Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в. [груз. ] Моисей (Мосе) Георгиевич (19(31).03.1855, с. Кахи Закатальского окр. Тифлисской губ., ныне г. Гах, Азербайджан - 19.04.1934, Тифлис), груз. историк, филолог, педагог. Род. в бедной крестьянской семье. Отец Д. в юности находился на службе у султана Илису (территория совр. Гахского р-на Азербайджана, груз. историческая обл. Саингило), позже вместе с семьей перебрался в Тифлис, принял крещение, участвовал в миссионерских поездках в Саингило. Д. учился в приходской школе с. Кахи (1865-1868), затем в Закатальском ДУ (1868-1872) и Тифлисской ДС. С 1875 г. преподавал исторические и филологические дисциплины, в т. ч. в Тифлисском ДУ (1878-1901), жен. уч-ще св. Нины и 5-й жен. гимназии Тифлиса (1909-1917), Тифлисском политехническом ин-те (с 1920). Участвовал в разработке груз. учебников: в 1884 г. в Тифлисе был издан его учебник по истории Грузии, в 1906 г. вышла в свет «Грузинская грамматика», где значительное внимание уделялось этимологии груз. лексики с привлечением мегрело-сванских корней, а также синтаксису, грамматике и стилистике груз. стиха. С 1888 г. работал в Церковном музее Тифлиса (в 1898-1926 директор), в 1897 г. избран членом Тифлисского музейного комитета. Продолжал работу по изучению и описанию рукописей, начатую его предшественником Ф. Жордания . В рукописном фонде музея Д. обнаружил мн. произведения груз. оригинальной лит-ры. Он составил и выпустил (1898, 1899) 1-е каталоги рукописей и грамот музея с описанием 484 рукописей и 994 грамот. С 1902 по 1914 г. Д. и Жордания описали и издали каталоги всего рукописного фонда Церковного музея: в 2-томнике 1902 г. было описано 800 рукописей, в 3-м т. (1908) - 240, в каталоге 1914 г.- 68. В 1916 г. Д. опубликовал итоговую работу о содержании фондов музея. Д. занимался изучением сб. груз. летописей Картлис Цховреба (КЦ) и древней груз. историографией. 21 мая 1906 г. в тифлисском магазине торговца древними рукописями Г. Майсурадзе Д. обнаружил список КЦ XVIII в., ставший известным в научной лит-ре как «рукопись Джанашвили». Текст содержал историю Грузии XIV - нач. XVIII в., изложенную неск. авторами по заказу груз. царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1712, царь - в 1716-1724). Д. назвал хронику «Новая Картлис Цховреба», исследовал и опубликовал текст в своих «Трудах» (1907). В 1904 г. он издал «Географию Грузии» Вахушти Багратиони (Батонишвили), также входящую в свод КЦ.

http://pravenc.ru/text/171813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (23/24.02. 1872/73, Таганрог - 25.05.1964, Москва), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. Обучался в Ростове-на-Дону в уездном уч-ще, где солировал в хоре. Был замечен Е. С. Азеевым , набиравшим мальчиков на юге России для Придворной певческой капеллы . В 1884-1888 гг. З. часто исполнял соло, являясь малолетним певчим капеллы, обучался в инструментальном классе капеллы у проф. П. А. Краснокутского (скрипка), М. А. В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в. В. А. Золотарёв. Фотография. Нач. XX в. Балакирева (симфонические формы), А. К. Лядова (контрапункт). Получил аттестат инструментального класса капеллы. В 1897-1900 гг. по классу композиции обучался у Н. А. Римского-Корсакова в С.-Петербургской консерватории, окончил ее со званием свободного художника. В дальнейшем повышал уровень композиторского мастерства в Москве, посещая «среды» С. И. Танеева . Широкую известность как сочинитель З. получил с кон. 10-х гг. XX в. Им создано более 350 произведений: 3 оперы, балет, ряд симфонических произведений, инструментальные квартеты, произведения для духового оркестра и оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли, струнные квартеты, фортепианные произведения, вокально-симфонические произведения, хоры для смешанных и однородных голосов, вокальные ансамбли, романсы, песни (более 100 названий), обработки русских, белорусских, украинских народных песен. Сочинения З. неоднократно премировались на конкурсах: им. А. Г. Рубинштейна (1900), С.-Петербургского об-ва камерной музыки (1901), им. М. И. Глинки (1902), Московского товарищества камерной музыки, им. С. И. Танеева (1916). Заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист БССР (1949), народный артист СССР (1963). В 1950 г. был удостоен Гос. премии СССР. Параллельно с творчеством З. активно занимался педагогической деятельностью. С 1897 г. в Придворной певческой капелле вел класс скрипки, работал на регентских курсах. В 1905 г. под Киевом руководил любительским хором сахарного завода. Преподавал музыкально-теоретические предметы и сочинение в ряде учебных заведений: муз. училище в Ростове-на-Дону (1906-1908), Московской консерватории (1909-1918), Донской консерватории (1918-1919), Кубанской консерватории (1919-1924), Одесском музыкально-драматическом ин-те (1924-1926), Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1926-1930), Свердловском муз. техникуме им. П. И. Чайковского (1930-1933); в Белорусской консерватории был зав. теоретико-композиторской кафедрой (1933-1941).

http://pravenc.ru/text/1671197.html

Хойнацкий, 80 стр.). 134 Кроме этого, в предупреждение подобных случаев, священник, не приступая ещё к совершению проскомидии, должен разломить хотя одну просфору, чтобы узнать, каковы вообще принесены просфоры. Употреблять для Агнца просфору, из которой уже изъяты частицы, ни в каком случае не полагается (о. Хойнацкий, 82 стр.). – Если священник, зная заранее о недоброкачественности просфоры, приготовит из неё Агнец и совершит литургию, то он «святотатским грехом согрешит»; отказ диакона в этом случае от потребления св. Даров хотя и неуместен и оскорбителен для святыни, но, если он станет потреблять св. Дары с отвращением, это будет ещё большим оскорблением святыни; лучше самому священнику потребить св. Дары (Ц.В. 1892,44). 135 «Темже должно иерею и диакону, егда хощет вливати вино, опасно всех сих случаев смотрети, да не погрешит нерадением смертно, еже бы вино не оцетно, не заплеснело, не загнило, и чим-либо не мерзко было; ибо аще неспособное узриши, служите не дерзай: но присно о лучшем во угождение Господу Богу промышляти, и всем Христианом должно, со страхом, рече, спасение свое содевайте: пренебрегающия бо страшное сие служение, и о благоискусстве не тщащийся люто постраждут» (Уч. Изв.). 137 Бить в набат в церковный колокол по случаю пожара во время литургия, по мнению «Цер. Вестника», дозволительно, так как нельзя же по человечеству требовать, чтобы мирянин достоял литургию, когда загорелся его дом и огонь грозит его благосостоянию (Ц.В. 1892, 51; сн. 1909, 23, Ц.Вед. 1908, 43). 138 Не возбраняется, конечно, и в приделе храма (если будет к тому возможность и если есть придел), и понятно, раз перенесён туда антиминс, то на нём и служить (Ц.В. 1890, 3). 139 Пепел нужно зарывать под престолом или под умывальницею, где земля не бывает попираема ногами. 140 Если св. Тайны будут пролиты на антиминс, то последний должен быть представлен архиерею (сн. 110 см.). По практике, принятой в Москов. епархии при митр. Филарете, залитые св. антиминсы, даже в том случае, когда на них попала одна капля св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Клочков Михаил Васильевич (1877–1951), историк, профессор Харьковского ун-та (с 1914); Ключевский Борис Васильевич (1869–1944), присяжный поверенный, сын В. О. Ключевского , его помощник и секретарь; Ключевский Василий Осипович (1841–1911), историк, публицист, магистр (1872), доктор (1882) русской истории, член-корр. (1889), академик (1900), почетный академик (1908) Петербургской АН. Преподаватель Александровского военного уч-ща (1867–1882). Доцент (1879–1882), профессор (1882–1911), заслуженный профессор (1901), декан историко-филологического ф-та (1887–1889), проректор (1889–1890), почетный член (1911) М.у. Доцент (1871–1879), профессор (1879–1906), заслуженный профессор (1897), почетный член (1907) МДА. Профессор МВЖК (1872–1888), председатель ОИДР (1893–1905); Кнебель Иосиф (Осип) Николаевич (1854–1926), издатель, книгопродавец, общественный деятель. В 1882 открыл (с П. Ф. Гросманом) на Петровских линиях в Москве книжный магазин и «Библиотеку для чтения». В 1895 основал первое в России специализированное издательство по изобразительному искусству. После национализации издательства в 1918 сотрудничал с Госиздатом, в 1925–1926 зав. издательским отделом ГТГ; Князьков Сергей Александрович (1873–1920), историк, архивист, сотрудник Государственного архива в Петрограде; Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), юрист, социолог, историк, экономист, этнограф, правовед, общественный деятель, магистр (1877), доктор (1880) государственного права, член-корр. (1899), академик (1914) Петербургской АН, почетный член Академии законодательства в Тулузе, Societa de historia patria в Риме, член Британской ассоциации наук. Доцент (1877–1880), профессор (1880–1887) юридического ф-та М. у., в 1887 решением министра народного просвещения И. Д. Делянова был отстранен от преподавания. Профессор Стокгольмского (1887), Оксфордского (1888), Нового Брюссельского (1889–1893) ун-тов; член, вице-председатель (1895), председатель (1907) Международного ин-та социологии. Основатель и преподаватель Русской высшей школы общественных наук в Париже (1901–1905). В 1905 вернулся в Россию (в Петербург), возглавил первую кафедру социологии в Психоневрологическом ин-те, профессор юридического ф-та Петербургского ун-та (1906–1916), Политехнического ин-та и Петербургских ВЖК (с 1906). Депутат I Государственной думы, член Государственного совета (1907), один из основателей конституционно-монархической Партии демократических реформ (1906). Президент Педагогической академии в С.-Петербурге, председатель Петербургского юридического об-ва, Вольного экономического об-ва (с 1909);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Батюшин Н.С. Тайная военная разведка и борьба с ней. - М., 2002, с. 36-37. Все выделения в приводимых цитатах, кроме оговоренных особо, сделаны мной. – БГ. См., напр.: Белоконь И.В. Политические идеи и военно-государственная деятельность А.Н. Куропаткина. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. – Омск, 2012. Куропаткин. Записки генерала Куропаткина о русско-японской войне: Итоги войны. 2-е изд. – Берлин: J. Ladyschnikow Verlag, 1909. – 557 с. Изложение жизненного и боевого пути А.Н. Куропаткина в значительной мере базируется на работе: Сапрыкин Р.В. А.Н. Куропаткин: Жизнь. Деятельность. Личность (1848-1925). Диссертация … кандидата исторических наук. Саратов. 2003. – 220 с. А также на его же статьях: Отношения А.Н. Куропаткина и М.Д. Скобелева.//Военно-исторические исследования в Поволжье: Сб. научн. трудов. – Саратов, 2005. Вып. 6; А.Н. Куропаткин как военачальник. СГУ, б/г (есть в инете). Академия Генерального штаба имела два основных курса и один дополнительный, на который принималось ограниченное число закончивших два основных курса с наивысшими баллами. Все выпускники Академии имели определенное преимущество при производстве в следующий чин и на занятие командных должностей. Но только закончившие дополнительный курс офицеры причислялись к Генеральному штабу. Верещагин В.В. На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне 1878 г. художника В. В. Верещагина. - М., 1902. С. 187. Куропаткин А.Н. Скобелев Михаил Дмитриевич.//Русский орел на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. глазами ее участников. Записки и воспоминания. - М., 2001. С. 167. Грулев М.В. В штабах и на полях Дальнего Востока. Воспоминания офицера Генерального штаба и командира пехотного полка о русско-японской войне. В 2 ч. - СПб., 1908. Ч. 1. С. 114; Мартынов Е.И. Воспоминания о Японской войне командира пехотного полка. - Полоцк, 1910. С. 20; Теттау Э. Куропаткин и его помощники. Поучения и выводы из русско-японской войны: В 2 ч. - СПб., 1913-1914. Ч. 1. С. 20; Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. - М., 1960. Т. 2. С. 155-156. Подробнее см.: Сапрыкин Р.В. Отношения А.Н. Куропаткина и М.Д. Скобелева.//Военно-исторические исследования в Поволжье: Сб. научн. трудов. - Саратов, 2005. Вып. 6.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/19/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРСАВИН Лев Платонович (30 нояб. (в нек-рых источниках 1 дек.) 1882, С.-Петербург - 20 июля 1952, пос. Абезь, Коми АССР), религ. философ, историк. Биография и эволюция взглядов Жизнь К. можно подразделить на несколько периодов: петербургский (1882-1922), берлинский (1922-1926), парижский (1926-1927), литовский (Каунас - Вильнюс, 1927-1949) и лагерный (Абезь, 1949-1952). При всей целостности научного творчества К. каждый из периодов характеризуется определенными интеллектуальными приоритетами, неотъемлемыми от его творческой биографии. Петербургский период К. происходил из семьи балетного танцовщика Платона Константиновича Карсавина и Анны Иосифовны (урожд. Хомяковой; внучатой племянницы А. С. Хомякова ); был родным братом балерины Т. П. Карсавиной (о детстве К. см.: Карсавина. 1971). В 1892 г. поступил в с.-петербургскую 5-ю гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью, затем поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1906 г. окончил ун-т с золотой медалью (тема дипломного сочинения: «Аполлинарий Сидоний как представитель падающей Римской империи и как исторический источник»), был оставлен при кафедре всеобщей истории (занимался у И. М. Гревса). С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого об-ва, в частной жен. гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном уч-ще технического рисования А. Л. Штиглица. 11 окт. 1908 г. избран на должность преподавателя всеобщей истории на Высших жен. курсах сроком на 1 год; руководил работой семинара по истории францисканства (см. Францисканцы ), в 1909 г. избран секретарем секции всеобщей истории Исторического об-ва, начал преподавать в Филологическом ин-те и Политехникуме и получил место постоянного преподавателя на Высших жен. курсах. В 1910 г. был послан за границу (Париж, Рим, Портофино, Флоренция) для написания магистерской диссертации. По возвращении в Россию в июне 1912 г. назначен в июле того же года приват-доцентом С.-Петербургского ун-та (вел просеминарий по истории ересей XII-XIII вв.). В этом же году опубликована магистерская диссертация К. «Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII веках», к-рая была защищена 12 мая 1913 г.

http://pravenc.ru/text/1681165.html

Соборная мечеть. 1902–1903 гг. Архит. А. И. Ожегов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: musinglytizz.blogspot.com Соборная мечеть. 1902–1903 гг. Архит. А. И. Ожегов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: musinglytizz.blogspot.com В 1789 г. было образовано Оренбургское магометанское духовное собрание, муфтии к-рого утверждали пермских имамов. В 1795 г. в Пермской губ. проживали 25 996 башкир и 9100 татар, в 1826 г. зарегистрирована 21 тыс. прихожан мусульманского вероисповедания, в 1860 г.- 83 212 чел. (в т. ч. 376 духовных лиц), в 1897 г.- 151 495 чел. (среди них - 1100 духовных лиц). В XIX - нач. XX в. росло число мечетей в Пермской губ.: в 1826 г. их было 143, в 1886 г.- 172, в 1888 г.- 192, в 1909 г.- 211. В 1902-1903 гг. в Перми на средства мусульман всей Пермской губ., но гл. обр. при поддержке пермских купцов-мусульман была возведена соборная мечеть (архит. А. И. Ожегов). В 1914 г. в Пермской губ. действовали 292 «магометанских прихода». В 1862 г. в Пермской губ. работало 61 «магометанское» уч-ще, в котором числилось до 3 тыс. учащихся. К 1913 г. функционировали 198 мектебе и 22 медресе с общим числом учащихся 10 497 чел. В Перми в 1913 г. действовали 3 «магометанские школы». Мусульмане принимали активное участие в общественной жизни Пермской губ.: в Перми действовали Мусульманское благотворительное и просветительное об-во (образовано в 1906 из существовавшего с 1903 Об-ва пособия бедным магометанам) и Пермское мусульманское культурно-экономическое и благотворительное об-во (с 7 июня 1908). В 30-х гг. ХХ в. началось массовое закрытие мечетей в регионе. В 1930-1939 гг. на территории совр. П. к. было закрыто 96 мечетей. Постановлением Культовой комиссии при Президиуме ЦИК от 11 сент. 1936 г. была закрыта соборная мечеть в Перми. В окт. 1937 г. по обвинению в создании «контрреволюционной националистической и повстанческой организации» были арестованы 10 мусульман, в т. ч. имам соборной мечети Афлятун Халитов и члены ее совета. Все они были расстреляны. В Бардымском р-не в 1937 г. закрыли мечети и арестовали 28 представителей мусульм. духовенства и верующих, 26 из них были расстреляны, а двое приговорены к 10 годам лишения свободы.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

В 1906-1908 гг. Б. являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909-1917 гг.- членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском ун-те. Осенью 1912 г. Б. посетил неск. уч-щ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал кн. «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913). Ученый приветствовал Февральскую революцию 1917 г., считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Каз., 1918) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма. В 1918-1921 гг. Б. являлся профессором Северо-восточного археологического и этнографического ин-та в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском об-ве археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью к-рой было восстановление в Казанском ун-те восточного фак-та, 12 марта 1919 г. Б. был избран ее председателем. Похоронен на Арском кладбище в Казани. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 3039. VI отд. 1 стол; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 228а, 379. Соч.: Из чтений на съезде учителей нар. училищ Казанской губ. Каз., 1882; Стат. очерк Сатышевского р-на Мамадышского у.: По данным подворной переписи 1883 г. Каз., 1883; Сб. упражнений в умственном счете: Пособие для учителей начальных училищ. Каз., 1890; Правила для воспитанников Казанской учительской семинарии. Каз., 1893; Калмыцкие издания Правосл. Миссионерского об-ва (по вопросу рец. А. М. Позднеева). СПб., 1895; Инородческое население Казанской губ. Каз., 1899. Вып. 1: Татары, вотяки, мордва: Внекл. чтение в сельской школе. Каз., 1900; Итоги нар. образования в Казанской губ. за 1900 г. по данным отчетов уездных училищных советов. Каз., 1902; Школьная сеть Казанской губ.: (Проект). Каз., 1905; Методика начального преподавания арифметики и сб. упражнений в умственном счете. Каз., 1913; Война с Германией, Австро-Венгрией, Турцией. Каз., 1914; Что такое хороший урок: Из бесед с учителями. Каз., 1914; Земля и воля. Каз., 1917; Новая жизнь. Каз., 1917; Беда, висящая над Рус. землею. Каз., 1917; Об учреждении Востоковедной комиссии. Об экспедиции для обследования языка и быта вотяков. Восстановление Восточного фак-та в Казани. Каз., 1919. С. 167-210.

http://pravenc.ru/text/149427.html

Л. одним из первых наряду с Н. Д. Кашкиным и Н. Ф. Финдейзеном приветствовал зародившееся в Синодальном уч-ще церковного пения Новое направление в руской духовной музыке как «новую эпоху в истории церковного пения в России», назвал А. Д. Кастальского основателем «новой школы, чудной, редкой, давно ожидавшейся всеми ревнителями церковного пения» (Синодальное училище. 1898. С. 400), «застрельщиком новых идеалов», к-рые состоят «в предпочтении восточной контрапунктики западной системе гармонизации аккордами», в диатонической гармонизации, вытекающей «из самой природы древних напевов, близкой и понятной русскому народу» (Как пишут «знатоки». 1899. Стб. 1035). В ж. «Музыкальный труженик», издававшемся Л., была впервые напечатана программная статья прот. Михаила Лисицына «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909. 7-13). Рецензии Л. на концерты Синодального хора 1897-1910 гг. отражают его репертуар и исполнительскую манеру коллектива, реакцию публики и проч. Оценки Л. были достаточно объективны: он не раз подвергал критике Кастальского как регента (см.: [Концертное обозрение]//Муз. труженик. 1907. 25; 1908. 22), но поддерживал, напр., назначение его директором Синодального училища, а Н. М. Данилина - регентом в 1910 г. Соч.: Москва: (От нашего корреспондента): [О духовных концертах]//РМГ. 1897. Апр. С. 678-681 (переизд. фрагм.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 993); Синодальное училище, его идеалисты, хор. Г-н Кастальский//РМГ. 1898. 4. С. 399-401 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 996-998); Как пишут «знатоки»: (Ответ на фельетон «Нового времени»)//РМГ. 1899. 42. Стб. 1029-1036; Концерт Синодального хора//РМГ. 1899. 15/16. Стб. 479-480 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 998-999); Концерт Синодального хора//РМГ. 1901. 43. Стб. 1065; Нечто о Синодальном хоре//РМГ. 1901. 11. Стб. 344 (переизд. фрагм.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1013); По поводу программ духовных концертов//РМГ. 1901. 19/20. Стб. 525, 527-528; К духовным концертам хоров Васильева, Синодального и Чудовского//РМГ. 1902.

http://pravenc.ru/text/2110522.html

Как секретарь Псковского об-ва хорового пения Г. на общем собрании 4 окт. 1901 г. огласил подготовленный им очерк истории об-ва, существовавшего с 1883 г., и годовой отчет. Его избрали председателем совета об-ва и руководителем хора. С дек. хор возобновил выступления на исполнительских вечерах об-ва, выезжал в соседние города Верро (ныне Выру, Эстония) и Остров. Все дореволюционные годы Г. оставался активным деятелем об-ва, хотя спустя 4 года в связи с перегруженностью работой отказался от поста председателя совета. В авг. 1904 г. съезд учителей пения духовных учебных заведений губернии по предложению Г. принял решение создать центральную епархиальную певч. б-ку, в к-рой он безвозмездно стал работать. В течение 10 лет также бескорыстно Г. заведовал б-кой Псковского дома трудолюбия; хор певч. об-ва под его управлением выступал там на чтениях для народа. На сцене Народного дома им. Пушкина, открытого в Пскове, Г. 12 апр. 1907 г. дирижировал сводным хором, составленным из 155 учеников местных духовных учебных заведений; 16 дек. того же года поставил оперные хоровые номера; 21 февр. 1910 г. Г. руководил смешанным хором из 170 певцов, исполнивших рус. песни в народных костюмах. Побывав летом 1910 г. в Ревеле (ныне Таллин) на эст. празднике песни, Г. решил перенести этот опыт на рус. почву. 19 дек. в докладе о художественной деятельности об-ва хорового пения он предложил ознаменовать полувековой юбилей освобождения крестьян рус. народным певч. праздником и сразу активно взялся за его подготовку. Праздник состоялся в Пскове 14-16 мая 1911 г. и стал первым в дореволюционной России. Вместе с известными хоровыми деятелями (А. А. Архангельским , М. М. Ивановым , И. Я. Тёрновым , М. А. Гольтисоном и новым председателем Псковского об-ва хорового пения И. И. Тульчиевым ) дирижировал сводным хором из 1437 певцов. Г. представлял псковичей на I Всероссийском съезде регентов церковных хоров и деятелей по церковному пению в июне 1908 г. (доклад «О преподавании пения в учебных заведениях»), на II Всероссийском съезде хоровых деятелей в июне 1909 г. («Обзор музыкально-педагогической литературы»), на III Съезде в июле 1910 г. был избран заместителем председателя президиума и выступил с критикой доклада «Музыкальное искусство и христианская религия», летом 1914 г. вновь избран в президиум Пятого съезда хоровых деятелей и выступил с предложением добиваться открытия в России 12 муз. народных уч-щ на средства Попечительств о народной трезвости. Его статьи о церковном пении и муз. образовании в духовной школе печатались в «Псковских епархиальных ведомостях».

http://pravenc.ru/text/166479.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010