Грешников, сознавших свою духовную нищету, Он ободрял надеждой спасения. Он благовествовал им спасение. Он говорил им: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ). В самом сознании нищеты Он указывал им путь к этому Царству. Оно доступно только тем, кто сознанием беспомощности своего положения, его безвыходности приводится к надежде спасения единственно по милосердию Божию. Милосердый Господь пробуждал в них эту надежду Своей проповедью Евангелия Царствия Божия. С этой проповедью Он преимущественно, если не исключительно, к ним обращался и для этого входил с ними в близкие сношения. Но эта близость Господа к нищим духом мытарям и грешникам не нравилась гордым своей праведностью фарисеям. Им не нравилось, что Он посещал их жилища, разделял с ними трапезу и беседовал с ними по-дружески. Фарисеи ставили в упрек Христу то, что Он дружит с мытарями и грешниками, любит есть и пить с ними ( Мф.11:19 ). Но Христос на эти упреки отвечал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Фарисеи признавали себя здоровыми в нравственном отношении. Они были ослеплены гордым сознанием своей праведности, хотя эта праведность была только наружная и чужда была любви к Богу и ближним. Потому они не чувствовали нужды в духовном враче, в наставлениях и вразумлениях. Это и было причиной, почему Господь их обществу предпочитал общество презираемых ими мытарей и грешников: последние, а не первые имели в Нем нужду. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). И на небесах, говорил Он, более радости будет об одном грешнике кающемся (каковы были мытари), нежели о девяноста девяти (мнимых, подобных фарисеям) праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). В милосердой близости Иисуса Христа к нищим духом мытарям и грешникам какой трогательный урок покаяния дается всем нам! Если Господь Иисус, Существо чистейшее и святейшее, не презирал грешников, не гнушался их обществом, мы ли, грешные, будем чуждаться подобных нам грешников, считать их недостойными общения с нами? Преступно входить в сближение с людьми нечестивыми и беззаконными с целью участвовать в их беззаконных и нечестивых делах, но не только не чуждаться, но еще и искать общения с ними с целью обращения их на путь истины, уврачевания их духовных болезней, отнюдь не преступно, напротив, это – наш непременный долг, долг христианской любви, доброжелательной к ближним и содействующей их спасению, – это дело подражания любви Христовой, снисходившей к великим грешникам и спасавшей их от погибели. Презирающие грешников потому, что считают себя превосходящими их в нравственном отношении, чуть не праведниками, похожи на современных Христу фарисеев и за свое самомнение скорее могут погибнуть, чем презираемые ими грешники, окаивающие себя и начинающие идти путем покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

За величайший подвиг смирения Бог Отец дал такую славу Своему Предвечному Сыну. И нам, грешным, Он даст вечную славу тогда, когда мы глубоко смирим себя, взирая на Господа Иисуса Христа. Только тех, кто склонил свою гордыню пред Богом, Господь предназначает для царства небесного. Кого избрал Он Своими учениками? Самых простых галилейских рыбаков. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1; 27-29). Мудрое часто достойно посрамления, ибо мудрый превозносится перед Богом своей мудростью, которая в Божиих очах - безумие. Есть только единая мудрость - мудрость во Христе, а всякая иная человеческая мудрость есть безумие перед Богом. Сущность Своего учения Господь Иисус Христос изложил в заповедях блаженства, которые Он дал миру в Своей Нагорной проповеди. Эти заповеди вы слышите каждый день, на каждой Литургии, и знаете, что на первое место Господь поставил заповедь о смирении: Блаженны нищие духом (Мф. 5; 3, Лк. 6; 20). Смирение есть основа всего христианства, всей христианской нравственности. Без смирения нет христианства. Но многие этого не понимают, и прежде всего наши несчастные братья, ушедшие в секты. Они не понимают того, что самый факт отвержения Церкви, поставление своего ума выше соборного разума всей Церкви есть проявление величайшей гордости. По опыту общения с некоторыми баптистами я вижу, что они до глубины души проникнуты духовной гордостью, сознанием собственной святости, непорочности. А это гибель, полное отрицание всего христианства. Что значит быть смиренным? Что значит быть нищим духом? Нищий, которому вы подаете милостыню, ничего на имеет; он признает себя ничего не имеющим и возлагает все свои надежды на ваше милосердие, он живет подаянием. Нищий духом, смиренный, признает себя перед Богом таким же нищим, не имеющим ничего доброго. Он сознает, что без Божией благодати не может сказать ни одного доброго слова, не может сделать ни одного доброго дела. Все, что он имеет, он признает даром Божиим, а не своей собственностью, и потому охотно и легко раздает своим еще более бедным братьям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим 6:7 ). И тогда богатый с нищим сравнится. Смерть всех равными делает, и богатых с нищими, и славных с простыми, и господ с рабами сравняет. Открой гроб умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: всех один вид показывается – тление, земля и пепел. Одно неравенство в душах веруется, ибо благочестивая душа на лоно Авраамово Ангелами несется, нечестивая же в ад, место, по делам ее уготованное, низвергается ( Лк.16:22–23 ). Рассуждай о вышеописанных причинах и не унывай от нищеты, которая более тебе добра делает, нежели богатым богатство (Смотри еще главу о терпении и узком пути в первой книге). Это утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать, но в праздности дни свои провождают. Такие нищие и телом и душой нищи, и здесь и в будущем веке нищими будут, если не покаются. § 427. Спросит кто: «Что о тех христианах думать, которые за злые дела страждут, каковы разбойники, убийцы, воры, хищники, лихоимцы, блудники и прочие злодеи?» Ответ. 1) О вышеперечисленных можешь видеть, что они хотя и «знают Бога, а делами отрекаются» от Него ( Тит 1:16 ). Потому внутри Церкви Святой не находятся, и по имени только христиане. 2) Таковым должно покаяться и Бога весьма благодарить, что их в такое злострадание привел. Ибо так их преблагой Бог, и злобою человеческою непобедимый, приводит к покаянию и хочет, чтобы они спаслись и достигли познания истины, чтобы бедами и злостраданием, как гласом сильным, от глубокого сна греховного пробудившись, исправились и спаслись. Так очувствовался и покаялся Манассия, царь Иудин, как читаем о нем: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф.11:2–6 ). Отсюда видно, что Иисус творил чудеса, творил их с целью доказать, что Он Христос, Мессия, Бог воплотившийся в человека. Он называет блаженными тех, которые не соблазнятся о Нем. А Ренан желает доказать, что Он Сам сомневался в Себе! Иисус, говорит он, прежде сомневавшейся в Своей роли Мессии, перечисляет деяния, долженствовавшие характеризовать пришествие Царства Божия, как то: исцеление больных, благовествование нищим и проч.» (стр. 196). На самом деле таков ли смысл ответа Иисуса? Разве Он только перечислял деяния, долженствовавшие характеризовать пришествие Царства Божия? Разве Он говорил только об исцелении больных? По словам Евангелий, Иисус творил те чудеса, о которых говорил; Он не только исцелял больных, но силой Своего Божественного могущества восстановлял здоровье целой массы неизлечимо больных; Он воскрешал мертвых; Он благовествовал нищим не скорое блаженство, но слово истины, смотря на нищих как на существа низшие, не имеющие никаких прав ни на истину, ни на справедливость. Он отвечал поэтому ученикам Иоанна только: «Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите». Это не было пустой теорией об условном будущем, а было ответом, основанным на Божественных деяниях, происходивших в силу Божественного полномочия. Ренан не осмеливается говорить, что Иисус возвеличивал Себя деяниями, которых не совершал, но он заботливо сводит эти деяния только до исцеления нескольких больных и проповеди бедным. «Все эти деяния Он совершал», – говорит он (стр. 196). Но что разумеет он под этими словами, нам уже известно. Несколько человек, страдавших нервным расстройством, излечились, видя Его улыбающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, некоторые из учеников говорили « к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим ». Обычно когда в каком-нибудь парламенте, или в общественной палате, или где-либо еще встает вопрос о помощи бедным, это значит, что хотят украсть бюджетные деньги. В Евангелии от Иоанна написано: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). – Получается, что было бурное обсуждение вопроса, в котором приняли участие « ученики Его » ( Мф.26:8 ), «некоторые» ( Мк.14:4 ) и «Иуда Симонов Искариот… потому что был вор» ( Ин.12:4–5 ). В действительности, как я вам часто объясняю, нищие нуждаются не милосердии, а в справедливости. А все эти разговоры на тему милосердия, особенно «в особо крупном размере», – трюки воров и мошенников; в любом случае до нищих дойдут только копейки в виде бесплатного жиденького супа. Верующие в современной России XXI века, в разгар кризиса буржуазной революции 1991-го года, должны внимательно изучить Библию и посмотреть на нее с точки зрения угнетенных классов. Тогда нам откроются некие социальные горизонты библейского откровения, призывающие нас именно к активной и даже наступательной позиции в защиту бесправных, бездомных, ограбленных, униженных и оскорбленных. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). Итак, слова Божии: «ищите правды, спасайте угнетенного» – должно воспринимать как Господне руководство к действию. Частная собственность не представляется чем-то абсолютно безусловным, без права на пересмотр, например пересмотры итогов воровской приватизации. Несправедливо присваивать в свое исключительное право то, что не будет использовано теперешним собственником и в чем реально нуждаются многие и многие. Христиане Апостольского века в Иерусалиме совершенно не признавали частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» ( Деян.4:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Наказание монашествующих за нарушение обетов. Монах, обличенный в блуде, или берущий к себе жену для брачного общения и сожития, пусть будет подвергнут епитимиям, положенным по правилам блудникам. VI Всел. соб. пр. 44. См. также выше (о монашестве) Прав. Вас. Вел. 60 и 19. IV Всел. соб. прав. 16. 2 отделение. Обязанности христианина в отношении к самому себе 79 Сущность их заключается в любви к самому себе; отношение этой любви к любви к Богу и ближним. См. выше (Перв. полов. о главном начале христ. деятельности) Катихиз. стр. 96, 94 и 95. IV. Общие обязанности к самому себе Обязанность смирения; пороки, противные смирению, – гордость и тщеславие. Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное. – 1-е блаженство. (Быть нищим духом) значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению Св. Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (На Мф. бес. 15). (Нищими духом и богатые), без сомнения, могут быть, если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 ). Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Может, если христианин избирает ее добровольно ради Бога. О сем сказал Сам Иисус Христос богатому: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Что обещает Господь нищим духом? Царствие небесное... В настоящей жизни внутренно и начинательно посредством веры и надежды; а в будущей совершительно посредством участия в блаженстве вечном. – Катих. стр. 84. Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие. О нем премудрость говорит: страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь и коварныя уста я ненавижу ( Притч.8:13 ). И в другом месте Писание (говорит): Гордость ненавистна и Господу и людям ( Сир.10:7 ). Противоположная сему греху добродетель есть смирение. Господь наш Иисус Христос, похваляя оное и призывая нас к люблению онаго, говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ) Испов., III, отв. на вопр. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

По сравнению с апокалиптическими речами, речи Иисуса Христа о присутствии Царствия Божия сейчас и здесь не только лучше сохранились древним преданием, но также и по существу занимают более центральное положение в евангельской эсхатологии. А) Знамения спасения Право утверждать, что Царствие Божие приходит уже ныне, Иисус Христос обосновывает, прежде всего, теми исцелениями, которые Он совершает. Свои чудесные исцеления Он называет знамениями спасения: «Если же Я перстом [Мф: Духом] Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» ( Лк. 11:20 пар. Мф. 12:28 ). На вопрос Иоанна Крестителя о мессианском посланничестве Иисуса Христа следует ответ: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают» ( Мф. 11:4–5 пар. Лк). Этот ответ свободно воспроизводит пророчества Исаии о времени спасения ( Ис. 29:18–19; 35:5–6 ). Здесь о деяниях Иисуса Христа говорится как об исполнении Божественных пророчеств. И в этом современники не могли не услышать неслыханного доныне дерзания: обетованное универсальное спасение приходит ныне через деяния Иисуса! Тем не менее, в исцелениях, экзорцизмах и прочих чудесах внешне происходило не более того, что сообщалось, например, о Моисее или Илии. Об универсальном спасении пока речи нет. Более того, иудейские экзорцисты внешне делали то же самое, как об этом говорит сам Иисус Христос: «Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?» ( Мф 12. 27 ). Как же разрешается это внешнее противоречие между притязанием и реальностью? Что придает явлению Иисуса Христа и Его деяниям характер исполнения великих пророчеств Ветхого Завета? Б) Благовестие Продолжение ответа Иоанну Крестителю таково: «…мертвые воскресают и нищим возвещается благовестие » ( Мф. 11:5 ) [в Синодальном переводе: «нищие благовествуют»]. И в этом слове тоже слышится отзвук ветхозаветного пророчества: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим , послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Ис. 61:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

С распространением Церкви Христовой на земле положено начало проявлению любви к человечеству, особенно же к страждущему и немощному. Самое пришествие Господа Нашего на землю в образе раба было делом величайшего благодеяния Его к нам, на веки погибшим; все мучения, терзания, даже позорную казнь претерпел Он, движимый Божественным милосердием и состраданием к беспомощному и ничтожнейшему рабу своему человеку. Спаситель поэтому и учит нас в своем Евангелии, что Он пришел принести себя в жертву ради блага не друзей своих, а врагов, людей грешных, бедных, страждущих, явился взять на себя болезни и грехи мира, взыскать и спасти погибшее, призвать к покаянию не праведников, а заблудших. Еще в начале своего служения прочитанными Им словами в синагоге из пророка Исаии Он ясно обозначил цель своего явления на земле, именно: «Дух Господень помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, отпускать измученных на свободу, проповедовать пленным отпущение, слепым прозрение и благовествовать лето благоприятно» ( Лк.4:18–19 ). Здесь разумеются прежде всего нужды рода человеческого духовные, удовлетворить которые пришел Спаситель в мир, открывая истину и добро людям в их полном совершеннейшем виде. Несомненно, здесь разумеется также помощь и в телесных их нуждах, в житейских страданиях и вообще освобождение их от разных внешних зол мира. Этими делами милости к немощному духом, страждущему физически человечеству и ознаменована вся жизнь на земле Христа Спасителя. Его поприще между людьми преисполнено делами милосердия, милосердия всеобщего, высочайшего, совершеннейшего. Евангельская история не может и исчислить всех дел Его милости к страждущему человечеству. Среди проповеди и научения людей необходимым для спасения истинами веры Он врачует болезни телесные, исцеляет и от недугов духовных: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, бесноватые освобождаются от бесов, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Когда однажды явились от Иоанна посланные узнать от Иисуса, кто Он? И на вопрос: Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать другого? Спаситель им ответил: пойдите обратно и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется ( Мф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Скачать epub pdf Глава 8. Богатство земное и небесное В следующей части Нагорной проповеди Иисус уделяет основное внимание теме земного богатства. Как и в шести антитезах, в которых Он противопоставлял Свое учение ветхозаветным постановлениям, в этом отрезке проповеди активно используется антитетическая форма: противополагаются сокровища на небе и сокровища на земле ( Мф. 6:19–20 ), свет и тьма ( Мф. 6:23 ), Бог и маммона ( Мф. 6:24 ), искание Царства Божия и забота о завтрашнем дне ( Мф. 6:33–34 ). Практически вся эта часть Нагорной проповеди имеет параллели в Евангелии от Луки: на них, а также на имеющиеся разночтения, мы будем указывать по ходу дела. Иисус считал богатство препятствием к достижению Царства Небесного ( Мф. 19:23–24 ; Мк. 10:23–25 ). Он подчеркивал, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк. 12:15 ). Богатых он обличал в притчах ( Мф. 13:22 ; Мк. 4:19 ; Лк. 12:16–21; 8:14 ), противопоставляя им нищих. В притче о богаче и Лазаре первый после смерти попадает в место мучения, второй – на лоно Авраамово. Находящемуся в муках богачу в ответ на его просьбу о милости Авраам говорит: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь ( Лк. 16:19–31 ). В этом же духе Иисус трактует тему богатства и нищеты в Проповеди на равнине: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие... Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение ( Лк. 6:20, 24 ). Осуждая любостяжание и сребролюбие ( Лк. 12:15; 16:13–14 ), Иисус призывал богатых раздавать свое имение. Богатому юноше Он говорит: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах ( Мф. 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 18:22 ). Здесь мы встречаем ту же идею небесной награды, что и в Нагорной проповеди. Милостыня и раздача денег нищим – один из путей к спасению. Мытарь Закхей, обрадованный посещением Иисуса, обещает Ему: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. В ответ на этот искренний порыв Иисус говорит Закхею: Ныне пришло спасение дому сему ( Лк. 19:8–9 ). Богатому фарисею, у которого Иисус оказался в гостях, Он советует:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

14 Оставалось два дня до Пасхи и до Праздника Опресноков, и стали первосвященники и книжники искать, какой бы хитростью схватить Его и убить. 2Они говорили: «Только не в праздник! Пусть не будет смуты в народе». 3А когда был Он в Вифании, в доме Симона Прокаженного, приблизилась к Нему, возлежащему за трапезой, женщина с алебастровым сосудом, полным чистого, драгоценного нарда; разбив сосуд, она стала возливать нард на Его голову. 4А некоторые с возмущением переговаривались: «К чему такая трата благовоний? 5Ведь благовония эти можно было продать больше чем за триста динариев и раздать нищим!» И ее сурово корили. 6Но Иисус сказал: «Оставьте ее в покое, что вы ее огорчаете? Доброе дело она сделала для Меня. 7Ведь нищие всегда будут с вами, и вы сможете сделать им добро, когда захотите; а Я не всегда буду с вами. 8Она сделала, что могла: заранее умастила тело Мое для погребения. 9Аминь, Я говорю вам, повсюду, где будет проповедано Благовестие сие во всем мире, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 10Тогда Иуда Искариот, один из Двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать им Его. 11А они, услышав, обрадовались и обещали дать ему денег. И он стал искать случая Его предать. 12И в первый день Праздника Опресноков, когда принято закалывать пасхального агнца, Его ученики говорят Ему: «Где Ты велишь нам приготовить Тебе пасхальную трапезу?» 13И Он посылает двоих из числа учеников Своих и говорит им: «Ступайте в город, и там встретится вам человек с кувшином воды. Идите за ним следом, 14и хозяину того дома, куда он войдет, скажите, что Учитель спрашивает: «Где покой для Меня, в котором Я буду вкушать пасхальную трапезу с учениками Моими?» 15И он покажет вам просторный верхний покой, устланный и прибранный; там и приготовьте для нас». 16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли все, как было им сказано; и приготовили они пасхальную трапезу. 17При наступлении вечера приходит Он вместе с Двенадцатью; 18и когда они возлежали за столом и ели, Иисус сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010