Но во всю дорогу Он продолжал беседовать с ними. И здесь, главным образом, слово Его было сосредоточено на любви. Предсказав ученикам, что их после Него ждет ненависть и всяческие гонения от мира, Он снова обещал утешителя и объяснил, что это – третье лице пр. Троицы, Дух Святый, который от Отца исходит. Ученики еще раз выразили свое недоумение при словах Его: «вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, потому что Я иду к Отцу». Христос отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость. Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас». И, наконец, божественное слово озарило и просветило умы и сердца учеников, вера их достигла до ясновидения: «Теперь видим, что Ты знаешь все…, потому веруем, что Ты от Бога изшел». И достигнута была цель предсмертной беседы Спасителя. С такой верой Он уже мог оставить их в мире продолжить Его великое дело. Он видел, что при первом порыве, страшной бури они преклонятся, но скоро восстанут – сильные, ничем и никем неодолимые. «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир», – так заключил Он всю Свою беседу. Да, это была минута полной, безусловной победы над миром. Соблазн креста не прекратит уже, при самом начали, дела, на которое Сын Божий явился на землю; вот они, перед которыми преклонится мир! И обратился после того Богочеловек с молитвой к Богу Отцу. Об этой, последней, молитве Спасителя я уже не дерзну говорить ничего – так она величественна, всеобъемлюща, божественна. Это молитва первосвященника по чину Мелхиседекову перед входом его во святая святых. Кто прочитал ее со всем вниманием хоть один раз, у того она останется в сердце на всю жизнь, а кто проникнулся духом ее, тот не может не принадлежать навсегда и всецело Господу Иисусу. По окончании молитвы «Иисус вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Так оканчивается первое Евангелие страстей. После каждого Евангелия возглашается славословие долготерпению Господа: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Антифоны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Образ этот имеет очевидное сходство с видением Дан. 7:13–15 : «видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему, и Ему дана власть, сила и царство... Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Последний образ относится к Мессии, Сыну Человеческому, он может иметь для себя только христологическое истолкование, каковое и получает в церковном предании (он почти буквально повторяется и в малом апокалипсисе ( Мф. 24:30 )). Однако встречается ряд сомнений в отношении к тому, чтобы можно было придать такое же значение образу Откр. 14:14 толковать его как явление самого Христа. 61 Именно «другой ангел» посылает подобного Сыну Человеческому на жатву. Впрочем, для данного текста не имеет решающего значения, есть ли сидящий на облаке сам Христос» или Им же лишь посланный ангел, предвозвещающий суд. Его особые полномочия выражают «золотой венец на главе его и в руках его острый серп» (14). И к нему-то обращается другой ангел «громким голосом: пусти серп твой и пожни, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой, и земля была пожата». Спрашивается, это веление, возвещаемое «громким голосом», слышимо ли оно и на земле, или только в небе, как небесное предварение земных свершений? Доходит ли оно до духовного сознания сынов земли или же раздаётся лишь в ангельском мире, а чрез него открыто было в пророческом ясновидении Тайнозрителю? Судя по общему пролептическому характеру этого видения, которое на земле ещё не свершилось, остаётся, очевидно, предположить последнее. Человечество предваряется пророком о тех судьбах, которые его ожидают в его нераскаянности. Образ созревшей жатвы и земли пожатой свойствен не одному Откровению. В ветхозаветном употреблении он применяется скорее к врагам Божиим (так ср. Ис. 18:5–6 ; Иер. 49: 53 ; у Осии 6:11 двояком смысле). В новозаветном употреблении образ жатвы применяется как в общем смысле – кончины века ( Мф. 13:39 ) или вообще дела Божия ( Мф. 9:37–38 ; Лк. 10:2 ), так и последнего суда ( Мф. 13:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Передо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Это портрет наш, писанный нашим общим другом М. В. Нестеровым (в этом году также отошедшим из этой жизни) майским вечером 1917года, в садике при доме о. Павла. Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, сделанный третьим другом, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному: одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию благодушием. Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение. Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменять. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю, и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к победному свершению, которое ныне созерцаем... Он обрел себе свое место упокоения. Такова христианская вера и христианское упование. Но мир как будто бы опустел без него для знавших его и любивших, стал унылым и скучным, и зовет за собой из мира Ушедший. «И взглянул я, – говорит Тайнозритель, – и вот великое множество людей, которого никто не может перечесть... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби... они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его... и отрет Бог всякую слезу с очей их...» ( Откр.7:917 ). И верим, в их лике зрится иерей Божий Павел, мученик и исповедник Имени Христова. Н. О. Лосский 701 . История русской философии. 702 Гл. XIV. Отец Павел Флоренский Владимир Соловьев стал основоположником оригинальной школы русской религиозной философии. Эта школа включает в себя целую плеяду философов, наделенных разносторонними талантами и часто обладающих широкой эрудицией. Среди них особое место принадлежит отцу Павлу Флоренскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Петр играет ключевую роль во всей 21-й главе Евангелия от Иоанна. Список учеников, которым Иисус явился в Галилее, начинается с Симона Петра. Он инициирует рыбную ловлю, другие шесть учеников следуют за ним. Он бросается в море и плывет навстречу Иисусу. Он вытаскивает на землю сеть с рыбой. Ему Иисус трижды задает вопрос, любит ли он Его, и трижды повелевает пасти овец Своих. Ему Иисус предсказывает мученическую смерть. И тем не менее в 21-й главе есть еще одна значимая фигура: это ученик, которого любил Иисус. Как мы помним, на Тайной Вечере он возлежал у груди Иисуса, и Петр через него задавал вопрос Учителю ( Ин.13:23–26 ); потом оба они бежали к гробу Иисуса, но любимый ученик бежал быстрее и вошел первым ( Ин.20:2–4 ). Сейчас же именно он, а не Петр первым узнаёт стоящего на берегу Иисуса. Иоанн Златоуст по этому поводу отмечает: Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему... Итак, Петр, как только узнал Его, бросил все – и рыбу, и сети – и препоясался. Хотя ученики были в расстоянии двухсот локтей, Петр, несмотря и на это, не захотел ждать, пока придет в лодке, но поспешил вплавь. 682 Приведем также комментарий русского богослова протоиерея Сергия Булгакова , посвятившего специальное исследование взаимосвязи между Петром и Иоанном: В описании рыбной ловли мы наблюдаем ту же тонкую молчаливую параллель двух учеников. Узнает Господа Иоанн и сообщает об этом Петру, и для последнего до такой степени несомненно свидетельство Иоанна. что он, верный своему темпераменту, бросается в море навстречу Господу. Ясновидение любви и веры, преимущество ведения и здесь остается за Иоанном, который, однако, пребывает сопряженным с Петром неким таинственным союзом. 683 Двуединство первоверховного апостола и любимого ученика сохраняется и далее, в завершающей сцене Евангелия от Иоанна: Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ( Ин.21:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По выражению апостола, благодатная вера дается Духом 64 в святых таинствах Церкви, но действенно открывается в верующем не всегда тотчас после таинств, чаще всего он должен предварительно много потрудиться в борьбе с личными страстями и показать опыты верного исполнения Божией воли, лишь тогда в нем начинают обнаруживаться признаки необычайной силы веры. При этом уверенность его в Божией любви, небесном Промысле лично над ним и в Божием содействии ему делается какой-то удивительно крепкой, дерзновенной и, если можно так выразиться, сыновне смелой пред Богом. Означенная сверхъестественная и богоданная сила уверенности в Боге есть наиболее яркий признак чудотворной веры, которую Спаситель назвал верой с горчичное зерно 65 . Она – плод Святого Духа и делает слова и действия человека чудесными. От сердца благодатно верующего через слова веры истекают реки силы Божией, или воды живой, и окружающие чудотворца воочию видят славу Божию 66 , дознают верность его ясновидения 67 Бога и чудес. Духодвижимая вера – изгонительница бесов, врач больных, властительница над явлениями видимой природы и сверхъестественный путь к научению новым языкам 68 . Ей, как сорастворенной с Божией силой, подчинены самые законы окружающей нас природы. Она может приостанавливать их действия, направлять по своей воле и изменять. Носителям чудотворной веры за их безграничную преданность Богу Господь как бы уделяет часть Своей Божественной власти и силы, чтобы они по своему усмотрению применяли ее к нравственной пользе тех или иных людей. Призывая апостолов к такой вере, Спаситель сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» 69 . Благодатная сила, неотлучная от свято живущих, сообщает их вере непоколебимость, пламенность и христоподражательную действенность. Так, апостол Петр в Иерусалимском храме чудесно исцелил некогда хромого от чрева матери. Объясняя происхождение упомянутого чуда, он сказал народу, собравшемуся около исцеленного: «Сего (человека] укрепило имя Иисуса Христа ради веры во имя Христово... Вера, которая от Иисуса Христа, даровала ему исцеление это пред всеми вами« 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Покрой приписывают Николаю I. 150 Вы должны... – «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники... Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих» ( Мф. 16:24; 6:31–32 ; Пс. 134:15 ). 154 ...сборщик на построение храма, в каком-то полумонашеском одеянии. – И сейчас ряженое жульё паразитирует на нашей неосведомлённости. «В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счёл недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах» (Определение Архиерейского собора РПЦ, состоявшегося 13–16 августа 2000). 156 Христос не взял монету в руки... – Свенцицкий акцентирует важный момент, ускользнувший от толкователей (у синоптиков написано: «Покажите Мне монету...»). 157 Восторг – благое исступленье, восхищенье, забытие самого себя, временное отрешение духа от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его, доходящее иногда до ясновидения (Даль). Ср. состояние внемлющих Христу у подножия холма и свидетелей воскресения Лазаря (гл. II, VII). 158 ...легкомысленный восторг от внешней красоты... – Подчёркивая разницу в восприятии, Свенцицкий указывает на две стороны красоты. Ср.: «...это выражение то широко используется, то сужается до красоты видимой и слышимой» (Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002. С. 125). Внешняя эффектна, но преходяща и часто обманчива: не всё приятное для глаз хорошо и для пищи ( Быт. 3:6 ); внутренняя нетленна, для неё более подходит слово «совершенство». Преодолеть пласты видимого или кажущегося, вникнуть в смысл – немалый труд, душевный и духовный, ведь «внешними являются все уровни до глубинной, божественной первоосновы человека и мира» (Степанян К. «Сознать и сказать». М., 2005. С. 11). Красиво говорит и прокурор на суде, но слова его лживы и кощунственны, апостолы называли таковые «надутыми» ( 2Пет. 2:18 ; Иуд. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Предо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Это портрет наш, писанный нашим общим другом М. В. Нестеровым (в этом году также отшедшим из этой жизни) майским вечером 1917 года, в садике при доме о. Павла. Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, сделанный третьим другом, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному, одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию благодушием. Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение. Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменять. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к победному свершению, которое ныне созерцаем... Он обрёл себе своё место упокоения. Такова христианская вера и христианское упование. Но мир как будто бы опустел без него для знавших его и любивших, став унылым и скучным, и зовёт за собой из мира ушедший. «И взглянул я, – говорит тайнозритель – и вот великое множество людей, которого никто не может перечесть... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби... они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его... и отрёт Бог всякую слезу с очей их»... ( Откр.7:9–17 ). И верим, в их лике зрится иерей Божий Павел, мученик и исповедник Имени Христова. [март–апрель 1943 г.] Комментарий 4 . IV. 1943 г. прот. С. Булгаков писал матери Феодосии: 36 «...за это время я испытал большое потрясение и горе, хотя оно и было, конечно, умерено в своей непосредственности расстоянием времени в четверть века. Я получил несомненное подтверждение вести о кончине своего друга, могу сказать: Друга, о. Павла Флоренского. Он скончался, очевидно, в Соловках, где он находился в ссылке (в течение последних 10 лет своей жизни). Последние дни я, с надрывом бессилия сказать о нём что-либо достойное величия этого человека, набрасывал заметки его памяти, которые, может быть, будут прочитаны в собрании его памяти, у нас устрояемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

простынь не отверну, чураясь ложа, дремоты — векам, сна — глазам не дам — покуда места не найду под храм, доколь не выстрою Тебе обитель, Недремлющий Яакова Хранитель! " Вняв слухам, мы нашли святой ковчег в лесах Эфрата. Вновь он наш. Навек. И будет: мы войдём в обитель Божью, чтоб поклониться ног Его подножью. Вернись, Господь, к Себе — с чужих полей — с ковчегом мощи праведной Твоей! Твой коэн облачится в справедливость, Твой раб превознесёт благочестивость. Раба Давида — из надёжных — Адонай, помазал Ты на власть, — так не свергай царя! — в запальчивости безоглядной! — которому Ты клялся дивной клятвой: " От плода чрева твоего — один займёт престол вслед за тобой — твой сын. За ним — обучен Мной и верен Торе — твой внук воссядет на твоём престоле. Засим — твой правнук... " Бог!, так стой на том!: ведь Ты избрал Цион Своим жильём!, сказав: " Вот — Мой приют, Моя обитель, какой Я жаждал, здешний вечный житель. И облеку Я коэнов — спасеньем, а их хасидов — взвеселю весельем, рог мощи Я в Давидов лоб вращу, а в душу — ясновиденья свечу, врагу — слабеть в позорной обороне!, а на царе — блестеть его короне! " ПСАЛОМ 132 Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. К. Фофанов. ПСАЛОМ 132 К. Фофанов ПСАЛОМ 132 Прекрасен братьев мир, когда Они все делят меж собою — Свои шатры, свои стада И луг с нескошенной травою. Их мир — божественный елей, Текущий с ризы Аарона, Роса заоблачных полей На гордом темени Сиона. Август 1886 Н. Гребнев. ПСАЛОМ 132 Н. Гребнев ПСАЛОМ 132 Если вместе мы, нам веселей Братство, братья — пролитый елей, Что течет на щеки Аарона, На хитон его, что всех светлей. Наше братство — как роса Ермона, Орошающая склон Сиона, Где Господь благословил людей. 133-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ ДАВИДА)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Раба Давида — из надёжных — Адонай, помазал Ты на власть, — так не свергай царя! — в запальчивости безоглядной! — которому Ты клялся дивной клятвой: “От плода чрева твоего — один займёт престол вслед за тобой — твой сын. За ним — обучен Мной и верен Торе — твой внук воссядет на твоём престоле. Засим — твой правнук…” Бог!, так стой на том!: ведь Ты избрал Цион Своим жильём!, сказав: “Вот — Мой приют, Моя обитель, какой Я жаждал, здешний вечный житель. И облеку Я коэнов — спасеньем, а их хасидов — взвеселю весельем, рог мощи Я в Давидов лоб вращу, а в душу — ясновиденья свечу, врагу — слабеть в позорной обороне!, а на царе — блестеть его короне!” Псалом 132. Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. К. Фофанов - Псалом 132 Прекрасен братьев мир, когда Они все делят меж собою — Свои шатры, свои стада И луг с нескошенной травою. Их мир — божественный елей, Текущий с ризы Аарона, Роса заоблачных полей На гордом темени Сиона. Август 1886 Н. Гребнев - Псалом 132 Если вместе мы, нам веселей Братство, братья — пролитый елей, Что течет на щеки Аарона, На хитон его, что всех светлей. Наше братство — как роса Ермона, Орошающая склон Сиона, Где Господь благословил людей. Н. Басовский - 133-й псалом (Песнь восхождения Давида) Как приятно, как весело, братья, заключая друг друга в объятья, на земле находиться своей! Это — как драгоценный елей на седой голове Аарона, что стекает на край балахона и сверкает в его бороде; как роса, что с вершины Хермона полагает начало воде, насыщающей землю Сиона, чтобы жизнь продолжалась везде, чтоб никто нас не мог побороть, ибо так заповедал Господь. Псалом 133. Канонический русский перевод Песнь восхождения 1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия. Н. Гребнев - Псалом 133

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Разработчики законопроекта опираются на «науку наук эниологию». Но что это за «наука»? Наука определяется как «сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Наука основана на объективных и непреложных законах. Закон — «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе». Отвечает ли этим требованиям эниология? Сами разработчики законопроекта называют ее синтезом современной науки и эзотерики. Эниология «исследует» широкий круг явлений, в который входят: «экстрасенсорное восприятие и экстрамоторное воздействие, дистанционное управление существами и процессами, психокинетика и ясновидение, телепатия и целительство, «вреждение» (т.е. сглаз и порча), магия и культы родовых предков, каббалистическая магия и культы, тотемно-анимистические ритуалы и культы, фетишно-магические ритуалы и культы, астрология и уфология, НЛО и внеземные цивилизации, магия и культы духов природы и космических сил». Ни предмет, ни метод не позволяют сказать, что эниологи занимаются изучением «необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношений между явлениями в природе и обществе», что позволило бы отнести эниологию к науке. Не признанные в настоящее время официальной наукой «эзотерические науки» не соответствуют понятиям «наука» и «закон». РАН отрицает существование такой науки. Можно, допустим, признавать существование некоторых описываемых оккультизмом явлений, но они не доступны пока ни научной проверке, ни научному эксперименту, ни научной регистрации, ни научному количественному описанию. Поэтому предлагаемую концепцию законопроекта «Об энергоинформационном благополучии населения» никак нельзя считать научно обоснованной. Позвольте полюбопытствовать И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

http://sueverie.net/kolduny-v-zakone.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010