О распространении христианства собственно в Парфии говорится в деяниях ап. Фомы (его проповедь в Арии, Дрангиане и Арахосии). Упоминаемый в этих деяниях царь Гундафор происходил из парфянской династии и царствовал в названных странах 7—29 гг. по Р.Х. Но бывшее там в это время религиозное движение было, как кажется, буддийское. Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе Распространение христианства в пределах сирийского языка представляется естественным ввиду близости Палестины, исторических отношений иудеев к Месопотамии и единства языка. Египет был издавна такою областью, сношения евреев с которою никогда не прекращались. Даже во времена Соломона лица, компрометировавшие себя политически, удалялись в Египет (2 Парал. X, 2). Дальнейшая колонизация в Египте при Птолемеях повела к тому, что здесь образовалась еврейская община (храм Онии). Здесь был совершен перевод священных книг на греческий язык, перевод — известный под именем перевода LXX; здесь же святое семейство находит убежище от преследований Ирода. Естественно, таким образом, предполагать, что в Египте христианство распространилось весьма рано. Евангелист Марк [по его актам, представляющим в общем памятник высокой достоверности] мученически скончался в Александрии апреля 63 г.]. Можно даже ставить вопрос, не был ли и ап. Петр в Египте, потому что церковь в Вавилоне соизбранная (1 Петр. V, 13) могла быть церковью в Вавилоне египетском (на месте нынешнего Ma " сру–ль–атика=старого Каира). Акты Марка содержат в себе черты, которые начало проповеди христианства в Александрии представляют вполне естественным. Ев. Марк, идя по Александрии, разорвал свой башмак и зашел к первому встретившемуся башмачнику починить его. Во время починки башмачникАнниан уколол себе палец и при этом невольно воскликнул: «eiV QeoV» («единый Боже!»), что и послужило для апостола удобным поводом начать свою проповедь. Естественность происшествия располагает к мысли, что мы стоим на почве живого исторического воспоминания. Этот AnnianoV и был первым преемником евангелиста на александрийской кафедре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Трагические испытания, которые мужественно переносят египетские христиане, являются звеньями одной цепи, уже вызвавшими новую, все возрастающую волну эмиграции. Египет — страна, где веками вместе проживают христианская и мусульманская общины. Агрессия против христиан лежит на совести деструктивных, радикальных сил, руководствующихся отнюдь не духовными мотивами. Мы обращаемся к лидерам исламского мира с призывом ясно осудить насилие в отношении христиан, уважать их право на открытое исповедание своей веры, сохранение религиозных и культурных традиций. В час, когда под угрозой находится само будущее христианско-мусульманского диалога, религиозные лидеры должны на деле продемонстрировать свою приверженность миру и взаимопониманию. Мы призываем власти Египта немедленно положить конец насилию в отношении древней коптской общины, убийствам христиан, надругательству над храмами и святынями. Недостаточно декларировать приверженность принципам справедливости и прав человека — необходимо обеспечить реальное соблюдение в стране свободы совести. Историческая христианская община в Египте должна иметь право свободно и безопасно исповедовать свою веру, сохранять древние и строить новые храмы. Русская Церковь вновь выражает поддержку страдающим египетским братьям во Христе, призывая их сохранять дух мирен, не поддаваться на провокации, быть и в страданиях верными Спасителю. + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарху Коптской Церкви Шенуде III В связи с новыми нападениями на христиан в Египте Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Папе и Патриарху Коптской Церкви Шенуде III. Его Святейшеству Шенуде III, Папе Александрийскому и Патриарху Престола святого Марка во всей Африке и на Ближнем Востоке Ваше Святейшество! С глубокой скорбью узнал о новых нападениях на христиан в Египте, о кровопролитных столкновениях в Каире, жертвами которых стали несколько десятков человек, а более трехсот ранены. Русская Православная Церковь не понаслышке знает, что такое дискриминация и преследования верующих. Остовы оскверненных храмов, еще остающихся на нашей земле, до сих пор напоминают нам о страшных годах гонений. Поэтому нам так близки и понятны страдания наших братьев по вере в Египте. В час испытания мы обращаем к Всесильному Богу наши молитвы и просим укрепить духовные силы египетских христиан в их стоянии за веру и сохранение своей христианской идентичности.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-prizyv...

И в самом деле в Египте, тотчас же по заключении собора Халкидонского, обнаружились сильные монофизитские движения. Эти движения замечательны в истории церковной: они впоследствии привели к тому, что в Египте образовалась отдельная монофизитская церковь . Зерно бунтовавших здесь против собора Халкидонского составляли, как и в Палестине, монахи в Александрии и её окрестностях ( Дeяh. IV, 409 ). В Египте разнеслась нелепая молва, что собор Халкидонский изменил древней вере и ввел какую-то новую веру; заблуждающиеся упорствовали в этой мысли и «накопляли зло ко злу» ( Дeяh. IV, 409–10. 415 ). Народ Александрийский легко поддался влиянию монофизитствующих; он по самой своей природе склонен был ко всякого рода возмущениям и без по рядкам. «Чернь всегда такова, что легко воспламеняется яростью и пользуется всяким поводом к произведению беспорядков, но преимущественно пред всякою другою такова была именно чернь Александрийская; она была многочисленна, состояла из людей грубых и разноплеменных, дерзких и склонных к порывам. Всякий желающий, ухватившись за малейший случай, мог возбудить этот город, к народному восстанию, вести его и двигать куда угодно 6 . Следовательно, Александрийское народонаселение представляло удобную почву для развития беспорядков по поводу собора Халкидонского, как скоро нашлись вожаки у него; а в таких вожаках недостатка не было. В царствование Маркиана возмущение в Египте состояло в. следующем: когда на соборе Халкидонском низвергнут был Диоскор, то на его место назначен был архиепископом Александрийским Протерий. Город разделился; одни приняли Протерия, другие, монофизитски настроенные и слышать не хотели о новом архипастыре, продолжали считать архиепископом Диоскора и даже требовали возвратить его на Александрийскую кафедру. Возмущение выразилось в том, что народ, расположенный к Диоскору, большими толпами отправился к дому начальника города; когда отряд войска хотел остановить возмущение, мятежники начали бросать в воинов камнями и обратили их в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

О распространении христианства собственно в Парфии говорится в деяниях ап. Фомы (его проповедь в Арии, Дрангиане и Арахосии). Упоминаемый в этих деяниях царь Гундафор происходил из парфянской династии и царствовал в названных странах 7–29 гг. по Р.Х. Но бывшее там в это время религиозное движение было, как кажется, буддийское. Распространение христианства в пределах сирийского языка представляется естественным ввиду близости Палестины, исторических отношений иудеев к Месопотамии и единства языка. Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе Египет был издавна такою областью, сношения евреев с которою никогда не прекращались. Даже во времена Соломона лица, компрометировавшие себя политически, удалялись в Египет ( 2Пар.10:2 ). Дальнейшая колонизация в Египте при Птолемеях повела к тому, что здесь образовалась еврейская община (храм Онии). Здесь был совершен перевод священных книг на греческий язык, перевод – известный под именем перевода LXX; здесь же святое семейство находит убежище от преследований Ирода. Естественно, таким образом, предполагать, что в Египте христианство распространилось весьма рано. Евангелист Марк [по его актам, представляющим в общем памятник высокой достоверности] мученически скончался в Александрии апреля 63 г.]. Можно даже ставить вопрос, не был ли и ап. Петр в Египте, потому что церковь в Вавилоне соизбранная ( 1Пет.5:13 ) могла быть церковью в Вавилоне египетском (на месте нынешнего Ма’сру-ль-атика=старого Каира). Акты Марка содержат в себе черты, которые начало проповеди христианства в Александрии представляют вполне естественным. Ев. Марк, идя по Александрии, разорвал свой башмак и зашел к первому встретившемуся башмачнику починить его. Во время починки башмачник Анниан уколол себе палец и при этом невольно воскликнул: «ες Θες!» («единый Боже!»), что и послужило для апостола удобным поводом начать свою проповедь. Естественность происшествия располагает к мысли, что мы стоим на почве живого исторического воспоминания. Этот ννιανς и был первым преемником евангелиста на александрийской кафедре 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Хотя префект Никита считал щедрость св. Иоанна несколько чрезмерной, несомненно, социальная деятельность «милостивого» патриарха сильно подняла в глазах коренного населения Египта престиж «мелькитского» патриархата. Относительный мир, который воцарился в Египте во время правления святых патриархов Евлогия и Иоанна, был прерван громадными катастрофами - персидской, а затем арабской оккупацией Египта. Персидская оккупация, продолжавшаяся 12 лет (617-629 гг.), была весьма непопулярной в Египте, и возвращение Империи после побед Ираклия приветствовалось как освобождение. Во время правления свв. Евлогия и Иоанна Милостивого дело шло к единству, и похоже, что, если бы не скоро последовавшее арабское завоевание, оно могло бы стать реальностью. Но мусульманское завоевание, установившее многовековой барьер между Константинополем и Александрией, утвердило чувство самодостаточности и изолированности коптов. Однако все же и тритеисты, и афтартодокеты в Египте в конце концов исчезли, и Коптская церковь осталась верной богословскому наследию Кирилла, хотя, конечно, в весьма ограниченных рамках. Египетская церковь также известна своей широкой миссионерской деятельностью. Она обратила в христианство многие племена в Восточной Африке, Аравии и Нубии. Недавние раскопки в регионе доказали, что христианские общины в Нубии наряду с местными и коптскими языками использовали в литургии и греческий язык. Мы уже говорили о связях Египта и Эфиопии. Итак, лишь мусульманское завоевание утвердило антихалкидонский раскол не только в Египте, но и во всем регионе Красного моря. 7. Посмотрим, как развивалось христианство в Персии, где проживали и армяне, и сирийцы-иаковиты, и несториане. С самого начала своего существования армянские и сирийские христиане страдали от постоянного перемещения границ между двумя империями - Римской и Персидской; границы эти неизбежно разделяли христиан, живших по обе стороны. Так как константинопольские императоры выступали защитниками халкидонского православия, персидские христиане должны были определить свою собственную церковную принадлежность, чтобы не казаться персидским царям «пятой колонной». Это сыграло определенную роль в отвержении сирийцами Эфесского Собора (431 г.), а армянами - Халкидона (451 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

8. Коптская Церковь и Рим Отношения коптов с Римом всегда были прохладными, даже в эпоху византийского господства в Египте, а с момента крестовых походов они стали враждебными, потому что латиняне изгнали их из святых мест и препятствовали паломничеству в Иерусалим. Кроме того, победы крестоносцев над мусульманами вызывали ответную реакцию последних, которые массами вырезали коптских христиан в Египте. Враждебность усилилась после того, как крестоносцы взяли Дамиети (1219) и назначили латинского патриарха в Александрии. Начинается эпоха, когда коптские патриархи и римские папы стремятся подчинить Риму Коптскую Церковь . Попытки к соединению с Римом предпринимались со стороны коптского патриарха Uoahha I (1427–1453), Гавриила VII (1525–1568), Гавриила VIII (1590–1610), однако все они закончились неудачей 46 . С 1630 г. начинается активная миссионерская деятельность Римско-Католической Церкви. С согласия коптского патриарха католические монахи совершали в храмах латинские богослужения, проповедовали в коптских монастырях Фиваиды и Нитрии. С 1731 г. было учреждено уже девять миссионерских центров, а папа Климент XII (1730–1740) поставил для коптских униатов первого епископа, резиденцией которого стал Иерусалим. В течение длительного времени коптские униаты были немногочисленны. Однако первый униатский коптский епископ в Иерусалиме Афанасий, получивший в 1741 г. утверждение папы Венедикта XIV (1740–1758), не прекращает своей миссионерской деятель­ности. Преемниками Афанасия были апостольские викарии Иоанн Фараги (1781) и Матфей Рихтет (1788–1822). В 1824 г. папа Лeb XII при активном влиянии в Египте французов и благодаря поддержке Мухаммеда Али создал коптскую католическую патриархию. В 1893 г. в Верхнем Египте копты-униаты приобрели десять храмов, которые через три года составили три униатских епископии 47 . В 1895 г. папа Лeb XIII воссоздал своим апостольским посланием Christi Domini Александрийскую Католическую патриархию восточного обряда, а Кирилл II–Makapuй был торжественно провозглашен Александрийским Патриархом. Однако внутригосударственные волнения заставили его подать в отставку (1908) и прервать отношения с Римом. До 1947 г. кафедра оставалась вакантной, и поэтому многие униаты вернулись в лоно Коптской Церкви. 9 августа 1947 г. епископ Фивейский Марк Хузан (местоблюститель с 1926 г.) стал патриархом с именем Mapk II , он скончался в возрасте 69 лет в 1958 г. Его преемником стал Стефан Сидарус, возведенный в 1965 г. в сан кардинала.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Быт.50:22–25 . И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, 24–26, проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля – в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа – в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере ( Евр. 11:22 ) Иосиф, подобно отцу своему ( Быт. 49:29 ), завещает братьям своим – тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа ( Исх. 13:19 ), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме ( Нав. 24:32 ). Быт.50:26 . И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. По египетскому обычаю, тело Иосифа было бальзамировано и положено в саркофаге (евр. arou), обыкновенно делавшемся из дерева сикоморы – смолистой акации. Со смертью Иосифа евреи в Египте, поставленные, правда, на путь самостоятельного развития в целый народ с своеобразными национальными особенностями, лишились могущественной опоры своего почетного положения. Теперь им предстояла горькая жизнь в «доме рабства» ( Исх. 20:2 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Происхождение монашества нельзя, конечно, относить к тем первым временам распространения христианства в Египте, к которым хотели бы отнести начало монашества некоторые исследователи и, между прочим, Hélyot, автор капитального двухтомного сочинения по истории монашеских общин на Востоке и на Западе 7 . Опираясь в своих суждениях на авторитет церковного историка Евсевия, епископа кесарийского, склонного придавать известному повествованию Филона александрийского о жизни египетских подвижников-терапевтов значение свидетельства о подвижниках христианских (τν παρ’ μν σκητν) и, прежде всего, – из числа александрийцев, наставленных в христианской вере проповедью ев. апостола Марка, Hélyot в египетских терапевтах видит первых христианских монахов 8 . Но аскетическим характером заявляла о себе жизнь первых христиан не в одной Александрии и не в одном Египте. Положительно всюду, куда проникала апостольская проповедь , жизнь последователей Христа принимала аскетическое направление. Поэтому, преподобный Иоанн Кассиан , скончавшийся около 435 года 9 , уже в особом укладе жизни первых христиан в Иерусалиме, описанном у евангелиста Луки в книге Деяний (гл. IV, ст. 32 и дал.), видит как бы образец для всякого монашеского общежития 10 . Тем не менее, монашество в собственном смысле этого слова нигде не возникло раньше появления и развития его в Египте. Ни Палестина, где более других стран живы были традиции первохристианства, ни соседняя с Палестиной Сирия, – по словам блаженного Иеронима , – не знали монашества, пока не появился около палестинской Газы святой Иларион Великий, этот столь же ревностный насадитель монашества в Палестине, каким для Египта был преподобный Антоний 11 . Предварительное монашеское воспитание св. Иларион получил в аскетической школе преподобного Антония египетского, так что в Палестину прибыль он обогащенный опытом подвижнической жизни иноков Египта. Не прерывал св. Иларион духовных связей с подвижниками Египта и после того, как основал в Палестине свою, скоро прославившуюся подвигами насельников, Газскую обитель. В последние годы жизни св. Иларион решил удалиться из Палестины, где утверждал монашество в течение тридцати лет. Исполняя свое решение, св. Иларион снова направляется в Египет и поселяется среди подвижников, обитавших в Лихносе, Феввате, Вавилоне, Афродитоне и в дальних оазисах Египта. Однако, напрасно было бы думать, что св. Иларион в Египте забыл о Палестине. Напротив, он поддерживал живое общение с прежнею своею паствою. Он нередко присылал ей приветы и наставления, пользуясь в этом случае посредничеством преемника своего по управлению Газскою обителью и друга Исихия, которому, по кончине своей, последовавшей в 371 или 372 году на острове Крите, оставил и все свои «богатства»: евангелие, собственноручно им написанное, шерстяную тунику, куколь и хитон 12 . Как видим, между подвижничеством египетским и подвижничеством палестинским существовала тесная связь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В самом деле в Египте в это время на каких-нибудь 300000 православных приходилось 5 или 6000000 монофизитов 67 . Орудием императорских намерений сделался Кир, прежде митрополит в Колхиде, а теперь патриарх Александрийский, человек ловкий и искусный. Уния велась под самым тщательным наблюдением императора Ираклия и Сергия, которым Кир без сомнения и обязан своим возведением в патриархи. Ираклию и Сергию доносимо было о каждой мелочи, о каждой подробности в ходе дела; с своей стороны они спешили с скорейшею помощью к Киру, если нужно было что-либо исправить в его деятельности, указать ( Дeяh. VI. 398 ). Дело унии пошло успешно; по крайней мере так свидетельствуют Сергий и Кир. Они говорят, что много трудов, много искусства употреблено было для достижения цели, но зато цель достигалась. В Александрии целые тысячи монофизитов примкнули к унии. Все клирики вместе с сановниками города и военачальниками и со всем народом присоседились к церкви, в знак чего приняли причастие из рук патриарха Кира. И так было не в одной Александрии, но и во всем Египте: почти весь Египет, Фиваида и Ливия подали руку примирения православным в церкви Александрийской и её вождю Киру. В своем восторге, по поводу события Кир писал (к Сергию): «таким образом составился праздник, как написано, праздник во учащающих до рог олтаревых ( Псал. 117:27 ), а если сказать правдивее, то не до рог олтаревых, но до самых облаков и за облаками до небесных чинов, радующихся о мире церквей и обращающихся к нему» (Д. VI. 367 – 8; 397 – 8). Теперь вглядимся точнее, какими жертвами покупалось воссоединение монофизитов в Египте с православною церковью. Чтобы привлечь монофизитов к православию, Кир издает в Египте исповедание веры, которое должно было удовлетворить и ту и другую сторону – православных и монофизитов. Но исповедание это, если и могло удовлетворить монофизитов, то отнюдь не могло удовлетворить православных. Исповедание берет на себя невозможное дело – примирить монофизитское учение с православным. В исповедании например, говорилось: признаем во Христе соединение двух природ «физическое (мысль монофизитская) и ипостасное» (мысль православная); или: Христос из двух естеств (мысль православная); Христос «созерцается в двух естествах» (мысль монофизитская); еще: «одно естество Бога-Слова воплощенное» (чистое монофизитство), во Христе «одна составная ипостась» (чистое православие); и еще: «Христос страдал тем и другим естеством» (монофизитство), и вслед за этим замечается: «Христос страдал плотию как человек, а как Бог пребывал бесстрастным в страданиях собственной плоти» (православие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Результатом этих трудов и стали настоящие лекции, носящие вводный характер. Очень и очень многое в них опущено. Содержание лекций ограничивается тремя первыми веками истории монашества в Египте и в Палестине (Сирия и Малая Азия здесь вообще не рассматриваются); причем, говоря о Египте, мы опускаем все то, что не относится к традиции халкидонского православия (Шенути, к примеру, здесь даже не упоминается). Что касается таких серьезных тем, как предыстория христианского монашества в еврейском и языческом мире или причины, привелшие к расцвету монашества в рассматриваемое время, то я также их не касаюсь. Мне хотелось, единственно, дать некую общую картину, которая, как я надеюсь, несмотря на свою очевидную неполноту, сможет стать неким ориентиром для тех будущих исследователей, рядом с трудами которых настоящая книга будет казаться не более, чем детской забавой. Пока же у нас нет даже такого общего введения. В одном можно не сомневаться. Построение Града Пустыни не было бегством или следствием отвержения материи как злого начала (иначе как мы объясним то безошибочное эстетическое чувство, которым определялись места монашеских пристанищ, или их любовь ко всем Божьим тварям?). Оно коренится в абсолютном реализме веры в Бога и в сознательном участии верующего в брани «не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Та же брань продолжается и ныне. I. Призвание Мученичеством Петра, папы Александрийского, которое мы будем датировать 25 ноября 312 года, завершилось последнее крупное гонение. 1 Константин уже вошел в Рим победителем, и вскоре Максимин Дайя, управлявший тогда Египтом, вынужден был принять политику прочих императоров. Через несколько месяцев Максимина, потерявшего незадолго до этого в войне с Лицинием и Малую Азию, и все свое войско, не стало. Отправной точкой для нас могут служить три события этого столь важного во многих отношениях 313 года. В Александрии, согласно преданию, новый папа Александрийский Александр (непосредственный преемник Петра Ахилла пережил его всего на пять месяцев) в годовщину мученичества Петра увидел на берегу детей, играющих в церковь , и, поразившись поведению мальчика, исполнявшего роль епископа, сделал его своим домочадцем. 2 В Среднем Египте стареющий аскет (ему было уже за пятьдесят), страшившийся славы, дожидался на берегу Нила корабля, желая удалиться туда, где его не знали, но Дух повелел ему отправиться в трехдневное странствие по пустыни вместе с сарацинами, и вот неподалеку от Красного моря у подножия горы он нашел уединенный оазис. 3 В Верхнем Египте молодой рекрут, уволенный со службы после поражения Максимина, принял крещение в Хенобоскионе. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010