14 дек. 1895 г. Б. был избран, а 22 янв. 1896 г. утвержден ординарным профессором; с 24 янв. 1897 г. он заслуженный ординарный профессор КазДА, с 13 нояб. того же года член Казанского духовно-цензурного комитета. Временно преподавал на вакантной кафедре Свящ. Писания ВЗ (сент. 1875 - март 1876 ; дек. 1877 - апр. 1879), участвовал в разработке «Проекта соображений об изменениях в программе и методе преподавания Св. Писания в духовных семинариях» («Протоколы … за 1896 г.» Каз., 1897. С. 207-212). С 23 окт. 1908 г. сверхштатный профессор. После введения академического устава 1910 г. должен был покинуть академию по возрастному ограничению, но по ходатайству Совета КазДА был оставлен на 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ с 31 июля 1910 по 16 авг. 1911 г. сверхштатным заслуженным ординарным профессором. Указом Святейшего Синода от 10 нояб. 1911 г. ему предоставлено право читать лекции в качестве сверхштатного профессора, после окончания 1913/14 уч. г. он был вынужден по болезни оставить преподавательскую деятельность. Являлся почетным членом КДА (1914) и Петроградской ДА (1915). В 1907-1915 гг. под рук. Юнгерова Б. принимал активное участие в труде по переводу ВЗ на рус. язык с LXX. С 1897 г. он неоднократно указывал на преимущество LXX в сравнении с МТ, где текст в большинстве мессианских мест поврежден. Из-за этого, по мнению Б., Синодальный перевод, сделанный с МТ, оказался искаженным в сравнении с церковнослав. текстом, это «приводит в смущение не только простецов, но и образованнейших людей» и осложняет борьбу пастырей с сектантами-духоборцами. В исследовании «К истории новозаветного текста» (1876-1877) Б. приходит к выводу, что в происхождении вариантов новозаветного текста нельзя видеть еретической тенденции намеренного его искажения и что «ни одна рукопись не потерпела еретического повреждения». Своеобразным продолжением докторской диссертации Б. стало историко-экзегетическое и апологетическое исследование «Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, по сказаниям святых Евангелистов». В рецензии на это сочинение, выдвинутое на премию митр. Макария, Юнгеров писал: «В русской, переводной… и оригинальной, литературе нет соответствия и параллели обозреваемому исследованию, ни по детальности и научности, ни по глубоко православно-богословскому характеру и направлению» (Протоколы... за 1909 год. Прил. 7. С. 204-205). За это сочинение, о к-ром также положительно отзывались Д. И. Богдашевский (впосл. архиеп. Василий) и проф. СПбДА А. А. Бронзов , Б. получил в 1909 г. половинную премию митр. Макария.

http://pravenc.ru/text/149569.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРГИН Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С.-Петербург - 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы . До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 - 1 нояб. 1889 г.); по окончании регентского класса (1894) был удостоен звания учителя церковного пения и теории музыки, а также аттестата регента 1-го разряда, выданного в 1902 г. за подписями С. В. Смоленского и Н. С. Кленовского . Здесь же, в капелле, В. преподавал фортепиано (1892-1902) и скрипку (1896-1902) в инструментальном классе и с 3 апр. 1897 г. по 2 янв. 1902 г. выполнял обязанности помощника учителя пения, дирижируя отд-нием певчих в «Большой церкви». Последние 10 лет жизни В. прошли в Москве. В 1902 г. он поступил учителем церковного пения в Филаретовское епархиальное уч-ще, затем преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в регентских классах Б. В. Решке, открывшихся осенью 1906 г. Руководил московскими церковными хорами Г. Е. Захарченко (бывш. капелла С. П. Губонина) в 1906-1909 гг. и по назначению митр. Московского и Коломенского Владимира - митрополичьим Чудовским (с лета 1909 по весну 1911). Внимание В. как композитора духовной и светской музыки привлек обычный (московский) распев, который он использовал в своем творчестве. В 1910-1914 гг. Решке издал все 30 духовно-муз. сочинений В., за исключением «Боже, приидоша языцы» (опубл. в 1913 Юргенсоном). Мн. сочинения В. исполнялись в концертах, напр. хором в составе до 600 чел., созданным А. А. Архангельским . Большая часть сочинений написана для смешанного хора: Литургия св. Иоанна Златоуста (соч. 1907-1908), «Свете тихий» (1910 [здесь и далее в скобках указан год издания.- А. Н.]), «Помяни нас, Господи» обычного распева (1910), «Песнопения 1-й недели Великого поста обычного распева» (1910), «Песнопения Страстной седмицы Великого поста» обычного распева (1911), «Блажен муж» с посвящением московскому Чудовскому хору (1911), «Милость мира» 2 (1911), «Господи, воззвах» и «Бог Господь» 8 гласов, обычного распева в простейшей гармонии (1912), «От юности моея» для трио муж. голосов и смешанного хора (1912), «Постимся постом приятным» (вместо причастного стиха Великим постом) (1912), «Святейшая херувим» (вместо причастного стиха в богородичные праздники) (1912), «Милость мира» (на литургии свт. Василия Великого) (1912), «Плотию уснув» и «Да воскреснет Бог» (стихиры Пасхи, обычного распева в простейшей гармонизации) (1912), «Ныне отпущаеши» 2 (1913), великое славословие (1913), «Хвалите Господа с небес», соч. 1899 г. (1913), Херувимская Es-dur (1913), «Ныне силы небесныя» 1 (1913), Ирмосы богородичные (1914), Херувимская 2 E-dur (1914), «Тебе поем» 1 F-dur (1914), «Тебе поем» 2 Es- dur (1914).

http://pravenc.ru/text/154111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНОСТАЕВ Храм-колокольня на Рогожском кладбище в Москве. Проект Ф.Ф. Горностаева. 1906-1908 гг. (ГНИМА) Храм-колокольня на Рогожском кладбище в Москве. Проект Ф.Ф. Горностаева. 1906-1908 гг. (ГНИМА) Федор Федорович (5.09.1867, Москва - 8.07.1915, там же), архит., историк рус. искусства, педагог. Род. в старообрядческой семье. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном об-ве (1892). В 1893-1895 гг. учился в АХ в мастерской проф. А. О. Томишко, работал в мастерских петербургских архитекторов, в т. ч. В. В. Суслова; по окончании получил звание архитектора-художника, был направлен в годичную командировку по сев. рус. городам для изучения памятников рус. зодчества (1896-1897), затем на 1 год для усовершенствования за границу. С 1899 г. до конца жизни преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве историю рус. искусства. В 1900-1910 гг. преподаватель рус. искусства в Имп. Строгановском уч-ще, в 1907-1909 гг.- в Московском археологическом ин-те. С 1900 г. член-корреспондент, с 1904 г. действительный член МАО, работал в Комиссии по сохранению древних памятников. В 1907 г. выезжал в Курск для освидетельствования работ по реставрации кафедрального собора Казанской Божией Матери. Принимал участие в комиссиях МАО по реставрации стен Московского Кремля, Сухаревой башни, Крутицкого теремка, ц. Вознесения в Коломенском и др. памятников. Г. являлся одним из устроителей XIV Археологического съезда в Чернигове (1908) и автором «Программы исследований» (1906) для него, в к-рой продемонстрировал необходимость изучения древних памятников на основании их подробной фиксации в виде обмеров, чертежей, фотографий, составления исторических описаний по библиографическим и архивным данным. Г. первым из исследователей изучил и обмерил памятники Черниговской губ.: собор Рождества Богородицы в Козельце, ц. во имя Трех святителей в имении Разумовских Лемеши, ц. во имя вмц. Екатерины в усадьбе Завадовского Ляличи, ц. Покрова в Романовке Мглинского у. (см.: Труды XIV Археол. съезда. М., 1911. Т. 1. С. 167-212; Дворцы и церкви Юга. М., 1914). Г. публиковал статьи по истории отечественного искусства в изданиях МАО и Археологических съездов, Московского отд-ния Имп. русского технического об-ва, Московского архитектурного об-ва; для «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря написал разд. «Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы».

http://pravenc.ru/text/166237.html

6 См.: Список выпускников Владимирской семинарии//Владимирские епархиальные ведомости. 1893. 13. С. 239. 14 Отчет о состоянии С.-Петербургского Археологического института в 1902–1903 учебный год//Вестник археологии и истории. 1904. Вып. XVI.C.XXXI 17 Отчет о деятельности Русского археологического института в Константинополе в 1904 году//Известие РАИК. В 16 т. Т. 13. София: Державная печатница, 1908. С. 311. 35 См.: Отчет о состоянии СПбДА за 1910 год. СПб., 1911. С. 42; ЖЗС СПбДА за 1913/14 уч. г. СПб., 1914. С. 195; Отчет о состоянии СПбДА за 1914 год. Петроград., 1915. С. 40; ЖЗС СПбДА за 1913/14 уч. г. СПб., 1914. С. 263; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3871. Л. 4 об. Журналы собраний совета академии. 44 См. Отчет о состоянии СПбДА за 1908 год. СПб., 1909. С. 35; Отчет о состоянии СПбДА за 1909 год. СПб., 1910. С. 27. 53 Кравецкий А. Г., Плетенева А. А. История церковнославянского языка в России. М., 2001. С. 79. 56 См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1. М.: Новоспасский монастырь, 1994–1996. С. 5–6. 61 См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1–6. М.: Новоспасский монастырь, 1994–1996. Репр. Воспр. Изд. 1918 г.), Т. 7–11. М.: Новоспасский монастырь, 1994–1996. Т. 1. С. 21. 63 См.: Кравецкий А. Г. Проблемы богослужебного языка на Соборе 1917–1918 годов и в последующие десятилетия//ЖМП. 1994. 2. С. 68–86. 64 Кравецкий А. Г. Священный Собор Православной Российской Церкви. Из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме//БТ. 1998. 34. С. 290, 324, 338. 68 Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-Просветительская деятельность Григория (Чукова). СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора. 2005. С. 195. 69 Богданова Т. А. История Архива Санкт-Петербургской духовной академии в фондах Российской национальной библиотеки//К 75-летию Дома Плеханова, 1928–2003. Сб. статей и публикаций, материалы конференций. СПб., РНБ, 2003. С. 151. 73 Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность Григория (Чукова). С. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Горлицына Влад., свящ., помощника смотрителя Бежецкого дух. уч. Доброва С.С., преподавателя Шацкого дух. училища Любского Μ.И., священника Тверской Мироносицкой церкви Малинина И.Е„ учителя Мещовского духовного училища Московского Успенского собора Палладия, Епископа Пермского и Соликамского Поска Николая, свящ. Ямской ц. Эстляндской губ Ремизова Н.А., свящ. законоучителя 4-й Московской гимназии Смирнова Μ.П., преподавателя Олонецкой дух. семинарии Страхова С., священника Московской Троицкой в Вешняках ц. Соловьева И.И., протоиерея Никольской в Лицее церкви Студента-священника 2-го курса Моск. Дух. Академии Стурницкого Ф.Е., старшего ревизора Костромской Контрольной и. Тихальского В.Г., Инспектора народных училищ Моск. губ. 3 уч. в Серпухове г. Флориной Юрасова В. К., преподавателя Казанской духовной семинарии Единоличные пожертвования, внесенные в кассу Братства, чрез Товарища Председателя Совета Братства, Священника Московской Дмитрие-Селунской, на Тверской, церкви, О. Василия Андреевича Быстрицкого: В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Коммерции Советником А.И. Вагуриным С.-Петербургской мещанкой В.Н. Гавриловой Василием Петров. Дорофеевым С. Швецовым О. Наместником Чудова монастыря, Аримандритом Арсением с братией Московским купцом М.А. Александренко Женой Московского купца И.С. Александренко Московским купцом К.Д. Аблаженовым Дворянкой Ольгой Леопольдовной Берг Московским купцом Г.Г. Тихомировым В.К. Шапошниковым и М.В. Челноковым Преосвященным Анастасием Епископом Серпуховским Собранные и внесенные о. протоиереем Московского Кафедрального, Христа Спасителя Собора. Μ.И. Соболевым V. Денежные средства братства А. Денежные средства Братства для вспомоществования студентам Московской Духовной Академии но приходо-расходным книгам за 1909 год. Приход. а) Наличными деньгами: 1) Взносы членов и единовременные пожертвования 1824 р. От Московского Епарх. свечного завода От Общества нуждающимся литераторам и ученым (взносы за 1908 и 1909 г.г.) От продажи изданий Братства

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 декабря 1908 г. архим. Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. 11-12 декабря в Петрозаводске его провожал Епархиальный Училищный совет и семинария. Прот. Николай записал в дневнике: «11 декабря 1908 г. Епарх. Уч. совет поднес о. Фаддею адрес, я от учащих сказал речь, М.С. Машезерская тоже. Пробыли там вечер. Завтра он уезжает. 12 декабря. В 12-м часу в семинарии провожали о. Фаддея. Отслужили напутственный молебен в церкви (я и духовник), были все семинаристы, учительницы и порядочно народа. Потом прощаться отправился. Я проводил до учительской семинарии». 21 декабря прот. Николай отправил новому епископу телеграмму: «Радостно приветствуем Ваше Преосвященство получением благодати Архиерейства, просим Святительского благословения и молитв. Прот. Чуков. Учащие городских школ». 24 декабря прот. Николай получил телеграмму от владыки Фаддея: «Шлю сердечную благодарность, поздравлявших приветствую с праздниками поименно. Епископ Фаддей». Переписка прот. Николая со сщмч. Фаддеем прекратилась в 1937 г. В 1904 г. на международную научно-промышленную выставку «Детский мир» в Таврическом дворце в Петербурге, которую устроило Министерство финансов, о. Николай по предложению Синодального Училищного совета послал несколько экспонатов, показывающих устройство школьных праздников и чтений. На этой выставке ему была присуждена бронзовая медаль «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». В мае - июне 1909 г. на первую Всероссийскую церковно-школьную выставку, которую устраивал Синодальный Училищный совет по поводу 25-летия выхода «Положения» 1884 г., прот. Николай послал много экспонатов, демонстрировавших постановку школьного дела в Олонецкой епархии: образцы письменных работ учеников в виде тетрадей, сочинений, рукодельных работ, программ занятий по истории, географии и природоведению, свой наблюдательский дневник по обозрению школ за год, диаграммы о росте числа школ, количества учащихся, зданий, средств содержания и т.п.

http://bogoslov.ru/article/592451

в) И. д. доцента Московской Духовной Академии по кафедре педагогики, кандидат богословия, Петр Нечаев за сочинение под заглавием: «Теизм, как проблема разума. Герман Ульрици. К вопросу о методологии научно-философского обоснования теизма», Сергиев Посад, 1916 г. (4 сентября 1917 года). Все поименованные лица удостоены были степени магистра богословия по напечатании своих диссертаций и удовлетворительной защите их на коллоквиумах в присутствии Совета Академии и приглашенных Советом сторонних лиц и утверждены в означенной степени: Чернявский и священник Платонов – указами Святейшего Синода от 16 февраля и 11 апреля 1917 года за 1661 и 3078, а Нечаев – постановлением самого Совета Академии от 4 сентября 1917 года, на основании п. 14-го временных правил, с доведением лишь о сем до сведения Святейшего Синода. Кроме того: г) Указом Святейшего Синода от 28 октября 1916 г. за 13814 утвержден в ученой степени доктора церков- —30— ной истории доцент Московской Духовной Академии Николай Серебрянский, удостоенный Советом Академии означенной степени за сочинение: «Древне-русские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты)». Москва, 1915 г. – еще в предшествующем учебном году (см. Отчет за 1915 –1916 уч. год, стр. 26). д) Постановлением Совета Академии от 11 августа 1917 года, на основании п. 14-го временных правил, – 1) экстраординарный профессор Новороссийского Университета и сверхштатный экстраординарный профессор Академии Александр Покровский, определением Совета Академии от 7 марта 1916 года удостоенный, за представленное им сочинение под заглавием: «Соборы древней церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование. С тремя приложениями и двумя картами». Сергиев Посад, 1914 года, ученой степени доктора церковного права (ходатайство Совета об утверждении г. Покровского в означенной ученой степени указом Святейшего Синода от 16 сентября 1916 года за 11809 было отклонено), и 2) преподаватель Московской 1-ой мужской гимназии, доцент Академии сверх штата, Дмитрий Коновалов, по определению Совета Академии от 24 октября 1908 года утвержденный, за представленное и удовлетворительно защищенное им сочинение под заглавием: «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Часть 1, выпуск 1. Физические явления в картине сектантского экстаза». Сергиев Посад, 1908 г., степени магистра богословия (означенное постановление Совета указом Святейшего Синода от 16 июня 1909 года за 8785 было отменено), – утверждены в названых ученых степенях. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 . Речь, сказанная при гробе (проф. А.П. Лебедева ) после чтения Евангелия. «Богословский Вестник» 1908 г., том II, 7–8, 598–599. 32а. То же. В отдельной брошюре под заглавием: А. П(окровский), профессор Алексей Петрович Лебедев . (Некролог). Сергиев Посад. 1908, стр. 22–23. 32б. То же. «Душеполезное Чтение» 1908 г., часть III, 10, 275–277 (перепечатана из «Богословского Вестника»). 33 . Профессор А.П. Лебедев . (Учёно-литературная деятельность его и заслуги в области церковно-исторической науки. Характеристика его личности, как профессора и человека). «Богословский Вестник» 1908 г. том III, 9, 103–141; 10, 298–326; 11, 455–486. 33а. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1908. Стр. 98, с портретом. 80 к. —102— 34 . Лекции по церковной истории. Издание студентов МДА в 1907–1908 уч. году. Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1908. F°. Стр. 312. 2 р. 50 к. Литографированное издание. На обороте титульного листа издания напечатано: «Настоящее издание „Лекций по Церковной Истории“, читанных в первом полугодии 1907–1908 уч. г., предназначается для обращения исключительно среди студентов Академии. Рыночная продажа воспрещается». Лекции имеют предметом эпоху гонений. Ср. 38. 35 . Заявление в Совет МДА о несовместимости преподавания общей церковной истории и патристики на одном и том же втором курсе. «Журналы собраний Совета МДА» за 1909 год. Сергиев Посад, 1910, стр. 137–139. 36 . Общедоступные лекции по истории западноевропейского средневековья – печатаны в «Богословском Вестнике» отдельными статьями под следующими заглавиями: а) Римская империя в эпоху падения. 1910 г., том I, 2, 249–269. б) Германцы, их быт и союзы. 1910 г., том I, 3, 347–380. в) Эпоха великого переселения народов и её ближайшие результаты. 1910 г., том I, 4, 555–574; II, 5, 78–98. г) История Франкского королевства. 1910 г., том II, 6, 237–263. д) Монархия Карла Великого и процесс её распадения. 1910 г., том II, 7–8, 440–468. е) Процесс образования западноевропейских национальностей. Феодализм. 1910 г., том III, 9, 18–44; 10, 203–245.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 1) По § 134 устава духовных академий: «В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могул быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжении четырехлетнего академического курса». – 2) Студент Александр Суханов уже был оставлен, с разрешения Совета от 23-го сентября 1908 года, на второй год в 3-м курсе, также вследствие болезни. Определили: Принимая во внимание очень хорошие успехи и отличное поведение студента Александра Суханова за предшествующие учебные годы и признавая настоящую просьбу его заслуживающею уважения, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о разрешении оставить Суханова в 3-м курсе на третий год. VI. Прошение студента IV-ro курса священника Александра Литвиненко (на имя О. Ректора Академии): «Покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие разрешить мне в этом 1909–1910 учебном году сверх предметов 4-го курса слушать еще лекции по Психологии и Гомилетике. По Психологии лекции не читались, когда я был на втором курсе (1906–1907 уч. год), так как профессор уезжал за границу; также не читались лекции и по Гомилетике на третьем курсе в прошлом 1908–1909 учебном году. Из предметов, назначенных к чтению на 4-м курсе в этом 1909–1910 учеб. году, я прослушал уже и выдержал экзамен по Нравственному Богословию, будучи на 2-м курсе. Покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие не отказать мне в просимом мною, чтобы я имел возможность закончить академический курс в этом 1909–1910 учебном году». —304— Определили: Разрешить студенту 4-го курса священнику Александру Литвиненко слушать в текущем году, вместе со студентами 2-го курса, лекции по гомилетике и психологии, освободив его от слушания лекций и сдачи испытания по нравственному богословию. VII. а) Заявление О. Ректора Академии Архимандрита Феодора: «Считаю долгом довести до сведения Совета Академии, что в виду исключительных обстоятельств, именно позднего получения от Правлений духовных семинарий свидетельств об успешном выдержании дополнительных испытаний на звание студента семинарии, – г. Инспектором Академии – профессором А. П. Шостьиным допущен был (уже после того, как студентами духовных семинарий представлены были письменные работы) к сдаче устных приемных испытаний для поступления в число студентов Академии состоявший в течении трех лет вольным слушателем академических лекций диакон Александр Крупкин; а мною, уже по окончании всех приемных испытаний, допущен был к сдаче таковых также трехлетний вольнослушатель Академии диакон Сергий Фрязинов. – Как рассмотрение письменных работ диаконов Крупкина и Фрязинова, так и оценка познаний последнего в предметах семинарского курса произведены были теми же комиссиями из г.г. наставников Академии, которые, по утвержденному Его Высокопреосвященством расписанию, производили в текущем году приемные испытания прочих студентов духовных семинарий. – Отметки экзаменовавшимися получены следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: [Анастасиев А.] Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Настольная справочная книга. В 2-х томах. Т. I. Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и церковно-приходских школах/Составил А. Анастасиев. - 7-е изд., испр. и доп. - М., 1910. 468 с.; Вопрос и церковной школе в Государственной Думе. Сессия II 1908 года. Заседания 3, 12 и 19 ноября. Стенографический отчёт с вступительной статьёю (Бесплатное приложение к журналу " Народное образование " , Декабрь, 1908 г.). СПб., 1908; Инструкция для приходских священников по преподаванию Закона Божия в начальных школах и для наблюдателей Закона Божия в начальных гражданских школах, утверждённая резолюциею Его Преосвящениства 22 февраля 1913 г. за N 1292. (Новгородский уезд) [Живые документы]//Народный учитель. 1913. N 33. С. 17-18; Назарьевский И. Исторический очерк законодательства по начальному образованию в России/И. Назарьевский//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1905. N 2 (февраль). С. 149-180; Собрание правил, законоположений и распоряжений Святейшего Синода о церковно-приходских школах и школах грамоты, с присоединением программ учебных предметов для церковно-приходских школ (Руководственная книга для заведующих и учителей церковно-приходских школ и школ грамоты, для наблюдателей за церковно-приходскими школами, для членов епархиальных, училищных советов и членов уездных отделений оных)/Составил член-секретарь Глазовского уездного отделения Вятского епархиального училищного совета П.Сумароков. Вятка, 1892. Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа/Н.Х. Вессель//Русский вестник. 1903. N 3. (март). С. 200-201. Примерные программы и объяснительная записка по Закону Божию, изданные по распоряжению Министра Народного Просвещения [Материалы по реформе средней школы]//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1916. N 5 (май). С. 3-4. Примерные программы ... С. 3-4. Примерные программы ... С. 1-17. Программа по Закону Божию для всех классов Урюпинского реального училища на 1913/14 учебный год [Составил законоучитель священник Александр Семёнов]//Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 98. Оп. 1. Д. 258. Л. 44-48 об.; То же. (на 1908-1909 уч. год)//Там же. Д. 211. Л. 49-57; ГАВО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 1. Л. 126-128. (1910 г.)

http://bogoslov.ru/article/453126

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010