С 1710 г. известны хозяйственные постройки, в т. ч. поваренная келья, сушило, 4 житницы, погреб и ледник. В 1764 г. в К. м. имелись крытая тесом каменная хлебопекарня с поварней и житницей, погреб, 3 амбара для хранения экипажей и проч. монастырских «потребностей», 2 кельи «в той же стене» с сенями и 3 чуланами, 2 «магазеи» для всякой поклажи, 2 деревянных «магазеи» (Там же. Л. 18 об.- 19). В XIX в. существовали и ремонтировались хлебня, кухня-поварня, трапезная, амбары, сарай для экипажей, скотный двор ( Архангелов. 1909. С. 26-29, 55) и др. подсобные хозяйственные постройки. Наиболее раннее из сохранившихся описаний ограды К. м. относится к 1710 г.: мон-рь окружен деревянным 4-угольным «заборником», «мерою та ограда по передней стене от каменной наугольной башни, что подле той башни святыя ворота в 30 сажен, по другой стене от конюшенных и скотного дворов 28 сажен, с третей стороны от озерков 32 сажени, четвертая от реки Кашинки 33 сажени». Кроме известных по документам с нач. XVI в. св. ворот для прохода существовали и др. ворота. В 1743 г. на пожертвование (200 р.) генеральши Секиотовой началось строительство каменной ограды с 3 башнями, завершившееся в 1748 г. (Там же. С. 45). В описи 1764 г. указывается «ограда каменная мерою вокруг 143 сажени. По углам оное ограды с лица две башни каменных ж. Все оные ограда и башни крыты тесом». В стене имелись двое ворот: одни - для проезда, другие - святые, у которых находилась калитка (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 362. Л. 19 об.). В 1812 г. монастырь получил разрешение сменить деревянные крыши на строениях ограды на железные. В кон. XIX в. внешний вид ограды не изменился. Из святынь, почитавшихся в К. м., в описи мон-ря 1710 г. упоминается образ свт. Николая Чудотворца «с деянием», в киоте и серебряном позолоченном окладе, «в венце 5 камней и цата серебряная золочена же», «в деянии 15 венцов серебряных. Да на том же образе приклад: два креста да копеек 15 алтын. Под цатою подушка камчатая нашита золотом и шелком. Да у того же образа вновь приложено: два креста монашеских обложены серебром, да крест серебряный, ефимок серебряный же» ( Архангелов.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Восстановителем и благоустроителем монастыря считается стольник И.И. Вердеревский, который вместо одного деревянного храма возвёл два каменных: холодный во имя Троицы, с приделом Алексея Митрополита (1695 г.) и тёплый во имя Иоанна Предтечи (1697 г.). На средства стольника были построены также другие каменные здания: колокольня со Святыми воротами, кельи для братии и настоятеля, хозяйственные службы, а также каменная ограда с 4 угловыми башнями. Кроме того, он пожертвовал монастырю из своих владений несколько земельных угодий и деревень. Размеры прясел ограды, указанные в документах, свидетельствуют о том, что уже к началу 18 столетия территория монастыря обрела очертания в виде неправильного многоугольника и сохраняла эту форму и величину вплоть до закрытия монастыря (1918 г.). В середине монастырского двора стояли две церкви, к северу от Троицкого храма в линию ограды была встроена колокольня. Местоположение остальных построек неизвестно, но, вероятно, бóльшая часть из них располагалась по периметру ограды, что было традиционно для небольших монастырей. При подъезде к Рязани со старой Московской дороги открывалась живописная панорама монастыря, в которой преобладала вертикаль трёхъярусной колокольни и массив Троицкого храма, эффектно отражавшиеся в речных водах Павловки. Пожар 1736г. истребил многие здания, и в дальнейшем монастырь неоднократно перестраивался. В 1752 г. родственник стольника дворянин А.П. Вердеревский пристроил к церкви Иоанна Предтечи придел во имя Сергия Радонежского, а находившийся в её трапезной старый Сергиевский придел был упразднён. Возведение нового высокого объёма обогатило силуэт монастырского комплекса. В описи монастыря 1763 г. впервые конкретно говорится о внешнем облике его церквей. Тёплая Предтеченская церковь – «каменная, одноэтажная, длина 6 сажень, кровля деревянная, при ней придельная церковь каменная, окна в два яруса, освящена в память Сергия Радонежского». В Троицкой холодной церкви – «свод каменный, глухой … второй ярус восьмигранный; в притворной половине (вероятно, речь идёт о трапезной или притворе), которая по 2 окна внизу и по 2 малых окна на боковых стенах, на западной – дверь. Карниз храма с сухариками, по углам граней по две колонки, над окнами прямые карнизы с прорезями, … кровля тесовая». Помимо каменных церквей, колокольни и ограды с башнями, в описи перечисляются другие многочисленные постройки. Внутри ограды – деревянные кельи, склад, каменные хлебня и поварня, сарай конюшенный и колёсный, конюшня. За оградой – каменная часовня, деревянная богадельня, овин, погребица, огороженные плетнём фруктовый сад, скотный двор и рига.

http://sobory.ru/article/?object=08281

До половины XVII столетия Архангельский монастырь находился почти в том же состоянии, в каком был оставлен преподобным основателем: только в 1438 году, при обнесении города валом и деревянной оградой, на восточной стороне монастыря была построена такая же ограда, с воротами в четыре сажени без четверти: а над воротами поставлена четыреугольная башня, с бойницами в три ряда. С 1651 года, после вспыхнувшего в монастыре пожара, он был мало-помалу устрояем своими настоятелями, при содействии благочестивых жителей Устюга. В нынешнее время все здание сего монастыря каменное. А. Он обнесен со всех четырех сторон каменной высокой оградой, которая начала строением на монастырскую казну в 1734 году, при Архимандрите Пахомии, под присмотром казначея Боголепа Нифонтова, а приведена к окончанию в 1737 году. Окружность ограды составляет 372 сажени и 2 аршина; толщина полтора аршина; высота восточной стены равняется с западной, а северной с южной. Верх всей стены сперва был покрыт тесовой кровлей, под которой сделан на толстых, утвержденных в стене, деревянных брусьях ход внутри монастыря; а к стене под самым верхом сделаны небольшие продолговатые окна. Но когда, в июле 1780 года, часть ограды против Введенского алтаря развалилась: тогда, разобравши стоявшую близ восточных ворот сторожку, кирпичом ее заклали стену, и с того времени по всей ограде начали сводить острый кирпичный гребешок, а деревянную кровлю и бывший под ней ход, за ветхостью их, разломали. Вся переделка ограды кончена в 1790 году. В восточной и западной стене ограды сделаны четверы ворота: первые на западной стороне, против Архангельской церкви, с небольшими подле них входными воротами, украшены изображениями Святых и называются красными или святыми. Над ними устроена церковь и поставлен образ Знамения Пресвятой Богородицы, который в 1763 году обложен серебряным окладом в 6 фунт. 77 золотников; другие на западной же стороне, между святыми воротами и юго-западным углом ограды, против Введенской церкви; третьи на восточной стороне, близ юго-восточного угла, в улицу к Иоанно-Предтеченскому монастырю;

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

XXXVIII. Рис. XXXIX. Развалины «малой мереженной» башни (Вид со стороны Сиверского озера) Вышина всей вообще ограды, окружавшей большой монастырь, была до кровли в 3 сажени «бес чети, (т. е. без четверти), а ширина поперег – сажень». Окружность же большого монастыря обнимала 373 (древних) сажени. Число окон на стенах и на башнях достигало 502. Как башни, так и ограда текли тесовое покрытче. 816 . Хотя от этой ограды к настоящему времени не сохранилось остатков, которые можно было бы без колебаний признать за достоверные памятники крепостной архитектуры XVI века 817 , тем не менее несомненно, что по своему устройству кирилловский город принадлежал к числу укреплений, рассчитанных на живую оборону, строившихся очень часто в подмосковной Руси со времени появления огнестрельного оружия (особенно в эпоху Грозного) 818 . Как видно из описей ограды, она была снабжена тремя рядами окон (нижних, т. е. «печур» или подошвенных боев? сравн. выше, средних и верхних), назначенных для наблюдений и употребления метательных снарядов. «По стене» кроме того был ход (покрытый тесом), служивший для передвижения обороняющихся, и как на города, так и на башнях, были расставлены пищали и пушки. Насколько сложны были частности боевых приспособлений кирилловской ограды в XVI столетии, решить это не представляется возможным с желательною определенностью. Быть может, внутренний фасад ее напоминал структуру Китая-города в Москве, с его арками на внутренней стороне и тремя боями. Сохранившаяся «свиточная» башня (и однородная с нею глухая четвероугольная башня на стене Ивановского монастыря) не имеет однако в настоящее время «навесных боев» или «машикули». Наружный фасад стены, как показывают остатки нижней части ее около Преображенских ворот, был украшен обычным кирилловским орнаментом из впадинок, а фасад башен – не только впадинками, но и зигзагами. Согласно с подмосковскими фортификационными обычаями XVI века, эти башни были расположены на исходящих углах полигонального очертания ограды, причем две береговые башни, будучи прикрыты от неприятеля Сиверским озером, покоились на четвероугольном базисе (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Такое пространство было, конечно, вполне достаточные для иноков, населявших в конце XVI века и начале XVII 886 Кириллов монастырь, и на монастырском дворе в то время оставалось еще много порожнего места. Но в конце XVI века не мало монастырских зданий, преимущественно служб, было разбросано вне ограды, в окрестностях монастыря, хотя в тоже время капустный огород приютился внутри ее за каменною стеною. Эта видимая несообразность объясняется характером тех служб, которые были вне и внутри ограды. Внутренность монастырской ограды в прежнее время с одной стороны считалась местом священным, к которому допускались и где проживали по преимуществу лица монашествующие. Богомольцы размещались в монастыре возле самого выхода. Женщины и отрочата, лошади и волы, еще по уставу патр. Алексия, не допускались в монастырь 887 . Когда монашествующий, во избежание соблазнов, совсем не сообщался с «мирскою чадью», аскетика признавала это иноческою добродетелью 888 . С другой стороны монастыркие уставы, действовавшие на Руси, издавна, начиная со Студитова, различали два круга служб: – «службы домовые», внутренния, которые непосредственно служили пропитанию братии и где работа производилась исключительно руками монахов, и службы внешния, где монахи являлись только надсмотрщиками, а работа производилась руками мирских служебников. – Это разграничение признал и Стоглав, когда предписал, чтобы монастырские службы поручались монахам, а служебники мирские трудились на монастырь вне ограды 889 . Не без влияния таких воззрений в конце XVI века (до литовского разорения) и в Кириллове извне ограды были размещены все те здания и службы, которые или требовали работы мирян на монастырь, или же служили помещением для скота. К началу XVII века некоторый из этих служб успели обстроиться рядом сооружений сродных с ними по назначению, и сгруппироваться в отдельные дворы или ведомства. Из числа таких дворов ближе других к большим «святым воротам» (несколько левее от выхода или против него) в 1601 году 890 был расположен «двор гостин», т. е. торговый двор (длиною в 22 сажени и поперег в 18 саженей) с избами, амбарами, клетями, «повалушею» и конюшнею 891 , которые, вероятно, назначались для «гостей», приезжавших торговать на кирилловские ярмарки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Но все соображения об улучшении состояния обители встречают неодолимые препятствия и затруднения: 1) монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части между Гостиным двором и бывшим протоком Сулою. С северной и западной сторон он граничит с обывательскими землями с южной и восточной прилегают к нему городские улицы. От восточных св. ворот до западной стены монастыря 78 сажен; от южных – съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени; площадь монастыря простирается до 4,992 кв. сажен; вокруг же всей ограды 312 сажен; на таком небольшом пространстве устроить и расположить монастырские здания во всем сообразно вышеизложенным предположениям нет никакой возможности; 2) Для протока Сулы от юго-восточной башни монастыря на небольшом расстоянии от ограды по Царевской улице проведена глубокая канава, достигающая почти до самого северо-восточного угла ограды. Отсюда проток Сула вливается в монастырь и, проходя в нем параллельно монастырской ограде с северной стороны, в небольшом расстоянии от ограды выходит из монастыря при северо-западном угле монастыря. Вследствие сего поверхность монастырской земли к южной и западной стороне ограды значительно возвышена, а к северу весьма значительно склоняется и по направлению протока Сулы образует большой ров. Для уравнения площади во всей северо-восточной стороне; монастыря потребовалось бы сделать огромную земляную насыпь. На этой насыпи можно бы поставить некоторые монастырские здания, хотя очевидно грунт земли, образованный из насыпи на протоке Сулы или близь него не обещает достаточной твердости. Но и это предположение оказывается совершенно неудобным к исполнению. Для осуществления этого предположения необходимо было бы вывести проток Сулу за монастырь, так чтобы он протекал по внешней стороне северной монастырской отрады подобно тому, как он протекает по Царевской улице с восточной стороны монастыря. Сделать это невозможно, потому что вся земля, прилегающая к северной стороне монастыря, принадлежит частным лицам и весьма значительно возвышена над уровнем протока Сулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

796 См. выше – «В 109 году июля 21 дна Михаил Молчанов и дьяк Нелюбов отдали в монастырскую казну 22 руб. 12 алтын 1 деньгу, «что взяли из Левонидова ящика, что остались у городового у каменного дела» (Рукоп. Кир. мон. 6). «Леванид» – это старец Леонид Ширшов (см. выше). – Во время описи монастыря в 1601 году за пределами ограды находился амбар, в котором еще хранилось «городовое кирпичье, что осталось у монастырские каменные ограды» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 398=498). О перестройках ее см. выше. 797 См. в приложении планы: 1720 года, Бороздина и Мартынова. – В конце XVI и начале XVII века монастырь был обнесен только одной оградой. Вторая ограда, существующая доныне, строилась в половине XVII века. (См. Рук. Кириллова монастыря ненумерованные). В 1664 году по указу царя Алексея Михайловича еще продолжали строить «город каменной» и на то городовое дело железа не стало у Кириллова монастыря, вследствие чего строитель Кирилловского Афанасьевского подворья на Москве Авраамий Логинов ходатайствовал о разрешении разработывать железную руду в царской волости (Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 85–86). По свидетельству описных книг 1773 года, на строение шести башен внешней ограды и всех трех окружной оной ограды западной, полночной и восточной стен в прошлом 1661-м году блаженные памяти государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа России самодержец изволил пожаловать сорок пять тысяч рублев. На строение оной же ограды заняты в 1657-м году у болярина Бориса Ивановича Морозова денег пять тысяч рублев, ржи на прекормление оградных работников тысяча четвертей да овса двести четвертей, а по смерти ево Морозова указом блаженные памяти государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа России самодержца в оных занятых денгах пяти тысячах, рже тысяче и овса двустах четвертях кабала уничтожена и в монастырь обратно прислана» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 23 и об.). 798 На плане 1720 года см. , на плане Бороздина 1 и на плане Мартынова 19. Подробнее об этих воротах см. выше. В 1621 году в меньших воротах существовала «сторожня» для береженья, позади которой находилось помещенье («полатка») для сторожей и старцев, «которые... у ворот берегут». Перед нею были «два чюланца дощаные» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 454). – «Сторожня» эта находится на лево от «святых ворот», под алтарем церкви св. Иоанна Лествичника и ее приделом (ср. рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Нектарий I, 90-е годы XVI в.; около 1604 г. очутился в России, с 25.VI. 1613 г. Вологодский Архиепископ, с 1616 по 1621 г. в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре, снова на Вологодской кафедре с 1625 по †3.VI.1626 г. Пройдоха. Митрофан, ок. 1614 г. Нектарий II, ок. 1616–20-е годы XVII в. Порфирий, 20-е годы XVII в. Георгий, ок. 1617 г. Иоасаф, ок. 1628 г. Аврамий, 30-е годы XVII в. Мелетий, ок. 1637–ок. 1645 г. Харитон, ок. 1643 г., вторично ок. 1651 г. Даниил, ок. 1650 г. Дионисий 1652 г. Афанасий II, ок. 1653–ок. 1657/8 гг. Игнатий, 60-е годы XVII в. Пафнутий, ок. 80–90-е годы XVII в. Арсений I, 60-е годы XVII в. Зосима, ок. 1663 – после 1670 г. Панарет, 70-е годы XVII в. Нектарий II, ок. 1673 г. Игнатий II, ок. 1676 г. Феофан, похититель Охридского престола в 1676 г. Григорий III, ранее 1679 г., вторично в 1683–88 гг. Мелетий II, 1676–7 г. Парфений II, 1677–1683 гг. Герман, 1688–91 гг., вторично в 1699–1702/3 гг. Григорий, 1691–95 гг. Игнатий III, 1693–95 гг., вторично в 1703–6 гг. Зосима II, 1695–99 гг., вторично в 1707–8 гг. Рафаил, 1699–1702 гг. Мефодий, 1708 г. Дионисий II, 1706–7 гг., вторично в 1709–14 гг. Филофей, 1714–18 гг. Церковный проходимец, «подвизался» в России. Иоасаф II, 1719–1745 гг., †1746 г. Иосиф, 1746–1751/2 гг. Дионисий III, 1752–1756 гг. Мефодий II, 1757–8 гг. Кирилл, 1759–1762 гг. Иеремия, †1763 г. Ананий, 1763 г. Арсений II, по происхождению болгарин, по фамилии Баласчев из охридского рода Баласчевых, 1763–1767 гг. (Список составлен по Ив. Снегаров, История на Охридската Архиепископия, т. т., C., 1924, 1932 г.) ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Архиепископ: Василий I, 1186, с 7.XI.1204 г. примас, †30-е годы XIII в. ВЕЛИКО ТЕРНОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Великотерновские патриархи : Иоаким I, 18/31.I.1235–1237 или 1246 г. Василий II, XIII в. Виссарион, XIII в. Иоаким II, XIII в. Игнатий, 1272–77 гг. Свщмученик Макарий, 80-е годы XIII в. Иоаким ок. 1283-†l 301 г. Дорофей, XIV в. Роман, XIV в. Феодосий I, †ок. 1337 г. Иоанникий I, после 1337 г. – после 1346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истрин Петр, родился около 1856 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Истрин Василий Сергеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Носово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 28; д. 2067, л. 14). Казанский Алексей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Иоанн Казанский, священник; Костромская губерния, Нерехтский уезд, село Владычня, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21 об.). Казанский Даниил, родился около 1855 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Иван Казанский († до 1880 г.), дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, Теряевая слобода, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 16). Казанский Петр, родился около 1851 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Иван Никитин, дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, Теряевая слобода, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21). Казанский Сергей, родился около 1859 г.; Костромская духовная семинария; Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Иоанн Казанский, священник; Костромская губерния, Нерехтский уезд, село Владычня, Введенская церковь . Брат : ПетрКазанский, экстраординарный профессор, Московская духовная академия (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 9, 9 об.). Казанцев Всеволод, родился около 1857 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иоанн Казанцев († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Подсосенье, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6). Казанцев Константин, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Константин Иванов († до 1872 г.), диакон; Московская губерния, Рузский уезд, село Никольское-Гагарино, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедев Димитрий, родился около 1859 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец : Яков Иванов Лебедев, дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Буйгород, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 3, 4, 4 об., 28). Лебедев Иван, родился1 сентября 1858 г.; Перервинское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Иоанн Лебедев († до 1880 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Лазаревский, церковь в честь Воскрешения Лазаря (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 15). Лебедев Иван, родился около 1856 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иаков Николаев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, погост Ивановский на реке Ламе, церковь во имя св. Иоанна Предтечи (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Лебедев Иван, родился около 1856 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Василий Николаев, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Никольское, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 9; д. 2007, л. 31). Лебедев Иван, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Иоанн Дмитриев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Покровское, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 23). Лебедев Иван, родился около 1857 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Александр Матвеев Лебедев, священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Шеметово, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 4). Лебедев Матвей, родился около 1860 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Василий Лебедев, священник; Московская губерния, Дмитров, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010