Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МИНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Минской епархии, учрежденное Синодом 17 нояб. 1867 г. на основании рапорта и программы, поданных архиеп. Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) . Журнал выходил в 1868-1870, 1873-1915 и 1917 гг. 2 раза в месяц, в 1871-1872 гг.- еженедельно 1-52), в 1916 г.- 1 раз в 3 недели 1-16). В дек. 1915 г. из-за эвакуации издание журнала было перенесено в Рязань, где вышел последний за этот год 19/20. Издание прекратилось на 21/22 за 1917 г. (1/15 дек.). Журнал состоял из офиц. и неофиц. частей, но редактирование частей было раздельным только в период с нач. 1875 г. по 1887 г. 9). Имя редактора в номерах за 1868 г. не указывалось, известно лишь, что первым редактором был назначенный синодальным указом А. А. Орлов, преподаватель Минской ДС; в 1869-1873 гг. журнал редактировали совместно свящ. (впосл. протоиерей) Феодор Миткевич и помощник инспектора семинарии Н. Ф. Акоронко, в 1874 г. номера подписывали попеременно Миткевич и свящ. Иоанн Проволович. Редакторами неофиц. части были в 1875-1879 гг. Миткевич, в 1880-1881 гг. (по 13) - прот. Евстафий Пастернацкий, с 14 за 1881 г. по 9 за 1887 г.- прот. Георгий Тарнопольский. Офиц. часть в 1875-1877 редактировал Проволович; в 1877-1880 офиц. часть, в 1880-1881 гг. 13 неофиц. часть - свящ. Е. И. Пастернацкий, в 1880-1883 гг.- А. С. Лукашевич, в 1884-1887 гг.- М. Е. Лебедев. С 10 за 1887 г. редактирование обеих частей было передано в семинарию, редакторами были: в 1887-1897 гг.- инспектор А. И. Черницын, в 1897-1908 гг.- преподаватель Н. А. Коноплёв, в 1898-1905 гг.- преподаватель А. В. Товаров, в 1905-1912 гг.- Д. В. Скрынченко, в 1912-1914 гг.- инспектор А. М. Панов, в 1915-1917 гг.- ректор семинарии прот. Иоанн Язвицкий. В офиц. части печатались Высочайшие манифесты, рескрипты и др. распоряжения; указы, определения и распоряжения Синода, а также его обер-прокурора, хозяйственного управления, учебного комитета и училищного совета при Синоде; аналогичные документы минского епархиального начальства, постановления съездов духовенства, журналы, постановления и отчеты семинарского и училищных правлений, братств, об-в, комитетов, попечительств, помещались различные известия и заметки по епархии, а также «иноепархиальные известия»; немногочисленные постановления и распоряжения гражданского начальства, имевшие непосредственное отношение к Церкви и духовенству.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

В конце XVII в. у северо-западного угла трапезной сооружена колокольня. Ее столпообразный квадратный в плане объем нес восьмигранный ярус звона, возможно, завершавшийся шатром. В верхней части колокольни были установлены часы с боем. Нижний ярус украшали изразцы с изображением животных (по-видимому, аналогичные изразцам собора), а вокруг восьмерика была устроена галерея, огражденная балюстрадой. Каменное строительство в монастыре в конце XVII в. не ограничилось возведением собора и колокольни. В тот же период (1685-1699) территорию обители, имевшую неправильную, но близкую к трапеции форму, окружили высокой, в 2 сажени, стеной с бойницами и с угловыми башнями. Посередине западного прясла ограды напротив собора были сооружены Святые ворота с крыльцом, арка которого опиралась на два кувшинообразных столба. Около 1702 г. вплотную к северо-восточной башне и вдоль восточного прясла ограды на пожертвования князя Василия Дмитриевича Путятина возвели небольшой двухэтажный корпус, который занимали братские кельи и больница. Еще три одноэтажные каменные постройки появились либо в конце XVII в., либо в первой половине следующего столетия (до 1748 г.): настоятельский корпус, сооруженный в линии восточного прясла ограды, вплотную к торцу более ранних келий, два братских корпуса, поставленных в одну линию вдоль северного прясла ограды, и житница (хлебный амбар), углом примыкавшая к Святым воротам и вытянутая в южном направлении вдоль западного прясла ограды. Жилые корпуса представляли собой прямоугольные протяженные здания, крытые на два ската и расчлененные на главном фасаде лопатками на прясла с двумя или тремя проемами в каждом. Последним сооружением, завершившим хронологический ряд монастырского строительства, продолжавшегося более полувека, были архиерейские палаты, возведенные между 1748 и 1760 гг. Довольно крупный двухэтажный корпус неправильной Г-образной формы занял юго-восточный угол монастыря, включив в свой объем юго-восточную башню и примыкавшие к ней отрезки ограды. В середине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=55472

В то же почти время начато строение на восточной стороне монастыря – по обе стороны строившейся Вознесенской церкви – каменной ограды и келлий, с двумя по концам ограды башнями. Предполагалось вести и южную линию ограды до поварни, как вдруг, среди этого разгара деятельности, в конце 1696 года, от новгородского митрополита Евфимия получено предписание, чтобы в монастырях без указа Государя вновь никакого строения не заводить и не строить, и денежную казну и золотые беречь. Архимандрит Иосиф с братиею, от 20 марта 1697 года, подали прошение в Приказ Большого Дворца о разрешении докончить начатые постройки, объяснив при этом, что все материалы уже заготовлены и каменщики наняты, и что все строение производили на подаяние вкладчиков. По получении от царя разрешения ограда на восточной стороне и две башни окончены; в этой же линии ограды, по обе стороны Вознесенской церкви – в некотором от нее расстоянии, построены двухэтажные каменные кельи: к северной башне – на 12 саж. длины и на 81/2 саж. ширины – назывались Макарьевскими, 16 а к южной башне над въездными воротами, на 81/2 саж. длины. Всего протяжения по восточной стороне ограды с церковью и кельями было 80 сажен. По южной стороне каменная ограда проведена от юго-восточной башни на 121/2 саж., за тем выстроен каменный двухэтажный корпус братских келлий, на 171/2 саж. длины и 51/2 саж. ширины, а далее от него опять продолжена каменная ограда на 12 саж. до прежде выстроенной поварни или Иверского корпуса. Всего по южной стороне протяжения ограды (каменной) и двух корпусов было 60 сажен. По всей каменной ограде сделаны были крытые переходы с бойницами в два ряда; в башнях же бойницы в три ряда. В 1743 году в братских кельях на южной стороне монастыря верхний этаж оказался уже негодным для жилья и разобран (годными кирпичами предполагалось надстроить выше колокольню, но впоследствии кирпич употреблен на постройку, при западных въезжих воротах, келлий сторожевой и столярной), а вместо оного в 1746 году надстроен, второй этаж деревянный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря своему высокому художественному качеству иконостас служил образцом при изготовлении высоких иконостасов в других церквях. Так, в 1790 году красноярский резчик Ф.Т. Ушаков обязался сделать иконостас в Воскресенскую церковь Нижнеудинска «по примеру имеющегося в городе Красноярске в соборной Воскресенской же церкви иконостаса». В 1847 году этот иконостас красноярского Воскресенского собора был продан за 500 рублей в выстроенную в 1842-1848 годах каменную Николаевскую церковь села Большой Кемчуг ачинского округа. С 1799 года красноярским купцом-третьегильдейцем Прохором Поповым вокруг Воскресенского собора было начато сооружение кирпичной ограды. Кирпич для ограды поставляли нанятые енисейские мастера-кирпичники Яков Зырянов и Степан Заусаев, а также крестьянин села Ладейского Иван Никаноров «с товарищи». Изготовление кирпича было налажено в специальных сараях, находившихся за речкой Качей, откуда паромом изделия доставлялись на место строительства. С 1805 года строителем ограды был избран красноярский мещанин Шахматов. Из «щета оградной денежной казны» за июнь 1806 года следует, что жжением извести для ограды занимались красноярские мещане Ростовцевы и Кулижников. На строительных работах помимо нанятых лиц использовался труд «невольников». К концу 1800-х годов были отстроены лишь южная и частично восточная линии ограды с кованой железной решеткой, в рисунке которой нашли отражение черты стиля рококо. В 1823 году на средства красноярского мещанина И.Н. Яковлева были начаты работы по достройке соборной ограды и возведению в ее западной линии кирпичного одноэтажного здания богадельни. Судя по старинным фотоснимкам, при сохранении формы кирпичных устоев новая ограда получила иной, не менее замысловатый рисунок решетки из металлической полосы. По своим художественным качествам ограда Воскресенского собора ничуть не уступала другим произведениям сибирского кузнечного мастерства, например, ограде тобольской церкви Михаила Архангела. В июле 1821 года под руководством красноярского мещанина мастера-каменщика Ивана Быкасова, по неизвестным нам причинам начались работы по «исправлению» колокольни Воскресенского собора. В результате этих работ был полностью разобран кирпичный шатер колокольни, который сменило купольное покрытие с главой. В таком виде здание Воскресенского собора, зафиксированное на изображениях Красноярска начала 1840-годов, просуществовало до середины XIX века, когда началось возведение новой соборной колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=23533

32 Кафедр. прот. Мартин Беневоленский – впоследствии архимандрит Иаков, наместник Ипатьевского монастыря; прот. девичьего монастыря Муравьев и прот. А. Магнитский. 33 По свидетельству этой же комиссии ограда монастыря во всей окружности имела 382 саж., именно: южная сторона её 68 саж., восточная 104 саж., северная 90 саж. и западная 120 саж. Высота ограды с восточной, западной и северной сторон 2½ саж., с южной стороны 3 саж. 1 арш. Толщина ограды не одинакова: снизу в 2½ арш., а к верху в 1 арш. 2 вер. Не безынтересным в представлении комиссии представляется следующее описание тогдашнего состояния ограды. Юго-восточный и северо-восточный углы ограды, где были устроены башни, по ветхости угрожавшие падением, разобраны: первый на протяжении 28 саж., а второй на 5 саж. На восточной стороне, в средине, ограда по ветхости разобрана на протяжении 3 саж. Вся южная сторона ограды имеет небольшую наклонность к северу; по западной стороне видны в пяти местах трещины, которые, простираясь сверху ограды, вначале имеют до ½ вер. ширины, длиною от ½ до 1 арш. Со всех сторон к ограде поставлены контрфорсы. В ограде две каменные башни: на северо-западном углу четвероугольная 4 саж. по длине и ширине и другая в средине западной стены осмиугольная – 6 саж. ширины. Ограда ничем не покрыта. 34 Еп. Платон, между прочим, ходатайствовал и о том, чтобы на отделку Богоявленской церкви была отпущена из казны сумма, имеющая состояться на торгах, которые следовало произвести вновь по смете уже одобренной Св. Синодом, но этот пункт ходатайства остался без удовлетворения. 35 В Богоявленском монастыре семинария пользовалась: Смоленскою церковью для совершения богослужения; еще в каменном двухэтажном здании монастыря помещалась семинарская больница; в трех комнатах одноэтажного каменного здания – аптека; также семинарии здесь принадлежали деревянная баня, конюшня из горбылей и дощатый сарай для экипажа. 36 Из древней утвари церковной ныне имеются в ризнице Богоявленско-Анастасиина монастыря следующие замечательные предметы: три серебряных креста воздвизальных (от 1610 г. по старце Варлааме, от 1662 г. – дар игумена Герасима и от 1759 г. на поминовение по М. П. Салтыкове); драгоценные ризы и бархатная епитрахиль от 1613 г., дар Д. М. Пожарского; от 1618 г. золотой панагийный крест; сребропозлащенная чаша от Н. В. Кафтырева в 1635 г.; два сребропозлащенные сосуда, вклад Д. В. Кафтырева в 1636 г., и еще Я. Волконского в 1666 г.; два кадила серебряные – дар М. М. Салтыкова в 1641 г. и М. Шаровникова в 1676 г., серебряная золоченная ладоница от архим. Павла в 1684 г. и три большого размера напрестольных Евангелия с богатоукрашенными серебряными досками: вклад от 1639 г. Д. Кафтырева, от 1641 г. З. Лукошкова и от 1704 г. боярыни А. В. Салтыковой; еще очень древние шелковые воздухи с вышитыми свящ. изображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

92 коп., а на самом деле израсходовано 1978 рублей, совершена частью в следствие замечаний преосвященного Христофора епископа Ревельского, обозревавшего монастырь, в пятидесятых годах текущего столетия, частью в следствие убеждения самих настоятельниц в неудобстве «для провождающих жизнь внимательную» монахинь и помещения в корпусе, «выдающемся окнами за монастырь, на берег судоходной реки Волхова, где летом бывает немало промышленного народа во всё время дня. Удалением ограды от этого корпуса к Волхову на 12 сажен это неудобство отвращено. 218 Не смотря на недавнее, в 1860 только году, построение восточной линии монастырской ограды, она в текущем 1870 году потребовала перестройки. Поставленная на фундаменте, не достаточно углубленном, подмываемая во время разливов реки Волхова, его водами, ограда покосилась и стала угрожать падением. Потому в текущем 1870 году эта часть ограды разобрана и устроена вновь с воротами и аркой и утверждена шестью контрфорсами. Описание ограды Каменную монастырскую ограду составляют четыре прямолинейный стены, на точках соединения которых стоят четыре башенки с остроконечными крышами. Фундамент ограды из крупного булыжного камня, а стены кирпичные. Фундамент забучен на два аршина глубины (под башнями и воротами, соразмерно их тяжести, глубже), и возведен сверх горизонта земли вершков на 12 – 13, при ширине одного аршина. Стены ограды, с пояском на верху из высеченных в кирпиче квадратиков, разделены неширокими, слегка выдавшимися пилястрами, на прясла, сажени по 2½ каждое. Гребень стены покрыт плитой с откосом на один скат. Вышина кирпичной кладки – до 4½ арш.; толщина в 1½ , а пилястр – в 2 кирпича. Башни, на подобие бастионов, круглые, имеют до сажени в диаметре (к верху несколько сужены) и три сажени с вершками вышины, с конической железной крышей и под ней с выдавшимися карнизами. Ограда по местам поддерживается контрфорсами. В ограде устроено четверо ворот: одни св. ворота – на западной стороне ограды; двое ворот на восточной стороне и одни ворота на южной, с монастырского скотного двора к огородам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

7. Постройка цистерн Одновременно с мощением лаврского двора, устроена, из кирпича, на цементе, цистерна, при народной гостинице, для собирания дождевой воды, необходимой на разные потребности богомольцев, и в особенности, для обеспечения самого здания от пожара; так как Почаев, будучи расположен на высокой горе, кроме лаврских сажалок, не имеет ни проточной, ни стоячей воды. Такие же точно цистерны и с той же предохранительной целью, устроены еще при свечном заводе и при экономии, на дворе, где имеется склад лесного материала. 8. Постройка каменной ограды вокруг кладбищенской церкви В год поступления своего священноархимандритом лавры, преосвященный Агафангел, обозревая кладбищенскую, лаврскую церковь , заметил, что при ней недостает ограды, при устройстве которой не мешало бы поставить домик, для помещения в нем кого-либо из монашествующих, послушников, или сторожей. Почему, и предложено было духовному собору озаботиться устройством ограды. Вследствие этого, епархиальный архитектор Раструханов представил, в 1867 году, чертеж и смету на постройку каменной ограды около кладбищенской церкви внутри ее двух домиков. Но проект этот до 1872 года не мог осуществиться, как по недостатку средств лавры, так и по тесноте кладбищенского погоста. Только, после безмездной уступки земли для означенной церкви, крестьянами: А. Воротнюком и И. Данилюком, в количестве 0,45 десятин, приступлено, в 1872 году, к возведению каменной ограды, на пространстве: 144 погонных саженей, вышиной в 3 ½ аршина, которая и окончена постройкой в следующем году. Вместе с оградой, построен и каменный домик о 2–х половинах; внутренняя же площадь, вокруг церкви, засажена фруктовыми деревьями. Стоимость ограды, с домиком, обошлась до пяти тысяч рублей. 9. Реставрация архиерейского дома В 1875 году, внутренность архиерейских покоев реставрирована вставкой в окна полированных рам, с богемским стеклом; причем, потолки комнат расписаны, карнизы вызолочены, а стены оклеены бумажными обоями. Сверх того, самый дом обнесен, с двух сторон, чугунной решеткой, на каменном фундаменте.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Так, в его управление монастырь обнесен был на пространстве 400 сажен каменною оградою, строение которой, быв начато в 1642 г., окончено в 1648 г. Представляя собою неправильный четыреугольник с небольшим усечением юго-восточного угла, ограда эта имела вид крепости с амбразурами и бойницами вверху и внизу, с ходом вверху всей ограды, прикрытым деревянною кровлею; следов амбразур теперь незаметно с наружной стороны, но с внутренней видно, что был бой верхний и нижний. В ряду кирпичей ограды положено было немало диких камней огромной величины, которые и доселе можно видеть особенно в восточной и северной стороне ограды. Эти сохранившиеся от разрушения стороны ограды или вообще северо-восточный угол так укреплены были, вероятно, потому что могли представлять более удобств для приступа неприятеля, так как они прежде обращены были в более открытую местность. В стенах ограды устроено было шесть башен: четыре по углам и, кроме того, над двумя въезжими воротами с западной и северо-восточной стороны. Находившаяся среди западной стены по нынешней Власьевской улице трехъярусная башня напротив Сретенской церкви (и даже в связи с ней) считалась главною и называлась триумфильною. В нижней четыреугольной части башни устроены были прикрытые сводами двойные железные ворота для въезда в монастырь; в среднем осмиугольном ярусе этой башни устроены наклонные вниз с наружной стороны бойницы для стрельбы из пищалей и четыре круглые помещения для пушек; верхняя часть башня была вся открытая с 16 полукруглыми слухами. Башня эта в 1864 г. приспособлена для помещения колоколов. Вторая башня существовала как и доселе, на северо-западном углу; третья – на северо-восточном 9 углу, по разборке которой после пожара в 1847 г. устроена новая башня, не законченная постройкой; четвертая башня (ныне не существующая) – на средине восточной стены, и под ней были ворота; пятая (также уничтожена) – возле Никольских ворот на юго-восточном углу стены и шестая – налево от этих ворот на юго-западном углу. В юго-восточном усеченном углу монастыря ближе к Смоленской церкви устроены были ворота с решетчатым железным затвором; над ними некогда на каменной стене изображен был лик св. Николая чудотворца. По окончании строения этой ограды игумен Герасим «за свое радение» получил похвальную грамоту от царя Алексея Михаиловича, упоминаемую в описи монастырского имущества за 1764 г. В январе 1645 г. тот же государь, по ходатайству боярина Михаила Михаиловича и крайчого Петра Михаиловича Салтыковых, пожаловал в новоустрояемую тогда ограду десять литых чугунных пушек, весом в 528 пудов да сорок ядер. Из этих пушек девять существовали еще в 1837 г., но уже в 1864 г. их исчислено только восемь; остальные, равно как и ядра, неизвестно когда утрачены. Ныне 7 пушек за препровождением одной в Ростовский музей древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных различным аспектам этого безвозвратно утраченного произведения сибирской церковной архитектуры, создание соборной ограды и часовни, остается малоизвестной страницей строительной истории красноярского памятника. Недавно обнаруженные нами в фондах Красноярского краеведческого музея ранее не известные исследователям проектные чертежи здания часовни и ограды заставили нас предпринять поиск и изучение документальных источников, позволивших в итоге составить представление о некоторых подробностях процесса проектирования и строительства этих важных объектов архитектурного комплекса Богородице-Рождественского собора. С освящением осенью 1861 года престолов новой красноярской соборной церкви, её строительство не было окончательно завершено: городским и епархиальным властям вместе с церковным строителем –золотопромышленником С.Г. Щеголевым предстояло выполнить существенный комплекс работ по ограждению и благоустройству территории храма. Утвержденный в 1844 году императором Николаем I проект собора, сочиненный архитектором Тоном К.А., не содержал предложений по размещению и архитектурному облику соборной ограды. В этой связи С.Г. Щеголевым, выразившим готовность принять на себя будущие денежные затраты, был предложен собственный вариант устройства ограждения места кафедрального собора. В феврале 1863 года после одобрения епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым), проект соборной ограды, выполненный по заказу С.Г. Щеголева не известным лицом, был направлен на утверждение енисейскому губернатору П.Н. Замятнину. Как следует из апрельского 1863 года обращения епископа Никодима в Красноярское духовное правление, предложения С.Г. Щеголева не ограничивались сооружением только самой ограды. «Подавая мне сей рисунок, - сообщал в своем послании красноярский владыка, - Исидор Григорьевич объявил мне словесно, что он желает, что бы на одном угле ограды устроена была часовня, для продажи свечь, а на другом сторожка с пристройками».

http://sobory.ru/article/?object=33431

Лебедев Дмитрий, родился 26 октября 1857 г.; Спасо-Андрониевское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Василий Иванов, отрешенный пономарь; Москва, Пречистенский сорок, Борисо-Глебская, что на Поварской, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 314 об., 315). Лебедев Иван,родился 8 марта 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец: Михаил Никитин Лебедев († до 1880 г.), священник; Москва, Сретенский сорок, Николо-Звонарская, что на Рождественке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 34; д. 1762, л. 324 об., 325). Лебедев Константин,родился 15 октября 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Иван Иванов Лебедев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Корочарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 290 об., 291). Лебедев Михаил,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Иоанн Васильев, священник; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая в Ямской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 280 об., 281). Лебедев Николай,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Алексей Иванов, пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Александрово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 34). Лебедев Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Михаил Лебедев († до 1873 г.), священник; Москва, Сретенский сорок, Николаевская, в Звонарях, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 4, 50). Лебедев Сергей,родился около 1857 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Алексей Исааков († до 1876 г.), священник; Москва, Московский Верхо-Спасский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 290 об., 291). Лебедев Сергей,родился 2 июля 1860 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец: Николай Никитин Лебедев († до 1880 г.), диакон; Московская губерния, Подольский уезд, село Никитское, Никитская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 54; д. 1762, л. 334 об., 335).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010