В 1975 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Дональда Коггана принимали участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и митр. Сурожский Антоний (Блум) . В 1977 г. Архиепископ Д. Когган приезжал в Москву. В 1980 г. архиеп. Волоколамский Питирим, митр. Сурожский Антоний, архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) присутствовали на интронизации Архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси. На встрече с архиеп. Питиримом 16 июля 1985 г. в Москве делегаты Комитета по иностранным делам палаты общин Парламента Великобритании заявили, что «религиозная жизнь в Советском Союзе вызывает большой интерес в Соединённом Королевстве, и мы придаем важное значение этому вопросу при изучении связей между нашими странами» (ЖМП. 1985. 9. С. 5). В мае 1985 г. делегация РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) по приглашению Архиепископа Кентерберийского Р. Ранси участвовала в богослужении в Вестминстерском аббатстве по случаю 40-летия окончания второй мировой войны. В июне 1988 г. делегация Церкви Англии во главе с Архиепископом Кентерберийским Р. Ранси участвовала в праздновании 1000-летия Крещения Руси. На Ламбетской конференции 1988 г. присутствовали архиеп. Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев) и преподаватель МДА М. Л. Воскресенский. На Ламбетской конференции 1998 г. присутствовал митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . В 1989 г., во время посещения СССР делегацией Церкви Англии во главе с еп. Оксфордским Ричардом Харрисом, была достигнута договоренность о создании Совместной координационной комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и РПЦ. Заседания комиссии состоялись в 1990 г. в Лондоне и Оксфорде, в 1991 г. в Москве и Пюхтицах (Куремяэ, Эстония), в 1992 г. в Оксфорде, в 1993 г. в Москве. Деятельность этой комиссии распространяется на сферу религ. образования и благотворительности. Благодаря ее усилиям правосл. студенты из России получают стипендии для обучения в богословских школах и ун-тах Англии. Кроме того, на заседаниях представители РПЦ и Англиканской Церкви вырабатывают согласованную позицию в решении общехрист. вопросов, напр. о деятельности ВСЦ или о взаимоотношениях между Церковью и гос-вом в совр. мире. 19 апр. 1991 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэрри принял участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 28 по 30 окт. 1991 г. проходил офиц. визит Московского Патриарха Алексия II к Архиепископу Кентерберийскому, в 1993 г. в Москву с неофиц. визитом приезжал Дж. Кэрри. 9 июля 1998 г. состоялась церемония освящения статуй мучеников ХХ в. в Вестминстерском аббатстве (Лондон). Скульптурные изображения мучеников, принадлежавших к различным христ. конфессиям, размещены в нишах над зап. порталом храма. Среди них - св. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, мученически погибшая в 1918 г. Диалог с Епископальной Церковью в США

http://pravenc.ru/text/171923.html

Поэтому, несмотря на помпезные празднования 1000-летия Великой Лавры (преподносившиеся как «Тысячелетие Святой Горы») в 1963 г., в которых принимали участие пять патриархов, главы или представители всех поместных Православных Церквей, король Греции и множество других гостей, атмосфера в целом не отличалась особой праздничностью. Многие полагали, что эти празднества представляют собой не что иное, как «похороны Святой Горы». Следует отметить, что события церковной и политической истории 1920-х - 1960-х гг. также не способствовали притоку в монастыри Афона молодежи. Война и оккупация, за которыми последовала довольно жестокая и кровопролитная гражданская война (1944-1949) подточили силы греческого народа. Страна переживала период крайней бедности и разрухи. В поисках лучшей жизни молодежь устремлялась в другие страны (именно тогда греческая диаспора получает немалое пополнение). Едут в Германию, Великобританию, США, Австралию. То есть те силы, которые ранее, даже в эпоху османского владычества, притекали в монастыри, теперь уходят за границу в поисках заработка, который помог бы прокормить бедствующих родственников в Греции. К этому следует добавить и неизжитые последствия «мало-азийской катастрофы» начала 1920-х гг. Политические потрясения, в частности, диктатура «черных полковников» (1969-1974), также не способствовали возрождению интереса к монашескому призванию: достаточно сказать, что именно в годы диктатуры начали разрабатываться планы по превращению Афона в туристический центр. Что касается церковной жизни, то здесь тоже произошли важные и трагические перемены. Календарная реформа 1920-х годов затронула многие православные Церкви. У большинства православных в Греции не было ни малейших сомнений, что реформа затевалась в качестве первого шага на пути к унии с западными церквами (деятельность патриархов и архиереев, продвигавших реформу предоставляла более чем достаточно доказательств именно таких намерений), и потому вскоре обозначился серьезный раскол (ставший известным под именем «старокалендаристского» или «старостильнического» и не изжитый по сей день). Правительство Греции предпочло остановить реформы, что позволило сохранить хотя бы отчасти мир церковный и даже вернуть часть греческих христиан в Элладскую Церковь, перешедшую на так называемый а новоюлианский календарь», но, тем не менее,  известно,  что весьма многие подвижники и святые Греции XX века строго придерживались старого календаря, не разрывая общения с Церковью (напр., старец Филофей Зервакос, прав. Николай Планас и др.), а некоторые — хотя бы на определенном этапе своей жизни принадлежали к различным группам старокалендаристов».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2848

Как известно, прибывшие в первой половине XVII века в Америку английские протестанты называли себя новыми евреями, Новым Израилем, а Новый Свет - землей обетованной. Так же, как иудеи, протестанты-англичане считали себя избранным Богом народом, и так же, как иудеи, они почитают Ветхий Завет (а не Новый, как это ожидается от христиан) своей главной Книгой. И как в иудаистской этике, стремление к богатству и стяжательству считается в протестанской этике богоугодным делом, обеспечивающим попадание в рай. В статьях и выступлениях отцов-основателей США, многие из которых были членами массонских лож (напр. Бенджамин Франклин), а позже - в речах президентов США Джеймса Монро, Абрахама Линкольна, Тедди Рузвельта можно обнаружить целые тирады об особой миссии США в " этом мире " . Именно А. Линкольну принадлежит знаменитая фраза: " Мы, американцы - последняя надежда всего человечества " . А вот, что писал классик американской литературы Г. Мелвилл: " Мы, американцы - особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени; мы несем ковчег свобод миру.. " Однако, пока США оставались ведущей державой лишь Нового Света, " избраничество " и " мессианство " американцев проявлялось, главным образом, в установлении контроля над странами Северной и Южной Америки и в этнических чистках северо-американского континента от туземцев-индейцев. Впервые национальная концепция, в которой изложены обоснования притязаний США на роль лидера мирового сообщества, была выдвинута президентом США Вудро Вильсоном в начале 20-х годов. Концепция постулировала три основные американские ценности, которые были провозглашены универсальными и общечеловеческими, и которые США должны " нести " " неразумному " человечеству: демократия, рынок и мир. Однако, вплоть до 2-й мировой войны, эта концепция не получила широкого распространения и поддержки в американском обществе. После 2-й мировой войны идеи исключительности и мессианского предназначения США, протестанские по своей природе, получили серьезное подкрепление в лице религиозной догмы " избранного народа " , лежащей в основе иудейской религии. Эту догму в той или иной степени разделяют члены относительно немногочисленной (около 8 миллионов человек), но чрезвычайно влиятельной американской еврейской общины, занявшей к 70-м годам ведущие позиции в экономике, финансах, науке, адвокатуре, средствах массовой информации, а в последние годы и в государственных структурах США - Конгрессе, федеральном правительстве. Так, что не случайно менталитет значительного числа американских верующих, тяготеет, как писал А.С. Панарин, " больше к ветхозаветной нетерпимости и морали избранного народа, чем к новозаветному универсализму, предпочитающему христианское смирение и покаяние - духу первородства и избранничества "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Поэтому Киссинджер попал впросак – от примирения Китай получил больше, чем США. Кстати, его обвиняли в том, что он чуть ли не агент Кремля. Хотя он проводил политику разрядки: как политик-реалист он понимал, что военным путём невозможно победить СССР, поэтому призывал мириться и сотрудничать. Вот он и есть реализм. Действительно, в эпоху президента Никсона и Форда проводилась политика разрядки, бесконечное количество международных соглашений, Хельсинский заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Архитектором политики разрядки с западной сторон был Киссинджер. В этом была его великая заслуга. Киссинджер был враг России, но не озлобленный, как Бзежинский. Киссинджер признавал, что у России должны быть полномочия – всё-таки он недаром изучал историю дипломатии и понимал, что такое баланс сил, сферы интересов больших и маленьких держав. Поэтому он опасался, что после крушения Советского Союза начнётся (здесь он был прав) не однополярный мир, как считали американцы, а безполярный мир, провоцирующий мировой хаос. При существовании двух блоков не доводили ситуацию до полной конфронтации. В данном случае советом Киссинджера американцы пренебрегли, но тут вина президента СССР Горбачева и наших партийных номенклатурщиков, которым очень хотелось стать капиталистами. А сам Киссинджер планировал, что в Европе будет как после падения Наполеона – «концерт великих держав» – взаимный учёт интересов и недопущение сильного доминирования одной из сторон. У Киссинджера было много больших достижений, но он умел и откровенные провалы (напр., поражение американцев во Вьетнаме) преподнести в положительном ключе. Он сыграл не последнюю роль в примирении США с Китаем, хотя полвека спустя ясно, что от этого примирения выиграли китайцы. Он до конца дней сохранял ясность мыслей и призывал не допускать сближения России с Китаем. Киссинджер был архитектором «политики разрядки». И уже этим заслужил право на память о себе как об одном из величайших дипломатов в истории. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/30/po...

Совр. амер. Е.-фундаменталисты не участвуют в экуменическом движении, последовательно выступают против абортов и гомосексуальных браков, добиваются права преподавать свое учение в школах и открыто влиять на общественное мнение. В их среде пользуется популярностью теория «всемирного заговора» темных сил, к-рые готовят приход «всемирного правительства» во главе с антихристом. Е.-фундаменталисты принимают активное участие в политической жизни США. Они входят в такие христианско-политические орг-ции, как «Христианская правая» (Christian Right), «Христианская коалиция» (Christian Coalition) и «Семейный исследовательский совет» (Family Research Council), к-рые традиционно поддерживают Республиканскую партию. Наиболее известными объединениями Е.-фундаменталистов являются Генеральная ассоциация регулярных баптистских церквей (1932) и Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930), им принадлежат Ун-т Боба Джонса (1927), а также периодические издания «Меч Божий» (The Sword of the Lord) и «Библейский евангелист» (The Biblical Evangelist). В кон. XIX в. на базе диспенсационного премилленаризма возникло движение христ. сионизма (термин закрепился в XX в.). Один из сподвижников Муди, У. Блэкстоун, в 1882 г. выпустил кн. «Иисус грядет», в 1891 г. организовал кампанию за создание евр. гос-ва на Ближ. Востоке. Он опирался на идеи Скофилда о том, что христиане должны приветствовать приближение Армагеддона, т. к. за ним последует вознесение святых на небеса. Согласно Скофилду, Армагеддон состоится не раньше чем все евреи вернутся в Израиль, откуда они изгонят мусульман, уничтожат их святыни и восстановят в Иерусалиме свой храм, поэтому необходимо способствовать возвращению евреев на их историческую родину. В XX в. христ. сионизм возродил Х. Линдси. В кн. «Покойная великая планета Земля» (The Late Great Planet Earth, 1970) Линдси, используя идеи Дарби и Скофилда, подробно описал признаки приближающегося конца времен, среди которых - слияние деноминаций в «религиозные конгломераты»; церкви, прибегающие к «заигрыванию с социальными вопросами» для привлечения новых членов; молодежь, покидающая институционально сложившиеся церкви; движения внутри Израиля, направленные на превращение Иерусалима в религ. центр мира; воссоздание храма в Иерусалиме на его прежнем месте. Ближ. Восток станет фантастически богатым и влиятельным, Зап. Европа в качестве мирового лидера займет место США, возникнут «Соединенные Штаты Европы», во главе к-рых встанет антихрист. С т. зр. христ. сионистов, совр. гос-во Израиль является воплощением завета Бога с Авраамом и главным полем Его деятельности вплоть до Второго пришествия Христа и окончательного поражения антихриста. Но до этого должны исполниться и др. пророчества,- напр., евреи вернутся на землю обетованную из др. стран, Израиль завладеет всей территорией между Нилом и Евфратом, храм будет восстановлен на том месте, где сейчас находится мусульм. святыня - Куббат-эс-Сахра (Купол скалы).

http://pravenc.ru/text/180930.html

Такие вопросы помогают понять, что проблемы экономики - это именно _социальные_ проблемы, они не сводятся к уровню _личной нравственности_ конкретных бизнесменов или рабочих. И что эти проблемы существуют _объективно_, независимо от убеждений отдельных людей. Соответственно, решение таких проблем происходит на социальном, а не на личном уровне; в первую очередь - материальными, а не духовными средствами. Почему, напр., рабочий день когда-то длился по 12 ч. и более, а сейчас - 8 ч.? Отпусков и пенсий не было, а сейчас есть? Предприниматели стали добрее или авторитет Церкви выше? Да нет, рабочие _добились_ улучшения условий труда (через профсоюзы, полит. партии, благодаря революционному движению, наконец). Конечно, хорошо, когда капиталист думает не только о прибыли, но и о духовных ценностях. Однако он все равно остается капиталистом, владельцем средств производства, покупающим рабочую силу у наемных работников (шахтеров или банковских клерков - неважно) и _присваивающим_ созданную ими прибавочную стоимость. А _класс капиталистов_ в целом из прогрессивного превращается во все более реакционный, по мере нарастания кризиса капитализма. Руководство ТНК и финансовые олигархи в принципе неспособны думать о " солидарности " с рабочими или соблюдении евангельской морали в эконом. отношениях (так же - по сути, а не на словах - они глубоко враждебны подлинной демократии, правам человека и т.п.). И именно потому, что подобным силам принадлежит эконом. и полит. власть в Европе и США (а теперь и в России), в последние 20-30 лет в этих странах происходит целенаправленное _разрушение_ институтов " социального государства " , созданного в долгой борьбе всех прогрессивных сил за соц. справедливость. Почему, напр., в последние десятилетия ухудшается положение рабочих, ликвидируется бесплатное образование и здравоохранение? Не из-за упадка духовности в обществе и не из-за недостаточно высокой нравственности Сороса и Абрамовича, а потому что таковы интересы _господствующего класса_. Замечу еще вот что. Может показаться, что этот комментарий написан с нехристианских и материалистических позиций. Между тем, по моему твердому убеждению, _христианский_ подход к научному анализу социальных явлений может быть _только материалистическим_. Богословское основание для отрицания всякого идеализма в обществознании см. у ап. Павла в 4-й гл. Послания к Галатам (подчинение людей " вещественным началам мира сего " в силу грехопадения; Христос освобождает нас от такого " рабства стихиям " ; но это - на личном уровне, в обществе же, поскольку люди продолжают грешить, " рабство " сохраняется; иными словами, на жизнь общества материальные факторы влияют сильнее, чем духовные - и практика подтверждает это каждый день).

http://bogoslov.ru/article/293144

У И. с. существует ряд запретов в повседневной жизни. Так, напр., запрещены переливание крови (запрет основывается на представлении, что душа человека - это кровь), участие в христ. и иных религиозных праздниках, празднование дней рождений и др. По данным И. с., число их активных членов во всем мире (секта действует более чем в 200 странах мира) превысило 7,1 млн чел. Наибольшее число последователей И. с. в кон. XX в. насчитывалось в 12 странах (по мере убывания численности): в США, в Мексике, в Бразилии, в Италии, в Японии, в Нигерии, в Германии, в Великобритании, на Филиппинах, в Польше, на Украине и в России. Статус И. с. в различных странах обусловлен мерой достоверных сведений о секте, к-рыми располагает правительство. Так, напр., во Франции И. с. были лишены в 1999 г. статуса религ. орг-ции. В большинстве европ. стран И. с. никогда и не воспринимались как религ. организация, т. к. основная форма деятельности И. с. сводится к изданию и распространению печатной продукции. В этом смысле орг-цию И. с. вполне можно принять за издательский концерн. И. с. считают, что их история в России началась с 1891 г. (когда Рассел побывал в Одессе). В действительности же первые иеговистские общины оказались на территории бывш. СССР лишь в 1939 г., после вхождения в его состав Зап. Украины и Белоруссии, где к тому времени уже были И. с. Особенная активность И. с. в России наблюдается с нач. 90-х гг. XX в., официально орг-ция И. с. была зарегистрирована 29 апр. 1999 г. Мин-вом юстиции РФ как «Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России»». 26 марта 2004 г. Головинский суд Москвы вынес решение о ликвидации московской общины И. с. и запрещении ее деятельности. Однако И. с. по-прежнему продолжают действовать на территории Москвы и Московской обл., ссылаясь на то, что они выступают непосредственно от лица их Управленческого центра в Солнечном. Численность И. с. в России составляет ок. 150 тыс. чел. Ист.: Listening to the Great Teacher. Brooklin (N. Y.), 1971 (рус. пер.: Слушайте Великого Учителя. Н.-Й., 1995); Making Your Family Life Happy. Brooklin, 1978 (рус. пер.: Устраивай твою семейную жизнь счастливой. Н.-Й., 1989); My Book of Bible Stories. Brooklin, 1978 (рус. пер.: Моя книга библейских рассказов. Н.-Й., 1993); You Can Live Forever in Paradise on Earth. Brooklin, 1982 (рус. пер.: Ты можешь жить вечно в раю на земле. Н.-Й., 1989); United in Worship of the Only True God. Brooklin, 1983 (рус. пер.: Объединены в поклонении единому истинному Богу. Н.-Й., 1989); Organized to Accomplish Our Mimistry. Brooklin; N. Y., 1983 (рус. пер.: Организованы проводить наше служение. Н.-Й., 1990); The Greatest Man Who Ever Lived. Brooklin, 1991 (рус. пер.: Самый великий человек, который когда-либо жил. Н.-Й., 1991); Knowledge That Leads to Everlasting Life. Brooklin, 1995 (рус. пер.: Познание, ведущее к вечной жизни. Н.-Й., 1995); The Secret of Family Happiness. Brooklin, 1996 (рус. пер.: Секрет семейного счастья. Н.-Й., 1996).

http://pravenc.ru/text/293565.html

К. Маркс , идеи к-рого оказали огромное влияние на ход мировой истории XX в. и составили основу офиц. идеологии Советского гос-ва и др. коммунистически ориентированных стран (см. ст. Коммунизм ), связывал происхождение Г. с классовой борьбой. В соответствии с его воззрениями, к-рые применительно к теории Г. развивал Ф. Энгельс , Г. рождается с появлением антагонистических классов и является орудием осуществления классового господства. Характер Г. и гос. строй определяются способами производства. Утопический проект Маркса о коммунистическом будущем связан с ликвидацией классов, классовой борьбы и отмиранием Г. Существуют и др. теории происхождения и природы Г.: т. н. органическая теория (Г. Спенсер ), теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) и др. Немалое значение в истории человечества имеет также вопрос о формах гос. правления и гос. устройства. Первым в античном мире основательно продуманный, с подробной и жесткой регламентацией жизни и в то же время утопический проект идеального Г. создал Платон. Аристотель предложил типологию форм гос. правления, придав ей качества научной систематики. Он различал монархию, при к-рой гос. воля и власть принадлежат одному лицу, аристократию, при к-рой власть осуществляют неск. лиц, и политию, когда всем в Г. управляют свободные и полноправные граждане ( Arist. Pol. 1279a 33-38). От этих правильных форм правления, при к-рых власть служит общему благу, Аристотель отличал неправильные, когда каждый из сформулированных им принципов правления действует в извращенном виде, а носители власти преследуют личные цели. Таковыми он считал тиранию, олигархию и демократию (Ibid. 1279b 4-10). Характеризуя формы древнегреч. гос. устройства, Аристотель находил сочетание неск. форм при доминировании одной из них. На классификацию Аристотеля опираются и совр. теории Г. и права, лишь модифицируя ее. Более или менее общеупотребительно деление Г.: 1. По форме правления - на монархии и республики. Монархии могут быть абсолютными или ограниченными (конституционными), последние определяются как представительные или парламентские. В представительных монархиях, какими были Германская и Австро-Венгерская империи, а также с известными оговорками Россия в 1905-1917 гг., парламент обладает лишь законодательной властью, исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется правительством, им назначаемым и ответственным только перед ним. В парламентских монархиях правительство формируется парламентским большинством, как в совр. Японии, Великобритании, Испании. Республики могут быть президентскими (напр., США), в к-рых исполнительная власть принадлежит президенту, парламентскими (совр. Италия, Германия, Индия, Израиль), когда правительство формируется парламентом и опирается на парламентское большинство, или смешанными, когда в формировании правительства участвуют и президент, и парламент (совр. Россия, Франция).

http://pravenc.ru/text/166361.html

как наука распространена во всех развитых странах мира, но Германия по-прежнему остается одним из важных центров А. Среди нем. ученых следует назвать В. фон Зодена , составившего Аккадский словарь (Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden, 1965-1981) и грамматику аккад. языка (Grundriss der akkadischen Grammatik. R., 1952, 19953). Главный центр зап. А. переместился в США, где большую роль в создании ассириологической школы сыграл учитель фон Зодена Б. Ландсбергер. Крупнейшими амер. ассириологами являются также выходцы из Германии и Австрии - А. Л. Оппенхейм, А. Пёбель, Т. Якобсен, И. Е. Гелб, А. Гётце и др. Продолжается издание 30-томного словаря аккад. языка (The Chicago Assyrian Dictionary), начатое Оппенхеймом и его учениками. Менее крупные центры А. есть в Европе (Великобритания, Франция, Чехия и др.), Израиле и араб. странах. Совр. российская А. стремится удержать высокий уровень, достигнутый ею в 60-х гг. ХХ в. и связанный прежде всего с успехами ленинградской школы востоковедения и ее лидера И. М. Дьяконова . Из совр. российских ассириологов следует выделить в первую очередь В. К. Афанасьеву (культура Месопотамии, шумер. лит-ра), М. А. Дандамаева (социальные отношения в поздней Вавилонии), И. Т. Каневу (шумер. язык), И. С. Клочкова (культура и менталитет древней Месопотамии), Л. Е. Когана (собственно филология и сравнительная семитология). Одной из объективных трудностей А. в совр. период стал объем данных, накопленных учеными, прежде всего вновь найденных и публикуемых текстов. После второй мировой войны преобладает тенденция к узкой специализации. Критические переиздания памятников последних десятилетий ХХ в., сведенные в огромные корпуса и многотомные серии (напр., проект «Царские надписи древней Месопотамии»), ученые пытаются противопоставить фрагментаризации и разбросанности своих исследований и публикаций. Мн. проблемы преодолеваются междисциплинарными исследованиями. В методологической сфере зап. А. господствует филолого-фактографическое направление, в России до недавнего времени больше изучали социально-экономические явления. Во франц., итал. и англо-американо-израильской историографии повышенное внимание уделяется роли т. н. «литературных моделей» и их заимствований. В герм. и российской школах А. сохраняет свои позиции позитивистская и традиц. историко-филологическая методология, с к-рой и связаны все важнейшие достижения этой науки. А. и библеистика

http://pravenc.ru/text/76690.html

Отмена цензуры как таковой является в принципе не реализуемой задачей, поскольку подлинная цензура — это не «исключение» из публичного пространства той или иной отдельно взятой информации, но право определять, что является цензурой, а что нет. Из этого следует, что цензура сама по себе не плоха и не хороша, это рабочий инструмент, который не подлежит оценке. Оцениванию подлежит объект цензуры, то есть набор того, что именно цензурируется. Советская и антисоветская пропаганда приучили нас ставить знак равенства между понятиями «цензура» и «запрет», и этот подход превратился в устойчивый стереотип. Действительно, классическая цензура, в том числе советская, была устроена просто: она стремилась не допустить в формируемую картину реальности чужеродный элемент — «чтобы мышь не проскочила». Запретительная форма цензуры является устаревшей и применяется лишь в экстремальных обстоятельствах. Современная цензура ведет себя иначе. Она является не системой запретов, а системой «фильтров». Это слово — не метафора, а устоявшийся термин западной, в основном левой социально-философской мысли (напр. Н. Хомский), и он довольно точен. Фильтр вместо запрета — это когда «хорошая» и «плохая» информация не исключают друг друга, но тщательно дозируются. Точно так же достигается нужная температура при поворачивании ручек с горячей и холодной водой в ванной. Это, как и прямые запреты, полностью управляемый процесс. Это гораздо более гибкая и мягкая система, чем старая цензура, поэтому она не вызывает резкого отторжения общества. Сегодня слово «цензура» в политике и информационной сфере Запада употребляется крайне редко и обычно в негативно-полемическом ключе. Как правило, это слово заменено терминами «информационные фильтры», «деплатформинг», «формат/не формат» и т.п. Есть и более общее понятие, которое является синонимом «цензуры». Это так называемая культура отмены, о которой говорил недавно Владимир Путин. Я позволю напомнить его характеристику, поскольку она весьма точна. Президент отметил, что на Западе процветает культура отмены. Это остракизм и замалчивание фактов, неудобных для навязываемого публике шаблона мышления. Например, в Голливуде выходили фильмы, показывающие победителями во Второй мировой войне США, а не СССР. Решающий вклад последнего «отменили».

http://sinfo-mp.ru/tajnye-smysly-czenzur...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010