Огненные слова пророка об Иерусалиме имеют прямое продолжение в еще более вдохновенных словах другого тайнозрителя — апостола и евангелиста Иоанна, который в своем Откровении вещает: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:2–4). Новый Иерусалим — это град Бога Живаго. Этот град будет здесь. Здесь, на земле, люди будут радоваться и наслаждаться жизнью. Один из великих отцов и учителей Церкви, мудрый философ и вдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин, составивший множество прекрасных церковных песнопений, автор так хорошо знакомого всем православным людям пасхального канона, начинающегося словами «Воскресения день», последнюю, девятую, песнь этого канона слагает почти исключительно из слов пророчества Исаии (гл. 60): «Светись, Иерусалим, ибо… слава Господня взошла над тобою». Но наша православная вера всегда проникает в глубь вещей и всегда понимает слова Священного Писания в том особом таинственном смысле, который присущ им. Поэтому святой Иоанн Дамаскин, как человек новозаветный, увидевший сбытие пророчества Исаии, смело добавляет в речь пророка о Иерусалиме слово «новый»: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе…» Следуя святым отцам Церкви, мы понимаем блаженные времена пророка Исаии как время, уже наступившее в благодатной жизни спасаемых в Церкви, но также стремимся и к тому, чтобы они наступили в политической, экономической и культурной жизни народов. Мир, предсказанный святым Исаией,— это пока еще мир внутренний, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27), «во Мне мир имате» (Ин 16:33). Но мы должны содействовать также наступлению того времени, когда этот внутренний мир сможет быть проявлен и вовне и народы «перекуют мечи свои на орала».

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

 Уже в Новом Граде не существует разделения на добро и зло. (одно древо) И обозначены месяца (время). В городе этом нет храма (ср. Откр. 21, 22). Новый Иерусалим по Откровению как Град, вместо храма Господь Бог Вседержитель - храм Его и Агнец. Но также есть Престол Бога и Агнца и рабы Его будут служить Ему. Глава 22 3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. Глава 21 . 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Пророчество – особая форма мышления, Ветхозаветные пророческие видения нашли разрешения для себя в Новом Завете, в пришествии Христа в плоти, так значение новозаветных пророчеств и не    вполне постигаемых ныне учений, раскроется в будущем веке, со вторым пришествием Христа, или явление истины самой в себе. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, (Деян. 17-31) Основополагающее противостояние не только не прекращается, но и усиливается, несмотря на то, что конец истории определен победой Града (или Государства) Божия (Civitas Dei) над Градом (или Государством) Земным (Civitas Terrena)» . Позднейшая интерпретация отождествит Град Божий с Церковью, а Град Земной с государством, империей. В Откровении жена (Церковь) на время действия в мире антихриста убегает в пустыню. Св.Иоанн Златоуст, бл. Августин, бл. Феодорит, св. Андрей Кесарийский, св. Антиох Епифаний, изъясняют это время 3,5 года. Жена — Церковь. Жена-Церковь невидимая, искренняя и сердечная.   ЛЮБОДЕЦЦА ЦЕРКОВЬ ВИДИМАЯ ,   ВНЕШНЯЯ. НЕВЕСТА   ЦЕРКОВЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ,   ДЕВА НЕПОРОЧНАЯ  - НОВАЯ .. В пустыню убегает жена, здесь же   и зверь пытается догнать ее, Иоанн удивлен при виде здесь жены. Позднее в средневековой архитектуре победа Церкви видна в храмовых композициях в Страсбургском соборе есть две статуи - колонны. Одна изображает Церковь, другая Синагогу. Статуя Церкви - на голове корона, в одной руке чаша, в правой крестоподобныйпик - копье. Статуя Синагоги - женщина ослабленная, хрупкая с завязанными глазами, онасгибает колено. Ее копье, подпорка у разорванной завесы храма, ломается о Скрижали Закона, выскальзывает из ее рук.

http://bogoslov.ru/article/2319567

В седьмой казни мы первый раз видим поражение египтян с трагическим концом для их личной жизни: по крайней мере библейское повествование не упоминает о смертных случаях среди населения Египта при первых шести казнях; но и теперь этот новый акт строгого суда Божия сопровождается или – точнее – предваряется актом величайшего милосердия Иеговы, Который повелевает Моисею предупредить об опасности египтян и через это делает разделение между людьми, боящимися слова Господня ( – Исх.9:20 ), и теми, которые по ожесточению или небрежению не внемлют словам Моисея. Пошли собрать 380 стада твои, говорит Моисей фараону, и все, что есть у тебя в поле, на всех людей и скот, которые останутся в поле, и не соберутся в домы, падет град и они умрут ( Исх.9:19 ) 381 . Торжественно возвестив фараону это предостережение, Моисей простирает свой чудодейственный жезл к небу, и хляби небесные разверзаются, изливая страшный гнев Божий на египтян: молния, сопровождаемая раскатами грома 382 , стелется по земле как водный поток 383 , подобно дождю падает на землю град,град настолько сильный, что такого не было во всей земле египетской со времени населения её, с градом падает на землю пламя 384 . Чтобы составить себе представление о том подавляющем ужасе, которым должна была поразить египтян седьмая казнь, нужно знать, что феномены природы, послужившие орудием её, если и не были необычными в Египте, особенно в Нижнем, во всяком случае были редки и случались в незначительных размерах, переступая которые они становились предметом суеверного страха египтян. Известно, что нет другой страны на земле, которая бы получала из атмосферы так мало дождя, как Египет, особенно Верхний 385 . По свидетельству Плутарха, в Верхнем Египте атмосферная влажность никогда не сгущается в дождевые капли 386 . Геродот рассказывает об одном случае дождя в Фивах во дни Псамменита, указывая на это обстоятельство как на νρσιον πργμα (несчастье), и прибавляя, что по свидетельству самих жителей Фив ничего подобного не было ни прежде, ни после 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

К неизлечимо больным (Слово святого Григорий о смерти праведных) Есть много на свете неизлечимо больных, для которых помощь врачей почти бесполезна, что они сознают и сами, и ждут себе со дня на день смерти. Чем утешить этих несчастных? Какое дать им поучение? Что сказать им? Скажем им прежде всего вот что. Святый Григорий в слове о смерти праведных говорит: " был некоторый раб, бедный по имуществу, но богатый добрыми делами. Он долгое время был болен, и болезнь его была такова, что он не только не мог встать с своего одра для того, чтобы посидеть, но не мог даже и повернуться с одной стороны на другую и не мог поднести руки к устам своим. Мать и братья ходили за ним, а добрые люди посылали ему Христа, ради подаяние, которое руками матери и братьев он в свою очередь тоже раздавал убогим. Он был неграмотный, но любил слушать чтение от божественного и купил себе книг и с особенным вниманием слушал то, что ему читали, и этим утешался в болезни своей и непрестанно прославлял Бога. Когда приблизился к нему час смертный, он громко начал петь и славить Господа и к пению пригласил и тех, которые пришли навестить его. И вот, когда началось общее пение, он остановил оное и воскликнул: " молчите, молчите! неужели вы не слышите, какое необычайное пение раздается на небесах! " И с этими словами скончался. И исполнилась храмина благоухания, исшедшего от тела его, и все прославили Бога. Вот вам, страдальцы, и поучение, и утешение, и ободрение! Поучение, как видите, св. Григорий дает вам то, что я вы, при ваших болезнях, можете делать для ближних то или другое добро, a вместе с сим так или иначе можете поучаться и в слове Божием. Утешение вы найдете в том, что за доброделание и поучение в слове Божием вы удостоитесь кончины христианской, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном суде Христовом. А ободрение, конечно, из слова св. Григория должно заключаться в том для вас, что через смерть вы перейдете в тот град святый, Иерусалим новый, сходящий с неба, как невеста, украшенная своему жениху, град, который, не будет требовать ни солнца, ни луны, ибо слава Божия просветит его и светильник ему Агнец (Апок. Иоан. 21, 1. 2. 4. 6); что чрез смерть вы перейдете в тот град, в котором отрешитесь от всякого земного бремени от скорби, болезни и смерти: там отымет Бог всяку слезу от очию, и смерти не будет к тому; ни плача, ни вопля, ни болезни не будет к тому; яко первая мимоидоша (Апок. 21, 4). Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

" Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим " (Правило 3-е II Вселенского Собора//Там же. С.47). " По каждой епархии, в селах или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными Епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающым себя обиженными, начати о том дело пред областным Собором. Аще же кто будет обижен от своего Митрополита: да судится пред Экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку " (Правило 17-е IV Вселенского Собора//Там же. С.65). " Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее тако: аще Царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел " (Правило 38-е VI Вселенского Собора//Там же. С.98). 15. Например: " приличным признано просити их о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви в том случае, когда власть Епископов бывает пренебрегаема во градах " (Правило 78-е Карфагенского Собора); гражданской власти предаются для обуздания: епископы, непокорные собору (Правило 59-е Карфагенского Собора), пресвитеры и диаконы, непокорные епископу (Правило 5-е Антиохийского Собора), миряне, непокорные церковным епитимиям (Правило 9-е Двукратного Собора); епископ не должен продавать местным властям или кому иному землю, принадлежащую церкви (Правило 12-е VII Вселенского Собора); и т.п. 16. " Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная,, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия " (Еф.6:5-9; см. также Кол.3:22-25; 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это слабое подобие оного, образ, тень; это человеческое тому подражание. Настоящий Божий дом превыше небес. Какое же в нем благолепие, пересказать никто не может, разве тот из апостолов, его же особенно любляше Иисус ( Ин. 13:23 ). Итак, скажи нам, наперсниче Христов. Се: «Я Иоанн увидел Святый град, Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, уготованный как невеста, украшенная для мужа своего. И слышал я громкий глас с неба, говорящий: се скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». «Град имеет славу Божию. Свет его подобен драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать врат и на них двенадцать Ангелов». «Град не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия освещает его и светильник его Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Врата его не будут затворяться днем; ночи же там не будет» ( 1Ин. 21:2–25 ). Вот откровение Иоанново. Озарясь им, мы можем обратиться и к Исайе Пророку, ибо и он видел славою исполненный, превыспренний дом Господень; видел и вещает: Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. Серафимы стояху окрест его, шесть крил единому и шесть крил другому; и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:1–3 ). Вняв сему, кто из вас, чада, не вздохнет? Кто из глубины сердца не скажет: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил ( Пс. 83:1 )! Им же образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже; возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюся лицу Божию ( Пс. 41:2, 3 ). Так, возлюбленные, нельзя не желать царствия Отца Небесного, ибо наслаждение блаженством в нем сколь радостотворно, столь лишение того мучительно. Лишившиеся не останутся в среднем состоянии, но, напротив, одождит на них Господь огнь и жупел, и дух бурен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Идея будущего эсхатологического порядка, т.е. Нового Завета, исполнения времен восходит к книге пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31 ). Итак, вырисовывается пара: Новый Завет – Ветхий Завет. Во ( 2Кор.3 ) ап. Павел говорит о чтении Ветхого Завета, под которым имеется в виду Моисеев закон. Здесь это слово уже имеет оттенок литературного жанра. Появившийся термин Новый Завет обусловил появление термина Ветхий Завет. Ветхий Завет как некий список книг, как некий законченный литературный памятник. Об этом говорится во ( 2Кор.3 ). Описание сложения Новозаветного канона Кажется, что эта проблема, которую невозможно разрешить. Как проследить, как то или иное произведение древнехристианской литературы вошло или не вошло в Новый Завет. Почему поначалу такое обилие различных текстов было сокращено до 27, как сейчас они есть в каноне Новозаветных книг. Я попытаюсь показать, что канон Новозаветных книг выявлялся в несколько этапов, каждый этап имеет свои характеристики. Поначалу он выявлялся, как некое соглашение между различными поместными Церквами древнего Средиземноморья. Различные поместные Церкви, возникшие в первые века по Р.Х., имели несколько отличные суждения о том, какое же писание является бесспорно вероучительным. Для этого опишем, как складывался этот канон в разных первохристианских Церквах: в Римской, в Карфагенской (в Африке), в Галльской Северо-западной поместной Церкви (территория современной Франции), в Александрии (в Северной Африке занимает промежуточное положение между древними Востоком и Западом), а также в ранней Византийской Церкви IV века (град Константинополь на Босфоре). Вот такой охват с самого Севера древнего цивилизованного мира до Востока. Начнем с Римской Церкви. О том, каким каноном пользовалась древняя Римская Церковь, дает нам представление знаменитый памятник, так наз. фрагмент Муратори.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

С тех пор как был разрушен храм в Силоме, Ковчег находился в частных домах или в шатре. Давид задумал воздвигнуть для него новый Храм, «Дом Божий». Пророк Нафан, духовный наставник царя, сначала одобрил этот замысел, но потом получил откровение, что Давид, проливший слишком много крови в войнах, недостоин быть строителем Храма (1 Пар 22,8-9) и честь эта уготована его сыну. Ковчег на Сионе знаменовал, казалось, осуществление обетования. Он окружил град Давида ореолом святости. Но еще в Ветхом Завете родилось предчувствие, что царство Давида — не предел домостроительства Божия. Образ святого града постепенно отделялся от своего исторического прототипа. В Книге Исайи это уже — «новый Иерусалим», воздвигнутый не Давидом, а Самим Сущим. Трагическая судьба израильской столицы укрепляла веру именно в этот грядущий Град Господень. Последняя книга Библии учит о мистическом Иерусалиме, «сходящем с неба», который есть «скиния Бога с человеками», где «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21,2-3). Уже современнику Давида пророку Нафану было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен через пророка Нафана: Будет непоколебим дом твой, и царство твое на век пред лицем Моим, и престол твой устоит вовеки. 7,16 Но должны будут пройти столетия, прежде чем люди поймут, что это царство не уподобится земным империям и что «Сын Давидов» придет не как воин и монарх. Природу Его духовного владычества постигнут — и то лишь отчасти — великие пророки. Им откроется, что святая Отрасль корня Давидова возрастет только тогда, когда будет срублено древо династии (Ис 11,1-9). Ветхозаветная Церковь пройдет долгий путь, отделяющий Давида от Избранницы, Которая услышит слова Благовестника: «И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1,31-33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Так как его слова, что они сыны Авраама, казались невероятными, - дети ли в самом деле Авраама те, которые не родились от него по плоти, то Павел говорит, что и Исаак, собственный сын Авраама, не по плоти родился от него - да и как это могло быть, когда естество омертвело? - но слово Божие и обетование образовало его. А Измаил родился по естественному порядку. Именно это и означает выражение по плоти. Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти - господин и наследник. Что же препятствует и вам, хотя вы и не родились по плоти от Авраама, быть его сынами? И вы ведь чрез произнесение слов при купели получили новый образ бытия. В этом есть иносказание. То есть история сия не только повествует об этом, но указывает и на нечто другое. Поэтому и называется аллегорией. То было образом настоящего. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве. Это. Какие же? Две жены эти представляют аллегорически Новый и Ветхий Заветы. Каким образом? Агарь - Ветхий Завет. Ибо закон и дан был с горы Синая. А Синай находится в Аравии, и на арабском языке называется " Агарь " . Соответствует же Иерусалиму, то есть находится в соседстве, соприкасается, или уподобляется дольнему Иерусалиму; сравнивается с ним, переносится на оный, так как есть сходство между обоими. Как Агарь была рабой и рождала в рабство, так и закон, данный с горы Синайской, которая называется Агарь и уподобляется Иерусалиму - рождает в рабство тех, которые держатся его. Ибо в законе много несвободного и рабского, потому что и добродетель обосновывалась на тленной награде, на земных, говорю, благах, и удаление от зла внушалось наказаниями и страхом. А вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. В том прообраз Агари. Посмотри также и прообраз Сарры; она ведь прообразовывала горний Иерусалим. Он же есть град верующих, откуда и закон наш: ибо с неба Евангелие. Этот град свободен от наблюдений закона, и все в нем устрояется свободно и с благородным достоинством. Ибо ничто у нас не совершается из-за видимой награды, и не угрожают нам телесные наказания, но и обещания более божественны, и наказания приличны благородным, - именно отлучение от таинственной трапезы и епитимьи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1061...

19 стих: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» ( Откр.11:19 ). Вот так описывается кончина мира. Появляется ковчег – это тот самый ковчег, который был в Иерусалимском храме, который евреи несли по пустыне, который был сохранен после первого уничтожения храма, который пропал после уничтожения второго храма. Вот этот самый ковчег Завета объявится в Небесном храме. И всем будет ясно всё, такой будет этот момент удивительных духовных потрясений. Громы, землетрясения, великий град, молнии, снег, огонь – мир кончается. И как я вам уже говорил неоднократно, Бог даст людям перед началом Суда, когда Господь с Ангелами вторгнется в сферу этого мира, сорок дней на покаяние. Будет выдержана такая пауза. И некоторые воспользуются этим, потому что Бог не может давать что-то такое, чем никто не воспользуется, но многие окажутся настолько осатанелыми, что уже не смогут примириться с Богом. Потому что таково будет свойство тех печатей, которые, как учили святые Отцы, не позволяют принявшим их даже перекреститься. Вот печать антихриста она чем будет опасна? Человек, который ее получит, не сможет даже перекреститься. Святые Отцы говорят, что тот, который получит печать антихриста, он не сможет даже перекреститься. Итак, мы сегодня рассмотрели 11 главу Книги Откровение, этой древнейшей христианской книги. Я думаю, что многое из того, что вы услышали, соответствует реальности наших дней. Но, как я всегда говорю и буду это повторять далее, мы не можем быть уверены, что здесь говорится именно о наших днях, потому что Господь скрыл дату Своего Пришествия. Эта тайна непостижима будет до момента самого Пришествия. Поэтому никто из нас не может с уверенностью утверждать, когда это будет. Вот у меня есть свое субъективное мнение, я его иногда высказываю. Я говорю, что пойдет еще лет 500. Потому что Господь говорил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Иначе говоря, те события, о которых мы с вами прочитали, они будут происходить, когда веры уже практически не будет. А сейчас я вижу – мне приходится ездить и по России, и в разных других странах бывать, – что идет возрождение веры. Но в то же время сам процесс возрождения может настораживать, потому что есть пророчества библейские о том, что возрождение веры будет перед окончательной апостасией, перед окончательным отступлением от Бога. Когда будет как бы последний призыв к совести рода человеческого по всему земному шару, последняя проповедь Евангелия, – тогда, конечно, будет подъем, а потом неожиданно наступит резкий спад.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010