Праздник ветхозаветной Пятидесятницы явился прообразом новозаветной, христианской Пятидесятницы, торжествуемой в воспоминание вступления Бога с человеком в Новый Завет. Он был утвержден в пятидесятый день после восстания Спасителя из гроба сошествием Святого Духа на апостолов. Праздник Кущей      В пятнадцатый день седьмого месяца тишри начинался праздник, установленный в воспоминание сорокалетнего странствия евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках) (см.: Лев 23, 34). На кровлях домов или во дворах строили шалаши из пальмовых и финиковых ветвей. В них евреи жили с пятнадцатого по двадцать второе число месяца тишри: празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев 23, 41–43). Этот праздник был временем всеобщего веселья, с каким иудеи не проводили ни один другой праздник. Даже язычники отзываются о нем как о празднике особенно значительном. Плутарх именует его величайшим еврейским праздником и сравнивает с некоторыми греческими праздниками. Тацит в своем описании Палестины не забывает упомянуть о празднике Кущей. В дни Кущей весь народ — священники и левиты, богатые и бедные — должен был наслаждаться одной радостью. Вне шалашей никто не должен был ни пить, ни есть, чтобы живее чувствовать положение своих предков в пустыне. Книга Неемии так описывает это торжество: Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу (Неем 8, 1 7–18).      Около пятнадцатого числа месяца тишри у евреев заканчивались важнейшие работы. Поэтому в праздник Кущей приносилось благодарение Богу за плоды. В продолжение этих дней все израильтяне носили в руках своих как памятники благодеяний Божиих ветви деревьев. С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника. В последний, восьмой день в воспоминание хождения кругом Иерихона жертвенник обходили семь раз с хвалебными песнями из 117-го псалма: О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! (Пс 117, 25). В греческой форме это еврейское молитвенное восклицание вошло в наши христианские песнопения. Осанна! Это восклицание звучало на улицах Иерусалима в те предпасхальные дни, когда Спаситель наш совершил Свой торжественный вход во святой град: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21,9). Псалом 117-й, из которого взято восклицание осанна, был частью так называемого «аллилуиа» («восхвалите Господа») — пасхального гимна. В руках народ держал ваии — пальмовые ветви.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Относительно же слов: «И моря уж нет» я затрудняюсь сказать, иссушится ли оно, или также обратится в нечто лучшее. Ибо мы читаем, что небо будет новым и земля новой, но я не упомню, чтобы где-либо читал о новом море, за исключением тех мест этой же книги, где сказано о «море стеклянном, подобном кристаллу» ( Anok. IV, 6, XV, 2 ). Но в тех случаях не идет речь о конце века, да и о море говорится, похоже, не в собственном смысле слова, а как бы о море. Впрочем, так как пророческая речь любит к прямым выражениям примешивать переносные, то и в словах: «И моря уж нет» может идти речь о том море, которое «отдало мертвых, бывших в нем» ( Апок. ХХ, 13 ). Ибо тогда этот мятежный и бурный век, подразумеваемый под именем моря, не будет уже жизнью смертных. Глава XVII. О прославлении Церкви без конца после конца «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» ( Anok. XXI, 2–5 ). Говорится, что город сходит с неба, потому что благодать, по которой Бог творит его, небесная. Почему Он говорит ему через Исайю: «Я, Господь, творю это» ( Ис. 45:8 ). Правда, нисходит он с неба с самого начала, с того времени, как граждане его в течение этого века по благодати Божией, сходящей свыше, возрастают через купель возрождения в Духе Святом, ниспосланном с неба. Но по суду Божию, который будет последним судом через Сына Его – Иисуса Христа, град этот по дару Божию явится в таком великом и новом блеске, что не останется никаких следов ветхости; так как и сами тела от ветхого тления и смертности перейдут к нетлению и бессмертию. Относить же это к тому времени, когда он царствует с царем своим тысячу лет, на мой взгляд, было бы крайним бесстыдством; ибо он совершенно ясно говорит: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но вот настал день Пятидесятницы. Вся площадь Иерусалимского храма как бы стонала от говора разноязычных масс народа, из разных стран пришедшего во св. Град для участия в установленных Законом жертвоприношениях «агнца без порока» и «козла в жертву за грех». Апостолы, вместе со всеми верующими, возносили в это время молитвы о просвещении всего этого темного народа, пребывавшего во тьме неведения о Божественном Агнце, уже взявшем на Себя бремя мирового греха, Спасителя мира. И когда они молились, внезапно «сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося бурного ветра», до основ потрясая дом, в котором они находились. Не успели Апостолы оправиться от неожиданности этого явления, как последовало новое явление: как бы пламя огненное осветило дом и его разделяющие языки почили на каждом из них. Что это такое? Апостолы знали, что подобные явления происходили на горе Синае в день законодательства. И поняли, что это вознесшийся Учитель дает им новый Закон. Они почувствовали себя как бы вновь рожденными, горячая вера запылала в их сердцах, мгновенно вспомнили они все, что говорил и чему учил их Христос. Апостолы поняли, что «исполнились Духа Святого и Дух давал им провещавать»; неудержимая сила влекла их из горницы в народное море, чтобы там исповедывать Христа, Распятого и Воскресшего, проповедать Слово Его. Неудержимым потоком лилась из уст их боговдохновенная речь, которой внимали несметные толпы разноязычного народа. Все они слышали проповедь каждый на родном языке. Из чьих же это уст лилось сердца жгущее слово? Из уст недавно невежественных, заброшенных рыбаков-галилеян, одно имя которых звучало презрением. Все изумлялись, говоря друг другу: что это значит? Это был тот великий и таинственный дар, который Небесный Учитель обещал Ученикам Своим перед вознесением. В апостолах действовала Премудрость Божия, облекшая их сверхчеловеческой силой. «Мужи иудейские! сие да будет вам известно»: в том, чему вы являетесь свидетелями – «есть предсказанное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог , изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать». «Твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, которого вы распяли», – так закончил ап. Петр свою речь. С воплем отчаяния бросились к Нему многие из тех, кто 50 дней тому назад неистово кричал: распни, распни Его, восклицая ныне: «Мужи, братья, что нам делать?» Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». И были эти слова как целительный елей для исстрадавшихся душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

А Господь так любил Иерусалим, что плакал о нем и рыдал ( Лк. 19:41 ), и вися на кресте, говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). И испросил Он, о чем молил: на первых же порах уверовало много тысяч из иудеев, и на покаяние ему дано было времени до сорока двух лет. По истечении же этих лет, так как иудеи упорствовали в злобе, вышли из лесов народов римских два медведя, Веспасиан и Тит, и умертвили, и растерзали детей, богохульствовавших и целым хором издевавшихся над истинным Елисеем, восходившим в дом Божий (ибо так переводится слово – Вефиль 4Цар. 2 ). С тех пор Иерусалим не называется уже святым городом; но, потеряв святость и прежнее имя, зовется в духовном смысле Содомом и Египтом. Ибо вместо него созидается новый град, который речные потоки веселят ( Пс. 45:5 ), из которого течет источник, услаждающий горечи всего мира; а жалкий Израиль плачет обезоруженный над развалинами храма, – между тем как многолюдство верующих во Христа видит ежедневно встающими новые кровли церкви, – и говорит Сиону: тесно для меня место ( Ис. 49:20 ). Таким образом исполняется писанное у Исаи: и покой его будет слава ( Ис. 11:10 ). Каким образом Спаситель, по Иоанну, – вдунул Святого Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесении ( Ин. 20:22 ; сн. Лк. 24:49 )? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам известно из учения апостола Павла, что есть различные дарования Духа Святого. В первом послании е Коринфянам он писал: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:4–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

81. Веселися, Иерусалиме, и торжествуйте в нем, вси любящие его и живущие в нем христиане, и радуйтеся (66, 10). 82. Да ссете и насытитеся Крови и Плоти Христовой от сосца утешения Его – Чад Его, да ссавше насладитеся от входа пришествия на землю славы Его (66, 11). 83. И мир Божий даруется народам земли и слава усыновления (66, 12). 84. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме – Церкви Моей, – глаголет Господь (66, 13). 85. И узрят, и возрадуются сердца рода христианского, и познается рука Господня боящимся Его (66, 14). 86. И в день Свой приидет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой, отмщение Свое и прощение во пламени огненно (66, 15). 87. Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа (66, 16). 88. Дела и помышления каждого знает Господь, и соберет Он все народы, и приидут и узрят славу Креста Христова (66, 18). 89. Ученики Христовы в знамении благодати принесут имя Христово во все народы, и увидят все славу Сына Единородного (66, 19). 90. От всех народов как дар Господеви приведутся во святый град Иерусалим братия Христова (66, 20). 91. И от тех поиму Себе жрецы и левиты, рече Господь – установить в Новозаветной Церкви священство (66, 21). 92. Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше – род христи анский (66, 22). 93. И во всякое время будут приходить на поклонение пред лице Господне во Иерусалим – Церковь первородных, как в год юбилейный – Пятидесятницу, когда великая радость бывает всем, ибо свобода рабам возвещается, и отпущение долгов, и наследование земли – новый Израиль духовный – христиане, как народ святой, помазан ный Духом Святым. 94. Пророк Исаия – пророк веры и надежды. С горячей ревностью защищал пророк славу Бога, обличал лицемерную набожность отпадающего от Господа израильского народа, убеждал обратиться от путей нечестия и идолопоклонства, призывал к покаянию. и предупреждал пророк, что бедствия посылаются народу для его исправления; пророчествовал о Деве Богородице, Спасителе мира и вольных Его страданиях, Церкви, обращении язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Завидующий богатству других обнаруживает тем скрытое желание самому завладеть их промыслом и богатством и вместе (обнаруживает) пустоту своего ума и сердца, и недостаток веры в Бога, Коим живет всякий человек, и (недостаток) любви к немощному ближнему. Если бы Бог был богатством сердца его, никогда он не позавидовал бы богатству земному и тленному ближних своих, считая его суетным и весьма препятствующим спасению души его». Богатому «Крайне трудно войти в Царствие Божие, а погибнуть – легко, как евангельскому богачу-весельчаку или человеку-богачу, у которого был «хороший урожай в поле» ( Лк.12:16–20 ). Читай Евангелие и ищи: в чем мудрость христианина истинного? Не в нищете ли духа и самоотвержения? «Мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит Апостол ( 2Кор.6:10 )». Ожидание конца мира «Грехи умножились до края! Нет больше возможности жить спокойно! Церковь Божия, Невеста Христова – украшайся, чтобы предстать светло Жениху своему прекрасному, нетленному, вечному!» «Но природа твердо (во время распятия) держалась и доселе еще держится... Идем рукою Вседержителя. Ждем конца, когда род человеческий обратится в смердящий труп, и не для чего ему будет существовать, когда пшеница созреет и будет готова к окончательной жатве... Тогда сказано будет: «пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы» ( Откр.14:15 )». «Вино новое» «Отныне не будут пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» ( Мф.26:29 ). Это говорит Господь, как человек: Он предвидел небо новое и землю новую, в которых все человеки избранные обновятся и будут иметь все новое: и новый град, духовный Иерусалим, и новую пищу и новое питие, которое суть Сам Христос и Дух Святый, и новое солнце, или Светильник, который есть Христос. Нынешний плод лозный – Кровь Христова есть образное питие будущего истинного приобщения Христова во Царствии Его (подобного). «Подавай нам истее (истиннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (Канон на Пасху).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Уже эти сопоставления, конечно, снова свидетельствуют о земном характере святого града Иерусалима, о котором идет речь в Откр. 21:9–27, 7 и Иез. 41:31 . Этот перечень камней сам по себе требует всяческого комментария в применении к каждому из них, на который мы здесь не притязаем. Он содержит в себе и некую мистическую тайну, которая некогда откроется, но сейчас остаётся скрыта для понимания, зашифрована аллегоризмом. Однако следует здесь снова подчеркнуть земной и даже материальный характер этих образов. Их аллегоризировать или спиритуализировать, превращая лишь в духовные символы, значило бы просто упразднять их в их конкретности, хотя они, несомненно, имеют и духовно-символическое значение. Также невозможно в их природности перенести их в жизнь будущего века, которая для нас закрыта и не допускает описания на языке вещей здешнего мира. Поэтому остаётся сделать общее заключение, что описываемый град принадлежит ещё нынешнему веку, хотя и в преображённом, просветлённом, облагодатствованном, ософиенном состоянии. В связи с этим возникает и следующий вопрос: этот город, «сходящий с неба от Бога», и в то же время земной по своему характеру и материалу, есть ли новое творение Божие? Иными словами, образ «схождения его от Бога с неба» означает ли самое его возникновение к бытию или же только изменение, преображение града земного чрез схождение на него и просияния в нём образа небесного, его прототипа или парадигмы. Очевидно, что схождение с неба не означает нового творения, о котором особо говорится от лица Божия: «се творю все новое» (21:5), как об этом же говорится также: «и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (21:1). Поэтому если Иерусалим, сходящий с неба от Бога, не есть новый (как он есть в первом видении: 21:1), но, так сказать, лишь обновлённый и предполагающий прежний, то отсюда необходимо заключить, что, будучи делом Божиим в своём обновлённом состоянии, он принадлежит к миру человеческому в изначальном, «прежнем» бытии своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Откровение – исторично гораздо более, нежели эсхатологично, хотя, разумеется, оно не может ограничиться лишь философией земной истории, в которой отсутствовала бы эсхатологическая перспектива конца мира. Между тем, отрицающие или же фактически упраздняющие силу и значение пророчества о тысячелетии там самым, так сказать, потопляют историю в эсхатологии. 98 Глава 21. Схождение с неба Иерусалима Эта глава открывается картиной жизни будущего века, преображённой твари. Это есть уже не то, что вмещается в истории, хотя бы в качестве её заключения, но что последует за историей, после её завершения. Этот трансценз, отделяющий историю от метаистории, выражается в ряде образов, но прежде всего и по преимуществу в том, что эта жизнь будущего века имеет всё новое (καινς), в отличие и противоположение прежней. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. – И я, Иоанн, увидел святый град Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21: 1–2), и далее: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (делаю ποι, 5). Таково общее определение всего совершившегося и явленного в видении тайнозрителю. Это общее эсхатологическое пророчество о преображающем всё обновлении мира имеется почти дословно уже в Ветхом Завете, именно у Пр. Исайи, 65:17: «вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце»; 66:22: «новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим», и этому вторит пророчество новозаветное, 2Петр. 3:13 : «мы, по обетованию Божию, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Эта всеобщая новизна есть понятие апокалиптически-эсхатологическое, выражающее именно трансценз, переход, соотносительность. Как «новое творение всего» оно сопоставляется с первым творением мира «из ничего», а в известном смысле ему и противопоставляется именно этой своей «новизной» как обновлением прежнего. Однако же оно не есть первое творение «из ничего», так сказать, абсолютное творение Богом, но есть как бы его продолжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Все эти идея касательно Мессии, проповедуемые раввинами в их преувеличенном виде, находили себе более чистое отображение в религиозно-национальной литературе этого времени, как например, в так называемых псалмах Соломона, написанных во время нашествия Помпея. В них высказывается твердая уверенность в пришествие Мессии, который восстановит вечное царство Божие, когда сыновья и дочери иерусалимские будут опять приведены с востока и запада, потому что Иегова сжалился над их бедствиями 290 . Семнадцатый и восемнадцатый псалмы с особенной живостью и красотой воспроизводят перед нами те надежды, которыми жил иудейский народ ко времени пришествия Христа и которые выразились в бурном религиозном восстании Иуды галилеянина. После изображения страданий иудейского народа, псалмопевец обращается с мольбой к Богу об отмщении язычникам: «Извергни грешников из Твоего наследия, сотри во прах гордыню беззаконников, сокруши всю силу их, как сосуд горшечника сокрушается жезлом железным. Истреби словом уст Твоих язычников, поправших закон Твой, и с пришествием сына Давидова пусть язычники бегут перед лицом Его. И Он приведет языческие народы под иго Свое, и вознесет Славу Господа по всей земле, и очистит Он Иерусалим в праведности, так что, как и в начале, язычники будут приходить из отдаленнейших частей земли видеть славу его, и его измученные, изможденные сыны возвратятся с дарами видеть Славу Господа, которою Бог прославит святой град Свой. И Он будет праведным Царем над ними, учившим о Боге. Среди них не будет неправды во дни Его, потому что все они будут святые, и Царь их есть Христос Господь. Израиль не будет уповать на коня, колесницу или лук; не будет собирать для себя серебра и золота для войны, и не будет полагаться на многочисленность войска в день битвы. Сам Господь есть его Царь, и его упование в Боге всемогущем, и Он поразит всех язычников ужасом перед собой» 291 . Еще более яркое изображение подобных ожиданий заключается в 3–й. книге Ездры. Указав на то, что в конце этого века воцарится Исав (намек на владычество едомитян), священный писатель говорит, что во время его жизни, или при его смерти, сойдет с небес Мессия с теми мужами, которые не вкусили смерти, и книги откроются перед лицом тверди, и все вместе увидят их, и вострубит труба с шумом, и лица всех побледнеют, услышав ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«И видел я, – говорит Иоанн, – новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет» ( Апок. 21:1 ). Видение это означает то время, когда уже будет все кончено в этом мире. «И я Иоанн увидел св. град Иерусалим, – продолжает он далее, – новый, сходящий от Бога с неба приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними Богом их» ( Апок. 21:2–3 ). Короче: «Бог будет все во всем» ( 1Кор. 15:28 ). Там, будет вечный свет и вечная радость. «Бог отрет там всякую слезу» и «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» не войдет в царство вечной славы и блаженства, и тогда-то «никто уже не будет учить ближнего своего, и брат брата своего: «познай Господа» – в этом не будет уже нужды, ибо все, от малого до большого будут знать Господа» ( Евр. 8:11 ). О блаженном состоянии праведников в будущей жизни Ап. Павел говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило того на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ); – оно будет состоять: в нескончаемом царствовании со Христом» (2Тм. 2:12); «в вечной славе» ( Рим. 8:18 ; Кол. 3:4 ), в получении венцов славы ( 1Петр. 5:4 ); в вечной радости ( 1Петр. 4:13 ); в вечном покое и наслаждении видением лица Божия ( Откр. 14:13; 22:3–4 )! Мучения же грешников в Св. Писании описываются как удаление их от лица Божия ( Мф. 25:41 ), – ввержение в геену ( Мр. 9:47 ) – ввержение в место, где червь не умирает и огонь не угасает ( Мр. 9:44 ) и проч. «Нестерпима геена и мучение в ней, говорит Св. Златоуст ; – впрочем, если представить и тысячи геен, то все это ничего не будет значит в сравнении с несчастьем лишиться оной блаженной славы, возненавидимым быть от Христа и слышать от Него: «не знаю вас»!.. Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (Т.1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010