Благочестивый Израильтянин Товит, делая наставления сыну своему Товии между прочим говорил: " Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню, ни от какого нищего не отвращай лица твоего: тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу. Ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды " (Тов. 4, 7-9). Как понимать эти слова? Был никто в Александрии христолюбец, человек богатый и милостивый. Он имел обыкновение ежемесячно раздавать щедрую милостыню старцам и нищим. Но, вот однажды, этого человека постигло несчастие. Злые люди оклеветали его перед воеводою и разграбили имение и его, и жены, и детей, и даже его тестя. Нищелюбец из богача сделался бедным, а дьявол возрадовался тому, что ему нечем будет творить милостыню. Но друг нищих и в бедности не переставал ежемесячно из последнего помогать им. Так прошел месяц, прошел другой, наступил третий. Нищие опять пришли и сказали рабу милостивца: " скажи своему господину, чтобы оделил нас милостынею и сегодня, как прежде " . Раб пошел и сказал, да еще и от себя прибавил: " что ты раздаешь последнее; чем ты будешь жить? " Господин отвечал: " Ведь если не поможем им, гнев Господень постигнет нас, и потому, пока живы, разделим с ними и последнюю копейку " . И что же? Господь призрел, наконец, на Своего раба и от нужды и напастей его избавил. Нищелюбец явился к воеводе, рассказал о своем бедствии и умолял произвести расследование его дела. Воевода внял мольбам невинного, произвел строгое расследование, и клевета врагов его была обнаружена. Нищелюбцу возвращены были все его имения, а его враги, разорившие его, были строго наказаны; Все это произошло, заключает сказание, милостыни его ради. Поэтому и мы случающаяся с нами напасти будем терпеть... ожидая от Бога великой милости " . Итак, вот как надо понимать слова Товита, к сыну: надо понимать так, что милостыня наша никогда не будет забыта Богом и от нужды и напастей всегда избавит нас. И упомянутый нищелюбец подтверждает это собою как нельзя лучше. Уповая на Бога, он, и в нужде будучи, последнее отдавал бедным, и Бог видел это и, чтобы показать, что видел, снова возвратил ему все имения его и пред всеми невинность его открыл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Богач обидел — и сам же гро­зит; бедняк обижен — и сам же упрашивает... Отвратительно для гордого смирение, так отвратителен для богатого бедный. Вообще жизнь нищего тяжела для сердца, настолько тяжела, что, по взгляду ветхозаветного му­дреца, лучше умереть, нежели просить милостыню.    Но это житейское злополучие бедняка в сознании ветхозаветного че­ловечества не совпадало с нравственным достоинством неимущего. Хотя указывается, что бедность иногда является результатом беспечности и лености, но вообще бедность не только не рассматривается в качестве возмездия за неблагочестивую и недобрую жизнь, но, скорее, напротив: бедные поставляются в особенно близкие отношения к Богу. Мы уже говорили, что великий Законодатель дал народу Израильскому целый ряд гуманных законов в виду того горестного предвидения, что всегда будут нищие среди земли. И постоянным сильным покровителем последних вы­ступает в сознании верующего сам Господь. Он, именно, спасает бедного от беды его. «Тебе, — говорит Господу псалмопевец, — предает себя бедный; сироте Ты помощник... Открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному». Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне вос­стану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хо- тят. Нищий взывает, и Господь слышит его и избавляет от всех бед. Го­сподь внемлет нищим. Он извлекает бедного из несчастий. Он — отец сирот и судья вдов во святом своем жилище. Господь не уважит лица перед бедным и молитву обиженного услышит; Он не презрит молений сироты, ни вдовы, когда они будут изливать прошение свое. Господь всегда пре­бывает убежищем бедных, убежищем нищего в тесное для него время. Именно эта особенная близость бедняков к Богу, их Покровителю, Отцу сирот, делает то, что милосердие к бедным рассматривается в Ветхом Завете как религиозный долг верующего: кто теснит бедного, тот хулит Творца его; имущий же Его благотворит нуждающемуся. Кто ругается над имущим, хулит Творца его. И обратно: благотворящий бедному взай­мы дает Господу, и Он воздает ему за благодеяние его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

В духовной жизни одно лишь знание буквы духовного закона является обычной западней, улавливающей в прелесть. Господь эту прелесть приписал фарисейскому религиозному сознанию, когда своим слушателям однажды дал такой совет: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают 51 . Следовательно, в фантастическом религиозном поведении скрывается и лицемерие. Фантастический верующий изображает из себя верующего и благочестивого человека. Так и юный собеседник Господа, богатый землевладелец, попал в западню лицемерия. Это обнаружилось, когда он заявил, что исполняет все заповеди Декалога. Ту часть первой заповеди, которая касается отношения к ближнему: возлюби ближнего твоего, как самого себя 52 , юноша совершенно забыл в тот момент, когда Господь сказал ему: пойди, продай имение твое и раздай нищим 53 . В то мгновение нищие должны были показаться ему несимпатичными и враждебными претендентами на его имущество. 3. Фантастический христианин, обманывающий сам себя Фантастический христианин создает образ себя, каким он хочет быть или каким он должен быть. Такому человеку трудно слушать или читать евангельское или любое другое духовное слово, ибо оно требует полной личной собранности. Брат Господень Иаков в своем соборном послании советует христианам слушать слово Божие и исполнять его, ибо если они его не исполняют, то обманывают сами себя: будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя 54 . Слушая, но не исполняя слово Божие, христианин оказывается непоследовательным, что и ведет его к самообману, к расстройству его отношений с самим собой: ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он 55 . Этот текст вызывает справедливое недоумение: почему человек, разглядывавший себя в зеркале, сразу забыл себя, как только удалился от него? Может быть, он увидел там что-то такое, что ему не понравилось? Или, может быть, он увидел там себя столь совершенным, что больше уже не нужно о себе заботиться? Но если бы так было на самом деле, брат Господень Иаков не говорил бы о самообмане. Следовательно, недоумения остается. Что же такое этот человек увидел, после чего забыл сам себя?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В следующей главе выбор делает Сам Господь Иисус Христос, искушаемый диаволом (см.: Мф. 4, 3; Мф. 4, 6; Мф. 4, 8–9). Трижды Спаситель отвергает искушения… Здесь Евангелист не делает прямой отсылки к Ветхому Завету, но для его первых читателей все было предельно ясно — искушение змеем Адама и Евы. Змей предлагает Еве проверить истинность заповеди Божией и вкусить от плодов познания добра и зла: и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Христос исправляет ошибку прародителей. Начинается новая история нового человечества. Каждый может выбрать, какой ответ даст он сам и в чью сторону направится. Адам и Ева покидают Эдемский сад, потому что нарушение заповеди делает для них невозможным пребывание в раю: и воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 9–10). Неправильный выбор превращает их в изгнанников. Выбор Христа возвращает из изгнания — об этом рассказывает следующая глава Евангелия. Иисус Христос, обращается к ученикам и собравшимся людям: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 3–12). В Евангелии от Матфея употребляется греческое слово «макариос», то есть «блаженный, счастливый, богатый». Христос называет по-настоящему счастливыми и богатыми — нищих духом, плачущих, кротких. Это не какие-то, как сказали бы сейчас, обиженные жизнью люди, ничего не достигшие и не добившиеся, и поэтому ставшие кроткими, нищими, голодными. Христос говорит о тех, кто сделал выбор и отверг искушения, предложенные диаволом. Царство Небесное дается не тому, кто, поддавшись соблазну, вкусил плодов от древа познания добра и зла, чтобы стать «богом», через нарушение заповеди. Царство Божие дается тому, кто осознал себя нищим, то есть ничего не имеющим перед Богом, отдавшим всего себя в волю Божию, тому, кто надеется только на Бога, а не на что-то еще.

http://pravoslavie.ru/66339.html

«В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны» (ст. 8). «В чести и бесчестии». Кто способен проповедовать, равно перенося и то и другое? В чести можно соблазниться и поддаться гордости, в бесчестии — унынию и ропоту, при порицаниях — усомниться: раз люди тебя не одобряют, то, вероятно, ты что-то неправильно делаешь? А при похвалах можно предаться самолюбованию и тщеславному удовольствию, что также оскверняет человека и лишает его милости, благодати Божией. «Нас почитают обманщиками, но мы верны». Ты учишь, и кто-то тебя принимает, а кто-то считает обманщиком, и, несмотря на такое отношение, ты должен по-прежнему совершать свое служение. Кто может это перенести? Это очень трудно. Я хочу даже прибегнуть к сравнению, конечно, весьма относительному, с теми, кто наставляет вас. Хотя мы немощные и грешные люди, но тем не менее мы тоже что-то терпим ради того, что вас назидаем: и демоны невидимо нападают, и через людей бывают скорби. Переживания доставляют душевные страдания, которые иногда приводят и к телесным. Все это нам приходится испытывать на себе, хотя мы терпим и не такие тяжкие скорби, какие терпел святой апостол Павел, не такие великие несем труды. Говорю это не с целью похвалиться, но с целью усовестить вас, заставить до некоторой степени осознать, как тяжело служение наставника, чтобы вы более ревностно подвизались и чтобы наши труды не были напрасны. Ведь очень горько, когда ты трудишься, скорбишь и даже телесно страдаешь, а оказывается, что человек еле-еле преуспевает. И даже не то чтобы преуспевает, а ты и тому рад, что он не падает. «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем» (ст. 9), — апостол Павел говорит о тех гонениях, которые он на себе испытал. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» (ст. 10) — к сожалению, мы, ваши наставники, не можем иметь такого душевного расположения. «Мы нищи, но многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» (ст. 10). «Нищие», потому что апостол Павел, странник, зарабатывавший себе на пропитание тем, что ночью делал шатры, конечно, был нищим и ничего не имел, но всех обогащал сокровищами Царства Небесного.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

«Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету». Бывают телесно нищие, но сребролюбивые. Бедный сребролюбивый человек может к иголке быть привязан больше, чем богач к миллиону. Сребролюбие не зависит от количества денег, а зависит от отношения. Нищета телесная дана Богом во спасение и для свободы. Научитесь благодарить Бога за все, и вам будет легче. «Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст ( 2Фес. 3:10 ); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною ( Деян. 20:34 )». Сребролюбивый человек бывает иногда трудолюбцем, он осуждает всех, кто не работает. Такой человек в итоге становится жестокосердным и гибнет. Приобретение нестяжания «Кто в ней [борьбе с сребролюбием] одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения». Чтобы победить сребролюбие, необходимо приобрести добродетель – нестяжание. Как это сделать? Существуют, прежде всего, внешние действия, направленные на развитие этой добродетели. Во-первых, это установленный обязательный лимит милостыни. В Ветхом Завете Бог установил правило десятины: «Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев. 27:30 ). Этот закон был дан для того, чтобы человек понимал, что все, что он имеет, принадлежит Богу. Господь подтверждает закон десятины и в Евангелии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ); «но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Лк. 11:42 ). Фарисеи жертвовали до половины своего имущества, десятину на храм, десятину на нищих и добровольные пожертвования, современный же человек должен сам решить, какую-то часть отдавать Богу (через нищих и через Церковь ). Здесь важно не число, а некая мера. И человек постепенно придет к нестяжательности, у него будет прибавляться добро. Здесь важно учить нестяжанию с детства: давать ребенку деньги, чтобы он сам давал нищим, тратил их на Церковь . С детства давая милостыню, ребенок приучается к милосердию. Приучение себя к внешней милостыне приводит к тому, что человек внутренне меняется и постепенно становится милосердным. Свойства нестяжательности

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вот как вдова вопила к Богу, к судии: защити меня от моего соперника. Наш соперник – дьявол , и мы должны его побеждать, прилепляясь к Богу. И так с любым грехом – не позволять его себе, не идти охотно ему навстречу: ну, мол, подумаешь, невелик грех, – а, наоборот, все время вступать с ним в борьбу, потому что он застилает нам глаза, так что мы не видим Сына Божия, мы не видим Пресвятую Троицу, мы не имеем веры. То есть покаяние есть лекарство для того, чтобы зрение духовное получить. И апостол Павел в другом послании, которое мы сегодня читали, так и пишет: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Мы должны подражать не Мане, не Сане, не Клаве, а самому Богу – вот что от нас требуется. Поэтому мы должны жизнь Христову, Его слова досконально изучить, должны Священное Писание знать наизусть – все слова Господни, все Его поступки; вникнуть в Его жизнь и подражать Ему, потому что Он Бог. И как Он принес Себя в жертву Отцу Небесному, так и мы должны себя в жертву принести. Для чего? Для спасения. Господь всех спас, а нам нужно спасти себя. И если мы себя спасем, то вокруг нас и все спасутся, потому что так не бывает, чтобы один в семье спасся, а остальные нет. Благодать Божия как огонь, она зажигает все вокруг. Серафим Саровский так и говорил: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Поэтому если у тебя детки не веруют или сноха не верует, кто в этом виноват? Сам виноват. Значит, нет в тебе благодати Божией, нет в тебе любви, поэтому ты человека и не привел к вере. Мы ведь пытаемся только силком: иди в церковь , иди причастись, да почему ты не постишься, да почему ты не молишься. Кто же так к вере приводит? Так можно только отвратить, потому что всякое насилие над человеческой душой – это дело дьявольское, это дьявол – насильник и сопротивник. А вера только показывается. Как Господь – Он только показывал Свою любовь, Свое милосердие, показывал заповеди Божии, рассказывал о них. Он не насиловал, не говорил: вы должны вот это, вы должны вот то. Разве мы в Евангелии слышали такие слова? Нет, Он просто говорил: «Блаженны нищие духом». И все. Хочешь быть блаженным, стань нищим духом, не хочешь, не надо, дело твое. Или вот рассказал притчу про вдову: хочешь – слушай, не хочешь – иди домой, телевизор смотри, это твое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте вашей душой! Хотя тело ваше и тлеет, но святые души ваши исцеляются и здоровье свое получают. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4:16). Вы с нищим Лазарем страдаете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете (См. Лк 16:22). 2) Рабы и крестьяне, подчиненные господам. Вы, смиренные и кроткие овечки Христовы, оттого утешение свое черпайте, что хотя и называетесь рабами человеческими, но вы свободные люди Христовы. Телом работаете на людей, но души ваши свободны от рабства греху. Не имеете свободы и благородства, как господа ваши, но души ваши свободой и благородством христианским украшаются. Радуйтесь и веселитесь, ибо и вас ждет наследие сынов Божиих. 3) Нищие и убогие. Вы, в скудости и убожестве живущие рабы Христовы, не унывайте, видя других, живущих в богатстве. Оставят и они все то, что ни имеют. «Не убойся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его, ибо когда придет время умереть ему, не возьмет с собой всего и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:17—18). Вы не имеете тленного золота, серебра и прочего вещества, но внутри себя носите нетленное сокровище. Тем довольны будьте. Не живете в богатых домах, но присные Богу, домашние Христовы и сожители святым. Тем довольны будьте. Носите на теле вашем рубище, но души ваши святые одеждой спасения одеваются. Не имеете благ этого мира, но сокрыто для вас благо на небесах: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Помните Христову нищету: «ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор.8:9). 4) Осмеянные и поруганные миром. Вы, которые, как сор, миром попираетесь, воспримите в вашем сердце слово утешения. Пусть мир делает вам, что хочет, — вы Христовы. Это великая слава и похвала — быть Христовым, Который — Господь славы! «О Господе похвалится душа моя» (Пс.33:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Господи, когда угодны Тебе пути человека, Ты и врагов его примиряешь с ним. Господи, сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. Господи, путь праведных Твоих – уклонение от зла, и тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой по заповеди Твоей. Господи, погибели предшествует гордость, а падению – надменность. Господи, лучше смиряться духом с кроткими, нежели делить добычу с гордыми. Господи, кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Тебя, тот блажен. Господи, сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Господи, приятная речь, что сотовый мёд, сладко для души и целебно для костей, поскольку предмет ея – Ты, Сладчайший Иисусе. Господи, человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Избави мя от лукавства его. Господи, человек коварный сеет раздор и наушник разлучает друзей. Избави мя от сих. Господи, седина тогда венец славы, когда находится на пути правды Твоея. Господи, долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою – лучше завоевателя города. Господи, в полу бросается жребий, но всё решение его – от Господа. Господи, плавильня для серебра и горнило – для золота, а сердца человеческие испытываешь Ты, Господи, как вдающий мысли и изгибы сердечные. Господи, Ты сказал в слове Твоём, что нищие всегда будут среди народа Твоего, и потому, кто ругается над нищим, тот хулит Творца его, и кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, а милосердный помилован будет. Господи, прикрывающий поступок ближнего своего, ищет любви, а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга. Господи, на разумного человека сильнее действует выговор, нежели на глупого – сто ударов. Господи, возмутитель ищет только зла и потому жестокий ангел будет послан против него. Господи, кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло. Господи, умягчи моё сердце и через слёзы раствори мои злые умыслы. Господи, начало ссоры, как прорыв воды, и Ты повелеваешь мне оставить ссору прежде, нежели разгорелась она.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Господь называет его сыном погибели. Вот он погибший. Но спас его Господь? Нет, не спас, потому что этот человек явно и сознательно пошел против Истины, против совести. Спас ли Господь фарисеев, которые снаружи казались благочестивыми, потому что на улицах останавливались и молились, когда хотели дать нищим милостыню, то не тайно это делали, как Господь требует, а звонили или трубили в рожок, чтобы нищие видели и собрались к ним, сбегаясь со всех сторон, так что народ начинал смотреть, и тогда они величественно раздавали милостыню? Фарисеи всеобще лукавили и представлялись очень верующими, поскольку исполняли все до мелочи внешние обряды и даже умножали их число. Так, например, в субботний день по их предписаниям нельзя было платка носового нести, потому что это, оказывается, тяжесть - вот как они " исполняли " заповеди Божии. А на самом деле фарисеи и большинство священства и учителей иудейских в Бога не веровали и Самого Господа Иисуса Христа всю жизнь гнали, оскорбляли, клеветали на Него, наконец, предали Пилату, возбудили народ и распяли. Так показали себя эти благочестивые фарисеи, священники и богословы. Они явно погибали. Спасет их Господь? Он еще до распятия Своего говорил им: " Змии, порождения ехидновы, не избежите вы гнева грядущего " . Господь их не спас, потому что они противились Истине, Духу Святому, живущему в душе каждого человека и с особой силой, явившемуся в деяниях Христовых. " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад Твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст " , - вот приговор Спасителя еврейскому народу, не пожелавшему спасения. И много раз вы слышали, что случилось с этим народом, с Иерусалимом, как он погиб, как все было разрушено, разрушен был храм, а потом даже и само место города было распахано. Господь не спас их, ибо Он пришел взыскать и спасти тех погибших, которые с сокрушением сердечным сознают свою гибель, которые понимают, что они далеки от Господа, что они грехами своими оскорбляют Господа каждый день, каждый час, каждую минуту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010