Высшую, сравнительно с массами, ступень богопознания оказывает собою религиозное ведение отдельных представителей язычества: жрецов, волхвов, пифий, сивилл и т. д., особенно «основателей религий» и религиозных мыслителей. Их мистический опыт богаче, благодаря чему они и «возвышаются» над толпой. Владея ключами тайн природы и духа, они творят чудеса, исцеления, входят сами и вводят других в сообщение с загробным миром: некоторые из них обладают даром пророчества, ясновидения, толкования воли богов; к ним, как посредникам между людьми и богами, как знающим более чем знают «все», обращаются во время стихийных бедствий общественных катастроф; они же и в обычное время умоляют богов, приносят жертвы, поучают народ боговедению. Головой выше отдельных религиозных личностей стоят так называемые основатели. Они находятся под преимущественным мистическим воздействием; их религиозный, опыт, не вмещается в традиционно-народные рамки; они ищут «новых путей». «Основанные» ими религии оказываются впоследствии обязанными им откровением: «священным писанием» и «преданием». Таковы были: Будда, Лио-Тсе, Заратустра, Магомет и др. В своих наиболее глубоких переживаниях они достигали поразительных интуиций, предупреждавших на многие столетия успехи философии. Они имели ближайших последователей, учеников, фиксировавших богопознание учителей в качестве неизменной нормы религиозного учения. Однако, те из последователей, которые, подобно «основателям», отличаются мистической душой, хотя, не становятся провозвестниками новых откровений, зато углубляют учение основателей, идут по тому же направлению еще дальше. Мистическия учения и секты с подобным происхождением мы встречаем, напр., в магометанстве, буддизме, парсизме 222 . Религиозные мыслители в другом отношении «мистицируют» богопознание. Обладая, вместе с глубоким мистическим, опытом, и широким научно-философским развитием, они превращают богопознание в мистическия системы, осмысливая вероучение своих религий: Таковы, напр., браманы, греческие философы, которых даже христианские апологеты ставили в параллель ветхозаветным пророкам и называли «христианами» дар Христа, усвояя им семена Божественного Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

гой особенностью конгресса было присутствие на нём множества спиритов, которое, к сожалению, подало повод к печальному инциденту. Их появление было понято многими как вторжение невежества и шарлатанства в область науки и вызвало со стороны некоторых членов открытый и резкий протест. Этот инцидент осложнился ещё следующим обстоятельством. Незадолго до конгресса в Париже возник проект грандиозного и по своей идее в высшей степени симпатичного убеждения. Кружок учёных, при содействии нескольких богатых дилетантов и меценатов, среди которых было и немало русских, задумал создать во французской столице международный психологический институт под названием «L’institut psichique», который должен был бы служить для психологов всех стран таким же объединяющим центром, как, наприм., Пастеровский институт для медиков. Предполагалось устроить при этом институте обширную психологическую лабораторию со всеми новейшими усовершенствованиями, иметь аудиторию для публичных лекций, издавать собственный журнал, образовать фонд для изданий и субсидий исследователям, нуждающимся в средствах, и т.п. Между прочим, Психологический институт ставил одной из своих задач научное исследование явлений умственного внушения, телепатии, ясновидения и медиумизма. Когда проект этого института был представлен на обсуждение конгресса, он вызвал со стороны некоторых членов крайне резкие и даже запальчивые возражения. Было заявлено, что учреждение с подобными задачами и с подобным двусмысленным названием будет не научным центром, а притоном шарлатанства и профанацией науки. Вследствие этих нападок наиболее видные члены Психологического института, как напр. Рябо, Роше, Пьер Жане, должны были выйти из его состава, а относительно будущих конгрессов было решено спиритов больше на них не пускать. Это происшествие, временно нарушившее мирный ход занятий конгресса, нужно считать прискорбным недоразумением. На спиритизм, конечно, можно смотреть различно. Можно вполне отвергать даваемое им объяснение явлений. Можно решительно осуждать его, как метод. Но его нужно признать как проблему, нуждаю-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. опытный монах и подвижник, руководящий начинающими подвижниками. Итак, мы видим, что само начало подвижнического пути вызывает необходимость помощи опытных руководителей, необходимость «учительства» или «старчества». Это «учительство» или «старчество», как они сложились у индусов и у христиан, представляют сами по себе явления настолько интересные, что о них мы считаем необходимым несколько распространиться, хотя это и заставляет нас продолжать отклоняться от нашей главной темы об астральном ясновидении. Итак, будем говорить об «учительстве» и «старчестве». Чтобы вполне уяснить себе мысль о необходимости для начинающего подвижника такого учителя, вспомним то уподобление, которое мы решились применить к подвижничеству в начале нашей книги. Мы тогда назвали путь подвижника духовною авиацией. Прибегаем к этому сравнению и теперь при изучении первых шагов подвижнического пути. В самом деле, что это, как не духовная авиация – это отделение человека от физического мира и перенесение его сознания в миры иные, в иные сферы. И как опасна воздушная авиация, так опасна и духовная. Летописи жизней святых имеют записи о гибели многих духовных авиаторов, погибших от «прелестей диавольских», погибших от неумения соразмерять свои силы и от других опасностей этого трудного пути. Те же опасности можно предположить и на пути индусского подвижника. Так, напр., тот самый подвижник Свами Вивекананда, слова которого мы цитируем в настоящей книге, по сведениям, помещенным в журналах, умер 2 июля 1902 г. в состоянии экстаза (самадхи), и кто знает, как произошла эта смерть – можно, конечно, предполагать, что смерть эта была естественная, нормальная, а, может быть, это была смерть духовного авиатора, безвременно погибшего. Достичь сверхсознательности с полным сохранением своих нормальных сил и без резкого отклонения от естественной человеческой природы – задача очень трудная и более сложная, чем разрешенная ныне проблема воздушной авиации. А мы уже знаем, сколько людей погибло, прежде чем Райт и после него Блерио, показали Миру, что человек может так же легко реять в воздух, как пернатые создания, и сколько еще погибает и погибнет из числа этих великих борцов за завоевание воздуха, прежде чем создадутся сравнительно легкие условия аэронавтики.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нормальный мозг, пишет А. Безант, приспособлен эволюцией для задач физического мира, для купли и продажи, для проектов и технических приспособлений, для спекуляции и ведения торговли и для всех остальных деятельностей, производимых в нормальном обществе. Предположите, что на такой нормальный мозг начинают бить волны сознания астрального и ментального миров. Удивительно ли, что мозг, подготовленный только для восприятия земных условий жизни, сделается, вследствие такого напряжения, неустойчивым или даже потерявшим равновесие. Вот почему, разъясняет А. Безант, наука йога и дает средства предупредить возможность истерики у тех, которые приходят в соприкосновения с высшими мирами. Много видений и голосов, говорит далее А. Безант, 297 достигают человеческого сознания при его расширении. Но при этом, поучает она, самое необходимое – это не пугаться. В тот момент, когда вы пугаетесь, говорит А. Безант, вы теряете власть над своим мозгом, страх – злейший враг человека, желающего установить связь между сверхсознанием и нормальным своим сознанием. Если вы пугливы, оставьте лучше всякую мысль о такой связи, иначе вы можете повредить себе, вызвав нервное расстройство, которое может перейти даже в сумасшествие. Вообще надо сказать, что опасности на пути подвижническом бывают большие. Кроме упомянутых выше, о коих сообщила нам А. Безант, есть другие опасности, более сложные. Лидбитер, напр., говорит, 298 что обитатели астрального мира располагаюсь такими могущественными средствами для обмана, что даже нельзя верить тому, что кажется неопровержимым доказательством. 299 Из всего этого следует, что трудно бывает подвижнику одному во всем этом разобраться, особенно в начале подвижнического пути. Поэтому всякий начинающий подвижник, будь то идущий по пути раджа-йоги или подвижник христианский, ищет прежде всего советчика, учителя. Индусский подвижник Свами Вивекананда пишет, что науку раджа-йоги можно безопасно изучать только при непосредственном общении с учителем. 300 У индусов этот учитель называется «гуру», у христианских подвижников это – «старец» т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

3) как способность лицезреть астральный и ментальный миры, и даже, в некоторых случаях, как мысленная сила, проникающая в астральную и ментальную сферу через выхождение человека из физической оболочки и перенесение своего астрального и ментального тела в область этих сфер. Ментальное ясновидение, как способность проникать через непрозрачную среду и на далекое расстояние. Относительно этого ясновидения мы находим у Патанджали такой афоризм: «Совершением самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, загражденного и удаленного». 478 Чтобы понять этот афоризм, объясним прежде всего, что такое самаяма. В предыдущей главе мы усвоили себе понятие о том, что есть дхарана, дхиана и самадхи. А именно, дхарана и дхиана суть известной степени сосредоточенности мысли, направленной на известный предмет или идею; самадхи есть состояние сверхсознательности – состояние известного экстаза. «Эти три, говорит в другом афоризме Патанджали (т. е. дхарана, дхиана и самадхи), когда в них упражняются по отношению к одному предмету, составляет самаяму». 479 Последний афоризм Патанджали мы понимаем так: самаяма есть такое упражнение в сосредоточенности, которое совершается человеком в состоянии самадхи; иначе сказать, человек, будучи в состоянии особой чрезвычайной приподнятости своих психических сил, если он при этом усиленно сосредоточивается на каком-либо предмете или идее, то он делает, говоря словами Патанджали, «самаяму» над этим предметом или идеей. Теперь выяснивши, что такое самаяма, обратимся к первому афоризму Патанджали о ясновидении, а именно к его словам: «совершением самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание утонченного, загражденного и удаленного», и посмотрим, как этот афоризм толкует подвижник Вивекананда, практически прошедший школу Патанджали. Вивекананда разъясняет этот афоризм так: «когда йог делает самаяму над лучезарным светом в сердце, он видит предметы, которые очень отдалены, напр., то, что происходит в отдаленных местах, что заграждено горами, а равно предметы очень тонкие (т. е. приобретает способность ясновидения).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

к) он должен, чтобы обрезать всю систему, сравнить, как излагается в Библии Бог , человек, мир и основные определения Библии (напр. «Откровение», «Вера», «Познание») истолковываются и что истолковывает антропософия. В какой мир антропософического ясновидения проник и как расценивается его путь с библейско-теологической точки зрения, – это мы изложим далее (III А.2.). В следующем разделе мы коснемся объекта ясновидящего воззрения: Акаха-Хроника. 2. Акаха-хроника в роли судьи Библии 2.1. Изложение Акаха-хроники 2.1.1. Определение «Акаха» в истории религии Определение «Акаха» (также «Акаша», «Ahasa» – пространство) в истории религии и оккультизма не является едиными, оно имеет несколько значений. Описание определения Штейнера вкратце вполне объясняет это. Буддизм определяет Акаха как «элемент пространства», принадлежащий к «группе шести (восточных) элементов»: праздничный, плавный, разгорячившийся, воздушный элемент, элемент пространства, элемент сознания» Брахманизм называет пять составных элементов. При этом Акаха (пришедшая из Брахмы (дыхание)) является давним элементом, из которого вышли другие элементы и жизненные сущности: «из дыхания пришло пространство (akasa), из пространства ветер, из ветра огонь, из огня вода, из воды земля, из земли растения, из растений пища (anna), из пищи семя, из семени человек (purusa). Это и есть A(hasha), из которой вышли все критерии и куда они назад возвращаются; A(hasha) старее всех, A(hasha) – это наидавнейшее земли». Эзотерическая традиция стран третьего мира в 19 веке определила «Акаха» как «элемент пространства» и измерение (масштаб) времени. У Блаватской (1831–1891) вся «теософия» Акаха и «Акаха-хроники» определялась «пространством материальной памяти мира» (это же «память Бога», в которой сохраняются все события прошлого, настоящего и будущего). Через ясновидение можно получить возможность проникнуть в эту «хронику мира». Блаватская писала: «Она содержит неискаженные сведения о том, что было, что есть и что еще будет. Наимельчайшие события нашей жизни нашли свое отображение в ней, и даже могилы мыслей отображены на ее вечных скрижалях. Эта книга, которую мы видим открытой ангелом в Апокалипсисе, является Книгой Жизни: исходя из нее, мертвых судят в зависимости от их дел, коротко о ней можно сказать: «Память Бога!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/antropos...

Теперь вернемся к изложению того, что есть раджа-йога (царственная йога). Общее определение раджа-йоги будет следующее: это есть наука об упражнениях, ведущих к расширению сознания человека; причем, как говорит А. Безант, метод раджа-йоги – всегда метод мышления; он требует глубокого сосредоточенного размышления и созерцания. 384 Иначе говоря, раджа-йога идет от развития ментальных сил человека. Таким методом своим к достижению расширенного сознания раджа-йога, или царственная йога, резко отличается от другой йоги, тоже весьма распространенной в Индии, именуемой хатха-йогой, или йогой искусственной. 385 Методы последней заключаются собственно в работе человека над своим физическим телом, над физическими ощущениями. 386 Скажем несколько слов о теории этой хатта-йоги. Адепты этой йоги говорят, что легче начинать с воздействия на физическое тело, так как в этом случае мы имеем дело с тем, что нам так или иначе известно; начиная свое воздействие с физического тела, можно, по их словам, приобрести над ним почти невероятную власть, и так как, по мнению адептов этой йоги, физическое тело соответствует в своих различных частях органам высших тел, то можно повлиять и на последние, возбуждая деятельность в соответствующих физических органах. Так, напр., начиная с воздействия на глаза (смотрение на кристалл), можно постепенно развить соответствующие органы в астральном теле, в результате чего явится ясновидение и проч. По словам А. Безант, последователи хатха-йоги проходят через целый ряд процессов, часто очень утомительных и даже сопряженных с болью, чтобы подчинить своей воле каждую часть своего физического тела. Последователи этой йоги могут проделывать удивительные вещи: прекращать произвольно биение сердца или работу легких и многое в этом роде. Но все эти феномены, хотя и весьма удивительные, не имеют за собой разумной цели. Единственное, что еще, по мнению А. Безант, может быть признано значительным из того, чего достигают последователи хатха-йоги – это способность видеть, слышать и чувствовать в астральной сфере, но этого они достигают лишь в весьма ограниченной степени. Причем все эти способности, по мнению А. Безант, 387 являются злом в известном отношении, а именно в том, что при пользовании хатха-йогой развивается прежде всего низшая психическая природа и пробуждаются к деятельности органы эфирного 388 и астрального тел; причем нет соответствующего усиления деятельности ума и высшей духовной природы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В частности, факты непосредственного взаимодействия душ на расстоянии доказывают власть нашей души над пространством, а факты предведения – власть ее над временем; факты ясновидения представляют собою проекции сверхчувственной познавательной способности, направленные на отдаленные сцены, или на неизвестные предметы 70 . На основании этих фактов, душа человеческая представляется нам, как самобытная сила, обладающая способностями, еще неведомыми науке. Отрицать ее самобытную и независимую от тела деятельность было бы столь же неосновательно, как и отрицать те факты, которые в бесконечном разнообразии доказывают эту истину. Вместе с тем, благодаря изучению загадочных явлений, самые великие и важные для человека вопросы из святилища веры и с недосягаемых вершин умозрения переносятся на открытую и общедоступную площадь материальных фактов, для всех доступных и убедительных. В заключение должно заметить, что, признавая реальность многих, строго проверенных, необычайных фактов и явлений, следует избегать суеверия, или преувеличенной и ложной оценки ничего не значущих явлений, а равно не пытаться приподнять завесу сокрытого от нас будущего, памятуя греховность таких попыток. Суеверие есть неправильный и незаконный способ удовлетворения присущего человеку стремления к сверхчувственному и таинственному. Единственный способ освободиться от суеверия – это твердая и православная вера в Божественный промысл, в личное бессмертие и будущую жизнь. 3 См. его «предисловие» к р. пер. соч. Гернея и др. «Прижизненные призраки», СПб., 1893 г., стр. XIV. 5 Так, напр., найдено хинное дерево, полезное при излечении лихорадки, а равно и другие медицинские средства. Здесь, по Фихте, яснее всего обнаруживается взаимодействие между душою и предметами, выражающееся в предведении. 52 М.С.Хотинский. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. Спб., 1866 г., стр. 6–10. 54 По происхождению италианец, он родился в 1748 году, умер в 1793 г. Подробные сведения о нем см. у Хотинского «Чародейство и таинств. явл.», стр. 187–330. 55 Конец жизни Калиостро был очень печален. В Сентябре 1783 года он был заключен в Риме в инквизиционную тюрьму за чародейство и принадлежность к массонству. В 1791 году он приговорен к пожизненному заключению в крепости, а в 1793 году найден был в тюрьме умершим, как полагают, насильственною смертию. – Хотинский. Чародейство и проч., стр. 329–330. 65 Аксаков. Анимизм и спиритизм. Изд. 2, 1901 г., стр. 285–287. Ср. Гартмана «Спиритизм», стр. 67. 70 Ср. суждение Вл.Соловьева в его «предисловии» к р. пер. соч. «Прижизненные призраки» и пр., Спб., 1893 г., стр. III-IV и XVII. Читать далее Источник: Мир таинственных явлений/М. О. Вержболович. Издание второе. Санкт-Петербург, издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1904 г. 95 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Инстинкт национальности, из слепого становясь зрячим, переходя в сознание, переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, как любовь не в скудном, моралистическом понимании рационалистической этики (как, напр , у Толстого), но в мистическом смысле, как некоторый род эроса, рождающего   65.413    1. Размышления о национальности Булгаков: Два Града, 336   крылья души, как нахождение себя в единстве с другими, переживание соборности, реальный выход из себя, ocoбый mranscensus. Конечно, это натуральное единство или соборность принципиально отлично от единой, истинно кафолической соборности в царстве благодатном, Церкви, и, насколько всякая такая натуральная соборность (народ, класс, человечество, государство) ставит себя на место этой кафолической соборности, она становится лжесоборностью, во имя низшего и стихийного отрицая высшее и благодатное. В порядке соборности также существует некоторый иерархизм, последовательность ступеней которого безнаказанно не может быть нарушаема. Но уже всякое преодоление своего индивидуалистического отъединения от целого, своего естественного " протестантизма " , всякое чувство соборности человек переживает как некоторый эротический пафос, как любовь, которая дает любящему особое ясновидение относительно любимого. Чем крепче любовь, тем крепче и вера: одно на другое опирается и одно другое поддерживает. Не из рассуждений родятся наши основные и наиболее глубокие чувства, они возникают прежде рассуждений из темной глубины нашей личности. Потому и   65.414    1. Размышления о национальности Булгаков: Два Града, 337   доказательства имеют здесь второстепенное значение. В них стремится осознать себя, полнее раскрыться почувствованная любовь, но ошибочно было бы думать, что из-за них она родится . Таким образом, зарождается и крепнет идея национального призвания. Национальный мессианизм, помимо всяческого определенного содержания, в него влагаемого, есть прежде всего чисто формальная категория, в которую неизбежно отливается национальное самосознание, любовь к своему народу и вера в него. Содержание это вместе со славянофилами можно видеть в церковно–религиозной миссии – в явлении миру " русского Христа " , можно вместе с Герценом и народничеством видеть его в социалистических наклонностях народа, можно, наконец, вместе с революционерами последних лет видеть его в особенной " апокалиптической " русской революционности, благодаря которой мы совершим социальную революцию вперед Европы, – эти противоположные или различные содержания имеют формальное сходство, суть разные выражения национальной миссии. И этот мессианизм появляется во все эпохи и у всех народов в пору их национального подъема; это общая форма сознания национальной

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Но бывают моменты и состояния, отчасти невольно наступающие при известных обстоятельствах (напр., во время болезни, при наступлении смерти), отчасти вызываемый нарочно посредством внешних воздействий, когда эти заграждения приподнимаются, покрывало души прорывается, дремлющая скрытая сила духа пробуждается и свободна и без задержки движется в областях созерцания и ведения, желаньи и действия, которые закрыты для него в здоровой, нормальной, чувственной телесной жизни. С того времени как месмеризм открыл нам глаза в загадочную область ясновидения и произвел явления, которые большею частью совпали с обнаружениями древней магии, это представление магии нашло многих друзей и защитников. С тех пор стали уклоняться от того, чтобы явления магии, о которых нам рассказывалось из древних и средних веков, считать за пустую мечту или печальное заблуждение человеческого духа; напротив, скорее в них усмотрели длинный ряд глубочайших предчувствий некоторого знания, из которого новое время усвоило только первые буквы алфавита, – ряд антецинаций действительности человеческая духа, к полному обнаружению которых он придет лишь в отрешенных от пут внешней телесности состояниях загробной совершенной жизни. Из этого основного воззрения исходит именно сочинение Иос. Еннемозера: Geschichte der Magie (als erster Band seiner Geschi- chte des Magnetismus. 2 Aufl. Leupz. 1844, 1001 S.). В частности для объяснения языческой магии следует иногда иметь в виду несколько путей, иногда все три способа. «Гораздо реже мы можем объяснить тайнодейственные явления магии посредством простого обмана и намеренная, коварного пронырства и чем дальше назад в древность, тем меньше. Разумеется мы тем больше имеем права к допущению существующего при этом или содействующего обмана, чем более уходим от эпох непосредственности языческой жизни в жизнь абстракции и рефлексии; чем дальше мы, оставляя за собою время расцвета и ненадломленной силы язычества, приближаемся ко временам, когда сила его сокрушалась, когда оно смотрит в глаза смерти и вместо сильного живительного запаха обдает на нас все более и более зловонием разложения и тления» (Geschichte d.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010