Вот, и Елисавета, родственница Твоя и она зачала сына в старости своей (Лк 1:36). Ангел склоняет Всеблаженную Деву к вере не так, словно Она не верует, но поскольку Она уже вполне верила услышанному, он раскрывает более значительные деяния Высшего Промысла, чтобы Дева, Которая родит Господа, узнала, что и Предтеча Господень родится от старицы и матери, неплодной в течение долгого времени. Не следует удивляться, что Елисавета, согласно повествованию, называется родственницей Марии, в то время как она [по происхождению] выше дома Давидова: ведь рассказывают, что она ведет свой род от дочерей Аароновых. Мы читаем, что сам Аарон принял жену, именем Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона (Исх 6:23) , из колена Иуды, от потомков которого был и Давид. Аарон же был вождем сынов Иудиных в пустыне, когда народ Израильский вышел из Египта (Чис 2:3, 10:14). И вновь мы читаем, что потомки Давида царствовали; что величайший первосвятитель Иоиада (Неем 3:6) имел жену из царского рода, то есть Иосавеф (4 Цар 11:2) , дочь царя Иорама. Это тот самый Иоиада, сын которого Захария, муж такой же святости, был побит камнями между храмом и алтарем, так что даже Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии, упоминая о блаженных мучениках (Мф 23:35) . Этим ясно показывается, что каждое из двух колен, то есть царское и священническое, всегда были связаны родством друг с другом. Такой союз мог быть заключен и в более позднее время, когда женщин, принадлежавших к одному колену, выдавали замуж в другое. Целью было то, чтобы Всеблаженная Богородица, происходящего из рода царского, была по рождению Своему теснейшим образом соединена и с коленом священническим — что самым достойным образом отвечало бы служению небесному. Ибо подобало, чтобы явившаяся в мире Посредница между Богом и человеческим родом происходила по плоти из двух колен — конечно, ввиду того, что Сам Господь, восприняв человеческую природу, будет иметь достоинство и священника, и царя. Так о царской Его власти, которою Он разделит Вечное Царство со Своими избранными, свидетельствует сегодняшнее чтение Святого Евангелия. Согласно [этому чтению,] Христос будет править домом Иакова в вечности и Царству Его не будет конца. Далее, о священническом Его достоинстве, в соответ­ст­вии с которым Господь соблаговолил принести жертву Тела Своего для нашего искупления, Пророк свидетельствует, говоря: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4).

http://pravmir.ru/gomiliya-na-prazdnik-b...

Но блаженный Евангелист Иоанн говорит, что подали «губку с уксусом, на иссоп возложив». Однако ж Лука, не упомянув вообще ни о чём таком, утверждает только, что подали уксус ( Лк.23:36 ). А Матфей и Марк говорят ( Мф.27:48 ; Мк.15:36 ), что губку «возложили на тростник». В виду этого, быть может, кто подумает, что Евангелисты разногласят между собою. Но никто из здравомыслящих, полагаю, не допустит подобной мысли. Ведь важно было сообщить вид нечестия, но совсем никакой необходимости не было указывать и образ, каким оно совершалось. Поэтому и боже- —217— ственный Лука не удостоил упоминания образ подания (губки), а говорит только вообще, что Ему, жаждавшему, подали уксус. Но несомненно, что и в столь малых и незначительных частностях Евангелисты не противоречили друг другу, хотя особенно в главном они совпадают и сходствуют, говоря согласно друг с другом. В чём же состоит различие и каким образом оно должно устраниться? Никакому сомнению не подлежит, что много было исполнителей нечестия на Христа, разумею воинов, кои отвели Его на распятие. Но и весьма многие из Иудеев участвовали в разного рода жестокостях. Одни подавали губку на тростнике, а другие на стволе так называемого иссопа, – иссоп есть вид растения, – так предлагали питье Иисусу и, несчастные, делали это на свои собственные головы. Этим они сделали себя не заслуживающими никакой милости, лишив себя всякого милосердия и человеколюбия и столь безумными злодеяниями соревнуя между собою в одном только нечестии. Поэтому устами Иезекииля пророка Бог сказал к матери Иудеев, то есть к Иерусалиму: «как ты сделал, так будет тебе, – воздаяние твое воздастся на голову твою» ( Авд.1:15 ), и устами Исаии к беззаконнейшему Израилю: «горе беззаконнику, зло по делам рук его приключится ему» ( Ис.3:11 ). Таким образом, кроме всех, уже соделанных, нечестивых и беззаконнейших злодеяний совершено было и это против Христа. Однако же этот пример должен служить к нашей пользе. Отсюда мы опять узнаем, что против имеющих боголюбивое настроение и утвержденных любовью ко Христу непрестанная должна последовать война со стороны настроенных противополож-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сонме Св. Пророков Православная Церковь ублажает Богодухновенных провозвестников Откровений ветхозаветных, главным предметом коих был Господь Иисус Христос, основание Ветхого и нового Завета ( 1Пет.1:10–11 ). Не смотря на многие страдания, коим подвергались Пророки, будучи проповедниками правды и обличителями нечестия ( Мф.23:30 ), их всегда почитали как посланников Божиих ( Мф.21:11,26 ), и в их посольстве видели особенную милость Божию ( Мф.15:31 ). По смерти Пророков древле строили им гробницы и памятники ( Мф.23:29 ; Лк.11:47 ) 387 . тем более чтит Пророков Православная Церковь . В IV веке в честь их были уже совершаемы праздники и произносимы пастырями похвальные Слова 388 . В своем Богослужении в честь Пророков Церковь прославляет их, как писателей, освященных Богом ( 2Пет.1:20–21 ), Богодвижимыми устами, Божественными органами Духа утешителя, присноударяемыми Его действием и дохновением, обличителями нечестия и проповедниками спасения мира. Ибо пророчество обнаруживает тайны сердца человеческого силой обличения и суда, и есть знамение невидимого присутствия Бога всеведущего ( 1Кор.14:25 ) 389 . Предочищенные от страстей телесных, Пророки силой Св. Духа зрели будущее, приемля от Всеведущего образы Божественных явлений, как в зерцале, – зрели будущее как настоящее: Бог всеведущий открывал им ведение будущего. Говоря именем Господним и проповедуя правду, они сделались примером злострадания и долготерпения за правду ( Иак.5:10 ) 390 . Этих злостраждущих проповедников истины Церковь называет Праведниками, которые, скончавшись ранней смертью, ранее перешли на вечный покой. Умирая, они обличали нечестиво живущих. Гонители Пророков в изумлении и раскаянии некогда скажут: и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. ( Прем.5:3–6 ) 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Проповедь Иисуса Обращаясь к Евангелиям, и сейчас и в дальнейшем я использую общепринятую схему трех стадий в передаче свидетельств о словах и делах Иисуса. 1) Начальная стадия – во времена земной жизни Иисуса, когда ученики говорили о Нем, цитировали Его учение, начинали интерпретировать Его личность и миссию. 2) Передача Его слов из уст в уста, а также на письме (включая использование «конспектов») как свидетельство о Нем после Его смерти и воскресения. 3) Позднее в I столетии – авторские труды четырех евангелистов. Такие критерии, как множественность (и независимость друг от друга) свидетельств, используются для доказательства того, что те или иные слова или деяния, по сути, восходят к первой стадии, то есть к истории самого Иисуса. Обращаясь к Евангелиям, я указываю, в каких случаях рассматриваю тот или иной отрывок в качестве свидетельства о том, что говорил или делал Иисус на стадии 1, а в каких – вижу в нем иллюстрацию того, что тот или иной автор Евангелия на стадии 3 (и/или стоящее за ним предание на стадии 2) думал о деяниях Иисуса и Его личности. Безусловно, я попытаюсь обосновывать, почему считаю то или иное деяние или речение восходящим исторически к словам и делам Иисуса. Но цитирую я только те примеры, к которым существуют комментарии с подобными обоснованиями 79 . Вот один из самых исторически достоверных тезисов об Иисусе: Он проповедовал идею, не характерную для иудаизма первого столетия (и потому почти не встречающуюся в Новом Завете за пределами синоптических Евангелий) – идею «царства» или суверенной власти Бога. Он объявлял, что «исполнилось время, и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:14–15 ). «Время» исполнилось, «Царство Божие» уже близко, но «Евангелие», в которое следует веровать, пока не носит вполне личного характера. Однако уже следующий эпизод в повествовании Марка придает ему характер вполне личный. Иисус обращается к конкретным людям, говоря им: «Идите за Мною» ( Мк. 1:17 ). Проповедуя Царство, которое уже здесь (например, Мф. 12:28 = Лк. 11:20 ; Лк. 17:20–21 ) или наступит в будущем ( Мф. 6:10 = Лк. 11:2 ; Мк. 9:1 ), Иисус говорил о Боге, Господе всего мира, и о готовности Бога освободить грешных людей из тисков зла и даровать им новую эпоху – век спасения. Сам Иисус трудился для царства Божьего, рассказывая притчи и творя чудеса. Проповедуя и творя чудеса, Иисус демонстрировал свою неразрывную связь с Царством Божьим, властно ворвавшимся в этот мир. Именно в личности и в присутствии Иисуса пришло и приходит к нам Царство Божье. Он сам был «царством в одном лице», как выразился о нем христианский писатель III века Ориген 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

8 . Но иногда душа пророчествующего имеет соприкосновение (к духу) из прошедшего, равно как из настоящего и будущего. Например: Елисавета, взирая на грядущую к ней Марию, узнала, что Сия носила во чреве воплотившееся Слово, и наименовала Ее уже Матерью Господа своего, говоря: откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). О зачатии Его и чрез Ангела говорится Иосифу: родшееся бо в Ней от Духа есть Свята ( Мф.1:20 ) Это именно сказала Елисавета: блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным ей от Господа ( Лк.1:45 ). Ибо говоря: блаженна веровавшая, она ясно показывает, что по духу знала о словах Ангела, сказанных Марии; а присовокупляя: яко будет совершение глаголанным ей от Господа, она предвидела, что должно было последовать с Нею в будущем. Следовательно, в одно и то же время была в соприкосновении к духу пророчества и со стороны прошедшего, и со стороны настоящаго, и со стороны будущего, та, которая знала и о вере (Марии) обетованиям Ангела, и разумела, что она носила во чреве Искупителя рода человеческого, именуя Ее Матерью (Его), и предсказывая, чему должно было быть, предвидела, что долженствовало последовать в будущем. 9 . Но иногда дух пророчества прикасается к душе со стороны прошедшего, и не прикасается со стороны будущего; что ясно открывается в Апостоле Павле, который ученикам говорит: сказую вам, братие, благовествование благовещенное от Мене, яко несть по человеку. Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым ( Гал.1:11–12 ). Поэтому он и другим ученикам говорит: по откровению сказася мне тайна ( Еф.3:3 ). Несмотря на то, об этом самом Евангелии, которое узнал чрез откровение, намереваясь проповедовать в Иерусалиме, говорит: аз связан духом, гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый ( Деян.20:22 ). Таинство Евангелия состоит в том, что Единородный Сын Отчий воплотился и соделался совершенным человеком, Который, быв распят, мертв и погребен, в третий день воскрес; а в сороковый день вознесся на небо, и сидит одесную Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

А латинский священник также описательно говоря, поминает Владычни слова, которые Он заповедал: " Приимите, ядите " и " Пиите вси " и Сие творите в Мое воспоминание " - и больше ничего не священнодействует, но считает, что самое произношение этих слов довлеет для освящения и священнодействия; затем, тот безквасный Хлеб, не покровенный до тех пор, но так, как он был, взяв и подняв, отламывает от него часть и влагает в Чашу, а остальное влагает в уста, и подобно сему, испив всю чашу, увещевает сослужащих ему диаконов дать ему целование, никому ничего не дав, тот, кто до такой степени хвалится (словами Господа): " Приимите, ядите вси " и " Пиите от нея вси " . Не очевидно ли, что это является противоположным и в отношении полученного по преданию изложения (Божественной Литургии) и толкования (Св. Дионисия) и Владычних слов и самих ихных возгласов? И поступая так, им ли дерзать обвинять нас и вмешиваться в совершаемое нами и делать дальнейшие толкования тому, что является следованием Святым. Но Златоуст говорит: " Слово Владычнее, единожды реченное, соделывает Жертву совершенной " " единожды реченное " - он говорит; - не ныне произносимое, но " единожды реченное " Спасителем, всегда влагает освящательную силу в предложенные Дары, но не уже и делом освящает их (чрез одно только произношение их); ибо это, чрез молитву священника, соделывает наитие Святаго Духа; и ясно это - из того, что тот же Златоуст, как это мы выше изложили, после того, как были произнесены Владычни слова, говорит: - " Ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего; преложив Духом Твоим Святым " . Если и это не убедит любителей словопрений, - да будут они достойны сожаления, как одержимые двойным неведением и до глубины окаменелостью. Примечания 1. Из 8-й книги " Апостольских Постановлений " . Наш перевод на церковнославянский язык греческого текста. 2. Почерпнуто из " Литургии Апостола Иакова " , изд. Владомирово. 1938 год стр. 22-3. 3. Лк.1,35. 4. Basil. Magn. Hom. V in Hexm. n. 10. P.G. t. 29, col. 116. 5. Joann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P.G. t. 49, col. 380. 6. P.G. t. 48, col. 642. 7. Лк.22,19. 8. Некоторые Свв. Отцы толковали прошение Молитвы Господней - " Хлеб наш насушный даждь нам днесь " , как прошение о сподоблении ежедневного Причащения. 9. Мф.28,20. 10. См. прим. 5. 11. Ibid.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/613/...

Ни о чем подобном в среде своих исследуемых Риз не сообщает. По-видимому, все умершие в его исследовании скончались естественной смертью или от несчастных случаев: нет ни слова об убийствах или самоубийствах, не говоря уже о казнях. Что касается места смерти 270 из 293 покойных супругов умерли либо у себя дома (161 случай), либо в больнице (109 случаев). Ни место, ни причина смерти, приведенных в исследовании Ризом, не представляют собой параллели с трагической и страшной смертью на Голгофе, постигшей Иисуса во цвете лет. 3. Третье, поистине огромное различие, состоит в том, что никто из вдов и вдовцов, опрошенных Ризом, даже не предполагал, что их близкие умершие воскресли из мертвых, тогда как скорбящие ученики Иисуса вскоре после Его смерти и погребения внезапно заговорили именно о воскресении. Каковы бы ни были переживания скорбящих у Риза и учеников Иисуса, мы видим, что они привели к поразительно различным последствиям. 4. Четвертое различие между пасхальным опытом учеников и переживаниями вдов и вдовцов у Риза связано с новозаветными сообщениями о том, что Иисус являлся не только отдельным людям, но и группам людей. По словам евангелистов, с воскресшим Иисусом встречались не только отдельные люди, названные по именам: Петр ( 1Кор.15:5 ; Лк. 24:34 ), Иаков ( 1Кор.15:7 ), Павел ( 1Кор.9:1; 15:8 ) и Мария Магдалина ( Ин. 20:11–18 ), но и группы: двенадцать апостолов (см., например, 1Кор.15:5 ), более пятисот последователей Иисуса ( 1Кор.15:6 ), семь учеников ( Ин. 21:1–14 ), Клеопа и другой ученик, не названный по имени ( Лк. 24:13–35 ), Мария Магдалина и «другая Мария» ( Мф. 28:9–10 ). Однако вдовы и вдовцы из первого исследования Риза, которые «ощущали присутствие» своих умерших супругов, «видели» их, «слышали», «говорили с ними» или «чувствовали их прикосновение» – все до единого переживали это в одиночку. Индивидуальная природа их переживаний составляет резкий контраст с новозаветными явлениями, когда встречи воскресшего Христа с группами людей не менее важны, чем встречи с отдельными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

„И вот, сказано, мужи несут на постели человека, который был расслаблен, и старались его внести и положить пред Ним. И не нашедши, где внести его, по причине толпы, взошедши на дом через черепицы (кровли) спустили его с постелью 1089 в средину пред Иисуса. И видя веру их, сказал расслабленному: человек, отпускаются тебе грехи твои. И начали размышлять книжники и фарисеи, говоря: кто есть Сей, Который говорит хулы? Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога? Уразумев же Иисус, сказано, размышления их, отвечав, сказал к ним: что размышляете в сердцах ваших? Что удобнее сказать: оставляются тебе грехи твои, или сказать: поднимись и ходи“ ( Лк.5:17–23 ; ср. Мф.9:2 сл. Мк.2:3 сл.). „Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. И был человек там, и рука его правая была суха. Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи, исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Он же знал, сказано, размышления их и сказал человеку, имевшему сухую руку: поднимись и стань в средину. И восстав стал. Сказал же Иисус к ним: вопрошу вас: должно ли в субботу доброделать или злоделать?“ ( Лк.6:6–9 ср. Мф.12:9 сл. Мк.3:1 сл.). Видишь, вот и здесь опять открыто вёл беседу как Смотрящий в самое сердце безумно пы- —393— тавшихся обвинять Его. Таковое же нечто, предполагаем, и при произнесении толкуемых слов Спаситель усматривал в душах фарисеев. Если не поленишься снова обозреть всё уже сказанное, увидишь, что эти слова не уклоняются от прямого пути или положения дел. В начале была против них большая и длинная речь эта об исцелённом в субботу, в которой Христос посредством различных доказательств и рассуждений, особенно же через нарушение, с их точки зрения, чести субботы или и через преступление этим самого даже закона, старался убедит тех, кои сильно негодовали на Него за такое нарушение субботы, что и в субботу можно миловать и совершать добро всем, – и кроме того (старался убедить в том), что закон установлял субботний покой как тень досточуднейшего предмета, – а также весьма решительно утверждал, что Он послан от Бога и Отца, и при этом ясно говорил, что Он свидетельствует о Нём и будет благоволить ко всем делам Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VI 19. Ради тебя не знает Он о часе и дне Суда (Мк.13:32), хотя ничто не сокрыто от подлинно [сущей] Премудрости, поскольку все произошло через Нее. Да и среди людей нет ни одного, который бы не знал, что он сделал. [Господь] же Домостроительно устроил это ради твоей немощи, чтобы согрешившие не пали духом вследствие краткости срока, ссылаясь на то, что не оставлено им времени для покаяния, а долго ведущие брань с супротивной силой не покинули бы своих рядов, указывая на то, что они давно [сражаются]. О тех и о других Домостроительно позаботился [Христос, говоря] о Своем якобы неведении: одним за [их] добрый подвиг (2Тим.4:7) Он сокращает время, а другим за [их] грехи Он предоставляет срок для покаяния. 20. Впрочем, если в Евангелиях [Господь] вследствие немощи многих, как сказано, причисляет Себя к неведующим, то в Деяниях Апостолов, доверительно беседуя с совершенными, Он исключает Себя из числа незнающих, говоря: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:7). И если я, согласно предшествующему толкованию, изложил это достаточно грубо, то теперь следует исследовать более возвышенный смысл данного изречения и постучаться в дверь ведения При условии, конечно, что мне удастся разбудить Домовладыку, Который просящим Его дает духовные хлебы, поскольку мы стремимся угостить [ими] друзей и братии (Лк.11:5-10). VII 21. Святые ученики Спасителя нашего, оказавшись уже за пределами созерцания, доступного людям, и, очищенные словом (Ин.15:3), вопрошают о конце и желают познать конечное блаженство. Господь же наш, [отвечая им], объяснил, что ни Ангелы Его, ни Сам Он не ведают этого (Мк.13:32). И " днем " Он именует [здесь] точное постижение помышлений Божиих, а " часом " - созерцание Единицы и Единого, знание которых усвояется только Отцу. Как я предполагаю, здесь говорится о том, что Бог знает о Себе, что Он есть, и не ведает, что Он не есть. Ибо говорится, что Бог знает правду и премудрость, поскольку Он Сам есть Правда и Премудрость, но не ведает неправды и лукавства, поскольку сотворивший нас Бог не является неправдой и лукавством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что предварительное освящение епископом материи этого [таинства], мира, не является для этого таинства сущностно необходимым. В самом деле, крещение, посредством которого даруется полное отпущение грехов, не уступает по своей действенности этому таинству. Но хотя крестильная вода определенным образом благословляется перед использованием ее при крещении, тем не менее, это не является сущностно необходимым для таинства, поскольку в экстренных случаях без этого можно обойтись. Следовательно, предварительное освящение епископом мира для рассматриваемого таинства тоже не является сущностно необходимым. Возражение 2. Далее, не должно дважды освящать одно и то же. Но материя таинства освящается при самом сообщении таинства посредством словесной формы, в связи с чем Августин говорит: «Слово соединяется со стихией и образуется таинство» 111 . Следовательно, освящать миро до сообщения таинства не должно. Возражение 3. Далее, всякое используемое в таинствах освящение определено к дару благодати. Но составленная из масла и благовонного бальзама чувственная материя невосприимчива к благодати. Следовательно, ее освящать не должно. Этому противоречат следующие слова папы Иннокентия I «Священники при крещении могут помазывать крестимых предварительно освященным епископом миром, однако им не дозволено осенять этим маслом лоб, что приличествует делать только епископу при даровании им Утешителя». Но это делается именно в рассматриваемом таинстве. Следовательно, для этого таинства сущностно необходимо предварительное освящение епископом его материи. Отвечаю: как мы уже показали (64, 3), полное освящение таинств производится Христом. Однако должно иметь в виду, что Христос сообщил [только] некоторые таинства из тех, которые обладают телесной материей, а именно крещение и Евхаристию. Поэтому материя этих таинств обрела некую способность к совершенствованию этих таинств от самого акта сообщившего их Христа. На это указывает Златоуст, говоря, что «никогда бы воды крещения не помогли верующим очиститься от грехов, если бы не были освящены касанием тела нашего Господа». И точно так же Сам Господь «взял хлеб и, благословив... также и чашу...» ( Лк. 22, 19, 20 ). По этой причине материя этих таинств не нуждается в каком-либо предварительном благословении, поскольку достаточно одного благословения Христа, а если и используется то или иное благословение, то не по необходимости, а ради торжественности таинства. Однако Христос не сообщал видимого помазания, чтобы не было умалено то невидимое помазание, которым Он был «помазан... более соучастников» Своих ( Пс. 44, 8 ). Поэтому благословение мира, святого елея и масла для соборования предшествует их использованию в таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010