Конечно в труде Павла Алеппского не мало недостатков: то автор извращает рассказы (мы видели как он представляет историю русской церкви), то верит прямо басням (напр. о самоедах), что было следствием его недостаточного образования и пылкости восточной фантазии; из тщеславия он преувеличивает рассказы о том почете, какой встретил антиохийский патриарх в Москве; наконец, должно быть из чувства благодарности, отзывается о русских христианах с безусловным удивлением и восторгом. В нашей исторической литературе он уже достаточно оценен и использован. Можно привести длинный ряд писателей – историков, пользовавшихся описанием Павла Алекского, что и сделано отчасти г. Муркосом в предисловии к I выпуску (стр. VII–VIII). В самом деле, время, в которое он приезжал в нашу страну с отцом (1653–1656 гг.) было очень богато историческими событиями. В Молдавии они были во время падения господаря Василия Лупула, сопровождавшееся междоусобной войной и глядели с колокольни на одно из сражений; Малороссией проезжали в год присоединения ее к Москве; а в Москву попали в период книжного исправления, предпринятого патр. Никоном. Для исследования всех этих событий труд Павла Алеппского – необходимый источник. К тому же трудолюбивый автор так обстоятельно описывал русские святыни, так внимательно присматривался к религиозному быту наших предков, что его путешествие необходимо для русского археолога и русского быта. Со всех этих сторон оно достаточно оценено в нашей ученой литературе. Но кроме этого разбираемый памятник любопытен для характеристики восточного духовенства, как выражается Павел «сотнями и тысячами бежавшего в Москву за милостыней» (II, 113), т. е. для характеристики той среды, из которой вышел. Стремление получить милостыню, главное побуждение к длинным и трудным поездкам на Русь с христианского востока, налагало свою печать на этих путешественников. Здесь мы встречаем притворщиков, выдающих себя за епископов (I, 81), самозваного патриарха в сане архиепископа сербского (I, 117–118; III, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Три повествования из «Лимонария» входят в состав сир. Apophthegmata Patrum ( Chadwick . 1974. P. 46). Краткое содержание и основные темы Сборник историй, входящих в «Луг духовный», дает представление о жизни христиан в Восточной Римской империи в VI-VII вв. (см.: Baynes . 1947. P. 402-414), о христ. нравственности, подвижничестве, ведущем к деятельному общению с Богом. В повествованиях затрагиваются разнообразные темы, актуальные в церковной среде того времени - литургические, обрядовые, догматические,- и вместе с тем приводится фольклорный материал (напр., главы 157, 158, 185). Мн. рассказы посвящены плотской и духовной брани (главы 105, 136, 152, 154, 159, 161, 179, 204, 209 и др.), ее необходимости и действенности в деле спасения. Отказ от брани лишает христианина благодатных даров Божиих. Пресвитер мон-ря Конон при крещении женщины был обуреваем блудным помыслом; он покинул мон-рь и воззвал к Иоанну Предтече, чтобы тот освободил его от брани с похотью. Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, сказал ему Иоанн Предтеча, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но ты лишаешься и награды за подвиг (гл. 3). О любви к ближнему, доходящей до самопожертвования, рассказывается в гл. 112. Гл. 108 посвящена особому виду аскетического подвижничества мирян - воздержанию в браке: этот подвиг существовал уже с первых веков христианства (см.: Rufin. Hist. mon. 30). Пример подвига послушания представлен в гл. 56: ученик, посланный старцем на работу, не притронулся к данному ему хлебу, ибо не получил от старца повеления принимать пищу. В «Луге духовном» многочисленны сказания о жизни святых, к-рым Господь открывает истину (главы 127, 128, 130, 131, 137, 139, 146 и др.) и к-рых Он наделяет способностью творить чудеса (главы 70, 133, 173). О силе таинства Крещения говорится в гл. 198: «...носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными». В гл. 176 приводится случай с иудеем, к-рый находился при смерти в пустыне, но, желая предстать перед Господом христианином, умолил спутников крестить его; вместо воды они трижды посыпали голову юноши песком, произнося: «Крещается раб Божий...» Он воспрянул и смог продолжать путь. Когда же путники пришли в город и рассказали епископу о случившемся, тот после долгих совещаний с клиром, колебавшимся признать (ввиду знамения - выздоровления) или не признать действительность крещения юноши (ср. гл. 197 об игре детей), послал его креститься в водах Иордана. Здесь же И. М. приводит «исчисление всех образов крещения» свт. Григорием Богословом: «Моисеево - в воде, а раньше - в облаке и в море, затем крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее - крещение Иисуса - Духом Святым, и это совершенный образ крещения»; о 4-м образе крещения говорится как о крещении «исповедничеством и кровью», о 5-м - слезами.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Глава VII Наложение печати на избранных: явление Ангела с печатью Бога живого, которая и была наложена на 144 т. сынов израилевых (1–8 ст). Видение прославленных пред престолом, которые бесчисленным множеством в белых одеждах и с пальмовыми ветвями стояли пред престолом и вместе с другими небожителями прославляли Бога и Агнца Его (9–15); объяснение источника их блаженства (16–17). Откр.7:1 .  И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Первое видение второго порядка говорит о выделении праведных из среды нечестивых при общемировых бедствиях приближающегося конца мира. – Сначала пред пророческим взором Иоанна раскрывается картина спокойного исторического развития христианского мира под образом четырех Ангелов, удерживающих ветры от их разрушительных действий. Это во всяком случае Ангелы добрые, а не злые, как полагает Андрей Кесарийский , и их образ указывает на то, что христианство представляет собою в истории несравненно большую гарантию мира и спокойствия, чем языческие религии. Откр.7:2 .  И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Со временем, однако, это спокойствие и мир прекратятся. – Появляется новый Ангел, который в своей руке имеет печать Бога живаго. Печать эта принесена Ангелом для избранных рабов Божиих и должна быть прежде всего отличием и преимуществом избранных рабов Божиих, указанием на их близость к Господу Богу и на покровительство Божие. Поэтому нужно сказать, что печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членов Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело ( Быт 4:15 ). Но трудно сказать, будет ли это состояние отмечено и каким-либо внешним знаком. Откр.7:3 .  не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОТДЕЛ VII Статья девятнадцатая О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех ангелов И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Разумея под четырьмя ангелами то, что подвергающиеся бедствиям не могут никаким образом избежать гнева Божия ни на суше, ни на море, некоторые относят это к случившемуся прежде гонению на иудеев от римлян. Но мы думаем, что все это в сильнейшей степени должно произойти в пришествие антихриста, и не в иудейской стране, в частности, а во всей земле, по четырем углам которой, как он говорит, будут стоять ангелы, свершители назначенного им Богом и неизвестного для нас служения. Удержание ветров служит свидетельством разрушения подчинения твари и неотвратимости зла, так как все растущее на земле растет и питается ветрами; при помощи их плавают и на море. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: И видех иного ангела, имуща печать Бога живого. Что было открыто некогда Иезекиилю о муже, облеченном в подир, длинную льняную одежду, который налагал печать на лица стенящих (Иез. 9,4), чтобы не погубить вместе с грешниками праведных (ибо и ангелы не знают тайных добродетелей святых), то же самое и теперь открывается блаженному, когда повелевается главным святым силам не вредить согрешившим до тех пор, пока не узнают они служителей истины, отмеченных печатаю. Это отчасти случилось уже, когда многие тысячи уверовавших во Христа, как говорит великий Иаков блаженному Павлу, избежали опустошения римлянами Иерусалима, но с особою силою это сбудется, как уже было сказано, во время пришествия антихриста, когда верных, носящих знамение Христа непосрамленно и дерзновенно пред неверными, отличит от них печать Животворящего Креста, поэтому-то ангел и говорил: Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

свящ. Петр Андриевский. Антихрист и «штрихофобия»//Благодатный огонь. 6, М., 2001. Повелихин А. Кто будет массово ставить на человека печать?//Русский вестник 1999, " Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати Антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати Антихриста» образовано по подобию «предтечи Антихриста». Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом. Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола. Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3, 5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени – построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и др. " (Игум. Андроник (Трубачев). СвятоСвятоотеческое понимание библейского понятия «печать антихриста». Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии). Впрочем, в одном случае иннэнистские пропагандисты как раз не прочь поразить своих слушателей знанием греческого языка. Они любят пояснять, что в греческом оригинале Писания то, что мы привыкли воспринимать как «печать зверя» передается словом caraktir, среди значений которого есть и – «начертание». Поскольку штрих-код состоит из черточек, то отсюда делается вывод о том, что св. Иоанн точно описал способ нанесения «печати» – с помощью штрих-кода… Что тут сказать… Если всерьез принять такое отождествление, то оно сразу заведет в дебри кощунства. Дело в том, что слово caraktir употребляется еще и в Послании к Евреям (1, 3). Здесь Сын именуется «caraktir ипостаси Отца». Ну что, воспользуемся принципами иннэнистского перевода и вместо caraktir поставим «штрих-код»? Или же переведем традиционно – как «образ»? В Ветхом Завете это слово встречается в таком контексте: «если у кого на коже тела будет ожог, .. и если пятно не распространяется по коже, священник объявит его чистым, ибо это воспаление (caraktir?) от ожога» (Лев.13, 28). « Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам (carakthra)» (2 Макк.4, 10). В т. н. Четвертой книге Маккавеев (отсутствующей в русском переводе) англйиский перевод передает слово caraktir? как type (4 Макк.15, 4). Речь идет о фразе: «the small type of a child in a wonderful manner». Неужто речь идет об «исцарапанном» или «заштрихованном» ребенке?

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Поэт вводит нас в цветущую роскошную природу» («История еврейской литературы» т. I, стр. 78–79). Надо лишь помнить, что и любовь к природе и истории родного народа, и половая любовь и эстетическое чувство красоты, и наслаждения радостями жизни и самое стремление к мудрости у священного писателя книги «Песнь Песней», как истинного теократа и раба Иеговы завершались в религиозном чувстве и благоговении пред Иеговою. Хотя имя Божие в этой книге (как и в книге Есфирь) по принятому еврейскому тексту, как и по древним переводам книги, не встречается, но религиозный дух веет в целом содержании книги и со всею очевидностью и силою выражается в тех словах Невесты в гл. VIII, ст. 6–7, которые составляют главную, основную мысль всей книги: «Положи меня, как печать на сердце твое, как перстень, на руку твою, ибо крепка, как смерть, любовь, люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный (по более точному переводу архим. Макария: она пламень Божий). Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». Только священное пламя любви Божественной, освящающее своим небесным прикосновением всякий вид земной любви (ср. Uak. IV, 4–6 ), возвышает «брачную песнь» книги Песнь Песней на степень высокого религиозного гимна, а самую книгу делает бессмертным созданием вдохновенного духа, человеческого под воздействием Духа Божия. Из бесчисленных опытов разделения содержания нашей книги мы принимаем, как более естественное, деление целой картины всего содержания книги на следующие отделы или частные картины. Отдел первый: гл. I-II, ст. 7. Отдел второй: II, 8-III, 5. 3) III, 6-V, 1. 4) V, 2-VI, 3. 5) VI, 4–VII, 6. 6) VII–VIII, 4. 7) VIII, 5–14. Глава 1-я 1. Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. 2. От благовония мастей твоих имя твое, как разлитое миро, поэтому девицы любят тебя 3. Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

6 . [После этого видел он] четырех ангелов на четырех углах земли или на четырех ветрах реки Ефрат 17 ( Откр 7:1 ), [то есть] народов существует четыре, поэтому для каждого народа Бог приставляет ангела, ибо закон говорит: он создал их по числу ангелов Божиих 18 ( Втор 32:8 ). Пока число святых наполняется, ими не оставляются пределы [земли], потому что в конце [времен] они выступят против антихриста.   7 . Когда он говорит: великое множество людей из всех племен ( Откр 7:9 ), он показывает число всех избранных верующих, которые кровью Агнца ( Откр 7:14 ) очистились Крещением, убелили одежды свои, сохраняя благодать, которую они получили. [И когда он] снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе на полчаса ( Откр 8:1 ) – это начало вечного покоя, однако оно ощутимо отчасти, потому что тишина нарушается: он использует ту же последовательность [событий]. Поистине, если было бы это молчание непрерывным. Откровение бы закончилось. IV. Ангел Востока и семь ангелов с трубами VII. [Что касается] ангела, восходящего от востока солнца ( Откр 7:2 ), то он говорит о пророке Илии, который намеревался опередить время антихриста для восстановления и укрепления церквей от нестерпимого гонения. Об этом мы читаем при открытии книги Ветхого Завета и Нового Возвещения. Ибо говорит Господь через Малахию: вот я пошлю к Вам Илию пророка обратить сердца отцов к детям и сердца человека к ближнему своему 19 ( Мал 4:5–6 ), то есть ко Христу через покаяние. Обратить сердца отцов к детям – [означает:] вслед за временем призвания иудеев, идущего за ними народа, заново призвать их к вере. И потому он также указывает число иудеев, которым надлежит уверовать, и большое количество язычников. VIII.1. Ибо мы также читаем в Евангелии, что молитвы Церкви ниспосылают с неба ангела и призывают святых ангелов восстать против излияния гнева и тьмы царства антихриста (см.: Откр 8:3–13 ). Он говорит: молитесь, чтобы не впасть в искушения ( Мф 26:41 ). Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира, и если бы Господь не сократил те дни, то не спаслась бы никакая плоть на земле ( Мф 24: 21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

В век почти всеобщей темноты и заблуждения, когда для большинства “христиан” Христом стал тот, кого православное учение называет антихристом, Православная Церковь Христова одна лишь хранит и передает Божию благодать. Это бесценное сокровище, о существовании которого даже не подозревают в “христианском” мире. “Христианский” мир воистину протягивает руку силам тьмы, чтобы соблазнить верных Церкви Христовой, слепо надеясь, что “имя Иисуса” спасет их даже в их отступничестве и богохульстве, пренебрегая страшным предостережением Господа: Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. VII:22-23 ). Святой Павел продолжает свое предостережение о пришествии антихриста таким призывом: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2 Фес. II:15 ). Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово, Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:7-9 ). Ответ Православия на всякое новое “возрождение”, даже на последнее ужасное “возрождение” антихриста, – это Завет Христа, который только Православная Церковь хранит неизменным и передает преемственно от триста и Его апостолов, и благодать Святого Духа, которую дарует только Православная Церковь и только своим верным чадам, которые приняли помазание и имеют истинную печать дара Духа Святого! Аминь. 2. Религия будущего Весьма показательно для духовного состояния современного человечества то, что “харизматические” и “медитационные” опыты начинают укореняться среди “христиан”. Влияние восточных религий, вне всякого сомнения, плод усилий таких “христиан”, но это только последствие более глубоких причин потери чувства и понимания христианства, что позволило таким чуждым христианству явлениям, как восточная “медитация”, заполнить “христианские” души.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

В стихах 6 и 7, как замечает и профессор Олесницкий 671 , начертатель Песни Песней, «дойдя в своем описании до низшей ступени жизни обетованной земли, как бы уснувшей от действия зимнего холода, – неожиданно вводит в свое описание не имеющую отношения к изображаемой им действительной Палестине черту высшего непосредственного отношения Бога к земле своею народа». «Изображение любви, которая не прерывается даже смертью и адом, не может быть потушена никакими (зимними) водами и не приобретается никакими сокровищами, есть изображение той божественной любви, которая служит основанием всего ветхозаветного учения о Мессии. Приспособительно к тому, что мы говорили выше о солнце и его благодетельной теплоте, и любовь Божия называется пламенем (по первоначальному чтению пламя Иеговы Яг). Таким образом совершенно справедливо древние толкователи видели в Песни Песней одно из самых высших и самых светлых пророчеств о Мессии» (id. ib.). А. А. Олесницкий по-видимому (стр. 378) в стихах 6 и 7 разумеет глас Иеговы; обращенный к народу Своему, другие же комментаторы видят в них слова невесты, но никто не отрицает того, что эти два стиха рисуют отношения Бога Завета к народу Своему и Мессии к душе человеческой. 6 . «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее стрелы огненные; она пламень весьма сильный». 7 . «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнуть с презрением». По нашему мнению взгляд и понимание профессора Олесницкого представляются вернее 672 . Первая половина стиха 6-го напоминает увещание Моисея (Второз. VI, 4–8): «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сия, которые Я заповедую тебе, в сердце твоем... И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Об этой памяти сердца (а не в смысле филактерий) ср. Притчи Соломона III, 3 и VII, 2–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

См. еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. М., 2001, с.94. [Соколов И. И. ] История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток. Спб., 1901. Сс.66 и 22. Участае патриарха в подготовке восстания оспаривает, однако, Ф. Курганов в рецензии на нижецитируемую работу Преображенского (см. Византийский временник т.14 (1907). Спб., 1909). Православная святоотеческая традиция запрещает в молитве желать зла людям, проклинать их. Но ветхозаветные тексты знают подобные примеры. «Должно ли воздавать злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от них гнев Твой. Итак предай сыновей их голоду и подвергни их мечу; да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне. Да будет слышен вопль из домов их, когда приведешь на них полки внезапно» (Иер.18, 20-22). Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.344-352. В 1838 году в Константинополе жило 28 тысяч греков и 100 тысяч евреев (200 тысяч армян и 500 тысяч турок) см. Гиббон. Закат и падение Римской Империи. М., 1997, Т.6, с.589. Преображенский А. Патриарх Григорий v и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, июль, сс.365-369. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, сс.234-235. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.236. «Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. Спб., 2002, с.245. Печать антихриста//Сербский Крест. Святая Русь. 45, сентябрь 2000 г. прот. Ник. А. Письмо священника. Комментарии к проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)//Русский вестник.2001, 7. Там же. Там же. архим. Алипий (Кастальский–Бороздин). Глобализация как инструмент апостасии. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010