Разве вы не знаете, что Бог, по домостроительству Своему, привел сюда царей и их свиту, чтобы даже они отдали нищим свои одежды? Мы же, хотя видели царей, которые так поступили, не хотим отдать нищим то, что нам не принадлежит. Мы ничего не принесли в этот мир, поэтому ничего не сможем из него вынести. Как я уже сказал вам, отдайте остальные десять монет, и Бог даст вам стократную милостыню. После того как братья отдали и эти монеты, другие нищие все еще продолжали кричать. Тогда преподобный позвал нескольких из них и сказал: «Поверьте мне, братья, больше нет денег, ибо они раздали и то, что имели от проданного рукоделия». Так нищие и ушли, благодаря святого Божия. Через несколько дней монахи стали испытывать нужду. Они пришли к преподобному и сказали: – Где же, авва, стократная милостыня, о которой ты говорил. – Зачем вы говорите как безумные? Я верую Христу моему, что Он пошлет нам все, что необходимо. Через некоторое время пришел к преподобному родственник царя и дал ему большой мешок с деньгами. Тогда, позвав монахов, преподобный сказал: – Видите, маловерные, зря вы поколебались! Возьмите, перстные, то, что принадлежит земле, и, удовлетворив свои потребности, раздайте остальное нищим, чтобы и вы были помилованы, и получили благодать Господа нашего, Которому слава во веки. В селении преподобного жил один благочестивый и добродетельный человек по имени Мелимаврас, его друг. Однажды он пошел в другую местность и заночевал на постоялом дворе. Как только жена гостинника узнала, что он с родины преподобного Кирилла, да еще и его друг, то начала восклицать: «Слава Богу, что я обрела возможность поведать о чуде, что произошло в моем доме по праведному суду Божию, ибо если я умолчу, то не будет мне части с истиной и с Богом. Несколько дней назад ночевал здесь один воин, молодой возрастом и помышлением, который не переставал поносить преподобного Кирилла. А причиной этого было, по его словам, то, что он пошел поклониться преподобному, а тот не захотел его видеть. Я и мой муж долго просили его прекратить поносить святого, но тот не слушался, злился еще больше и ругался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Блаженны нищие духом», возможно, вообще самая загадочная фраза Евангелия и то, что Христос не дает разъяснения о том, что есть нищета, наводит на мысль, что это понятие не нуждалось в толковании и было ясным для слушателей Христа. Ведь слушателями Христа были иудеи – люди, воспитанные на Ветхом Завете, а в книгах Ветхого Завета, особенно в псалмах, очень часто говорится о нищих. Например: «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» ( Пс.13:6 ), «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою… Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце… Я же – беден и нищ, но Господь печется о мне» ( Пс.39:5, 9, 18 ), «Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время» ( Ис.25:4 ) и так далее. Эти и многие другие тексты показывают, кто был нищим в ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете нищие – это люди определенного духовного склада, те, кто всецело связал свою судьбу с поиском и исполнением воли Божией. Это люди, которые осознают, что без помощи Божией они ничего не могут. Это когда люди во всех своих начинаниях полагаются не только и не столько на свои силы, ум, связи, деньги, а полагаются, прежде всего, на милость Божию, понимая, что если не будет Божьего благословения, то, даже при наличии всего остального, им успеха не видать. Примеров тому немало. Значит, духовная нищета – это состояние, противоположное гордыне, а состояние, противоположное гордыне, называется смирением. Гордость – начало греха, потому что гордый человек полагается в жизни только на себя. Он считает, что сам все может и Бог ему не нужен. Гордость – это начало отрицания Бога и даже борьба с Ним, а духовная нищета, или смирение, есть состояние противоположное гордости. Не случайно Слово Божие нас предупреждает, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 ). Иногда заповедь «блаженны нищие духом» истолковывают как внутреннюю свободу, когда человек внутренне ни от чего не зависит: ни от богатства, ни от власти, ни от нищеты, ни от греха, что, конечно, самое главное, – ни от чего. Он свободен. Это тоже вполне приемлемое толкование. Было в древности распространено такое толкование на эту заповедь, суть которого в следующем. Духовная нищета – это когда человек, под воздействием Духа Божия, добровольно отказывается от богатства. Это толкование нашло отражение в монашеских правилах, например, Василия Великого или Франциска Асизского, и вообще, в первые века христианства было достаточно популярным. Интересно, что когда после нескольких христианских императоров к власти в Византии пришел Юлиан Отступник, который решил реставрировать язычество, то он стал конфисковывать имущество богатых христиан, с сарказмом объявляя, что желает их спасения, как раз используя понимание этой заповеди как добровольной нищеты. Традиционное толкование нищеты духовной – это понимание ее как смирения.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-gle...

В самом Израиле должен быть выделен «остаток»: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис. 10,22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя – «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь – вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118,67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118,71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать «нищим»: «Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» 1559 . «Остаток» – это люди, научившиеся в покаянном всматривании в себя узнавать исток своих бед. Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: «человеческий род живет немногими». В Новом Завете новый народ Божий также рождается через выделение. Ekklesia – это не просто «собрание», как обычно переводят, а « вы-зывание ». Точнее, это – собрание приглашенных (собрание имеющих право голоса в Афинах, собрание членов народа Божьего в Израиле). Характерно, что в рассказе о Нагорной проповеди у Матфея есть деталь, указывающая на рождение Нового Израиля из Израиля Ветхого. Когда Христос, окруженный ohlous, начал проповедовать, ученики выступили, «приблизились» к Нему. Это слово у Матфея встречается 52 раза и очень хорошо изображает рождение новой «ekklesia»-Цepkbu: из прежнего круга избранных Бога выделяются те, кто станет новым семенем и положит начало Новому Израилю. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16). Лука, кстати, говорит, что «избрание» Господом «двенадцати» происходило непосредственно перед Нагорной проповедью. Итак, можно сказать, что нищие духом – это вся Церковь Христова. Нищие – остаток Израиля – Церковь. «Бог избрал немудрое мира… Не бедных ли мира избрал Бог?» (1 Кор. 1,27; Иак. 2,5). В устах апостолов это было отнюдь не самобичеванием и самоуничижением. Отождествление себя с «нищими» и «бедными» имело очень высокий смысл в еврейской среде I в. « Собрания убогих Твоих не забудь навсегда» (Пс. 73,19) – вот прошение экклисии к своему Создателю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Обычай давать десятину сохранялся в фарисейской среде времен Иисуса. На это указывает молитва , которую в притче о мытаре и фарисее Иисус вкладывает в уста последнего: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю ( Лк. 18:11–12 ). В те времена значительная часть населения Палестины жила за чертой бедности. Нищие были повсюду. На это указывают слова Иисуса нищих всегда имеете с собою ( Мф. 26:11 ; Мк. 14:7 ; Ин. 12:8 ), являющиеся парафразом слов из Второзакония: нищие всегда будут среди земли [твоей] ( Втор. 15:11 ). Среди нищих было немало слепцов, парализованных и инвалидов. В Израиле инвалиды не имели никакой социальной защиты: большинство из них находилось на попечении родственников, но многие вынуждены были побираться и попрошайничать. Местом массового скопления нищих был Иерусалимский храм, где они занимали различные места 298 . Нищие собирались также возле других святых мест, возле синагог; они просили подаяние на улицах, площадях и перекрестках, у ворот богатых людей. Образы богача, одевавшегося в порфиру и виссон, и лежавшего у его ворот Лазаря, мечтавшего напитаться крошками со стола богача, вероятно, списаны с натуры ( Лк. 16:19–21 ). Заботу о нищих Иисус считал естественным качеством благочестивого человека. На это косвенно указывает повествование о вечере в Вифании, где женщина возлила на ноги Иисуса драгоценное миро. Увидев эту сцену, некоторые из присутствовавших – по версии Матфея, ученики Его ( Мф. 16:8 ) – вознегодовали и говорили между собою: к чему такая трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим ( Мк. 14:3–5 ). По версии Иоанна, идею продать миро за триста динариев озвучил Иуда Искариот: сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали ( Ин. 12:4–6 ). Слова Иуды являются свидетельством того, что пожертвования, которые ученики Иисуса собирали и складывали в общий ящик, использовались в том числе для раздачи милостыни. Характерен ответ Иисуса в версии Марка: Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете ( Мк. 14:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Проклятие противоположно благословению. Святой апостол Павел заповедует: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» ( Рим. 12:14 . Как понять слова святого Евангелия: «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» иеромонах Иов (Гумеров) Блаженный Иероним, епископ Иларий Пиктавийский , святитель Иоанн Златоуст , блаженный Феофилакт и другие относят обличительные слова Иисуса Христа к отцу лунатика и к бывшим под горою иудеям и книжникам. Сильное выражение: «Genea apustos kai diestrammene» («род неверный и развращенный») звучит как упрек иудеям за неверие их, не смотря на все знамения и чудеса, которые Господь Иисус Христос совершал. Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: « на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 » (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым. Почему в Книге Иова пишется, что небеса «твёрдые, как литое зеркало»? иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании Ветхого Завета образный библейский язык сравнивает небо (евр. шамайим и греч. уранос) с подобием свода: хрустального (Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их; Иез.1:22 ), зеркального ( Иов. 37:18 или сделанного из чистого сапфира ( Исх. 24:10 . Поэтому в славянском языке небо называлось твердь. Был ли крещен сам Иоанн Креститель?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С богатством почти всегда неразлучна гордость, начало всякого греха; нищета учит смирению. Богатство или скупостью связывает, или роскошью и сластолюбием расслабляет сердца богатых; в нищете того нет, ибо что нищему давать, когда ничего сам не имеет? Или на что роскошно жить, когда терпит недостаток? Богатому следует ответ дать перед Богом о расходе богатства; нищий о том не думает. Богатый перед смертью рассуждает, кому и как оставить богатство, нищий о том не заботится. Богатый, умирая, оставляет богатство, нищий как не имел, так и не оставляет. Богатому и при смерти не допускает богатство заботиться о душе своей, а нищий об одной душе своей подвизается. О богатых говорит Христос: истинно говорю вам, что труд но богатому войти в Царство Небесное ( Мф. 19, 23 ). О нищихне то; но что? Послушайте, – говорит апостол, – братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богаты ми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак. 2, 5 )? Да не помыслит кто, что богатство само собой губит и нищета сама собой спасает! Но как неверие с плодами своими к погибели приводит, так вера, действующая любовью ( Гал. 5, 6 ), дверь к вечной жизни отворяет. Всем Бог хочет спастись – богатым и нищим, но по большей части нищие этой спасительной Божией воле повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую начали все извиняться, все житейскими попечениями запутанные. Один сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти ( Лк. 14, 16–20 ). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, презрение Слова Божия и преслушание воле Божией, которая хочет, чтобы все спаслись ( 1Тим. 2, 4 ). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги – диавол, плоть и мир, – но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Если перевести действительный залог в общий, то дательный переходит в именительный, вроде того, например, как: «мне приносят пользу» (действительный) и «я пользуюсь» (общий). Глагол εαγγελ- ζομαι встречается в Евангелии Матфея только здесь. Для объяснения конструкции лучше всего может служить Евр.4:2, 6 : «ибо и нам оно возвещено», т.е. обетование ( κα γρ σμεν εηγγελισμνοι), «как и тем, а те, которым прежде возвещено» ( κα ο πρτερον εαγγελισθντες) и т.д. Это правда, что εαγγελζομαι может соединяться и с винительным падежом. Но в еврейском тексте у Исаии – «лебассер анавим», где «анавим» (нищие) винительный падеж, служит поверкой принятого чтения – благовествовать нищим. Вульгата: pauperes evangelizantur; немецкий перевод: den Armen wird das Evangelium geprediget; английский перевод: and the poor have the gospel preached to them. Точно, хотя и не по-русски, можно перевести: нищие благовествуются ­­ нищим благовествуется. Мф.11:6 .  и блажен, кто не соблазнится о Мне. (Ср. Лк.7:23 ). «И блажен, кто не соблазнится о Мне», т.е по поводу Моего смиренного уничиженного состояния. В 5-м стихе Иисус Христос представил объективные доказательства Своего мессианского достоинства, говоря о Своих делах. В 6-м стихе Он говорит о Себе. Слова Его имеют общий смысл. Мф.11:7 .  Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Ср. Лк.7:24 ). Речь Спасителя у двух евангелистов отличается почти буквальным сходством (вместо ξλθατε у Луки κληλθατε). «Трость ли, ветром колеблемую?» – выражение метафорическое для обозначения, по противоположности, характера Иоанна. Слушатели Христа могли понять слова Его только в том смысле, что если Иоанн и послал к Нему учеников спросить, как бы удостовериться о Его личности, то это нисколько не значило, что Иоанн колебался в своих верованиях и убеждениях, подобно какой-нибудь тростинке на берегах Мертвого моря или Галилейского озера. Так как Иоанн не походил на тростинку, то в уме слушателей сразу же, по ассоциации, могло возникнуть представление о таком дереве, которое не склоняется ни пред каким напором ветра, не уступает никакой буре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I. Царствие Божие и дела Иисуса Христа. Право утверждать, что Царствие Божие приходит уже сейчас, Иисус Христос обосновывает прежде всего теми исцелениями, к-рые Он совершает. Свои чудесные исцеления Он называет знамениями спасения: «Если же Я перстом (в пар. Мф 12. 28 - «Духом».- Авт.) Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). На вопрос Иоанна Крестителя о том, Мессия ли Он, Иисус Христос отвечает: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают...» (Мф 11. 4-5; ср.: Лк 7. 22). Этот ответ в свободной форме воспроизводит пророчества Исаии, относящиеся ко времени спасения израильского народа (Ис 29. 18-19; 35. 5-6). Деяния Иисуса Христа, являясь исполнением Божественных пророчеств, убеждали Его современников в том, что обетованное всеобщее спасение приходит сейчас через Господа Иисуса Христа. Однако ни исцеления, ни экзорцизмы, ни прочие чудеса не являются средоточием Царствия Божия, более того, внешне они мало чем отличались от того, что сообщалось, напр., о Моисее или об Илии. Даже иудейские экзорцисты совершали нечто подобное, как об этом говорит Сам Иисус Христос: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф 12. 27). II. Царствие Божие и благовестие Иисуса Христа. Отвечая Иоанну Крестителю, Господь говорит: «...нищим возвещается благовестие» (Мф 11. 5) (в синодальном переводе: «нищие благовествуют» - форма глагола ευαγγελζονται допускает оба варианта перевода). В этих словах тоже слышится отзвук ветхозаветного пророчества: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное...» (Ис 61. 1-2). Именно благодаря этому пророчеству Исаии εαγγελζομαι (благовествовать) стал термином провозглашения эсхатологического спасительного Царствия Божия. Это Царствие начинается благовестием, Е. О содержании благой вести и о том, кто принесет ее, у прор. Исаии сказано: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (Ис 52. 7). Ожиданием обетованного эсхатологического благовестника жило иудейское общество времени земной жизни Иисуса Христа. Поэтому слова Иисуса Христа о том, что Он «благовествует нищим», могли восприниматься не иначе как притязание на исполнение обетования. Его служение в слове, в учении обозначается как Е. Но и здесь, как и в случае с исцелениями, внешне высказывания Иисуса Христа (напр., «блаженства») при всех их особенностях во многом подобны высказываниям пророков, а Его поучения находят параллели в поучениях книжников.

http://pravenc.ru/text/344423.html

   Во времена земной жизни Иисуса Христа наблюдался сильный упадок благосостояния народа. Поэтому прошение милостыни нищими, особенно на улицах Иерусалима, распространено было очень широко. Вследствие политических и экономических причин в те времена раздача милостыни сделалась обыкновенным делом, ставшим почти необходимой обязанностью для состоятельных евреев.    Однако нищие существовали не только в период земной жизни Иисуса Христа, но и намного раньше. Из Ветхого Завета видно, что древним евреям предписывалось терпимое, гуманное отношение к нищим. Согласно Закону Моисея, помощь нищим считалась полезным богоугодным делом. “Не сожми руки твоей пред нищим братом твоим” (Втор. 15:7).    В Новом Завете также предписывается в виде богоугодного дела творение милостыни. В качестве примера этой добродетели в Деяниях Апостолов указывается человек по имени Корнилий, который был сотником из полка, называемого Италийским. О нем, как о примере для подражания в его праведной жизни пишется так: “Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу” (Деян.10:2).    В тексте Нового Завета при описании добродетельных людей указывается на то, что одним из добрых дел и является творение милостыни. “В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь” (Деян.9:36).    Согласно религиозно-нравственным представлениям истинных христиан, милостыня не отделима от поста и молитвы, и тесно связана с образом жизни христианина. Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни и говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф. 5:7).    Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что если человек не совершает милостыни и не проявляет заботу о бедных, то такой человек не достигнет спасения. Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих. Этот Святой говорит о том, что если человек имеет два плаща и две пары обуви, и не делится с соседом, у которого ничего нет, то такой богатый человек является просто вором. Эту мысль Святого Василия Великого нужно понимать в том смысле, что все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья. А люди всего лишь являются хранителями Божьей собственности, и поэтому должны делиться между собой дарами Господа Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Когда пришли они к палате, покрытой золотом, где Созомон увидел еще и другую палату, разукрашенную драгоценными камнями, то он очень дивился этой картине. Тогда вышли Ангелы в образе крылатых юношей, светящихся как солнце. Они принесли четыре золотых ящика и поставили их пред ним, как бы ожидая Начальствующего. И вот из палаты пришел к тем Ангелам весьма почтенный Муж и сказал им: «Покажите этому человеку, какие приготовлены ему одежды за то, что он милосерд был к обнаженному нищему».    Ангелы, открыв один ящик, начали ему показывать одежды белые, царские, говоря: «Господин Созомон, нравятся ли тебе эти вещи?» Он же сказал: «Не достоин я даже и на тень их смотреть». Тогда они показали ему одежды златокованого вида, и таких одеяний было до тысячи. Начальствующий же Муж сказал ему: «Тебе, говорю, Созомон, приготовили мы такие блага за одну верхнюю одежду, которой ты одел Меня в образе нищего. Иди же, твори то же, и воздастся тебе сторицей». А Созомон со страхом и радостью сказал: «Господь мой! Неужели такая награда приготовлена творящим милостыню?» Тогда Господь сказал: «Поистине, такая, ибо всякий, творящий милостыню нищим и убогим, получит сторицей и унаследует жизнь вечную».    Пробудившись от сна, Созомон сказал: «Поскольку так сказал мне Господь мой, то и другую одежду я отдам неимущему». И таким образом он раздал нищим все свое имущество.    Так ныне и Закхей, ожидая получить после этой жизни сторичное воздаяние, сказал Господу: Половину имения моего я отдам нищим. Если бы и ныне богатые давали бы просящим хотя бы по одной монете, то и это было бы хорошо. Но беда в том, что никакими способами, никакими просьбами не могут бедные нищие побудить богатого к милосердию.    В святом Евангелии вспоминается об Иерихонском слепце; «когда он сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» (Лк. 18:35- 38). Просит у Него прозрения очам. Быть может, кто-либо спросит, почему называет Сыном Давидовым? Некоторые учителя объясняют это тем, что он хотел в этом слове помянуть и Матерь Его, Пречистую Деву Марию, ибо и Она происходила родом Своим от колена Давидова, и что этим он склонил к милосердию Христа Спасителя, Который и даровал ему прозрение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010