Губернские ученые архивные комиссии//Там же. Отд. 2. С. 27–48. Перепечатан текст брошюры, изданной в 1908 г. [Приветственная речь при открытии III областного археологического съезда 20 июня 1906 г.]//Труды третьего областного историко-археологического съезда, бывшего в г. г. Владимире 20–26 июня 1906 г. Владимир, 1909. С. 27–32. [Стенограмма речи при закрытии съезда 26 июня 1906 г.]//Там же. С. 83–87. Адрес от членов съезда Организационному комитету по устройству съезда//Там же. С. 93–94. Текст датирован 26 июня 1906 г. [Стенограмма:] Речь проф. Н. В. Покровского после отпевания Е. И. Ловягина в академической церкви//ЦВс. 1909. 9 апр. 15. Стб. 456–457. Речь произнесена в церкви СПбДА в апреле 1909 г. Четвертый областной археологический съезд в Костроме//Там же. 23, 30 июля. 30, 31. Стб. 913–916, 967–968. Церковная археология в С.-Петербургской Духовной академии//Там же. 10 дек. 50–51. Стб. 1591––1593. Подпись: Η. П. Отзыв (...) о представленной на соискание степени доктора богословия книге экстраординарного профессора Академии протоиерея М. И. Орлова под заглавием «Литургия св. Василия Великого : Вводные сведения. I. Греческий и славянский тексты. II. Заамвонные молитвы. III. Особенности литургии св. Иоанна Златоуста . С изображением св. Василия и четырьмя снимками с рукописей. Первое критическое издание». СПб., 1909//ЖЗСДА за 1908/09 уч. г. (в извлечении). СПб., 1909. С. 163–174. Отзыв оглашен на заседании Совета СПбДА в 1908 г. 370 Отзыв (...) о представленном на соискание одной из академических премий сочинении э. о. проф. прот. М. И. Орлова «Литургия Св. Василия Великого . Критическое издание»//Там же. С. 208. Отзыв оглашен на заседании Совета СПбДА 19 декабря 1908 г. [Отзыв] о сочинении студента Свечникова Вениамина «Русское церковное искусство в XVI–XVII веках»//Там же. С. 403–404. 1910 Очерки памятников христианского искусства и иконографии. 3-е изд., испр. СПб., 1910. XV, 450 с., 236 ил. в тексте. Перепечатано в сокращении под заглавием «Памятники христианского искусства и иконографии» в изд.: Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999. С. 11–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был среди кандидатов на замещение вакантной кафедры литургики и церковной археологии. 60 Кекелидзе Корнилий Самсонович (1879–1962), протоиерей – выпускник КДА (1904), кандидат богословия с правами магистранта; писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского ; преподавал богословие в Тифлисском ЕЖУ и на Тифлисских высших женских курсах; с 1908 г. магистр богословия (дисс. «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908)). В 1920 г. снял сан для того, чтобы жениться второй раз. 64 Покровский Феодор Яковлевич (1860–1919), протоиерей – выпускник КДА (1884); магистр богословия (1886); заслуженный экстраординарный профессор КДА по кафедре библейской истории, с 1908 г. сверхштатный; настоятель Притиско-Никольской часовни в память спасения жизни государя императора Александра II. 66 Пробная лекция была прочитана В. Д. Прилуцким 17 сентября 1908 г. Ее оценку профессорской корпорацией передавал А. А. Дмитриевскому Д. И. Богдашевский: «Лекция была весьма содержательная, но лектор прочитал ее неважно» («Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» Вып. 5 (54). С. 89). 67 Защита 19 сентября 1908 г. протоиереем К.С. Кекелидзе магистерской диссертации «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908) (протокол диспута см.: ИПС КДА за 1908/09 уч.г. Киев, 1909. С. 72–73). Официальными оппонентами выступали священники А. А. Глаголев и Н. С. Гроссу. Об успешном выступлении В. Д. Прилуцкого в роли неофициального оппонента восторженно писал А. А. Дмитриевскому и Д. И. Богдашевский (см.: «Люблю Академию и всегда буду действовать во имя любви к ней…» Вып. 5 (54). С. 88). 69 Гермоген (Голубев Алексей Степанович; 1896–1978) – сын профессора КДА С. Т. Голубева , выпускник 3-й Киевской гимназии (1915) и МДА (1919); принял монашество в академии, с 1920 г. иеродиакон, с 1921 г. иеромонах. С 18 октября 1926 г. – наместник Киево-Печерской лавры и архимандрит; до 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

27) Патрология: Церковная письменность I–III вв.: Курс лекций читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 гг. в 3 частях/Под. ред. доц. МДА Н.И. Муравьева (Маишнопись). Загорск. 1951. Библиотека МДА. 110290. С. 1–488. 28) Лекции по патрологии. 1914–1915 гг. Литографическая рукопись. Библиотека МДА. 110295. С. 1–468. 29) Лекции по патрологии: Церковная письменность I–III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. СПб.: 2010. С. 1–608. Перечень рукописных материалов С.Л. Епифановича, хранящихся в Национальной Библиотеке Украины им. В.И. Вернадского 1. Максим Исповедник . Черновик. Ф. 187. 383 л. 30. 2. Памяти студента М.С. Верченко (10 февраля 1916 г.). Черновик. Ф. 187. 3. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Монография. После 1915 г. Ф. 187. 4. 4. Преподобный Максим Исповедник . Магистерская диссертация. 25 декабря 1909 г. Ф. 187. 2. 5. Преподобный Максим Исповедник . Материалы к диссертации. 1909 г. Ф. 187. 6. Курс лекций по патрологии читанный в КДА в 1912–1913 уч. гг. Стеклограф. 331 л. Ф. 187. 16. 7. Курс лекций по патрологии читанный в КДА в 1913–1914 уч. гг. Стеклограф. 260 л. Ф. 187. 17. 8. Лекции по патрологии. 1911–1912 гг. 322 л. Литография. Ф. 187. 15. 9. Обозрение курса лекций по патрологии, прочитанных в КДА за 1911–1917 гг. Рукопись. Стеклограф. Ф. 187. ед. хр. 10. Заметка о том, что сделали в Константинополе римские легаты (нет окончания рукописи), 2 л. Ф. 187. 7. 11. Отзыв о сочинении студента Василия Кудрявцева на тему: Сочинение Афанасия Великого «О девстве». Черновик. 4 л. Ф. 187. 8. 12. Рецензии: 1) Священник Д. А. Лебедев «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру еп. Фессалоникийскому». СПб. 1911 г.; 2) Евсевий Никомидийский и Лукиан. 1912 г. и др. работы. Январь. 1913 г. Черновик. 55 л. Ф. 187. 5. 13. Цитаты, выписки из богословских сочинений на греч. яз. Ф. 187. 9. 14. Программа лекций по Общей церковной истории для студентов КДА (1908–1909 уч. г.). Стеклограф. 2 л. Ф. 187. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский. Фотография. Ок. 1916 г. Сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский. Фотография. Ок. 1916 г. После выхода указа от 17 апр. 1905 г. об укреплении начал веротерпимости в Забайкалье возникла опасность отпадения от Православия части крещеных бурят. Свящ. Е. Кузнецову как руководителю духовной миссии удалось терпеливой проповеднической работой удержать колеблющихся бурят от вероотступничества. На основе своего опыта он писал и регулярно публиковал в Чите и Москве статьи о миссионерской деятельности в Забайкалье. Как инспектор Учительских курсов при Читинском миссионерском уч-ще руководил сбором средств на строительство нового здания уч-ща (заложено 16 мая 1907). В это же время он работал в штате Забайкальского епархиального училищного совета, был председателем экзаменационной комиссии для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест, исполняющим должность председателя Совета жен. епархиального уч-ща, казначеем братства во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. 29 апр. 1907 г. Е. Кузнецов был возведен в сан протоиерея. Выступал как активный сторонник правого, консервативно-монархического направления. 14 сент. 1908 г. председательствовал на состоявшемся у него на квартире по благословению еп. Мефодия учредительном собрании патриотической орг-ции, принявшей решение о присоединении к Союзу Михаила Архангела (СМА). Стал председателем палаты Читинского (с 30 нояб. 1908 Забайкальского) отдела СМА. Деятельность отдела носила преимущественно просветительный и благотворительный характер: устраивались народные чтения и вечера, готовилось открытие артели для безработных. При этом прот. Епифаний считал важным направлением деятельности отдела СМА противостояние революционным группам вместе с гос. правоохранительными учреждениями, он требовал «усугубить к евреям строгость закона». Участвовал в организованном прот. сщмч. Иоанном Восторговым Всероссийском съезде русских людей (сент.-окт. 1909), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

http://pravenc.ru/text/182103.html

Братская церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Омске. 1908 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Братская церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Омске. 1908 г. Фотография. 10-е гг. ХХ в. При еп. Гаврииле (Голосове; 1905-1911) открыто свыше 40 приходов, жен. епархиальное уч-ще, учреждено Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанницам этого учебного заведения. Впервые был поднят вопрос об открытии в Омске ДС. В 1909 г. завершилось возведение архиерейского дома и здания консистории, при архиерейском доме была освящена Благовещенская крестовая ц. При крестовой церкви организован архиерейский хор. В 1906 г. при Воскресенском соборе открыт приют-школа для сирот нижних воинских чинов Омского военного окр., убитых во время русско-япон. войны. С 24 янв. 1908 г. началось проведение епархиальных миссионерско-пастырских собраний омского городского духовенства. Омское епархиальное братство в 1908 г. содержало 2 противораскольнических сотрудников. В братство входили 100 чел., в т. ч. 51 священнослужитель. С 4 нояб. 1907 г. в Омске начали проводить религиозно-нравственные чтения. В связи с проведением баптистами в городе призывных собраний в 1909 г. духовенство в 4 крупнейших храмах организовало внебогослужебные беседы (в основном миссионерского характера). 13 дек. 1909 г. на ст. Омск открыт миссионерский кружок, в который вступили 300 ревнителей Православия. Собрания устраивали 3 раза в неделю, члены кружка вступали в полемику с сектантами, беседовали с жителями. Во время управления Омской кафедрой еп. Гавриилом миссионерские учреждения Омской епархии как по составу сотрудников, так и по организации народных кружков и братств считались лучшими на территории Зап. Сибири. В «зараженных сектантством» населенных пунктах духовенство уделяло особое внимание благолепию храмов и торжественности богослужений, создавало противосектантские б-ки. Для миссионерских целей в 1908 г. построен омский Братский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 21 апр.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУДЗИЙ Гудзий Николай Каллиникович (21.04.1887, г. Могилёв Подольской губ.- 29.10.1965, Москва), историк рус. лит-ры. Род. в семье чиновника из крестьян. Окончив в 1900 г. 2-классное городское уч-ще в Могилёве, поступил в реальное уч-ще в с. Комрат Бендерского у. Бессарабской губ., откуда был переведен в Винницкое реальное уч-ще. В 1903 г. в связи с переходом отца на службу в Киев продолжил обучение в Киевском реальном уч-ще, из к-рого в 1906 г. ушел, «не поладив с начальством». Н. К. Гудзий. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Н. К. Гудзий. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В 1907 г., выдержав экстерном экзамен за курс гимназии при Одесском учебном округе, поступил на славяно-рус. отд-ние историко-филологического фак-та Киевского ун-та св. Владимира. Исследовательскую работу Г. начал на 2-м курсе в 1908 г., когда по рекомендации С. А. Бугославского стал членом семинара по рус. филологии, к-рым руководил проф. В. Н. Перетц . В марте 1909 г. Г. выступил перед членами семинара с докладом «Был ли Максим Грек представителем Возрождения?», в сент. сделал сообщение ««Прение живота и смерти» в старинной украинской литературе», к-рое было повторено 5 марта 1910 г. в Об-ве любителей древней письменности в С.-Петербурге. Исследование ««Жития» Петра Скарги в украинском переводе XVI-XVII веков», законченное к весне 1911 г., принесло Г. золотую медаль на конкурсе филологических работ в ун-те (опубл.: Переводы «ywotów witych» Петра Скарги в Юго-Западной Руси. К., 1917). По окончании ун-та в 1911 г. Г. был оставлен при кафедре рус. лит-ры для подготовки к профессорскому званию. В 1914 г. выдержал экзамен на степень магистра. В 1915-1918 гг. состоял в должности приват-доцента Киевского ун-та, в 1915-1916 гг. прочел первый спецкурс - «Белинский и его эпоха». В те же годы читал курс рус. лит-ры в старших классах 3 киевских гимназий. В окт. 1918 г. Г. был откомандирован в качестве профессора в Таврический (Крымский) ун-т (Симферополь), являлся членом Таврической ученой архивной комиссии, проявлял интерес к сентиментализму в рус. лит-ре, а также к истории старинного рус. театра.

http://pravenc.ru/text/168260.html

О. Николай Гроссу уговаривал Д. И. Богдашевского заменить А. А. Дмитриевского на должности старосты КРПО. Кудрявцев Петр Павлович (1868–1937 (?)) – выпускник КДА (1892); и. д. доцента по кафедре истории философии; с октября 1908 г. магистр богословия (дисс. «Абсолютизм или релятивизм? Опыт историко-критического изучения чистого эмпиризма новейшего времени в его отношении к нравственности и религии. Prolegomena. Вып. 1» (К., 1908)) и экстраординарный профессор (см.: ИЖС КДА за 1908/09 уч. г. К., 1909. С. 153–154). Соколов Иван Иванович (1865–1939) – выпускник КазДА (1890), с 1894 г. магистр богословия, с 1904 г. доктор церковной истории; с 1903 г. профессор СПбДА по кафедре истории Греко-Восточной Церкви со времен отпадения Западной Церкви от Вселенской. В 1920–1923 гг. профессор Петроградского Богословского института; в 1924–1933 г. – Ленинградского института истории, философии и лингвистики. В 1933 г. арестован, скончался в ссылке. Новицкая Мария Николаевна – племянни, благотворительностью и церковным попечительством. Был жертвователем, почетным членом и помощником старосты КРПО; завещал обществу свой дом (см.: Дмитриевский А. А. Почетный член Киевского религиозного просветительного общества П. А. Красовский и его погребение: (Некролог)//Памяти почетного члена Киевского Религиозно-просветительного общества и помощника старосты Пантелеимона Андреевича Красовского. К., 1907. С. 1–16; Его же. Речь, произнесенная перед началом отпевания [П. А. Красовского]//Там же. С. 20–25). 33 Пальмов Николай Николаевич (1872–1934) – выпускник КДА (1897); писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского на тему: «Чинопоследования пострижений в монашество (историко-археологическое исследование)» (отзыв Дмитриевского: ИЖС КДА за 1896/97 уч. г. К., 1898. С. 230–231). Н. Н. Пальмов намеревался продать дом отца-священника в Астрахани. 38 Лапинская Мария Александровна (1862–1931) – супруга профессора Михаила Никитича Лапинского (см. ниже). 48 Кекелидзе Корнилий Самсонович (1879–1962), протоиерей – выпускник КДА (1904); писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского на тему: «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (отзыв Дмитриевского: ИЖС КДА за 1903/04 уч. г. К., 1904. С. 309–317). Преподавал богословие в Тифлисском ЕЖУ и на Тифлисских высших женских курсах

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

607 В начале 1908 г. новый священник, определенный к служению на подворье в октябре 1907 г., о. Димитрий Федосихин (см. письмо епископу Иоанникию от 16 октября 1907 г. и примем. к нему) снова попытался поднять вопрос об открытии при церкви подворья штатной священнической вакансии. В письме к Батюшке он писал: «Отец Иоанн Дьяконов относительно меня сказал, что мы не имеем оснований просить Вам штатного места, так как Вы пользы епархии не несете, а только монастырю, и если мы Вам исходатайствуем штат с окладом, то и другие священники будут просить тоже. Дорогой Батюшка! Об этом штатном месте совестно и напоминать Вам, а вот уж об этом так попрошу всепокорнейше, чтобы мне быть таким штатным молитвенником и исполнителем этого звания священнического, как Вы пишете в своем дневнике. Я буду доволен от души как Вы устроите» (Там же. Л. 189–190об.). Отношение в Архангельской епархии к Сурскому монастырю изменилось только с приходом нового епископа (см.: примеч. 3–5 к письму монахине Серафиме от 13 декабря 1908 г.). 609 Новое обострение болезни последовало за кратковременным улучшением здоровья: 19 сентября отец Иоанн впервые за долгое время проследовал на пароходе «Любезный» до Петербурга и посетил Иоанновский монастырь; 21 сентября 1907 г. в Андреевском соборе было совершено благодарственное молебствие об улучшении здоровья отца Иоанна (Котлин. 1907. 21 сент., 213; 22 сент., 214). 612 Эта просьба была исполнена. Отпевание и погребение отца Иоанна, согласно его завещанию, состоялось в Иоанновском монастыре. 613 Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Гдовский, 20 декабря 1908 г. в 5 часов дня прибыл в Кронштадт с соизволения митрополита Антония и совершил в Андреевском соборе третью панихиду по покойном и заупокойную Литургию. 615 Печатается по копии, снятой Шабельским 21 января 1909 г.: РГИА. Ф. 1082. Он. 1. Д.21. Л. 1–2. 616 Петр Шабельский закончил Лицей в мае 1907 г. с удовлетворительными успехами (Календарь Императорского лицея в память Цесаревича Николая на 1907/08–1908/09 уч. г. М., 1909. С. 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Васильевич Замараев (25.05.1869, г. Вел. Устюг Вологодской губ.- 9.12.1937), сщмч. (пам. 26 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. Учился в Великоустюжском ДУ, по окончании к-рого в 1884 г. поступил в Вологодскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию по 1-му разряду и 19 июля того же года был рукоположен во диакона к Ильинской ц. с. Ильинск на р. Виледи Сольвычегодского у. Вологодской губ. (ныне с. Ильинско-Подомское Вилегодского р-на Архангельской обл.), также являлся учителем местной церковноприходской школы. 17 дек. 1895 г. рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к Иоанно-Предтеченской ц. в дер. Векшента Тотемского у. Вологодской губ. (ныне дер. Воробьёво Междуреченского р-на Вологодской обл.), но уже 11 янв. 1896 г. по собственному прошению был переведен священником в храм на Козланском-Флоро-Лаврском погосте на р. Б. Козланка того же уезда. Помимо священнического служения исполнял обязанности заведующего и учителя местной церковноприходской школы (с 1896), заведующего Брюховской школой грамоты (с 1902), а затем созданного на ее основе Брюховского земского уч-ща1908), законоучителя Михайловского земского уч-ща1909); был членом благочиннического попечительского совета о сиротах (с 1898), помощником благочинного и председателем попечительского совета (с 1909), наблюдателем в Сбродовской народной б-ке (с 1905). 19 июня 1913 г. Н. был переведен на должность священника храма ап. Андрея Первозванного в с. Фрязинове (ныне в черте Вологды). Здесь он также служил законоучителем фрязиновской церковноприходской школы и приходского уч-ща (1917-1918). Состоял в епархиальной комиссии по обревизованию церковных и монастырских книг (1914-1917), был членом Вологодского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах (1914-1917), комиссии при вологодском братстве Всемилостивого Спаса, родительского комитета при 2-й гимназии Вологды. В 20-х гг. XX в. был возведен в сан протоиерея, стал настоятелем Андреевского храма во Фрязинове.

http://pravenc.ru/text/2565720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРЕВСКИЙ Митрофан Семенович (3.06.1872, Курская губ.- ?), церковный писатель. Сын псаломщика. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, нек-рое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского ин-та (1909-1913), народных уч-щ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального уч-ща со средним механико-техническим уч-щем. Приказом по Мин-ву народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - сщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://pravenc.ru/text/166499.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010