5 . Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, 6 . дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Господь в главе XIII зовет от краев неба новый народ для исполнения воли Его, чтобы народы от востока до запада познали, что Господь Бог един есть. Господа узнает Кир, только после взятия Вавилона и вероятного ознакомления с Иудеями и книгами откровения. Нет ничего невероятного, что Даниил говорил с Киром; а иудейское предание настаивает на том, что Киру было показано пророчество Исаии о нем 1495 . Тогда-то Кир познает, что единый Бог, Творец мира, Которого чтили Арийцы, по преданию от отца своего Иафета 1496 , под названием Ахура мазда, т. е. „Святый великий“, или „единый свет живый“, или „единый живущий Творец“, (как старались передать значение этого имени Сер Генр. Роулинсон, Гауг, Брокгауз, Кук и Джордж Роулинсон)-откровением Своим особо почтил один народ, Им избранный, который, до плена своего, понесенного за грехи свои, владел Палестиной и там построил храм Творцу мира, под именем ему Господом явленным, „Вечно живущего“ Иеговы. В это время, когда Кир узнаёт Господа и узнаёт, что пророки Его непрестанно возвещали Иудеям Господню волю, должна была естественно возникнуть мысль, что он обязан восстановить град, разрушенный Вавилоном и храм того народа, который избран Создателем для хранения на земле его обетований. Тем более спешит он это исполнить, когда ему показывают слова, начертанные Исаиею XLIV, 28 и XLV, 1–6. 7 . Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Не без основания многие комментаторы, на которых указывает толк. на Исаию Спб. Дух. Академии (стр. 740), видят в этом стихе противодействие тому ложному направлению, которое может быть уже начало проявляться среди Персо-Мидийцев времен Кира, и которое имело последствием признание Аримана равноправным соперником Ахура-Мазда 1497 . Мы выше говорили, что в надписях Ахеменидов и в древнейших Гатах нет еще следов этого возвышения Аримана, хотя очевидно из I Фаргарда Вендидад Заде, что ересь эта началась давно, но в надписи Бисутуна времен Дария Истаспа признавалась ересью 1498 . Развитие этой ереси особо усилилось при Парфянах и приведено в систему и возведено в догмат уже при второй Персидской Монархии Сассанидов, когда добро и зло признаны равносильными и равноправными, и оба являются подчиненными отвлеченной и довольно туманной идее о некоем индифферентном начале, известном под именем Зруана-Аккарана 1499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ибо, говорю вам, если не избудет правда ваша паче книжников и фарисеев; не внидете вы в Царствие Небесное. Слышали, что сказано было древним: не убивай; если же кто убьет, повинен суду ( Исх.20:13 ). Я же говорю вам, что всяк, кто гневается на брата своего напрасно, повинен суду; кто же скажет брату своему: рака 2 , повинен сонмищу 3 ; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной. И когда приносишь дар твой ко алтарю и там помянешь, что брат твой имеет нечто на тебя, оставь там дар твой пред алтарем, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди, принеси дар твой. Уговаривайся с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы не предал тебя соперник судье, а судья предаст тебя слуге, и ввержен будешь в темницу; истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последний кодрант. Слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ). Я же говорю вам, что всяк, кто воззрит на жену с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же око твое десное соблазняет тебя; изми его и повергни от себя: лучше тебе, что погибнет один из членов твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И если рука твоя десная соблазняет тебя; отсеки ее и повергни от себя: лучше тебе, что погибнет один из членов твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну. И еще сказано, что кто отпускает жену свою, пусть даст ей книгу разводную ( Втор.24:1 ). А Я говорю вам: всяк, кто отпускает жену свою, кроме вины любодеяния, творит ее прелюбодейцею; и кто поемлет отпущенную жену, прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не клянись лживо, но сдержи пред Господом клятвы твои ( Лев.19:12 . Втор.23:21 ). А Я говорю вам: не клянись отнюдь: ни небом, ибо оно престол Божий; ни землею, ибо она подножие ног Его; ни Иерусалимом, ибо он град великого Царя ( Ис.66:1 . Пс.47:3 ); ни головою твоей не клянись, ибо не можешь и единого волоса сотворить белым или черным; но да будет слово ваше: ей, ей! ни, ни! а что сверх того, – от лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В Евангелии от Марка Иисус – не только Сын Божий, но и новый Человек. С Мф и Лк совпадает только указание на сорок дней ( Исх 34,28 и 3Цар 19,1–8 ). Сорок дней в Библии означает хорошее, отмеренное Богом время. Не сказано, в чём состояли искушения. К тому же, кажется, они приходятся не на конец 40 дней, а происходят на протяжении всего срока. При этом все сорок дней Иисусу служат ангелы. Примечательно замечание, что Иисус «был со зверями». Служение ангелов и дикие звери дают ключ к пониманию рассказа. Всё это напоминает об Адаме в раю. В одном иудейском рассказе о жизни Адама и Евы говорится, что когда они были изгнаны из рая, они девять дней искали, чего бы поесть. «Но они не нашли ничего из того, что было у них в раю, но только звериную пищу. Тогда сказал Адам Еве: Это Господь дал в пищу зверям и скоту, а у нас была пища ангельская». В этом рассказе подразумевается, что звери до грехопадения жили с людьми. Когда один из зверей нападает на Сета, сына Адама и Евы, Ева бранит его: «Ты, злой зверь, ты не страшишься нападать на образ Божий? Зачем отверзаешь ты свою пасть? Зачем точишь зубы?». А зверь возражает Еве: «Ева, не против нас обращай свои несправедливые упрёки и рыдания, но против себя. Ведь господство зверей возникло только из-за тебя. Зачем отверзла ты свой рот, чтобы есть от дерева, от которого Бог запретил тебе есть? Из-за этого изменились и наши природы». До грехопадения люди, звери и ангелы жили в мире и общении. Неудивительно, что Израиль ожидал от Мессии восстановления этого райского порядка. Об этом мы читаем у пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень,.. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» ( Ис 11:1–2, 6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Так закончилась великая, страстная, единственная в истории Пятница . Христос, по смерти Своей, сходил в ад к душам ветхозаветных верующих и праведных для того, чтобы возвести их оттуда к Богу Отцу в Царство небесное. Великая Суббота ( Мф.27:62–66 ). Враги Иисуса, первосвященники и фарисеи, – хотя уже были уверены в том, что Он помер на кресте; однако с пятницы на субботу всю ночь не были покойны. Им все думалось, что их злобе не удастся восторжествовать, что о Распятом ими разнесется, пожалуй, добрая молва, будто Он воскрес. Поэтому они в субботу утром являются к Пилату и говорят ему: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, когда был в живых, говорил: «По прошествии трех дней воскресну». И так прикажи охранять гроб до третьего дня. А то (пожалуй) ученики Его, пришедши ночью, украдут Его, и после будут говорить народу: «Воскрес из мертвых»; а тогда последний (новый) обман будет хуже (и опаснее) первого, т. е. того, по их мнению, ложного объявления, будто – Он Иисус и есть обетованный Мессия». Пилат ответил им на это: «У вас есть стража; подите, охраняйте, как умеете». Первосвященники пошли, приложили печать к камню, закрывавшему гроб, поставили свою строгую, самую отборную стражу. Но все их усилия тщетны. ( Лк.23:56 ; Мк.16:1 ). Ученики же и последователи Христовы были в унынии. Сердобольные женщины: Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия, мать Иоанна Богослова, по окончании праздника субботы, хотели отдать последний долг умершему телу Господа, именно: хотели помазать Его ароматами; они уже купили для того дорогих мастей, но так как было время позднее – ночь, то они отложили исполнение своего предпрятия до следующего утра. Воскресение Христово Пребывание воскресшего Христа на земле до Его Вознесения. ( Мф.28:2–4 ) Ночью с субботы на следующий день при гробнице Иисусовой раздались подземные удары; стража вдруг почувствовала землетрясение, и была испугана этим. Но она еще более поражена была, когда увидела пред собою сошедшего с неба светоносного Ангела в белом одеянии, и когда этот небесный вестник отвалил огромный камень от дверей гроба. И в ту же минуту Христос Своею Божественною силою воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Следует упомянуть еще о нескольких пророчествах у Иезекииля. Это прежде всего, притча о бесполезном дереве виноградной лозы – то есть жители Иерусалима. Здесь есть перекличка с Евангелием. Неудачный приемный ребенок – это город Иерусалим ( Иез. 16 ). Притча о побеге кедра и виноградной лозе ( Иез. 17 ) – это олицетворяется с царским домом. Притча о большом орле – это царь Навуходоносор ( Иез. 17 ). Лесной пожар – угроза войны. Меч разящий – смертельный суд. Накипь на котле – страдание Иерусалима ( Иез. 24 ). Наряду с этим пророчества Иезекииля имеют свои особенности, свойственные только ему. «Так говорит Господь Бог» перечисляется свыше 200 раз; обращение «Сын человеческий!» – более 100 раз; «Слово Господне» – упоминается 84 раза; «И узнают, что Я Господь» – 60 раз; слово «ужас» повторяется 42 раза и 14 раз «мятежный дом» и ряд других выражений, свойственных только ему. Для него еще характерны следующие события: видение огненной колесницы с четырьмя херувимами ( Иез. 1 ); рассказ о Храме Иерусалиме, как капище идолов ( Иез. 8:11 ); пророчества о мертвых костях ( Иез. 37 ); новый град Иерусалим ( Иез. 40:46 ) и храмовой источник, как поток благодати Божией. Мессианские места пророка Иезекииля, пророчества о Мессии. Правомочный правитель из дома Давидова ( Иез. 17, 22–24 ); правомочный наследник ( Иез. 21:30–32 ); правомочный пастырь ( Иез. 34:23–30 ); единый царь над Иудеей и Израилем ( Иез.37, 22–28 ). «А раб мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно» ( Иез. 37:24–25 ) – конечно это не о Давиде, а о его потомке Мессии. Пророк Даниил Плен, разрушение Иерусалима и Храма и другие испытания, которые выпали на долю Израиля, духовно укрепили его и приблизили его к поре духовной зрелости. Он уже не может и не желает быть обломком, носимым по морю житейскому без смысла, надежды и целей, а стремится осознать себя, свое прошлое и настоящее. Св. Писание в эпоху плена становится осью духовной жизни Израильской общины. В строках Писания Израиль стремится теперь прочитывать судьбу и определить свое место в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

в) Когда бедствия осады Иерусалима войсками Навуходоносора дошли до крайней степени, а помощи ни откуда уже не предвиделось, тогда прежняя самоуверенность иудеев (ср. 37:9: не прельщайте душ своих глаголюще: отходяще отыдут от нас халдеи) сменилась отчаянием: перестав верить в возможность избавиться от Навуходоносора, они стали считать себя погибшими безвозвратно (33:24). Тогда пророк переменяет тон своей проповеди и от угроз переходит к утешению. Он от имени Божия возвещает иудеям: 1) что хотя они будут уведены в плен вавилонский, но по истечении 70 лет снова возвратятся в свое отечество. «Так говорит Господь, когда исполнится в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место. Вы взыщете Меня и будете взывать ко Мне и Я услышу вас и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов» (29:10–14 ср. 30:3, 8–10; 31:4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33:6–13). И чтобы возможно сильнее напечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк совершает по повелению Божию символическое действие: покупает земли у Анамеила, составляет письменный документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху для хранения (32:6–15). Покупая земельный участок в виду скорого и несомненного завоевания его вавилонянами и отведения всех в плен, пророк чрез это самое уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и они снова возвратятся, в свою землю. 2) что по возвращении иудеев из плена Иерусалим будет возобновлен (31:38–40) и в нем построен будет новый храм, в котором снова станут совершать богослужение с прежним великолепием: се Аз возвращу преселение Иаковле и пленники его помилую, и возградится град в высоту свою и храм по чину своему утвердится. И изыдут из него поющии и глас играющих, и умножу я, и не умалятся, так говорит пророк от лица Божия (30:18–19; 31:12–14). 3) что из рода Давидова Господь возрастит им тогда Отрасль Праведную, т. е. пошлет в мир Мессию, имеющего по плоти родиться от племени Давидова, Который будет производить на земле суд и правду: во днех онех и в то время произрасти сотворю Давиду Отрасль правды: и сотворит суд и правду на земли. Во днех онех спасен будет Иуда и Иерусалим пребудут в надежди (33:15–16 ср. 23:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Но иные здесь скажут: не лучше ли бы драгоценности, коими блистает храм, продать и вырученное за них отдать нищим? Да, согласен бы я был с мнением сим, если бы оное преподано было не предателем Христовым. Но он-то, он первый изрек его, воспользовавшись следующим случаем. «За шесть дней до Пасхи, –повествует св. Иоанн Богослов, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого воскресил Он из мертвых. Там приготовили для Иисуса вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с ним. Мария, взяв фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их власами своими. Дом исполнился благоухания от мира. Тогда Иуда Симонов Искариотский, который после предал Христа, сказал: чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим ( Ин. 12:5 )? Наперсник Христов не умалчивает, но объясняет и то самое внутреннее чувствование, которым будучи подвигнут, Иуда Искариотский неосторожно и неуместно выразился, сказав, что лучше бы был, миро продать и деньги раздать нищим. Это чувствование было не забота предателя о нищих, но то, что он был тать. Сие же рече не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вмещаемая ношаше ( Ин. 12:6 ). Будем осторожны и мы, чада и братия, когда судим о делах и поступках своей собратии. Хваля, да остерегаемся, чтобы похвала наша не происходила из пристрастия или из дружбы; а когда хулим кого, чтобы это не проистекало из зависти, ненависти, злопомнения и из других тому подобных зловонных источников. Награда праведникам на небесах: они делаются там наследниками царствия, уготованного Отцом Небесным для них от сложения мира. Дабы ведали мы, что такое есть царствие Божие на небесах, какие его принадлежности, какая слава, – для того притечем к Наперснику Христову. И се, он свидетельствует в Откровении своем: я видел новое небо и новую землю. «Видел там Святый град, Иерусалим новый, уготованный, как невеста, украшенная для мужа своего. И слышал громкий глас, говорящий: это скиния Божия с человеками. Нет уже в ней смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр. 21:2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Эта антиномия веры снимается в образе апостола Иоанна — Возлюбленного, постоянно пребывающего “у груди Иисуса”, в евхаристическом единстве с Ним. 5. Последний вопрос Петра Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21).

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

иерусалимский храм или Иерусалим) и «Господь овец принес новый дом – больше и выше того первого, и поставил его на месте первого» 639 . Это – «грядущий небесный град». В частности, и Мессия, как главный посредник в откровении царства Божия, по иудаистическим представлениям существует на небе прежде, чем явиться на земле в мессианское время. В этом свойстве небесной преэкзистенции Мессия на языке иудаизма называется Сыном человеческим. Образ «как, бы Сына человеческого», грядущего с облаками небесными, встречается уже в книге Даниила 640 . Если в самом человекообразном виде, в самом образе рождаемого от жены, открывается природная немощь и уничижение, то в шествии с облаками небесными нужно видеть обнаружение небесной славы 641 . С этого видения Даниила, начинается употребление термина «Сын человеческий» с новым значением, отличным от пророческого образа страдающего праведника. Дальнейшее развитие иудейских представлений о небесном достоинстве Мессии мы находим в книге Еноха. Здесь с Главою дней идет Сын человеческий, лицо которого подобно виду человека и, вместе с тем, подобно одному из святых ангелов. Он – Сын человеческий – «имеет правду, при нем живет правда и он открывает все сокровища того, что сокрыто, ибо Господь духов избрал его, и жребий его пред Господом духов превзошел все чрез праведность в вечность» 642 . О Сыне человеческом далее сказано: «Прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звезды небесные были созданы, его имя было названо пред Господом духов... Он был избран и сокрыт пред Ним (Богом) 643 , прежде чем создан был мир, и он будет пред Ним до вечности» 644  . В 4 Ezr. (3 Ездр.) Сын Божий описывается kaksimilimudo hominis (cup.), homo cum nubibus caeli, vir ascendens. «Эmo – тот, которого Всевышний хранит многие времена, который самим собою избавит творение свое»; но «никто не может на земле видеть Сына Моего, разве только во время дня его» 645 . Такого рода супранатуральные представления заметны и в особенностях nepeboдa LXX om еврейского текста, так пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010