Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД [венг. David] Ференц (ок. 1510, Коложвар (Клаузенбург), ныне Клуж-Напока, Румыния - 15.11.1579, Дьюлафехервар (Вайсенбург), ныне Алба-Юлия, Румыния), первый епископ унитариев . Сын сапожника, изучал теологию в Виттенбергском ун-те. В 1551-1552 гг. был ректором в школе г. Бестерце (Бистриц, ныне Бистрица). В 1552 г. Д. перешел в лютеранство и через 2 года приехал в качестве первого лютеран. проповедника в Петерфальву (Петерсдорф, ныне Петрешти). В 1555 г. занял пост ректора в школе г. Коложвар, в 1556 г. стал суперинтендантом кальвинист. венг. церкви в Трансильвании и проповедником при дворе Яноша Жигмонта Запойяи. В 1566 г. принял сторону унитариев в диспуте с Петером Каройи, ректором ун-та г. Коложвар. В следующем году Янош Жигмонт предоставил в пользование трансильванским унитариям типографию в г. Дьюлафехервар, где и были напечатаны их первые работы. 6-13 янв. 1568 г. в г. Торда (Торенбург, ныне Турда) состоялось заседание ландтага, на к-ром было принято решение признать унитаризм офиц. религией. Епископом образованной унитарианской церкви стал Д. Он, как и все реформаторы, считал, что необходимо возвращение Церкви к простоте апостольских времен. Д. выступал против почитания Христа и утверждал, что существует один Бог - Отец и Создатель вселенной. Христос же существует как божественное соизволение, но он не предсуществовал в вечности, а возник со Своим воплощением, родившись сверхъестественным образом от человеческой жены Марии. Св. Дух не Третье Лицо Троицы, а сила, исходящая от Отца через Сына. После смерти Яноша Жигмонта (14 марта 1571) распространение унитарианства замедлилось из-за католич. Контрреформации и в связи с изоляцией от др. протестант. течений. 17 сент. 1571 г. Стефан Баторий, трансильванский воевода, издал указ, запрещавший печатать унитарианские произведения без специального разрешения, и конфисковал типографию. Указ Стефана Батория запрещал также написание сочинений о богословских аспектах веры унитариев. По доносу Георгия Бландрата Д. был запрещен в служении и помещен под домашний арест. 1 июня 1569 г. на ландтаге в Дьюлафехерваре Д. приговорили к пожизненному тюремному заключению, во время которого он скончался. Соч.: Refutatio scripti Georgii Maioris, in quo Deum Trinum in personis, et unum in Essentia. S. l., 1569; Defensio. De dualitate: Tractatus. Cracoviae, 1582. Лит.: Bod P. Historia Unitariorum in Transsylvania. Lugduni Batavorum, 1776; Gyallay P. D. Dévid Ferenc életrajza: 1510-1579. Kolozsvár, 1912; Wilbur E. M. A History of Unitarism In Transylvania, England, and America. Boston, 1952; Antitrinitarism in the Second Half of the 16th Cent./Ed. R. Dan, A. Pirnat. Bdpst., 1982; Szász J. Dávid Ferenc. Bdpst., 1982; Balázs M. Az erdélyi antitrinitarizmus az 1560-as évek végén. Bdpst., 1988; idem. Teológia és irodalom: Az erdélyen kivüli antitrinitarizmus kezdetei. Bdpst., 1998. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168506.html

Лит.: Pall F. Frmântarile sociale i religioase din Cluj în jurul anului 1570//Anuarul Institutului de istorie. Cluj, 1962. N 5. P. 7-34; Erdo J. The Foundations of the Transylvanian Unitarian Church//Faith and Freedom. Oxf., 1970. Vol. 23. N 2. P. 61-70; J ó zcef (Ferencz), bishop. Hungarian Unitarianism in the 19th and 20th Cent. Chico, 1990; Greenwood A., Harris M. W. An Introduction to the Unitarian and Universalist Traditions. Camb., 2011; Sayavedra M., Walker M. Curriculum: The Garden of Unitarian Universalism. Unit 2: Transylvania: The Oak Tree//icuu.net/2015/11/11/curriculum [Электр. ресурс]. Баптистская церковь Румынии (румын. Biserica baptist din România; также - Союз христианских баптистских церквей Румынии, румын. Cultul cretin baptist-uniunea bisericilor cretine baptiste din România). Первые баптисты в Р. были немцами по происхождению и появились в Бухаресте в 1856 г.; в 1865 г. они получили офиц. право на отправление своего культа. В 1862 г. группа баптистов из Малороссии прибыла в Добруджу и основала свою общину с молельным домом в с. Каталой, а в 1870 г.- общину в г. Тулча. Неск. баптистских общин образовали в Трансильвании этнические немцы. В 1875 г. они основали 1-й молельный дом в Клуже (ныне Клуж-Напока). В 1871 г. крупным баптистским центром Трансильвании стал г. Салонта; к 1875 г. здесь обратились в баптизм мн. венгры реформатского исповедания. Первая румын. баптистская церковь была основана в Кеше (жудец Бихор) в 1886 г. на территории, к-рая стала центром баптизма в Р. Общины баптистов-немцев сформировались также в Буковине и Бессарабии, где в нач. XX в. они развернули интенсивную миссионерскую деятельность. Баптистские общины были независимы друг от друга, пока в 1920 г. не был образован Союз общин христиан-баптистов. В 1930 г. в Р. насчитывалось свыше 60,5 тыс. баптистов; в 1942-1944 гг. деятельность баптистов, как и др. евангелических культов, была запрещена, церкви закрыты. Позднее, при режиме Чаушеску, баптист. орг-ции находились под гос. контролем, а общины - под постоянным наблюдением.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Адвентистская церковь Румынии является частью Всемирной организации адвентистов седьмого дня, к-рой управляет Общее собрание, она подчиняется тем же правилам, к-рые действуют во всем мире. Является частью межъевропейского отделения с центром в Берне, одного из 13 существующих в мире отделений адвентистской церкви. Лит.: Ro ca-N st sescu B. Adventismul în România: Scurt ismoric pentru cei tineri. Bucur., 2003; Modoran Gh. Începuturile Bisericii adventiste în plan mondial i în România//TheoRhéma. Cernica, 2008. Vol. 3. N 1. P. 174-217; Popa D. Pagini din istoria Bisericii adventiste de ziua a aptea din România. Bucur., 2008. 2 vol.; Rotaru I.-Gh., Opri D. I., Ro ca-N st sescu B. O istorie a adventismului de ziua a aptea din România. Bucur., 2009; Neagu D.-A. Istoria Bisericii adventiste din România de la începutul sec. XX: Reflectat n rapoartele statistice ale conferinei generale//TheoRhéma. 2010. Vol. 5. N 1. P. 124-142. Религиозная организация свидетелей Иеговы (Organizaia religioas martorii lui Iehova). Иеговы свидетели проникли в Р. благодаря деятельности 2 венг. иеговистов - Й. Кишша и К. Сабо, к-рые, отправившись в США на заработки, встретились с основателем секты Ч. Т. Расселлом. Вернувшись в Р. в 1911 г., они организовали 1-й иеговистский центр в Тыргу-Муреше (Трансильвания). В 1920 г. из США был прислан Й. Б. Сима, бывш. греко-католик румын. происхождения. Нек-рое время он занимался проповеднической деятельностью, однако вскоре принял Православие и стал критиком иеговизма. В этот же период в Венгрии сформировались неск. центров распространения иеговизма. Особенно активной проповедь иеговистов стала после вхождения в 1918 г. в состав Р. Трансильвании: были основаны миссионерские центры в трансильванских городах Тыргу-Муреше и Валя-Жиулуй, в Клуже (ныне Клуж-Напока) был создан филиал орг-ции Watch Tower Bible and Tract Society, ведавшей странами Юго-Вост. Европы (Венгрией, Болгарией, Р. и Албанией), была устроена типография по изданию Библии. К 1920 г. число иеговистов в Р.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

М. стремился к выдвижению на вакантные места в церковной иерархии людей, способных наилучшим образом исполнять пастырские обязанности и обеспечивать эффективность работы административного аппарата Церкви. Достижения М. в поддержке церковного и богослужебного единства считают наиболее важными в его деятельности. В процессе реорганизации церковной жизни были созданы новые епархии: в Ораде (1920), Армейская епископия с кафедрой в Алба-Юлии (1921), епископия Хотинская с кафедрой в Бельцах (ныне Бэлць, Молдова), епископия Белгородская с кафедрой в Измаиле (ныне в Одесской обл., Украина) (1923); возобновили деятельность древние епископские центры в Клуже (ныне Клуж-Напока, Румыния) (1921), в Констанце (1923), миссионерская епископия для румын в Америке (1934), в Марамуреше (1937). Конституция Румынии 1923 г. предоставила Церкви определенную автономию и защиту в случае вмешательства в церковную жизнь политических сил. В целях интенсификации пастырско-миссионерской деятельности М. создал в 1922 г. Библейский ин-т в Бухаресте для издания богослужебных книг и др. церковной лит-ры. Возобновил издание ж. «Biserica Ortodox Român» (Румынская Православная Церковь), прекратившего существование в годы первой мировой войны. По инициативе М. также был создан ж. Бухарестской епископии «Apostolul» (Апостол), появились епархиальные журналы и в др. епархиях. 4 февр. 1925 г. М. был возведен в сан патриарха (интронизирован 1 нояб. того же года), т. о. РумПЦ приобрела статус Патриархии, М. стал 1-м патриархом Румынским. 6 мая 1925 г. Парламент Румынии принял закон и статут об организации и функционировании РумПЦ. В административном отношении в нее входили: митрополии Унгро-Влахийская (включавшая Бухарестскую архиепископию и епископии Рымника и Ноул-Северина, Бузэу, Арджеша, Констанцы), Молдавская и Сучавская (состоявшая из Ясской архиепископии, Романской, Хушской и Нижнедунайской епископий), Ардяльская (делившаяся на архиепископию Албы-Юлии и Сибиу и епископии Арада, Карансебеша, Оради и Клужа), Буковинская (объединившая Чернэуцкую (Черновицкую) архиепископию и Хотинскую епископию) и Бессарабская (в составе с Кишинёвской архиепископией и епископией Четатя-Албэ-Измаил).

http://pravenc.ru/text/2563338.html

Законом 1734 г. определялась административно-территориальная структура как Лютеранско-евангелической церкви Аугсбургского исповедания, так и Реформатской церкви. Оживилась деятельность нек-рых старых монашеских орденов, в частности ордена св. Павла, а также появились новые. С кон. XVII в. большим влиянием стал пользоваться орден пиаристов, появившийся в В. в 1642 г. В 1721 г. пиаристы образовали самостоятельную венг. провинцию, что обусловило его дальнейший подъем. На их попечении находилось школьное образование. В В. к сер. XVIII в. действовали 14 полных и 7 неполных гимназий ордена, обучение в к-рых было бесплатным; в гимназиях Пешта и Ваца, самых многочисленных, программа дополнялась 2-летним курсом философии. Мн. родители предпочитали отдавать своих детей в гимназии пиаристов, т. к. обучение в иезуитских гимназиях отличалось излишним консерватизмом. Тем не менее в 1-й пол. XVIII в. орден иезуитов также переживал подъем, не в последнюю очередь благодаря своим учебным заведениям. В нач. века появилось 10 новых иезуитских коллегий, все высшее и значительная часть ср. образования находились в руках ордена: ун-т в Надьсомбате, высшие школы в Коложваре (ныне Клуж-Напока, Румыния) и Кашше (ныне Кошице, Словакия), расширенные гимназии в Буде, Эгере, Дьёре, а кроме этого свыше 42 гимназий, в к-рых обучалось ок. 8 тыс. учащихся. На рубеже XVII-XVIII вв. в стране получил распространение пиетизм - протестант. учение, делавшее упор на индивидуальный характер религ. переживаний и разделявшее сферу религ. и мирского. Основателем этого религ. направления в В. был Янош Апацай Чере. Пиетисты большое внимание уделяли воспитанию и образованию молодежи на родных языках и помощи бедным слоям населения, создавая приюты, дома для бедных, больницы и т. д. Бюст кор. Ласло I. 1400 г. (кафедральный собор в Дьёре) Бюст кор. Ласло I. 1400 г. (кафедральный собор в Дьёре) В правление Марии Терезии (1740-1780) и Иосифа II (1780-1790) был проведен ряд реформ в духе Просвещения, к-рые затронули Церковь и систему образования. Реформы, проводившиеся в XVIII в., ставили целью подчинить Церковь гос-ву и ограничить влияние духовенства во владениях Габсбургов. Согласно указу Марии Терезии от 1767 г., папские буллы вступали в силу во владениях Габсбургов только с одобрения монарха. Иосиф II в 1781 г. подтвердил это распоряжение и распространил его действие на В. Постановлением от 1768 г. отменялись привилегии, данные папами местным мон-рям, освобождавшие от гос. повинностей. Духовенству запрещались непосредственные контакты с Римской курией, монашеским орденам - исполнять предписания тех орденских властей, к-рые находились за пределами страны. В 1776-1777 гг. было введено новое территориально-адм. деление в Церкви и созданы 5 новых католич. (Сепеш, Секешфехервар, Сомбатхей, Бестерцебанья) и 2 греко-католич. (Надьварад, Кёрёш) еп-ства, выросло и число сельских приходов.

http://pravenc.ru/text/150197.html

[Румыния; румын. România], гос-во в Юго-Вост. Европе. Граничит на северо-западе с Венгрией, на севере и востоке - с Украиной, на северо-востоке - с Молдавией, на юго-западе - с Сербией, на юге - с Болгарией, на юго-востоке имеет водную границу с Чёрным м. Территория - 238 391 кв. км. Население - свыше 19,4 млн чел. (2019). Столица - Бухарест (1,88 млн чел., 2011, перепись). Крупнейшие города: Клуж-Напока (324,6 тыс. чел., 2011), Тимишоара (319,3 тыс.), Яссы (290,4 тыс.), Констанца (283,9 тыс.), Крайова (269,5 тыс.), Брашов (253,2 тыс.), Галац (249,7 тыс.), Плоешти (209,9 тыс.), Орадя (196,4 тыс.), Брэила (180,3 тыс.). Адм. деление - 41 жудец и 1 муниципий (Бухарест). Офиц. язык - румынский. Р.- член ООН (1955), МВФ (1972), ОБСЕ (1973; до 1995 - СБСЕ), Совета Европы (1993), ВТО (1995), НАТО (2004), ЕС (2007). География. Территория Р. отличается сложным и разнообразным рельефом. Преобладают, занимая почти равные площади (ок. 35%), средневысотные горы (высотой более 800 м) и разновысотные холмистые и платообразные возвышенности. Основная горная система - Карпаты, охватывающая центральные районы Р. и разделяющаяся на Вост. Карпаты, Юж. Карпаты и Зап. Румынские горы. Вост. Карпаты простираются с северо-запада на юго-восток приблизительно на 300 км, образованы средневысотными плосковершинными хребтами и массивами (наиболее значительная вершина - гора Пьетрос, 2303 м), разделенными продольными и поперечными тектоническими долинами. Наиболее высокая горная система Р.- Юж. Карпаты (гора Молдовяну, 2544 м,- самая высокая точка Р.), протянувшиеся на 270 км с востока на запад; они состоят из крутосклонных, глубоко расчлененных массивов с альпинотипными гребнями (хребты Фэгэраш, Царку, горы Лотру), пересеченных глубокими ущельями (сквозная долина р. Олт, Железные Ворота на р. Дунай). Зап. Румынские горы включают платообразный массив Бихор (гора Куркубэта-Маре, 1848 м) и сильнорасчлененные горы Траскэу и Металифери. В горах Бихор широко развит карст (пещеры Вынтулуй, пропасть Шесури и др.). Между Южными и Восточными Карпатами расположено обширное Трансильванское плато (высота 600-800 м). С востока вдоль Карпат простирается полоса сильнорасчлененных предгорий, в т. ч. холмистая крутосклонная Молдавская возвышенность (высота до 587 м). На юго-востоке, вне системы Карпат,- невысокое холмистое и закарстованное плато Добруджа, обрывающееся уступами к выровненным берегам Чёрного м.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Делегация Русской Церкви участвует в Съезде православной молодежи Клуж-Напока (Румыния), 6 сентября 2015 г.      4 сентября 2015 года в г. Клуж-Напока в Румынии открылся Съезд православной молодежи Европы, сообщает Патриархия.ru . Торжественная церемония открытия прошла на главной площади города перед кафедральным собором Успения Пресвятой Богородицы. Мероприятие, которое возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, посетили более 6 тысяч молодых людей из 20 стран мира. Русскую Православную Церковь представляла делегация Синодального отдела по делам молодежи, в состав которой вошли юноши и девушки из России, Украины, США, Германии и других стран. Важной частью мероприятия стал парад флагов стран-участников съезда. Флаг Российской Федерации несли участники делегации Русской Православной Церкви Екатерина Сапронова и Александр Шанель. Церемония открытия завершилась вечерним молитвенным правилом. 5 сентября в рамках съезда состоялась встреча российской и украинской молодежных делегаций. Встреча началась со вступительного слова иерея Василия Родионова, координатора молодежной работы в ближнем и дальнем зарубежье Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата.      Участники встречи обсудили актуальные вопросы молодежного служения, поделились своим опытом, а также обсудили противоабортные инициативы. К собравшимся обратился руководитель службы коммуникации Синодального отдела по делам молодежи Евгений Новиков, который отметил необходимость постоянного диалога и сотрудничества между религиозными организациями и СМИ для актуального информирования общества о деятельности Церкви. Мероприятие посетили митрополит Клужский Андрей (Румынская Православная Церковь) и архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. После обеденного перерыва секцию возглавил епископ Обуховский Иона, викарий Киевской епархии, председатель Синодального отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви. Также в беседе приняли участие: иерей Сергий Бондарев, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене (Дания); иерей Владимир Баянов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Вюртсбурге (Германия). Съезд православной молодежи Европы продлится до 7 сентября. Для делегатов подготовлены культурная, духовная и образовательная программы. Фото: http://sinodmrpc.ru/ 6 сентября 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81897.html

Клуж-Напока. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Catedrala Mitropolitan Ortodox Român " Adormirea Maicii Domnului " /// Епархия неизвестна Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1923 и 1933. Архитектор:Георге Кристинел, Константин Помпониу Адрес: Румыния, жудец Клуж, м. Клуж-Напока, пл. Аврама Янку, д. 18 Piaa Avram Iancu 18, Cluj-Napoca, Cluj, România Координаты: 46.771953, 23.596327 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36658

Клуж-Напока. Национальный этнографический парк имени Ромула Вуя. Parcul Etnografic Naional " Romulus Vuia " Музей деревянного зодчества.    Год постройки:1929. Ссылки:   Адрес: Румыния, жудец Клуж, м. Клуж-Напока, ал. Музея Етнографии Aleea Muzeului Etnografic, municipiul Cluj-Napoca, judeul Cluj, România Координаты: 46.777137, 23.560727 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Статьи Статей пока нет. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43953

Клуж-Напока. Национальный этнографический парк имени Ромула Вуя. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов из деревни Киралеш жудеца Бистрица-Нэсэуд. Biserica Ortodox Român " Sfinii Arhangheli Mihail i Gavriil " din Chirale Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила и Гавриила Архангелов Год постройки:приблизительно 1675 - 1700. Адрес: Румыния, жудец Клуж, м. Клуж-Напока, ал. Музея Етнографии Aleea Muzeului Etnografic, municipiul Cluj-Napoca, judeul Cluj, România Координаты: 46.778015, 23.554641 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43985

   001   002     003    004    005    006