Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях Государственной церкви в английском обществе 1820-х гг. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 21 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Историю называют учительницей жизни, и в отличие от философии она учит примерами. В этой статье читатель познакомится со спорами в английском обществе в первой трети XIX b. о предоставлении гражданского полноправия сектантам при сохранении привилегий национальной Церкви. Обращение к этой теме не случайно. На мой взгляд, этот период религиозной истории Англии может стать хорошей иллюстрацией к тем дискуссиям о правах религиозных меньшинств, которые сегодня волнуют Россию. В статье три действующих лица: государственная власть, национальная англиканская Церковь и религиозные меньшинства, прежде всего протестантские диссентеры и католики, которым именно в то время, в 1828 и 1829 гг., было предоставлено гражданское и политическое полноправие. Нетрудно представить, что такая расстановка сил напоминает в некоторой степени ситуацию в нашей стране. Спора нет: между Русской Православной Церковью и англиканством общего мало (хотя вспомним: англикане настаивают на том, что в их Церкви сохраняется апостольское преемство), и исторические обстоятельства совершенно разные. Но все-таки проблема одна и та же: Церковь и сектанство, их взаимоотношения.  Английские нонконформисты Англиканская Церковь была призвана стать оплотом христианской веры в Англии, была утверждена как государственная и занимала в обществе привилегированное положение 1 . Англичане относились к национальной Церкви с огромным уважением; как писала одна из ведущих газет, англиканская Церковь оградила англичан от идолопоклонства римокатоличества и фанатизма кальвинистов 2 . В 1828 г. во время бурной полемики о полноправии католиков журнал “Christian Remem­brancer” убеждал современников: “Сейчас модно говорить о лживой свободе мнения, которая подразумевает или полное равнодушие к спасительному учению и Евангельской истине, или отношение к Церкви как к всего лишь вспомогательному органу управления Кажется, наши сограждане совсем позабыли о том, что англиканская Церковь стоит у основания наших свободных и благородных учреждений, у истоков нашей цивилизации, образования, просвещения” 3 .

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

Закрыть itemscope itemtype="" > В чужой монастырь со своим уставом Митрополит Кирилл против Кондолизы Райс 07.12.2005 338 Время на чтение 4 минуты Доклад о религиозной свободе в мире, опубликованный 8 ноября этого года Государственным департаментом США, не мог остаться без внимания со стороны руководства Московского Патриархата (МП). В докладе среди главных врагов свободы религии в России, помимо власти и ФСБ, американские аналитики назвали еще и Русскую Православную Церковь. Не прошло и месяца, как председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выступил с открытым письмом в адрес государственного секретаря США Кондолизы Райс. Как и год назад, разработчики доклада включили Россию в список стран, правительства которых проводят дискриминационную политику в отношении так называемых религиозных меньшинств. В тексте доклада было отмечено, что Русская Православная Церковь вопреки положению Конституции РФ о светском характере государства пользуется поддержкой федеральных и местных органов исполнительной власти. В Госдепартаменте США считают, что одним из нарушений закона о свободе вероисповедания в России является вмешательство ФСБ в дела, связанные с выдачей виз иностранным религиозным деятелям. " ФСБ рассматривает лидеров некоторых религиозных меньшинств как угрозу национальной безопасности " , - отмечается в тексте доклада. В своем " ответном " письме Кондолизе Райс глава ОВЦС не стал подвергать сомнению тот факт, что в России есть проблемы с реализацией религиозной свободы. Он объяснил их тем, что отношения в этой сфере приходится заново выстраивать после десятилетий государственного атеизма и открытой борьбы против всех верующих. Однако " абсолютно беспочвенным " митрополиту Кириллу видится утверждение, что Русская Православная Церковь по " статусу приближается к государственной " . По славам митрополита, Церковь " полностью отделена от государственного аппарата " , а священники " не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений " . " Это наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства " , - подчеркнул глава ОВЦС.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Протоиерей Владислав Цыпин: «Не надо стремиться навстречу духу века сего» О патриархе Варфоломее, расколе на Украине, Малюте Скуратове и эпохе Сталина Николай Бульчук Сегодня наш гость – протоиерей Владислав Цыпин, доктор богословия и церковной истории, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Московской и Сретенской духовных академий. Как складываются взаимоотношения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом? Каковы перспективы Православной Церкви Украины (ПЦУ)? Как наша Церковь продолжает свое служение в сложившихся условиях? А также, почему наша Церковь до сих пор не может высказать согласованное мнение об эпохе Иоанна Грозного и «вожде всех народов»? На эти вопросы мы попросили ответить отца Владислава. – Отец Владислав, почему наша Церковь по-прежнему находится в разрыве с Константинопольским Патриархатом и, соответственно, с теми Церквями, которые поддержали новоявленную ПЦУ? Большое количество Церквей уже признало ПЦУ и ее «предстоятеля» митрополита Епифания. Получается, что Русская Православная Церковь сегодня несет главную «нагрузку» по противостоянию этой раскольничьей структуре и незаконным действиям патриарха Варфоломея в целом? – Я полагаю, что не признавших раскольников за законную каноническую Церковь и, соответственно, отвергающих акт патриарха Варфоломея о даровании автокефалии раскольникам не меньшинство, а все-таки значительное большинство. Мне известно, что грекоязычные Церкви (Александрийский Патриархат, Элладская Церковь) признали ПЦУ. Конечно, Александрийский или Константинопольский престолы в диптихе занимают (или занимали до этого) первенствующие места, хотя, если иметь в виду численность православных епископов (тем более священников и еще больше – паству), то это все равно ничтожное меньшинство. Собственно говоря, признала ПЦУ только одна национальная Поместная Церковь – это Элладская Церковь. А пока (надеюсь, впрочем, что так будет и впредь) ни Румынская, ни Болгарская, ни Сербская Православные Церкви раскольников за каноническую Церковь по-прежнему не считают. Поэтому если оценить православный мир, православную паству (самым скромным образом) в 250 миллионов человек (речь идет, разумеется, не о тех людях, которые живут благочестиво и соблюдают все церковные нормы и правила, но так статистику не ведут, так можно попытаться считать лишь святых людей), – итак, если говорить в общем о числе всех православных, то такая статистическая оценка будет более или менее верной. Но мне кажется, что сегодня все-таки около 15 миллионов из этой многочисленной паствы принадлежат к Церквям, которые признали раскольников за каноническую Церковь.

http://pravoslavie.ru/142463.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 28  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. См. книги С.С. Куломзиной в Православной библиотеке . Введение Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи.

http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-na...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82636.html 21 января 2011 Выступление протоиерея Всеволода Чаплина на встрече членов Общественной палаты РФ с президентом России Источник:  Интерфакс-Религия Достоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие коллеги и друзья! Прозвучала очень важная тема национальной культуры. Я думаю, она связана и с темой национального духа, национального самоопределения. И у нас в этой сфере, конечно, есть о чем порассуждать и есть что решать. Россия богата своим национальным разнообразием, и каждый живущий в ней народ нуждается во внимании государства и всего общества. Причем мировая практика показывает, что меньшинства в силу самого своего положения нуждаются в особом внимании и особой защите. Каждый народ должен иметь возможности для развития своих традиций, культуры, языка, представлений о жизни, образа жизни. Нужно, чтобы культуры всех народов нашей страны были лучше представлены в общенациональных СМИ, в системе образования, в общекультурном пространстве. У нас сегодня этого меньше, чем хотелось бы иметь. У нас есть массовая культура, унифицированная. То ли российская, то ли нероссийская. Культур народов нашей страны у нас в общекультурном пространстве мало, их должно быть больше. Я бы очень хотел, чтобы люди могли и танцевать лезгинку, и праздновать свои национальные и религиозные праздники. Естественно, в рамках закона и приличий, там и тогда, где и когда это будет приемлемо для окружающих, для всех людей. И в этом случае, уверен, люди всегда будут позитивно воспринимать наше культурное богатство и будут радоваться радостям тех, кто живет рядом с ними. Впрочем, сказанное, как мне кажется, не означает, что мы должны забывать значения для России русского народа и православного миропонимания, православной культуры. Они сформировали нас как нацию и как государство. Первыми очагами учености, культуры и мысли на Руси стали монастыри и храмы. Живопись, музыка, письменность, ставшие для всего мира символами России, возникли именно в них, задав вектор и светской российской культуре XVIII–XIX веков. Именно такой русскую культуру воспринимают во всем мире, что, в частности, недавно ясно показал визит Дмитрия Анатольевича в Святую Землю. Не случайно во многих католических храмах Франции, Бельгии, Италии можно видеть репродукции иконы Троицы преподобного Андрея Рублева или Владимирской иконы Божией Матери. Эти иконы туда принесены не российским посольством, поверьте мне, и не приходами Московского Патриархата. Сами западные христиане, особенно католики, знают и уважают нашу русскую культуру и испытывают некий трепет перед тем Ex Oriente Lumen, светом с Востока, который ими ожидается, как мне кажется, в период нынешнего мировоззренческого кризиса Запада. Главный вектор нашей культуры не смог изменить даже семидесятилетний период господства безбожной идеологии, поднявшей на знамя интернационализм, но так и не сумевшей разрешить национальные проблемы.

http://religare.ru/2_82636_1_21.html

Однако нынешним властям абсолютно не нужно отравлять Патриарха. Только реваншисты могут пытаться отравить Патриарха, ибо они стремятся и мечтают вернуться во власть. Национальная партия или меньшинства Саакашвили таким образом пытаются дестабилизировать ситуацию в Грузии, обвинить новые власти и провести в Грузинскую Патриархию своего ставленника, который будет губить Православие и поддерживать католичество и священнослужителей, обслуживающих чужие интересы. В связи с попыткой покушения на Патриарха в Грузии принимают серьезные меры: уже был допрошен начальник охраны Патриарха. Но не исключено, что в его организме могли найти следы яда времен Михаила Саакашвили. Может быть, доброкачественно проведенные исследования Предстоятеля Грузинский Церкви выявили осевший в организме яд. Но нельзя исключать, что ядовитое вещество было добавлено в настоящее время с целью дестабилизировать ситуацию в Грузии и обвинить нынешние власти в смерти Патриарха. Я уверен в непричастности к этой истории государственных мужей, потому что лидер партии " Грузинская мечта " Бидзина Иванишвили многое сделала для развития и поддержки Грузинской Церкви, строила главный храм в стране, финансировала поддержку строительства и развития храмов, епархий и священнослужителей. Скорее всего, идет борьба – Национальная партия Саакашвили стремится разыграть очередную карту для дестабилизации ситуации в стране и попробовать реализовать свои реваншистские планы. Самое главное, что грузинский народ свято чтит и любит своего Патриарха, который остается единственной надеждой, верой, гордостью и совестью грузинской нации. Грузины не воспримут ни одни действия против Предстоятеля Грузинской Церкви. Вчера Патриарха успешно прооперировали в Германии. Мы надеемся, что все будет хорошо, и он продолжит радовать и поддерживать свой народ. Ныне именно Патриарх Илия II является мостом и звеном между грузинским и русским Православием. Православная Церковь в лице Патриарха Илии II помогает развивать российско-грузинские взаимоотношения, что раздражает американцев, курирующих до сегодняшнего дня Грузию, и других, кто желает заменить светоча и совесть грузинской нации на более лояльного к американцам Патриарха. Мы надеемся, что грузинский народ не позволит убить Предстоятеля. В Грузии есть достойные кандидатуры, готовые заменить Патриарха в случае его болезни или если он пожелает уйти.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/14/po...

  Выставка Святыни нуждаются в защите закона Галина Васина, " Парламентская газета " (02.09.2003)   Экспозиция " подправленных " икон, фотографий и видеороликов под названием " Осторожно, религия! " , открывшаяся в святочные дни 2003 года, всколыхнула тогда все общество. Шум в СМИ и... два уголовных дела. Перформансисты, инсталляторы и актуалисты, отбросившие Дюрера с Репиным как неактуальных, лукаво недоумевают: почему? Музей и общественный центр " Мир, прогресс, права человека " имени Андрея Сахарова далеко ушел от великого соотечественника, чье имя эксплуатирует. Видимо, спонсоры требуют от центра по-особому воспитывать " умение грамотно использовать права человека и гражданина " . У Бориса Березовского, содержащего центр, свое представление о " правах " . Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров наши проблемы тоже видит специфически: это он вручил академику Игорю Кону весомый грант " за защиту прав сексуальных меньшинств России " . Благосклонная к " актуалистам " критика утверждала, что они готовы идти " даже на распятие, лишь бы заметили " . Да, эти люди распинали себя, повесив на груди табличку " Я не сын Бога " , распугивали отвязную богему и прохожих роскошным неглиже и истовым лаем, на Красной площади выкладывали из собственных тел грязное слово, прилюдно мастурбировали на вышке осушенного к тому времени бассейна " Москва " , в Пушкинском музее у картины Рембрандта совали под нос журналистам собственные, пардон, экскременты... Российская Фемида безмолвствовала. Лишь в Голландии одному из них пришлось отсидеть за нечто подобное в тюрьме как за хулиганство. Один из инсталляторов Авдей Тер-Оганьян " прославился " тем, что на выставке в Манеже рубил топором иконы. Против него к чести нашего правосудия было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (разжигание национальной, расовой и религиозной розни). Историко-искусствоведческая экспертиза ссылалась тогда на VII Вселенский собор: " Всякое изображение, сделанное во имя Господа, или ангелов... свято " . Авдей скрылся в Чехии. Однако в центре Сахарова выставлялись и его " работы " : оскверненные иконы Спасителя и Богородицы с издевательски вырезанными на них символами и выражениями.

http://moral.ru/Sakh_press19.htm

Если говорить о правах человека, нет никаких оснований надеяться на то, что права национальных меньшинств, в которые сейчас в Косово превращаются сербы, могут быть как-то соблюдены. Что сербы не окажутся не просто в изоляции, а в осажденной крепости, где сложно будет даже сохранить им жизнь, особенно учитывая воинственность безработной албанской молодежи, которая открыто говорит, что она им перережет горло. Поэтому я, честно говоря, не понимаю, почему Европа не чувствует, что это направлено против нее. С Америкой все понятно. США в Косово расположили свою базу и продвигаются дальше на Восток, используют эту природную равнину на Балканах, для того, чтобы танки можно было легко, в случае необходимости, перебросить в Салоники. Это же тоже военно-стратегический театр, надо учитывать и это. Американцы рассчитывают, что любовь косовских албанцев к ним компенсирует ту ненависть, которую сейчас к Америке испытывает исламский мир. Но это очень опрометчиво. Для Америки подобная язва в сердце Европы означает то, что Европа будет все время нуждаться в ней. Но для Европы, которая сама станет исламской через два-три поколения, о чем уже открыто пишут политологи, создание воинствующего исламского государства в самом ее центре - незаконно. А незаконность всегда питает диссидентские течения и в религии, и в политике. Это будет государство, претендующее, в соответствии с доктриной великой Албании, на огромную часть территории и других государств. Это не секрет. Зачем они делают вид, что этого не понимают? Они разве не знают, что идея великой Албании предполагает присоединить потом 40 процентов Македонии и северо-западную часть Греции, превратить Охридское озеро во внутреннее море албанской нации? А там расположены христианские и православные святыни. Мощи святых Наума и Климента, которые после Кирилла и Мефодия переводили литургические тексты на церковнославянский язык. Язык, на котором мы и сейчас читаем Евангелие. Кто говорит о том, что, например, все христианские святыни в Косово подверглись не просто разграблению и обстрелу, а подверглись надругательству. Я видела заверенные фотографии, где экскрементами осквернены алтари. Где пробит пулями лик Богородицы и черным надпись - прямо через икону: " УЧК " и " Европа Петра молчит " . Странно, непонятно. Такая близорукость!

http://pravoslavie.ru/36476.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: «Нам всегда нужно помнить о том, что русская культура – системообразующая в России» Известный священник прокомментировал результаты переписи населения 2010 года, согласно которым в России проживает более 80% русских 17.12.2011 790 Итоги последней Всероссийской переписи населения показали, что в Российской Федерации проживает более 80% русских, что составляет более 111 млн человек. Между тем, статус русского народа в Российской Федерации до сих пор остается неопределенным, российское государство по-прежнему декларируется как многонациональное, а положение русских и их религиозные, культурные и нравственные ценности зачастую оказывается уравненными с ценностями малочисленных национальных диаспор. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили известного московского священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ) иерея Валерия Буланникова . Результаты в общем-то ожидаемые, потому что исторически в Российской Империи русский народ был всегда доминирующим. И колебалась численность русского народа в стране незначительно – от 75 до 80 с небольшим процентов. На самом деле, коренное население России всегда было стабильно, хотя нам сегодня кричат о вымирании русского народа и пр. Есть, конечно, некоторое снижение числа русских, но оно не катастрофично, как можно было бы подумать. Конечно, надо принимать некоторые меры для того, чтобы стимулировать рождаемость у русских, чтобы русские имели возможность достойно жить. Нужно создать производства, там, где они необходимы, нужно развивать инфраструктуру и т. д. Все эти ожидания об улучшении демографической ситуации, о возрождении русского народа совершенно оправданы. Нужно, конечно, улучшать ситуацию в этом направлении. Надо вернуться к той форме национальных отношений, которая существовала при Царе. Нужно заявлять о том, что в России должна доминировать русская нация, но при уважении прав национальных меньшинств. Власть в Российской Империи всегда старалась, чтобы национальные элиты существовали достойно, центральная власть всегда стремилась, чтобы представители национальных элит инкорпорировались в тело русского народа. В правящей элите всегда было много представителей Кавказа, Центральной Азии, не говоря уж про Украину и Белоруссию, народы которых вообще являются фактически одним народом с русскими. А попытки разделить русский народ на три составляющие, на три отдельные нации ни к чему хорошему не приводят.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/17/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нелёгкие будни православного духовенства в Полесском воеводстве межвоенной Польши в 1920-е годы “Высокомерие, презрение и гнёт…” 29.03.2024 44 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Снос церкви Преображения Господня (1910 - 1911 г.). Крылов (Kryów), Хрубешувский повят, Люблинское в-в-во. Польша, 8 июня 1938 г. По материалам Государственного архива Брестской области Отличительной чертой политики польских властей на белорусских землях, вошедших в состав Второй Речи Посполитой в соответствии с условиями Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года между РСФСР, УССР и Польшей, стала последовательная и всё более жёсткая дискриминация православного населения, духовенства и православной церкви. Официальная Варшава с самого начала воспринимала православную церковь на территории своих восточных воеводств не просто как нежелательный, подозрительный и чуждый элемент, но и как потенциально враждебный польскому государству социальный институт, который ассоциировался исключительно с Россией и её политикой после разделов Речи Посполитой. Базовый факт, состоящий в том, что православие являлось изначальной верой местного восточнославянского населения, принявшего её в результате крещения Руси святым князем Владимиром в 988 году, польские власти демонстративно игнорировали, трактуя православную церковь в восточных воеводствах межвоенной Польши как результат российской политики после ликвидации Речи Посполитой в конце XVIII века. Именно поэтому польские власти, с одной стороны, стремились максимально ослабить православную церковь в Польше путём сокращения православных приходов и конфискации церковного имущества, а с другой стороны, небезуспешно пытались установить полный контроль над православной церковью, превратив её в послушный инструмент реализации своей культурной и национальной политики в восточных воеводствах (Papierzyska-Turek 2006: 150-151). Всё это самым грубым образом нарушало практически все положения статьи VII Рижского договора, которая провозглашала, что «Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, …все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов» (Польша-Беларусь 1921-1953. Сборник документов и материалов 2013: 34). Однако сразу же после подписания Рижского договора стало ясно, что свои обязательства по гарантии прав национальных меньшинств Варшава соблюдать не собирается.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/29/nelegk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010