Итак, в примере древневселенской церкви православная Русская церковь имела твёрдое основание оказать снисхождение единоверцам, дозволив им употребление именуемых старых обрядов, при сохранении ими единства веры и священноначалия. Восьмое. В 1752 году вышло 2-е издание «Пращицы» 311 , в которой, на 212-й вопрос беглопоповцев: «аще который иерей нын во святй церкви отслужитъ по старопечатнымъ служебникамъ на седьми просфорахъ?» – епископ Питирим дал такой ответ: «аще которые попы, невжди сущи, вами прельщени и весьма развращени, дерзнутъ тако служити, противящеся восточнй и церкви и вышеупомяновенной соборной клятв суть прокляты и извержены и весьма обнажены, и отъ таковыхъ, соборомъ проклятыхъ и священства изверженныхъ поповъ, не можетъ быти сущее святое тло и кровь Христовы весьма» (Протоколы 1873–1874 годов, с.216). Из этого следует, – заключают глаголемые старообрядцы, – что за одно даже служение на семи просфорах и по старопечатным книгам ваши архипастыри не признавали за такими священниками действительности совершаемого таинства святой евхаристии. Разбор. В этих словах отрицается действительность совершаемого у раскольников пресуществления святых Даров не потому, что совершается на семи, а не на пяти просфорах, но потому, что совершается отбегшими от церкви иереями, кои раскольниками «прельщени быша», не имущими от своего епископа повеления на совершение таинств. Такое мнение Питирима согласно с учением святого Игнатия Богоносца , который говорит: «та бо извстна да будетъ, яже отъ епископа бываетъ, или емуже той повелитъ» (Послание к смирнянам; у Озерского часть 1, с.102). Если бы беглые попы совершали литургию и во всем согласно церковному чину, и на пяти просфорах, но потому именно, что совершают оную без воли своего архиерея в отделении от него, тайна ими не совершается и на благословение таковых иереев посылается от Бога клятва (см. Толковый Апостол, лист 548; у Озерского часть 1, с.14). О тех же, кои находились в союзе с православной церковью, в покорности её пастырям, без хулы на новоисправленные книги и обряды, Питирим говорит, что они, служа по старым книгам, получают спасение (см. ответ его на 201 вопрос в Пращице).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010