В 1544 г. собрание Университета саксов (лат. Universitas Saxonica, национальный орган саксов Трансильвании) приняло постановление о введении Реформации на землях саксов в Вост. Трансильвании в городах, а в 1545 г.- в селах. В 1547 г. был составлен регламент Kirchenordnung aller Deutschen in Siebenbürgen (Церковные правила для всех немцев в Трансильвании), целью которого была регламентация реформаторского движения. С принятием регламента был достигнут компромисс между радикалами и умеренными. В 1550 г. Kirchenordnung был введен во всех церквах трансильванских саксов ( Reinerth. 1979. S. 170-190). Одновременно происходила самоорганизация клира: в 1553 г. в Брашове было основано лютеран. еп-ство трансильванских саксов (кафедра перенесена в 1570 в Бьертан и в 1868 - в Сибиу), в том же году было создано суперинтендантство в Сибиу, в 1556 г.- в Клуже (ныне Клуж-Напока). Мотивом для принятия этих мер стала поддержка Реформации в венг. городах, к-рые находились за пределами политических структур сообщества трансильванских саксов (напр., Клуж). Собрание в Тыргу-Муреше в 1555 г. отменило оплату саксонским клиром censum cathedraticum (налога на приходской доход) - этим актом был осуществлен и закреплен выход из дореформационных церковных структур Трансильвании ( Szegedi. 2009). Светские лица сыграли преобладающую роль в инициировании и поддержке Реформации в Трансильвании. Именно поддержка со стороны бóльшей части местной знати, городов и сельских общин саксов и секуев, как и османская угроза, привели к тому, что реформаторское движение вышло из-под контроля властей. Решения гос. собраний, прошедших в Турде в апр. 1545 и в мае 1548 гг., раскрыли позицию центральной власти, вынужденной проводить политику долгосрочного религ. перемирия между различными сторонами, перешедшего затем в религ. мир. Габсбургская власть в 1551-1556 гг. не смогла замедлить динамику Реформации. Решение гос. собрания в Турде в 1550 г., подтвержденное решениями гос. собраний последующих лет, постановило, что каждый имеет право хранить свою веру и должен воздерживаться от нанесения ущерба представителям др. вер. Взаимное признание и терпимость стали правилом в религ. политике гос-ва. Выбор стоял гл. обр. между 2 религ. направлениями: евангелическим (лютеранским) и римско-католическим (т. н. старой религией). На гос. собрании в Медиаше (10 июня 1554) оба религ. выбора рассматривались как различные формы выражения одной и той же единой христ. веры. Моделью для разрешения конфликта, вызванного религ. инновациями, послужил Аугсбургский религиозный мир (25 сент. 1555), признавший лютеранство гос. религией Свящ. Римской империи и установивший право государей на выбор вероисповедания ( Eadem. 2006. S. 146-153).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

К XIV в. относятся свидетельства существования иудейской (караимской) общины в г. Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), расположенном около Чёрного м. После основания Молдавского и Валашского княжеств их правители - такие как валашский господарь Дан I (1383-1386) и молдав. Александру I Добрый (1400-1432) - предложили протекцию и привилегии евр. купцам. В Молдавском княжестве условия оказались более благоприятными; в нач. XV в. в г. Роман уже существовала деревянная синагога, в которой бывали господари Александру I Добрый и Богдан III Кривой (1504-1517). В евр. устной традиции сохранились также неподкрепленные источниками сведения о том, что Богдан III пожертвовал синагоге Романа средства, на к-рые был куплен свиток Торы, названный «Тора Богдана Водэ» (сгорел во время пожара). Достоверно известно, что в 1473-1474 гг. при молдав. господарском дворе св. Стефана III Великого (1457-1504) в качестве посла персид. шаха Узуна Хасана находился сефард Исаак Бег (велись переговоры об антиосманском союзе); также сохранились сведения о пребывании при дворе еврея-медика от крымского хана Менгли-Гирея; в это же время логофетом (канцлером) был назначен еврей Иинак бен Бихьямин Шор из Ясс. После бегства евреев из Испании в Османскую империю в 1492 г. евр. общины сефардов появились в Валашском княжестве, особенно охотно евреи селились в Бухаресте и Крайове (1557-1559), а также в Молдавском княжестве. Ко времени правления молдав. господарей Штефана IX Томши (1611-1615, 1621-1623) и Георге Гики (1658-1659) относятся офиц. приглашения поселиться в Молдавском княжестве, сделанные купцам-евреям из Лемберга (Львова); однако эта инициатива не была реализована по причине нестабильности гос-ва. Спасаясь от истребления казаками Б. М. Хмельницкого (1648-1649), укр. евреи активно переселялись в Молдавское княжество; в 1671 г. в Яссах была сооружена синагога. После того как историческая область Банат в XVI в. была превращена в тур. пашалык, сюда из Османской империи стали иммигрировать евреи-сефарды; в 1623 г. трансильванский кн. Габор Бетлен предложил им привилегии и право селиться в Алба-Юлии (Трансильвания). Также известно о поселениях в этот период евреев в Клуже (ныне Клуж-Напока) и Сибиу.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Петр Николаевич Врангель, родившийся в Новоалександровске (ныне – Зарасай, Литва), получив инженерное образование в Петербурге, пошел волноопределяющимся в Лейб-гвардии Конный полк, сдав экзамен при Николаевском кавалерийском училище, был произведен в корнеты. Уйдя в запас, стал чиновником особых поручений при иркутском генерал-губернаторе. Молодой барон пользовался необычайной популярностью в светском обществе, среди дам и офицеров имея репутацию остроумного собеседника, был великолепным танцором и часто дирижировал на балах, воплощая эталонный образ блестящего аристократа. Однако начало Русско-японской войны подвело черту под недолгим мирным периодом его жизни, которая отныне будет связана лишь с армией и служением Родине. Хорунжий Забайкальского казачьего войска Петр Врангель не раз проявлял личную отвагу в боях против японцев. Следовали награды и продвижение по службе. Окончив Николаевскую военную академию и курс Офицерской кавалерийской школы к 1911 году, ротмистр Врангель встретил Первую мировую войну командиром эскадрона Лейб-Гвардии Конного полка. На фронте Великой войны он водил конногвардейцев в лихие атаки, срывая успехи противника, захватывал атакующие немецкие орудия, брал переправы и опрокидывал германские позиции. Будущий основатель советской власти в Венгрии имел к этой стране посредственное отношение. Бела Кун родился в 1886 году в трансильванской деревне Леле (ныне Румыния) в обеспеченной семье сельского нотариуса Самуэля Куна и Розы Гольдбергер, которая перешла из иудаизма в кальвинизм и устроила сына в престижный кальвинистский коллегиум в Клаузенбурге (нынеКлуж-Напока). С 16лет он увлекался левыми идеями и вступил в Венгерскую социал-демократическую партию. На юридическом факультете создавал подпольные кружки, а, бросив университет, рабочие организации; подался в журналистику. Инициатор беспорядков на промышленных предприятиях, Кун спровоцировал кровопролитные стычки с полицией, а после 15 месяцев тюрьмы вернулся к делу. Не избежал мобилизации в австро-венгерскую армию и попал в плен.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/26/bela_k...

Книги Б. на венг. язык переводили еще францисканцы во 2-й пол. XIV в., но их труды до нас не дошли. Первыми сохранившимися памятниками венг. библейских переводов являются рукописные фрагменты сер. XV - 1-й четв. XVI в. Наиболее значительными среди них являются отрывки т. н. гуситской Б.- перевод большей части ВЗ и всего НЗ, выполненный в 30-50-х гг. XV в. венг. гуситами Б. Уйлаки и Т. Печи. Первые печатные издания библейских книг содержат переводы венг. гуманистов, находившихся под влиянием Эразма Роттердамского. Это Послания ап. Павла в переводе Б. Комьяти (Краков, 1533), НЗ в переводе Г. Пешти (Вена, 1536). НЗ в переводе Я. Сильвестера (Шарвар, 1541) является первой печатной книгой Венгрии. Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. библейскими переводами в основном занимались протестанты. Особенно значительна переводческая и издательская деятельность трансильванского реформатора Г. Хельтаи, к-рый вместе со своими сотрудниками И. Дюлаи и П. Ю. Мелиусом в 1552-1565 гг. осуществил и издал в Коложваре (ныне Клуж-Напока, Румыния) и Дебрецене переводы НЗ и большинства книг ВЗ. К трудам этого кружка примыкает и перевод НЗ, выполненный Т. Феледьхази (Дебрецен, 1586). Первый полный перевод Б. сделал Г. Карой (Вижой, 1590). Этот труд, неоднократно впосл. пересматривавшийся и переиздававшийся, стал основным библейским текстом для всех венг. протестантов вплоть до наст. времени. Своего рода ответом на него стал изданный в 1626 г. в Вене католич. перевод всей Б., выполненный Д. Кальди, в предисловии к к-рому содержится прямое предостережение против чтения перевода «раскольника». Труд Кальди пересматривался в 30-х гг. XIX в., последняя редакция вышла в 1927-1934 гг. В 1972 г. был издан новый комментированный перевод Б. с учетом Иерусалимской Библии. Со 2-й пол. XIX в. пересматривается и перевод протестант. Б., в 1975 г. в свет вышел формально основанный на тексте Кароя, но фактически новый перевод. НЗ переводился и отдельно с католич. стороны Г. Бекешем и П. Даллошем (Рим, 1955), с протестант.- Л. Равасом (Будапешт, 1971).

http://pravenc.ru/text/209473.html

Первые христ. предметы, найденные на территории Трансильвании, относятся к IV в. Это канделябр с лат. надписью Ego Zenovius votuum posui (Я, Зеновий, принес дар), подаренный неким Зеновием церкви сельской общины (Бьертан, жудец Сибиу); драгоценный камень с изображением Доброго Пастыря с ягненком на плечах, происходящий, вероятно, из Потаиссы. К V-VI вв. относятся многочисленные предметы керамики (плошки) со знаком креста (Потаисса, Ульпия Траяна (Сармизегетуза), Герла, Фелдиоара, Меркяша (все на территории совр. жудеца Брашов)). Почти все эти предметы были привезены из западнорим. земель, однако нек-рые были сделаны в Сев.-Зап. Африке или имели сиро-палестинское происхождение; также среди находок есть копии, изготовленные в местных мастерских. К IV-VI вв. относятся христ. памятники, воздвигнутые на местах языческих мемориальных мест (погребальные ансамбли в Напоке (ныне Клуж-Напока) и Потаиссе). По мнению прот. Мирчи Пэкурариру, в период с нач. IV и до кон. IX в. территории совр. Р., включая Трансильванию, окормляли хорепископы, присланные либо К-польскими патриархами, либо архиепископы из Юстинианы Первой (ныне на территории Сербии), либо южно-дунайские епископы, либо из Добруджи ( Pcurariu . IBOR. 2004. Vol. 1. P. 196). Распространение христианства на территориях севернее Дуная происходило из Юж. Подунавья. На правом берегу Дуная и близлежащих территориях существовало ок. 15 епископских кафедр в городах Сингидун, Виминаций, Аквы, Ратиария, Кастра-Мартис, Эск, Новы, Сексагинта-Приста, Аппиария, Дуростор, Абритт, Никополь, Маркианополь, Томис и др. После Миланского эдикта распространение христианства в небольших поселениях в сельской местности было поручено хорепископам. Территории, соответствующие современным румынским провинциям Молдова и Мунтения, испытали влияние христианства, пришедшего сюда из М. Скифии, однако об интенсивности христ. жизни в раннее время ничего не известно. Очевидно, во II-III вв. здесь проповедовали также военнопленные римляне-христиане, привезенные из Каппадокии, Фригии и Галатии дакийскими племенами костобоков и особенно карпов, а также готами начиная с 257 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Венгерская унитарианская церковь Румынии (румын. Biserica unitarian maghiar din România). Начало деятельности унитарианской церкви в Трансильвании относится к сер. XVI в. Антитринитарные идеи (см. ст. Антитринитарии ) - отрицание догмата о Св. Троице - активно пропагандировал кальвинистский еп. Франц (Ференц) Давид, к-рый сначала был католиком, а с 1556 г. стал лютеранином. Эдикт о религ. терпимости, принятый в Турде в 1568 г., предоставил новой конфессии статус признанной, в эту веру обратился трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи, ставший единственным в истории правителем-унитарианцем. Хотя унитарианские идеи имели хождение в Европе, а позже распространились и в США, они так и не оформились в единую доктрину; также не сложилась общая организационная структура унитарианской церкви. Унитарианская церковь Трансильвании - это 1-я официально признанная унитарианская церковь в истории, хотя свое название, unitaria religio, она получила позже, в 1600 г. Ее центром был Клуж (ныне Клуж-Напока), где к этой конфессии присоединилась бóльшая часть мадьярской знати. Позже унитарии подвергались преследованиям как со стороны князей реформатского (кальвинистского) исповедания, так и со стороны католиков Трансильвании, в результате количество униатарианских церквей сократилось с 425 в сер. XVI в. до 125 в 1700 г. В 2015 г. в унитарианской церкви действовало 147 храмов. Службы проходят на венг. языке, поскольку членами этой церкви являются только венгры. В 2012 г. унитарианская церковь Трансильвании воссоединилась с Венгерской унитарианской церковью (Biserica unitarian maghiar). Форма организации культа - синодально-пресвитериальная, приходы обладают автономией. На центральном уровне унитарианская конфессия управляется синодом (во главе к-рого стоят епископ и 2 куратора), высшей консисторией и церковной консисторией. Подготовка священников производится в рамках унитарианской секции Единого протестантского ин-та в Клуж-Напоке, этому культу принадлежат также 2 церковных лицея. Унитарианская церковь Румынии входит в Международную ассоциацию за религ. свободу с центром во Франкфурте-на-Майне (Германия) и в Международный совет унитариев и универсалистов.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Конгрегации, так же как и вышестоящие звенья церковной структуры - конференции и епархии, имеют как духовного (епископ), так и светского (инспектор) руководителя. Светский руководитель фактически занимает более высокое положение, чем духовный. То же самое относится и к церкви в целом, где ее главой де-факто является генеральный инспектор. Органами власти на всех уровнях церковной администрации являются церковные собрания (конвенции). Теологическая подготовка проводится в синодо-пресвитерианской секции Протестантского института в Клуж-Напоке. Церковь является членом Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей и Всемирной лютеранской федерации. В 2011 г. к конфессии относилось свыше 20,1 тыс. чел., действовало 47 культовых сооружений. Лит.: Reinerth K. Humanismus u. Reformation bei den Siebenbürger Sachsen//Südostdeutsches Archiv. Münch., 1970. Bd. 13. S. 56-76; Benga D. Marii reformatori lutherani i Biserica Ortodox. Bucur., 2003; Niculescu A. Avatarurile protestantismului românesc: Reforma, reformele//Dacoromania. S. N. Cluj-Napoca, 2004/2005. N 9/10. P. 45-59; Szegedi E. Naterea i formarea identitii confesionale luterane în Transilvania: Între exigene teologice i constrângeri politice//Studia Universitatis Cibiniensis. Ser.: Historica. Sibiu, 2009. Vol. 6. P. 117-148; Abrudan M. Gh. Ortodoxie i luteranism în Transilvania între Revoluia paoptista i Marea Unire: Evoluie istoric i relaii confesionale: Diss. Cluj-Napoca, 2015; Louthan H., Murdock G. A Companion to the Reformation in Central Europe. Leiden, 2015; Rotaru I.-Gh. Johannes Honterus: God " s Evangelist in Transylvanian Lands//J. teologic. Bucur., 2018. Vol. 17. N 1. P. 161-184; Dobrincu D., M n stireanu D. Omul evanghelic: O explorare a comunitilor protestante româneti. Iai, 2019. Реформатская церковь Румынии (румын. Biserica Reformat din România). Кальвинизм появился и консолидировался в Трансильвании в силу радикализации доктрины венг. лютеран, между 1550 и 1560 гг., когда в их среде проявилось стремление к образованию собственной конфессии в соответствии с этническими критериями. После неск. неудачных попыток объединиться с лютеранами-саксами в единую структуру 1-й венг. кальвинистский еп. Франц (Ференц) Давид (1556-1566) перешел со своей епархией в реформатскую веру, что было признано гос. собранием Трансильвании в 1566 г. В том же году из лютеранства в кальвинизм перешел трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи, в связи с чем была учреждена реформатская епархия в Аюде (1570-1580), позже перенесенная в Клуж (ныне Клуж-Напока). Будучи конфессией с сильно выраженным национальным началом и антикатолической по духу, Реформатская церковь взяла в свое вéдение мн. церкви и собственность, ранее принадлежавшие католикам; с усилением позиций Римско-католической Церкви в результате Контрреформации (при Габсбургах) была вынуждена вернуть.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

выступившими против Габсбургов, а также в рукоположении в священный сан двоеженцев. Против И. лжесвидетельствовали отступники от Православия униаты дворянин И. Попович и свящ. Иоанн из Иргольца. В марте 1705 г. мараморошское духовенство выступило с протестом против ареста И., требуя от властей его освобождения, протест был внесен в протоколы конгрегации Мараморошского комитата. Румын. и карпаторус. священники добились разрешения на проведение Собора для избрания нового архиерея. В кон. 1706 г. епископом Мараморошским был избран Иов (Цирка (Тырка)), к-рый в 1706-1707 гг., в период венг. восстания против Габсбургов, сумел вернуть большую часть приходов Трансильвании, принявших унию, в Православие. При поддержке Ференца Ракоци, в 1704 г. избранного князем Трансильвании, Иов в нач. 1707 г. занял митрополичью кафедру в Алба-Юлии, Афанасий (Ангел) был изгнан в Сибиу. В кон. 1707 г. в связи с ухудшением позиций Ференца Ракоци в войне с Австрией Иов (Цирка) по обвинению в сотрудничестве с повстанцами был заочно приговорен к смертной казни, после чего бежал в Молдавское княжество, где скончался. Униаты распускали слухи о том, что И. и Иов (Цирка) приняли кальвинизм. И. вышел на свободу не ранее 1707 г. Его освобождение связывают с тем, что к этому времени скончались его гонители: Мукачевский еп. Рога де Камиллис (1706) и Эстергомский архиеп. Леопольд Колонич (убит в 1707). После освобождения И. исполнял обязанности епископа тайно, часто в целях конспирации менял места проживания и служения (униаты называли его «странствующим архиереем»). Назначенный в 1707 г. униат. Мукачевский еп. Иосиф Иоанн Годермарский, пользовавшийся поддержкой местных властей, безуспешно пытался арестовать И. и заточить в Мукачевском униат. мон-ре. Попытки униатов создать в отсутствие И. в Марамороше румын. вик-ство не принесли успеха. В 1709 г. униаты жаловались, что И. за 2 года рукоположил 60 священников, присоединил к Православию 16 униат. сел. Главной резиденцией И. после освобождения был мон-рь Сэпынца-Пери во имя св. арх. Михаила близ Сэпынцы (ныне жудец Марамуреш, Румыния), из к-рого его вскоре выгнали местные власти. И. недолго жил в карпаторус. и румын. горных мон-рях: в Моисейском мон-ре вмц. Параскевы (ныне с. Моисей, жудец Марамуреш, Румыния), в Николаевском скиту в с. Будешти (ныне жудец Марамуреш), в основанном в 1692 г. по благословению И. Михаило-Архангельском скиту в с. Джулешти (ныне жудец Марамуреш), в основанных владыкой Драговском и Кричевском мон-рях, а также в городах Хуши и Клуж (ныне Клуж-Напока) в Трансильвании. В последние годы жизни И. по его благословению были открыты монашеские обители: в 1709 г. местные дворяне основали Евдянский муж. мон-рь (ныне с. Еуд, жудец Марамуреш), в 1711 г. свящ. Иоанн Штефан возобновил запустевший Барсановский Николаевский муж. мон-рь (ныне с. Бырсана, жудец Марамуреш).

http://pravenc.ru/text/578551.html

Епископскую кафедру из Герлы перенесли в Клуж (ныне Клуж-Напока), где была основана Богословская академия (1930). В Риме была учреждена Румынская коллегия. В то же время упрочилось юридическое положение Румынской греко-католической Церкви: Конституция Р. 1923 г. признала ее национальный характер («Румынская Церковь» - Biserica Româneasc) и поставила ее на 2-е место среди религ. орг-ций (после РумПЦ). Юридические права Румынской греко-католической Церкви были гарантированы конкордатом с Папским престолом (10 мая 1927, официально заключен 7 июля 1929), при этом оговаривалось, что архиереев назначал Папский престол по согласованию с властями Р. В 1930 г. была учреждена 4-я греко-католич. епархия - Марамурешская, с кафедрой в Бая-Маре. По переписи населения 1930 г., греко-католики составляли 7,9% населения страны; в Трансильвании они представляли большинство (31,1% населения; Православие исповедовали 27,8%); в Банате к Румынской греко-католической Церкви принадлежали 3,6%, в Кришане - 25,2%, в Марамуреше 36,8%. В 1934 г. в юрисдикцию греко-католич. митрополии Фэгэраша и Алба-Юлии и др. румынских епархий были возвращены 67 приходов цинута Секу, к-рые с 1912 г. входили в венг. греко-католич. еп-ство Хайдудорога. После установления коммунистического режима (1948) власти Р. приняли меры к ликвидации Румынской греко-католической Церкви, существование которой рассматривалось как угроза гос. строю (к тому времени Церковь насчитывала 1,8 млн верующих, ок. 1,7 тыс. священнослужителей и имела ок. 2,5 тыс. церквей). После еп. Йоана Сучу, администратора митрополии, отстраненного за антикоммунистическую деятельность (3 сент. 1948), было смещено большинство др. епископов (18 сент.). Греко-католич. духовенство было созвано на собрание в Клуже 1 окт. 1948 г.; вопреки ожиданиям властей греко-католич. епископ Клужский Юлиу Хоссу отказался возглавить мероприятие и отлучил от Церкви всех его участников. На собрании присутствовали протопоп Траян Белашку и 37 священников, из них 36 чел. согласились перейти в Православие и были приняты митрополитом Трансильванским Николаем (Бэланом), а затем в торжественной обстановке - правосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Лит.: Melchisedek ( tef nescu), ep. Lipovenismul adic schismaticii sau rscolnicii i ereticii ruseti: Dupa autori rui i izvoare naionale române. Bucur., 1871; Pl tic M. Cultul cretin de rit vechi//BOR. 1960. An. 78. N 9/10. P. 939-954; Ipatiov F. Ruii lipoveni din România: Studiu de geografie uman. Cluj-Napoca, 2001; Варварич Л. Буковинское старообрядчество в период румын. владычества 1918-1950 гг., 1941-1944 гг.//Липоване. Од., 2008. Вып. 5. С. 103-108; Магола А. А. Деятельность владыки Иннокентия Усова в «богоспасаемом Румынском королевстве»//Там же. С. 93-102; Федорова А. И. Взаимоотношения власти и Правосл. Церкви Румынии со старообрядцами Бессарабии, 1918-1944//Там же. 2013. Вып. 10. С. 105-114; Tudose P. Ruii lipoveni din România: Istorie i actualitate. Bucur., 2015; Гаврюшина Л. К. Старообрядческие села Румынии: Жизнь поколений и судьба традиций//Слав. мир в третьем тысячелетии. 2018. 3/4. С. 160-173; Motora A. Relaie i dialog între Biserica Ortodox Român i Biserica Ortodox de Rit Vechi din România//Altarul Reintregirii. Alba Iulia, 2019. An. 24. N 2. P. 89-102. Электр. ресурсы: www.borv.ro (офиц. сайт ДСЦР); Пригарин А. А. Старообрядчество в Румынии: Краткий очерк истории и характ-ка совр. В. В. Боченков, Э. П. Ц. Армянская Апостольская Церковь Румынии (румын. Biserica Armean din România; также - Румынская архиепископия Армянской Апостольской Церкви). Появление армян на территории совр. Р. относят к I тыс. по Р. Х., оно было обусловлено проходившими здесь торговыми путями, благодаря к-рым развивались экономические отношения между Сев.-Зап. Причерноморьем и Центр. Европой. Также в нек-рых визант. хрониках (Себеоса и др.) есть упоминание о насильственном переселении армян в Трансильванию, осуществленном при визант. императорах Маврикии (582-602), Фоке (602-610), Константине V (741-775) и Василии II Болгаробойце (976-1025) ( Степанос Таронеци. 1885. С. 201; Strzygowzki. 1918. P. 736). Наиболее древним свидетельством арм. поселений на румын. землях является могильный камень 967 г., найденный близ арм. церкви в ходе раскопок в Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и содержащий арм. надписи. В венг. хрониках (Яноша Туроци, Шимона из Кезы) сохранились сведения о том, что во времена правления в Венгерском королевстве вел. кн. Гезы (972-997) и кор. Стефана I Великого (1000/01-1038) представители мн. народов осели в Трансильвании и получили привилегии; среди них были армяне, к-рые основали здесь свою колонию. Арм. историк Христ Лукаци, опираясь на сведения арм. историка VIII в. Гевонда, писал, что армяне и хазары появились в Трансильвании в VIII в. (Historia Armenorum Transsilvaniae. 1859. P. 9, 12). Крупные арм. общины существовали в трансильванских городах Брашов, Сибиу, Бистрица, Герла, Думбрэвени, Георгени, Фрумоаса, Реметя, Шимлеул-Чукулуй, Деж, Клуж (ныне Клуж-Напока), Турда.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

  001     002    003    004    005    006