Интересно, что властные российские структуры, сложившиеся в Египте до 1917г., еще некоторое время продолжали действовать и оказывать помощь русским эмигрантам. Это, в первую очередь, Генеральное консульство России в Египте, а также широкая сеть русских консульств и консульских представителей. «Как и многие царские дипломаты, не принявшие этой революции, чиновники Русских представительств в Египте стали финансироваться местными властями... Англо-египетское правительство в течение шести лет с 1917 по 1923 г. выплачивало ежемесячно зарплату русским чиновникам, а также суммы, необходимые доя продолжения работы консульств». 269 Ситуация изменилась после предоставления Египту формальной независимости в феврале 1922 г. С этого момента Англия демонстрировала политику полного невмешательства во внутренние дела страны. Это привело к коренным изменениям в положении русских беженцев. Дело в том, что Россия со времен Екатерины II имела в Египте особые права – так называемые капитуляции. Русские воспринимались в Египте как «наиболее благоприятствуемая нация» и имели важные привилегии: освобождение от налогов, гарантию неприкосновенности собственности, неподсудность местным судам и пр. 270 6 сентября 1923 г. новое национальное правительство Египта приняло решение о непризнании этих российских консульских учреждений, о прекращении денежных выплат чиновникам. Более того – русские были лишены капитуляционных прав. «Таким образом, русские оказались в Египте в положении самых бесправных «неприкасаемых», в ситуации самой оскорбительной, в которой никогда не оказывались представители христианских держав в мусульманской стране...». 271 На практике это означало, что они теперь попадали под надзор квартальных шейхов, стали подсудными местным трибуналам и в случае задержания должны были содержаться в местных тюрьмах. Утрата капитуляционных прав повлекла за собой и другое важное следствие, непосредственно касающееся религиозной жизни русской эмиграции. До приезда большей части беженцев церковными приходами служили специально отведенные для этого комнаты в российских Дипломатических представительствах – в Каире, Александрии. С их потерей проблема помещений для устройства церквей стала трудноразрешимой. Таким образом, к 1923 г. перестали существовать церкви при лагерях и консульствах, оставались действующими только церкви, устроенные русскими врачами при госпиталях и поликлиниках. Так, 1 июня 1920 г. на займ, предоставленный русским Дипломатическим агентством, в Каире была открыта независимая «Поликлиника русских врачей-специалистов». 272 Она стала «одной из организаций, вокруг которых объединялись русские эмигранты, особенно после ликвидации Дипломатической миссии. В большой комнате при поликлинике была устроена церковь , где службы велись с 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение креста, знаков анх, альфы и омеги. Рельеф. III - IV вв. (Коптский музей. Каир) В рим. и визант. Египте имелась значительная иудейская община, представители к-рой жили в основном в Александрии. Впрочем, часть иудеев вынуждена была покинуть столицу Египта в Патриаршество свт. Кирилла Александрийского из-за начавшихся беспорядков. В папирусах эллинистического, рим. и визант. времени упоминаются и др. этнические группы: сирийцы, самаритяне, фракийцы, персы, «эфиопы», арабы, германцы, даки и др. В визант. период в Египте площадь общественных земель сокращалась, шел процесс образования крупных частновладельческих хозяйств, к-рые постепенно поглощали значительную часть мелких и средних землевладельцев. Не выдерживая налогового гнета и притеснений чиновников, они вынуждены были искать себе «патрона», отказываясь за право его защиты от своей собственности. В законодательстве этот процесс получил название патроциния. Расцвет крупного землевладения в Египте относят к кон. V - нач. VI в. Однако мелкое и среднее землевладение не исчезло совсем, в общей сложности оно занимало больше площади, чем крупное. В городах, несмотря на то что ремесло и торговля остаются на том же высоком уровне, что и прежде, наблюдался постепенный упадок муниципальной организации (городских советов) и сословия куриалов, но усилилась роль Церкви. III. Основные события политической истории. Политическое положение в Египте визант. периода было относительно стабильным. Большой активностью отличалось население Александрии, к-рое с легкостью поддерживало ту или иную интригу, в результате чего в городе часто происходили волнения, однако серьезной опасности для всей страны они не представляли. Опасное волнение произошло в Н. Египте при имп. Маврикии (582-602). Его зачинщиками выступили 4 визант. чиновника из Айкелы (город близ Александрии). Волнения перекинулись в Бану (Панау) и Бусирис. Префект Александрии Иоанн решил наказать восставших в Айкеле за насилие по отношению к этим городам. Это послужило поводом для выступления восставших против Александрии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Видим мы трогательный пример детской любви в истории патриарха Иосифа. Когда он открылся братьям своим в Египте, первый вопрос его был: аще ли отец мой жив? и продолжал: потщавшеся убо, взыдите ко отцу моему, и рцыте ему: сия глаголет сын твой, Иосиф: сотвори мя Бог господина всей земли Египетстей: сниди убо ко ме, и не умедли: и вселишися в земли Гесемли Аравийстей, и будеши близ мене ты, и сынове твои, и сынове сынов твоих. И препитаю тя тамо ( Быт.45:9–11 ). Когда Иаков со всем своим семейством приехал в Египет, Иосиф встретил его, пал ему на выю, облобызал его и от радости много плакал. Будучи в великой славе в Египте, и первым вельможей по царе, Иосиф не постыдился признать своим отцом смиренного старца, пастуха земли Ханаанской ( Быт.46:31 ), но поспешил возвестить о своей радости Фараону, чтобы получить позволение поселиться Иакову с родом своим в земле Египетской. И по согласии ца­ря, Иосиф поселил Иакова с родом своим на лучшей земле, и прилагал Иосиф свое попечение об отце во все последующее время его жизни в Египте, и о братьях своих и о всем доме своего отца. Иаков прожил в Египте семнадцать лет. Когда Иаков приближался к смерти, Иосиф с горячею любовью исполнил все обя­занности преданнейшего сына, внимал его завещаниям, испросил его благословение, и не оставлял отца до по­следнего часа жизни. По кончине Иакова, Иосиф оплакал смерть его, как преданнейший сын; почтил па­мять его семидесяти дневным плачем, по тогдашнему обычаю; и, в точности исполняя завещание отца, прах его торжественно, как позволяло ему его высокое звание в Египте, отнес в землю Ханаанскую. Представить ли еще пример истинной сыновней люб­ви к матери? Этот пример видим мы в евангельской истории, в жизни Господа Иисуса Христа. Он, при всех обстоятельствах, упоминаемых евангелистами, показывал Себя верным, почтительным, признательным сыном, повинуясь Своим родителям ( Лк.2:5 ). Но осо­бенно раскрылась эта сыновняя любовь, когда Иисус страдал на кресте. У креста стояла Матерь и возлюбленный ученик Его. Иисус видел Свою Матерь и, как Сын, знал ее душевные страдания: мать лишалась единственного Сына, оставалась в одиночества, без приюта, без подпоры. Иисус, среди крестных страдании Своих, хочет утешить ее и облегчить ее положение на будущее время. Иисус, увидя Матерь, и ученика, которого любил, стоящих, говорит Матери Своей: жено, се Сын твой потом говорит ученику: се мати твоя! и с того часа ученик сей взял ее к себе ( Ин.19:26,27 ). Так велика была любовь Иисуса к Своей Матери, что и предсмертные страдания не ослабляли ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

404 Пахомий Великий (292–348 гг.) родился в семье язычников в Египте. Поступил на военную службу во время войны между Константином Великим и Максимином (312 г.). По окончании войны (ок. 314 г.) он принял крещение, удалился в Фиваидскую пустыню и здесь прожил 6 лет под руководством отшельника Паламона. Однако отшельническая жизнь перестала его удовлетворять. И в 320 г. он основал первый в мире монастырь, Табеннеси, в Верхнем Египте, на правом берегу Нила, немного западнее современного г. Дишна. Вскоре монастырь не мог вместить всех желающих, и Пахомий основал второй монастырь, Пбоу. Впоследствии возник еще ряд пахомианских монастырей. Пахомий составил первый монастырский устав, которым руководствовались не только египетские монастыри, но и обители, возникшие в Эфиопии, Сирии, Палестине, Месопотамии, а затем в Риме и Галлии. 407 Оресиесий был третьим преемником Пахомия на посту настоятеля монастыря Табеннеси. Умер Оресиесий в 380 г. Его труд был переведен Иеронимом. Сохранилось также 2 письма ему от Афанасия. Родным монастырем Оресиесия был монатырь Хенобоски, один из старейших пахомианских монастырей в Египте. Оресиесий был утвержден самим Пахомием настоятелем монастыря в 346 г. Через 5 лет он покинул свой пост из-за конфликта с Феодором. После смерти Феодора в 368 г. по приказу Афанасия Александрийского вступил в руководство монастырем Табеннеси. 408 Макарий родился в 300 г. в Египте, ум. в 390 г. Был учеником Антония Великого . Кроме религиозного образования имел и вполне светское. В возрасте 30 лет он удалился в Нитрийскую пустыню и жил там отшельником среди отшельников-келиотов. Ок. 340 г. он был рукоположен в пресвитеры. Ок. 373 г. вместе с Макарием Александрийским был сослан епископом Александрии Люцием (арианином) на остров в Египте, однако вскоре возвращен назад (см. Socr. НЕ, IV, 23). 409 Евагрий родился ок. 345 г. в городке Ивора (Понт). Отец Евагрия был рукоположен Василием Великим в сан хорепископа. Евагрий был принят в клир Василия Великого и рукоположен им в должность чтеца. В 379 г., после кончины Василия, Евагрий уезжает в Константинополь, где попадает под влияние Григория Богослова , сделавшего Евагрия своим архидиаконом. В это время он полюбил некую женщину знатного рода, однако, согласно традиции, явившийся ему ангел повелел оставить столицу. В 382 г. Евагрий уехал в Палестину и вступил в монастырь на масличной горе. После тяжелой 6-месячной болезни он отправился в 383 г. в Египет, где и прожил 16 лет до своей смерти (399 г.) среди египетских пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гранатовые яблоки на подоле верхней первосвященнической одежды были вышиты между прочим нитями крученого виссона. Все виссонные изделия для Скинии исполнял Елиав, сын Ахисамахов, из колена Данова, великий художник в тканье виссона и в составлении разных украшений из виссона ( Исх.38:23 ). Искусство приготовлять виссон значительно усилилось в Израильском царстве при Давиде и Соломоне. В то время, кроме египетского виссона – шеш, сделался известен виссон сирский буц: оба виссона вероятно различались способом приготовления. Между потомками Иуды одно семейство преимущественно отличалось производством сирского виссона ( 1Пар.4:21 ). Новость предмета и особенная доброкачественность его послужили поводом к тому, что Евреи стали отдавать предпочтение сирскому виссону пред египетским 27 . Свящ. одежды, которые прежде устроялись из египетского виссона шеш, начали приготовляться из сирского виссона буц. При перенесении ковчега Завета из Кариафиарима в Иерусалим Давид бяше одеян ризою виссонною (буц), и вси левити, носящии Кивот Завета Господня, певцы же и Хонениа начальник песней поющих ( 1Пар.15:27 ). Тирский художник Хирам приготовил многое из виссона для храма Соломонова: все левиты и певцы, музыканты, число которых восходило до четырех тысяч, при освящении храма, явились в виссонных одеждах (буц. 2Пар.2:14; 3:14; 5:12 ). В странах соседних с Палестиной сирский виссон также пользовался особенным уважением. Пример того особенно находим в Персии. Артаксеркс украшает виссонными ужами оконные занавесы, и возлагает на Мардохея виссонную диадему ( Есф.1:6; 8:15 ). Разведением льна и доселе еще в значительном количестве занимаются в Египте. Там лен сеется ныне в ноябре, а в области Мэнуфийе – в октябре». В нижнем Египте посев льна производится немедленно после того, как спадут нильские воды, без всякого приготовления почвы. Напротив, в Сансе феллахи (бедные крестьяне) сперва возделывают землю, потом делят на небольшие квадраты и засевают их льном. В области Мэнуфийе сеют лен после двух вспашек. Собирание льна начинается в конце марта, иногда в апреле или мае. В 1848 г., как пишут Клот Бей и Норов 28 , в Египте находилось 30.000 ткацких станков. Фабрики льняных тканей распределены поровну в разных провинциях, особенно в нижнем Египте. В Египте ткут ныне один грубый холст, но он, по отличной доброте льна, очень прочен и потому распродается весьма выгодно и в большом количестве. В год выделывают до 3-х миллионов кусков холста: часть их идет на потребности туземцев, а значительная часть вывозится в Триест в Ливорно. Б. Растения огородные

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Можно свободно сказать, что Он по бесконечной премудрости Своей имеет во всяком Своем деле много целей. Направляя Иисуса в Египет, Бог прежде всего ставит целью спасти жизнь Своего Сына от резни, которая вскоре произойдет в Вифлееме. Но кроме того Бог имеет в виду и много всего другого. Когда сыны Иакова хотели из зависти убить брата своего Иосифа, не нашел ли Иосиф себе спасения в Египте? Ныне, когда Ирод из зависти хочет убить Иисуса, Иисус находит спасение в Египте. Бог этим желает повторить для жестоковыйного народа иудейского тот же самый урок. Хвалясь чистотою своей веры в единого живаго Бога, иудеи из зависти спешат убить Чистейшего из чистейших, и Он бежит от них и находит, как некогда Иосиф, надежный приют для Своей жизни в Египте, столь ненавидимом и столь презираемом иудеями. Се, ненавидимый и презираемый Египет принимает под свой кров Мессию, Коего гордый и " премудрый " Иерусалим поспешает убить ножом. Этот урок Бог преподал иудеям более чем за тысячу лет до того чрез молодого и невинного Иосифа. И ныне повторяет его, дабы сим показать неисправление и неисправимость народа иудейского. В развращенном Египте, где люди обожествляют крокодилов, невинность и чистота находят себе спасение от гонений со стороны жителей Иерусалима, хвалящихся верою во всевышнего Бога. И это как во времена праотца Иакова, так и ныне, во времена Ирода! Сие Бог хочет показать народу израильскому, укрывая Младенца Иисуса в Египте. Потому и посылает Он Его в Египет, а не в Дамаск или какую-нибудь иную область. ( " Посылается Он в Египет и потому, что Вавилон и Египет более всего в целом мире горели пламенем бесчестия. Потому из первого Он посылает волхвов, а во второй идет Сам, желая и первый, и второй направить на путь истины. Этим Он учит также и нас, что верные должны с самого начала ожидать страданий " . Зигабен. Феофилакт.) Тогда и другое поучительное сравнение можно провести между добродетельным Иосифом и Господом Иисусом Христом. Как изгнанный Иосиф из-за своей чистоты и с Божией помощью сделался питателем и для Египта, и для своих братьев-злодеев, так и гонимый Иисус будет Питателем и Подателем хлеба жизни как для Египта, так и для Израиля и для всего мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Патриарх Феодор II: Положение христиан в Египте стабилизируется Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. 18 июля, 2014 Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется, а новый глава страны Абдель Фаттах ас-Сиси пообещал верующим поддержку и уважение государства. Еще недавно озабоченные ростом радикализма, поставившего под угрозу само их существование в Египте, теперь христиан все больше волнует реставрация древних храмов. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Беседовал Рафаэль Даминов. Александрийская православная церковь является одной из самых древнейших в мире и согласно преданию основана апостолом Марком. В настоящий момент патриархат насчитывает около 6 миллионов верующих, которые объединены в пять египетских и 19 африканских епархий. Резиденция патриарха расположена в северной столице Египта городе Александрия. —  В России да и, пожалуй, во всем мире были обеспокоены судьбой христиан Ближнего Востока и Северной Африки после «арабских революций» и усиления влияния в них представителей экстремистских группировок. Известны многочисленные случаи гонений представителей религиозных меньшинств, убийств и поджогов церквей. Скажите, изменилось ли в лучшую сторону положение православных христиан, верующих-коптов в Египте после отстранения от власти «Братьев-мусульман»? Насколько часты сейчас случаи нападений, дискриминации, насилия в отношении православных и вообще религиозных меньшинств в стране? Удается ли Церкви наладить взаимодействие с государством?

http://pravmir.ru/patriarh-feodor-ii-pol...

2) Египет, по свидетельству всех древних писателей, есть страна, по свойству климата наиболее способная к многочадию (Аристотель упоминает об одной Египтянке, которая четыре года раждала по пяти детей). На эту естественную причину размножения Евреев в Египте намекают слова рассматриваемого стиха в Греческом и Славянском тексте Библии – и умножи их земля (с Еврейского иначе: наполнилась ими земля). Но 3) главная причина чрезвычайного размножения Евреев в Египте заключается в особенном благословении Божием, согласно с неоднократными обетованиями Божиими, данными Аврааму ( Быт. 13:16, 15:5 ) и самому Иакову ( Быт. 28:14, 46:47 ). Самое переселение Еврейского племени в землю, благоприятствовавшую размножению его, было делом благословения Божия. Удовлетвориться одними естественными объяснениями рассматриваемого явления, нельзя уже по неприменимости их к народонаселению самих Египтян. Так как они поставлены были большею частию в одинаковых естественно-благоприятных условиях с Евреями, то должны были бы в течении многих веков размножиться до нескольких сотен миллионов, которые, конечно, не могли бы прокормиться в Египте. Египет мог вместить и прокормить не больше 6 миллионов народонаселения. Исх. 1:8 . Воста же царь ин во Египте, иже не знаше Иосифа. Кто был этот царь, не знавший Иосифа? За достоверное полагают, что возвышение Иосифа и переселение Иакова в Египет последовало во время господства в нижнем Египте пастушеского семетического племени Гиксов, пришедших в Египет из соседних восточных стран и вытеснивших отсюда туземных царей. Так как Израильтяне вели пастушеский образ жизни, то не мудрено, что они пользовались особенным благоволением от тех, которые сами принадлежали к пастушескому племени. Этим благоволением объясняется и то, что Израильтяне водворены были в плодородной области, где притом жили особняком от туземцев-Египтян, питавших отвращение к скотопитателям ( Быт. 46:14 ) и без помехи с их стороны устрояли свое благосостояние. Господство Гиксов, известных также под именем царей-пастырей, продолжалось 500 лет, пока около 1600 года до Рождества Христова они не вытеснены били туземными царями верхнего Египта, которые сделались таким образом повелителями всей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Другой страной, где на самых же первых порах был отвергнут собор Халкидонский и поднято знамя монофизитства, был Египет. Здесь монофизитство разразилось еще сильнее, еще бурнее, чем в Палестине, и это совершенно понятно. Недаром Диоскор, виновник разбойничьего собора, был александриец. Не один он был в Египте мыслящим по-монофизитски: монахи, которых привел с собой Диоскор на собор разбойничий 449 года, и которые показывали себя жалкими исполнителями его воли, были первыми ревностными монофизитами в Египте. При том, мы рассказали уже выше, что на самом соборе Халкидонском 13 епископов египетских отказались подписать православное послание папы Льва под тем предлогом, будто бы они не могли этого сделать без соизволения своего архиепископа. Понятно, что подобные епископы, возвратившись из Халкидона в свое отечество, мало могли служить интересам собора Халкидонского. И в самом деле в Египте, тотчас же по заключении собора Халкидонского, обнаружились сильные монофизитские движения. Эти движения замечательны в истории церковной потому, что они впоследствии привели к тому, что в Египте образовалась отдельная монофизитская церковь . Зерно бунтовавших здесь против собора Халкидонского составляли, как и в Палестине, монахи в Александрии и ее окрестностях ( Дeяh. IV, 409 ). В Египте разнеслась нелепая молва, что собор Халкидонский изменил древней вере и ввел какую-то новую веру; заблуждающиеся упорствовали в этой мысли и «накопляли зло ко злу» ( Дeяh. IV, 409–10, 415 ). Народ Александрийский легко поддался влиянию монофизитствующих; он по самой своей природе склонен был ко всякого рода возмущениям и беспорядкам. «Чернь всегда такова, что легко воспламеняется яростью и пользуется всяким поводом к произведению беспорядков, но преимущественно пред всякою другою такова была именно чернь Александрийская; она была многочисленна, состояла из людей грубых и разноплеменных, дерзких и склонных к порывам. Всякий желающий, ухватившись за малейший случай, мог возбудить этот город к народному восстанию, вести его и двигать куда угодно» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мф.2:14 .  Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, Ангел Господень является во сне (то же слово, что и в 12-м стихе – κατ´ ναρ) одному Иосифу, но не Богоматери, что было совершенно естественно, так как Иосиф во всех случаях является здесь хранителем Младенца и Его Матери. «Беги в Египет». Несомненно, что из всех мест, где могли укрыться Мать и Ее Младенец, удобнее был Египет. Он издавна был местом, где спасались еврейские беглецы. Там около времени рождения Христа Спасителя жило много евреев. Египет в то время находился под властью римлян. Место, где поселился Иосиф с Марией и Младенцем, в Евангелии не указывается, равно как не сообщается никаких подробностей об их пребывании в Египте. Предание указывает на Матарею близ Леонтополя в илиопольском округе, следовательно, в Нижнем Египте у самой Нильской дельты. Известно, что за 150 лет до Р.Х. в Леонтополе был устроен еврейским беглецом, священником Онией, храм. Леонтополь находился за Нилом. Матарею же отождествляют иногда с Оном или Илиополем. Но где находился этот город, в точности не известно. В словах: «хочет искать Младенца, чтобы погубить Его», очевидно, указывается на намерение Ирода, проявившееся уже после удаления волхвов. Прежде он тайно хотел погубить Младенца, теперь он открыто ищет Его, чтобы погубить. Мф.2:15 .  и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Смерть Ирода последовала около 12 апреля 750 года от основания Рима. Если так, то нужно предположить, что Младенец недолго жил в Египте, всего несколько месяцев от конца декабря 749 г. до конца апреля 750 г. от основания Рима. Мнение, что Иосиф пробыл в Египте год или два, следует считать несостоятельным. «Из Египта воззвал Я сына Моего» (ср. Ос.11:1 ). Как Израиль был избавлен Богом из Египта, так и Христос был вызван оттуда, – но при новых обстоятельствах, несходных с прежними. Параллель между пребыванием Израиля и Христа в Египте могла представиться уму евангелиста, и он указывает на нее, чтобы поставить Христа в связь не только с происхождением Израиля от Авраама, но и с самой историей Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010