10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. 14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. 15 И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. 16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, 17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. 18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. 19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Комментарий Одиннадцатая глава — одна из наиболее трудных для толкования. Трудность эта связана с двойственным смыслом ветхозаветной символики, которая здесь употребляется. Когда ясновидцу дается повеление измерить тростью храм Божий, как на Востоке размеченными палками измеряли здание, это связано с символом, употребленным в сороковой главе у пророка Иезекииля, во второй главе у Захарии. Измерение означало близкий конец: Бог измеряет для того, чтобы сломать. Так был измерен иерусалимский храм перед его падением. «Измерь, чтобы запомнить, каков он был». Но в то же время этот символ говорит: измерь, сохрани измерение, чтобы потом восстановить. Повеление имеет два смысла: гибель Храма и, в то же время, его возрождение. К какому событию относится это пророчество? Тут толкователи расходятся. Одни считают, что речь идет об эпохе войны Иудеи с Римом, когда храм находился уже на грани падения, и что апостол здесь говорит о том, что время его гибели пришло, он измерен и будет скоро разрушен, и после него уже будет Новый Иерусалим, небесный Град и небесный Храм. Другие же (и этих толкователей большинство) считают, что ко времени написания храм уже был разрушен и это ретроспективный взгляд апостола в прошлое, но с большим акцентом на грядущее возрождение храма, уже вселенского и духовного. Вот и в конце главы говорится: «и отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его», то есть совершается новое, космическое, небесное, вселенское богослужение.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Прочие же мертвецы не ожили и не оживут до исполнения тысячи лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят тот, кто имеет часть в первом воскресении; смерть вторая не будет иметь над ними власти, но будут они иереями Богу и Христу и воцарятся с Ним на тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана разрешен будет из темницы своей и выйдет прельщать людей, живущих на четырех сторонах земли – Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Вот они вышли на широту земную и окружили стан святых и град возлюбленный. И сошел огонь от Бога с неба и пожрал их. Диавол же, обольщавший их, ввержен будет в озеро огненное и серное (жупельно), туда, где зверь и лживый пророк; они будут мучиться день и ночь во веки веков. И вот я увидел большой белый престол и Сидящего на нем, от лица Коего побежало небо и земля, так что места не нашлось им. И увидел я мертвецов малых и великих, стоящих пред Богом. Вот разгнулись книги, и иная книга еще раскрылась: это животная книга, книга жизни; и мертвецы приняли суд свой от записей книги по делам своим. Море отдало мертвецов своих, смерть и ад – тоже: все приняли суд по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное: это – вторая смерть. И всякий, кто не оказался записанным в книге жизни, брошен будет в озеро огненное. Поразительные картины! Каково видеть, например, белый престол и Сидящего на нем, от молниезрачнаго лица Коего, дышащего всемогуществом и беспредельной властию и величием, побежали небо и земля и не нашли себе места. Представь это хорошенько, подумай об этом! Гл.21. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, потому что первое небо и первая земля прошли, и моря уже не стало; и град святой, новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный подобно тому, как убирают невесту для мужа; и слышит сильный голос с неба, говорящий: это скиния Божия с людьми; Бог будет жить с ними. И они будут Его людьми, и Сам Бог будет с ними, Бог их. Он отрет всякую слезу от очей их, и смерти уже не будет, равно как ни плача, ни вопля, ни болезни: все это, бывшее в первом веке, прошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Народы, Им спасенные, будут жить во свете этого города, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут затворяться днем, потому что ночи там не будет. Туда принесена будет вся слава и честь народов; ничто скверное не войдет в него, так же как творящие мерзость и говорящие ложь, но только те, которые записаны в книге жизни Агнца. Так настоящий порядок вещей непременно, долго или коротко, кончится; настоящее небо и настоящая земля пройдут, пролетят, и явятся новые небо и земля. Вместо бесчисленных государств и селений человеческих будет один новый град – Иерусалим небесный, куда войдет все лучшее, что было у людей. Цари внесут сюда свою честь и славу, народы тоже, но ничто скверное не войдет туда: там будут одни праведники, у коих [Бог] отымет всякую слезу с очей и коих радости конца не будет. Ах, человек-странник, стремись к этому вечному граду Бога Живого. 22 гл. Ангел показывает святому Иоанну чистую реку живой воды, светлую, как кристалл, исходящую от престола Божия и Агнца, и древо жизни с двенадцатью плодами, получаемыми ежемесячно. Святой Иоанн говорит, что во граде святом будет престол Божий и Агнца и рабы Его будут служить Ему: они увидят лице Его и будут носить имя Его на челах своих. Ночи там не будет, но и не будут нуждаться в свете от светильника или в свете солнечном, потому что обитателей этого града просвещает Господь Бог. Они воцарятся на веки веков. Господи! Введи Ты и нас, грешных, в этот блаженный град, очистив нас здесь, на земле, имиже веси судьбами! Ангел сказал Тайнозрителю: эти слова верные и истинные, и Господь, Бог святых пророков (как и всех людей), послал Ангела Своего показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре: Се, гряду скоро [ст.7]. Благоговей пред этими словами и держи их в памяти; Грядый приидет и не закоснит. Блажен соблюдающий слова пророчества этой книги. Ангел, между прочим, сказал: не запечатывай слов пророчества этой книги, потому что время близко. Обидящий пусть обидит еще, и скверный пусть оскверняется еще; и праведный пусть еще творит правду, и святый пусть святится еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Христос воскресе из мертвых! Эта главная весть христианской веры находится в самом центре проповеди, богослужения и духовной жизни Церкви: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14). Самую первую проповедь в истории Церкви апостол Петр начал так: Скачать epub pdf Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей было невозможно удержать Его. Смерть и Воскресение Христовы были настоящими и подлинными. Однако, ни Евангелие, ни Церковь не учат, умерший Христос был биологически возвращен к жизни таким же, каким Он был перед смертью. Иисус Христос воскрес в новом и славном образе: Он почти одновременно появляется в разных местах; Его трудно узнать; Он ест и пьет, чтобы показать, что Он – не призрак; позволяет дотрагиваться до Себя; Он появляется посреди учеников, проходя через закрытые двери и делается невидимым для них. Христос воистину воскрес, но Его природа наполнена вечной жизнью Царства Божия. Воскресение Христово – это начало воскресения всего человечества, оно – исполнение Ветхого Завета, где написано: «…Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15 ). Во Христе исполнились все ожидания и надежды: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Само слово «пасха» означает «исход», «переход». И если первый Исход положил начало Ветхому Завету, то Пасха Христова – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это – переход от смерти к жизни, от земли к небу. Это – День Господень, ожидаемый святыми праведниками, День Царства Божия, в котором «не будет ночи», ибо «светильник его – Агнец» ( Откр. 21:22–25 ). Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия! Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). Это – одно из главных пасхальных песнопений Православной Церкви, вдохновленное пророчеством Исаии и последними главами Книги Откровения, ибо «новое творение», «новый Иерусалим», «Небесный град», «Царство Божие», «День Господень» и «брачный пир Агнца с Невестой Его» – все это празднуется и осуществляется во Святом Духе в пасхальную ночь. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/hri...

Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку» 1 ( Ис.5:10 ). Десять запряжек волов – это двадцать волов; десять разумных запряжек волов – это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» ( «где хощеши уготоваем... пасху?») А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» ( Мф. 26:17 ; Мрк. 14:13–15 ). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, – (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды – Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. «Идите вот в этот град», – не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, – смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, – но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» ( 1Кор. 9:9 ), но о нас говорит), – там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но, конечно, можно устроить это празднование и утром в праздник, 14 сентября, и вечером, тоже в день праздника – вопрос в данном случае явно непринципиальный. Мне кажется, именно в этом случае можно как раз отталкиваться от того, какой именно момент удобнее всего для конкретной семьи в конкретный год. Перед тем как сесть за праздничный стол, можно спеть не «Отче наш», а тропарь новолетию: Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны. Этот тропарь в исходном виде звучит так: «сохраняя в мире Царя и государство Твое (τος Βασιλες κα τν πλιν σου)» . Это молитва не только о благословении на Новый Год, но еще о государстве. Значит, не просто о людях – но о том, чтобы жизнь людей была упорядоченной, молитва о тех, кто управляет жительством людей, о том, чтобы правители наши были мирными и служили Богу своим правлением. Так освящается все – освящается время точно так же, как освящается, например, вода. Освящается вся полнота жизни нашей: и плодоносные поля, и воздух, и страна, и правитель… Все, что важно для нашей тихой, мирной и «богоугодной жизни», – все обращается к Богу. Все – от Тебя, и все – Твое. Все должно быть Божиим. Об этом мы и молимся, и об этом напоминаем себе этой молитвой. Такие вещи мы можем обсудить или хотя бы просто упомянуть при детях за столом, приступая к еде. Все – от Тебя, и все – Твое. Все должно быть Божиим Перед тем как сесть за праздничный стол (а может быть, после еды, на ночь, или завтра утром) мы можем прочитать небольшой отрывок из послания апостола, который наша Церковь предлагает именно в этот день, в первый день церковного года: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины…» (ср. 1 Тим. 2, 1–7).

http://pravoslavie.ru/133911.html

«Вот наступают дни...», – так начинается пророчество о Новом Завете. «Именно сейчас, – говорит Иисус Христос, – наступают эти дни. И Своей чашей вина Иисус Своим ученикам и последователям предложил участие в Новом Завете, о котором пророчествовал Иеремия, том Завете, который будет основан на Его собственной Крови, то есть ценою Его собственной жизни, которую Он отдаст «за многих». Почему «за многих», а не «за всех»? Неужели предполагается, что кто-то останется за пределами Божественного искупления? Нет, конечно. Дело в том, что еврейский и арамейский языки (а ведь Иисус произносил Свои слова не на русском и не на греческом языке), эти языки не знают отдельного слова для обозначения «все». И в данном контексте слово «многие» как раз имело смысл «все»: неисчислимое, огромное множество, все ! И еще одно место из Священного Писания мысленно имел в виду Иисус Христос, когда произносил Свои слова о Крови Завета : Когда на горе Синай Моисей заключил с Богом Завет, то есть договор о 12-ти коленах Израиля, он «послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ( Исх 24,5–8 ). Как некогда Моисей заключил первый Завет Бога пролитием крови тельцов за Израиль, так ныне Иисус заключает Новый Завет Бога пролитием Своей Крови за многих, то есть за всех. В момент Тайной Вечери начало Нового Завета было, конечно, неприметным для мира, как малое горчичное зерно. Но Иисус в тот час был абсолютно уверен в том, что этот Новый Завет будет иметь великое завершение: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк.14,25 ). Так Иисус Христос на Тайной Вечери засвидетельствовал не только Свою глубокую любовь к Своим последователям, но и Свою неколебимую уверенность в свершении Царствия Божия. И этой любовью, и этой надеждой отныне должны были жить Его ученики. И это они должны были постоянно «вспоминать», как пишет Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Во время распятия и смерти Иисуса Христа воскресло великое множество умерших, которые, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф.27:53 ). В таинственном видении святого пророка Иезекииля показан образ будущего воскресения мертвых: Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез.37:1,5–6 ). Итак, когда Господь придет во славе Своей, мертвые воскреснут. Раздастся страшный глас трубы архангельской, возвещающий всем Пришествие Господне ( 1Сол.4:16 ), мертвые услышат глас Сына Божия и оживут ( Ин.5:25 ). Действием всемогущества Божьего все тела умерших воскреснут, примут новый вид и соединятся с душами. Что касается тех людей, которых время всеобщего воскресения застанет в живых, то они не умрут и не воскреснут, а изменятся, то есть тела этих людей мгновенно получат новый вид, станут подобны телам воскресших людей. Новое тело будет отличаться от прежнего. Воскресшее тело будет духовно по своим качествам, не будет нуждаться в пище, воде, сне ( 1Кор.6:13 ). Оно станет легким, тонким, небесным ( 1Кор.15:48–49 ). Вместе с тем оно будет сильным и крепким, не подверженным ни утомлению, ни болезням, ни страданиям ( Откр.21:4 ). Обладая такими качествами, воскресшее тело будет нетленно и бессмертно, оно не будет подвержено ни изменению, ни разрушению, ни смерти ( 1Кор.15:42–44 ). Тела праведных преобразятся по образу воскресшего тела Христова, подобно ему будут славны и светоносны ( Флп.3:21 ). А тела грешных, напротив, хотя и станут нетленными, но не будут славными, они подвергнутся страданиям и невыносимым мукам. Тело грешника послужит к увеличению мучений души. «Все приемлют тело, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – сообразное собственным делам. Тела праведных воссияют светлее солнечного света, а тела грешников станут темными и полными зловония.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Десять запряжек волов — это двадцать волов; десять разумных запряжек волов — это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: « Где велишь нам приготовить Тебе пасху? » ( где хощеши уготоваем пасху? ) А он им: « Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам » (Мф. 26:17, 18; Мк. 14:15). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, — (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды — Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. « Идите вот в этот град , — не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, — смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, — но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». « Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку ». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в законе: " не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? " (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот мы входим, говорит слово церковное, в большой прекрасный город и, проходя чрез оный, любуемся на красоту расположения его, на его улицы и дворцы и желали бы и навсегда остаться в оном. Для христианина, при этом, невольно является другая мысль: каким же счастьем будут наслаждаться те, которые сподобятся некогда войти в оный великий град Господень, Иерусалим новый, сходящий с неба, красота которого неизреченна? А из этой последней мысли и истекает для нас первый урок от видимого Мира и, конечно, урок спасительный. Но пойдем далее. Мы входим во дворцы царя земного и видим в них прекрасные палаты, украшенные мрамором, золотом и серебром. Видим в них и самого царя, одетого в порфиру и виссон, и в венце из драгоценных камней, окруженного вельможами. Мы радуемся, видя все это, а вместе, как христиане, конечно, помышляем и о том, какою же великою радостью исполнится сердце праведника, когда он узрит лице Отца Небесного и насытится славы Его присносущныя! И такое размышление о видимом нами в Мире, понятно, дает нам и другой урок, также для нас спасительный. Еще: когда входим в сад, украшенный разнообразными цветами, и исполняемся веселья в оном, а при этом помышляем и о саде Божием, рае небесном, где во славе Божией ликуют праведники, то от мира видимого берем и третий урок, также полезный нам в деле созидания нашего спасения. Но вот, наконец, видим в Мире и нечто совершенно противоположное тому, что мы доселе видели: но и это противоположное также может быть для нас поучительным. Здесь, в Мире сем, даже и насекомые часто вооружаются против нас. Здесь часто мы бываем не в состоянии терпеть от укусов даже только комаров и мух и от них страдаем. Помыслим при этом о том, какие страдания получим от вечного огня. Здесь, опять в Мире сем, солнечного зноя не можем выносить и от оного под крышу или в клеть удаляемся; помыслим здесь то, как перенесем зной геенский. Здесь, в совершенно закрытом со всех сторон доме, мы бьемся и мятемся, желая поскорее увидеть свет дневной; помыслим и тут, в конце, о том, что будет с нами во тьме вечной, где будут только слышны плач и скрежет зубов. Все эти и подобные сим размышления, при сопоставлении нами мира видимого с невидимым, если только мы будем воспроизводить их в душе нашей, всегда также дадут нам уроки спасительные. Итак, верно слово отцов святых, говорящих, что мир есть книга, из которой всегда мы можем заимствовать уроки, которые должны вести нас к нашему спасению. Как сейчас вы видели, и красная мира сего, и все, по-видимому, скорбное в нем, все ведет нас, или все может вести, повторяем, к нашему спасению, к нашему блаженству. Будем же помнить, в заключение, слово Иова: «Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские ( Иов. 12, 8 ), что рука Господа сотворила сие (ст.9), что у Господа премудрость и сила; Его совет и разум ( Иов. 12, 13 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010