Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФЕК [Афека; евр.  ,    ], название неск. мест, упомянутых в ВЗ. А. (  ), принадлежавший колену Асира (Нав 19. 29-30; в форме «Афик» (  ) в Суд 1. 31), А. Альт и Б. Мазар отождествляли с Телль-Курдана у истоков р. Нааман, юго-восточнее Акко ( Alt. 1928. S. 58-59; Mazar. P. 151-156). Однако этот город правильнее искать в сев. части прибрежной равнины, напр. в телле Кабри в 4 км к востоку от Нахарийи ( Saarisalo. P. 32). А. (  ) вблизи или на земле арамеев (Сирия), откуда Венадад , царь Дамаска, отправился на битву с Ахавом (3 Цар 20. 26-30), предположительно находится в равнинной части территории, принадлежавшей арамеям, по пути в Израиль. Евсевий знает «большую деревню, называемую Афека, у города Гипоса...» (Onomasticon 22. 19-22), в районе Голанских высот; однако там он помещает не А., упоминаемый в 3-й и 4-й Книгах Царств, а город, названный в Книге Иисуса Навина (13. 4; см. ниже). Пункт, к-рый называет Евсевий, отождествляют с совр. Фиком (восточнее Калъат-эль-Хусн), где не обнаружено слоев бронзового века. Й. Ахарони считал, что арам. А.- это Хирбет-эль-Ашек на берегу Геннисаретского оз. ( Aharoni. P. 304, N 60), однако позже был открыт телль Сорек северо-западнее Фика, где найдены укрепления IX-VIII вв. до Р. Х., вещи раннебронзового IV, среднебронзового II, позднебронзового II периодов ( Beck, Kochavi. P. 75-78). А. (евр.  ) в Ливане - город в той части земли, к-рой Израилю еще оставалось завладеть (Нав 13. 4). Полагая, что граница земли амореев - р. Иордан (Исх 21; Числ 21; 32 и др.), Евсевий помещал его на Голанских высотах (Onomasticon 22. 19-22). Однако в Книге Иисуса Навина почти точно обозначен этот район - сев. граница его - земля хананеев, а юж. образует сев. край земли колен Израилевых, поэтому более вероятным представляется отождествление этого города с Афкой у истоков р. Ибрахим в Ливане, северо-восточнее Бейрута. С идентификацией А. на Саронской равнине, чей царь назван среди побежденных в Книге Иисуса Навина (12. 18), возникает текстологическая проблема: масоретская Библия предлагает чтение «один царь Афека, один царь Шарона», Септуагинта - «один царь Афека Сарона». Близость к территории филистимлян подтверждена в 1-й Книге Царств (4. 1; 29. 1). A. прибрежной равнины упоминается во мн. древних источниках: топографических списках Тутмоса III (N 66), Аменхотепа II (2-й поход в Азию) и Асархаддона (поход в Египет, ANET 292); в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

http://pravenc.ru/text/77074.html

Дети, чада, чадца Дети, чада, чадца . Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения ( Uh. I, 12, 13 ). В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди ( Быm. XXI, 8 ). По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями ( Ucx. XXI, 7, 8 ). Из IV кн. Царств ( 4Цap.IV, 1 ) и ев. Матфея ( Mф.XVIII, 25 ) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга. Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона ( Исх. ХХ, 12 ), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их ( Ucx. XXII, 15, 17 ). Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому ( Ucx. XII:26, 27, XIII:8–16 ; Bmop. IV:10, VI:20–23, XI:19 ), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание ( Npumч. XXII, 6 ; Ekkл. XI, 1–6 ). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея ( Дeяh. XXII, 3 ; IITuм. III, 15 ) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты. Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Искусства, ремесла, художества Искусства, Ремесла, Художества . Начало разных искусств, ремесел, художеств и разных других изобретений скрывается в глубокой древности. Из кн. Бытия ( Быm.IV, 21 ) мы видим, что Иувал, сын Ламеха и Ады, был отец всех играющих на гуслях и свирели и Тувалкаин (Фовел) сын Циллы, был ковачом всех орудий из меди и железа (ст 22). Строение Ноева ковчега требовало знания многих искусств и ремесел, как то: архитектуры, математических исчислений и т. п. В кн. Исход ( Исх.ХХХ, 25 ) слово искусство стоит в связи с составлением мира и других драгоценных мастей, и из стихов 23 и 24 означенной главы нельзя не видеть, что для составления означенного мира требовалось особенное знание и опытность. Это миро употреблялось как для помазания святилища, так равно и для помазания высокопоставленных лиц, как-то: царей, первосвященников и пророков. Прочие драгоценные масти требовались при погребении царей и других почетных лиц. Так, напр., погребальный одр ц. Асы, по словам II кн. Пар. ( II Nap.XVI, 14 ), наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. О сохраняющейся весьма долгое время силе сих последних мастей можно судить по тем египетским мумиям, которые находятся в катакомбах Египта или в различных европейских музеях. В кн. Деян. ( Дeяh.XVII, 29 ) слово искусство стоит в связи с тщательной и тонкой обработкой и выделкой произведений из золота, серебра и драгоценных камней. Искусство резьбы на драгоценных камнях и выделки различных вещей из золота существовало уже в глубокой древности ( Ucx. XXVIII, 9–14 ). Множество прекрасных памятников древнего искусства мастеров золотых дел доселе сохраняется в Британском музее, в виде колец, серег, браслетов, цепочек и пр. Описание св. ап. Павлом идолов в Афинах очень сходственно со словами псалмопевца, Исаии и других пророков (Пс. CXIII, 4, Uc.XLIV, 9–20 ). Величественная сатира на делателей идолов, в кн. пр. Исаии, в указанной цитате, живо рисует воображению, на какой степени стояли различные роды искусств, более чем за 700 лет до Р. X. В апокрифической кн. Премудрости Соломона ( Npeм.XIV, 4, 5 ) слово «искусство» стоит в связи с архитектурой морских судов и мореплаванием. Этот род искусства также один из древнейших. Корабельная пристань упоминается уже в пророчестве Иакова Завулону ( Быm. XLIX, 13 ) и в кн. Судей ( Cyд.V, 17 ); корабли же – в кн. Числ. ( Чuc.XXIV, 24 ), в 106 псалме ( Nc.CVI:23 ) и у пр. Иезекииля, гл. XXVII. Впрочем, последняя цитата содержит в себе и вообще указание на множество искусственных изобретений и художеств, с которыми были знакомы древние евреи. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФОД [евр.  ,   греч. φοδ, φδ], одна из наиболее важных деталей облачения первосвященника в ВЗ. Встречается в Библии 49 раз (грамматические варианты слова - Исх 28. 8; 39. 5 и Ис 30. 22 - см.: Meyers. 1997. P. 550). В переводе LXX евр. слово   переведено как πωμς (Исх 25. 7; 28. 4, 6-8, 12, 15, 29; 29. 5; 35. 9, 27; 36. 9, 11, 14-15, 25-29), φδ (Суд 17. 5; 18. 14, 18, 20), φοδ или εφουδ (Суд 8. 27; 17. 5; 18. 14, 17-18, 20; 1 Цар 2. 18, 28; 14. 3, 18; 22. 18; 23. 6, 9; 30. 7), ποδρης (Исх 28. 31), στολ (2 Цар 6. 14; 1 Пар 15. 27), ερατεα (Ос 3. 4), εφοθ (Суд 8. 27) (см.: K ö hler L. H., Baumgartner W. Lexicon in Veteris Testamenti libros. Leiden, 19852. P. 76; Liddell H. G. et al. A Greek-English Lexicon. Oxf., 1996. P. 679). В кн. Исход (Исх 28; 39) даются наиболее подробные сведения относительно того, что представлял собой Е. первосвященника (в LXX - πωμς). По всей видимости, это было наплечное одеяние из 2 частей дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна разных цветов) и шерсти, голубого, пурпурного и червленого (темно-красного) цветов. На Е. крепилось 2 ониксовых камня с именами колен Израилевых. Слово «шерсть» при описании Е. (Исх 28. 6 сл.) не упоминается ни в МТ, ни в переводе LXX, ни в Вульгате и вставлено для пояснения в синодальном переводе. Е., как правило, был золотым, т. к. золотая нить стоит 1-й в списке перечисленных материалов для изготовления Е. (Исх 28. 8; 39. 2) и должна была быть соединена со всеми нитями разноцветного льна (Исх 39. 3). Основным материалом для изготовления Е. служило золото, и он выделялся из облачения первосвященника по весу и форме. Золотой Е. имел особый статус среди ветхозаветного облачения: он являлся одним из 4 предметов облачения, к-рые предназначались только для ношения первосвященником. 2 из них были непосредственно связаны с Е.: на него прикреплялся нагрудник, в к-рый были вставлены камни урим и туммим (Исх 28. 30), и специально к нему делалась «верхняя риза» (    ) (Исх 28. 30). Помимо основного богослужебного использования в ВЗ с Е. были связаны др. функции: в нек-рых повествованиях Е. представлен в качестве инструмента для дивинаций (см., напр.: 1 Цар 14. 3, 18; 23. 9; 3 Цар 2. 26). Так, гонимый Саулом Давид использовал Е. для «вопрошания» Бога о своих дальнейших военных действиях (1 Цар 30. 7-8; ср.: Суд 18. 5).

http://pravenc.ru/text/182069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБОВЬ Высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих ; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо . В русском языке, так же как и во многих других современных языках, слово «любовь» многозначно. В древних языках разные типы Л. могли обозначаться самостоятельными терминами. Так, напр., в древнегреческом языке ρως, φιλα, γπη означают соответственно чувственную или плотскую Л., дружескую Л., Л.-милосердие. В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках. Как религ. категория Л. занимает важное место в большинстве мировых религий. В христианстве Л.- центральное понятие, основной мотив, оказывающий решающее влияние как на учение о Боге, так и на учение о человеке ( Гэде. 2013. С. 117). В соответствии с той ролью, которую занимает учение о Л. в Свящ. Писании, вероучении и в этике христианства, его иногда называют «религией любви». Л.- это главная заповедь Христа и призвание христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35). Понятие «любовь» в ВЗ Наиболее часто в ВЗ для обозначения Л. используется слово   образованное от глагола   Этим глаголом в ВЗ обозначается Л. не только мужа к жене или жениха к невесте (Быт 24. 67; 29. 18, 20, 30), женщины к мужчине (1 Цар 18. 20; Песн 1. 3; 3. 1-4), отца к сыну (Быт 22. 2; 25. 28; 37. 3, 4; 44. 20; Притч 13. 25), невестки к свекрови (Руфь 4. 15), но и незаконная Л. к любовнице, прелюбодейке (Суд 16. 4, 15; Ос 3. 1), а также неугодная Богу Л. Соломона ко мн. женщинам, принадлежавшим к нечестивым народам (общение с к-рыми было запрещено для сынов Израилевых - 3 Цар 11. 1-2). Глаголом   и его дериватами могут обозначаться всевозможные разновидности Л.: Л. между друзьями (1 Цар 18. 1, 3; 20. 17; Иов 19. 19; 2 Пар 19. 2; Притч 9. 8; 15. 12; 16. 13), Л. раба, слуги к хозяину (Исх 21. 5; Втор 15. 16), Л. к ближнему (Лев 19. 18) и к пришельцу (Лев 19. 34; Втор 10. 18-19), даже предательская Л. Израиля, его измена Господу (Ис 57. 8; Иер 2. 25; Иез 16. 37; в пророческих книгах ВЗ Израиль нередко сравнивается с блудницей, изменявшей Господу с ложными богами, к-рые в свою очередь именуются его любовниками -  ). Объектами Л. могут быть также неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: пища (Быт 27. 9, 14; Ос 3. 1), вино (Притч 21. 17), земледелие (2 Пар 26. 10; ср.: Ос 10. 11), сон (Притч 20. 13; Ис 56. 10), мудрость, знание, добро, истина (Притч 4. 6; 8. 17, 21; 12. 1; 22. 11; 29. 3; Ам 5. 15; Мих 6. 8; Зах 8. 19; ср.: Притч 19. 8), зло, грех, проклятие, невежество, смерть, идолы (Пс 10. 5; 108. 17; Притч 1. 22; 8. 36; 17. 19; Иер 8. 2; Мих 3. 2).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений. Во введении показана актуальность работы, объект и предмет исследования, цели и задачи. Также рассмотрены источники святоотеческих толкований и сделан обзор литературы по теме работы. В первой главе рассматриваются типологические толкования святых отцов Скинии. Во второй главе приводятся тропологические и аллегорические святоотеческие толкования Скинии и ее принадлежностей, а также толкования святых отцов, направленные против ереси иконоборчества. В конце каждой главы сделан анализ приведенных толкований. В заключении сделаны общие выводы. Первое приложение содержит в себе богослужебные тексты с типологическими толкованиями Иисуса Христа и Богородицы. Второе приложение содержит в себе святоотеческие толкования против иконоборческой ереси. Глава 1. Типологическое Толкование Прообразовательное толкование наиболее распространенный тип толкования у святых отцов. Они «со всей подробностью толкуют о символическом значении Скинии, находя его во всех подробностях ее устройства и предметах» 23 . Протоиерей Сергий Смирнов пишет: «Скиния составляла место богослужения и была храмом Иеговы; следовательно, по самому назначению своему долженствовала по преимуществу представлять в себе святейший храм тела Христова и Церковь Новозаветную» 24 . Также свв. отцы видели в Скинии прообразы пророков, апостолов, бесплотных сил. 1.1. Прообразы Церкви и церковных Таинств Скиния в целом Скиния уже в самом Св. Писании истолковывается как прообраз Церкви. Так в Ветхом Завете пророки говорили о восстановлении Скинии, подразумевая под этими словами устроение Церкви Христовой (напр. Амос.9:11 , Езек.37:27, Ис.33:20 ). В соответствии со Св. Писанием свв. отцы в Скинии видят прообраз Церкви Христовой. Так прп. Ефрем Сирин указывает на слова Бога к Моисею: и сотвориши ми по всему, елика аз покажу тебе на горе, образ скинии ( Исх.25:9 ). Тогда предварительно называет уже скинию образом и скиниею временною, давая тем разуметь, что она прейдет, и даст место церкви Христовой, которая, как совершеннейшая, пребудет во век» 25 . Об этом же говорит и свт. Кирилл Александрийский : «Итак, буду обитать, – говорит, – посреди их ( Исх.25:8 ), когда будет воздвигнуто святилище. А оно было образом Церкви, происшедшей по подобию вышней» 26 . Вечность Церкви прообразовало не гниющее дерево ситтим, которое использовалось для постройки Скинии. Золото и серебро были прообразом достоинства Церкви, а кожи, покрывавшие Скинию и защищающие ее от внешних воздействий, были символом непобедимости Церкви 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

2 . Истинный единый Бог есть Дух. Бога плотскими очами нашими видеть невозможно; познается Он единою верою. И так, если ты видишь на иконах изображение Бога в виде трех странников (на иконе Святыя Троицы), как явился Он Аврааму, или в виде Царя на престоле превознесенного и окруженного святыми ангелами, как узнал Его пророк Исаия, или в образе старца, Ветхого денми, как открылся Он пророку Даниилу; то не представляй, чтоб Бог был в самом деле таков. Все эти богоявления, благоговейно чествуемые и покланяемые нами в святых иконах, суть только знаки благости и снисхождения к нам, – суть только приспособление к слабости нашего существа Бога, каков Он есть Сам в Себе, нам, облеченным бренным телом, видеть невозможно. Наше существо не вынесет величия Божественного. Не бо узрит человек Лице Мое, и жив будет ( Исх.33:20 ), говорил Сам Бог к Моисею. Почему, если в Священном Писании иногда приписываются Богу, напр. очи, уши, руки и проч., то не должно думать, чтобы Бог оные имел в самом деле, – а должно понимать их в смысле духовном, а именно очи означают всеведение Божие; уши всегдашнюю готовность внимать усердным молитвам и сердечным воздыханиям; мышцы знаменуют всемогущество Божие; руки Его щедрость и власть над всей вселенной. Бог есть Дух вечный. Это значит то, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет. На иконах, на венце Господа Вседержителя, пишется греческое слово: ο ω н. Оно значит: сущий, т е. всегда существующий – тоже что вечный. Бог есть Дух всеблагий и милосердый. Кто исчислит, сколько, находится существ, составляющих вселенную и великих и малых, и чудных и ничтожных и всех их Господь знает и, отверзая щедрую руку свою, всех наделяет дарами благости своей, по свойствам и требованиям каждого! Кто напр. питает птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы? Кто печется и о человеке, который хотя насаждает и поливает, но не сам же возращает? Кто среди горя нашего и тяжкого испытания проливает в сердце наше, измученное страданиями, истинное утешение и растворяет радостью и сладостными упованиями чашу жизни, которую мы сами по грехам своим переполнили слезами горести? Это Господь всяческих, Которого щедроты на всех делех Его! Это Господь, Который ущедряет боящихся Его, якоже щедрит Отец сыны! «Как мать печется о дитяти своем, говорил святый Мина нечестивому судие, переносит все скорби и досады от него, не гневается, если оно делает по недостатку смысла и неугодное ей, – но терпеливо ожидает его возраста и развития ума, с надеждою видеть его мужем совершенным и славным; так и Бог , создавший нас, печется о нас, и, как отец, долго терпит содеянному нами в неведении злу, ничего не желая более, как того, чтобы мы наследовали славу, приидя в совершенного мужа и меру возраста духовного 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Объясн. Отсюда видно, что любовь ко Христу должна выражаться в подвигах служения Ему, в жертвах: кредитор прощает долг, а женщина миром помазала Христу ноги; стало быть, напрасно говорят, что Бог не требует Себе служения от рук человеческих: Лк.6:35 ; 1Кор.6:20 ; 1Ин.3:18 ; Лк.22:41 . Лк.19:41–42 . «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Объясн. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35:8:3 ; Мк.12:41 ; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35 , стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20 ; Иак.2:10 . Евр.13:20–21 . «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». Объясн. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник во время земной жизни Своей избрал Себе помощников апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и др.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в Ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . О благодарности к Богу Лк.17:18–19 . «Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Объясн. Иноплеменник, кроме веры, показал ещё высокую добродетель – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение, как, например, похвалил женщину, излившую миро на главу Его: Мф.26:12–13 , или бедную вдовицу, пожертвовавшую последние лепты: Мк.12:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так у Ис.45:18 говорится о намерении Бога, сотворить Иерусалим для радости», у Псалмопевца 40:12 – о прошении у Бога, сотворить в нём сердце чистое» – какое выражение без сомнения не указывают на творение ех nihilo, а только на моральное перерождение – возрождение. Если же к этому присоединить довольно смутное и часто одно другое заменяющее употребление глаголов bara и asa священными писателями, то еще более можно склониться к такому толкованию. В самом деле, рассуждают иные толкователи, «передавая, что Бог говорит naascéh – сотворим человека, и вслед за тем Бог valbera – сотворил человека ( Быт.1:25–27 ), рассказчик не дает ли понять, что asa – делать, выражает в себе ту же самую идею, что и bara, которое мы переводим чрез «творить»? 12 . То же могут сказать и о словах пр. Исаии (41:20, 16:18), что «рука Господня сделала (asétha) это; святой Израилев сотворил (beraah) это». В таком же значении часто употребляется еврейскими писателями и глаголь iatsar – создавать, образовать. «Господь Бог vaitser – создал человека». – Быт.2:7 . «Я образую (iotser) свет, и я творю (bore) тьму, делаю (oscé) мир и произвожу (boré) бедствия» Ис.45:7 . Для очевидного синонима этих слов обыкновенно приводят 7 стих XLIII главы пр. Исаии: «Я сотворил (berathiv), образовал (ietsarthiv) и устроил (asethiv)», где три слова употреблены в рассказе о творении для изображения самой идеи. Сравнивая это со словами Бытия, что «Бог произвёл (asa, не bara) в шесть дней небо и землю», и находят, что для еврея естественно было равно сказать, что, Бог сотворил (bara) небо и землю, ( Быт.1:2 ), или, «Бог создал (asa) небо и землю» ( Исх.20:11; 30:17 ). Вот почему и переводчики еврейского текста при употреблении этих глаголов заменяли их одним каким- либо словом, как, напр., ποησεν – сделал – LXX, – или κτισεν – основал, устроил – Акилла, Симмах, Федотион и вслед за ними Иосиф Флавий 13 – или, «сотворил» – славянский перевод. При таком взгляде на еврейскую идею творения, конечно, и выходит «сомнительным», как признает это в Revue des Deux-Mondes Vacherot, «что находят ее в первой главе Бытия», 14 тем более, что самое слово bara в еврейских лексиконах переводится, как «рубить, высекать».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

1 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа ( Рим. 9,5 ; Флп. 2,6 ; Тит. 2,13 ) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума ( 1Тим. 1,17; 6,16 ). Эта мысль имеет параллель в Ин. 1,1–18 и Евр. 1,3 . В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол. 1,15 ). рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх. 4,22 ; Пс. 88,28 ), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16,17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него. 1 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им. 1:17 Христос вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит. 1 Глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф. 1,21–23 и 4,15; 5,23. начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения ( 2Кор. 5,17 ; Кол. 3,10 и ком.). Иисус начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками ( Деян. 2,29–36; 13,32–35 ), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам ( Рим. 8,29 ; 1Кор. 15,20–28 ; Евр. 1,6; 12,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010