И может быть, только когда мы перестанем наполнять воздух своими пустыми, самоуверенными мнениями о самых главных вещах, когда научимся просто говорить «не знаю»; когда перестанем делать лишь бы что-то сделать; говорить, лишь бы что-то сказать; когда перестанем голосовать, лишь бы за кого, – тогда и Господь Сам войдет в нашу жизнь, и наполнит нас истиной, и установит мир и порядок на нашей земле. Сырный вторник. О мечтательстве и о мечтателях Лк.22:39–42; 45–23, 1 Иуд.1:1–10 Говоря о нечестивцах, древних, и новых, Апостол Иуда неожиданно называет их «мечтателями». Приводя примеры казней, которые постигали древних, он говорит, указывая на новых: «Так будет и с сими мечтателями». В нашем обиходе слово «мечтатель» имеет скорее положительный смысл. «Мечтать, надо мечтать», – поется в песне. Но мечтательность – вовсе не безобидная вещь. Погружаясь в свои мечты, человек уходит от действительности. Он воображает, как он побеждает сердца, достигает успеха, и все ненавистники склоняются к его ногам. Каково после этого возвращаться туда, где снова придется терпеливо нести крест своей жизни? А иной мечтает, как бы он переустроил жизнь на земле, как развел бы на севере южные растения, повернул бы реки вспять, и по справедливости разделил бы все между всеми. Хорошо, если у него нет сил и власти воплощать в жизнь свои мечты. Ну а если есть? Наша новейшая история показала, чем это может обернуться. Но так же было и в прошлом. Почему Каин убил Авеля? – Потому что действительность разрушила его мечты, как Бог примет его жертву, а жертву брата отвергнет. Почему Валаам упорно шел на не угодное Богу дело? – Потому что в мечтах уже видел в своем кармане богатую обещанную мзду. Почему Карей и иже с ним «в упорстве» погибли? – Потому что возмечтали о себе нечто, вопреки Божьему установлению, «и собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня» ( Чис.16:3 )? Отчего, наконец, люди «оскверняют плоть» и «растлевают себя», как не от необузданной мечтательности?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сколь там были предызображены образы, здесь же — истина: там мрак, здесь — Солнце; там тьма, здесь — облако света; там десятисловный закон, здесь — предвечное Слово, превысшее всяких слов; там плотские гадания, здесь — Божественные вещи; там на горе были начертаны скрижали по причине нечестия, здесь — сердца умудряются во спасение. Тогда проистекла вода из камня неверия, ныне же явился Источник жизни и бессмертия; там прозяб жезл, здесь процвёл Крест; там перепел был послан в наказание, здесь — голубь свыше во спасение; там Мариам по-еврейски воспевала и тимпанствовала, здесь Мария владычественно родила Бога; там Моисей развязал обувь на ногах, предуказывая прекращение законного служения, здесь Иоанн не развязывает нерасторжимую обувь Иисуса, ясно утверждая единение Бога Слова с нашим смертным и кожаным естеством; там Илия от лица Иезавели скрывается, здесь Илия Бога лицом к лицу созерцает. Гора Синай не открыла Моисею земли обетованной, а гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю, поскольку примирение и прощение грехов благодаря Иисусу привлекли Бога к человеческому естеству. Восхотев явить оное естество очищенным от излитого на него змиева яда, собезначальное Слово Бога Отца показывает Своим ученикам таинство на горе Фавор. Ибо, доведя их до середины [Своего пути], Он предвозвестил им о Царствии и о славном Своём Втором пришествии, — и поскольку они, будучи несовершенными по отношению к прежде сказанному им о Царствии, несомненно были склонны к пустым разговорам в соответствии с их тог­дашним душевным состоянием, — желая, дабы они поверили будущему от настоящего, словно в некоем образе преславно соделал Богоявление на горе Фавор провозвестием Небесного Царствия, как бы говоря им: дабы временной разрыв не произвёл в вас неверия, истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь и внимающих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во славе Отца Своего (Мф 16:28, ср. Мк 9:1, Лк 9:27). И показывая совпадение хотения и действия, Евангелист говорит, что по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф 17:1–3).

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

И. Ю. Введение Рассмотрение института брака в отдельной главе отчасти находит своё оправдание в той значительной доктринальной и социальной важности, которая свойственна этому установлению в каноническом законодательстве, не говоря уже об очевидной значимости, которое оно получает в гражданской жизни. В Кодексе канонического права браку посвящено больше канонов, чем любому другому установлению. Подобная обширность отражает значительность этого таинства для жизни Церкви. Формулировка канонического определения брака является плодом векового опыта церковной жизни и богословских размышлений. И все же канонический аспект является только лишь одной стороной этой комплексной человеческой, общественной и церковной действительности. Попечение о браке прослеживается во всей истории Церкви. Первые христиане жили в римской среде. Несмотря на то, что при заключении браков они следовали традициям и установлениям гражданского законодательства, внутренний смысл христианского брака находился в противоречии с языческим римским обществом. От христиан требовалось посвящение нерасторжимому союзу между супругами, сопровождаемому взаимной верностью. Супружеские связи основывались на убеждении в том, что они представляют собой союз Христа со Своей Церковью . Для римлян брак был важен, поскольку он являлся необходимым с точки зрения поддержания благосостояния общества и патриархальной семьи. Для христиан же ценность его заключалась в самой его природе. Другое очень важное различие между двумя представлениями о браке заключалось в том, что для христиан муж и жена считались духовно равными, в то время как в римском праве этот принцип не был сформулирован так чётко. Первые признаки определения норм для брака обнаруживаются в посланиях Св. Павла, особенно в 1Кор.7 , Еф.5:21–33 . Св. Апостол Павел ссылается на различные стороны отношений супругов, как, например, взаимное уважение и верность и постоянство брачного союза. Синоптические евангелия говорят о браке, подчеркивая крепость супружеских уз ( Лк.16:18 , Мк.10:1–12 , Мф.5:31–32 и 19:3–12). Все синоптические ссылки касаются ответа Господа на вопрос о том, разрешено ли мужу разводиться с женой и вновь жениться, если она совершила прелюбодеяние. Трактовка брака первыми христианскими писателями была в основном апологетической. У них ещё не было аргументов с позиции теологий или права. Эти авторы скорее просто защищали брак от нападок неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Лк.23:4 .  Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Пилат, поняв в указанном смысле слова Христа, объявляет первосвященникам и народу, что он вовсе не находит никакой вины за Христом. Евангелист Лука здесь замечает уже и о присутствии перед дворцом Пилата «народа». Лк.23:5 .  Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Но иудеи все сильнее настаивали или, правильнее, все больше горячились ( πσχυον). Теперь они уже прямо говорят, что Христос «возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи» и до Иерусалима. Очень может быть, что словом «Иудея» они обозначают всю иудейскую страну, а не только одну Иудейскую область (ср. Лк.1:5, 7:17 ). Лк.23:6 .  Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? Услышав о Галилее, т.е. услышав, что Христос начал Свою деятельность в Галилее. Лк.23:7 .  И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод Антипа управлял Галилеей и Переей (ср. Лк.3:1 ), и, посылая к нему Христа, как его подданного (Ирод в это время приехал в Иерусалим справлять праздник Пасхи, так как он исповедовал иудейскую веру), Пилат, вероятно, предполагал, что Ирод заинтересован в деле своего подданного. Лк.23:8 .  Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, Лк.23:9 .  и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Легкомысленный Ирод, давно уже желавший увидеть Христа, чтобы посмотреть, как Он творит чудеса, предлагал Христу разные вопросы, но Христос не удостоил его никаким ответом, так как Ирод не стоил ответа – вопросы задавались из пустого любопытства. Лк.23:10 .  Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Лк.23:11 .  Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Лк.23:12 .  И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В пользу вывода Вайса и Швейцера приводились следующие аргументы 1. Соответствующие речения Иисуса рассеяны по всему евангельскому тексту, он говорит о скором наступлении Царства по самым разным поводам и в разных обстоятельствах. Вот некоторые примеры. Напутствуя  апостолов, он говорит, что Сын Человеческий придет еще до того, как они обойдут города Израиля (Мф. 10:23). Он говорит, что некоторые из слушающих его «не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк. 9:1). Говоря о «роде сем», т.е. о своих современниках, он предрекает им скорую расплату за преступления их и их отцов (Мк. 13:30, Мф. 12:41 сл., 23:36 и др.). На вопрос учеников, правильно ли говорят книжники, что прежде Мессии должен прийти Илия, он отвечает, что Илия уже пришел – это Иоанн Креститель (Мк. 9:13, Мф. 17:12, Мф. 11:14). На Тайной Вечери он говорит, что не будет больше пить вина до того дня, когда будет пить новое вино вместе с учениками в Царстве Божьем (Мф. 26:29). И так далее. 2. В четвертой просьбе молитвы «Отче наш» (Мф. 6:11) слово πιοσιος (которое кроме этого места встречается в греческих текстах только один раз и без поясняющего контекста) ошибочно переведено как «насущный». Во-первых, просьба о ежедневном хлебе резко контрастирует со смыслом молитвы в целом – это молитва о наступлении Царства Божьего; во-вторых, с точки зрения грамматики более правдоподобен перевод «завтрашний»; в-третьих, по свидетельству бл. Иеронима, в Евангелии назореев на этом месте действительно стояло арамейское слово магар (завтрашний). Таким образом, правильный перевод такой: «хлеб наш завтрашний (т.е. будущий хлеб жизни в Царстве Божьем) дай нам сегодня». 3. Во многих притчах Иисус говорит о скором и неожиданном наступлении развязки. Время, чтобы подготовиться, еще есть, но действовать нужно немедленно. Это притчи о десяти девах (Мф. 25:1-12); о большом ужине (Лк.14:15-24); о хождении к судье (Мф. 5:25сл.); о неверном домоправителе (Лк. 16:1-8) и др. 4. Обязанность хоронить родителей считалась (причем не только у евреев) священной. Иисус же на просьбу одного из учеников разрешить, прежде чем последовать за Иисусом, похоронить только что умершего отца отвечает: «Предоставь мертвым хоронить своих мертвых» (Мф. 8:22). Этот шокирующий ответ может означать только одно: живые, если они не попадают в Царство, это те же мертвецы; а оно может наступить в любой момент, драгоценен каждый час.

http://bogoslov.ru/article/4079100

Таковы Божественные знамения настоящего праздника, таково совершаемое ныне для нас на горе спасение и таинство, — сие собравшее нас Христово праздненство и торжество. И дабы нам оказаться внутри этих неизреченных и неприступных таинств вместе с предызбранными богоприявшими богословами, послушаем некий Божественный и священнейший глас, как бы свыше от вершины горы увещевательно нас созывающий и глаголющий: приидите, взойдем на гору Господню в день Господень, в место Господне и в дом Бога нашего (Ис 2:3), дабы от Его видения и светолития озарившись и изменившись и перейдя на лучшее, светом восприняв свет, воскликнуть, говоря: Как страшно место сие: это не иное что, как дом Божий и сама дверь небесная (см. Быт 28:17). Сия Дверь, к Которой нам следует спешить, дерзну сказать, есть Иисус, Путеводитель ( PdhgTj), предваряющий и возводящий нас к Себе и на небеса. Вместе с Ним да просияем мы умными очами, обновляя и восстанавливая в себе природные черты, воспринимая Его образ, всегда обоживаясь и на лучшее пременяясь. В борьбе достигая восхождений, побежим на гору и с чистотой голубицы вместе с Петром, Иаковом и Иоанном вознесёмся на вершину, с Моисеем и Илией на облацех перенесёмся по воздуху, дабы и о нас Владыка сказал: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего к ним со славою Отца Своего (Мф 16:28, ср. Мк 9:1, Лк 9:27). Посему, дерзновенные и сияющие, побежим и внидем внутрь облака, сделавшись иной Моисеем, иной Илией, иной Иаковом, иной Иоанном. Перенесись, подобно Петру, к Божественному созерцанию и видению, изменись благим изменением, выйди из мира, отступи от земли, покинь плоть, оставь создание и перейди к Создателю, к Которому Пётр в восхищении взывал: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф 17:4). Поистине, Пётр, хорошо нам здесь быть с Иисусом и оставаться, и во веки всегда пребывать. Что может быть блаженнее, выше или почётнее, как быть с Богом и по виду быть как Бог, и во свете пребывать? Итак, пусть каждый из нас, кто стяжал Бога в сердце и радуется, преобразив себя в Божественный сей зрак, скажет: Хорошо нам здесь быть, где всё сияет, где радость, веселие и наслаждение, где на сердце всё мирно, тихо и безмятежно, где является Бог. В таковом сердце Он творит обитель со Отцем, в таковое сердце придя, Он говорит: ныне спасение дому сему (см. Лк 19:9), в таковое сердце все сокровища вечных благ со Христом приходят и сохраняются; в нём начертываются, как в зеркале, начатки и образы будущих веков.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

8,18). Примечай и здесь подлинность настоящего послания. В этом случае оно согласно со сказанным в первом послании (5,2-3): знаем, что любящий Бога соблюдает заповеди Его. Ибо поступать по заповедям - то же, что соблюдать их. Добродетели деятельны, и бытие имеют тогда, когда совершаются. Посему, кто перестал ходить в добродетелях, тот и не хранит их. Ходящих сказано с мыслью указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру. Посему, думаю, сказано и сие: во что желают проникнуть Ангелы (1 Петр. 1,12). Ибо блага, дарованные нам вочеловечившимся Словом, столь велики, что и ангелам желательно получить хотя некоторое понятие о них. Ибо так нужно понимать проникнуть (). Всякий благоразумный желает того, что не прекратится, но продолжится навсегда. И как неисчерпаемое нельзя всецело обнять, то желательно по крайней мере, насколько возможно, сделаться участником в нем. Не как новую заповедь. И это согласно с тем, что говорится в первом послании (2,7). Прибавляет и требование заповеди: чтобы мы любили друг друга. И объясняет о любви, что сущность ее заключается в хождении по ней, и заповедь о ней есть заповедь от начала, и дана не для чего иного, как для того, чтобы вы поступали по ней. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Постоянно говорит об одном и том же. Заповедью о любви убеждает к единению, к тому, чтобы они не переходили к обольстителям. Которые уже ходят по миру и отвергают пришествие Господа во плоти. Говоря о хождении по заповеди, данной от начала, показывает, что мнение заблудившихся еретиков ново, и убеждает верных держаться этой изначальной заповеди, а не увлекаться обманом еретиков. Ибо и Христос Своим ученикам относительно обольстителей заповедал: многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, не ходите вслед их (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1055...

Данный трактат, корректируя однобокость «аскетики синергии», по убеждению переводчика, может принести большую духовную пользу всем, кто вникнет в него без узко-конфессиональных предубеждений, тем более что сам Терстеген писал свои сочинения таким образом, чтобы деноминационные различия оставались за скобками, и все христиане могли практически применить написанное, не выходя из границ своей Церкви. Игумен Петр (Мещеринов)   Они имеют вид (облик) благочестия, силы же его отреклись.                         (2 Тим. 3, 5) Видимость и сущность благочестия 1. Поскольку у меня просят отзыва на присланное мне сочинение, то я отвечу кратко: всё, что не имеет своим источником и основанием внутреннюю жизнь и Самого Бога во Христе, должно именоваться только видимостью и никак не сутью, или существом, служения Богу. Из этого общего положения уже легко вывести все частности, которые я могу сказать о данном предмете. 2. Во-первых , если в речах, делах, внешнем поведении и т.д. мы выставляем себя пред другими людьми иными, чем мы есть на самом деле (или чем хотим быть), как бы тонко и скрытно это не происходило, то мы уклоняемся от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3). Такой образ жизни есть ложь, а не истина, или, говоря иначе, искусственность и притворство; видимость, а не суть, мерзость в очах Господа (Лк. 16, 15). 3. Здесь худо не только то, когда мы представляем себя лучшими, чем мы есть. Не меньшим, а может быть, и гораздо большим злом и суетой является такой вид честолюбия, когда человек в словах, облике или каким-либо иным образом преувеличено и притворно выставляет себя хуже, беднее и несчастнее, чем он есть на самом деле (или и сам в это искренне верит). 4. Выше я намеренно употребил выражение «чем мы есть на самом деле, или чем хотим быть». Допустим, что человек зол, горд, гневлив, высокомерен, и т.д., но от всего сердца стремится иметь противоположные сему добродетели. В силу этого, по требованиям Закона Божия и своей совести, он противостоит своим злым качествам и подавляет их, дабы они не прорывались наружу. И когда он так поступает, он не лицемерит и не притворяется. Как раз он лицемерил бы, если бы давал этим худым качествам свободу действовать, в то время как его сердце желает доброго, а не злого. Но если человек подавляет в себе худое (например, гнев), и по причине этого уверяет себя, что он уже сущностно обладает добродетелью кротости, или выставляет себя пред другими как образец кротости и смирения, – то он обманывает себя, имея видимость, но не суть, обличие, но не сущность сей добродетели.

http://bogoslov.ru/article/5453069

Если внимательно присмотреться к тому, как сортируют защитники прав человека своих верующих сограждан, возникает легкое недоумение: а на какие критерии отбора, собственно говоря, неверующий человек опирается, если все это для него " темный лес " и вообще " мракобесие " ? На две фразы, вырванные из контекста Нового Завета? На Кормчую, на Типикон? Достаточно вспомнить, где и когда звучит фраза про суд, и, главное, Кто ее произносит? Это Нагорная проповедь Спасителя (Мф. 7:1, Лк. 6:37), Того, кому Отец отдал право суда над людьми. Судья совершенно справедливо просит подсудимых не оспаривать его полномочий. Поэтому в устах любого другого человека эта фраза лишена своей полновесности и основательности. Если вы не причисляете себя к числу учеников Христа, то стоит ли апеллировать к Его словам? А если причисляете - возьмете ли на себя смелость повторить их всуе? Вспомним и другую цитату: " Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия " . (Ин. 3:17). Может ли христианин судить? Да может, и будет судить не только мир, но и ангелов, как пишет Первом послании к Коринфянам апостол Павел (1 Кор. 6:2-3). Но пока судят только нас. Обмеривают, подсчитывают, составляют диаграммы. Как будто бы это действительно важно - одним православным процентом больше или меньше. Как будто бы, если нас будет больше, это по справедливости будет учтено: построят так необходимые в спальных районах Москвы храмы, введут требуемые факультативы, запретят богохульство в искусстве и рекламе. Позвольте, разве мы ведем речь о демократии, о белых и черных камушках? Ее и в масштабах Агоры соблюдать не удавалось, где уж тут, на просторах самой большой страны мира. А если меньше? Если истинных православных так мало, что и во всей столице не сыскать даже десяти праведников? По большому счету, это неважно. Соотношение большинства и меньшинства выходит за рамки справедливости и несправедливости. В высших сферах реальности слово остается не за массой. Но, даже меняя перспективу обзора, увидим, что, сколько бы ни осталось на русской земле православных, их здесь все равно больше. Здесь, буквально, в этой земле, во всем, что создано в нашем государстве за много столетий. А память крови это удивительная вещь. Как говорил один знакомый священник, мы даже не подозреваем, сколько столетий сокрыто в наших душах. Сколько бы прерывистый видеоряд ни расщеплял сознание, заставляя нас верить в сконструированные очевидности, там, за границей сиюминутного, живет память более древняя, чем учебник 1980 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Ответ на возражение 1 . Как пишет в своем комментарии к [евангелию от Матфея] ( Мф. 17, 2 ) Иероним, «никоим образом нельзя допускать, будто бы Христос, «преобразившись пред ними», отказался от Своей естественной формы и изволил изменить Свое действительное тело на мнимое или воздушное. Евангелист описывает способ Его преображения, говоря: «Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Сияние лица и белизна одежд указывают не на изменение субстанции, а на облачение в славу». Ответ на возражение 2. Образ проявляется в контурах тела, поскольку он есть то, что заключено внутри одной или нескольких границ. Поэтому образу, похоже, принадлежит то, что связано с очертаниями тела. Но сияние и цвет непрозрачного тела проявляются на его поверхности, и потому принятие сияния названо преображением. Ответ на возражение 3. Из этих четырех даров только осиянность является личностным качеством, тогда как остальные три проявляются лишь в каком-либо действии, движении или претерпевании. Христос явил нам в Себе некоторые признаки всех этих трех даров: легкости, например, когда ходил по водам; тонкости, когда родился из девственной утробы; бесстрастия, когда невредимо ушел от рук желавших сбросить Его или побить камнями евреев. Однако ничто из этого не сделало Его преображенным, но – только осиянность, которая принадлежит аспекту Его Лица. Раздел 2. Было ли это сияние сиянием славы? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что это сияние не было сиянием славы. Так, Беда в своей глоссе на слова [из евангелия от Матфея]: «И преобразился пред ними» ( Мф. 17, 2 ), говорит: «В Своем смертном теле Он явил всем не состояние бессмертия, а то сияние, которое будет иметь место в грядущем бессмертии». Но сияние славы – это сияние бессмертия. Следовательно, явленное Христом ученикам сияние не было сиянием славы. Возражение 2. Далее, глосса Беды на слова [из евангелия от Луки]: «Которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие» ( Лк. 9, 27 ), говорит: «То есть телесно прославятся в образном созерцании грядущего блаженства». Но образ вещи не есть сама вещь. Следовательно, это [сияние] не было сиянием блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010