15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, 16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. 17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. (Ис 65:11-18) Методический материал Вопросы на осознание текста Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для связи с жизнью Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Вопросы для личного размышления Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно  в комментариях Прочтите толкования Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий Святитель Василий Великий Святитель Феофан Затворник   Крейг Кинер, культурно-исторический комментарий 5:3. Древние авторы и ораторы иногда «обрамляли» раздел текста, начиная и завершая его одной и той же фразой. Таким образом, перечисленные в этом разделе блаженства связаны с дарами Царства (5:3, 10). Многие евреи считали, что Царство может быть установлено только в великой битве, силой оружия; Иисус же обещает царство «нищим духом», «кротким» (5:5) и «миротворцам» (5:9). В иудаизме нищета и благочестие нередко объединялись; понятие «нищий» может означать как фактическую нищету (Лк 6:20), так и полную зависимость от Бога, часто порождаемую нищетой («нищие духом», как здесь). 5:4. Обычно плач был связан либо с «покаянием, либо с тяжелой утратой; сочетание с «утешением» указывает на то, что здесь подразумевается последнее. Плач может означать сокрушение по поводу тяжких грехов Израиля, но в данном контексте, вероятно, выражает страдание от притеснений. «Утешение» было одним из благословений, которые Бог обещал послать во времена, когда Он восстановит Свой страждущий народ (Ис 40:1; 49:13; 51:3,12; 52:9; 54:11; 57:18; 61:2; 66:13).

http://bible.predanie.ru/evangelskoe-cht...

(16, 16) И всякий усилием входит в него. Всякий разумный принуждает себя войти в него, отторгаясь от любви к миру и от неверия; а вы, неразумные и ленивые, добровольно остаетесь неверующими. (16, 17) Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Законом Он здесь наименовал все ветхозаветное Писание, которое различным образом предрекало, что через неверие они отпадут от близости к Богу. Итак, Он говорит, что скорее исчезнут небо и земля, нежели пропадет, или окажется недействительным самое малое из того, что предсказано в Писании об их отпадении из-за неверия. (16, 18) Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Хотя теперь Его об этом не спросили, Он об этом сказал, имея в виду тех, которые тогда совершали такие прегрешения. В сорок второй же главе Евангелия от Матфея, будучи спрошен, «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» 595 , Он дал пространный ответ, и прочти все его толкование 596 . Глава 59. О богаче и Лазаре (16, 19) Некоторый человек был богат. Многократно уча о любви к нищим, теперь Он посредством притчи внушает страх жестокосердным и скаредным, рассказывая о том, что еще предстоит, как о том, что уже произошло. Ведь не было еще воздаяния окончившим жизнь, поскольку не было и Суда. И Он ясно представляет как то, какие мучения унаследуют после смерти лишенные сострадания, так и то, какое облегчение получат переносящие тяготы нищие. Но и другому полезному учимся мы с помощью этой притчи. (16, 19) Одевался в порфиру и виссон. Самыми дорогими и светлыми одеждами украшал он тело. (16, 19) И каждый день пиршествовал блистательно. Не жалея расходов. (16, 20) Был также некоторый нищий, именем Лазарь. Если имени богатого, как ненавистного, Он не назвал, ибо о дурных людях сказано: «Не помяну имен их устами моими» 597 , то прозвание нищего, как возлюбленного, он добавил. Некоторые же говорят на основании предания евреев, что в то время был и тот богатый, звавшийся Ниневием, и этот нищий Лазарь. А поскольку они скончались, то Христос составил о них притчу, и сообщил об их будущем воздаянии как о том, что уже произошло, наводя страх на тех, которые подобны этому богачу и утешая тех, которые подобны этому Лазарю, тем самым доставляя пользу и тем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

32 . Но в Церкви я знаю только одно изображение – образ Бога невидимого, о котором сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) Это тот Образ, о котором написано, что Христос – сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). В этом образе я вижу Отца, как сказал Сам Господь Иисус: Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ). Этот образ неотделим от Отца, и Господь показал мне единство Троицы, говоря: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ). И ниже: Всё, что имеет Отец, есть Мое ( Ин. 16:15 ). И, говоря о Святом Духе, Он учит, что это Дух Христов и от Христа берет, как написано: От Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:14 ). 33 . Так что же мы недостаточно смиренно ответили? Если он требует подать, мы не отказываемся ее платить. С церковных земель взимается налог; если император желает получить эти земли, он имеет власть изъять их, никто из нас не воспрепятствует. Сбор для бедных может в изобилии взиматься с народа, пусть они не попрекают Церковь землями, пусть отнимут их, если так угодно императору; я не дарю их ему, но и не отказываю. Они ищут золота, я могу ответить: «Я серебра и золота не ищу». Но они обвиняют, так как золото расходуется. Я не боюсь этого обвинения. Есть у меня вкладчики 356 , наемники мои – нищие Христовы, вот какую сокровищницу я стяжал 357 . О если бы они меня всегда обвиняли лишь в том, что на бедных расходуется золото! А если они ставят мне в вину то, что я ищу в нищих защиту, я не отрицаю, но даже прошу об этом. Защита у меня есть, но она – в молитвах нищих. Эти слепые и хромые, немощные 358 и старцы намного сильнее крепких воителей. Подаяние нищим – это вклад в сокровищницу Бога, ибо написано: Благотворящий бедному дает взаймы Господу ( Притч. 19:17 ). А воинские стражи нередко не имеют Божьей благодати. 34 . Они также говорят, что народ околдован песнопениями моих гимнов 359 – и этого я не отрицаю. Велика та песнь, и нет ничего ее сильнее. Что сильнее, чем исповедание Троицы, ежедневно возносимое устами всего народа? Все наперебой стремятся исповедовать веру, они научились в стихах прославлять Отца, Сына и Духа Святого. Все сделались учителями, даже те, кто едва был способен стать учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос, – да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44, 45 ). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» ( Лк.23:34 ). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). О чем молиться, научает молитва Господня – «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. § 334. Молитва Господня. «Отче наш, Иже еси на небесех!» Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» ( Гал.3,26 ). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 5) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они – одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим». 6) Как старательно должны от грехов беречься, более же добрыми нравами Богу уподобляться, как сыновья своему отцу, если без зазрения совести хотят Его призывать и называть Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

6А когда Иисус был в Вифании, в доме Симона Прокаженного, 7приблизилась к Нему, возлежащему на застольи, женщина с алебастровым сосудом многоценного мира, и стала возливать Ему на голову. 8Увидев это, ученики возмутились и говорили: «К чему такая расточительность? 9Ведь можно было продать это за большие деньги и раздать их нищим!» 10Но Иисус, приметив такое, сказал им: «Что вы огорчаете эту женщину? Она сделала для Меня доброе дело. 11Ведь нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами. 12Да, излив миро это на тело Мое, она готовила Меня к погребению! 13Воистину говорю вам, где ни будет возвещаемо Благовестие сие по всему миру, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 14Тогда один из Двенадцати, именем Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и спросил: «Что вы мне соблаговолите дать? И я предам вам Его». А они назначили ему тридцать серебряных монет. 16И с той поры он стал искать случая, чтобы предать Его. 17А в первый день праздника Опресноков приблизились ученики к Иисусу со словами: «Где пожелаешь Ты, чтобы мы приготовили для Тебя пасхальную трапезу?» 18А Он сказал: «Ступайте в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: «Час Мой близок; у тебя буду Я праздновать Пасху с учениками Моими " ». 19И сделали ученики, как велел им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. 20А когда наступил вечер, возлег Он за столом вместе с Двенадцатью; 21и когда они ели, Он сказал: «Воистину говорю вам, что один из вас предаст Меня». 22Весьма опечалившись, начали они один за другим спрашивать Его: «Не я ли, Господи?» 23Он же сказал в ответ: «Кто опустил руку свою в одно блюдо со Мной, тот предаст Меня. 24Сын Человеческий идет Своим путем, как предречено о Нем в Писании; но горе тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан! Лучше было бы тому человеку не родиться». 25Тогда Иуда, что предавал Его, вставил слово: «Не я ли, Равви?» Говорит ему Иисус: «Ты сказал». 26А когда они ели, Иисус, взяв в руки хлеб и произнеся над ним благословение, разломил и, раздавая ученикам Своим, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

9 И в таком смысле Сам Господь торжественно определяет дела Свои дважды: первый раз в первой проповеди Своей в Назарете, где Он прямо применяет к Себе пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятно» ( Ис. 61, 1–2 , Лк. 4, 18–19 ). И второй раз в ответе Иоанну Крестителю чрез учеников его (также словами из пророка Исаии): «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите. Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11, 4–5 . Ср. Ис. 29, 18; 35, 5–6 ). У ев. Луки (7, 21) этот же рассказ предваряется так: «а в это время Он многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». Господь являл в чудесах Своих силы – δυνμεις – причем явления эти были и знамениями – σημεα – но Господь не творил чудес ради того, чтобы ими поражать, ослеплять или покорять, лишая человека его духовной свободы. Господь говорит с укоризной (царедворцу Капернаумскому): «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоанн. 4, 48). Заслуживает внимания, что чудеса Христовы, вразумляя одних, лишь ожесточали других, и это с особенной ясностью показуется на всем протяжении Евангелия от Иоанна, особенно выразительно на самом потрясающем чуде Христовом, – воскрешении Лазаря, после которого враги «положили убить Его» (Иоанн. 11, 53). Этим свойством отличались чудеса Христовы от тех ложных чудес, которые имеют целью лишь ослепление и порабощение человеческой свободы, вообще проявление силы не во имя любви к Богу и человеку, но из себялюбия, ради самопрославления. Выразителен в этом смысле укор Господа народу: «вы ищите Меня не потому, что видели знамения, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоанн. 6, 27). К таким чудесам хотел склонить Христа сатана в искушениях в пустыне, и к таким же чудесам – «знамениям» (в дурном смысле) многократно пытались склонить Его фарисеи ( Мф. 12, 38–39 ): «тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение – σημεον.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

    Евангелист Лука говорит, что в это время, в присутствии учеников Иоанновых, Господь многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Его чудеса были как бы лучами Солнца правды, сокрытого под завесой плоти; они были знамением могущества, Божественности и святости Христовой и показывали, что Он и есть истинный Мессия. Творили чудеса и древние пророки, но не своей силой, а силой Божией, которую испрашивали у Бога пламенной молитвой. А Господь Иисус совершал их Своим Божественным могуществом и властью. И, совершая столько чудес, СКАЗАЛ ИМ ИИСУС В ОТВЕТ: ПОЙДИТЕ, СКАЖИТЕ ИОАННУ, ЧТО СЛЫШИТЕ И ВИДИТЕ. Вспомните древнее пророчество Исайи: «вот Бог ваш... Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь... Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 35:4-6; 61:1). «Сами видите, что это пророчество исполнилось на Мне: СЛЕПЫЕ ПРОЗРЕВАЮТ И ХРОМЫЕ ХОДЯТ, ПРОКАЖЕННЫЕ ОЧИЩАЮТСЯ И ГЛУХИЕ СЛЫШАТ, МЕРТВЫЕ ВОСКРЕСАЮТ И НИЩИЕ, смиренные сердцем Мои апостолы, и все эти труждающиеся и обремененные, жаждущие слышать слово спасения, радуются духом, приемля благовестие о спасении, и другим о том БЛАГОВЕСТВУЮТ. Возвестите об этом Иоанну, и он даст вам еще большее свидетельство о Мне. И, проникая в глубину их сердечных сомнений и колебаний, привлекая их к Себе словом любви, Он присовокупил: И БЛАЖЕН, КТО, подобно Иоанну, НЕ СОБЛАЗНИТСЯ О МНЕ, чья вера в Меня так же непоколебима, как вера Моего Крестителя. Блажен тот, кто останется верующим в Меня, несмотря на Мое уничижение, на предстоящую Мне крестную смерть!» Господь не сделал обычного Ему в таких случаях указания на Писание: как написано, — Он знал, что Его друг и без этого поймет силу ответа, потому что Исайя был любимым пророком Иоанна. «Если бы Он, — говорит святитель Златоуст, — сказал: Я точно Христос, то это могло их навести на мысль подобно Иудеям, которые некогда говорили Ему: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь»(Ин. 8:13). Поэтому Он предоставляет им самим судить обо всем из виденных чудес, делая этим учение Свое неподозрительным и очевиднейшим. А вместе с тем и их обличил тайным образом: они соблазнялись о Нем, и вот Он, обнаружив их болезнь и предоставив все одной их совести, никого не сделал свидетелем этого обличения, кроме них самих, которые одни поняли это».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Свт. Иоанн Златоуст. Не напрасно научен ты произносить это слово («Отче наш!»), а для того, чтобы благоговея перед именем Отца, произносимым собственным языком твоим, ты подражал Его благости, как и в другом месте Он говорит: будьте подобны «Отцу вашему Небесному, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Посему не может называть человеколюбивого Бога Отцом своим тот, кто имеет настроение души зверское и бесчеловечное; потому что он не имеет свойств благости, какие есть у небесного Отца, но изменился в зверский вид и лишился божественного достоинства. Тот же, кто кроток и человеколюбив к ближним и не мстит согрешающим против него, но воздает за обиды благодеяниями, безукоризненно может называть Бога Отцом. И вникни в точность выражения, как Он заповедует нам взаимную любовь, и соединяет всех дружелюбным расположением. Он не повелел говорить: «Отче мой, сущий на небесах», но «Отче наш, сущий на небесах», для того, чтобы, научившись именовать общего Отца, мы оказывали братское расположение друг к другу.     Свт. Тихон Задонский. Сим воззванием: «Отче наш!» научаемся:     1) что всем христианам «един есть Отец» — Бог; следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца.     2) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь, друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, — говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, — общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», — за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего».     3) Когда христиане — братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как «все они одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). «Так, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

  14 Оставалось два дня до Пасхи и до Праздника Опресноков, и стали первосвященники и книжники искать, какой бы хитростью схватить Его и убить. [ ] 2. Они говорили: «Только не в праздник! Пусть не будет смуты в народе».   3. А когда был Он в Вифании, в доме Симона Прокаженного, приблизилась к Нему, возлежащему за трапезой, женщина с алебастровым сосудом, полным чистого, драгоценного нарда; разбив сосуд, она стала возливать нард на Его голову. [ ] 4. А некоторые с возмущением переговаривались: «К чему такая трата благовоний? 5. Ведь благовония эти можно было продать больше чем за триста динариев и раздать нищим!» «Оставьте ее в покое, что вы ее огорчаете? Доброе дело она сделала для Меня. 7. Ведь нищие всегда будут с вами, и вы сможете сделать им добро, когда захотите; а Я не всегда буду с вами. 8. Она сделала, что могла: заранее умастила тело Мое для погребения. [ ] 9. Аминь, Я говорю вам, повсюду, где будет проповедано Благовестие сие во всем мире, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 10. Тогда Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Его. 11. А они, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать случая Его предать. 12. И в первый день Праздника Опресноков, когда принято закалывать пасхального агнца, Его ученики говорят Ему: 13. И Он посылает двоих из числа учеников Своих и говорит им: «Ступайте в город, и там встретится вам человек с кувшином воды. Идите за ним следом, 14. и хозяину того дома, куда он войдет, скажите, что Учитель спрашивает: " Где покой для Меня, в котором Я буду вкушать пасхальную трапезу с учениками Моими? " 15. И он покажет вам просторный верхний покой, устланный и прибранный; там и приготовьте для нас». [ ] 16. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли все, как было им сказано; и приготовили они пасхальную трапезу. 17. При наступлении вечера приходит Он вместе с Двенадцатью; 18. и когда они возлежали за столом и ели, Иисус сказал: «Аминь, Я говорю вам, что один из вас предаст Меня, из числа тех, что едят со Мною».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А причастие – простой, обычный хлеб, и есть его надлежит, как обычный хлеб, без всяких приготовлений к этому. И все приносимое в церковь – свечи и прочее – Бог ненавидит, и это приношение во грех приносящим. Ныне Бог не требует приношений. В Ветхом завете были приношения, ныне же: «Жертва Богу – дух сокрушенный», как указано в Писании. А всякое приношение – то же, что жертва идолам. А монашество откуда взяли? В Евангелии и Апостоле об этом ничего не написано, но пишет Апостол: «Дух Святой ясно говорит, что, когда придут последние времена, отступят некие от веры, внимая лживым духам и учениям бесовским, следуя лицемерию лжеучителей, с сожженной совестью запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарностью». А не есть мяса в среду, в пятницу и в пост, и монашествовать, и не жениться, и после соития омыватьсявсе это человеческие измышления. И поэтому подобает есть мясо в среду, и в пятницу, и в посты, и не блюсти воздержания, и после соития не омываться. «Ибо брак да будет честен и ложе непорочно» и «Для чистых все чисто» – пишет Апостол. И Петру было заповедано на спустившемся с неба полотне: «То, что Бог сделал чистым, не оскверняй». Также и в Евангелии написано: «Не входящее в уста оскверняет человека». Также сказано: «Фарисей слепой, очисти прежде то, что внутри». Таким образом, все это – человеческие измышления, противоречащие Евангелию и Апостолу. «Клялся, говорит, и утвердил твое правосудие», а не говорит: «человеческие измышления». В церквах же попы учат человеческим измышлениям по книгам и по их уставам и повелевают себя слушаться, и земных властей бояться, и давать им дани. Но не подобает у христиан властям быть и воевать, – сказано: «От взявшего у тебя не требуй назад». Велят также попы приносить деньги и подавать нищим, а нищие – псы, не следует им подавать, ибо сказано: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам». А дети – это мы, ибо познали истину, потому что у нас есть разум духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010