РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА - Здравствуйте, у меня вопрос к Наталье Леонидовне. Вот, кажется, Честертон о Диккенсе написал такую фразу, что Диккенс очень много писал о бедности и о бедных. «Бедные - алмазы Божьи». Вот Вы скажите, это особенность именно английской литературы, или это особенность того времени, или это такая подчеркнутая любовь именно к бедным? Н. ТРАУБЕРГ: - Это не из книги о Диккенсе, это из эссе «Великан», замечательное совершенно эссе, поразительное по провидению, я его переводила как раз перед самым концом советской власти и тряслась без особой надежды. «Бедные - алмазы Божьи» - еще евангельская традиция. Как вы помните, особенно подчеркнуто это у Луки, где сказано: блаженны нищие ради своего духа. Причем все эти люди, может, кроме Диккенса, в нем какая-то средневековая наивность была, все остальные прекрасно знали, что бедность и нищета могут озлобить. Что там есть грязь, кошмар, ужас и так далее. Но вот я сейчас вспоминаю двух людей живых, отца Павла Кучинского, капуцина, францисканца из собора Петра и Павла, католика. И мою бабушку и крестную в моем детстве. Мы ехали с Капучнским, и он говорит: «Вы подаете, Наталья, нищим?». Я говорю: «Да. Меня так учили бабушка и нянечка-крестная. Они говорили, Христос так велел». А он говорит, да, это они хорошо говорили, правильно. А я вам еще скажу, что беспредельная милость к нам, что мы не на их месте. Это правда - каждый может оказаться на их месте. РАДИОСЛУШАТЕЛЬ Алло, добрый вечер. Александр. Я вот хотел все-таки возразить на то, что у православных авторов нет произведений о земной жизни Спасителя. И привести сложную, может для неподготовленного читателя, но в общем-то хорошую книгу епископа Кассиана Безобразова «Христос и первое христианское поколение», которая на основе разбора евангельского текста дает полную картину земной жизни Спасителя. Карлсон - хулиган, который учит любви И. СЕМЕНОВ: Наталья Леонидовна, вот вернемся все-таки к детской литературе. Как Вам кажется, удачнее детям прививать добро, прививать евангельские истины? В притчевой форме? Или может детскую библию надо читать вот? Вы что выбираете?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Да послужит это примером нам с вами, братья и сестры! Много и ныне, братья мои, между нами, русскими, хотя не именно между нами, есть мытарей жестоких, льстящихся на легкую наживу и неправедное обогащение, только, крайне жаль, неподобных евангельскому мытарю. Закхей, что непра­ведно нажил, все то и роздал нищим, коих, видно> было нема­ло и в то время, не только в наше, и, кого обидел, тому вчетве­ро возвратил, а наши мытари, скоро наживающие гораздо бо­лее Закхея, обогащаются только сами и не думают неправедно нажитое раздавать бедным или даже - какая дерзость и горды­ня! - смеются над теми, которые подают или раздают бедным, по их мнению не заслуживающим куска хлеба, - видите ли, все тунеядцы да пьяницы эти нищие, все будто бы до одного. Оно, правда, легче всех осуждать - разбирать ведь долго, отличать настоящего нищего от ненастоящего. Положим, что и между нищими не без греха, все люди грешны и между ними есть дей­ствительные пьяницы и тунеядцы. Но скажу я слово этим строгим судьям - не мое, а Господне, что они скажут на него? Каким судом судите, таким будут судить вас, и какою мерою мерите, будут мерить вам (Мф. 7, 1). Вы чисты и праведны пред Богом, столь строго судящие меньшую братию? А вы, сказал бы я им, вечные добросовестные труженики, воздерж-ники, целомудры, нерастленны до глубины сердца, нестяжа­тельны, - ваше богатство нажито праведными трудами, со­весть вас не обличает во лжах, неправдах, во взятках, в празд­ности, в праздной, питающей корысть игре, в зависти, тщесла­вии, соперничестве, во взаимной вражде и неприязни, пирше­ствах, во всякой роскоши и пр.? И вы смеете поднимать бровь и осуждать меньшую братию на голодовку и едва не на голодную смерть? Да разве у бедных железная, из стали слита при­рода, а не подобострастная и слабая, как и у всех нас, что им не позволительно ни пить, ни есть, ни обогреться в теплом углу после коченения на морозе в течение нескольких часов? Нет, наши мытари жестоки, хотя и в христианской, небесной, люб­веобильной вере и родились и воспитались и живут и пользу­ются ее неисчислимыми благами. Да, впрочем, пользуются ли? Евангельский мытарь сияет светлой звездой деятельного по­каяния и милосердия, ему должны подражать мы.

http://pravoslavie.ru/1577.html

Меня радует, что Вы проявляете милосердие к бедным, но я бы еще больше радовался, если бы Вы проявляли его за счет своего имущества, а не за счет чужого. Ни в коем случае я не хотел бы Вас видеть по одну сторону с Иудой. Знаете притчу, как Иуда хотел показаться милостивее Христа? Прочтите двенадцатую главу Евангелия от Иоанна. Там говорится о том, как одна женщина пришла ко Христу, взяв фунт нардового чистого драгоценного масла, и помазала ноги Иисуса. Иуда, который вскоре предал своего Учителя за сребреники, рассердился и воскликнул:  Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? На это благий Господь, Который пришел жизнь Свою положить за нищих, ответил: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда  . Послушайте же, что я Вам скажу: если бы мы всегда имели с собой Христа, не было бы среди нас нищих. Те, кто имеет с собой Христа, жертвуют Церкви все то, что вы называете “роскошью”. Они подают и бедным. Любовь ко Христу вдохновляет их на две жертвы — на жертву своей церкви и на жертву своим бедным братьям. А те, кто не имеет Христа, не имеют и нищих. Они хотели бы взять у Церкви и отдать нищим только затем, чтобы не давать свое и чтобы нищие не досаждали им. Вот истинная причина подобных мыслей, носящая маску добродетели. Письмо 176 И., о необъяснимом страдании Вы жалуетесь на горькую судьбу своей племянницы. Пишете, что ее страдания необъяснимы для Вас. Ее муж, чиновник, заразился постыдной болезнью и умер в больнице для душевнобольных. Она заразилась от своего мужа и теперь тоже попала в сумасшедший дом. Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину, удивляетесь, как всеведущий Господь мог попустить такой брак и вообще такие жестокие страдания невинному существу? Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх.  34 , 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

- Они не хотят трудиться. Так все в нашем классе считают, — не задумываясь, ответила девочка. - А я тебе скажу, что нищие в основном – это больные или старые люди, которые уже не могут работать. Да и, вообще, сейчас сложно найти работу. Поэтому люди вынуждены стоять с протянутой рукой. Хотя среди, просящих милостыню, встречаются и жулики. Но ведь мы не знаем, кто нас обманывает, а кто нет. И самое главное – мы не знаем, что с нами может случиться завтра. Не придется ли и нам, рассчитывая на людскую доброту, стоять с протянутой рукой. Так что нищим быть не стыдно. После разговора с мамой Даша нашла Пашку. Увидев, улыбку на лице подруги, он обрадовался. - Мы не будем больше обращать внимания на злые слова, — сказал Пашка, выслушав подругу. – Знаешь что, пошли в кино. Я всю неделю на обедах экономил, на билеты копил. - А у меня бутерброды есть! Будем их лопать с лимонадом! - На лимонад уже не хватит, — смущенно улыбнулся Пашка. - А нам и без лимонада хорошо! – Даша тряхнула рыжими кудряшками. – Главное, что мы вместе! Вскоре неразлучники выиграли школьную, а затем и городскую олимпиаду по математике. После этого одноклассники изменили к ним отношение, а Никита даже начал заискивать перед Пашей, в надежде на помощь в учебе. Тот, не помня зла, помогал ему с радостью. Даша нашла общий язык с одноклассницами. Только Марина по-прежнему ее не любила, и не упускала случая подколоть. «Эх, Дашка, если бы ты знала, как мне хочется сменить старый комп на плоский бук и мобильник поменять. Я такой айфон недавно видел, — как-то признался Паша подруге, — жаль, что денег у отца нет». - Не переживай. Вот вырастешь, пойдешь работать и купишь все, что пожелаешь. Я тебя понимаю. Мне тоже много чего хочется. - Чего, например? - Нарядов всяких. а больше всего – огромного мягкого медведя с пятном вокруг глаза. Я его еще в прошлом году в витрине магазина игрушек увидела. Так он там и сидит одинокий. Никто его не покупает. - Знаешь, Дашка, как только я заработаю первые деньги, то куплю тебе этого одинокого медведя, а уже потом все остальное!

http://azbyka.ru/fiction/teplyj-dom-svya...

И лишь случайно, справа от дороги, возникают крыши Иерихона – но как немного их в сравнении с бесконечным мертвенным пространством Иудейской пустыни! Не напоминает ли тебе эта дорога, на которой каждый поворот может грозить тебе любой неожиданностью, – дорогу твоего сердца? Тот, кто «в разбойники впаде» среди этой пустыни, – откуда может ждать помощи? Особенно если разбойники эти – внутри него самого, если они гнездятся в его сердце? Ведь сердце наше – источник и мыслей наших благих, и помышлений суетных, и помыслов лукавых. И часто нам представляется, что эти-то последние – и суть наши истинные друзья: они, как кажется, несут в себе заботу о наших нуждах, о нашей пище, о нашем теле, о нашем внешнем благе и спокойствии. «Ты болен – не постись, ведь больным пост разрешен», – советуют они, и мы перестаем поститься, тут же забывая и о том, что Царство – это совсем не пища и питие 136 ( Рим.14:17 )., но нечто большее – это мир, который нам надлежит стяжать в себе и принести другим. «Ты устал – не ходи сегодня ко всенощной, помолись келейно», – и мы со вздохом облегчения не идем в церковь , не понимая, что Церковь, κκλησα – есть прежде всего собрание верных, и без твоей молитвы ее общая молитва оказывается неполной. «Ты грешен и слаб – заботься о себе, и «довлеет ти» ( 2Кор. 12:9 ), ведь и пустынные отцы во главу всего ставили собственное спасение», – и мы, с полным чувством верно понятого долга, погружаемся в себя (забыв о том, что отцы-то были тогда и в пустыне, а мы – теперь и в миру!); но кто же посетит наших больных? кто поможет нашим сирым и убогим (не скажунищим: все мы нищие...)? Кто поддержит нуждающихся?.. Не разбойные ли это советы? Не растлевают ли они меня? Не наносят ли они мне, душе моей, ран горших, чем те физические раны, которые наносят земные разбойники своим жертвам? И язвы эти внутренние мне некому принести, – некому, кроме Того, Кто «на всякое время и на всякий час» 137 готов услышать мое покаяние – лишь бы я (может быть, впервые в своей жизни!) использовал свою свободную волю для того, для чего она мне и была дана: для уврачевания моей жизни Божественной благодатью, подающей мне мир 138 ( Ин.14:27 ).. Господь всегда готов мне дать – главное, чтобы я сумел взять...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вам в благодарность лишь скажу, что я Настолько благодарностью бедна, Что уделить ее вам не смогу. Клотен Но я клянусь в любви. Имогена Не все равно ли, Клянетесь вы иль просто говорите Я слушать не хочу. Клотен Что за ответ? Имогена Я с вами говорю лишь для того, Чтоб вы молчанье не сочли согласьем. Оставьте наконец меня в покое; Лишь резкость встретят ваши угожденья. Ужель такому умнику, как вы, Отказ мой не понятен? Клотен Вы безумны! В таком безумье вас грешно оставить, И я не согрешу. Имогена На этом свете Лишь дураки с ума не сходят. Клотен Так я дурак? Имогена Раз я безумна - да. Отстаньте - и пройдет мое безумье; Мы оба исцелимся. Принц, мне жаль, Что я приличья из-за вас забыла И так резка. Раз навсегда поймите: Я не люблю вас. Говорю открыто, Свое проверив сердце. До того Мне чуждо снисхожденье к вам, что вас До глубины души я ненавижу. Простите, но, пойми вы это сами, Я не была бы так дерзка. Клотен Грешите непокорностью отцу. Ваш брак с безродным, недостойным нищим, Которому из милости кидали Объедки с царского стола, - не брак! Пусть черни низкой, как и Постум ваш, Разрешены те узы, от которых Плодятся только нищие ублюдки, Но вы принцесса, вы от уз таких Ограждены престолом, и не вам Пятнать свой сан с рабом, отребьем грязным, Наемником, рожденным для ливреи, С каким-то приживалом, недостойным Быть даже свинопасом. Имогена Негодяй! Будь ты потомком солнца самого, Знай, и тогда ты был бы недостоин Его рабом назваться. Для тебя Великой честью было бы служить Подручным палача в его владеньях, Где с ненавистью думали бы все, Что ты не по заслугам вознесен. Клотен Чума его возьми! Имогена Всего обидней, Что смеешь ты пятнать хулою низкой Супруга моего. Его обноски Дороже мне волос твоих, хотя бы От каждого из них родился принц Такой, как ты! - Пизанио, сюда! Клотен " Его обноски " !.. Дьявол побери... Входит Пизанио. Имогена Пришли ко мне служанку Доротею. Клотен " Обноски " !.. Имогена До сих пор еще дурак Преследует меня, пугает, бесит. Вели служанке поискать браслет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Мы видим, что в данном случае Иоанн Златоуст толкует «нищие духом» как «смиренные». Заметим, что именно этим толкованием и воспользовались богословы V века, о чем мы расскажем чуть ниже. Впрочем, это мнение Златоуста относится только к тексту Матфея. К сожалению, его толкования на Луку (а весьма вероятно, что Златоуст знал его в коротком варианте «блаженны нищие») не сохранилось. Второе важное толкование оставил нам Василий Великий. Оно взято из «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 205»/4/: По его словам, «нищие духом» — это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21; Лк. 18:22). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства». Т.о. Василий Великий считает, что «нищие духом» – это действительно нищие, но не те, которые всеми силами стремятся стать богатыми. Нет. Это добровольные нищие, которые, богатству предпочли Спасителя и живут со Христом, не стараясь накопить богатство, а наоборот, раздают его. Такие поистине блаженны, они не запутались в сетях мамона и поэтому свободно продолжают свое восхождение к Богу. Впрочем, по Василию, принявший свою бедность как волю Божию тоже становится блаженным. Редакторы считают, что это толкование Василия Великого сделано на Матфея, но надо сказать, что по смыслу оно точно соответствует первоначальному «блаженны нищие». Однако, в истории церкви оно оказалось практически забытым, а осталось вполне устраивающее богословов толкование Златоуста. Причины этого мы излагаем ниже. Третье толкование принадлежит Феофилакту Болгарскому на евангелия (любое издание). Феофилакт строго следует тексту и дает отдельные толкования и на Матфея и на Луку. Толкуя Матфея, он, как и обычно, следует Златоусту: «Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство». Иначе говоря, «нищие духом» – это смиренные. Но на Луку он пишет иначе: «И во-первых (Христос – Н.С.), ублажает бедных; хочешь разумей под ними смиренномудрых, хочешь – ведущих жизнь несребролюбивую». Иначе говоря, Феофилакт вполне допускает, что смысл блаженств у Матфея и Луки может быть существенно разный – Матфей имеет в виду смиренных, а Лука – нищих в материальном смысле.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/bl...

Греческий термин πτωχς («нищий») может соответствовать нескольким еврейским терминам: или ra(‘)š («бедный»), dal («беспомощный»), ’eyôn («нищий»), ‘nî («неимущий», «бедный», «нуждающийся»), ‘nw («смиренный», «согбенный»). Ввиду многозначности возможных еврейских эквивалентов греческого πτωχο («нищие») попытки реконструировать еврейский оригинал выражения «нищие духом» носят гипотетический характер 86 . Несостоятельны попытки некоторых толкователей увидеть в выражении «нищие духом» указание на действие Святого Духа в нищих 87 . В данном случае слово «дух» не имеет отношения к Святому Духу, а указывает на одну из составляющих человеческого естества. Точный смысл выражения «нищие духом» (πτωχο τ πνεματι) становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае понимание слов Иисуса зависит от того, в каком смысле употреблен термин «нищие» (буквальном или метафорическом), а также от понимания термина «духом», стоящего в греческом тексте Евангелия в дательном падеже. В церковной традиции это выражение имело двоякое толкование. С одной стороны, по словам Василия Великого , «нищие духом» – это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди продай имение твое и раздай нищим ( Мф. 19:21 ; Лк. 18:22 )» 88 . Речь идет, следовательно, о материальной нищете 89 . С другой стороны, очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на духовные качества. По словам Макария Египетского , быть нищим духом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает, и имеет» 90 . Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения. Иоанн Златоуст говорит: Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем... Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: «смиренные», а сказал: «нищие»? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 4 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Точный смысл выражения «нищие духом» (πτωχο τ πνεματι) становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае понимание слов Иисуса зависит от того, в каком смысле употреблен термин «нищие» (буквальном или метафорическом), а также от понимания термина «духом», стоящего в греческом тексте Евангелия в дательном падеже. В церковной традиции это выражение имело двоякое толкование. С одной стороны, по словам Василия Великого, «нищие духом» — это те, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21; Лк. 18:22)» . Речь идет, следовательно, о материальной нищете . С другой стороны, очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на духовные качества. По словам Макария Египетского, быть нищим духом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет» . Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения. Иоанн Златоуст говорит: Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем… Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих . Некоторый свет на значение термина «нищие духом» могут пролить сходные выражения, встречающиеся в Ветхом Завете, например, «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс. 33:19), «смиряться духом» (Притч. 16:19), «смиренный духом» (Притч. 29:23), «смиренный и сокрушенный духом» (Ис. 66:2). Все эти выражения лишь подтверждают правильность второй из двух традиционных интерпретаций первой заповеди Блаженства: в ней говорится о смирении.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное». Но кто такие нищие? Обычно нищие ничего своего не имеют и всегда просят помощи у других. Они не стесняются признавать, что все свое пропитание получают как дар. Нищие духом , так же, как и те простые нищие, считают, что ничего своего в душе у них нет и что все духовное богатство свое (таланты) они получают от Бога. Как голодные нищие, они просят у Бога духовной пищи, и Господь питает их плодами Духа Святого. А эти плоды суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера ( Гал. 5:22 ). Нищие духом могут сказать о себе словами апостола Павла: « Мы нищие, а всех обогащаем ». Их духовное богатство открывает им, а через них и другим, путь в Царство небесное. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кто в жизни не плакал? Слезы есть знак страдания. Но может ли страдание давать счастье и блаженство человеку? Не всегда. Если человек страдает из-за видимых благ, из-за гордости, страстей и самолюбия, то эти страдания только мучают душу и не приносят никакой пользы. Если же человек принимает страдание, как посланное Богом испытание, тогда горе и слезы очищают и омывают его душу, и даже в самом горе он находит радость и утешение. Плачущие в этой жизни утешатся в жизни вечной. Но горе не желающим каяться и страдать во имя Божие и не оплакивающим своих грехов и готовым только смеяться и веселиться. Они не войдут в Царствие Божие. « Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете », – сказал Господь. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Из-за земли и ее богатств постоянно борются люди. Чтобы обладать землей народы ведут войны, совершают насилия, жестокости и убийства, думают силой завладеть землею. Но у сильных землю отнимают более сильные, а против них идут сильнейшие и так без конца. И все страдают и мучаются, а самой красоты земли часто совершенно не замечают и не наслаждаются ей. Однако, есть люди, которые «ничего не имеют, но всем обладают». Такими являются, например, христианские странники, которые у нас на Святой Руси ходили пешком по всей стране, от монастыря к монастырю, наслаждались красотою земли, питались ее прекрасными плодами, дышали чистейшим воздухом, пили ключевую воду, молились Богу под открытым небом, работали своими руками и ни от кого никакой земли никогда не отнимали. А земля им действительно принадлежала. Они в кротости своей владели ею. Но этого мало. Наступит время, когда вся земля в действительности будет принадлежат счастливым, блаженным, кротким, а не злым и гордым людям. Они будут истинными наследниками всего земного богатства. Так обещал Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010