Духа; но если случится в отдание Вознесения и Пятидесятницы, то не отменяется. В том случае, если проследование Минеи по какому-либо случаю на известный день отменяется, оно все-таки не остается не пропетым в течение данного года, но переносится на другой день, либо прямо указываемый в Типиконе, либо по усмотрению предстоятеля, переносится иногда полностью, иногда частью (переносится главным образом канон). Примеры: если память Трех святителей 30 января случится в субботу Мясопустную, то служба их поется в предшествующий ей пяток. Если Георгия Победоносца случится в Великие пяток и субботу и в 1-й день Пасхи, то «поются стихиры святого и канон и прочая служба в понедельник Светлой недели со службою дневною» (Типик.). Каноны святых, случающихся в период времени от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья, выпеваются на повечериях, начиная с понедельника 2-й седмицы св. Четыредесятницы и кончая четвергом 6 седмицы и т. д. Песнопения Минеи в Типиконе обозначаются словами: Минеи (напр., говорится «ирмос Минеи»), святого или святой (напр., говорится: «канон святого»); иногда оба эти названия вместе прилагаются к одному песнопению (напр., говорится: «канон Минеи святого»). Последнее название (святого и святой) нередко заменяется названием, обозначающим лик святого (напр., говорится «канон пророка», «канон апостола», «канон Предтечи», «стихиры преподобной» и т. п.). Песнопения господских и богородичных праздников обозначаются словом праздника, когда идет речь о самых праздниках и их предпразднствах и попразднствах; в предпоследнем случае, впрочем, чаще употребляется название предпразднства. Кроме Месячной Минеи, есть еще Общая. В ней находятся общие последования, напр., апостолу и апостолам, преподобному и преподобным и т. д. Этой книгой пользуются как в тех церквах, в которых совсем нет Месячной Минеи, так и в тех, в которых она есть. В последних она употребляется в том случае, если приходится отправлять торжественное богослужение такому святому, для которого в Месячной Минее или вовсе нет молитвословий (напр., Феодосию Черниговскому), или очень мало. В первых она всецело заменяет собою Месячную Минею. Когда случится память, напр., одного какого-нибудь апостола, то песнопения заимствуются из «службы апостолу»; когда нескольких, то из «службы апостолам» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

(Сюда также относятся) и слова Апостола: Наречением Сыне Божий в силе по Духу святыни, из воскресения от мертвых. (Рис. 1, 4). Ибо через чудеса, воскресение из мертвых пришествие Св. Духа было явлено и удостоверено миру, что Он есть Сын Божий. (Сюда относятся также) и слова: преспеваше премудростию и благодатию (Лук. II, 52)  . Иное, (наконец, Он говорил), усвояя Себе лицо иудеев и причисляя Себя к ним, как, напр., Он говорит самарянке: вы кланяетеся, его же не весте мы кланяемся, его же вемы, яко спасение от Иудей есть (Иоан. IV, 22). Третий род речений (приличествующих Христу по соединении естеств) показывает одну ипостась, указывая (в то же время) на оба естества; напр.: Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради (Иоан. VI, 57). Иду ко Отцу, и ктому не видите Мене (Иоан. XVI, 10). Также: не быша Господа славы распяли (1 Кор. II, 8). Еще: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси (Иоан. Ill, 13) и т. п. Из речений (приличествующих Христу) по воскресении, иные приличествуют Ему, как Богу; напр. крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. XXVII, 19 — 20), т. е. во имя Сына, как Бога. И еще: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. XXVIII, 20) и т. п„ ибо, как Бог, Он всегда с нами. Иные же приличествуют Ему, как человеку; напр., ястеся за нозе Его (Мф. XXVIII, 9); и еще: и ту Мя видят (Мф. XXVIII, 10) и т. п. Речений, приличествующих Христу по воскресении, как человеку, — различные виды. Одни, хотя воистину приличествуют Ему, но не по естеству, а по домостроительству (спасения) в удостоверение того, что воскресло то самое тело, которое пострадало; (сюда относятся): язвы, употребление пищи и питья после воскресения. Другие приличествуют Ему истинно и по естеству; напр., переход без затруднения из одних мест в другие, прохождение сквозь запертые двери. Иные (выражают сделанное Им лишь) для вида (применительно к нам); напр., творяшеся далечайше ити (Лук. XXIV, 28). Иные приличествуют тому и другому естеству вместе, как напр.: всхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Благодаря этому удерживание прежних имен, число тех из них, которые имели значение в новой вере, или напоминали что-либо христианское, было ограничено в начале распространения религии Спасителя. Мы встречаем в катакомбах надгробиях этой эпохи (I-III в.), в деяниях мучеников, в творениях церковных писателей имена, существования у древних римлян и происходившие от промыслов, как напр.: Agricola – земледелец, Pastor – пастух, Nauticus – морской; от цвета, как напр., Candidus – белый, Rubens – красный; от животных, как напр., Aquila – орел, Capreolus – козленок, Leo-лeb; от чисел, как напр., Primus – первый, Sepmimus-ceдьмoй; от стран и городов, как напр. Africanus Африканец, Macedonia – Македония, Roma, – Рим; от месяцев, качества, достоинства, исторических лиц, и т. д., и т. д. Случается даже читать в христианских эпитафиях имена, прямо взятые из мифологии, или напоминающие названия языческих богов, как напр., Apollo – Аполлоп, Apollinaris Аполлинарий, Phaebus – Феб, Bacchus – Вакх (и по-гречески), Dionysius-Дuohucuй, Ceres – Церера. Cerealis – Цереалис (и по-гречески), Demetra Деметра, Mercurina – Меркурина, Сатурн – Saturnus, Saturnina – Сатурнина, и т. д. и т. д: Можно сказать, что почти все названия греко-римских богов обоего пола, героев, муз и даже имена богов : восточных народов, напр. египтян, встречаются в катакомбных надгробиях 372 . Разумеется, если какое-либо из этих имен освящалось мученичеством, то языческий смысл его пропадал и оставался один христианский. Существование имен язычества в числе имен христианских и в настоящее время, добавим, также ни чем не объяснимо, как фактом сохранения языческого имени христианами первенствующей церкви. Первый факт наречения имени передается у Барония под 259 г. Епископ Стефан крестил двух же взрослых детей, – Адриана и Павлину, – и дает при крещении первому имя «Неона», а последней «Марии» 373 . Вводя этот обычай, пастыри церкви, кажется, хотели порвать самую последнюю связь у обращающихся в христианство с их прежнею жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Здесь высказывается запрещение покланяться кумирам или идолам, какой бы вид они не имели – мужчины ли: Деян. 14:11 – 12 , женщины: Деян. 19:35 , скота: Деян. 7:41 , птицы и гада (напр. Деян. 14:41 ), небесного светила (напр. Деян. 7:42–43 ), и из какого бы материала и каким способом они ни были бы сделаны – вылитый из металла идол (напр. Исх. 32:4 ), в виде деревянного столба (напр. Иер. 10:2 – 5 ), кумир из камня: (напр. Авв. 2:18–19 ). Хотя св. икона также может иметь вид вылитого или чеканного изображения мужчины (напр. Исх. 25:18 ), и на ней может находиться изображение постороннее (напр. Чис. 21:8–9 ), однако поскольку св.иконы суть не идолы, то приведенные сектантами места свящ. Писания к вопросу об иконопочитании нисколько не относятся, а лишь обличают сектантское невежественное обращение со словом Божиим, – смешение слова «икона», что то же, подобия лица действительно существующого, со словом «идол», т е. подобие лица воображаемого, а в действительности не существующего. Ведь не называют же сектанты фотографии близких им лиц идолами и кумирами, на каком же основании они допускают такое кощунственное сравнение св. икон Господа Бога и Его угодников с изображениями языческих богов? Деян. 14:11 . Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по ликаонски: боги в образе челове ческом сошли к нам 12 . И называли Варнаву Зевесом, а Павла Эрмием, потому что он начальствовал в слове. Деян. 19:35 . Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! Какой человек не знает, что народ Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Деян. 7:41 . И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. 19 . Горе тому, кто говорит дереву: встань! и бессловесному камню: пробудись! Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет. См. Деян. 7: 43 , п. VI. Исх. 25:18 , п. VI. Чис. 21: 8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей когого–либо человека) ужаленный взглянет на него, останется жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Издавались они при Тамбовской духовной семинарии под редакцией ректора и под цензурой инспектора семинарии. Пр. Феофан был самым деятельным сотрудником журнала и печатал в нем свои статьи и проповеди 130130 . Сотрудничая в нем сам, он к тому же привлек и наставников семинарии и подведомых священников, городских л сельских, способных к литературному труду. Таким образом трудились все, начиная с епископа и кончая священниками самых отдаленных приходов. Так оно и должно быть по самой идее местного органа, и в этом нельзя не видеть мудрости высокого руководителя – преосвященного Феофана. Сотрудничали в журнале бесплатно, а вся, остававшаяся от расходов по его изданию, сумма определялась в пользу устрояемого Тамбовского училища для девиц духовного звания 131131 . Чтобы определить вполне заслуги преосвященного Феофана по изданию «Тамбовских Епархиальных Ведомостей», сделаем общий обзор их содержания за первые три года. Первый отдел (официальный) содержит в себе главным образом официальные известия и распоряжения начальства. Здесь же помещаются и объявления о различных журналах и газетах и о продаже книг, при чем нередко подаются советы, какие книги полезно выписать духовенству, пригодные для его самообразования и для пастырской практики. Второй отдел – «Прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям» – очень содержателен. В начале помещается «Патерик, или наставления св. отцев», напр. «О безволии», «О сокрушении сердца» и нравоучительные случая из их жизни, располагающие к вере я благочестию; затем идут «речи и проповеди» сначала св. отцов, напр. Иоанна Златоустог о. Ефрема Сирина и других, а потом –новых и современных проповедников, напр. – преосвященного Николая, преосвященного Иакова Нижегородского, самого преосвященного Феофана и разных духовных лиц Тамбовской епархии. После указанных статей шел отдел, под заглавием: «Объяснение праздников», в котором описывались и объяснялись розные праздники (напр, «Сретения Господня», «Благовещения Пресвятой Богородицы» и др., явления чудотворных икон, напр., – иконы Казанской Божией Матери), объяснялись священные песнопения (напр., «Песнь Пресвятой Троице»), тропаря (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во дни предпразднств и попразднств на «И ныне» поются песнопения праздника; но если предпразднство или попразднство случится в субботу, то в пяток вечера в стихирах на Господи, воззвах на «И ныне» большею частью поется воскресный богородичен Октоиха. В господские, богородичные (в том числе и в субботу 5 седм. Великого поста) и святых праздники на утрени поется «степенна 1 антифон 4 гласа»; но это есть воскресное песнопение Октоиха. По понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам св. Четыредесятницы на утрени поются следующие песнопения Октоиха: троичны после шестопсалмия и пения аллилуиа, седальны и мученичен по 1 стихословии и светилен по 9 песни канона. Тем не менее выраженное выше положение, что Октоих, как особая книга, в означенные дни не употребляется, остается во всей силе, потому что богородичны Октоиха перепечатаны в дополнительной части месячной Минеи (за каждый месяц) и в Ирмологионе, степенны в Ирмологионе же, песнопения, поемыя в седмичные дни Великого поста, в Триоди Постной, по каковым книгам все они и поются. Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами: «Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октоиха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Тропарь Праведному Иову»), кондака (напр.. «Кондак в день сошествия Св. Духа»); затем шли исторические статья (напр. «История Тамбовской епархии». «Тамбовский кафедральный Спасо- Преображенский собор», «Тихвино-Богородицкий женский монастырь», «История Тамбовской духовной семинарии» и др.); сведения по сектантству и расколу в Тамбовской епархии (напр., «Бакинские молокане») и др.; некрологи (напр., Евгения Боженова, о,.Вишневского); статьи ученого характера (напр. «Беседы о свойствах Божиих», «Понятие о душе по учению философов и медиков»); наконец, предлагались поучительные рассказы и случаи из жизни современных христиан, явно указывающие на пути Промысла Божия в жизни человека, заступления Божией Матери и св. угодников и наказания за нарушение веры и благочестия (напр. «Вразумление свыше» «Сила веры», «Помощь свыше», «Божие наказание» и др.) и помещались стихотворения религиозно-нравственного содержания (напр. «Утро светлого Воскресения Христова», «Тайна смерти».», «Покаяния отверзи ми двери», «Весна», «Благовест» и др.). Вот насколько широко была поставлена преосвященным Феофаном программа «Тамбовских Епархиальных Ведомостей» и сколь ревностно она выполнялась под непосредственным наблюдением самого преосвященного Феофана. Это – неоценимая его заслуга для Тамбовской епархии. Насколько велико было его старание с «Тамбовских Епархиальных Ведомостях», видно из того, что он усердно заботился даже с правильней доставке этого журнала подписчикам. По его распоряжению, было напечатано в «Ведомостях» объявление, чтобы благочинные «немедленно по получении рассылали нумера по принадлежности, дабы неисправною доставкой не охладить внимания к делу, предпринятому для общаге интереса духовного» 132132 . Многое заботился пр. Феофан с призрении сирот, несчастных семейств духовенства Тамбовской епархии, приглашая на это святое дело благочестивых жертвователей 133133 . Не мало у пр. Феофана было забот о благоустройстве монастырей. Особенно много пришлось ему хлопотать относительно Дивеевского женского монастыря, где в то время произошли большие беспорядки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5) „Основывают общества, которых цель исключительно исполнение обязанностей христианина“. Христианство воплощается не в одной только форме монашества. Монашество, по слову Спасителя, только для тех, кому дано вместить. Назначение христианства несравненно шире. И если Вы решаетесь ниже привести несколько примеров, где великие подвижники пустыни ставятся ниже простых мирян, то непонятно, почему монашество называется учреждением исключительно для исполнения обязанностей христианства установленным? Обязанности христианина относятся к Богу и к ближнему. Кажется, монашество более имеет в виду первые, чем последние. Вы и сами на это указываете. 6) „Сюда сходились знатные и рабы“. В Египте много ли было знатных? Все указывают только на Арсения В. 7) Собор Гангрский справедливее было бы защищать собственными его правилами, напр. но и др. 8) Как рассуждать о приводимых здесь примерах? Ужели в самом деле Антоний В. при всех своих подвигах, продолжавшихся около 80 лет, был ниже какого-то кожевника, Макарий В. двух женщин в миру и т. д. 1237 ? Если бы это было в полном смысле справедливо, то 1) нужно бы Антония подозревать в недостатке смирения, Макария – в недостатке миролюбия и т. д. Эти добродетели настолько важны, что без них невозможно иметь христианского характера. 2) Если бы Антоний и Макарий в самом деле сознавали бы, что их образ жизни не довёл до совершенства, которого достигают миряне, то они, по —124— искреннему стремлению к совершенству, должны бы оставить пустыни. И так, нужно бы кажется поточнее определить смысл приведённых указаний или примеров. 9) Так ли это? В Александрии, не как в других городах, пресвитеры имели свои приходские церкви, как это известно из Епифания. Откуда сведения о 12 пресвитерах? 10) Если указываете на египетские нравы в объяснение умножения монашества в Египте, то, кажется, не нужно бы оставлять без внимания: а) известное сближение Египтян с мыслью о смерти; б) общество Ферапевтов. 11) Гонения на монашество в Египте со стороны правительства – начинаются не с самого появления его. При Констанцие против них открыто было преследование по делу православия – как и против иерархии. Тогда же страдали и священники. Да и Валентово гонение, по указаниям Василия, было не собственно против монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

405 Для ознаменования этого события было учреждено официальное празднество; оно осталось в христианском календаре в празднике 1-го авг., посвященном Маккавеям и ап. Петру в узах. О римском Египте см. Lumbroso, L’Egitto al tempo dei Greci e dei Romani, Rome 1882. 406 Он также предводительствовал войском. В Египте начальники легионов не были, как в других местах, легатами из сенаторского звания, которых нельзя было бы подчинить простому всаднику, каким был египетский префект, они были из praefecti castrorum. Август воспретил сенаторам и самым влиятельным всадникам пребывание в Египте. Для этих важных особ опасались соблазнов среды, слишком благоприятной для искателей власти. 407 Весьма возможно, но отнюдь не доказано, что некоторые апостольские произведения, как напр., послания к Евреям и Варнавы, имеют известное отношение к александрийской общине. Знаменитые терапевты, описанные в книге „О созерцательной жизни“ (справедливо или нет приписываемой Филону), не имеют ничего общего с первобытным христианством. Об этой книге, которая является еще загадкой, см. Schürer, Gesch. des jüdischen Volkes, 4 ed., t. III, s. 535. 408 Св. Иустин (см. Apol. I. 29) говорит o молодом христианине из Александрии, жившем во времена египетского префекта Феликса. 410 В итоге цифры эти составляют 128 лет. Следовательно ряд епископов начинается приблизительно с 61 г. 412 Acta S. Petri. Alex. (Migne P. G., T. XVIII, c. 461, cm. Lumbroso, L’Egitto al tempo dei Greci e dei Romani, p. 185). Если Ев. Марк одно и то же лицо, что Иоанн-Марк, о котором говорится в Деяниях Апостолов и посланиях ап. Павла и ап. Петра, то александрийское предание встречается с весьма важным возражением, ибо Дионисий Александрийский (Euseb. VII, 52) рассказывает историю Марка, ничем не намекая на особенное отношение его к египетской столице. 413 См. об этом de Faye, Clement d’Alexandrie, 126 и след. Cp. Strom, I, 1, 18, 19, 43, 99; VI 80, 89, 93 и т. д. 415 Euseb. H. E. V, 10, не очень уверен во всем этом. Ες νδους λθν λγεται, νθα λ γος ερεν ατ ν (говорят, он ходил к индийцам; там, говорят, он нашел...). Слова Индия, индиец имели еще в то время неопределенное значение, они могли обозначать столь все легко современный Иемен или Абиссинию, как и Индостан. См. об этом выше.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

е. такой город, где живут оправданные Судьею-Богом верующие. В этом смысле и тем же именем: up гацедек у пр. Исаии называется и Иерусалим (гл. 1:26). Следовательно, под городом Аседеком в Египте нужно разуметь христианскую там Церковь и особенно в Александрии, которая сделалась знаменитым центром Церкви Александрийской с второго века. 5. Что нужно разуметь под «жертвенником» и под «памятником» Господу в земле Египетской (cm. 19?) – Иудейские толковники и некоторые христианские исполнение пророчества Исаии о сооружении жертвенника и памятника Господу в Египте видят в факте постройки (ок. 160 г. до Р. Хр.) сыном первосвященника Онии III-ro Ониею храма близь Леонтополя, в провинции Илиопольской, на подобие Иерусалимского храма. Но постройка этого храма и совершаемое в нем богослужение были делом незаконным, по мнению самих Иудеев, и посему не могли служить предметом данного пророчества, по которому предсказываемые сооружения вполне законны и богоугодны. К тому же указанный у пророка столп, или «памятник у пределов» Египта не есть храм, а только сооружение в честь Господа и в память о Его милости, подобное сооружению патриарха Иакова близь Вефиля ( Быт.35:14 ). Также и «жертвенник посреди земли Египетской» не есть собственно алтарь для принесения ветхозаветных жертв; потому что поставлять такие алтари считалось делом незаконным, да их и не было в Египте за исключением жертвенника при храме Онии. Посему под жертвенником и под столпом в честь Иеговы нужно разуметь вообще внешние знаки почитания истинного Бога (как напр. жертвенник сынов Рувимовых и Гадовых, см. Нав. 22:10, 27, 28 и 34) и сооружения в честь Его, каковыми и были в земле Египетской памятник на могиле пр. Иеремии и синагоги, куда ходили и прозелиты из Египтян, а потом – христианские храмы, о чем по преимуществу и пророчествуется у Исаии. § 20. Гл. 26:1–21: благодарственная песнь Господу за спасение верующих в день гнева Божия Изложение содержания. – В тот день, – когда совершится грозный суд Божий над нечестивыми, а на горе Сионе Господь устроит трапезу для всех народов и «снимет поношение с народа Своего» (24 и 25, 6–8), – в земле Иудейской будет воспета благодарственная песнь Судье-Богу (26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010