Неслучайно, что ко II столетию относятся свидетельства о совершенно обособленном времени пасхального поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 Важные сведения о первоначальном характере празднования Пасхи содержатся в письме святителя Иринея, епископа Лионского († ок. 202), к Римскому епископу Виктору. Послание написано в связи со спорами о времени празднования Пасхи, начавшимися еще при святителе Поликарпе, епископе Смирнском († 167), которые вызвали ряд соборов. Полемика касалась того, праздновать ли Пасху вместе с иудейской в 14-15-й день первого весеннего лунного месяца или же обособленно - в первое за этим днем воскресенье. В различных местах на данный вопрос смотрели по-разному. В Риме Пасха начала уже приобретать все усиливающуюся радостную тональность, которая требовала особого дня празднования. В Малой Азии же сохранился первоначальный, древнейший взгляд на Пасху, которому вполне отвечала синкретичная дата. Характерно, что азийцы оканчивали пасхальный пост в день, с которого другие христиане, по святителю Иринею, начинали его, то есть в день еврейской Пасхи. Во время святого Епифания Кипрского († 403) существовала одна ветвь четырнадцатидневников (так называли сторонников празднования Пасхи вместе с евреями 14 нисана), которая одним днем - 14 нисана - ограничивала и предпасхальный пост, и самый праздник Пасхи. Логика была такова: когда естественнее всего было почтить смерть Христову постом, как не в день Его смерти, и когда естественнее всего было праздновать Пасху христианскую, как не в день Пасхи ветхозаветной, прообразовавшей ее? После святителя Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон, епископ Сардийский. Ее противниками являлись Аполлинарий, епископ Иерапольский, Климент Александрийский и святитель Ипполит, епископ Римский. В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, на которых кодифицировали римскую практику. А папа Виктор (около 196 года) и вовсе грозил малоазийцам отлучением.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, к-рое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство - письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в к-ром говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7//PL. 20. Col. 559); см.: Cabi é R. La Lettre du pape Innocent Ier a Décentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28-29). О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м прав. I Всел., но что именно имеет Собор в виду - В. п. или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи),- остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е Ап. прав. (S. Salaville), хотя нек-рые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее влияние на оформление периода В. п. в его совр. виде (R.-G. Coquin). Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста К кон. IV - нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный В. п., хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Итак, время наступления Пасхи определяется указанным образом, а время начала пения Триодей тесным образом связано с Пасхой. За семь недель до Пасхи начинается Святый Великий Пост, а еще до три седмицы до этого начинается пение Постной Триоди, т.е. неделя о мытаре и фарисее (за 10 недель до Пасхи). После Пасхи Цветная Триодь поется еще в течение 56 дней – до недели всех святых. Таким образом, период пения обеих Триодей занимает 127 дней. В случае самой ранней Пасхи неделя о мытаре и фарисея наступает еще прежде отдания Богоявления. Самый ранний срок наступления недели мытаря и фарисее – 11 января (ст. ст.), т. е. неделя по Богоявлении совпадает с неделей о мытаре и фарисее. Только еще закончились Святки, и уже начинается Постная Триодь. В чем причина установления СвятойВеликой Четыредесятницы? В том, чтобы предочистить себя постом, покаянием и сугубой молитвой, подготовиться к духовному переживанию святых страстей и Светлого Христого Воскресения. Вообще пост является изначальным установлением Божиим. Заповедь, данная Адаму в раю, была и заповедью поста. Постились и в Ветхом Завете, постился Господь наш Иисус Христос , постились апостолы. Другое дело, что форма предпасхального поста была разной. Есть свидетельства, что иногда предпасхальный пост продолжался не 40 дней, как теперь, а 40 часов, но состоял в полном воздержании от пищи и пития, что весьма сурово. Были и другие формы соблюдения поста. Интересно, что в настоящее время произошла некая аберрация зрения. Если спросить у церковного человека, что такое пост (пищевой), он ответит, что это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи – мясной, молочной, а при строгом посте и рыбной. В древности пост понимали немного иначе: решающее значение придавалось не столько количеству пищи и даже не качеству ее, а частоте вкушения. Постным днем назывался день, когда пищу вкушали единожды в сутки, причем под вечер. Между прочим, отголоски этого имеются в Типиконе: в Рождественский и Крещенский сочельник, если он выпадает в субботний или воскресный день, говорится: «поста несть», однако запрещается вкушение даже рыбы (разрешается только вино и елей). Как это понимать: поста нет, а запрещено даже рыбу вкушать? А вот как: при условии воспадения рождественского или крещенского сочельника с субботой или воскресеньем пищу разрешается вкушать дважды в день, а если он попадает на будни, то пища вкушается только единожды. Тогда-то и говорится, что пост есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

г) Вечерня пасхальная совершается по чину великой вечерни со входом и великим прокимном. В 1-й день Пасхи она имеет следующие особенности: настоятель облачается во все священнические одежды и после входа, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, читает, обратясь к народу, Евангелие, повествующее о сем событии. Вся пасхальная седмица составляет как бы один продолжительный праздничный день, и Богослужение во время ее бывает то же, что и в 1-й день, с немногими исключениями и переменами, а именно: на вечерни не бывает Евангелия, и на утрени при пении канона после каждой песни – ектеньи и каждения; ектеньи бывают только после 3-й, 6-й в 9-й; на литургии читает Евангелие один диакон; прочее же чинопоследование церковных служб остается то же самое, и внешние обряды, сопровождающее его, остаются те же, именно: всякое Богослужение церковное во всю седмицу священник начинает и оканчивает, держа св. крест в руках, как знамя победителя смерти Господа Иисуса Христа; во всю седмицу царские двери и завеса остаются отверстыми в ознаменование того, что воскресшим Господом отверзсто для нас царство небесное; во всю седмицу бывает целодневный церковный звон в знак празднования победы воскресшего Господа над смертью и адом. С 1-го дня Пасхи до субботы, после литургии (в соборных храмах и монастырях) бывает крестный ход вокруг храма с иконами и артосом, т.-е. хлебом, на котором изображается крест или воскресение Христово. Артос напоминает и самого Господа Иисуса Христа, неоднократно после Своего воскресения вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине воскресения Своего, и тот хлеб, который Апостолы, по вознесении Господа на небо, откладывали на своей трапезе в память пребывания Его с ними на земле и во свидетельство всегдашнего невидимого Его присутствия при них. С 1-го же дня Пасхи до отдания праздника полагается на престоле плащаница в воспоминание того, что Господь после воскресения Своего пребывал на земле 40 дней. § 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В древнем иерусалимском богослужении в день А. совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) А. названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей лат. литургической терминологии соответствует визант. отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия (см. Стациональное богослужение ), аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после к-рой было шествие на Сион , где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. (La grande Lectionaire. P. 120) содержит следующие указания о службе А.: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс 9, вместо чтения из ВЗ читается Деян 5. 34-42, апостол - 1 Ин 1. 1-7, евангелие - Ин 1. 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на к-рой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря А. «Славное пришествие» и прокимна из Пс 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин 20. 26-31). В визант. обряде (к-польском богослужении) тема уверения Фомы в службе А. уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба А. во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в К-польской Церкви (а впосл. и во всех правосл. Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день А., как в Иерусалиме в древности, а утром - на литургии. В соборном богослужении К-поля, отраженном в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. P. 108), утреня на А. совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravenc.ru/text/115800.html

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) Антипасха названа «октавой днем] Пасхи» («октава» в позднейшей латинской литургической терминологии соответствует византийскому Отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12:00) совершалась особая процессия, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20:00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деян. 5, 34–42, апостол – 1 Ин. 1, 1–7, евангелие – Ин. 1, 1–17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15:00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи. «Славное пришествие» и прокимна из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин. 20, 26–31). В византийском обряде (константинопольском богослужении) тема уверения Фомы в службе Антипасхи уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба Антипасхи во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в Константинопольской Церкви (а впоследствии и во всех Православных Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день Антипасхи, как в Иерусалиме в древности, а утром – на литургии. В соборном богослужении Константинополя, отраженном в Типиконе Великой церкви X в., утреня на Антипасху совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху).

http://pravoslavie.ru/37420.html

Если 40 дней после смерти выпадают на последнюю неделю перед Пасхой и первое воскресенье после Пасхальной недели. В сам праздник Пасхи панихиды не служат. В Рождество и другие двунадесятые праздники тоже не принято служить панихиду, но, по согласованию со священником, читают литию. 40 дней после смерти — что делать родственникам почившего 40 дней после смерти — важная веха в прощании с Почившим. В этот день заказывают заупокойную службу в Церкви. Собирают поминальный стол. Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь. Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него. Читайте также — О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы Какие молитвы читать до 40 дней после смерти Чин литии (усердной молитвы), совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/40-dnej-posle-smerti/

Есть, однако, основания полагать, что чествование воскресного дня апостолами началось задолго до указанного времени. Итак, в первую Пятидесятницу после Вознесения Господня апостолы и верующие не идут ни в храм на торжественное утреннее жертвоприношение, ни в синагогу, а устраивают свое молитвенное собрание в частном доме ( Деян.2:46 ). Пятидесятница же в тот год приходилась на первый день недели. При этом нужно подчеркнуть еще раз: вначале новый христианский праздник едва ли совсем вытеснил из богослужебной практики верующих субботу. Воскресным днем, по-видимому, и исчерпывался круг праздников апостольской Церкви I века. Без сомнения к рассматриваемому периоду относится первоначальное формирование Великого Поста. И именно в его форме при апостолах праздновалась Пасха – в воспоминание смерти Христовой. При этом положение Поста было неустойчивым: одни оставляли его в самый день еврейской Пасхи, а другие – в следующее за ней воскресенье 1 . II век можно охарактеризовать как неуклонный переход от апостольской свободы и первообразования к твердым литургическим нормам. Прежде всего воскресный день совершенно вытесняет субботу. На это непротиворечиво указывают Варнава, Плиний, Иустин 2 . Причем такая замена оправдывается через Писание Ветхого Завета и воскресному дню усвояется, кроме воспоминания о Воскресении Христовом, аналогичное с субботой знаменование. Безусловным для II столетия является совершенно особое – самостоятельное – почитание годового дня смерти и Воскресения Христова, то есть праздник Пасхи. Обязательного упоминания требует следующее обстоятельство: если ранее Пасха осмыслялась как Пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской Пасхи, то теперь возникла настоятельная необходимость в соединении с ней и радостного воспоминания о Воскресении Христовом. Это, разумеется, с одной стороны, не сообразуется с пощением, а с другой – соответствует исключительно воскресенью, а не какому-либо одному дню недели. Неслучайно, что ко II столетию относится свидетельство (самое достоверное – у св. Иринея) о совершенно обособленном времени Пасхального Поста, который «продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Августин Соколовски : В одном из своих писем святитель Августин Иппонский (354–430) задается вопросом о том, почему, в отличие от Пасхи, дата празднования которой ежегодно изменяется, Рождество Христово празднуется в один и тот же день, 25 декабря. Ответ отца Церкви: Пасха сакраментальна, по сути своей она говорит о переходе от смерти в жизнь, является событием в истории, ускользающим от руки истории, а определение способа ее празднования прерывает линеарность отчета времени, свойственную последней. Рождество же вспоминает рождение Иисуса из Назарета, празднование его исторично, а потому привязано ко всегда определенной постоянной дате календаря . Действительно, в первые три века своего существования Церковь литургически праздновала только Воскресение Христово: еженедельно в первый день недели торжество «Малой Пасхи» и единожды в год – праздник праздников Пасхального Торжества. В IV веке начинает праздноваться Рождество, тогда же, возможно, даже немного ранее,– День Богоявления. В V–VI веках в богослужебный календарь как на Востоке, так и на Западе входит праздник Сретения. Очевидно, что если само событие принесения Иисуса в Иерусалимский Храм, произошедшее согласно Закону на 40-й день от Рождения, является неоспоримой исторической основой празднования Сретения, то само литургическое и символическое оформление праздника представляет собой плод сознательного богословского размышления Церкви, основанного как на данности библейского текста в Евангелии от Луки, так и на опыте жизни и истории предшествовавших установлению праздника столетий. о. Иосиф : История праздника Сретения Господня является примером богословского осмысления событий и ключевых моментов в жизни Спасителя. В «Паломничестве Этерии», первом литературном памятнике, упоминающем о праздновании сорокового дня от Рождества Христова, говорится: «Сороковой день от Епифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь (в Иерусалиме) с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Отсюда можно делать вывод, что церковь Иерусалима праздновала Богоявление в течение 40 дней, что соответствует пасхальному периоду, заканчивающемуся в день Вознесения Господня.

http://bogoslov.ru/article/2441002

Епископ имеет все одежды священника, только риза у него заменяется саккосом, похожим на короткий стихарь. Кроме того, епископ одевает омофор, палицу и митру. Омофор – широкая лента, возлагаемая епископом на плечи поверх саккоса, палица – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за один угол, митра – головное украшение. Палица и митра даются также архимандритам и иногда, как особенная награда, – протоиереям. Важнейшие праздники Богослужение совершается с большей торжественностью в дни воскресные и праздничные. Важнейшие из праздников – Пасха установлен в честь воскресения Господа Иисуса Христа. Он называется в церковных песнопениях праздником праздников и торжеством из торжеств. Пасха празднуется всегда в воскресный день, но в разные числа месяца, – не раньше 22 марта и не позже 25 апреля. Кроме Пасхи, Церковью установлено еще двенадцать великих праздников, называемых двунадесятыми: Рождество Божией Матери – 8 сентября. Введение Ее во храм – 21 ноября. Благовещение Божией Матери – 25 марта. Успение Божией Матери – 15 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января. Преображение Господне – 6 августа. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – в последнее воскресение перед Пасхой. Вознесение Господне – в 40-ой день после Пасхи. Сошествие Святого Духа на апостолов (Троицын день) – в 50-ый день после Пасхи. Воздвижение честного и животворящего креста Господня – 14 сентября 2 К великим праздникам относятся также храмовые праздники. Посты Постами называются дни, когда православным христианам заповедуется не вкушать мясной, молочной, а иногда и рыбной пищи. Посты установлены Православною Церковью для того, чтобы приучить верующих к воздержанию и послушанию. Поэтому постящиеся должны в дни поста не только не вкушать скоромной пищи, но и постную вкушать умеренно, а также с телесным постом соединять духовный, то есть воздерживаться от удовольствий, посвящать возможно больше времени молитве и творить дела милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010