Из этого предварительного подобия выводится еще увещание, когда говорится: и вы убо будите готовы: яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет. Ибо, по неведению хозяина, вор подкапывает дом, потому что когда дух засыпает на страже себя самого, тогда непредвидимая смерть, приходя, врывается в жилище нашей плоти и убивает того хозяина, которого застает спящим, потому что когда дух не предвидит будущего вреда, тогда смерть похищает его, неведущего, к наказанию. Но он воспротивился бы вору, если бы бодрствовал, потому что, опасаясь пришествия Судии, Который сокровенно похищает душу, он встретил бы Его покаянием, дабы не погибнуть в нераскаянности. 6. Последний же час Господь наш благоволил сокрыть от нас для того, чтобы мы всегда могли ожидать его, так что, когда мы не можем предвидеть его, тогда обязываемся неопустительно быть готовыми к нему. — Затем, братия мои, устремите очи ума вашего на условие смертности, приготовляйте самих себя грядущему Судии ежедневным плачем и рыданием. И когда верная смерть угрожает всем, то не думайте о неопределенном провидении о временной жизни. Да не отягчает вас забота о земных вещах. Ибо плоть, какими бы ни украшалась громадами злата и серебра, в какие бы ни одевалась драгоценные одежды, — что другое, как плоть? Итак, не обращайте внимания на то, что вы имеете, но на то, что вы есть. Хотите ли слышать, что вы есть? Это показывает Пророк, говоря: всяка плоть сено (Ис.40:6). Ибо, если народ не сено, то где те, которые вместе с нами за год перед этим праздновали день страдания блаженного Феликса, празднуемый и сегодня нами? — О, сколько и что они думали предусмотрительного о настоящей жизни, но при наступлении часа смерти, вдруг застигнуты в том, чего не хотели предвидеть, и вместе потеряли все временное, за собрание которого, по–видимому, как бы постоянно держались! Итак, если, отживши свой век, множество рода человеческого через рождение зеленело во плоти, а через смерть посохло в прахе, то оно именно было сено. Поскольку же часы бегут минутами своими, то, возлюбленнейшая братия, делайте то, чтобы они содержались на мзде доброй деятельности. Слушайте, что говорит Премудрый Соломон: вся, елика аще обрящет рука твоя сотворити, якоже сила твоя, сотвори: зане несть сотворение и помышление и разум, и мудрость во аде, аможе ты идеши тамо (Еккл.9:10). Поскольку же мы и времени грядущей смерти не знаем, и после смерти действовать не можем, то остается нам прежде смерти пользоваться благоприятными временами. Ибо таким образом самая смерть, когда приидет, будет побеждена, если прежде пришествия ее, мы всегда будем страшиться ее. Беседа XIV, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра во второй воскресный день после Пасхи. Чтение Св. Евангелия: Ин.10:11–16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Смерть Ночь музеев для неравнодушных Иногда подходили и спрашивали: кто такие хоспИсы? Когда мы рассказывали, что это - больницы для неизлечимо больных, детей и взрослых, многие тяжко вздыхали и говорили: «Это ужасно! Просто ужасно!» Кто-то сомневался, что средства попадут больным, кто-то просто хихикал. И, конечно же, уходили. Но больше всего нас поразила группа товарищей, которые проронили, проходя мимо нас: «Хоспис вон какой-то. Спонсор что ли?» Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила Владыка на хорошем уровне знал около 30 языков, изучал древние языки, практически владел основными современными европейскими, классическими и многими восточными. Кроме того, новопреставленный обладал высоким поэтическим даром, хорошо известны его переводы древнегреческих басен на русский язык и басен Крылова на английский язык. С другой стороны, он не был исключительно кабинетным интеллектуалом. Так, например, в молодости он серьезно увлекался парусным спортом. Время пошло Она выше мужа чуть ли не на полголовы, да и остальными формами покрупнее будет. Он (жена его называет «Дусик», причём именно называет, к нему не обращаясь, и постоянно говоря о муже в третьем лице) постоянно молчит, зато она не говорит не умолкая. – Мы с Дусиком решили повенчаться, - смотрит в сторону супруга, тот обречённо вздыхает и соглашается: «Угу». Радоница — день особого поминовения усопших Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Время потерь Пришло письмо из Алтайского края от нашего читателя, которому за 40. У него началось время потерь, умирают близкие. Как пережить, выдержать все это? – спрашивает он. Школа радости

http://pravmir.ru/tag/smert/page/51/

В документе относительно другой керженской «учительницы» старицы Феодоры, в белицах Феклы, имелось показание ее самой. Родом из Романова, она пришла на Керженец около 1678 года и приняв в Онуфриевомъ скиту постриг от попа Досифея, сначала отдана была «в подначальство» старице Марфе, своей родной матери, а потом и сама сделалась «начальной», имея в своем управлении стариц до 30. Досифей наделил Феодору «агнцем» своего «действа» и она причащала им не только стариц ей подчиненных, но и других раскольников, как женского пола, так и мужского, после предварительной их исповеди у нее же. «По обретающимся при ней книгам со своими келейницами отправляла она утреню, вечерню, часы и молебное пеше, также и погребение с псалмодейством и прочим образом совершала». У Феодоры была найдена, при поимке на Почене, просфора, которую она называла «соловецкою». Вероятно тоже происхождение приписывала своим просфорам, и «мать» Дорофея, жившая там же на Керженце, одну из коих в 1722 году в первый день Пасхи она прислала с некой Ефросиньей Степановой крестьянину Ивану Матвееву, долго укрывавшему свое «расколство» в Москве, а потом перекочевавшему на Керженец в Семенов починок 39 . В 1730 году в Синод поступило доношение судьи Новгородского архиерейского Разряда архимандрита Андроника о потаенных раскольниках в Каргопольском уезде – и в доношении сообщалось, что на земле Ангорского пояса живут раскольники Данилова толка, числом до 45 человек, и что «старая дева Ирина, грамоте умеющая, у них, в построенной для того часовне, все службы отправляет». В 1731 году 29 ноября Синодом было слушано доношение тобольского митрополита Антония, в котором, между прочим, было сказано, что «на Нижне-Тагильском заводе в своих домах живут старцы и старицы пришлые, а называются керженцы», и что «между ними обретается девка керженка Анфиса Аврамова, называемая наставницею и учительницею» 40 . Начатыми въ 1738 году допросами в Синоде и в Тайной Канцелярии колодника Ивана Круглого, долго жившего в Выговской пустыне, между прочим установлено, что в безпоповщинском Поморье на ряду с мужским Выгозерским существует, обширное женское общежительство Лексинское, находящееся в 20 верстах от первого, и что оно иметь свою образцовую организацию, поддерживаемую самими же его насельницами 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Если остатки от жертвы мира не были все съедены в течении трех дней, то на третий сжигались на огне ( Лев.7:17,8:32 ); то же самое определение было сделано и относительно пасхального агнца, оставшееся от него после пасхальной вечери сжигалось на другой день. Но и это мнение, что пасхальная жертва принадлежит к разряду жертв мирных Кейль считает односторонним, так как идея жертвы мира исключает очищающее от греха значение, которое соединялось с пасхальным агнцем 33 . Более справедливый взгляд высказывает Гарнак. По мнению последнего пасхальная жертва совмещала в себе значение двух жертв: жертвы греха и жертвы мира. К жертве греха ее нужно причислить потому, что кровь пасхального агнца имела очищающую силу, к жертве мира потому, что мясо агнца предлагаемо было на трапезу 34 . Таким образом, она изображала с одной стороны умилостивление, а с другой спасительное общение с Богом 35 . Это мнение находит для себя подтверждение и в учении отцов церкви. Так, например, Кирилл Александрийский говорит; „от агнец и козлищ приимите, сказано. Агнец по закону почитается, как чистая и непорочная жертва, а козлы всегда приносятся на жертвенник за грехи. Это же ты найдешь и во Христе; потому что Он был Сам и как непорочная жертва, принесши Себя в воню благоухания Богу и Отцу ( Еф.5:2 ) и как козел, за грехи наши закалаемый”. 36 Второю главною частью в пасхальном торжестве была вечеря. С понятием трапезы вообще связывается представление общения и дружбы между участниками в трапезе и ее учредителями. To же самое и в пасхальной жертвенной трапезе: она символизировала общее единение участников трапезы, как между собою, так и с ее учредителем – Богом 39 . На такое значение пасхальной вечери очень ясно указывают условия, при которых должно было вкушать агнца. Требовалось, чтобы агнец был изжарен в целом виде. Таким способом приготовления устранялось всякое разложение мяса и смешение его с чуждым ему веществом, так что мясо и после своего приготовления продолжало оставаться тем же чистым, беспримесным мясом агнца, каким оно было и до приготовления 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/drevne...

б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон); в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч. Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам, так что, по выражению одного собственного их учёного, для Иудеев вера не существует, а существует только закон, т. е. обрядовый  (см. предыдущее примечание). Но надобно ещё прибавить, как странен, мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний ( Исх. 20:40 ), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)» На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху ( Исх. 12:20 ) измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещённых яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двухсот; если даже определение касательно способа обрезывания ногтей... На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козлёнка в молоке его матери ( Исх. 23:19 ; Втор. 14:21 ), талмудисты запретили:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Так для 1892 г.: круг золотое число=9+3=12; новолуние=(30–12)=18, полнолуние (18+15)=33 марта или (33–31) 2 апреля. День недели находится, как указано выше. Вруцелетие для 1892 г. Г; с 1 марта до 2 апреля прошло 33 дня; поэтому ему будет соответствовать или буква которая упадёт на четверг. Пасха будет в ближайшее воскресенье или чрез 3 дня, т. е. 5 апреля 1 . Определив все основания за 19-летний период, мы найдём, что Пасха может быть только в границах между 22 марта и 25 апреля, т. е. в один из 35 дней между ними. Каждый из них обозначается буквами славянского алфавита по порядку ( А=1, (зело)=8, З=9, (от)=24, =34, (Юс малый)=35), называемыми «ключевыми» или «ключами границ»; они указывают, на сколько дней данная Пасха удалена от 21 марта. Так, сей год 2 она отстоит на (31+5=36–21)=15 дней, и ключевой буквой для него будет Н (наш). По этим ключевым буквам отыскиваются все праздники и посты следующим образом: 1) Преполовение равняется ключевой букве + 14 апреля, т. е. Н или 15+14 апр.=29 апреля; 2) Вознесение Н+29 апр.=44–30=14 мая; 3) Троицын день Н+9 мая=24 мая; 4) мясопуст или заговенье пред Петровым постом Н+16 мая=31 мая (следующий пост с 1 июня); 5) Великий пост : в простом году ключ +24 января и в високосе ключ +25 января (для 1892 г.: 15+25 января)=мясопуст (40–31–9 февраля), а чрез 7 дней будет сыропуст или полное заговенье (для 1892 г.: 9 февр.+7=16 февраля); 6) Продолжение мясоястия в простом году равняется ключевой букве +31 и в високосном равно ключевой букве 32; для 1892 г. имеем 15+32=47 или 6 недель и пять дней. К сказанному следует прибавить пояснение двух терминов. Индиктом называется пятнадцатилетний период, почему, сложив данный год с 5508 от сотворения мира и разделив на 15, получим число прошедших индиктов и в остатке – год нового индикта. Для 1892 г.: (остаток 5), т. е. этот год 5-й в 494 индикте. Для краткости индиктами называют самые остатки (для 1892 г. будет индикт 5-й или Д). Его отличают от «индиктиона» или «великого пасхального круга», обнимающего 532 г. (19-летний круг луны, помноженный на 28-летний круг солнца), после которого числа Пасхи и подвижные праздники возвращаются к прежнему порядку. Если такой индиктион есть, стоит только найти положение данного года в нём, и тогда соответствующая таблица укажет все нужные праздники. 1892 год будет 484-м в 14-м индиктионе в остатке).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На втором и третьем поднимающихся составах – по восемь зачехлённых длинноствольных орудий, лафеты отдельно. На удлинённом четвёртом – порядка батальона румынских горных стрелков, лёгкие 50-милиметровые миномёты с боезапасом, две горные пушки. Похоже, 105-милиметровые LG 40. «Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному». В анкетах девичья фамилия мамы – Сидова, а в записях со слов – Седова. Это к чему? К тому, что по окончанию школы, если кто происхождением не пролетарий, тому придётся таковым стать. Для того чтобы поступить в институт, папино профессорство только помеха, и Дмитрию пришлось проработать пару лет на заводе «Металлист», сделав карьеру от ученика до слесаря-наладчика зуборезных станков третьего разряда. Почему «Металлист»? А самое идейное предприятие, вошедшее в историю Томска тем, что когда оно ещё называлось «Машинострой», то в преддверии Пасхи двадцать девятого года на общем собрании трудящихся приняло решение: Пасху и Рождество не праздновать, и вообще, с религиозно знакового воскресения перенести выходной на среду – день свершения Октябрьской революции. Так что после получения двух-трёхгодичного рабочего стажа на этом предприятии, поступай хоть в Москве . Но родители умолили остаться: папа да что-то тут значит, в университете любой факультет на выбор! А в столице абитуриентов из своих сыновей достаточно. Дмитрий решил ни вашим ни нашим: в Томский индустриально-педагогический институт, который только что выпочковался из университета. На электромеханику. Однако выдача диплома, свидетельствующего о высшем образовании, из-за того, что студента Благословского Дмитрия Васильевича задержали при попытке покинуть окружённый милицией частный дом, в котором отмечали Пасху тысяча девятьсот тридцать седьмого года, в том числе и подозреваемые в антисоветской деятельности, стала невозможной. Мало того, в ходе дознания выяснилось, что сын профессора как-то проучился полный курс и почти стал советским преподавателем, неоднократно отказываясь вступить в комсомол по религиозным убеждениям.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/13/...

Чтение псалтири в храмах отлагается во всю неделю Пасхи; но так как псалтирь употребляема была, с первых времен христианства, не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, так как, далее, и Апостольские постановления, указывая на то, как должно проводить христианам по кончине умерших 3-й, 9-й, 40-й и годичный дни, между прочим, говорят о 3-м дне по кончине умершего, что этот день должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мёртвых, – то следует отсюда заключить, что нет надобности отлагать чтение псалтири над умершими и в светлые дни св. Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже «Славы» (Св. ук. и зам.). В Полтавской епархии почти не было обычая читать псалтирь над умершими, а существовал, напротив, неправильный обычай читать над почётными мирянами Евангелие, каковое чтение положено только над архиереями и священниками. В исправление этой неправильности епархиальным начальством были приняты следующие меры: 1) воспрещено диаконам читать Евангелие над умершими; 2) священники обязаны внушать прихожанам, чтобы они приглашали грамотных людей, которых теперь довольно, читать над умершими псалтирь, и разъяснять, какое утешение доставит скорбящим родным чтение свящ. псалмов, а приходящих посетителей расположить помолиться об усопшем; 3) большее благоговение и благоприличие при чтении соблюдают девицы, посему о.о. законоучителям разных училищ предложено познакомить их с порядком чтения псалтири, именно – чтобы по каждой статье кафизмы на «Славе» читали молитву: «Помяни Господи Боже наш», положенную в конце последования по исходе души (см. в конце Следов. Псалтири и в Малой Псалтири), воспоминая, где следует, имя усопшего, а по окончании кафизмы – «Трисвятое», «Отче наш», тропари и положенную на каждой кафизме молитву (см. их в Псалтири после кафизм), начиная затем новую кафизму словами: «Приидите поклонимся» и проч. 1072 (Полт. Е.В. 1891, 17–18). – Возможны случаи употребления при чтении псалтири по умершим молитв, неизвестного происхождения, усвоенных чтецами понаслышке, в искажённом виде, и вообще не находящихся в Богослужебных книгах (см. Рук. д.с.п. 1866, 30); понятное дело, священник обязан воспретить употребление подобного рода молитв. Панихиды и заупокойные литии

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иисус говорил, что Утешитель будет послан «во имя Мое» ( Ин.14:26 ). Вряд ли хоть один мусульманин поверит, что Мухаммед был послан Иисусом или во имя Иисуса. Иисус указал, что грядущий Утешитель «не от Себя говорить будет» ( Ин.16:13 ). Однако Мухаммед постоянно свидетельствует о самом себе (см. например, Коран, сура 33:40). Утешитель «прославит» Иисуса ( Ин.16:14 ), однако учение ислама гласит, что Мухаммед превосходит Иисуса. Мухаммед не стал бы прославлять Иисуса, Которого считал предшествующим и, соответственно, меньшим пророком. И наконец, Иисус утверждал, что Утешитель придет «через несколько дней после сего» ( Деян.1:5 ), а не через сотни лет. Святой Дух сошел на апостолов на пятидесятый день после Пасхи, в день Пятидесятницы ( Деян.1—2 ). Использование Библии мусульманами Внимательное чтение всех упомянутых текстов с учетом их литературной композиции показывает, что они вырваны из надлежащего контекста теми мусульманскими апологетами, которые стараются найти в иудейско-христианском Писании хоть что-нибудь, чем можно обосновать превосходство ислама. Мусульманские ученые жалуются, когда христиане пытаются толковать Коран в пользу христианства. Однако они сами виновны в том, в чем обвиняют других. Писание зачастую используется мусульманами произвольно и без текстуальных обоснований. Хотя апологеты ислама с готовностью указывают, что текст Писания был искажен, они тем не менее, когда находят текст, который считают удобным для пропаганды своей точки зрения, никаких сомнений в его аутентичности уже не испытывают. Вопрос о том, какие библейские тексты являются аутентичными, они решают по произволу и тенденциозно. Заключение Ни один стих Библии не предсказывает пришествие Мухаммеда. Попытки мусульманских апологетов обнаружить такие предсказания сводятся к насильственной интерпретации цитат в явном противоречии с контекстом. И напротив, ветхозаветные пророки в подробностях предсказали пришествие Христа. Христос, а не Мухаммед, был засвидетельствован как Посланник Божий. И воистину, ибо Христос был единородным Сыном Божиим. Библиография

http://azbyka.ru/muhammed-predpolagaemye...

Все они рыбны и от устья до вершины испещерены серыми камнями (по берегам) и черным лесом. На них растет: кедр, пихта, береза, осина, тополь, желтый, белый, красный и черный тал. Около устья реки растут сосна, черемуха, рябина, калина, малина, черная и красная смородина, акация, пищальник (бузина), собачья ягода, серый тал, оскорь, алагак (пестрая курица), ель, тая (трость), таваложник, сёоскос, теновник, боярка, жимолость. Теперь скажу о животных по шерстям их. Более всех водится: бурундук, белка, колонок, горностай, сурок, землеройка, водяная крыса, три рода мышей, водяная мышь, хорек (хомяк), лисица, заяц, дикая коза (антилопа), марал, рысь, медведь, белый олень, лось, соболь, пищуга (сеностав), рассомаха. Перчислю и рыб: таймень, щука, кускуч, налим, хайрюз, балбак-баш, урюп, тилмай. В Инырге мы прожили три дня, потом спустились к устью Копши и там ночевали. На следующий день, переправившись через Бию, приехали в Кебезень и там ночевали. Там было три двора русских и два дома новокрещенных. По речкам, вытекающим их горы, с восточной стороны от Кебезеня, кочует Тиргешское (Кергешское) племя. Эти Тиргешские инородцы народ честный – воровства у них нет. Здесь в Кебезени мы прожили до весны. После праздника Пасхи я отправился искать диких пчел; нашел 9 колодок; эти 9 колодок дали 11 роев, а всего в этом году стало 20 колодок. После этого, проживши до Ильина дня, мы отправились на Телецкое озеро для рыбной ловли. там мы около месяца ловили сельдей: всего поймали около 40 пудов. Обитающие здесь Тиргешцы каждый день по ночам неводят рыбу. Их невода в длину имеют не больше 10 сажен, и такими короткими неводами они добывали рыбы больше нашего, а у нас невод был в 50 сажен. Это потому, что они, когда неводят, то одни из них веревки, которыми привязан невод, тащат по дну, придавливая их ногами, а другие, стоя в лодках, двигаются на шестах. От этого их невод захватывает рыбы более, чем наш; мы однажды вытащим закинутый невод, они в это время успеют закинуть трижды; вследствие этого и улов у них был удачнее.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pamjatnoe-za...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010