1. О часах Пасхи Устав, напечатанный при патриархе Иосифе в 7-е лето патриаршества его, в главе о Пятидесятнице, на листе 34, также и прочие уставы тех времен, и напечатанные при патриархе Иосифе триоди, все согласно повелевают в первый день Пасхи и во всю светлую седмицу часы петь сице: Христос воскресе, трижды. Воскресение Христово, трижды. Предвариша утро, единожды. Аще и во гроб, единожды. Во гробе плотски, единожды. Слава: Яко живоносец. И ныне: Вышняго освящено. Господи помилуй 10. Но уставы древние – Студийский и Иерусалимский, изложенные в книге Никона Черногорца, глаголемой Тактикон, во главе первой, на листе 1, повелевают часы на Пасхе петь в таком порядке: Вместо Трисвятого, Христос воскресе, трижды. Воскресение Христово видевше, трижды. И паки: Христос воскресе, трижды. Аще и во гроб сниде безсмертен, Господи помилуй, 40. «Тако бо поются часы новыя недели, по уставу Студийскому и Иерусалимскому» (л. 1 на обороте). Итак, уставы времен московских патриархов от уставов Студийского и Иерусалимского различествую тем, что в московских уставах после стиха: Воскресение Христово – Христос воскресе трижды оставлено: а тропари: Предвариша утро, – Во гробе плотски, Слава: Яко живоносец, – и ныне: Вышняго освящено, – все прибавлены. 2. О полунощнице Часословы и уставы московских патриархов полунощницу повседневную пети сице повелевают: По Приидите поклонимся, псалом 50: Помилуй мя Боже, таже 71-я кафизма: Непорочны (Блажени непорочнии); по двух славах, Аллилуиа, по обычаю. По окончании Непорочных, слава и ныне без Аллилуиа. Таже Символ веры . По Трисвятом – тропари: Се жених грядет. Слава: День он страшный помышляющи душе моя, побди. И ныне Богородичен. Господи помилуй 40, и молитва: Иже на всяко время. Честнейшую и молитва: Владыко Боже Отче Вседержителю. – Приидите поклонимся и псалмы – 120-й: Возведох очи мои в горы, и 133-й: Се ныне благословите Господа. Слава и ныне. Трисвятое, и тропари: Помяни Господи, и: Иже глубинами мудрости. Слава: Со святыми покой. И ныне Богородичен. Господи помилуй 12 и молитва: Помяни Господи. И отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

О. Иустин : В коммунистических тюрьмах строго соблюдали религиозные праздники. Они, (начальство) знали наш православный календарь лучше нас, сидящих в тюрьме. Бывали года, когда его скрывали так усиленно, что мы не знали даты Пасхи. На третий день Пасхи 1959 года мы вышли на прогулку ранним утром и заметили остатки красной скорлупы от яиц - охрана съела, и кусочки скорлупы остались на столе. Это было нарушением правил. Они обыскивали до белья даже административных служащих. Все охранники, все полицейские и офицеры, начиная от старших и кончая младшими, обыскивались перед входом в застенок тюрьмы, смена продолжалась 24 часа; и было строго запрещено приносить объекты или предметы или символы религиозных праздников. Но, несмотря на все запреты, я увидел, что охранники ели крашеные яйца и я сказал сам себе " " Это Пасха! " " . Все что я хочу сказать это то, что они соблюдали эти праздники, чтобы изгнать христианскую радость из наших душ, потому что они заметили, что чем больше они оказывают на нас давление, тем сильнее в нас христианский пыл. Они не давали нам даже интеллектуальной пищи; двенадцать лет к нам не попадало даже части книги, ни единой страницы. Мы не имели в течение двенадцати лет ни одного журнала, ни газеты, ни литературной книги, ни одной рукописи или карандаша для письма. Все это было недоступно. Поэтому я хочу рассказать о том, что случилось 30 января 1962 года в день памяти Трех святителей . Туманным утром было холодно. Сырость пронизывала тело. Мы были одеты в арестантские полосатые одежды. Одна куртка и изношенная майка, мы их одевали и в 40 градусов жары и на тридцатиградусном морозе. Мы стояли на переправах в дельте Данубы, на русской границе. Для отопления служила двухсотлитровая металлическая бочка. Топили тростником. Была середина января, стоял жестокий мороз. Мы возвращались совершенно промокшие. Нам выдавали резиновые сапоги по колено, но после 2-3 дней они растрескивались, так как мы ходили среди срезанного тростника и сапоги пробивались. Вода просачивалась в сапоги, пока мы возвращались в поселение. И на следующий день мы должны были одевать на себя те же лохмотья и идти работать.

http://pravoslavie.ru/41810.html

Элиезера, сестра р. Гамалиила, имела в соседстве того (известного) философа, о котором была слава, что он не берет взяток. Искали случая над ним посмеяться. Она принесла ему золотой светильник поставила перед ним и сказала ему; «я бы желала, чтобы мне выдали часть из домашнего имущества». Тот сказал: «так вы поделите его!» Но р. Гамалиил возразил: у нас писано: дочь не наследует там, где есть сын». Философ ответил: «с того дня, как вы изгнаны из вашей земли, закон Моисеев отменен, а дано «авон гильон» (слово евангелие «благовестие» изменено в «авон- гильон» – «свиток греха»), в котором написано: «сын и дочь наследуют вместе». На следующий день рабби привёл ему какого-то ливийского осла. Философ сказал ему: я обратил внимание на конец «авон-гильон» где написано: «Я, авон-гильон», пришёл не отвратить от закона Моисеева, но пришёл прибавить к закону Моисееву. А в законе написано: «где есть сын, там наследует дочь», Тогда (Имма) сказала ему: «да сияет свет твой, как светильник!» А р. Гамалиил сказал: «пришёл осел и опрокинул светильник». Что касается кончины Христа Спасителя, то относительно этого иерусалимская и вавилонская гемары говорят неодинаково. В иерусалимской гемаре (Сангедрин 2 5: с – d) говорится, что Он был побить камнями, а в вавилонской (Сангедрин f. 43: а), что Он был повешен в вечер пасхи, прежде чего герольд в течении 40 дней ходил пред Ним и приглашал всякого, знающего что-либо из заслуг Иисуса, объявить об этом, но не нашли у Него заслуг и повесили Его в вечер пасхи. Душа Его, по представлению талмуда, находится в одном месте с душой императора Тита и прорицателя Валаама (Гиттин, 56: b – 57: а). В талмуде упоминается также о том, что Иисус Назорей оставил после Себя учеников, из которых в Сангедрин 43: а упоминаются пятеро: Маттай (Матфей), Некай (Никодим), Нецер (Назорей, общее имя палестинских христиан, ср. Деян, ап. 24: 5), Бонай (боане-ргеш сыны Громовы) и Тоди (Фадей), а в Абода Зара, 27: b (ср, иерус. Шаббат, 14: d) упоминается – Иаков, который лечил болезни именем Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

    2:3. Бог осенял Своей славой каждую скинию, в которой Он пребывал до вавилонского плена (Исх. 40:34,35; 3 Цар. 8:10,11). Но огонь был также символом неминуемого Божьего суда в день гнева, и поэтому мог служить знамением грядущего (Ис. 66:15; ср. коммент. к Лк. 3:16). (Другие исследователи сопоставляют эти огненные языки с огнем, объявшим Синай, когда Бог даровал закон [Исх. 19:18], или с огнем, очищающим металлы.)     2:4. Некоторые исследователи приводят в качестве доказательства говорения на других языках примеры несвязной речи в других культурах, но эти параллели из греко-римской древности выглядят неубедительными. Лука представляет эту речь не как бессвязное бормотание, а как проповедь на языках,которых апостолы не знали, и ссылается на «ветхозаветное обоснование дара «пророчества (см. коммент. ко 2:16—18).     2:5—13 Народы на празднике Пятидесятницы    Наиболее правдоподобно, что смятение, описанное здесь Лукой, охватило народ во дворах храма. Если ученики все еще были в «горнице» (1:13; что небесспорно), то, вероятно, дом, где они собрались, стоял неподалеку от храма; самые просторные верхние помещения имелись только в домах, расположенных в Верхнем городе Иерусалима, близ храма.     2:5. Евреи со всех концов Римской империи и Парфянского царства приходили в Иерусалим на три главных праздника (кущей, Пасхи и Пятидесятницы). Поскольку праздник Пятидесятницы наступал только через пятьдесят дней после Пасхи, некоторые паломники, редко посещавшие Иерусалим, могли находиться там между этими двумя праздниками. Несмотря на меньшую, по сравнению с другими двумя праздниками,популярность Пятидесятницы, по свидетельству «Иосифа Флавия, Иерусалим был наводнен в эти дни паломниками.     2:6—8. Иудеи из Парфии, вероятно, знали «арамейский язык, а евреи по всей Римской империи — греческий. Но многие из них, вероятно, были знакомы и с языками, на которых говорило местное население их городов. (Даже в Палестине большинство иудеев были по необходимости двуязычными, как и ныне многие в разных странах мира.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, для России характерно то, что она – одна из последних стран, вошедших в эту пандемию. Это раз. Пока уровень заболевания не так критичен, как в других странах. Это два. На сегодняшний день нет и такой высокой смертности, как, скажем, в Италии, в Соединенных Штатах Америки. Это три. – А какой возможен все-таки прогноз? – Я уже сказал, что мы на пике, а выйдем ли мы на плато или пойдем вниз, – это как раз предстоящие Великая седмица и после – Светлая седмица за Пасхой прояснят. У меня есть такое чувство, что после Пасхи у нас пандемия пойдет на убыль. Нулевой пациент – Могли бы вы привести какие-то примеры из своей практики общения с заразившимися коронавирусом, лечения их? Что-то в назидание другим? – В истории с коронавирусом, которую мы с вами рассматриваем, всегда есть вопрос т.н. «нулевого пациента». Что такое нулевой пациент? В Китае, например, доктор Ли Вэньлян первым выявил послуживший причиной всей этой вспышки вирус и забил тревогу. К сожалению, сам доктор Ли заразился и умер. У нас в России таким нулевым пациентом явился молодой мужчина 40 с лишним лет. Прилетел он из Милана. Сейчас уже можно назвать его фамилию – Субботин. Диагностировали у него коронавирус очень быстро. Мы с главврачом специализированной больницы в Коммунарке Денисом Николаевичем Проценко и ставили ему этот диагноз, мы же назначили лечение. Очень рано увидели те осложнения, которые появлялись. Он первый, кто выздоровел от коронавируса в России. К сожалению, заболели его отец, мама – члены его семьи, с кем он контактировал. На примере этого первого пациента, чье заражение было выявлено 27 февраля, я хотел бы показать, насколько важны своевременная диагностика и лечение, чтобы болезнь не приобрела фатального характера и не стала причиной смерти человека. – А его родители как себя чувствуют? – Отец находился на искусственной вентиляции легких, мама нет. Это пожилые люди. Конечно, болезнь у них протекает тяжелее. Когда надо непременно обращаться к врачам? – Объясните, пожалуйста, как не упустить момент, когда надо обращаться к врачам?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   Священник может преподавать причастие и своей жене, равно как, если не будет близко другого священника, может давать ей всякие молитвы, хотя по всей земле Греческой священники своим женам молитв не дают.    Новокрещенному дитяти давать причастие, хотя бы оно не было приносимо ни на вечерню, ни на заутреню, а приносилось прямо на литургию в продолжение осьми дней. Только мать или кормилица дитяти должна в таком случае не вкушать пищи до обеда и за обедом не есть ни мяса, ни молока в течение этих осьми дней.    Давать причастие и матери новокрещенного, если она не состоит под епитимиею и уже очистилась после родов.    В день Пасхи можно давать причастие и холостым людям, если они сохранили себя в чистоте во все Великое говение.    Детей, которые в день Пасхи не могут дождаться литургии без принятия пищи, можно приобщать после заутрени, оставив для того Святые Дары от субботней литургии.    Если кто, дитя или взрослый, постучит на Пасху яйцом себе в зубы прежде литургии, не лишай за это причастия, но стучать много раз взрослым возбраняй.    Можно ли приобщать человека, у которого идет гной из уст? Весьма можно: не тот смрад отлучает от святыни, что идет из уст, но смрад греховный.    Если человек, пребывающий в нераскаянности, разболится насмерть и покается пред тобою искренно, то, хотя бы он был весьма грешен, дай ему причастие.    К больному идти с запасными Дарами без риз и, отпев что положено, дать ему причастие.    Как приобщать больных и что петь, если придется поспешить? Сначала: “Благословен Бог наш”, потом: “Трисвятое”, “Отче наш”, “Верую во единаго Бога...”, далее: “Вечери Твоея тайныя”, “Слава”, “Царю Небесный”, “Богородице”, “Господи помилуй” 40 раз и молитвы ко причащению. После того преподай Святые Дары и немного водицы.    Когда хочешь преподать больному Святые Дары, положи часть в потир, влей вина и так дай. А воды к вину при этом не примешивать.    Если священник предоставит другому священнику причастить своего духовного сына, а между тем известна будет вина его, по которой нельзя будет ему причащаться, дать ли такому причастие? Когда не узнаешь вины, дай, а когда узнаешь – не давай.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

336 В Типиконе (послед. 30 января и 24 февраля, аще случится в понедельник сырной седмицы) сказано, что «на эти праздники в неделю вечера поем: «Блажен муж», 1-й антифон. В прочие же дни седмицы сырные глаголется кафизма рядовая». Но сказанное здесь о кафизме рядовой относится только к вечерне на вторник и четверток; ибо указанные праздники не празднуются в среду и пяток сырные, а переносятся на вторник или четверток (Тип., там же). На субботу же, если в оную случатся эти праздники, поется: «Блажен муж» (Тип., 24 февр., аще в субботу сырную). 337 На 13-е сентября и на день Преполовения хотя положены великия вечерни, но на них назначены обычные кафизмы, а не 1-й антифон 1-й кафизмы. 338 В последовании на 14-е сентября сказано: «На велицей вечерни в субботу поем «Блажен муж», кафизму всю; аще в неделю вечера: «Блажен муж», 1-й антифон; аще в ин день, стихология, не бывает, но по обычном псалме поем: «Господи, воззвах». 339 В последовании на 8-е сентября сказано, что «кафизма не глаголется на вечерни (в воскресение), труда ради бденного, сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдение». И в последовании 15-го сентября сказано, что в день Воздвижения в «вечер кафизмы не глаголем, труда ради бденнаго». Впрочем, так бывает, кроме субботы; ибо хотя и было бы бдение на субботу, в субботу на воскресение неотменно бывает 1-я кафизма (см. выше). В Типиконе, в последовании 16 августа, аще в неделю, «после» бдения на субботу (на праздник Успения) положена кафизма. 340 Об ектениях вообще следует заметить, что они положены на более торжественных службах, каковы: вечерня, утреня, литургия (а не на повечерии, полунощнице, часах), и на этих службах они бывают чаще в дни праздничные, например, на утрени в праздники есть ектении между кафизмами, а в дни непраздничные их не бывает. В дни же поста и некоторые из положенных на вседневной вечерне и утрени ектений опускаются и заменяются чтением «Господи, помилуй», 40 раз (например, в конце утрени). 341 Или: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати» (Тип., гл. 2: Служебн., литург. прежд. Даров). Возгласы после малых ектений в великую субботу на утрени при «Непорочны», и на утрени в день Пасхи, находятся в Триодях или в особых изданиях этих служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Период I-III веков    Первое место среди праздников этого времени занимают, бесспорно, два: Пасха и Пятидесятница. Это — самые ранние из всех христианских праздников. Пасха совершенно естественно соединялась с воспоминанием о воскресении Господа. О Пасхе говорится в I Кор. 5:7-8. Это скорбно-радостное событие. О Пасхе говорит Тертуллиан, различая «пасху распятия» и «пасху воскресения». Есть основание предполагать, на основании свидетельств Тертуллиана, Оригена и канонов Ипполита, о существовании предпасхального поста, срок которого установить, может быть, и не легко. Факт пасхальных споров указывает на неединообразие в вопросе о времени праздника. Традиции отдельных церквей вносили свои особенности: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, зависящим от луны; по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана, откуда наименование этого течения «квадродециманами».    Пятидесятница имела, конечно, свои ветхозаветные воспоминания, связываясь с иудейским праздником. О Пятидесятнице говорится в новозаветных книгах. Тертуллиан говорит об этом празднике, причем это слово имеет у него двойное значение: и самого дня праздника, и всего пятидесятидневного периода после Пасхи. Вот его первое свидетельство: «...языческие праздники только один раз в год совершаются, а у тебя воскресение возобновляется каждые семь дней; собери все языческие праздники... и они не в состоянии наполнить Пятидесятницу». Отсюда Пятидесятница — период времени 50 дней после Пасхи. А в другом месте он говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем крещение (оглашенного), почему она есть промежуток времени гораздо больший, чем время подготовления к крещению (т.е. 40 дней). В этот промежуток времени воскресение Господа многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Св. Духа... Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный, и назначен для крещения оглашенных». Следовательно, здесь говорится о самом дне Пятидесятницы. Вероятно, уже в этом периоде установился обычай не преклонять колен в течение 50-тидневного периода. Судя по Апостольским Постановлениям (V кн.), существует обычай не работать в эти праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Письмо к императору Траяну – Epistolarum Plinii Iun. lib. X, 96 Когда приводили ко мне обвиняемых в христианстве, я поступал так: спрашивал их самих, действительно ли они христиане? Сознающихся спрашивал в другой и третий раз, угрожая наказанием... По их словам, всё преступление или заблуждение их состояло в следующем: в определенный день перед рассветом обыкновенно собирались они, пели попеременно между собой гимн Христу, как бы Богу, и обязывали себя таинством – не на злодеяние какое-либо, но чтобы не воровать, не отнимать чужого силой, не обманывать, не утаивать залогов. По совершении этого, говорили они, все расходились и собирались снова – для вкушения пищи, обыкновенной, впрочем, и невинной, но это последнее перестали делать вследствие моего эдикта, которым я, по твоему повелению, запретил тайные собрания (hetaerias). После такого показания я счел тем более необходимым допросить под пытками двух служанок, которые звались диакониссами, обо всей правде, но ничего не нашел, кроме суеверия грубого и безмерного, и посему решился обратиться к тебе. 18 Греческий текст этого рассказа сохранился в Philosophum. VI, 40, edit. Cruice, 1860, и у св. Епифания – Contra Haeres. h. XXXIV, n. 1. 22 Пенула надевалась в дорогу в дождливую или холодную погоду поверх обыкновенной одежды, по употреблению, нечто вроде наших свит или пальто. 24 То есть в день Пасхи, Креста или в Великую Пятницу, пост которой, в то время единственно обязательный для всех, переносился и на Великую Субботу (ср.: Евсевий. Церковная история. Кн. V, гл. 24, по русскому переводу с. 283). Прекращение целования в продолжение этого поста не противоречит нисколько выше сказанному Тертуллианом : бывает ли жертвоприношение, после которого мы расходились бы без целования, потому что во всё это время литургии не совершалось, как не совершается и теперь, хотя церковные службы, очевидно, были, как и теперь полагаются Уставом. Что же касается других постных дней во времена Тертуллиана , то в книге о постах он говорит, что и кроме Пасхи или вообще тех дней, когда отъят был Жених, православные держали посты, но не по предписанию заповеди или по повелению власти (imperio), разумеется, церковной, а только еще по произволу (ex arbitrio, – см. гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Затем произносятся сугубая и просительная ектения. После возгласа: «Твое бо есть, еже миловати...» диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...», после чего вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Настоятель с Крестом в руках, но без трисвечника совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».    После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе!». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе!». Хор поет тропарь Пасхи (трижды), затем – «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» и обычное многолетие. Пасхальные часы    Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу: 1-й час – после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней.    1-й час начинается сразу после утрени. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро яже о Марии...», кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...», тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший...», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...» «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую…», " Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» (святые на отпусте не поминаются во всю седмицу).    Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы, причем 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», а 6-й и 9-й часы заканчиваются отпустом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010