a, с хронологическим распределением сур; Arnold, Koran and Bible (ed. 1859, 1866); Dr. Macbride, Mohammedan Religion explained (1857); Tholuck, Vermischte Schriften, I, 1–27; Die Wunder Mohammeds und der Character des Religionsstifters; Dr. Stanley, Lectures on the History of the Eastern Church (lect. VIII); Maurice, Religions of the World; Renan, Etudes d’Histoire Religiose (IV). Новейшие труды большею частью направлены к изучению жизни Магомеда, его характера, сочинений, предшествующего состояния религии в Аравии и характеристики магометанства сравнительно с другими вероучениями и имеющие значение в развитии духа человеческого. В философском отношении важны: Aug. Schmoelders, Essai sur les Écoles Philosophiques chez les Arabes (1842); Ritter, Christliche Philosophie (III). Приложение к § 38. Извлечение из содержания Корана (по М. Мюллеру) CXIV сур, с примечанием о цели сего приложения Извлечение из содержания Корана 87 I. Сура вступительная. (Мекка): Молитва для руководства. II. Сура Гифер. (Медина). Коран – как руководитель правоверного. Укоризна неверующим; притча о зажигающем огонь. Бог не любит шутить подобиями. Сотворение человека; Адам дает имена; Ибил отказывается поклониться ему; искушение и падение. Сыны Израиля: их испытания в Египте; златой телец; манна и перепела; предложение оставить город и говорить «гиттатун». Моисей ударяет (жезлом) в скалу; для открытия убийц повелевает народу умерщвление скота. Попечение о том, чтобы Св. Писание у иудеев сохранялось не испорченным. Златой телец; гора удерживающая его. Гавриил открывает Куран: Гарут и Марут. Ведующие не произносят «рахина», но «унгурна». Стихи, могущие быть заменяемы лучшими. Рай не исключительно создан для иудеев и христиан. Мечеть должна быть свободною и независимою (от кого-либо). История Авраама: построение им Каабы; – был Ганиф. Установление «Киблах», может быть употребление и «Зафа» и «Мервах». Доказательство о единстве Бога. Пища законная и не по закону. Закон о мздовоздаянии за убийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Необходимо во время молитвы употреблять осторожность, для предупреждения внезапных нападений неприятеля. Увещание быть искренним в доказательствах веры. Упреки арабам язычникам за их идолопоклонство и суеверия. Ислам – лучшая религия, происходящая от Авраама-Ганифа. Законы в отношении женщин и сирот; соблюдение справедливости и благожелания. О склонности к одной жене, с устранением другой. Частое напоминание и внушение о страхе Божием. Бог не прощает неустойчивым в вере и лицемерам. Среднего точения допускаемо быть не может. Иудеи были наказаны за требование книги с небеси. Некогда они просили Моисея показать им Бога явно, за что и были строго наказаны. Они же заслуживают прощения за то, что по клевете на Марию, разрушили союз с Богом; также достойны осуждения за убийство Иисуса, ибо, совершая это злодеяние, они как бы пытались убить самого Бога, которого подобием в человеческом виде был Иисус. За несправедливость и лихву в приращении денег, иудеи подвержены по закону известному наказанию, – лишению пищи и питья на известное время. Тоже советует Магомед своим апостолам и пророкам в подобных случаях. Иисус есть только один Апостол Божий, его слово и Дух от него. Учение о Творце не допускается. Бог не рождается от сына. Закон о наследовании в случае отдаленного царского достоинства. Сура V. О трапезе или столе (Медина): правоверные обязаны строго исполнять договоры. Дикие животные, за исключением точно упоминаемых (в Коране), суть законные; охота за ними во время странствований с священною целью почитается поэтому недозволенною. Законными же признаются все обряды и жертвоприношения при сего роде пилигримстве. Мослемы не должны быть зложелательны к Кураиям (Qurais), намеревающимся странствовать в Гудайбиех (Hudaibyeh). Запрещенные кушанья. Пища иудеев и христиан законна и для мослемов, также и жен их. Об омовении пред молитвою. Правила об очищении телесном, в случае семяистечения. Мослемы, по избрании двенадцати блюстителей порядка, должны убеждать (народ) к совершению присяги (ат-Акабах) и соблюдению её ненарушимо, напоминая при этом Завет Бога с Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Сура XLIX. Внутренние части дома. (Медина): Упрек некоторым мослемам, дерзающим думать много в присутствии Апостола, и тем, кои дурно говорят о нем; также о людях, веденных к битве Магомедом и подчинивших одно воинствующее племя; о мослемах, согласившихся действовать за одно; о тех, кои позволяют употреблять эпитеты с обидою друг друга; о неосновательно подозревающих других людей. Увещание к повиновению и упрек лицемерам. Сура L. Q. (Мекка): Доказательства о свойствах будущей жизни. Пример судьбы народов, отвергающих апостолов. Творение человека; Божие благоволение к нему; два ангела, ведущие летопись деяний человека; смерть и воскресение. Последний суд и увещание быть верующими. Сура LI. О производящих разделение. (Мекка): клятва посредством различных естественных явлений природы и подтверждение оного действительностью грядущего дня судного. История Авраама, приемлющего ангелов; разрушение Содома. Поражения фараона, Ада, Тамуда, и народа Ноах. Свидетельство Магомеда против поручительства ложного и безумного. Сура LII. Гора. (Мекка): Клятва при горе Синае и прочие предметы. Ужасы последнего дня судного. Райское блаженство. Магомед не другой какой-либо человек, ни лживый рассказчик побасенок, ни лжец, ни поэт, но – пророк. Упрек мекканцам за их суеверие и вероломство к пророку. Сура LIII. Звезда. (Мекка): Клятва «звездою» которую видел Магомед восходящею на небе, не была обманом. Описание того же. Цитируемая страница (Корана) касательно имен – Аллах, Ель-Гуцзах и Манат. Свидетельство в подтверждение того, что ангелы не суть женщины. Увещание к вероотступникам и угроза мздовоздаянием за то в день судный. Определение истинной религии и исчисление Божественных свойств. Сура LIV Месяц. (Мекка): Разделение пополам месяца. Магомед обвиняется во лжи. Мекканцы приводят свидетельство истории о Ное и потопе, о Тамуде, народе содомском и фараоне. Сура о дне судном. Сура LV. Милосердый (Мекка): исчисление действий Божиих, кончающееся описанием неба и ада. Извлечение по сему предмету разных мест из Корана: «кто исчислит все милости Господа Бога нашего и может-ли кто отрицать неисчислимые щедроты Его»?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ислам (араб. - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий (наряду с Христианством и буддизмом ), относящаяся к т.н. авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с Христианством и иудаизмом ). Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610 ) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха , продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха , вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - " посланником Аллаха " ( " ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах " ). Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина ); со времени этого переселения - хиджры , которое произошло в 622 , начинается летосчисление ислама. На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии - иудаизм и Христианство . Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман - Коране . Каждый мусульманин должен следовать пяти основным " столпам " - обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: " Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один! "

http://drevo-info.ru/articles/1020.html

Судья вила – византийское почетное придворное звание. См.: вила. Султан – титул государя у сельджуков, турок-османов (с 1371 г.), глав некоторых государств у мусульман. См.: везир. Сунниты – основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным, «правоверным» (от араб. сунна – «образ действий, поведение»). Оно изложено в священном предании (хадисах) о жизни и изречениях Мухаммеда. Священные города С. – Мекка и Медина. Главу мусульманской общины они избирают с согласия всей общины-уммы. Ср.: шииты. Суры – разделы Корана. Сусцептор – дословно с лат. «получатель» (от suscipio – «получаю»), приемщик налоговых сборов и сумм индиктиона в поздней Римской империи и ранней Византии. Избирался из числа куриалов или провинциальных оффициалов местной власти. Среди низших налоговых чинов С. был, по- видимому, верхней ступенью, возвышавшейся над простыми сборщиками, экзакторами, которые и доставляли ему налоги. В небольших городках С. мог быть и сборщиком, и приемщиком налогов в одном лице. Налоги С. сдавали также прокураторы императорских имений и дефенсоры. Эта должность не была популярна и ее старались избегнуть, поскольку за недоимки С. отвечал своим имуществом. Суф (Софена, Софанена) – восточная область Месопотамии с центром в городе Мартирополе (сирийский Майферкат), была заселена армянами и сирийцами и находилась под контролем ранней Византии. Суффрагий – дословно с лат. «поддержка», греч. форма – досис хрисиу, то есть «дача золота»; узаконенная взятка лицу, от которого зависело назначение на административный пост, возведение в священнический сан или производство в должность церковнослужителя. Различались С. светскому чиновнику и С. духовному лицу. За обретение любого поста, сана или должности необходимо было по закону внести две суммы: так называемый «обычай», то есть плату за диплом на должность, и С. Сфендобол – праща; носилась сфендонитом, привешенная к поясу. Сфендон – 1) закругленный конец подковообразного в плане здания ипподрома. В Константинополе (Стамбуле) он все еще сохранился на юго-западе, обнаруживая массивный фундамент, выстроенный с целью расширения беговых дорожек; 2) перстень-печать василевса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У. Ст. Клэр Тисдалл Гл. 1. Взгляды мусульманских богословов на источники возникновения Ислама Коран передан непосредственно Богом с небес, через Гавриила к Мухаммаду. Бог является единственным “источником” Ислама. Гл. 2. Отдельные взгляды и обычаи арабов сохранившиеся в Исламе, по книге “Дни неведения” Ислам много сохранил из доисламской Аравии, включая имя Бога – Аллах. Концепция монотеизма существовала в джахилия – даже язычники имели представление о Боге, превосходящем всех других. Есть намек на то, что идолопоклонничество сохранилось (например, сатанинские стихи). Кааба была масджид [мечетью, местом поклонения] многих племен, начиная с 60г до н.э. Традиция целовать черный камень идет от язычников. Два отрывка из Саба Муаллака Имраула Каиса цитируются в Коране (С.54:1, 29:31 и 46, 37:69, 21:96, 93:1). Существует также хадис, где Имраул осмеивает Фатиму за то, что ее отец списывает с него, и утверждает, что это Откровение. Гл. 3. Заимствование основоположений и историй Корана и Предания из иудейских комментаторов, и некоторых религиозные обычаи от сабеев. Сабеи – ныне исчезнувшая религиозная группа. О ней известно крайне мало, но сохранившиеся сведения позволяют выделить следующие обычаи: Иудеи – три основных племени, живших по соседству с Мединой: Бани Курайза, Кайнука и Надир. Гл. 4. Относительно веры в то, что значительная часть Корана произошла из рассказов еретических христианских сект. Много еретиков было изгнано из Римской империи и мигрировало в Аравию до Мухаммада. Гл. 5. Коран и Предание. Заимствования из древнего зороастризма и индусских верований Арабские и греческие историки сообщают, что значительная часть Аравийского полуострова до и во время жизни Мухамада была под персидским владычеством. Ибн Исхак сообщает, что истории Рутема, Исфандияра и древней Персии рассказывались в Медине и Курайш часто сравнивал их с историями Корана (например, сказания Надра, сына аль-Харита). Гл. 6. Ханифиты: их влияние на Мухаммада и его учение Влияние ханифитов (арабских монотеистов) на Мухаммада наиболее достоверно описывает Ибн Хишам, с цитатами из “Сират” ибн Исхака. Шесть ханифитов упоминаются поименно – Абу Амир (Медина), Умейа (Тайиф), Варака (стал христианином), Убайдалла (стал мусульманином, переехал в Абиссинию и принял христианство), Осман, Зайд (изгнан из Мекки, жил на горе Хира, куда Мухаммед ходил медитировать) (последние четверо – из Мекки).

http://azbyka.ru/proishozhdenie-korana

Он рассказал им о караване, к-рый приближался к Мекке, и о том, как выглядит идущий во главе каравана верблюд. Купцы, бывавшие в Иерусалиме, подтвердили правдивость его рассказа, а караван, прибывший в город через неск. дней, выглядел точно так, как его описал Мухаммад. Переселение мусульман из Мекки в Медину (хиджра) 12 сент. 622 г. старейшины курайшитов приняли решение убить Мухаммада. Однако ему стало известно о заговоре, и в ночь на 13 сент. он бежал из Мекки вместе со своим сподвижником Абу Бакром. Предположив, что курайшиты бросят все силы на их поиски, они решили укрыться в пещере на горе Саур. Через 3 дня, когда поиски почти прекратились, Мухаммад и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Ясриб. 24 сент. 622 г. они добрались до мест. Куба в окрестностях Ясриба, там Мухаммад провел 4 дня и основал 1-ю в истории И. мечеть. На следующий день, в пятницу, он въехал в Ясриб верхом на верблюдице, и с тех пор этот город получил название Медина - «город пророка» (араб. Мадинат-ан-Наби). Переселение мусульман в Медину получило название «хиджра», переселенцы стали именоваться мухаджирами, а верующие мединцы - ансарами. Хиджра считается поворотным моментом в истории И. Во времена правления халифа Омара хиджра была объявлена началом мусульм. летосчисления, и хотя Мухаммад покинул Мекку в месяц сафар, его сподвижники выбрали первым месяцем календаря священный месяц мухаррам. Мусульм. календарь основан на лунном цикле. Лунный год состоит из 12 месяцев, каждый из к-рых начинается и заканчивается новолунием. Продолжительность его составляет 354 или 355 дней. Мусульмане сохранили доислам. обычай, объявив раджаб, зу-ль-каада, зу-ль-хиджжа и мухаррам т. н. запретными месяцами - в это время запрещено воевать и проливать кровь. Лунный календарь не связан со сменой времен года: если в одном году начало мухаррама приходится на сер. лета, то через 15 лет оно придется на зиму. Из-за различной продолжительности года в мусульм. и григорианском календарях пользуются специальными справочными таблицами, для того чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры. Если в Мекке мусульманам приходилось скрываться, то в Медине они впервые получили возможность беспрепятственно поклоняться Аллаху, организовать повседневную жизнь в соответствии со своими религ. взглядами и заложить основы исламского гос-ва. От имени мухаджиров Мухаммад заключил с жителями Медины соглашение, по к-рому они обязались поддерживать друг друга, вместе противостоять врагам, а при разрешении спорных вопросов обращаться к Мухаммаду, посланнику Аллаха. Мусульмане объединились в духовную общину (умму), гарантировавшую неприкосновенность жизни и имущества не только верующим, но и тем, кто находился под их защитой. Если в Мекке Мухаммаду были открыты аяты о созидании внутреннего мира верующих и основ ислам. вероучения, то после хиджры они касались гл. обр. социальных, политических и экономических аспектов жизни мусульман (Исламоведение. 2008. С. 33).

http://pravenc.ru/text/674977.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010