1. Иисус не прогнал прочь человека, который нарушил закон. Прокаженный вообще не имел права обращаться к Нему и говорить с Ним, но Иисус с пониманием и сочувствием ответил на отчаянный крик человека. 2. Иисус протянул руку и коснулся его. Он коснулся нечистого человека. Но для Иисуса он не был нечистым, для Него это была обыкновенная человеческая душа, находившаяся в отчаянной нужде. 3. Очистив и исцелив человека, Иисус послал его выполнить обычный ритуальный обряд. Иисус исполнил человеческий закон и требования человеческой справедливости. Он не стал безрассудно игнорировать принятые нормы, но когда это было необходимо, мудро подчинился им. 5. Прощающее слово (Мк.2,1–17) a) Исцеление и прощение расслабленного (Мк.2,1–12) (Мф 9,1–8; Лк 5,17–26). 1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли [кровлю] дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Обратить внимание на Мк.2:2, 4 . Мк.2:2, 4 : «и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель ( , на которой лежал расслабленный». (Подстрочный перевод: «и, не могущие принести к Нему из-за толпы, они раскрыли крышу, где Он был, и прокопавшие опускают кровать, где паралитик лежал» 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Хотел, чтобы купно жить с Благодетелем своим, да служа Ему, воздаст долг благодарности. Поелику же сего не восхотел Благотворитель, другое средство предпринял, чрез которое показал благопризнательность души своей: проповедал по всему граду благодеяние со всеми благотворительными обстоятельствами: «иде по всему граду проповедая, елика сотвори ему Иисус» ( Лк.8:39 ). Благотворителя долг есть не требовать от облагодетельствованного воздаяния. Отпустил, пишется, облагодетельствованного Благодетель, говоря: «возвратися в дом твой, и поведай, елика ти сотвори Бог». Я не требую от тебя воздаяния: возвратись в дом твой и, признавая, что не Я тебя облагодетельствовал, но Бог, поведай благодеяние Божие 5 . Поскольку же на одном месте мы показали уже, сколько погрешают благотворящие, когда требуют от облагодетельствованных воздаяний: остается убо теперь побеседовать о том, сколько погрешают благодетельствуемые, когда неблагодарными являются пред благотворителями своими. Трояким образом люди являются неблагодарными пред благотворителями: или не стараясь, чтобы делами воздать благотворителю за благотворение, или забывая о благодеянии и ниже словом изъявляя благодарности благотворителям, или, вместо благих, каковые получили, воздая злом. Три убо суть степени неблагодарных. Третьего степени неблагодарные бывают худшие паче всех прочих неблагодарных, и поистине суть люди всезлобные. Каждый же неблагодарный грешит против природы, против здравого рассудка, против собственных чувствований и против Божественного закона. Грешит против природы, – ибо самое естество научает быть признательными. Посмотри на бессмысленных животных, как они знают питающих их, и слушают гласа их, и повинуются им, и угождают, сколько могут. По сей причине Бог, взимая доказательство от природы, обличал неблагодарность Иудейскую, говоря: «позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша» ( Ис.1:3 ). Потом чрез слово «увы»» показал бедственное осуждение тех, кои, противясь естественному закону, бывают неблагодарными пред благодетелями: «увы», сказал, «язык грешный, людие исполненни грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, разгневасте Святаго Израилева»! ( Ис.1:4 ) Грешит неблагодарный против здравого рассудка: ибо разум убеждает, а более принуждает каждого, чтобы быть благодарным пред благотворителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

1. Занимаясь другими духовными делами, которыми необходимо было нам заняться, мы до настоящего момента не имели времени, чтобы дать тебе ответы, которые ты искал в составленном мною трактате «О Душе», а также в трактате «О Рае». Ныне же удобный случай ответить тебе и излечить сомневающуюся твою душу. 2. Но я хочу, чтобы ты, самый способный к исследованию всего божественного, сначала выкинул приземленное из ума и, таким образом, приготовил слух для принятия слова и услышал Спасителя, творящего нам: «Встаньте, пойдем отсюда» ( Ин.14:31 ), от более телесных и чувственных к умопостигаемым красотам и зрелищам слова. Поэтому и мудрейший Соломон увещевает, говоря: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен» ( Прит.23:1–2 ) 34 . Ведь Божественное Писание, имея глубины в себе самом от Бога, не для всякого и желающего просто открывает понимание чудес закона Бога, по кому дано, согласно святому изречению, «знать тайны Царствия Небесного» ( Мф.13:11 ), и божественный Давид молил Его о благодати, так говоря Богу: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Однако и ученики Слова не прежде точно познали законы Божий, пока не получили существенно 35 от Слова ум Его, отверзающий «к уразумению Писаний» ( Лк.24:45 ). Итак, для нас велика потребность во Святом Духе, проницающем глубины Божии: " Ибо Дух, – говорит божественный апостол, – все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:10 ). 3. Потому, добрейший, для нас велика потребность в Нем (Святом Духе), как уже сказано, чтобы уразуметь Писания, ведь без Него нельзя ни понять ничего того, что от Духа, ни излагать его для пользы слушающим, даже если бы говорящий и мог быть весьма усилен другими внешними науками. Ибо все поскользновенное в Божественном Писании только от записи, как и некто из мудрых говорит так: «За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там» ( Иер.23:12 ): подобно тому как шагающие по скользкому пути и спотыкаются, и падают, так те, которые (шагают) по сухому и главному (пути), пользуются безошибочной дорогой. Таким образом, одни, ведущие душу через телесное и то, что от явно сказанного, приучают ее не к чему иному, как падать, ибо эта скользкость непрочна во всем; другие же, через правила добродетели поспешая к Богу, направляются надежным и несокрушимым путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются. Первый безум­ный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,... буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ). Отверг имя – «Бог» и употребил название – «Всевышний», стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя чест­ность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедли­вость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отно­шению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низверг­нут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» ( Быт. 3:1 ) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Лк. 4:34 ). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» ( Деян. 16:17 ). Итак, однажды вы­сказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Не говорит уже этого непо­средственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» ( Исх.5:2 ), и бездну мор­скую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» ( 4Цар. 18:29 ), и предать его на заклание в руки сыновей его, Сказал чрез Навухо­доносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» ( Дан. 3:15 ) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу ( Дан.4 ), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» ( Ис. 1:3 ), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» ( Ин. 13:2 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубий­ству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» ( Ин. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Простой же человек, услыхав, был бы поражен. Поэтому Господь и говорит им: «Никому не сказывайте о том, что видели» ( Мф.3:17 ; Мк.9, 9 ). Однако апостолы не плотскими глазами увидели свет (ибо нет ничего родственного и близкого между тем светом и этой плотью), но сила и изволение Спасителя укрепили плоть для созерцания. Кроме того, что увидела душа, она передала находившейся с ней чрез сплетение в общении плоти. «Никому не говорите», чтобы узнав, кто есть Господь, не удержались наложить руку на Господа ( Мф.26, 50 ), и не осталось бы неисполненным домостроительство, и смерть не отступила бы от Господа, ибо она напрасно испытывала бы Его бесконечно. Один голос на горе был уже уразумевшим призванным, поэтому они и удивились, так как свидетельствуем был тот, в кого они (и сами) верили, другой же на реке был имеющим верить, поэтому они, находясь под руководством книжников, и пренебрегли этим голосом. § 6. Выражение: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 34 , валентиниане понимают так. Началом они называют Единороднаго, которого и Богом исповедуют 35 , как Богом открыто называет его далее и Иоанн, говоря: «Единородный Бог , сущий в лоне Отца, тот явил» ( Ин.1, 18 ). Словом же «в начале», т. е. в Единородном, в Уме и Истине, (апостол) указывает на Христа, Логоса и Жизнь 36 . Поэтому справедливо (ап. Иоанн) и Его (Логоса) назвал Богом сущим в Боге Уме. Что находилось в Нем, Логосе, было Жизнь (cp. Ин.1, 3 и сл.), Его сизигия 37 . Отсюда Господь и говорит: «Я есмь Жизнь» ( Ин.11:25, 14:6 ). § 7. Итак, неведомый Отец восхотел, чтобы эоны познали Его, и чрез помышление о Самом Себе, с целью познать Себя, Дух познания, сущего в гносисе, произвел Единородного. Так произошел и происшедший от гносиса, т. е. отческого Помышления, гносис, т. е. Сын, потому что Отец был познан Сыном ( Мф.11, 27 ; Лк.11, 22 ). Дух же любви, произойдя от Истины, как гносис от Помышления, смешался с духом познания, как Отец с Сыном, и Помышление с Истиной. И Единородный Сын, пребывший в лоне Отца ( Ин.1, 18 ), чрез гносис изъясняет эонам Помышление, потому что Он произошел от Его лона; видимый же здесь не есть единородный, но апостолом исповедуется «как единородный» – «славу как единороднаго» ( Ин.1, 14 ), потому что один и тот же есть и перворожденный среди твари 38 , и Иисус единородный в Плероме.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 Обращение возлюбленные отражает пастырскую любовь Иуды к своим читателям, а упоминание общего спасения уравнивает его с читателями в положении перед Богом (см., как это же слово использовано в Тит. 1:4 ). Кроме того, этим подчеркивается доступность спасения для всех. Подвизаться означает «прилагать все силы». Обычно это слово используется по отношению к участникам спортивных состязаний. Понимание и правильное преподавание Божьего слова требуют умственных усилий, а применение этих знаний в повседневной жизни требует нравственных усилий ( 1Пет. 1:13–16 ; 2Пет. 1:5–9 ). Под верой здесь подразумевается признанная церковью основа христианского учения, заложенная в первых проповедях Петра и оформившаяся в такие положения, как 1Кор. 11:23–26; 15:3–8 ; 1Тим. 1:15 и 3:16. Однажды указывает на неповторимость явления Бога во Христе. 4 Говоря о некоторых людях… предназначенных осуждению, Иуда, возможно, опирается на представление о небесных книгах, в которых записаны их имена ( Лк. 10:20 ; Отк. 20:12 ). Издревле может означать «уже» (как в Мк. 15:44 ), в каковом случае Иуда, вероятно, ссылается на 2Пет. 2:3 . С другой стороны, здесь может подразумеваться общее осуждение грешников в Ветхом Завете. Тех, чье учение дает повод к распутству, ожидает конец, описанный в 2Пет. 2 ; доводы, которые они будут приводить, Павел опровергает в Рим. 6 и 7. Принять христианство и отрицать это собственным поведением – значит отвергать Иисуса, единого Владыку и Господа нашего (ср.: 1Кор. 6:19,20 ). Слово «Владыка» (греч. despotes) обычно относится к Богу–Отцу. Единственное исключение, встречающееся в 2Пет. 2:1 (где оно относится к Сыну), может служить здесь подтверждением сходного употребления. Если оно относится к Отцу, то из 1Пет. 1:17 явствует, что вера в Бога–Отца требует праведности. 5– 7 Напоминание о Божьем суде над нечестивцами в прошлом Иуда подкрепляет свои доводы тремя примерами, показывающими, что никакой статус сам по себе не обеспечивает спасения. Израиль был избавлен от рабства в Египте, но неверующие погибли в пустыне. Ангелы получили особое призвание от Бога, но те из них, кто проявил непокорность, подверглись наказанию. Расположенные на земле обетованной города Содом и Гоморра (см.: 2Пет. 2:6–8 ), в которых жили не только нечестивцы, но и рабы Божьи, были разрушены в наказание за царившую в них распущенность.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Впрочем, сидящие на берегу «молочной реки» в нашей жизни – это все те, которые возлюбили Слово Божие (Священное Писание) и покорили Божественному Откровению свой разум. Сказано: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» ( 1Пет.2:2–3 ). И далее мы читаем: Исх.13:6–7 . «Семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих». Число семь означает полноту благодатной жизни на земле, то есть некое постоянство в добре, подобно, как и число восемь в христианской и иудейской традиции означает сверхъестественную полноту будущей жизни. Следовательно «пресный хлеб» означает, что уже в этой жизни, когда мы участвуем в богоугодных делах, мы становимся причастниками жизни вечной. Получается, что «любители квасного хлеба» – это те, о которых сказано: «…никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). И еще: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ). Апостол Павел не приветствовал двоедушных крестившихся, но не оставивших прежнего мирского образа жизни, которые, называя себя христианами, жили хуже язычников: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ). Исх.13:8 . «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта». Действительно, дети входят в религиозную жизнь через религиозные праздники. Святитель Амвросий Медиоланский учил: «Для того даровал Бог такую благодать, чтобы у сыновей благочестие провозглашалось как нечто первостепенное. Стало быть, учение отцов есть учение детей (становится этим учением, – О.С.)» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Посему ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его ( Лк. 1:48–49 ). И чего больше нужно для величия, как не того, чтобы именоваться Богоматерию и быть Ею на самом деле? Относительно же Моего переселения вы имеете определенные сведения оттуда, где говорится, что переселился покров Моей скинии, то есть девственного и Богоприемного тела, из которого явился Иисус. Желающий, из самого рассмотрения Писаний, может уразуметь, что все сказанное истинно, а для тех, которые рассматривают Божественные действия, как некий открытый образ, да предстанут живые и говорящие свойства Моего переселения. И, прежде всего, конечно, иссеченная в скале гробница, которая доселе невредима и безмолвным гласом указывает на Мое переселение. Вернейшими свидетелями того, что Я лежала телом, служат те впадины, которые в скале представляют отображения, свойственные священным членам; далее, этот стремительный Кедрон (которым со всех сторон омываются места, где – гробница), ясным, как бы трубным, гласом возвещает чудеса; также долина Иосафатова, где началась спасительная страсть Того, Кто свободен от страстей. Здесь Спаситель часто бывал со Своими учениками ( Ин. 18:1 ); здесь, преклонивши колена, Он умолял Отца Небесного о миновании чаши ( Мф. 26:39 ); здесь Спаситель был предан целующим Иудою в руки богоубийц ( Мф. 26:49 ). Итак, кто не верует, тот пусть посмотрит и лично познает силу сказанного; а кто верует, пусть душею уразумеет то, чего нельзя видеть, и пусть удивляется достойному чуда». Вот какова могила и вот в каком положении находится она! Самый способ переселения Матери Божией, хотя – общий для всех, однако у него есть и особенное достоинство в сравнении с какими-либо другими: это переселение превышает всякое слышание, но так однако, что имеет некоторое подражание одному из древних примеров. Так говорит Богоматерь, с языка Которой как бы каплями спадает сладость мысли, и из уст Которой излияся благодать ( Пс. 44:3 ). Что же пристойное прибавим к этому мы, братья, как не с удивлением восхвалим безмерно великое и обо всем премудро пекущееся Провидение, благоговейно говоря: о глубина богатства и премудрости и разума Божия: яко неиспытани судове Его, и неизследовани путие Его ( Рим. 11:33 )! Это – действия десницы Божией, выше человеческого разумения, так что желание понять их приводит в страх мужа даже с возвышенной и чистой душей, – не говорю уже меня, ничего не понимающего по причине телесности своей и неспособного разуметь даже вещей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разница только в том, что первый евангелист называет себя Матфеем, а Марк и Лука называют его Левием. Такое разногласие было причиной многочисленных споров и исследований. По мнению одних, совсем не могло быть, чтобы в рассказах, тождественных почти до буквальности, сообщалось о разных лицах. Тождественность Матфея и Левия признавалась поэтому издревле. Думают, что под именем Левия евангелист был известен до того, как сделался учеником Христа. А имя Матфея или принято было им уже после призвания и было дано ему Иисусом Христом (ср. Ин.1:42 ), или же он имел раньше два имени, подобно Иоанну – Марку ( Деян.12:12 ). По мнению других экзегетов, имя Левий указывает собственно на происхождение его из колена Левиина, а Матфей (по-еврейски – дар Божий, то же, что греческое Феодор) было именем, под которым евангелист был известен. Говоря о своем призвании, Матфей из скромности называет себя именем, под которым он был известен как мытарь, для того чтобы полнее обозначить свою прежнюю греховную жизнь и, следовательно, по противоположности, возвысить Христа, не погнушавшегося им, грешником, мытарем. У самого Матфея нет ни малейшего намека на то, что он назывался Левием, между тем как другие евангелисты, назвав Матфея Левием в рассказах о его призвании,в перечислении апостолов, призванных Христом ( Мк.3:18 ; Лк.6:15 ), упоминают здесь о Матфее и не делают никакого указания на Левия. «Это, – говорит Элфорд, – почти необъяснимо, если предполагать, что Матфей имел два имени». Обстоятельство, что по смыслу рассказа Матфей тотчас последовал за Христом, еще в древности заставляло сомневаться в подлинности сообщаемого евангелистом факта. Порфирий и Юлиан говорили, что со стороны мытаря неразумно было следовать за «каким-то», призывавшим его, человеком. Но это возражение опровергается тем, что Матфей мог слышать как прежнее учение Христа, так и видеть Его чудеса и таким образом мог знать Его гораздо раньше своего призвания. В действительности же из рассказа вовсе не видно, чтобы Матфей именно тотчас последовал за Христом, потому что слова «тотчас» в Евангелии нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010