Традиционно среди житий в отдельную группу выделяются жития святых жен, хотя сонм св. подвижниц включает представительниц различных типов святости - от равноапостольных до юродивых. Помимо общих мотивов, характерных для чина святости, к к-рому относится та или иная подвижница (блгв. царица или княгиня, преподобная, праведная и др.), жен. жития, как правило, имеют ряд особых тем, сюжетов и мотивов, к-рые выделяют их из агиографического корпуса. Среди них - мотивы, определяющиеся преимущественно ориентацией нек-рых из этих памятников на Житие Богородицы , написанное Епифанием Монахом : чистота, смирение, послушание, кротость, прилежание в посте и молитвах (напр., Житие прав. Иулиании Лазаревской). Т. о., поэтика житий святых, которую формируют различные факторы (принадлежность памятника к той или иной внутрижанровой разновидности, уровень образованности агиографа, его лит. задачи и др.), в значительной степени определяется типом святости подвижника. Это выражается в уподоблении прославляемого святого тому духовному первообразу, к-рый является сакральным образцом для всех подвижников этого чина святости. Обзоры, посвященные Ж. л. на языках народов различных регионов христ. мира, объединены в 2 группы, соответствующие вост. и зап. агиографическим традициям. Лит.: Троицкий С. В. Жития святых//ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 582-593; Delehaye H. Les légendes hagiographiques. Brux., 1905; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. П., 1931. М., 19905; Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Др. Руси//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 41-71; Лихачев Д. С. Человек в лит-ре Др. Руси. М., 19702; он же. Поэтика древнерус. лит-ры. М., 19793; Берман Б. И. Читатель жития: (Агиогр. канон рус. средневековья и традиция его восприятия)//Худож. язык средневековья: [Сб. ст.]. М., 1982. С. 159-183; Плюханова М. Б. К проблеме генезиса лит. биографии//Лит-ра и публицистика: Пробл. взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133. (Уч. зап. Тартуского гос. ун-та; Вып. 683); Benz E., hrsg. Russische Heiligenlegenden. Zürich, 1987; Пауткин А. А. Древнерус. святые князья: Агиологический тип как культурно-ист. система//ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 1. С. 212-224; Топоров В. Н. Святость и святые в рус. духовной культуре. М., 1995. Т. 1; 1998. Т. 2; Gr é goire R. Manuale di agiologia: Introduzione alla letteratura agiografica. Fabriano, 19962. (Biblioth. Montisfani; 12); Лоевская М. М.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Иулиания муч., с Галактионом. 22 июня. Иулиания, княжна Ольшанская. 6 июля. Иулиан, еписк. Кеноманийский, 1 века. 13 июля. Иулиан преп. и Кесарий диакон, мучч. ТарракИн.при Клавдии. 7 окт. Иулиан диакон, муч. Белгийский при Дометиане, с Лукианом еписк. 3 июня. Иулиан врач, муч. Емисский при Нумериане (284). 6 февр. Иулиан, муч. Атинский при Антонине. 28 июля. Иулиан, муч. Палест., с Памфилом пресв., постр. от Фирмилиана в 309 году. 16 февр. Иулиан, муч. Егип., с Василиссой и др. 8 янв. Иулиан Тарсянин, муч. при Диоклетиане. 21 июня. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатийские при Диоклетиане. 12 сент. Иулиан, из Кандавал, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Иулиан, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Иулиан пресв., из Анкиры Галатскоий, муч. при Ликинии. 13 сент. Иулиан врач , муч. при Иулиане, с преп. Аркадием Кипрским. 6 марта. Иулиаи, пустынник Месопотамский при Иулиане и его преемниках. 18 окт. Иулиаи, диакон Мирмидонский при Феодосии Младшем, с Иулием пресв. 21 июня. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков и др., мучч. Цареградские при Льве Исаврянине. 9 авг. Иулий пресв. и Иулиан диакои, Мирмидонские, при Феодосии Младшем. 21 июня. Иулия, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Иулия девица, мученица в Корсике, ок. 440 года. 10 июля. Иуния св., помощница ап. Андроника. 17 мая. Иустина, мученица Никомидийская при Клавдии ок. 208 г., с Киприаном еп. 2 окт. Иуста преподобная. В субб. с. Иустиниан, царь правоверный. 14 ноября. (Его успение в 505 году). Иустин Философ, Харитон, Харита жена, Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан, мучч. Римские, в 163 году. 1 июня. Иуст, ап. из 70. 30 окт. Иуст воин, муч. Римский. 14 июля. К Каздоа, мученица Персидская, дочь Сапория царя, с Дадой и Гаведдаем. 29 сент. Калерия, мученица Кесарийская (Пал.), с Кириакией и Марией. 7 июня. Калида, или Калиса, муч. Коринфская ок 251 г., с Леонидом. 10 апр. Каллимах, муч. Мелитинский ири Диоклетиане, с Иероном и друг. 7 ноября. Каллимах, муч. Фракийский ок. 362 г., с Варваром и др. 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Они уже знали о дивных чудесах, совершенных им, и боялись, чтобы он не причинил какого-либо зла их богам. Одни яростно кричали на Иулиана, требуя, чтобы он был убит, как развратитель древних отеческих преданий, другие настаивали, чтобы святой был предан на сожжение, так как он волхв и враг богов. Между тем Иулиан неустрашимо прошел через толпу и вошел в идольское капище. Силой имени Христова он сокрушил стоявшего там идола, из которого при падении вышел бес в виде страшного змия с дышащим пламенем в устах. Змий устремился на народ и стал убивать людей, все в страхе бросились бежать и просили Иулиана, чтобы не оставил их без помощи. Тогда силой крестного знамения святой запретил змию мучить людей, и тот мгновенно скрылся. Обрадованные люди стали умолять Иулиана, чтобы научил их познанию истинной веры. Иулиан крестил всех жителей Артины и разрушил языческое капище, на месте которого устроил христианскую церковь . Вскоре после этого Иулиан возвратился в Кеноманию. Когда он входил в город, к нему обратились, прося помощи, узники, заключенные в темнице, которая находилась при городских воротах. Св. Иулиан сжалился над заключенными и стал просить судей, чтобы освободили их из заключения, но те отвергли его просьбу. Между тем для Иулиана приготовили трапезу, он же, отказавшись от всякой пищи, начал усердно со слезами молиться Богу об избавлении из заключения узников. Тогда Господь послал Ангела Своего, который извел заключенных из темницы. И никто им не препятствовал, так как все ясно видели, что заключенные освобождены рукой не человеческой, а Божьей. Иулиан возрадовался избавлению их от уз и вкусил вместе с ними от трапезы. Через много лет после того св. Иулиан, достигши глубокой старости, приблизился к кончине. Перед смертью он разболелся и, чувствуя, что должен скоро умереть, созвал всех верных к себе. Преподав собравшимся наставления, Иулиан предал Богу дух свой. Начальник города тогда находился в селении недалеко от города. В то самое время, когда преставился Иулиан, начальник возлежал за обеденным столом. И вот он видит, как в комнату вошел Иулиан в светлых одеждах в сопровождении трех диаконов, благословил трапезу и тотчас удалился со своими путниками. Начальник, едва опомнившись от изумления, спросил присутствовавших, видели ли они святителя, но те отвечали, что никого не видели. Тогда он понял, что Иулиан, должно быть, в эту минуту скончался, и поспешил возвратиться в город. Во время перенесения честных мощей Иулиана к месту погребения совершилось поразившее всех чудо. Нужно было переправляться через глубокую реку, и кони, запряженные в колесницу, на которой везли мощи святого, устремились в воду и перешли реку как по суху. Останки Иулиана погребены были в первой христианской церкви Кеномании, созданной там ним самим. Память его празднуется 13 июля. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно поражало всех воскрешение из мертвых. Так, у одного из жителей города Анастасия, человека богатого и знатного, умер любимый сын. Отец совсем потерялся с горя. Наконец кто-то посоветовал ему обратиться к Иулиану. «Если будешь веровать во Христа, то воскрешу твоего сына», – сказал печальному отцу Иулиан. Анастасий дал клятвенное обещание уверовать в Христа Бога, если получит сына живым. Тогда Иулиан отправился в дом Анастасия. Войдя в комнату, где лежал умерший, он попросил домашних, плакавших неутешным плачем о безвременно умершем юноше, умолкнуть. Помолившись, Иулиан взял умершего за руку и поднял его. Тот встал с постели жив и невредим, и была общая радость в доме, и Анастасий со всеми домашними принял св. крещение. Вскоре после этого св. Иулиан вышел из города и встретил похоронное шествие. Несли для погребения недавно умершего, единственного сына одного из городских вельмож – Иовиниана. За гробом следовало много родственников и друзей Иовиниана с плачем и рыданиями. Иулиан остановил шествие, велел умолкнуть плакавшим и, обратившись к отцу умершего, сказал, что может воскресить умершего, если он, Иовиниан, уверует во Христа. Иовиниан пал к ногам святого и, обещая уверовать, просил его возвратить жизнь горячо любимому сыну. Иулиан с молитвой к Богу возложил руку на умершего, и тот тотчас поднялся со смертного одра здравый и невредимый. Это чудо многих обратило ко Христу. Крестились и родители воскресшего вместе со своим сыном. Однажды св. Иулиан пошел в близлежащее селение Руилиак, при реке Лиде. Навстречу ему вышли посланные от одного из жителей селения, который много слышал о чудесах святого и теперь звал его к себе, так как единственная дочь его мучилась в бесновании. Иулиан поспешил на зов и исцелил бесноватую. Тогда все жители селения уверовали в Бога истинного и сокрушили идолов. Иулиан крестил новообращенных и создал для них церковь . Из Руилиака святой Иулиан перешел в селение Артину, где находилось большое языческое капище. Жители этого селения не хотели принять святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Св. Иулиан Кеноманийский Св. Иулиан, по преданию, был тот самый Симон Прокаженный, который, незадолго пред крестной смертью Господа, устроил для Него в своем доме богатую вечерю, причем Мария, сестра Лазаря, умастила ноги Христа драгоценным миром и отерла их волосами своими (см.: Мк.14:3–9 ; Ин.12:1–8 ). Симон, приняв крещение, получил имя Иулиан и был послан св. апостолом Петром в Галлию для проповеди евангельской. Придя в город Кеноманию, Иулиан остался там, просвещая жителей города и его окрестностей светом евангельского учения. Жил он на самом краю города в небольшом домике, к нему постоянно собирались и уверовавшие ради наставлений, и неверующие ради исцелений. То место было безводное, и скоро Иулиан и приходившие к нему начали испытывать недостаток в воде Тогда Иулиан отправился в близлежавшее пустынное место, где водрузил жезл в землю и обратился с горячей молитвой к Богу о ниспослании воды. И вдруг из того места, куда водружен был жезл, потекла чистая вода. При виде этого поразительного чуда, неверующие припали к ногам Иулиана, прося его сподобить их крещения. Слава о чудесах Иулиана стала распространяться по окрестностям. Узнал об Иулиане и начальник города Дефенсон. Он захотел видеть святого и с честью позвал его к себе в дом. Иулиан пошел. У городских ворот увидел он слепого, сидевшего на земле и просившего подаяния, и обратившись с молитвой к Богу, исцелил его. Великая радость объяла исцеленного, и сильное изумление охватило толпу народа. Услыхал и Дефенсон о случившемся, поспешно вышел навстречу Иулиану и привел в свой дом. Там Иулиан начал наставлять в вере начальника и всех его семейных. Все они тогда же уверовали, а через некоторое время приняли и св. крещение. Уверовавший Дефенсон сделал щедрые пожертвования на построение церкви и церковные нужды. Примеру начальника последовали и многие из новообращенных жителей города, уделив, кто сколько мог из своих средств. Св. Иулиан продолжал обращать ко Христу жителей Кеномании и творил силой имени Христова много чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же бы совесть воспретила Христианам учиться у языческих наставников и по языческим руководствам, то Иулиан надеялся достигнуть другой, не менее выгодной для своего дела цели: он надеялся повергнуть Христиан в состояние умственного идиотизма, и чрез то лишить, с одной стороны, уважения в глазах людей образованных, а с другой – отнять у них всякую возможность к перевесу над язычниками Риторами–Софистами и Философами. Действуя так, хитрый Иулиан забывал, что есть премудрый Промысл, запинающий коварных в коварстве их ( Иов. 5:13 ), что немощное Божие, крепчае человек есть ( 1Кор. 1:25 ) и что во Иисусе Христе суть вся сокровища премудрости и разума сокровена ( Кол. 2:12 ). Известно, что Иулиан, гордясь именем Философа, не хотел делать Христианам никаких принуждений, а тем паче воздвигать на них кровавые гонения, и чрез эту умеренность и кротость не только сравниться с Христианскими Императорами, но и превзойти их 110 . «По свойственной нам кротости и человеколюбию, я повелел, чтобы против Галилеян не было употребляемо никаких насилий... Рассуждениями, увещаниями, состраданием, а не наказаниями и худым обращением должно приводить к истине людей заблуждающих» 111 . Мы знаем уже, остался ли Иулиан верен сим обещаниям; знаем, что всевозможные притеснения 112 и ссылки были употребляемы Иулианом против Христиан, то под разными сторонними предлогами, то и прямо, как против оскорбителей богов. И когда неистовая толпа, ободренная отступничеством Иулиана, предавалась неистовым поступкам против Христиан 113 ; когда язычники, по поводу разных указов Императора, растерзывали Христиан и их Пастырей предавали жесточайшим, едва вообразимым мучениям 114 , – Иулиан смотрел на все это с преступным хладнокровием. Он даже извинял в язычниках сии поступки; «зачем наказывать тех, которые выказали лишь справедливую месть за оскорбление, нанесенное Галилеянами богам» 115 . И если Иулиан не воздвигал еще открытого гонения на Христиан, то отнюдь не ради философской умеренности и человеколюбия. Он страшился умножить число мучеников и дать Христианству новую силу, очень хорошо зная, как и говорил о том Ливанию, что все гонения на Церковь Христову имели тот окончательный результат, что обращались к славе ее. «Он не хотел уступить имя мучеников борцам истины, – говорит Блаженный Феодорит , – которое так неблагоразумно позволили им взять» 116 . «Видел, ясно видел Иулиан, – говорит Св. Златоуст – что как скоро он дерзнет на сие, все положат души свои за Христа» 117 . Впрочем, известно, что Иулиан, собираясь в поход против Персов, дал обет поразить гонением нечестивую секту Галилеян 118 . Промыслу, наказавшему своих избранных вмале, неблагоугодно было дать Иулиану время для приведения сего обета в исполнение. Враг имени Христианского погиб на войне. «Галилеянин! Ты победил меня " – было последним словом Иулиана 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Мученик Иулиан происходил от богатых и знатных родителей, живших в египетском городе Антинфе, в III веке. Обучаясь наукам, он любил читать Священное писание. Когда достиг совершенного возраста, родители стали искать ему невесту. Иулиан же хотел остаться девственником и просил Господа помочь ему в этом. Господь, явившись святому во сне, сказал, чтобы он исполнил желание родителей, но невеста его будет такой, что и она согласится пребыть девственницей. Невестою Иулиана была избрана Василисса, знатного рода и благочестивая девица. Когда Иулиан и Василисса вошли в брачную комнату, то почувствовали необыкновенное благоухание. На вопрос Василиссы о причине такого благоухания, Иулиан отвечал, что это небесное райское благоухание; оно происходит по действию Самого Господа, «Если мы возлюбим Бога, исполним Его заповеди и сохраним девство, то и мы удостоимся райского блаженства». – «Что же может быть дороже вечного спасения?» – сказала Василисса и согласилась остаться девственницей. Тогда Иулиан пал на землю для молитвы, и увидели они чудное видение; с одной стороны – Сам Господь со множеством девственников в белых разах, а с другой – Пресвятая Богородица со множеством дев, и с обеих сторон раздавалось дивное пение. Затем святыми старцами показана была им книга, где написаны имена Иулиана и Василиссы между именами девственников. После того родители их обоих скоро умерли, и они, построив два больших монастыря – мужской и женский, начали подвизаться. Тут наступило гонение на христиан от царей Диоклетиана и Максимиана. Василисса скончалась в начале гонения, а Иулиан подвергнут был истязаниям. Твердость, с какой он переносил мучения, обратила ко Христу Келсия, сына мучителя игемона Маркиана. Тогда обоих мучеников заключили в смрадную темницу. Вдруг темница наполнилась светом и благоуханием. Воины, темничные стражи, пораженные этим чудом, уверовали во Христа и были крещены пришедшим в темницу священником Антонием. Их тоже заключили в темницу. Скоро все заключенные за веру Христову были вызваны на суд игемона. Дорогой Иулиан молитвой ко Христу воскресил умершего, которого проносили мимо, а пресвитер Антоний крестил воскрешенного, назвав его Анастасием. Маркиан, узнав об этом, пришел в ярость и велел сжечь на костре всех узников; но мученики, объятые огнем, оставались невредимыми. Видя такое чудо, жена Маркиана, мать Келсия, Марионилла, исповедала себя христианкой и приняла крещение от Антония. Тогда все свв. мученики, по повелению игемона, были усечены мечом. Это было в Антинфе египетском в 313 г. Мощи свв. Иулиана и Келсия находятся в Риме, в Остийской церкви ап Павла. Череп св. Иулиана при папе Григории Великом перенесен в Париж. О мощах прочих мучеников неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. л. 29 об,–30. Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках, указанных и неуказанных Глинской и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109, л. 26 об.–27. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 40 об.–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 32 об,–33. Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни настоятеля с братией за 1911 год//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 40 об,–41. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 год//ГАСО, ф. 454, оп. 1, л. 3 л, л. 34 об.–35. Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым) . Магнитофонная запись. 1966. ИЕРОМОНАХ ИУЛИАН Иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) родился в 1853 году в семье мещан г. Мещовска Калужской губернии. Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам, в 1882 году он поступил в Глинскую пустынь 953 . После общих послушаний он был назначен на послушание при больнице, которое проходил с большим усердием 954 . В монашество Иосиф был пострижен в 1889 году с именем Иулиан. В 1893 году его перевели в Курский Знаменский монастырь, где в 1896 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1897 – во иеромонаха. В 1902 году отец Иулиан был награжден набедренником, а в 1907 году по прошению переведен на покой в Глинскую пустынь 955 . По отзывам современников отец Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни. Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных и новопостриженных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Чтобы безбедно шествовать по этому пути, иноку необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, отец Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

2. Св. мученик Иулиан . В царствование императора Антонина святой Иулиан прибыл из Далмации в италийскую [провинцию] Кампанию. Был он юн и красив, душой же весь предан Господу. На дороге встретил он царских воинов, шедших арестовывать христиан. «Мир вам, братья!» – обратился к ним Иулиан. По такому приветствую и по кротости его лица воины поняли, что он христианин. На их вопрос Иулиан ответил: «Я христианин, родом из Далмации». Кроме того, Иулиан открыто признал, что направляется в Италию с целью обращения идолопоклонников к единому живому Богу. Воины беспощадно избили его, после чего бросили в некий ров, где сей мученик провел семь дней без какой-либо человеческой пищи. Но явился ему Ангел Божий, подававший ему пищу небесную. Выведенный на суд, Иулиан пребыл тверд в вере, как адамант. Видя его мужество и непоколебимую стойкость в вере, тридцать человек обратилось ко Господу Иисусу Христу. Приговоренный к смерти, святой Иулиан преклонил колени и вознес молитву Богу, благодаря Его за свой мученический подвиг и прося милости всем тем, кто будет чтить его память. И усечен был [во главу] сей святой мученик и предал дух Богу. 3. Преп. Павел Ксиропотамский . Сын императора Михаила Куропалата. Блестяще образованный, сочетавший в себе редкую мудрость с кротостью, Прокопий (так звали его в в свои молодые годы был предметом удивления всего Царьграда. В одной грамоте император Роман Старший нарицает его «величайшим из всех философов». Между тем опасаясь, как бы душа его не возгордилась и не погибла от людской славы, сей досточудный юноша в один прекрасный день облекся в обноски нищего и пришел на Святую Гору, где принял иноческий постриг от знаменитого [в ту пору] святого [отшельника] Космы. После долгих уединенных подвигов он воссоздал Ксиропотамский монастырь, а вскоре после этого заложил и новую обитель, Святопавловскую, где в старости и скончался. Когда происходило освящение этого монастыря, царь Роман послал в дар [обители] большую часть Честного Креста, которая и поныне там хранится. Рассказывают о сем преподобном муже, что проповедовал он Евангелие в Македонии и Сербии. Претерпел многие муки и скорби от злобного царя Льва Армянина, иконоборца, и упокоился в 820 году. Перед кончиной святой Павел сказал братии: «Вот, пришел час, которого неизменно желала моя душа и которого всегда страшилось мое тело».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По отзывам современников, о. Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни. Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Для этого старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигнувший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, о. Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ. Отец Иулиан поучал, что сам труд спасения совершается в деятельной борьбе с грехом, при исполнении заповедей, когда человек невольно видит свои немощи и смиряется. Речь о. Иулиана была сдержанна, наполнена святоотеческим учением. Он всегда был сосредоточен и молитвенно собран, на исповеди – особенно серьезен и строг. Старец стяжал разум духовный и имел доступ к сердцу каждого. Замечания его как-то особенно глубоко проникали в душу, пробуждали сознание своей греховности пред Богом и стремление исправить свою жизнь. Отец Иулиан прошел скорбный путь послушания и унижения под руководством опытных Глинских старцев, прежде чем приобрел истинное смирение. Таким же путем он вел начинающих, стараясь, по выражению св. Иоанна Лествичника , «изыскивать случаи для приобретения подвизающимися в деле спасения братиями венцов терпения». Воспитывая в новоначальных безгневие, смирение и терпение, он умышленно делал им несправедливые выговоры. Так он научал своих чад твердо встать на монашеский путь и во всем отсекать свою волю и раздражение. Это был ревностный душепопечитель и строгий духовник, однако он никогда не налагал неблагоразумно тяжелых наказаний. Своим ученикам о. Иулиан особенно часто напоминал, что необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям, и особенно словам. Старец предостерегал беречь свой ум от рассеянности, ибо это вносит нестроения в духовную жизнь. Он говорил, что этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремленной к Богу духовной жизни является обязательным для каждого христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или мирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010