М.В. Лодыженский Глава восьмая. Астральное ясновидение. Астральный мир и духовная авиация В астральной сфере имеется много существ, присутствие которых тяжело для человека, потому что они враждебны ему. А. Безант. Что есть астральное ясновидение. Астральная сфера и ее обитатели. Отношение к обитателям астрального Мира (демонам) йога и христианского подвижника. Духовная авиация. «Учительство» у индусских йогов и «старчество» у христианских подвижников. Ф. М. Достоевский о старчестве. Астральное тело человека. Процесс жизни астрального тела. Неисчерпаемость энергии астрального тела. Низшею степенью сверхсознания является астральное ясновидение. Ощущения этого ясновидения встречаются наиболее часто; с такими ощущениями знаком почти каждый из нас или по личному опыту, или по тем рассказам, которые мы слышали от кого-либо из наших близких. У многих людей это ясновидение выражается в особых смутных представлениях, напр., в ощущениях ожидания предчувствуемого радостного или горестного известия о совершившемся с кем-либо из наших близких, или, напр., в ощущениях присутствия в той комнате, где вы сидите в одиночестве, постороннего лица, которого вы, хотя и не видите, но кого вы как бы чувствуете инстинктивно около вас и т. п. Ощущения эти, как разъясняет А. Безант, имеют своим источником импульсы, идущие из астральной сферы, вызывающие вибрации в астральном теле человека. А. Безант полагает, что означенные вибрации передаются симпатической нервной системе через солнечное сплетение, которое состоит в наиболее тесной связи с астральным телом. 281 При помощи симпатической нервной системы вообще и солнечного сплетения в частности, полученное ощущение передается мозгу и, достигнув, таким образом, бодрствующего сознания, вызывает в человеке известное смутное чувство. При этом, как говорит А. Безант, совершается такой круговорот. Весть идет из астральной сферы к вибрирующему астральному телу, через астральное тело к симпатической нервной системе и к солнечному сплетению, а от солнечного сплетения переходит через связующие звенья к мозгу. Иногда, если вибрации были очень сильны, явление это сопровождается чувством тошноты, что очень характерно для пути, через который оно проходит – солнечное сплетение тесно связано с желудком.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

М.В. Лодыженский Глава двенадцатая. Виды ментального ясновидения и чудеса раджа-йоги «Йог может войти в мертвое тело и заставить его встать и двигаться даже в то время, как он сам действует в другом теле. Или он может войти в живое тело и удерживать сознание и органы человека в повиновении и временно действовать посредством тела этого человека». Свами Вивекананда. 477 Описание различных видов ментального ясновидения. Что есть чудо раджа-йоги? Разница между чудом йога и чудом христианского подвижника. Чудесные воздействия йога на свое тело и на окружающую среду. Сила постгипнотического внушения. Сила месмерическая. Факты проявления ее у мула-курумбов. Положительная и отрицательная сторона раджа-йоги. В этой главе мы будем подробно говорить о различных проявлениях ментального ясновидения, а также познакомимся ближе с проявлениями самадхи, познакомимся с особыми воздействиями при этом состоянии 1) на физическое тело самого человека, 2) на окружающую человека среду, и 3) наконец, на окружающих его людей, т. е. познакомимся с такими явлениями, которые принято называть чудесами. Прежде чем начать нашу беседу о различных видах ментального ясновидения, достигаемого через упражнения раджа-йоги (а также через особые способы, известные оккультистам), напомним читателю, как мы в Х главе нашей книги определили понятие, заключающееся в слове ментальное ясновидение. Мы тогда сказали, что под ментальным ясновидением понимаем особую способность человека видеть миры астральный и ментальный – способность, управляемую мысленною силою человека. Теперь к этому определению еще добавим, что под ментальным ясновидением следует также понимать способность человека проникать своею мысленною силой и в физическую среду, недоступную нашему обыкновенному познанию. Вообще, судя по данным, извлеченным нами из подлежащих источников, ментальное ясновидение может проявиться следующим образом: 1) как ясновидение, проникающее через непрозрачную среду и на далекое расстояние; 2) как мысленная сила, проникающая в тайны физической сферы – в тайны, недоступные прямому познанию нашими физическими способами, так, напр., благодаря этому мысленному проникновению, могут быть постигаемы с одной стороны строение материи, атома, эфира и проч., а с другой – жизнь на различных планетах и на бесконечно удаленных от нас мирах и, наконец,

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

М.В. Лодыженский Глава десятая. Сверхсознание ментальное. Основания раджа-йоги «Ранее, чем сокровенная сила сделает тебя Божественным, воля твоя должна стать победителем над телом желаний. Ты не можешь идти по пути, не сделавшись сам этим путем... Чем более будешь дерзать, тем более получишь». Из «Голоса Безмолвия» Блаватской. Что есть ментальное Сверхсознание? Ментальное ясновидение. Ментальная сфера и ее обитатели. Раджа-йога и хатха-йога. Теория раджа-йоги. Акаша и прана. Задачи раджа-йоги. Необходимые качества подвижника. Сверхсознание ментальное как первая ступень к познанию Божества. Противоположность начал раджа-йоги и христианского подвижничества. Движение в Индии против психизма. Свами Вивекананда о гипнотизме. Его аналогия раджа-йоги. Астральное ясновидение, о котором мы говорили в предыдущих главах, не требует особых усилий для своего развития. Ближайший к физическому миру – мир астральный может ощущаться человеком сравнительно легко. Для этого не нужно перерабатывать себя нравственно и психически. Человек страстный, склонный к эмоциям, весьма близок к этому миру. Развить астральные ощущения волнениями, возникающими на почве искусственных возбуждений, о которых мы говорили в предыдущей главе, или же на почве страха ко всему таинственному, не трудно, и восприимчивость к таким ощущениям может возрастать у человека достаточно быстро. С другой стороны, явления астрального ясновидения доступны каждому желающему, благодаря, напр., весьма распространенным опытам спиритизма. Все эти астральные восприятия даются легко. Совершенно иным, сравнительно с астральным ясновидением, представляется сверхсознание ментальное. Достижение этой степени сверхсознания, как видно из теософской и индусской литературы, сопряжено с громадными усилиями и работою над собой. Усилия эти прежде всего, как мы уже говорили в VII главе, должны быть направлены к тому, чтобы при проникновении сознания в высшие миры человек сохранил преобладающим над всем существом своим могущественные орудия свои – мозговую мысль и мозговую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наконец, что касается проникновения в планетные миры, то на этот счет теософы также никаких указаний не дают, хотя, напр., теософ Паскаль утверждает, что «ментальные чувства проницают почти на любом планетном расстоянии». 487 Ментальное ясновидение, как способность лицезреть астральный и ментальный миры и как мысленная сила, проникающая в астральную и ментальную сферу через выхождение человека из физической оболочки и перенесение своего астрального и ментального тела в область этих сфер. В главах VIII и Х нами были приведены в выдержках из статьи «Древняя мудрость» А. Безант описания астральной и ментальной сфер с населяющими их элементариями; мы также говорили там о внешнем виде астрального тела человека. 488 Сведения обо всем этом почерпнуты были А. Безант из различных наблюдений ясновидящих, приведенных в состояние ясновидения известными способами. Человек, приобретший способность ясновидения, получал возможность видеть (оставаясь в нормальном бодрствующем состоянии) не только окружающие его физические объекты, но рядом с ними также и объекты из других миров. В своем сочинении «Астральный план» Лидбитер, говоря о такой способности человека, но не сообщая о том, какими приемами достигалась эта способность, пишет вместе с тем о важной роли руководителя оккультизма, упражняющего ученика в развитии его ментального ясновидения. Лидбитер говорит, что, изучая астральный план, ученик должен уметь его видеть, чтобы не впасть в заблуждения. «Прекрасным примером заблуждений, каким может подвергнуться наблюдатель, сообщает Лидбитер, 489 служит обратное размещение цифр, отражающихся в астрале, так напр., 139 вместо 931 и т. д. Если изучающим руководит опытное лицо, такие ошибки могут произойти только вследствие торопливости или небрежности, потому что ясновидящий должен получить довольно подробные наставления. Руководитель, перечисляя хорошо подготовленному уже ученику все возможные способы заблуждений, спрашивает: что вы видите? и если он ошибается в ответе, укажет ему на неточность и ее причину и таким образом, мало-помалу, изучающий приобретает уверенность, навык и смелость в сношениях с астральным миром».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вышеозначенные функции – сознание человеком своего «я» и сознание им окружающего его Мира (не я), связаны между собою неразрывно, так как сознание человеческого «я» непрестанно поддерживается и живет от притока впечатлений из «не я», от притока впечатлений из окружающего физического Мира. Эти впечатления суть пища человеческого сознания. Отнимите у человека впечатления из внешнего физического Мира, или, что то же, лишите его пяти органов чувств, результат будет равносилен физической смерти человека. Таково сознание у человека, живущего в условиях физического Мира, черпающего из этого Мира свои впечатления. Не то было бы сознание у того же человека, если бы он кроме того черпал свои впечатления непосредственно из Мира иного, чем физический, из сфер более тонких, и познавал бы эти сферы органами иными, чем наши пять чувств, если бы он мог развить в себе особое зрение, которым ощущал бы иные видения. О таком сознании А. Безант в своем исследовании «Теософия и новая психология» говорит, 7 что «видения мистиков и святых, ясновидения йога и развитого оккультиста, все, что познается в вещих сновидениях и в наиболее высоких состояниях человеческого сознания, все это не более как проникание в физический мозг вибраций высших миров, воспринятых высшими телами человека». Мы считаем нужным остановиться здесь над этими словами А. Безант. По нашему глубокому убеждению, слова эти имеют существенное значение, ибо они касаются фактов, требующих серьезного изучения. Мы знаем, что в последнее время и наука наша перестает отворачиваться от явлений того же порядка; она, наоборот, начинает эмпирически подходить к некоторым из них, изучая и исследуя, напр., явления сомнамбулизма, постгипнотического внушения, телепатии и проч. Явления эти становятся объяснимыми, если признать параллельно с миром физическим существование и других субстанций. Если же эти миры, о которых говорит А. Безант, действительно существуют, если все это не воображение, если, наконец, человек может воспринимать из высших миров свои впечатления непосредственно своим прямым восприятием, – то не таким, как у всех обыкновенных людей, будет сознание такого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Из сочинений св. подвижников мы узнаем, что они избавлялись от этих нежелательных посещений также с помощью упражнений, но упражнений не мозга, а главным образом сердца, именно с помощью упражнений в молитве. 332 Во всяком случае, из всего вышеизложенного видно, что почва «прелести» есть почва опасная как для христианского подвижника, так и для индусского йога, и опасность ее усугубляется тем, что, по удостоверению, напр., Лидбитера, 333 обитатели астрального мира располагают такими могущественными средствами для обмана, что даже нельзя верить тому, что кажется неопровержимым доказательством. Но пойдем дальше в нашем исследовании о «прелести» у христианских подвижников. При развитии у христианских подвижников восприимчивости к впечатлениям из астрального мира, – восприимчивости, выражающейся сначала в виде описанных феноменов «прелестного просвещения», явления эти начинают ощущаться подвижниками более ярко и в формах более разнообразных: появляются демоны в разных формах и видах. «Берегись сетей вражеских, говорит Нил Синайский, 334 ибо бывает, когда молишься чисто и безмятежно, вдруг предстанет тебе какой-либо образ странный и чуждый. Это враги делают для того, чтобы ввести тебя в самомнение, внушив мысль, что тут Божество». О появлении после световых явлений демона в виде ангела говорит Симеон Новый Богослов , на что мы уже указывали выше. Когда же подвижник, находящийся уже на известной духовной высоте, достиг полного успеха в правильной молитве и начинает переходить к высшей ступени молитвы, к молитве духовной 335 (она же чистая молитва), то, по удостоверению Нила Синайского , может произойти следующее: 336 «Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: не убойся зла, яко Ты со мною еси ( Пс. 22, 4 ) и тому подобное. Во время таких искушений употребляй непрестанную краткую и напряженную молитву. Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтобы изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли ты их во что-нибудь или совсем презрел уже их». 337

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Теперь вернемся к изложению того, что есть раджа-йога (царственная йога). Общее определение раджа-йоги будет следующее: это есть наука об упражнениях, ведущих к расширению сознания человека; причем, как говорит А. Безант, метод раджа-йоги – всегда метод мышления; он требует глубокого сосредоточенного размышления и созерцания. 384 Иначе говоря, раджа-йога идет от развития ментальных сил человека. Таким методом своим к достижению расширенного сознания раджа-йога, или царственная йога, резко отличается от другой йоги, тоже весьма распространенной в Индии, именуемой хатха-йогой, или йогой искусственной. 385 Методы последней заключаются собственно в работе человека над своим физическим телом, над физическими ощущениями. 386 Скажем несколько слов о теории этой хатта-йоги. Адепты этой йоги говорят, что легче начинать с воздействия на физическое тело, так как в этом случае мы имеем дело с тем, что нам так или иначе известно; начиная свое воздействие с физического тела, можно, по их словам, приобрести над ним почти невероятную власть, и так как, по мнению адептов этой йоги, физическое тело соответствует в своих различных частях органам высших тел, то можно повлиять и на последние, возбуждая деятельность в соответствующих физических органах. Так, напр., начиная с воздействия на глаза (смотрение на кристалл), можно постепенно развить соответствующие органы в астральном теле, в результате чего явится ясновидение и проч. По словам А. Безант, последователи хатха-йоги проходят через целый ряд процессов, часто очень утомительных и даже сопряженных с болью, чтобы подчинить своей воле каждую часть своего физического тела. Последователи этой йоги могут проделывать удивительные вещи: прекращать произвольно биение сердца или работу легких и многое в этом роде. Но все эти феномены, хотя и весьма удивительные, не имеют за собой разумной цели. Единственное, что еще, по мнению А. Безант, может быть признано значительным из того, чего достигают последователи хатха-йоги – это способность видеть, слышать и чувствовать в астральной сфере, но этого они достигают лишь в весьма ограниченной степени. Причем все эти способности, по мнению А. Безант, 387 являются злом в известном отношении, а именно в том, что при пользовании хатха-йогой развивается прежде всего низшая психическая природа и пробуждаются к деятельности органы эфирного 388 и астрального тел; причем нет соответствующего усиления деятельности ума и высшей духовной природы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Эти смутные ощущения, эти страхи, если они будут развиваться и если нервная система напряжена, могут превратиться в галлюцинации; последние же, по мнению А. Безант, суть не что иное, как мимолетное раскрытие внутреннего зрения на существа, населяющие астральную сферу. Говоря об этом роде сверхсознания, А. Безант склонна причислять его скорее к подсознанию, чем к сверхсознанию. Впрочем, она тут же оговаривается в том смысле, что просит самого читателя решить, куда причислить подобные явления – к подсознанию или к сверхсознанию. Мы причисляем их к сверхсознанию, к низшей, первой его ступени, и называем его астральным ясновидением, т. е. ясновидением, которое черпает свои впечатления из астрального Мира эмоционально через симпатическую систему и главный его орган – солнечное сплетение. Но прежде чем подробно говорить об этом роде сверхсознания и о его видах, надо познакомиться с той сферой, которую это сверхсознание воспринимает, т. е. со сферой астральной; причем является вопрос, есть ли вообще возможность изучить, хотя бы приблизительно, эту сферу? Имеются ли какие-либо данные, которые бы нам ее несколько раскрыли? Оказывается, что по данным, сообщаемым теософами А. Безант, Лидбитером и Рудольфом Штейнером, постижение этой сферы является возможным, причем осуществлению этой возможности помогло, между прочим, то же самое средство, которое способствовало исследователям души человеческой определить роль солнечного сплетения при сомнамбулизме; средство это гипнотическое ясновидение, о коем мы подробно говорили в предыдущей главе. Ясновидение также помогло оккультистам изучить ближайшую к нашей физической сфере – сферу астральную. Так, А. Безант в своей книге «Теософия и новая психология», трактуя об изучении астральной сферы, указывает, напр., на такой метод развития ясновидения при гипнотизме посредством повторных гипнотических трансов; развитие это, сообщает А. Безант, проходило через три определенные ступени. 282 В начале ясновидение получалось в гипнотическом трансе, которое было вызвано другим лицом (гипнотизером); затем – в трансе, вызванном самим действующим лицом без участия постороннего лица, и, наконец, ясновидение у того же субъекта начинало появляться без всякого транса в нормальном состоянии бодрствующего сознания. Таким образом, у этого субъекта получилось расширенное зрение, т. е. способность видеть в нормальном состоянии не только окружающие физические существа, но рядом с тем также и астральные; нормальное сознание такого человека оставалось в полной силе и могло одновременно наблюдать обе сферы – и физическую и астральную.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3) как способность лицезреть астральный и ментальный миры, и даже, в некоторых случаях, как мысленная сила, проникающая в астральную и ментальную сферу через выхождение человека из физической оболочки и перенесение своего астрального и ментального тела в область этих сфер. Ментальное ясновидение, как способность проникать через непрозрачную среду и на далекое расстояние. Относительно этого ясновидения мы находим у Патанджали такой афоризм: «Совершением самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, загражденного и удаленного». 478 Чтобы понять этот афоризм, объясним прежде всего, что такое самаяма. В предыдущей главе мы усвоили себе понятие о том, что есть дхарана, дхиана и самадхи. А именно, дхарана и дхиана суть известной степени сосредоточенности мысли, направленной на известный предмет или идею; самадхи есть состояние сверхсознательности – состояние известного экстаза. «Эти три, говорит в другом афоризме Патанджали (т. е. дхарана, дхиана и самадхи), когда в них упражняются по отношению к одному предмету, составляет самаяму». 479 Последний афоризм Патанджали мы понимаем так: самаяма есть такое упражнение в сосредоточенности, которое совершается человеком в состоянии самадхи; иначе сказать, человек, будучи в состоянии особой чрезвычайной приподнятости своих психических сил, если он при этом усиленно сосредоточивается на каком-либо предмете или идее, то он делает, говоря словами Патанджали, «самаяму» над этим предметом или идеей. Теперь выяснивши, что такое самаяма, обратимся к первому афоризму Патанджали о ясновидении, а именно к его словам: «совершением самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, загражденного и удаленного», и посмотрим, как этот афоризм толкует подвижник Вивекананда, практически прошедший школу Патанджали. Вивекананда разъясняет этот афоризм так: «когда йог делает самаяму над лучезарным светом в сердце, он видит предметы, которые очень отдалены, напр., то, что происходит в отдаленных местах, что заграждено горами, а равно предметы очень тонкие (т. е. приобретает способность ясновидения).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А. является автором многочисленных трудов, посвященных рус. истории, этнографии и фольклору. Свою 1-ю статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в студенческие годы (Современник. 1847. 6, 7). Начиная с 1850 г. А. писал статьи, рецензии и обзоры для журналов и научных периодических изданий: «Современник», «Отечественные записки», «Временник ОИДР», «Архив историко-юридических сведений, относящихся к истории России», «Известия ОРЯС», «Филологические записки» и др. В ст. «Языческие предания об острове Буяне» (ВОИДР. 1851. 9) А. изложил собственное понимание слав. мифологии, к-рое впосл. легло в основу его главного научного труда «Поэтические воззрения славян на природу». В этой книге А. почти с исчерпывающей полнотой представил в систематизированном виде все, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре вост. славян к сер. 60-х гг. XIX в. Книга А. имеет большое источниковедческое значение, поскольку автор пользовался не только опубликованными материалами, но и сведениями, извлеченными из архивов, переданными ему др. собирателями, и собственными записями. В то же время среди источников А. были и такие, в к-рых содержались сомнительные, недостоверные сведения о слав. мифологии (напр., сочинения С. М. Шпилевского, И. П. Сахарова). Мифологическая концепция А. сформировалась под влиянием трудов Я. Гримма, А. Куна, М. Мюллера, В. Манхардта, В. Шварца, Ф. И. Буслаева . Вслед за Гриммом и Буслаевым А. рисовал эстетически привлекательный образ языческого прошлого, приписывая особое значение пантеистическому восприятию природы, культам небесных светил и светоносных богов. Следуя концепции «мифологии природы», А. стремился в образах фольклора отыскать зашифрованные в них мифы о природных явлениях (гроза, восход солнца, смена времен года и др.). Разделяя гипотезу Мюллера о том, что мифология представляет собой «болезнь языка», А. уделял особое внимание соотношению слова и мифа. Из-за достаточно искусственного характера мифологическая концепция А. была скептически воспринята современниками (Кавелиным, А. А. Котляревским , А. Н. Пыпиным , Буслаевым), тем не менее отдельные реконструкции А. признаны совр. исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения» (Вяч. Вс. Иванов).

http://pravenc.ru/text/77054.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010