Отец, после трогательного прощанья с дочерью, оставил её в Иерусалиме и удалился к язычникам, где он пропал без вести. По приказанию патриарха Ювенала, Сусанна приставлена была на служение к нищим сестрам, а св. Нину отдали в услужение и обучение к старице Ниофоре, армянке по происхождению. Эта последняя говорила ей: «Сила твоя равна силе львице, рев которой громче рева всех других четвероногих; ты уподобляешься орлице, которая парит в воздухе выше самого орла; охватывая взором весь мир, она видит и познает добычу и схватывает ее с распростертыми крыльями. Вот твое будущее назначение, и я тебя научу ему. В грузинском городе Мцхете находится хитон Господа нашего Иисуса. Иди туда». Но прежде путешествия в Грузию св. Нина прожила несколько времени в Греции. Здесь она удостоилась особенного небесного явления и получила приказание «идти в северную сторону, где жатвы много, а нет деятелей». На пути своем она пришла к озеру Топоровань (Фаравна) в холодную альпийскую страну, где горы даже летом покрыты снегом. Здесь она прожила двое суток у пастухов из Грузии, которые сказали ей, что, следуя течению реки, выходящей из озера, она придёт в большой город Мцхет, где почитают богов и властвуют цари. Во время долгого пути она увидела следующий сон. К ней подошел муж, дал ей книгу и сказал: «отнеси это к языческому царю в Мцхете». Он открыл книгу; в ней была печать Иисуса Христа и десять римскими буквами обозначенных изречений, которые гласили следующее: I. Где будет проповедано евангелие сие в целом мире, там будет сказано о жене сей. II. Нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе. III. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа. IV. Свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля. V. Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари. VI. Принимающий вас принимает Меня, а принимающий Меня принимает пославшего Меня. VII. Мария была возлюблена Господом, ибо она внимала истине слов Его. VIII. Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преданный Вам А. Киреев. P. S. Возвращаю Вам письмо «открытое»; оно может попасть в коллекцию курьезов. Рука мне положительно знакома, но теперь не могу припомнить. Кажется, кто-то или из нашего Общ. Л. Д. Просвещения или из Славянского Комитета. VI Отчет 10 Ваш, многоуважаемый Иван Леонтьевич, нужен собственно для протокола; конечно, ежели Христианское Чтение только незначительно сократить его, ежели все, что характеризует движение, все главнейшие события конгресса останутся в том виде, в котором они представлены были Вами на заседании, останутся не измененными, то можно будет довольствоваться и тем, что будет напечатано в Христианском Чтении. Во всяком случае, такие сокращения могут быть сделаны, собственно, с Вашего совета. Преданный Вам А. Киреев. P.S. Зabmpa переговорю с Великим Князем. VII Многоуважаемый Иван Леонтьевич. Если у Вас отчет готов для печати, то будьте так добры прислать его мне. Я его передам вместе с протоколом в «Православный Вестник». Относительно перевода на немецкий язык для германских наших приятелей мы потолкуем впоследствии. Преданный Вам А. Киреев. VIII Пятница вечер. Ежели маленькие исправления в отчете, о которых Вы упоминаете, многоуважаемый Иван Леонтьевич, уже сделаны, то я бы попросил Вас прислать его ко мне не позже воскресенья вечером, ибо в понедельник я бы все это отдал в печать. Дожидаться стенографических отчетов трудно, при том я не думаю, чтобы могли открыться какие- либо противоречия; ведь Вы имели в виду краткие протоколы, внесенные в Кельнскую газету, а их составлял Рейш 11 . Преданный Вам А. Киреев IX 17 ноября 1872 г. Многоуважаемый Иван Леонтьевич. Я слышал, что у вас в семействе случилось несчастье: что у вас опасно заболела дочь. Такое горе всегда тяжелое, усложняется еще и другими Вашими хлопотами по другой Вашей дочери – диссертации, о которой Вам, конечно, теперь недосуг думать. Поверьте, любезнейший Иван Леонтьевич, что я не пишу к Вам, как говорится. «от нечего делать», а потому, что знаю, как Вы должны быть опечалены болезнью Вашего ребенка, и что близко и серьезно интересуюсь всем, касающимся Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пушкин в роли министра образования 13.02.2011 375 Время на чтение 13 минут Весну и лето 1826 года Пушкин провел в ссылке в Михайловском. А осенью был неожиданно вызван в Санкт-Петербург на аудиенцию к императору. Едучи в столицу, поэт терялся в догадках, зачем его вызывают: то ли решили простить, то ли будут судить следом за декабристами. В Петербурге между Пушкиным и Николаем I состоялся известный разговор, вошедший во все учебники литературы. Но одна из подробностей этой беседы до сих пор остается в тени истории. Касаясь различных тем, император как бы между прочим попросил поэта составить небольшой обзор постановки дела просвещения в России и необходимости его преобразования, намекнув, что это не только его личная просьба, но и первое после ссылки государственное поручение. Пушкин не посмел отказаться, а вскоре вновь уехал к себе в деревню. Там в ноябре 1826 года и была создана записка «О народном воспитании», в начале декабря поданная царю. При жизни поэта текст записки никогда не издавался и был обнаружен и опубликован только известным русским библиографом П.И. Бартеневым в 1884 году в сборнике «Девятнадцатый век» (т. 2, М., 1884). С тех пор записка неоднократно переиздавалась, включенная во все академические собрания сочинений Пушкина, одним из которых мы и воспользовались (Пушкин А.С. ПСС, m.VII, М.,1958 с. 42-49). Но историки всех мастей от литературы до педагогики почему-то всегда старались либо обойти этот документ, либо поставить его в печать почти без комментария. Между тем, записка довольно интересна и, в своем роде, даже поучительна. Удивительна, прежде всего, ситуация, в которой оказался автор. Вчерашнему опальному поэту и вольнодумцу власть поручает составить проект возможной реформы (или контрреформы?) системы просвещения в России. Причем, заранее не ограничивают его ни сроками, ни формой проекта. Бенкендорф так и пишет Пушкину: «Вам предоставляется полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения» (с.660). Правда, Николай I и в этом случае остался верен себе, поручив параллельно составлять подобные проекты еще нескольким литераторам. Среди них был и Фаддей Булгарин, обливший грязью Царскосельский лицей, хотя в данном случае критика лицея была не только неоправданной, но и неуместной (ведь оттуда вышло всего лишь двое декабристов). Дошла до нас также «Записка о недостатках нынешнего воспитания российского дворянства» графа И.О. Витта, расследовавшего заговор Южного общества декабристов. Но из всех известных сегодня проектов царь отметил именно пушкинский. Об этом можно судить хотя бы по специально составленному письменному отзыву Бенкендорфа (сам Николай отозвался устно).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Когда он говорит, что все на свете состоит из формы и материи, он, не без оснований, считает материю более загадочной, неопределенной, безвидной, а вот печать неповторимости — это форма. Материя, так сказать, текучая, однородная часть мироздания; и современные физики начинают с этим соглашаться. Форма же делает из безвидной глины кирпич — кирпичом, статую — статуей. Камень, разбивший статую, сам мог быть раньше статуей, а при химическом анализе статуя окажется камнем. Но анализ этот — химический, не философский. Каждый художник знает, что форма — не внешняя сторона, а суть его творений. Каждый скульптор знает, что форма статуи — не вне статуи, а внутри, нет, внутри скульптора. Каждый поэт знает, что форма сонета и есть сонет. А если критик не понимает, что это значит, он не вправе беседовать со схоластом. Глава VII. ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Как жаль, что слово «антропология» связано лишь с изучением антропоидов! Оно безнадежно ассоциируется со спорами доисторических ученых о том, окажется ли какой–нибудь камешек зубом обезьяны или человека (иногда спор кончается тем, что это — зуб свиньи). Несомненно, должна быть чисто естественная наука о таких вещах; но самый термин лучше бы применять к изучению других проблем, не только более важных и глубоких, но и тесно связанных с человеком. Новые американские гуманисты заметили, что старые гуманитарии занимаются не самим homo , а условиями его жизни, экономикой, средой и т. п.; точно так же антропологи копаются в предметах, не столь уж тесно связанных с антропосом. Они рыщут по истории и доистории в поисках не столько Человека Разумного, сколько неразумной обезьяны. Homo sapiens может быть познан лишь в связи с sapientia , и только книги, подобные книгам святого Фомы, действительно ей преданы. Короче говоря, должна существовать антропология, изучающая человека, как изучает Бога теология. В этом смысле святой Фома (быть может, прежде всего) великий антрополог. Прошу прощения у всех превосходных ученых, изучающих человека в его связи с биологией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Та любовь и то уважение, которые чувствовали к Антонию его ученики, заставляли все, когда-нибудь сказанное Антонием для их назидания, твердо хранить в памяти или же предавать записи 321 ; различные поступки, наставления и изречения Антония грамотные ученики чрез записи сохранили последующему поколению, положив этими записями начало тем сборникам и сказаниям о монахах, которые с течением времени разрослись до широких размеров и составили из себя так называемые мемонари, достопамятные сказания ( ποφθγματα τν γων γερντων), патерики ( βιβλιον γεροντικν) и пр. Кроме того сохранились различные письма Антония, адресованные в монастыри, правила, увещания в форме писем и пр. Все эти произведения Антония, сохранившиеся в различных кодексах, – одни несомненно принадлежат Антонию, другие, хотя и содержат его мысли и речи, но в тоже время носят на себе печать позднейших дополнений и изменений; наконец есть и такие произведения, которые ложно приписываются Антонию. Разбор всех произведений, носящих имя Антония, составить следующую главу. § III Между различными произведениями Антония на первом плане помещается речь о погибели мира и воскресении мертвых, заимствованная Жерардом Воссием из древнего кодекса Альды Минуция и помещенная им в 1664 г. в смеси творений св. отцев 322 . Эта речь на первом месте помещается у Галланди (в IV т.) и у Миня (в XL S. Gr.). За нею следуют обыкновенно XX речей (Sancti Antonii sermones XX) о добродетелях и пороках. Эти речи, заимствованные из арабского кодекса, переведены на латинский язык и вместе с другими памятниками христианского благочестия изданы в 1646 г. ученым маронитом Авраамом Енхелленским. За ними следуют VII писем, переведенных с арабского на греческий и латинский яз. На латинский язык (на котором они теперь имеются) эти письма переведены Саразием, перевод которого издан в Париже в 1515 г. Симфорианом Камперием. В 1536 г. Дион Картезианский поместил их между своими комментариями на книгу Ареопагита. Затем они помещаются и в других изданиях и между прочим у Галланди и Миня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Рис. 446а. Моливдул анонимного чиновника IX в. Коллекция К. Д. Смычкова С властями Херсона имели дела не только главные логофеты, коммеркиарии, комит Иерона – крупного таможенного поста и ярмарочного центра на северной оконечности пролива Босфор, но даже стратиг далекой Сицилии, патрикий и императорский протоспафарий Епифаний, печати которых датируются первой половиной, второй четвертью, серединой – третьей четвертью IX в. 1727 . Не исключено, что накануне или в момент организации здесь фемы для поддержки гарнизона Херсона был перебазирован с Сицилии какой-то контингент ромейских войск с одним или несколькими кораблями, о чем, кроме моливдула, свидетельствуют медные монеты сицилийского чекана времени правления Льва V Армянина (813–820 гг.) 1728 . На то же может указывать датирующаяся 30–40-и гг. IX в. печать императорского спафария и стратига Арменика (см.: рис. 167) 1729 . Поэтому представление А. И. Романчук о том, что город превратился в это время исключительно в местный, почти полностью замкнутый региональный экономический центр, не соответствует действительности 1730 . Его связи с округой ослабли, но они не ограничивались только Юго-Западной Таврикой. Сопоставление их заморской сферы с тем, что мы имеем для позднеантичной эпохи, приводит к парадоксальному на первый взгляд заключению, что они существенно не изменились по широте охвата. Находки золотых монет достаточно случайны, но тем не менее их число увеличивается именно для второй половины IX в. После правления Юстиниана I (527–565) можно назвать солид Тиверия I Константина (578–582), солид Маврикия (582–602), два солида Фоки (602–610), солид Константина III (641), солид Тиверия III (698–705), два солида Константина V(741–775), солид Феодоры (842–856), три солида Михаила III (842–867), четыре солида Василия I (867–886) и еще три совместно Василия I и его сына – соимператора Константина (869–879) 1731 . Таким образом, набирается 11 золотых за полстолетия против восьми почти за три предыдущих века. В обращении оставались монеты предыдущих, подчас весьма ранних выпусков, в том числе императоров-иконоборцев, позже изъятых и переплавленных, что заставляет с осторожностью относится к заявлениям о незначительном количестве находок монет, приходящихся на правление того или иного василевса VII–IX вв. 1732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI в. до Р. Х. (слой XI). Слои IX-VIII (XIV-XII вв. до Р. Х.) состояли из жилых построек и погребений эпохи поздней бронзы, содержащих предметы егип. происхождения (фаянсовая печать, скарабей 19-й династии и др.), микенскую, кипрскую, египетскую и малоазийскую керамику. Хананейский город эпохи поздней бронзы был полностью уничтожен пожаром. В складских помещениях обнаружены тарные кувшины, наполненные обуглившимся зерном, чечевицей и фигами, что является важным свидетельством филистимского нашествия. С приходом филистимлян в 1-й трети XII в. до Р. Х. (слой VII) на северо-вост. склоне холма была возведена стена из кирпича-сырца шириной 3,25 м и возник район, населенный ремесленниками (вдоль стены обнаружены печи разного типа, в которых обжигали сосуды, схожие с микенской керамикой, и статуэтки эгейского типа). Израильский археолог Д. Усишкин относит постройку стены к эпохе Ханаана, датируя укрепления филистимлян в Е. VIII в. до Р. Х. Он считает, что город не нуждался в защите до эпохи ассир. вторжений. Во 2-й пол. XII в. до Р. Х. (слой VI) фортификационная система была усилена, хорошо спланированная городская застройка из кирпича-сырца заняла весь холм. К этому времени относится типичная филистимская 2-цветная посуда. На периферии города было возведено одно из первых святилищ филистимлян с комнатой для религ. обрядов. В 1-й пол. XI-X в. до Р. Х. (слои V-IV) оно было обмазано глиной, среди вотивных предметов обнаружены подписные скапулы (костяные лопатки для гаданий), подобные происходящим из кипрских святилищ. В соседних зданиях найдены скульптурки ашдодского типа и ритон, декорированный львиной головой. В 1-й пол. XI в. до Р. Х. (слой V) здание перестроили в дворец на каменном фундаменте с 2 помещениями-святилищами (15×16 м). Стены шириной 1,20 м сохранились на высоту 3 м. Главный вход с севера вел в зал со скамьями, расположенными вдоль юж. стены и 2 каменных пилонов, фланкировавших круглый очаг наподобие очагов святилищ из Эгейского бассейна, к-рые строились в виде мегаронов.

http://pravenc.ru/text/189655.html

(5) Истолкование имён трёх этих праотцов, таким образом, открывает нам, что печать гносиса, которая состоит из природы, учёности и деятельной жизни, важнее всего. (6) Сказанное мной иллюстрируется также и примером Тамары, которая сидит на распутье трёх дорог как блудница, так что любопытный Иуда (что значит «способный»), никогда не оставляющий ничего неисследованным и неизученным, видит её и «поворачивается к ней» ( Быт.38:11–12 ), не изменяя при этом Богу. (32,1) По той же причине, когда Сара стала завидовать, что служанке её, Агари, воздают больше почтения, нежели ей, госпоже (то есть слишком увлеклись пользой, извлекаемой из светской философии), Авраам сказал ей: «Вот рабыня в руках твоих: делай с ней, что тебе угодно» ( Быт.16:6 ). Этим он как бы говорит Саре: «Мирское знание обнимаю я как более юное, и ценю его не больше, чем твою служанку; однако я чту и ценю твоё знание как госпожу в совершеннейшем смысле слова». (2) «И обижала её Сара» ( Быт.16:6 ), то есть воспитывала и наказывала. Ибо, «наказаниями Бога, сын мой, не пренебрегай, и тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и бьёт всякого сына, которого принимает» ( Притч.3:11 ). (3) Указанные места Писания откроют нашему разумению иные тайны, если их рассмотреть в другой связи. (4) Здесь мы желаем указать ещё раз на то, что философия также ищет истину и исследует природу вещей. Истина же – это сам Господь, изрекший: «Я есмь истина» ( Ин.14:6 ). Подготовительные учения, предшествующие утверждению во Христе, тем не менее, упражняют ум, пробуждают разумение, тренируют смекалку, используя для исследования истинную философию. Но только тот, кто открыл её, точнее – получил из рук самой истины, является настоящим посвящённым. VII (37,1) Итак, ясно, что предварительные науки, равно как и философия, происходят от Бога; однако они не являются самоцелью, но, подобно дождю, одинаково поливают и плодоносную почву, и навоз, и крыши домов. В результате вырастают и сорняки, и пшеница, и смоковница на кладбище, и иные деревья, ещё более неприхотливые. Эти всходы, хотя и вполне естественны и вырастают под влиянием того же дождя, не столь прекрасны, как всходы, выросшие на плодородной почве, поэтому они обычно или сами засыхают, или же выпалываются.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

20 июля. 198 С. 12 : Воспоминания любителя. VI/М. С. ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 июля: (Рус.-китайские переговоры)/(Г.-П.); Ответ революционерам. Наша либеральная и консервативная печать. По учебному делу. (ПП); С. 3 : Из Самары. 5 июля: Засуха и предстоящий голод. Кумысо-лечебные заведения в Богдановке и другие. Брошюра А. Зарудного («По поводу опровержения, напечатанного в 1415 газеты «Новое время» Правлением Оренбургской железной дороги» (М., 1880)) и порядки на Оренбургской железной дороге. (ВИ); С. 4 : Беглянка из гарема. Парижские грешницы. Женщина, пережившая семерых мужей. (РИ). 21 июля. 199 С. 1 : С Нижегородской ярмарки: Отъезд на ярмарку. В ярмарочном соборе и при поднятии ярмарочных флагов. Завтрак у Никиты Егорова. Арфистки. Картина с плашкоутного моста. Отсутствие купален. У главного дома. Ресторан Мишеля. Бульвар. Духовенство. Встреча графа (Н. П.) Игнатьева. Просьба к нему. Кухня «Коммерческого» трактира/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 июля: (О политике фр. правительства Л. М. Гамбетты и отношении Франции к России)/(Г.-П.); Из воспоминаний о Китае/Сибирский казак; (Рец. на: Токмаков И. Указатель материалов для изучения истории, археологии, этнографии и статистики Москвы с ее достопримечательностями (как-то: монастырями, церквами, урочищами и проч.). М., 1880. Вып. IIV). (НК); С. 3 : Из Самары. 5 июля: Засуха. Пререкание о молебствии. Цена на хлеб. Казанская ярмарка. Земское собрание о семенах. Погода/Рв; Из Саратова. 14 июля: Оскудение деревни. Откуда оно? Съемка земли. Арендаторы-эвакуаторы. Исполнительные листы. Крестьянское хозяйство Саратовского уезда. (ВИ). 22 июля. 200 С. 12 : Из заграничных наблюдений: VII: Чрез Швейцарию; VIII: Мюнхен/Михаил М. Щй (М. М. Щуцкой). ((Ф)); С. 2 : Москва, 21 июля: (О новом сербском правительстве)/(Г.-П.); С. 3 : Из Череповецкого у., Новгородской губ. 20 июля: Иоанно-Предтеченская женская община; Из с. Кимр, Корчевского у., Тверской губ. 19 июля: Виды на торговлю. Обилие кабаков. Пожар. Погода; Из Коломны. 10 июля: Освящение мельницы/У. (ВИ); С. 4 : Шутка князя (П. А.) Вяземского и Пушкина: (Послание к В. А. Жуковскому от 27 марта 1833 г., с публ.; из газ. «Берег»). Анекдот об А. С. Пушкине: (Из газ. «Берег»). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Сказав это, мы тут же вспоминаем о том месте в Книге Эпарха, где говорится о церемонии назначения нового табулярия в секрете Эпарха соответствующим должностным лицом «посредством печати» (I, § 3: σφραγδι τοτον προχειρζεσθαι ν τ παρχικ σεκρτ παρ το τν γεμοναν χοντος). В латинском переводе Николя фраза передана так: per sigillum (vel signum crucis), in tribunali praefecti a praeside tribunalis eligatur. 821 Ho что сие значит? Чья печать и на каком документе она должна фигурировать? Должны ли мы предположить, что вновь избранный получал какой-то документ, скрепленный печатью эпарха? А если имелся в виду «знак креста» (слово σφραγς вполне может означать и это), то кто его ставит и на каком документе? Может быть, прав М. Я. Сюзюмов, предположивший, что под словом σφραγς могло пониматься вообще всякое утверждение в должности или звании, как, впрочем, и скреплена присяга крестным знамением? 822 Или, напротив, прав Даррузес, склонный видеть во σφραγς печать табулярия, которую эпарх вручает кандидату, прошедшему испытания? 823 Печати табуляриев (моливдовулы) действительно существовали в Византии. 824 Так, известны печать императорского табулярия ( βασιλικς ταβουλριος) Феодора, датируемая 550–650 гг.; 825 печать ипата и императорского табулярия Леонтия (VII в.); 826 печать табулярия г. Авидоса Иоанна; 827 печать табулярия Ни- кифора (не датирована); 828 печать анфипата, патрикия постельничего, эконома Великой церкви и табулярия Василия (первая половина IX в.). 829 Особо отметим моливдовулы табуляриев, хранящиеся в составе богатейшей коллекции моливдовулов Государственного Эрмитажа: еще один экземпляр печати императорского табулярия Феодора ( Μ 7657); 830 печать императорского табулярия Григория (М 7404, датируется Шлюмберже VIII или IX в.); 831 неизданные и неизученные печати «великого табулярия» ( μγας ταβουλριος – Μ 7508) и просто табуляриев (М 7746, Μ 7769, Μ 7811), все без имени. Беда лишь в том, что в Византии (как и в Западной Европе, например в Италии) на частноправовых нотариальных актах никогда не бывает печатей, так что монотонная фраза «Следов печати не обнаружено», которая сопровождает все современные издания такого рода актов, представляется совершенно излишней и возбуждает желание задать издателям вопрос: «Разве вообще было возможно, чтобы к частному акту прикладывалась или подвешивалась печать?» 832 Правда, дарственная 1023 (или 1038) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010