Глава 2 Литургия стоит в центре христианства, а в центре литургии — “Агнец, закланный от создания мира” (Откр. 13, 8), или, как в другом месте сказано, “предназначенный еще прежде создания мира” (1 Пет. 1, 20). Конечно, эти слова непостижимы, но пройти мимо них мы не можем. Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. “Он [Бог] столько познается нами, — пишет преп. Симеон Новый Богослов, — сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою” . Это даже для разума, уже просвещаемого благодатью. Но трудность постижения божественного мира не дает нам основания для отрицания того, чего мы не постигаем или не хотим постичь. “Если будем все измерять своим разумением, — пишет Василий Великий, — и предполагать, что непостижимое для рассудка вовсе не существует, то погибнет награда веры. За что же еще нам стать достойными блаженств, какие сообщаются для нас под условием веры в Невидимое, если верим тому только, что очевидно для рассудка?” Рассудочная вера — это вера не апостольская, а все та же кантовская “религия в границах одного только разума”, для которой все понятно или же должно быть понятно и которая старается в наше время создать веру, приспособленную к неверию, христианство, в общем не возражающее против не-христианства. Многие святые начиная с I века ощущали божественную предысторию христианства. “Сие имя спасительное — Иисус — прежде всех веков в Тройческом совете было предуготовано. Сила имени Иисусова в Совете Предвечном, как в сосуде, была сокрываема”, — пишет св. Димитрий Ростовский . “Прежде солнца пребывает имя Его”, — возглашает церковнослужитель во время чтения Апостола на Благовещение , т. е. именно в тот день, когда поется: “Совет превечный открывая, Тебе, Отроковице” (стихира на “Господи воззвах”), когда воспоминается принесение человеческого имени Иисуса с неба ангелом пречистой Деве (Лк. 1, 31). Говоря об определении Церкви апостолом Павлом как о “великой благочестия тайне” (1 Тим. 3, 16), которая в том, что “Бог явился во плоти” (там же) и этой плотью — телом Божиим — сделалась Церковь, еп. Феофан Затворник пишет: “Сущность веры нашей сокровенна и по причине непостижимости ее действия в нас. Зародилась она ( " тайна благочестия " ) в тайне Триипостасного Бога прежде век” . Только поняв Церковь как сотворенную “прежде всего” (св. Ерма) , как “Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1 Кор. 2, 7), можно в нее действительно поверить. Поверить в нее нам дано не как в человеческую организацию, а только как в Богочеловеческое Существо, имеющее своим началом Божественную до-временность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но может ли кто-то оказаться в этой истории случайно? Рядом, по другую сторону от Креста Господня, на таких же досках висел другой разбойник, не благоразумный, он совершенно иначе себя вел (см.: Лк. 23, 39–43). Знаете, что начисто отсутствует в письмах из-за колючки, в тех, по крайней мере, которые мне приходится последнее время читать — и как журналисту епархиальных СМИ, и как прихожанке одного из саратовских храмов? Жалоба. Жалость к себе. Обида на других. Желание переложить на кого-то собственную вину. Этого нет даже подспудно. Есть другое — то, во что действительно не с ходу верится,— благодарность: «Я думаю, что это испытание мне в большую пользу. Надо благодарить Господа нашего, Создателя за все». И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Рейтинг: 8.4 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Нина 6 апреля 2013, 21:10 Марина,не судите, да несудимы будете, Никто не ведает, чем обернётся для него завтрашний день. Лучше поверить и ошибиться, чем ничего не сделать... спаси, Господи. р.б. Нина Наталия 4 апреля 2013, 17:26 Мариночка, не дай Вам Господь,чтобы кто то из Ваших близких и дорогих людей попал в тюрьму, не говоря уже о поговорке " От сумы и от тюрьмы не зарекайся " . И всё же в Рай ПЕРВЫМ вошел раскаявшийся разбойник.ПОЧЕМУ??? Никого нельзя осуждать и " ИХ " тоже, только Господь знает сердце человека, правильно написал в статье Батюшка, и тут на свободе мы грешные и " там " , дело в " цене вопроса " , кто и сколько заплатит за свои грехи. У каждого человека свой Крест, каждому дается по силам, и главное донести его до конца. р.Божия Юлия 23 августа 2012, 17:14 Лично мои чувства ни капли не оскорбляет эта статья,как верующий человек я вообще не должна оскорбляться!Ничего не вижу противного в этих строках,а испытываю только радость за этих людей и верю,что многие искренне встают на путь спасения!А те кто делает уверовал ради развлечения,так Бог им судья,не нам судить!Везде люди,создания Божьи,как бы кто не оступился!Честь и хлава,тем кто помогает им так,как помогает отец Сергий!Истинный священнослужитель,воин Христов!Дай Бог ему сил и терпения в его нелегком труде!Храни его Господь!Аминь!

http://pravoslavie.ru/54358.html

Жизнь Самого Господа Иисуса Христа не противоречит этим существовавшим требованиям древнего мира: Он начинает свое Мессианское Служение именно в возрасте 30 лет (Лк. 3, 23). Этот пример Господа, наряду с многочисленными возрастными цензами, применявшимися в греко-римском мире, обусловили формирование практики рукоположения в Древней Церкви, а в дальнейшем - соответствующих ей канонических правил о возрасте ставленников.   Итак, следуя примеру Христа, Церковь в своей практике принимает нормы Древнего мира (однако, не считая себя абсолютно ими связанной), и в первые века своего исторического бытия поставляет на служение лиц зрелого возраста. Такого мнения придерживаются протопресвитер Николай Афанасьев , протоиерей Иоанн Мейендорф и проф. А. П. Лебедев, приводивший тот факт, что в древности пресвитеры избирались из стариков . Подтверждение этому находится в древнейшем каноническом памятнике «Canones ecclesiastici», требующем, чтобы пресвитеры были «престарелыми» лицами . Во епископы первоначально поставлялись также лица зрелого возраста - ближе к 60-ти годам, и лишь впоследствии стали появляться люди, принимавшие архиерейский сан около 30-ти лет . В пользу всего вышесказанного говорит и буквальное значение слова «пресвитер», или по-гречески «presbÚteros» [ пресвитерос ], что означает старший по возрасту. Как следует из некоторых Новозаветных книг (Деян. 20, 17-18.28; 1 Пт. 5, 2; Тит. 1, 5.7; 1Тим. 3, 1.2.7; 4, 14; 5, 17; Фил. 1, 1 и пр.) в апостольский период пресвитерами часто называли епископов, и, напротив, епископами - пресвитеров. Причину такого смешения понятий различные исследователи объясняют по-разному, однако практически все восточные отцы и церковные писатели сходятся во мнении, что уже тогда, в первоначальной Церкви, епископат и пресвитериат существовали как раздельные институты и тождество между ними могло быть лишь терминологическое . Особо важно для нас то, что наименование «пресвитер» имело в древности общенарицательное значение, и, «если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина)» .

http://bogoslov.ru/article/314669

Что ж после того? Не могли ли они соблазниться? Никак. Ибо нужно было только пройти времени до креста, а после они исполнились Духа и в знамениях находили голос, споспешествующий им... и события не возбуждали уже никакого соблазна» (Злат.). – «О сем видении»: видением иногда называется видение чего-либо в особенном состоянии так называемого пророческого восторга или исступления, каковы, например, были видения древних пророков, а равно и видения Петра и Павла ( Деян.10:10,17,11:5,22:17–18 ). Преображение Господа было не таковым видением, не в пророческом восторге или в исступлении, но в обыкновенном состоянии, каково, например, было видение ( Деян.7:31 ) Моисеем купины горящей, но не сгораемой ( Исх.3:2 и дал.). «Правда» и пр.: Господь в ответе своем подтверждает истину того, о чем пророчествовал пророк Малахия ( Мал.4:5,6 ), на чем основывалось народное мнение, что Илия должен прийти пред пришествием Христовым и устроить все, что о Нем предсказано, т.е. приготовить или приготовлять народ к принятию Мессии. Но вместе с сим Господь подтверждает и то, что высказал прежде, – что Илия пришел уже, что сей Илия есть Иоанн предтеча и креститель, действовавший в духе и силе Илии (ср. Лк.1:17 ). – «Но не узнали Его»: хотя многие из народа уверовали в Иоанна, как предтечу, крещением приготовлявшего иудеев к открытию царства Христова на земле, и крестились от него (ср. Мф.3:5,6 ); но, вообще говоря, народ еврейский не узнал сущности его служения и всего великого значения его лица, «а потому и поступили с ним, как хотели»: ввергли в темницу, поругались, умертвили, принесли главу его на блюде. «Ибо позволив Ироду убить его, тогда как могли воспрепятствовать сему, они тем самым сделались убийцами его» (Феофил.). – «Так и Сын Человеческий пострадает от них». Ученики поняли, что Он говорит о Крестителе. Св. Златоуст о вопросе учеников и ответе Спасителя ( Мф.17:10–12 ) замечает: «была молва о пришествии Христа и Илии; но они (книжники) несправедливо толковали ее. Писание повествует о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение – а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов ( Быт. 3:24 ), Серафимов ( Ис. 6:1–8 ), Сил ( Еф. 1:21 ; Рим. 8:38 ), Престолов, Начал, Господств, Властей ( Кол. 1:16 ; Еф . 1:21; 3:10 ), Архангелов ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ) и Ангелов ( 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 ), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается. б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца , у св. Григория Богослова , у св. Иоанна Златоуста , еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина . § 46. Бог содействует Ангелам добрым Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть – I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси ( Мф. 22:30 ; Мк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и выну видят лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ); след. непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Ин. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19, 20 ); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21, 26 ; Лк. 1:26–38 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Литургия стоит в центре христианства, а в центре литургии — «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13, 8), или, как в другом месте сказано, «предназначенный еще прежде создания мира» (1 Пет. 1, 20). Конечно, эти слова непостижимы, но пройти мимо них мы не можем. Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. «Он столько познается нами, — пишет преп. Симеон Новый Богослов, — сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою»  . Это даже для разума, уже просвещаемого благодатью. Но трудность постижения божественного мира не дает нам основания для отрицания того, чего мы не постигаем или не хотим постичь. «Если будем все измерять своим разумением, — пишет Василий Великий, — и предполагать, что непостижимое для рассудка вовсе не существует, то погибнет награда веры. За что же еще нам стать достойными блаженств, какие сообщаются для нас под условием веры в Невидимое, если верим тому только, что очевидно для рассудка?»  Рассудочная вера — это вера не апостольская, а все та же кантовская «религия в границах одного только разума», для которой все понятно или же должно быть понятно и которая старается в наше время создать веру, приспособленную к неверию, христианство, в общем не возражающее против не–христианства. Многие святые начиная с I века ощущали божественную предысторию христианства. «Сие имя спасительное — Иисус — прежде всех веков в Тройческом совете было предуготовано. Сила имени Иисусова в Совете Предвечном, как в сосуде, была сокрываема», — пишет св. Димитрий Ростовский  . «Прежде солнца пребывает имя Его», — возглашает церковнослужитель во время чтения Апостола на Благовещение  , т. е. именно в тот день, когда поется: «Совет превечный открывая, Тебе, Отроковице» (стихира на «Господи воззвах»), когда воспоминается принесение человеческого имени Иисуса с неба ангелом пречистой Деве (Лк. 1, 31). Говоря об определении Церкви апостолом Павлом как о «великой благочестия тайне» (1 Тим. 3, 16), которая в том, что «Бог явился во плоти» (там же) и этой плотью — телом Божиим — сделалась Церковь, еп. Феофан Затворник пишет: «Сущность веры нашей сокровенна и по причине непостижимости ее действия в нас. Зародилась она («тайна благочестия») в тайне Триипостасного Бога прежде век»  . Только поняв Церковь как сотворенную «прежде всего» (св. Ерма)  , как «Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7), можно в нее действительно поверить. Поверить в нее нам дано не как в человеческую организацию, а только как в Богочеловеческое Существо, имеющее своим началом Божественную до–временность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Сойдя с осляти, Спаситель вошел в храм и застал там множество торговцев и менял денег. Тогда Он сделал бич из веревок и выгнал вон из храма всех продающих и покупающих, говоря: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13, Ис. 56:7, Иерем. 7:11). И так, как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию – ближайшее селение – со Своими учениками. Тропарь Церковнославянский текст Русский перевод Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе – Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Христе Боже! Ты пред Своими страданиями, удостоверяя в общем (всех людей) воскресении мертвых, воскресил еси Лазаря из мертвых, посему и мы, подобно отрокам (еврейским), нося знаки победы над смертию (т.е. ветви), Тебе, Победителю смерти взываем: Осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне! Кондак Церковнославянский текст Русский перевод На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: Благословен еси грядый Адама воззвати. Ты, Христе Боже, на небеси на престоле (седящий), на земле – едущий на молодом осле, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, взывающих к Тебе: Благословен грядущий воззвать (от вечной смерти) Адама! Светлое Христово Воскресение «Христос Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Припев в 9-ой песни канона в Великую Субботу). Как солнце своей яркостью затмевает луну и звезды, так светлое Воскресение Христово своей радостью и торжественностью выделяется между прочими праздниками. Отмечая его, мы радуемся не только событию далекого прошлого, но предвкушаем в нем и наше собственное воскресение для вечной жизни в Царстве Света и Добра. Праздник Воскресения Христова, или 1Кор. 5:3). О событиях, связанных со смертью и воскресением Спасителя, повествуют все евангелисты (Мф. 28:1—15; Мк. 16:1—8; Лк. 24:1—11 и Ин. 20:1—21). Когда Господь Иисус Христос умер, Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом сняли Его тело со креста и положили в погребальной пещере, которую Иосиф высек в скале в своем саду, где еще никто не был погребен. Обряд погребения пришлось совершить наспех и упрощенно, так как с вечера наступала еврейская пасха, когда по закону не полагалось заниматься никакими делами, но все должны были у себя дома вкушать пасхального агнца. По настоянию Синедриона, к пещере, где погребли тело Иисуса, Пилат приставил стражу из римских воинов, а самый вход в пещеру закрыли тяжелым камнем, к которому приложили официальную печать. Все это было сделано для того, чтобы предотвратить какие-либо попытки похитить тело Иисуса, потому что Он предсказал, что воскреснет из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

«В святости жительствовал с нею, 323 доколе родила первенца ( Мф.1:25 )». В обратном порядке сказаны (сии) слова. Сначала, конечно, взял её, а потом жительствовал с нею в святости; между тем читается так: «жительствовал с нею в святости и взял её». «Взял её», говорит Писание, потому что после зачатия был наименован её мужем. Или слова: «в святости жительствовал с нею», можно понимать так, что при виде её вожделение никогда не —38— приходило в его помысел. «Доколе родила первенца», т. е. в рождестве первенца уверовали и узнали, что не от человеческого естества оно произошло, но было действием Божественным. Еще: «в святости жительствовал с нею, доколе родила первенца». Сия святость была делом необходимости, хотя и при содействии их собственной воли; но святость, которую они соблюдали после рождества Господа нашего, была делом их свободы. Говоря «доколе», (Писание) и определяет это время необходимости и конец его обозначает. Далее: «в святости жительствовал с нею, доколе она родила первенца». Если это было так, то, по-видимому, должно (отсюда) следовать, что после рождения Иосиф (уже) не жительствовал с нею в святости, так как (Писание) сказало: «доколе» Но «доколе» в сем месте не обозначает какого-либо предела, – точно так же, как и в следующем месте: «сказал Господь Господу моему, седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Твои ( Пс.109:1 )». В противном случае говорилось бы (в этих словах), что, когда враги будут положены под ноги Его, Он Сам должен будет встать. 324 «В святости жительствовал с нею». Итак, неужели не свято супружество, когда Апостол свидетельствует и говорит: «ложе их свято»? 325 Если же скажут: вот в Евангелии упоминаются братья Господа нашего, то отвечаю: так как Господь наш передал Марию Иоанну, то (этим) показал, что как эти ученики не были детьми Марии, так и Иосиф не был её мужем. Ибо каким образом Тот, Кто ска- —39— зал: «чти отца твоего и матерь твою», мог бы отделить мать от детей и передать Иоанну? «Записывался каждый в своем городе ( Лк.2:3 )» – так как Израиль был рассеян и Иудея порабощена и так как истинны суть свидетельства, изложенные в родословии царей. 326 Итак, сказал, что рождество Христа было во дни Августа. Почему же эта первая перепись по земле произведена была в то время, когда родился Господь? Потому что написано: «не прекратится князь от Иуды и властитель от чресл его, доколе приидет Тот, Коего владение (царство) есть (Иуда)». 327 Из того, что при Его явлении произведена была перепись, да будет ясно, что во время рождества Его язычники господствовали над народом, который прежде сам повелевал (ими), дабы исполнилось то, что сказало (Писание): «и на Него язычники уповать будут ( Ис.11:10 ; Рим.15:12 )». Итак, в это время пришел, поскольку царь и пророк прекратились.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чтобы подчинить грешную плоть душе, чтобы душа не исполняла похоти плоти, человек должен много трудиться, в продолжение всей жизни он должен терпеть неизбежную борьбу плоти с духом. И эта борьба происходит в нас вследствие первородного греха. Все, даже великие святые, замечали в себе эту странную борьбу между плотию и духом. То есть, – учит о.Иоанн вместе со всеми святыми в Ветхом Завете, – эта «странная борьба происходила даже и в великих святых Ветхого Завета; как, например, в пророках этого Завета, до Савла-Павла – включительно. Так сам Апостол про себя говорил: «Вем бо, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю; но еже не хощу злое, сие содеваю. Аще ли еже не хощу аз, сие творю, уже не аз сие творю, но живый во мне грех» ( Рим.7:18–20 ). Или, иначе сказать, сам диавол; ибо диавол, или сатана, или князь мира сего, или князь силы воздушныя, ясно изображается в Св. Писании как начальник бесов, как князь их. Об этом совершенно определенно отзывается о себе самом сатана, искушавший Господа Христа и подозревавший Его в искуплении: «Паки поят Его диавол... и показа Ему вся царствия мира и славу их. И глагола Ему: сия вся тебе дам, аще пад поклонишимися. Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши» ( Мф.4:8–10 ). И еще, когда и «седмьдесят с радостию» возвратилось с проповеди, говоря: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем»; то Сам Господь изрек им о Себе: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ). Этими словами Господь Иисус Христос засвидетельствовал, что Он лично, несомненно видел сатану, или начальника бесов, сверженным с неба еще до падения первых людей; поэтому не остается никакого сомнения, что диавол, или сатана, существовал еще до падения их; и что зло от него распространилось и на людей, сотворенных «по образу Божию и по подобию» Его. И «когда, – говорится в проповедях о.Иоанна, – зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого –диавола – дошло также до крайней степени; тогда-то пришло исполнение времен; и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, «имже и веки сотвори» ( Евр.1:2 ). И Он, премилосердый, «не терпя зрети от диавола мучима рода человеча» (молитва пред крещением), – то есть Христос пришел к нам на землю, чтобы спасти нас и чтобы «разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Этим признанием апостол не только отделял себя от той части собрания (саддукейской), которая позволяла себе отрицать некоторые истины закона Моисеева ( Деян.23:8 ), но и увлекал, так сказать на бой другую правомыслящую часть собрания (фарисейскую), указав и наиболее больное место раздора, с которого следовало начать. «За чаяние воскресения мертвых меня судят». Перевод подлинника в данном месте страдает важною неточностью. В греческом тексте это место читается так: περ ελπδος κα αναστσεως νεκρν εγ κρνομαι, точнее русского славянский текст: «о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю». Так как слово «чаяние», упование, надежда имело специальный смысл и относилось к Мессии, Мессианским чаяниям (ср. Лк.2:33 ), то и выражение Павла прежде всего хочет сказать, что он стоит пред судом за Надежду Израиля – Мессию (ср. Деян.26:6 ). Что касается второй половины обвинения – «воскресения мертвых», то здесь подразумевается, конечно, прежде всего христианская вера в воскресение Спасителя, а потом и вообще вера в «воскресение мертвых», по примеру сего уже воскресшего «Первенца мертвых». Как в той, так и другой части обвинения Павел указывает лишь общие соприкосновенные с фарисейским учением стороны, независимо от христианского понимания дела, чем и достигает страстной защиты себя в разгоревшемся на этой почве споре. Бесподобно мудрый и искусный прием! Лучшая и сильнейшая защита! Деян.23:7 .  Когда же он сказал это, про­изошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание раз­делилось. Деян.23:8 .  Ибо саддукеи говорят, что нет воскресе­ния, ни Ангела, ни духа; а фарисеи при­знают и то и другое. «Произошла распря» – из дальнейшего видно ( Деян.23:9 ), что распря сильная и страстная, вполне оправдавшая надежды Павла. «Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа», с учением о которых тесно связано учение о воскресении. Ср. к Мф.3:7 ; подробнее о сектах сообщает Археол. Флав. XVIII, 1, 4; О войне Uyд. II, 8, 11 . Деян.23:9 .  Сделал­ся большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем про­тивиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010