Петр Николаевич Врангель, родившийся в Новоалександровске (ныне – Зарасай, Литва), получив инженерное образование в Петербурге, пошел волноопределяющимся в Лейб-гвардии Конный полк, сдав экзамен при Николаевском кавалерийском училище, был произведен в корнеты. Уйдя в запас, стал чиновником особых поручений при иркутском генерал-губернаторе. Молодой барон пользовался необычайной популярностью в светском обществе, среди дам и офицеров имея репутацию остроумного собеседника, был великолепным танцором и часто дирижировал на балах, воплощая эталонный образ блестящего аристократа. Однако начало Русско-японской войны подвело черту под недолгим мирным периодом его жизни, которая отныне будет связана лишь с армией и служением Родине. Хорунжий Забайкальского казачьего войска Петр Врангель не раз проявлял личную отвагу в боях против японцев. Следовали награды и продвижение по службе. Окончив Николаевскую военную академию и курс Офицерской кавалерийской школы к 1911 году, ротмистр Врангель встретил Первую мировую войну командиром эскадрона Лейб-Гвардии Конного полка. На фронте Великой войны он водил конногвардейцев в лихие атаки, срывая успехи противника, захватывал атакующие немецкие орудия, брал переправы и опрокидывал германские позиции. Будущий основатель советской власти в Венгрии имел к этой стране посредственное отношение. Бела Кун родился в 1886 году в трансильванской деревне Леле (ныне Румыния) в обеспеченной семье сельского нотариуса Самуэля Куна и Розы Гольдбергер, которая перешла из иудаизма в кальвинизм и устроила сына в престижный кальвинистский коллегиум в Клаузенбурге (нынеКлуж-Напока). С 16лет он увлекался левыми идеями и вступил в Венгерскую социал-демократическую партию. На юридическом факультете создавал подпольные кружки, а, бросив университет, рабочие организации; подался в журналистику. Инициатор беспорядков на промышленных предприятиях, Кун спровоцировал кровопролитные стычки с полицией, а после 15 месяцев тюрьмы вернулся к делу. Не избежал мобилизации в австро-венгерскую армию и попал в плен.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/26/bela_k...

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

выступившими против Габсбургов, а также в рукоположении в священный сан двоеженцев. Против И. лжесвидетельствовали отступники от Православия униаты дворянин И. Попович и свящ. Иоанн из Иргольца. В марте 1705 г. мараморошское духовенство выступило с протестом против ареста И., требуя от властей его освобождения, протест был внесен в протоколы конгрегации Мараморошского комитата. Румын. и карпаторус. священники добились разрешения на проведение Собора для избрания нового архиерея. В кон. 1706 г. епископом Мараморошским был избран Иов (Цирка (Тырка)), к-рый в 1706-1707 гг., в период венг. восстания против Габсбургов, сумел вернуть большую часть приходов Трансильвании, принявших унию, в Православие. При поддержке Ференца Ракоци, в 1704 г. избранного князем Трансильвании, Иов в нач. 1707 г. занял митрополичью кафедру в Алба-Юлии, Афанасий (Ангел) был изгнан в Сибиу. В кон. 1707 г. в связи с ухудшением позиций Ференца Ракоци в войне с Австрией Иов (Цирка) по обвинению в сотрудничестве с повстанцами был заочно приговорен к смертной казни, после чего бежал в Молдавское княжество, где скончался. Униаты распускали слухи о том, что И. и Иов (Цирка) приняли кальвинизм. И. вышел на свободу не ранее 1707 г. Его освобождение связывают с тем, что к этому времени скончались его гонители: Мукачевский еп. Рога де Камиллис (1706) и Эстергомский архиеп. Леопольд Колонич (убит в 1707). После освобождения И. исполнял обязанности епископа тайно, часто в целях конспирации менял места проживания и служения (униаты называли его «странствующим архиереем»). Назначенный в 1707 г. униат. Мукачевский еп. Иосиф Иоанн Годермарский, пользовавшийся поддержкой местных властей, безуспешно пытался арестовать И. и заточить в Мукачевском униат. мон-ре. Попытки униатов создать в отсутствие И. в Марамороше румын. вик-ство не принесли успеха. В 1709 г. униаты жаловались, что И. за 2 года рукоположил 60 священников, присоединил к Православию 16 униат. сел. Главной резиденцией И. после освобождения был мон-рь Сэпынца-Пери во имя св. арх. Михаила близ Сэпынцы (ныне жудец Марамуреш, Румыния), из к-рого его вскоре выгнали местные власти. И. недолго жил в карпаторус. и румын. горных мон-рях: в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (ныне с. Моисей, жудец Марамуреш, Румыния), в Николаевском скиту в с. Будешти (ныне жудец Марамуреш), в основанном в 1692 г. по благословению И. Михаило-Архангельском скиту в с. Джулешти (ныне жудец Марамуреш), в основанных владыкой Драговском и Кричевском мон-рях, а также в городах Хуши и Клуж (ныне Клуж-Напока) в Трансильвании. В последние годы жизни И. по его благословению были открыты монашеские обители: в 1709 г. местные дворяне основали Евдянский муж. мон-рь (ныне с. Еуд, жудец Марамуреш), в 1711 г. свящ. Иоанн Штефан возобновил запустевший Барсановский Николаевский муж. мон-рь (ныне с. Бырсана, жудец Марамуреш).

http://pravenc.ru/text/578551.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД [венг. David] Ференц (ок. 1510, Коложвар (Клаузенбург), ныне Клуж-Напока, Румыния - 15.11.1579, Дьюлафехервар (Вайсенбург), ныне Алба-Юлия, Румыния), первый епископ унитариев . Сын сапожника, изучал теологию в Виттенбергском ун-те. В 1551-1552 гг. был ректором в школе г. Бестерце (Бистриц, ныне Бистрица). В 1552 г. Д. перешел в лютеранство и через 2 года приехал в качестве первого лютеран. проповедника в Петерфальву (Петерсдорф, ныне Петрешти). В 1555 г. занял пост ректора в школе г. Коложвар, в 1556 г. стал суперинтендантом кальвинист. венг. церкви в Трансильвании и проповедником при дворе Яноша Жигмонта Запойяи. В 1566 г. принял сторону унитариев в диспуте с Петером Каройи, ректором ун-та г. Коложвар. В следующем году Янош Жигмонт предоставил в пользование трансильванским унитариям типографию в г. Дьюлафехервар, где и были напечатаны их первые работы. 6-13 янв. 1568 г. в г. Торда (Торенбург, ныне Турда) состоялось заседание ландтага, на к-ром было принято решение признать унитаризм офиц. религией. Епископом образованной унитарианской церкви стал Д. Он, как и все реформаторы, считал, что необходимо возвращение Церкви к простоте апостольских времен. Д. выступал против почитания Христа и утверждал, что существует один Бог - Отец и Создатель вселенной. Христос же существует как божественное соизволение, но он не предсуществовал в вечности, а возник со Своим воплощением, родившись сверхъестественным образом от человеческой жены Марии. Св. Дух не Третье Лицо Троицы, а сила, исходящая от Отца через Сына. После смерти Яноша Жигмонта (14 марта 1571) распространение унитарианства замедлилось из-за католич. Контрреформации и в связи с изоляцией от др. протестант. течений. 17 сент. 1571 г. Стефан Баторий, трансильванский воевода, издал указ, запрещавший печатать унитарианские произведения без специального разрешения, и конфисковал типографию. Указ Стефана Батория запрещал также написание сочинений о богословских аспектах веры унитариев. По доносу Георгия Бландрата Д. был запрещен в служении и помещен под домашний арест. 1 июня 1569 г. на ландтаге в Дьюлафехерваре Д. приговорили к пожизненному тюремному заключению, во время которого он скончался. Соч.: Refutatio scripti Georgii Maioris, in quo Deum Trinum in personis, et unum in Essentia. S. l., 1569; Defensio. De dualitate: Tractatus. Cracoviae, 1582. Лит.: Bod P. Historia Unitariorum in Transsylvania. Lugduni Batavorum, 1776; Gyallay P. D. Dévid Ferenc életrajza: 1510-1579. Kolozsvár, 1912; Wilbur E. M. A History of Unitarism In Transylvania, England, and America. Boston, 1952; Antitrinitarism in the Second Half of the 16th Cent./Ed. R. Dan, A. Pirnat. Bdpst., 1982; Szász J. Dávid Ferenc. Bdpst., 1982; Balázs M. Az erdélyi antitrinitarizmus az 1560-as évek végén. Bdpst., 1988; idem. Teológia és irodalom: Az erdélyen kivüli antitrinitarizmus kezdetei. Bdpst., 1998. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168506.html

Венгерская унитарианская церковь Румынии (румын. Biserica unitarian maghiar din România). Начало деятельности унитарианской церкви в Трансильвании относится к сер. XVI в. Антитринитарные идеи (см. ст. Антитринитарии ) - отрицание догмата о Св. Троице - активно пропагандировал кальвинистский еп. Франц (Ференц) Давид, к-рый сначала был католиком, а с 1556 г. стал лютеранином. Эдикт о религ. терпимости, принятый в Турде в 1568 г., предоставил новой конфессии статус признанной, в эту веру обратился трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи, ставший единственным в истории правителем-унитарианцем. Хотя унитарианские идеи имели хождение в Европе, а позже распространились и в США, они так и не оформились в единую доктрину; также не сложилась общая организационная структура унитарианской церкви. Унитарианская церковь Трансильвании - это 1-я официально признанная унитарианская церковь в истории, хотя свое название, unitaria religio, она получила позже, в 1600 г. Ее центром был Клуж (ныне Клуж-Напока), где к этой конфессии присоединилась бóльшая часть мадьярской знати. Позже унитарии подвергались преследованиям как со стороны князей реформатского (кальвинистского) исповедания, так и со стороны католиков Трансильвании, в результате количество униатарианских церквей сократилось с 425 в сер. XVI в. до 125 в 1700 г. В 2015 г. в унитарианской церкви действовало 147 храмов. Службы проходят на венг. языке, поскольку членами этой церкви являются только венгры. В 2012 г. унитарианская церковь Трансильвании воссоединилась с Венгерской унитарианской церковью (Biserica unitarian maghiar). Форма организации культа - синодально-пресвитериальная, приходы обладают автономией. На центральном уровне унитарианская конфессия управляется синодом (во главе к-рого стоят епископ и 2 куратора), высшей консисторией и церковной консисторией. Подготовка священников производится в рамках унитарианской секции Единого протестантского ин-та в Клуж-Напоке, этому культу принадлежат также 2 церковных лицея. Унитарианская церковь Румынии входит в Международную ассоциацию за религ. свободу с центром во Франкфурте-на-Майне (Германия) и в Международный совет унитариев и универсалистов.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Конгрегации, так же как и вышестоящие звенья церковной структуры - конференции и епархии, имеют как духовного (епископ), так и светского (инспектор) руководителя. Светский руководитель фактически занимает более высокое положение, чем духовный. То же самое относится и к церкви в целом, где ее главой де-факто является генеральный инспектор. Органами власти на всех уровнях церковной администрации являются церковные собрания (конвенции). Теологическая подготовка проводится в синодо-пресвитерианской секции Протестантского института в Клуж-Напоке. Церковь является членом Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей и Всемирной лютеранской федерации. В 2011 г. к конфессии относилось свыше 20,1 тыс. чел., действовало 47 культовых сооружений. Лит.: Reinerth K. Humanismus u. Reformation bei den Siebenbürger Sachsen//Südostdeutsches Archiv. Münch., 1970. Bd. 13. S. 56-76; Benga D. Marii reformatori lutherani i Biserica Ortodox. Bucur., 2003; Niculescu A. Avatarurile protestantismului românesc: Reforma, reformele//Dacoromania. S. N. Cluj-Napoca, 2004/2005. N 9/10. P. 45-59; Szegedi E. Naterea i formarea identitii confesionale luterane în Transilvania: Între exigene teologice i constrângeri politice//Studia Universitatis Cibiniensis. Ser.: Historica. Sibiu, 2009. Vol. 6. P. 117-148; Abrudan M. Gh. Ortodoxie i luteranism în Transilvania între Revoluia paoptista i Marea Unire: Evoluie istoric i relaii confesionale: Diss. Cluj-Napoca, 2015; Louthan H., Murdock G. A Companion to the Reformation in Central Europe. Leiden, 2015; Rotaru I.-Gh. Johannes Honterus: God " s Evangelist in Transylvanian Lands//J. teologic. Bucur., 2018. Vol. 17. N 1. P. 161-184; Dobrincu D., M n stireanu D. Omul evanghelic: O explorare a comunitilor protestante româneti. Iai, 2019. Реформатская церковь Румынии (румын. Biserica Reformat din România). Кальвинизм появился и консолидировался в Трансильвании в силу радикализации доктрины венг. лютеран, между 1550 и 1560 гг., когда в их среде проявилось стремление к образованию собственной конфессии в соответствии с этническими критериями. После неск. неудачных попыток объединиться с лютеранами-саксами в единую структуру 1-й венг. кальвинистский еп. Франц (Ференц) Давид (1556-1566) перешел со своей епархией в реформатскую веру, что было признано гос. собранием Трансильвании в 1566 г. В том же году из лютеранства в кальвинизм перешел трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи, в связи с чем была учреждена реформатская епархия в Аюде (1570-1580), позже перенесенная в Клуж (ныне Клуж-Напока). Будучи конфессией с сильно выраженным национальным началом и антикатолической по духу, Реформатская церковь взяла в свое вéдение мн. церкви и собственность, ранее принадлежавшие католикам; с усилением позиций Римско-католической Церкви в результате Контрреформации (при Габсбургах) была вынуждена вернуть.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Лит.: Melchisedek ( tef nescu), ep. Lipovenismul adic schismaticii sau rscolnicii i ereticii ruseti: Dupa autori rui i izvoare naionale române. Bucur., 1871; Pl tic M. Cultul cretin de rit vechi//BOR. 1960. An. 78. N 9/10. P. 939-954; Ipatiov F. Ruii lipoveni din România: Studiu de geografie uman. Cluj-Napoca, 2001; Варварич Л. Буковинское старообрядчество в период румын. владычества 1918-1950 гг., 1941-1944 гг.//Липоване. Од., 2008. Вып. 5. С. 103-108; Магола А. А. Деятельность владыки Иннокентия Усова в «богоспасаемом Румынском королевстве»//Там же. С. 93-102; Федорова А. И. Взаимоотношения власти и Правосл. Церкви Румынии со старообрядцами Бессарабии, 1918-1944//Там же. 2013. Вып. 10. С. 105-114; Tudose P. Ruii lipoveni din România: Istorie i actualitate. Bucur., 2015; Гаврюшина Л. К. Старообрядческие села Румынии: Жизнь поколений и судьба традиций//Слав. мир в третьем тысячелетии. 2018. 3/4. С. 160-173; Motora A. Relaie i dialog între Biserica Ortodox Român i Biserica Ortodox de Rit Vechi din România//Altarul Reintregirii. Alba Iulia, 2019. An. 24. N 2. P. 89-102. Электр. ресурсы: www.borv.ro (офиц. сайт ДСЦР); Пригарин А. А. Старообрядчество в Румынии: Краткий очерк истории и характ-ка совр. В. В. Боченков, Э. П. Ц. Армянская Апостольская Церковь Румынии (румын. Biserica Armean din România; также - Румынская архиепископия Армянской Апостольской Церкви). Появление армян на территории совр. Р. относят к I тыс. по Р. Х., оно было обусловлено проходившими здесь торговыми путями, благодаря к-рым развивались экономические отношения между Сев.-Зап. Причерноморьем и Центр. Европой. Также в нек-рых визант. хрониках (Себеоса и др.) есть упоминание о насильственном переселении армян в Трансильванию, осуществленном при визант. императорах Маврикии (582-602), Фоке (602-610), Константине V (741-775) и Василии II Болгаробойце (976-1025) ( Степанос Таронеци. 1885. С. 201; Strzygowzki. 1918. P. 736). Наиболее древним свидетельством арм. поселений на румын. землях является могильный камень 967 г., найденный близ арм. церкви в ходе раскопок в Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и содержащий арм. надписи. В венг. хрониках (Яноша Туроци, Шимона из Кезы) сохранились сведения о том, что во времена правления в Венгерском королевстве вел. кн. Гезы (972-997) и кор. Стефана I Великого (1000/01-1038) представители мн. народов осели в Трансильвании и получили привилегии; среди них были армяне, к-рые основали здесь свою колонию. Арм. историк Христ Лукаци, опираясь на сведения арм. историка VIII в. Гевонда, писал, что армяне и хазары появились в Трансильвании в VIII в. (Historia Armenorum Transsilvaniae. 1859. P. 9, 12). Крупные арм. общины существовали в трансильванских городах Брашов, Сибиу, Бистрица, Герла, Думбрэвени, Георгени, Фрумоаса, Реметя, Шимлеул-Чукулуй, Деж, Клуж (ныне Клуж-Напока), Турда.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Епископскую кафедру из Герлы перенесли в Клуж (ныне Клуж-Напока), где была основана Богословская академия (1930). В Риме была учреждена Румынская коллегия. В то же время упрочилось юридическое положение Румынской греко-католической Церкви: Конституция Р. 1923 г. признала ее национальный характер («Румынская Церковь» - Biserica Româneasc) и поставила ее на 2-е место среди религ. орг-ций (после РумПЦ). Юридические права Румынской греко-католической Церкви были гарантированы конкордатом с Папским престолом (10 мая 1927, официально заключен 7 июля 1929), при этом оговаривалось, что архиереев назначал Папский престол по согласованию с властями Р. В 1930 г. была учреждена 4-я греко-католич. епархия - Марамурешская, с кафедрой в Бая-Маре. По переписи населения 1930 г., греко-католики составляли 7,9% населения страны; в Трансильвании они представляли большинство (31,1% населения; Православие исповедовали 27,8%); в Банате к Румынской греко-католической Церкви принадлежали 3,6%, в Кришане - 25,2%, в Марамуреше 36,8%. В 1934 г. в юрисдикцию греко-католич. митрополии Фэгэраша и Алба-Юлии и др. румынских епархий были возвращены 67 приходов цинута Секу, к-рые с 1912 г. входили в венг. греко-католич. еп-ство Хайдудорога. После установления коммунистического режима (1948) власти Р. приняли меры к ликвидации Румынской греко-католической Церкви, существование которой рассматривалось как угроза гос. строю (к тому времени Церковь насчитывала 1,8 млн верующих, ок. 1,7 тыс. священнослужителей и имела ок. 2,5 тыс. церквей). После еп. Йоана Сучу, администратора митрополии, отстраненного за антикоммунистическую деятельность (3 сент. 1948), было смещено большинство др. епископов (18 сент.). Греко-католич. духовенство было созвано на собрание в Клуже 1 окт. 1948 г.; вопреки ожиданиям властей греко-католич. епископ Клужский Юлиу Хоссу отказался возглавить мероприятие и отлучил от Церкви всех его участников. На собрании присутствовали протопоп Траян Белашку и 37 священников, из них 36 чел. согласились перейти в Православие и были приняты митрополитом Трансильванским Николаем (Бэланом), а затем в торжественной обстановке - правосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Адвентистская церковь Румынии является частью Всемирной организации адвентистов седьмого дня, к-рой управляет Общее собрание, она подчиняется тем же правилам, к-рые действуют во всем мире. Является частью межъевропейского отделения с центром в Берне, одного из 13 существующих в мире отделений адвентистской церкви. Лит.: Ro ca-N st sescu B. Adventismul în România: Scurt ismoric pentru cei tineri. Bucur., 2003; Modoran Gh. Începuturile Bisericii adventiste în plan mondial i în România//TheoRhéma. Cernica, 2008. Vol. 3. N 1. P. 174-217; Popa D. Pagini din istoria Bisericii adventiste de ziua a aptea din România. Bucur., 2008. 2 vol.; Rotaru I.-Gh., Opri D. I., Ro ca-N st sescu B. O istorie a adventismului de ziua a aptea din România. Bucur., 2009; Neagu D.-A. Istoria Bisericii adventiste din România de la începutul sec. XX: Reflectat n rapoartele statistice ale conferinei generale//TheoRhéma. 2010. Vol. 5. N 1. P. 124-142. Религиозная организация свидетелей Иеговы (Organizaia religioas martorii lui Iehova). Иеговы свидетели проникли в Р. благодаря деятельности 2 венг. иеговистов - Й. Кишша и К. Сабо, к-рые, отправившись в США на заработки, встретились с основателем секты Ч. Т. Расселлом. Вернувшись в Р. в 1911 г., они организовали 1-й иеговистский центр в Тыргу-Муреше (Трансильвания). В 1920 г. из США был прислан Й. Б. Сима, бывш. греко-католик румын. происхождения. Нек-рое время он занимался проповеднической деятельностью, однако вскоре принял Православие и стал критиком иеговизма. В этот же период в Венгрии сформировались неск. центров распространения иеговизма. Особенно активной проповедь иеговистов стала после вхождения в 1918 г. в состав Р. Трансильвании: были основаны миссионерские центры в трансильванских городах Тыргу-Муреше и Валя-Жиулуй, в Клуже (ныне Клуж-Напока) был создан филиал орг-ции Watch Tower Bible and Tract Society, ведавшей странами Юго-Вост. Европы (Венгрией, Болгарией, Р. и Албанией), была устроена типография по изданию Библии. К 1920 г. число иеговистов в Р.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Лит.: Pall F. Frmântarile sociale i religioase din Cluj în jurul anului 1570//Anuarul Institutului de istorie. Cluj, 1962. N 5. P. 7-34; Erdo J. The Foundations of the Transylvanian Unitarian Church//Faith and Freedom. Oxf., 1970. Vol. 23. N 2. P. 61-70; J ó zcef (Ferencz), bishop. Hungarian Unitarianism in the 19th and 20th Cent. Chico, 1990; Greenwood A., Harris M. W. An Introduction to the Unitarian and Universalist Traditions. Camb., 2011; Sayavedra M., Walker M. Curriculum: The Garden of Unitarian Universalism. Unit 2: Transylvania: The Oak Tree//icuu.net/2015/11/11/curriculum [Электр. ресурс]. Баптистская церковь Румынии (румын. Biserica baptist din România; также - Союз христианских баптистских церквей Румынии, румын. Cultul cretin baptist-uniunea bisericilor cretine baptiste din România). Первые баптисты в Р. были немцами по происхождению и появились в Бухаресте в 1856 г.; в 1865 г. они получили офиц. право на отправление своего культа. В 1862 г. группа баптистов из Малороссии прибыла в Добруджу и основала свою общину с молельным домом в с. Каталой, а в 1870 г.- общину в г. Тулча. Неск. баптистских общин образовали в Трансильвании этнические немцы. В 1875 г. они основали 1-й молельный дом в Клуже (ныне Клуж-Напока). В 1871 г. крупным баптистским центром Трансильвании стал г. Салонта; к 1875 г. здесь обратились в баптизм мн. венгры реформатского исповедания. Первая румын. баптистская церковь была основана в Кеше (жудец Бихор) в 1886 г. на территории, к-рая стала центром баптизма в Р. Общины баптистов-немцев сформировались также в Буковине и Бессарабии, где в нач. XX в. они развернули интенсивную миссионерскую деятельность. Баптистские общины были независимы друг от друга, пока в 1920 г. не был образован Союз общин христиан-баптистов. В 1930 г. в Р. насчитывалось свыше 60,5 тыс. баптистов; в 1942-1944 гг. деятельность баптистов, как и др. евангелических культов, была запрещена, церкви закрыты. Позднее, при режиме Чаушеску, баптист. орг-ции находились под гос. контролем, а общины - под постоянным наблюдением.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010