А. В. Кузьмин Почитание Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. арх. Михаила в с. Лазареве. Фотография. Кон. XIX в. Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. арх. Михаила в с. Лазареве. Фотография. Кон. XIX в. После окончания Смутного времени, по-видимому между 1613 и 1615 гг., над могилами св. супругов была возведена теплая деревянная ц. во имя арх. Михаила. Рядом с родителями позднее похоронили схим. Феодосию (Осорьину). Уже в 1-й четв. XVII в. началось местное почитание И. 8 авг. 1614 (или, что менее вероятно, 1615) г. в связи с похоронами Георгия Осорьина (сына И.) был обретен гроб с нетленными мощами И., полный «мира благовонна». После помазания миром исцелились мн. больные. Впосл. сын И. Каллистрат (Дружина) написал Житие святой, он же, вероятно, составил службу И. Каллистрат Осорьин способствовал распространению памяти о своих родителях в муромских землях. Центром почитания И. и ее родственников стал муромский Преображенский мон-рь. К 1649 г. было письменно зафиксировано 21 чудо у гроба святой. По-видимому, в 1-й пол. XVII в. почитание И. было местным - в Муромском, отчасти Нижегородском и соседних уездах. На это косвенно указывает отсутствие имени подвижницы в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии» (кон. 40-х гг. XVII в.) соловецкого писателя Сергия (Шелонина) . Ситуация изменилась к нач. XVIII в. Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ), посетивший в 1705-1712 гг. с целью составления «Слова воспоминательного о святых чудотворцах, в России воссиявших» Москву, Нижегородский у. и множество столичных и провинциальных мон-рей, включил в свое сочинение имя И. Почитание И. сохранялось среди старообрядцев (см. ст. Старообрядчество ) (в частности, в поморском согласии ) (см.: ГИМ. Муз. 1510, 30-е гг. XVIII в.). Под 2 янв. члены семьи Осорьиных упоминаются в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского : «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. 15544. Л. 7, 1813-1819 гг. (?)).

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Закрыть Святая прав.Иулиания Лазаревская (1530? -1604) Мария Тоболова   00:41 16.03.2023 508 Время на чтение 16 минут Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). История многочисленного сонма святых жен на Руси начинается с принятия христианства в Х веке и продолжается до настоящего времени. В этой истории особо выделяется жизнь замечательной подвижницы, святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской), прославившейся глубокой верой, удивительной добротой, аскетическим образом жизни, смиренным и добродетельным служением людям. «Житие» праведницы написано ее сыном Каллистратом-Дружиной Осорьиным (Осоргиным) и являет собой единственную биографию древнерусской женщины. Повесть о святой мирянке вошла в рукописные сборники и стала классическим памятником литературы XVII века 1 . Проследим сюжетную канву «Жития». В далеком XVI веке при дворе Грозного царя Иоанна Васильевича служил благоверный ключник 2 Иустин Недюрев. Он был женат на Стефаниде, дочери Григория Лукина, проживавшего в Муроме. Недюревы жили преимущественно в Москве и были людьми зажиточными: «имели много богатства и слуг множество». В благочестивой дворянской семье Иустина и Стефаниды было много детей, из которых Иулиания была самая младшая. Шести лет девочка осталась круглой сиротой, и ее увезла к себе в город Муром бабушка с материнской стороны – Анастасия Никифоровна Лукина. Шесть лет бабушка воспитывала Иулианию в вере и благочестии, научила внучку любить Господа и Его Пречистую Матерь, утвердила ее в делании добра, в сострадании к нищим и убогим. После смерти бабушки 12-летнюю Иулианию взяла к себе ее дочь Наталья, жена Путилы Арапова. Семья Араповых была многодетной: восемь дочерей и один сын. Нелегко пришлось сироте в доме родной тетушки. Она избегала детских игр, забав и шалостей, предпочитая строгий пост, непрестанную молитву и рукоделие. Таким поведением она вызывала насмешки домашних и даже слуг: «О безумная, зачем в столь ранней молодости плоть свою изнуряешь и красоту девственную губишь?» - укоряла ее тетка Наталья. Тихая, смиренная и молчаливая Иулиания терпеливо и безропотно сносила обиды и укоры родных, но продолжала свой подвиг и «в девическом возрасте все заповеди усердно исполняла».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/15/...

Такова раба Божия Иулиания. Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Сергия, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской 304 года Св. мученика Феогена Св. Феоген Епископ Парийский, города Троады, живший в IV веке. За исповедание веры Христовой он был осуждён Ликинием на потопление в море; перед исполнением казни он просил времени на молитву, и когда молился, то лицо его озарилось необыкновенным светом, что так поразило бывших при этом, что многие из них приняли христианскую веру. После утопления тело его было вынуто из воды христианами и предано погребению при городской стене, и здесь совершается много чудес и исцеляются болезни в прославление угодника Божьего. Св. Феодоты матери бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана Рано овдовевшая, она вела жизнь благочестивую и посвятила всю себя воспитанно детей в страхе Божием. Память её также 1 Ноября и в Сырную субботу. Преп. Аммона жившего в начале V века Он был настоятелем Тавеннисиотской обители, в Египте, в которой было при нём до 3.000 иноков. Преп. Макария Подвизался в IV в. в монастыре Писпер, на бер. Нила, где он был преемником учителя своего – Антония Великого . 1 Описание Киев. лавры, стр. 201. К. 1847. Ркп. святцы: «преп. Исаия (мая 15) и Сильвестр». 2 Жизнь прав. Иулиании описана сыном её Каллистратом Осорьиным, который в 1640 г. был губным старостой; он приводит Бога в свидетеля, что писал правду, и предоставляет поверить слова его расспросами соседей, лично знавших жизнь Иулиании. Это описание у Царского 129, 136, у Толстого с описанием чудес 2. 303. В переводе русском это житие, за исключением немногого, напеч. в «Русском вестнике» 1858 г. 19. Подлинная повесть, но без описания чудес, изд. в памят. стар. рус. литер. I, 63–67. 3 «Егда приближися её честное преставление: и разболеся декабря 26 д. и лёжа 6 дней». Поэтому, кончина на 7 день после 26 дек., последовала 2 января. И, однако, в печатном издании поставлено: «генваря в 4 д.», последнее – ошибка писца. В ркп. святцах: «св. боляриня Юлиания, яже бысть в с. Лазаревском, новая чудотворица, преставися в л. 7112 (1604) м. генваря во 2-й день». Осорьин: «погребоша у церкви праведного Лазаря, подле мужа её, в с. Лазареве, за четыре версты от града, в л. 7112 (1604) генв. в 10 д.». Служба правед. Иулиании у Толстого III. 68. (25). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря — брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ей уже 60 лет и на ней почивает Дух Святой». После смерти мужа Иулиания раздала свое имущество бедным, лишив себя даже теплой одежды. Она стала еще более строгой к себе; постоянно, даже во сне творила Иисусову молитву. Чем суровее становились подвиги Иулиании, тем сильнее были нападения на нее духов злобы, не желавших признать своего поражения. Однажды, — повествует ее сын, — Иулиания, придя в маленькую комнату, подверглась нападению бесов, угрожавших убить ее, если она не оставит своих подвигов. Она не устрашилась, а только взмолилась Богу и просила послать святителя Николая на помощь. В то же время явился ей святитель Николай с палицей в руке и прогнал духов нечистых. Бесы исчезли, но один из них, угрожая подвижнице, предрек ей, что в старости она сама начнет «голодом помирать, нежели чужих людей кормить». Угроза беса исполнилась лишь отчасти — Иулиании действительно пришлось страдать от голода. Но ее любящее и сострадательное сердце не могло оставить умирающих от голода без помощи. Это было в страшные годы (1601 - 1603), в царствование Бориса Годунова. Люди, обезумевшие от голода, ели даже человеческое мясо. С полей своих Иулиания не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Иулиания не отчаялась: распродала оставшийся скот и все ценное в доме. Жила в нищете, не в чем было в церковь выйти, но «ни едина нища... не отпусти тща». Когда все средства истощились, Иулиания отпустила на волю своих холопов (и это в XVI веке!), но некоторые из слуг не пожелали оставить госпожу, предпочитая погибнуть вместе с ней. Тогда Иулиания со свойственной ей энергией принялась спасать близких от голодной смерти. Она научила своих слуг собирать лебеду и древесную кору, из которых пекла хлеб и кормила им детей, слуг и нищих. «Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду. — A мы вот что скажем, — говорили нищие, — много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы... Тогда соседи-помещики начали подсылать к Ульяне за ее диковинным хлебом. Отведав его, они находили, что нищие были правы, и с удивлением говорили меж себя: мастера же ее холопы хлебы печь! С какой любовию надобно подавать нищему ломоть хлеба,... чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!»

http://pravicon.com/info-2607

На свое служение он смотрел как на послушание, которое должен исполнить до конца, твердо и непоколебимо, подобно истинному воину, стоя на своем посту даже до смерти. И никто из знающих его не обвинит его в том, что он гнулся семо и овамо. Он шел по прямому пути, и на светлом челе его нет пятна приспособляемости. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: Буди верен до смерти, и дам ти венец живота ( Откр. 2, 10 )». Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, совершается 25 января, в день мученической кончины, а также в воскресенье после 25 января – в день Собора новомучеников и исповедников Российских. 1 Жизнь прав. Иулиании описана сыном ее Каллистратом Осорьиным, ко­торый в 1640 г. был губным старостою; он приводит Бога в свидетеля, что писал правду, и предоставляет проверить слова его расспросами соседей, лично знавших жизнь Иулиании. Это описание у Царского 129, 136, у Толстого с описанием чудес (2. 303). В русском переводе это житие, за исключением немногого, напечатано в «Русском вестнике» (1858, 19). Подлинная повесть, но без описания чудес, из­дана в: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1–4. СПб., 1860–1862. Вып. 1 (далее – Памятники старинной русской литературы. – Ред.). 2 «Егда приближися ея честное преставление: и разболеся декабря 26 д. и лежа 6 дней». Поэтому кончина на 7 день после 26 декабря последовала 2 января. И однако в печатном издании поставлено: «генваря в 4 д.», последнее – ошибка писца. В ркп. святцах: «св. боляриня Юлиания, яже бысть в с. Лазаревском, новая чудотворица, преставися в л. 7112 (1604) м. генваря во 2-й день». Осорьин: «погребоша у церк­ви праведного Лазаря, подле мужа ея, в с. Лазареве, за четыре версты от града, в л. 7112 (1604) генв. в 10 д.». Служба прав. Иулиании у Толстого 3. 68 3 Страдание его по ркп. Афонского скита св. Предтечи описано в: Афонский патерик или жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших: В 2 ч. СПб., 1860. Ч. 2 (далее – Афонский патерик. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иулиании приходилось бороться не только с опасностью смерти, спасая своих слуг и близких, но и с еще более страшной опасностью духовной гибели. Ужасна власть голода. Чтобы добыть пищи, люди шли на любое преступление. Иулиания любила своих слуг и считала себя ответственной за их души, которые по ее словам, «были поручены ей Богом». Как воин на поле битвы, она непрестанно боролась со злом, и так сильна была ее молитва и влияние на окружающих, что ни один из близких ей людей не запятнал себя преступлением, во время общей разнузданности это было настоящим чудом. От нее не слышали ни слова ропота, печали, напротив все три голодных года она была в особом приподнятом и радостном настроении: «Ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе», — пишет ее сын. Перед кончиной Иулиания призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Она попросила у всех прощения, дала последние наставления, поцеловала всех, обернула вокруг руки четки, трижды перекрестилась, и последними ее словами были: «Слава Богу за все! В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 10 января 1604 года. Явившись во сне благочестивой служанке, Иулиания повелела отвезти свое тело в Муромскую землю и положить в церкви святого праведного Лазаря. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной — особенно больные дети. Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых. Кроме жития святой, в XVII веке была написана служба, составление которой приписывается ее сыну Дружине Осорьину. На иконе второй половины XVII века «Собор Муромских святых» святая Иулиания изображена вмести со святыми Петром и Февронией, князьями Константином, Михаилом и Феодором Муромскими. В Муромском музее есть икона, на которой святая Иулиания изображена вместо со своим мужем Георгием и дочерью, инокиней Феодосией, ставшей местночтимой святой.

http://pravicon.com/info-2607

Память прав. Иулиании отмечается 21 дек./3 янв., а обретение ее мощей 2/15 июня. Иулиания Лазаревская (ск. 2.01.1604), Муромская святая из дворян. Мощи ее обретены в 1614–15. Житие святой написано ее сыном Д. Ю. Осорьиным. Мощи святой покоятся в Николонабережном храме г. Мурома. Подвиг жизни св. прав. Иулиании – подвиг милосердия. В голодные годы (1601–02) святая распродала для голодных весь скот, все имущество и дошла сама до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою Нижегородскую вотчину, где голод менее свирепствовал, и отпустить на волю своих слуг, которых нечем было кормить. Некоторые из них остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых святая пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих – их в то время было «без числа». Скончалась праведная 2 янв. 1604. Прощавшиеся с ней видели над ее головой золотой круг, «якоже на иконах пишется». Когда через 9 лет хоронили ее сына Георгия у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Сын ее Калистрат Дружина, рассказывающий об этом, не мог убедиться в полном нетлении тела: «От ужасти не см яхом досмотрети, только ви дехом нозе ее и бедры целы суща». Этим миром, а когда оно исчерпалось, то перстью из гроба мазались больные и получали облегчение. Ичеги Грубые высокие сапоги, бахилы, подвязывавшиеся под коленом, поверх которых надевались кеньги или коты, были распространены в Сибири. Июль Седьмой месяц в году, древнерусское название – «липец», цветение липы. Русские крестьяне называли этот месяц макушкой лета, т. к. он считался последним летним месяцем, или еще страдником – от страдных летних работ, грозником – от сильных гроз; говорили: «Месяц июль страдник (от страды при жниве). В нем хоть разденься – легче нет. Макушка лета. Плясала б бабка, да макушка лета настала». Основные народные приметы этого месяца, по В. И. Далю, были таковы: 1. Св. мчч., чудотворцев и бессрр. Космы и Дамиана (см.: Кузьминки летние). Кузьмы и Демьяны пришли – на покос пошли; 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь во имя арх. Михаила в с. Лазареве. 1808 - 1811, 1893 - 1895 гг. Фотография В. Д. Машукова. 1900 г (ГАИ МК) Источники XVIII в. (иконописный подлинник Г. Д. Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с прав. Иулианией в муромских землях почитался и ее супруг, а также дочь Феодосия, к-рых изображали на иконах. Под 2 янв. Г. вместе с др. членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского : «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 7, 1807-1811 гг.). В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов Г. и прав. Иулиании, в 1867-1868 гг. совершение молебнов было восстановлено. По-видимому, в кон. XIX в. существовало почитание святых Иулиании и Феодосии, почитание Г. было утрачено - архим. Леонид (Кавелин) не упомянул его в списке рус. святых ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. 698-699. С. 180-181). Церковное почитание Г. возрождено включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. 629/20978. Л. 36-38; Там же. Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об.; РГБ. Ф. 215. Архив М. М. Осоргина. Картон 3. Д. 7, 14-17, 19. Ист.: Филимонов. Иконописный подлинник. 1876. 4-5. С. 27; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных//ИРГО. 1900. Отд. 3. Вып. 1. С. 14-40; Сторожев В. Н. Мат-лы для истории рус. дворянства. М., 1909. Вып. 2. С. 60-61; Евгений (Мерцалов), еп. Житие св. прав. Иулиании Лазаревской (в 2-х ред.) и служба ей. СПб., 1910; Лихачёв Н. П. , Мятлев Н. В. Тысячная книга 7059-1550 г. Орел, 1911. С. 179-180 [Библиогр.]; Скрипиль М. О. Повесть об Улиянии Осорьиной: (Ист. коммент. и тексты)//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 276-323; ТКиДТ. С. 71, 157; АСЗ. 1998. Т. 2. 337-338. С. 297-298; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в.//РД. 2002. Вып. 8. 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/164229.html

Имея множество слуг и дворни, она не позволяла одевать и разувать себя, подавать воду для умывания; была со слугами неизменно приветлива, никогда не доносила мужу об их поступках, предпочитая брать вину на себя. Бесы пригрозили Иулиании во сне, что погубят ее, если она не прекратит благодеяний людям. Но Иулиания не обратила внимания на эти угрозы. Она не могла проходить мимо человеческого страдания: помочь, порадовать, утешить — было потребностью ее сердца. Когда наступило голодное время и множество людей умирало от истощения, она, вопреки обычаю, стала брать у свекрови значительно больше пищи и тайно раздавала голодным. К голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. И мужа своего она приучила к частой и теплой молитве. Свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости и, приняв перед кончиной постриг. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. Четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына погибли на царской службе. Преодолевая скорбь сердца, Иулиания так говорила о смерти детей: «Бог дал, Бог и взял. Ничтоже искуса греховна не сотвори, и души их со ангелы славят Бога и о родителях своих Бога молят». После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась, но упросила мужа, чтобы им не иметь супружеских отношений, и жить как брат с сестрой. Это был рубеж в жизни праведной Иулиании. Она еще более увеличила свои подвиги и стала вести монашескую жизнь. Днем и вечером она занималась хозяйством и воспитанием детей, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сои до двух-трех часов; спала на полу, положив под голову поленья вместо подушки, ежедневно посещала богослужения в храме, держала строгий пост. Жизнь ее стала непрестанной молитвой и служением.

http://pravicon.com/info-2607

Родители И., люди зажиточные («имяста… много богатьства и раб множество»), жили преимущественно в Москве «во всяком благоверии и чистоте». Они имели неск. сыновей и дочерей, И. была младшей. Девочка «от младых ногтей Бога возлюби и Пречистую Его Матерь» (Житие Юлиании Лазаревской. 1996. С. 103-104). В 6 лет, после смерти матери, святая осталась сиротой (отец умер раньше). И. забрала к себе «в пределы муромъские» ее бабушка Анастасия Никифорова Дубенская, которая к тому времени была вдовой. А. Н. Дубенская воспитывала внучку в продолжение 6 лет. После смерти бабушки в нач. 50-х гг. XVI в. И. взяла на воспитание в свое муромское поместье ее тетя Наталья «Путилова жена Арапова». Девушка «помногу чтяше тетку свою и дщери ея, и имея во всем послушание и смирение, и молитве и посту прилежаше». Из-за своей аскетичности И. «от тетки много сварима бе, а от дщерей ея посмехаема». Несмотря на это, праведница продолжала строго соблюдать посты. Будучи кроткой и молчаливой, И. не участвовала в играх сверстников, она посвящала свободное время рукоделию, чтобы «обшивать вдов и сирот». В муромской деревне, где жила святая, не было церкви. Агиограф пишет о том, что И. вела праведную жизнь, хотя не ходила в храм, не слушала «словес Божиих», не имела духовного наставника. Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в., когда И. исполнилось 16 лет, она была выдана замуж за зажиточного муромского вотчинника Георгия Осорьина. Венчание совершил свящ. Потапий (в монашестве Пимен, впосл. архимандрит муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря ) в ц. во имя прав. Лазаря в с. Лазареве (совр. Муромский р-н Владимирской обл.), принадлежавшем Осорьину. По свидетельству Жития И., супруги жили «во мнозе добродетели и чистоте по закону Божию». Утром и вечером они молились, совершая по 100 и более поклонов. Особенно горячо праведница почитала Богородицу и свт. Николая Чудотворца, их образа стояли в ц. во имя св. Лазаря. Прав. Георгий дома читал вслух Свящ. Писание, сочинения Козьмы Пресвитера , жития святых, которые с вниманием слушала его супруга, не знавшая грамоты (отец И. был грамотным (см.: Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI в. М., 1992. 8. С. 14); в роду Недюревых собирали рукописные книги (см.: Каталог славяно-русских рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА/Сост.: О. В. Беляков и др.; ред.: Л. В. Мошкова. М., 2005. Вып. 1. 69. С. 209-211)). В отсутствие мужа, находившегося на царской службе, И. занималась рукоделием, а заработанные деньги отдавала нищим и на «церковное строение». Праведница была милостива по отношению к «рабам» (холопам): она «дело по силе налагаше и николи простым имянем не зваше», брала на себя вину за проступки холопов. В Житии И. дважды говорится о нападениях бесов, возмущенных действиями праведницы, от которых ее спасло чудесное вмешательство св. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010