Розов Н. Н. К изучению русско-армянских культурных связей древнего периода//Литературные связи. Ереван, 1973. Т. 1. С. 62–78. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 24–25. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 26–29. См. напр.: Дашкевич Я. Р. Армянские колонии на Украине в источниках и литературе XV–XIX веков. Ереван, 1962. См. напр.: Микаелян В. А. К вопросу о грамоте князя Феодора Дмитриевича//Археологический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 14–16; Тан Д. Восточные армяне в Буковине. Вена, 1891. С. 3. См.: Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. М., 1833. С. 2; Арешян С. Г. Армянская печать и царская цензура. Ереван, 1957. С. 10. Два поселения около Каменец-Подольска назывались «Великие Армяне и Малые Армяне». Григорян В. Р. История армянских колоний Украины и Польши (армяне в Подолии)/отв. ред. Л. С. Хачикян, Я. Р. Дашкевич. Ереван, 1980. С. 53; Кирион Е. Колонизация армян в юго-западной России. Каменец-Подольск, 1903. С. 2. Бжишкян М. Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани. Венеция, 1830 (на арм. яз). С. 137–141. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с др.-арм., вступ. ст., коммент. и прилож. К. Н. Юзбашяна. М., 1968. С. 56. Там же. С. 128–129. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря//Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 47–48. Цит. по: Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом армянским по требованию боголюбивого государя греков Мануила. СПб, 1875. С. 246. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 33. См. также: Линниченко И. А . Черты из истории сословий в Юго-западной Галицкой (Руси) XIV–XV вв. М., 1894. С. 221. Об особенностях иконопочитания в Армянской Церкви см. след. статьи: Рамазян А. С. К вопросу о причинах иконоборчества в средневековой Армении//Вестник ПСТГУ. III: Филология, 2013. Вып. 5 (35). С. 76–85; Вртанес Кертог. Об иконоборцах/предисл., пер. с др.-арм. и коммент А. С. Рамазяна//Богословский вестник. Сергиев Посад: МДА, 2015. 18–19. С. 393–425; Рамазян А. С. Иконоборческие споры в Армении в конце VI – начале VII века. URL: ; Рамазян А. С. Иконоборческие споры в Армении в конце VI– начале XIII века. Кандид. диссер. Сергиев Посад: МДА, 2016; Анания Санахнеци. Об иконопочитателях/пер. с др.-арм., вступ. ст. и примеч. А. С. Рамазяна//Богословский вестник. Сергиев Посад: МДА, 2017. 24–25. С. 592–616; Рамазян А. С. Вопрос об иконопочитании в армяно-византийской полемике в конце X – середине XI века//Мир православия. Волгоград, 2019. 10. С. 177–194.

http://bogoslov.ru/article/6192720

89 . Служебник в полдесть, печать Киевская. 90 Служебник письменной Архиерейской. 91 . Служебник в полдесть, печать Московская старинная, ветх. 92 . Книга Сенадик, обложен атласом золотным, в полдесть. 93 . Книга Скрыжаль в полдесть, печать Московская. 94 . Две книги о Святом Духе, в полдесть, печать Киевская, одна без досок и конца многих листов нет. 95 . Книга в четверть Толкование о Божественной литургии, по обрезу золочена. 96 . Книга в полдесть о Кресте, печать Московская. 97 . Книга в полдесть скорописная, как поклонятися образам. 98 . Книга Новой Завет в полдесть, печать Киевская, доски обложены бархатом червчатым, по обрезу золочена. 99 . Пять книг Заветов же в полдесть, печать Киевская. 100 . Книга о Ризе Господней в полдесть. 101 . Книга о Ризе ж Господней, в полдесть, печать Московская. 102 . Книга о Священстве в полдесть, печать Киевская. 103 . Два Диаконника в четверть, без застежек, печати Московской. р. Канонники: 104 . Канонник в четверть, писан полууставом. 105 . Девять Канонников в четверть, печать Московская. 106 . Каноны жития Гурия и Варсанофия Казанских. с. Брашны духовные: 107 . 18 книг Брашен в полдесть, печать Иверского монастыря, и в том числе две по обрезу золочены. 108 . Три книги Лексиконы в полдесть, печать Киевская. 109 . Две книги Цветники в полдесть, печать Киевская. 110 . Две книги Номоканоны в полдесть, печать Киевская. 111 . Три книги Зерцала мирозрительные, одна в полдесть, а две в четверть, печать Киевская. 112 . Две Азбуки учебных, печать Московская, ветхи. т. Книги Кормчие: 113 Книга в десть Московская. 114 . Две скорописные: одна в четверть, обложена бархатом червчатым, застежки серебряные, дска разломлена. 115 . Две книги в десть харатейные. у. Святых Апостол и Святых Отец правил: 116 . Две книги Правильные: одна в полдесть, а другая в десть в большую, ветха, писаны на хартии, без конца, одна обложена бархатом черным в полдесть. 117 . Книга Правило Святых Отец в десть, печать Московская. Сравнение сих описей и перечень оставшегося по оным

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что печать не находится в способностях души как в своем субъекте. В самом деле, печать считается расположенностью к благодати. Но благодать, как было показано выше (ИИ-И, 110, 4), находится как в своем субъекте в сущности души. Следовательно, похоже, что и печать находится в сущности души, а не в ее способностях. Возражение 2. Далее, способность души не представляется чьим-либо субъектом помимо навыков и расположенностей. Но мы уже показали (2), что печать не является ни навыком, ни расположенностью, но, пожалуй, силой, субъектом которой может быть только сущность души. Следовательно, похоже, что печать находится как в своем субъекте скорее не в способностях души, а в ее сущности. Возражение 3. Далее, способности души разделяются на познавательные и желающие. Но нельзя утверждать ни то, что печать находится только в познавательной способности, ни то, что она находится только в желающей способности, поскольку она не определена ни исключительно к знанию, ни исключительно к желанию. И точно так же нельзя утверждать, что она находится в обеих, поскольку одна и та же акциденция не может находиться в нескольких субъектах. Следовательно, похоже, что печать находится как в своем субъекте скорее не в способностях души, а в ее сущности. Этому противоречит следующее: печать, согласно вышеприведенному (3) определению, «поставляется в разумной душе» как своего рода образ. Но образ Троицы в душе просматривается в ее способностях. Следовательно, печать находится в душевных способностях. Отвечаю: как уже было сказано (3), печать есть своего рода отмечающий душу знак, дающий возможность получать и сообщать другим то, что относится к богослужению. Но богослужение состоит в некоторых действиях, а способности души в строгом смысле слова определены к действиям, тогда как ее сущность определена к бытию. Поэтому печать находится как в своем субъекте не в сущности души, а в ее способностях. Ответ на возражение 1 . Субъект усваивается акциденции со стороны того, к чему акциденция располагает непосредственно, а не вторично и опосредованно. Затем, первично и непосредственно печать располагает душу к исполнению того, что связано с богослужением. Но коль скоро его нельзя надлежаще исполнить без вспомоществования благодати (ведь сказано же [в Писании], что поклоняющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 2, 24 )), то получившие печать одариваются от божественных щедрот благодатью с тем, чтобы они могли достойно исполнять порученное им служение. Поэтому печати должно усваивать субъект со стороны тех действий, которые относятся к богослужению, а не со стороны благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Дмитрия Солунского, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Дмитрия Ивановича всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1362 и 1389 годами. 7) Печать серебряная позолоченная великого князя Василия Дмитриевича между 1392 м 1417 годами, круглая, величиною такая же, c изображением на одной стороне Св. Василия Великого , а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Василиева Дмитриевича Всея Русии. Есть его такие же и восковые печати между 1389 и 1410 годами. 8) Того же Князя другая печать восковая около 1425 гада, круглая, односторонняя, величиною такая же, с изображением Сидящего на коне воина с обнаженным в правой руке мечом и с надписью вокруг его, которой, однакож разобрать не можно. 9) Печать черная восковая великого князя Василия Васильевича около 1462 года, в ширину продолговатая, с изображением на одной стороне льва, раздирающего змея, а на другой подпись, коей разобрать не можно. 10) Печать воска желтого величиною в грошесик великого князя Тверского Михаила Борисовича около 1462 года, c изображением на одной только стороне Св. Георгия на коне и под ним змея, с надписью: печать Великаго Князя Михаила Борисовича. 11) Печать желтого же воска и такой же величины, восьмиугольная, великого князя Ивана Васильевича около 1462 и 1481 года, с изображением на одной стороне человека, стоящего с мечом в руке против Ангела, держащего в руке кольцо, и вкруг их надпись: печать Великаго Князя Ивана Васильевича, а на другой стороне изображен лев на задних ногах сидящий и в передних лапах держащий змею, c тою же надписью. 12) Печать такого же воску и величины, круглая, односторонняя, великого князя Ивана Васильевича 1473 года, с изображением двух полунагих человек, c покрытыми головами и c копьями в руках, а над ними надпись: печать Вел. Князя Ивана Васильевича. 13) Печать воску черного такой же величины, круглая, односторонняя, того же великого князя, около 1482 года, c изображением двух всадников, с надписью : печать Великаго Князя Ивана Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новый константинопольский епископ Арзакий (VI. 19) Природные бедствия и смерть императрицы (VI. 19) Избрание Аттика, смерть Иоанна, новацианский епископ Сисинний (VI. 19–22) Смеерть Аркадия, начало правления Феодосия II (VI. 23–VII. 1) Характеристика епископа Аттика, другие епископы, раскол новациан, смута в Александрии (VII. 2–7) Распространение христианства в Персии (VII. 8) Антиохийские и римские епископы (VII. 9) Аларих грабит Рим (VII. 10) Римские епископы, новацианский епископ Хрисанф (VII. 11–12) Смуты в Александрии (VII. 13–16) Чудо епископа Павла (VII. 17) Война с персами, характеристика Феодосия, победа над тираном Иоанном, провозглашение римским царем Валентиниана III (VII. 18–24) Константинопольские епископы (VII. 25–29) Крещение бургундов (VII. 30) Несторианская смута, проблема перемещения епископов (VII. 31–37) Крещение иудеев Крита (VII.38) Церковные дела в Константинополе (VII. 39–41) Чудесное избавление от варваров, брак Валентиниана III (VII. 42–44) Перенесение мощей Златоуста, новацианские епископы (VII. 45–46 Паломничество царицы в Иерусалим (VII. 47) Рукоположение Фалассия в кесарийские епископы (VII.48) Тематическая таблица свидетельствует не только о параллелизме двух историй. Сократ часто изображает события, соединяющие в себе и церковное, и христиано-имперское начало. Значительная часть материала не поддается поэтому четкому разделению: речь идет прежде всего о фактах взаимодействия государства с церковью, особенно тогда, когда соперничающие церковные лидеры обращаются к политической элите в борьбе со своими оппонентами 305 . Таблица дает представление и о динамике повествования. По мере развития сюжета учащается смена типов информации и увеличивается удельный вес христиано-имперского материала. Если в первой книге описание деятельности императора практически сводится к рассказу о его религиозной политике (эту задачу Сократ прямо ставит в I. 18 306 ), то в последующих книгах это ограничение перестает соблюдаться. Ориентация на события придает сочинению Сократа особый исторический настрой, который со всей очевидностью проявляется в сфере временной организации повествования. Событийно важное и хронологическое идут рука об руку. В этом плане Сократ достигает уровня, до которого не смог подняться ни один из последующих церковных историков. Он идет также гораздо дальше Евсевия, всепроникающий интерес которого к проблеме преемств ограничивал его хронологические изыскания датированием епископских смен по годам правлений римских императоров 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти братья – иноки, как жившие у патриарха, вероятно, имели, сравнительно, хорошие средства и потому свободно могли жертвовать свои приношения... они не мало сделали вкладов и в бедную Челменскую пустынь и тогдашние ее церкви. «А в тех Божиих церквах (Богоявленской и Успенской) – читаем в «книгах росписочных» 1687 г. – положение вкладов строителя иеродиакона Филофея, да брата его иеромонаха Сергия, что жили у святейшего Никона патриарха московского и всея России, а постриженники Кожеозерскаго монастыря, книг и икон святых в церкви холодной, у Богоявления Господня, икона местная – Богоявление Господне, да икона Пресвятые Богородицы Одигитрие, меж врат, обе живописные (икона пядница Пртые Бцы Одигитрие – обложена серебром, венцы с финифтом, икона пядница Пресвятые Богородицы Успение на окладе, другая – без окладу, икона пядница Пресвятые Богородицы Владимирские, на красках, крест осеняльной обложен серебром. Да книг в тех Божиих церквах: книга Евангелие напрестольное, в десть, печать новоисправная, распятие и евангелисты серебрянные, поволока бархатная; псалтырь со следованием в десть, печать новоисправная; (книга Устав в есть, печать новоисправная); минея Общая в десть – печать новоисправная; (Потребник в десть – печать новоисправная) Служебинк в полдесть – печать новоисправная, Часослов в четверть – печать новоисправная, Канонник в четверть – печать новоисправная, два Охтая – печать новоисправная, на осмь гласов, да два Охтая – печать старая. Да ризы – отлас вишневой, да стихарь дорогильной, да патрахиль и поручи камчатые) да патрахиль, да поручи дорогильные. Сосуды служебные оловянные, ковшик да чарка оловянные; да покровцы камчатые, обложены белою камкою. Насвечник оловянной, кадило медное чечанное, 2 пояса нитных, сальник медной с поддоном. У Чудотворца на гробнице паволока отласная. Три карбаса нивовскаго шитья (т. е., шитых прутьем), да пятеры сани. И то все на лицо их, братанов (братьев) положение». – «Да в олтаре» (Богоявленской церкви) – читаем далее – престол поволочен паволокою на отласе, крест серебрянной, а положение та паволока упокойнаго иеромонаха Сергия. Над жертвенником (в Успенской церкви) икона Успение Пресвятыя Богородицы на окладе, пять венцов 334 – положение иеродиякона Филофея, выше сего писана, в его статье. Псалтырь малая в полдесть, печать новоисправная, – положение иеромонаха Сергия и брата его иеродиякона Филофея, «Триодь постная, печатная, новоисправной печати, их же – положение». «Кобыла вороная, да мерин рыж, 4-х лет, что Филофей положил те две лошади» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас и земля еще родит хлеб, и рыбку мы временами кушаем, и нигде, во всю дорогу, я не видал, чтобы на улице валялся мертвец и некому б было его похоронить, и имя Господа нашего Христа Спасителя везде прославляется, и храмы Божии на всяком месте. Нет никакого гонения на православных христиан. Я не считаю за гонение, когда беспаспортных бродяг сажают в тюрьму: странники-бегуны сами себе добывают гонение, – они играют в него. И ни на ком я еще не видал печати антихриста. Ты, Гаврила, не слушай тех, которые в нашем троеперстии видят эту печать. Антихрист будет враг Христу; он будет отлучать от Христовой веры. Христос нас научил веровать в Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу святую, единосущную и нераздельную. Антихрист будет отучать людей от этого Христова учения. Подумайте, может ли быть любезна антихристу такая печать, которая, как наше троеперстие, означает именно веру в Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу Святую, единосущную и нераздельную? Эта вера в Троицу как бы надпись на нашем троеперстии. Антихристу ненавистна мысль о Святой Троице: как же его печать может проповедывать Троицу? – Подумайте хорошенько. – И еще то подумайте: если печать к чему-либо приложить, то будет видно. На паспорте приложена печать, и всякий, кто взглянет на паспорт, увидит ее отпечаток. Если троеперстие есть печать, то где же и кто видал ее отпечаток? Вот, смотрите, я перекрещусь, т. е. на чело, на живот, на правое и левое плечо положу эту самую печать. Ну, что же, остался ее отпечаток? Никакого отпечатка нет. – Дальше написано: Антихрист даст свою печать своим слугам, – не всем людям даст печать, а только тем, кто признает его власть, кто отречется от Христа. А мы, которые троеперстно крестимся, веруем и исповедуем, яко Христос есть Сын Бога живого, пришедый в мир грешныя спасти... Кто принял печать антихриста, тот нехристь, – а мы разве нехристи? – Сказано ( Апок. 13:17 ): «Кто не примет печати антихристовой, тому нельзя будет ничего ни купить, ни продать». Ты, Семен Яковлев, не крестишься троеперстно, не принял этой, по нечестивому учению беспоповцев, печати, – однако ты торгуешь, и успешно торгуешь! Если б это была правда, что троеперстие печать антихриста, не мог бы ты без этой печати торговать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И цифра 666 напоминает нам о возможности падения и отречения от Бога, о том, что мы склонны к заблуждениям, находимся в опасности отступить от Христа, внутренне удалиться от Него Избежать этого можно, лишь прося у Бога просветить нас и шествуя путем смирения, послушания Церкви и поста. Печать Христова и печать антихристова В Священном Предании Православной Церкви говорится о трех печатях Христовых. Первой печатью верные запечатлеваются во время Крещения и Миропомазания. В святоотеческой литературе часто встречается определение, относящееся к Церкви — “печать Христова”,— свидетельствующее о том, что Церковь полна освящающей благодати и славы Христовой. Святой Василий Великий говорит, что в Крещении мы были запечатлены благодатью (“Против Евномия”). Это значит, что мы приняли на себя печать Святой Троицы, причем не через видимое погружение в воду, но через сошествие таинственной благодати Святого Духа, которую получили в Крещении. Далее святитель добавляет, что Крещение есть печать веры, вера же — печать благоволения Божия. То есть Крещение — внешний символ, а вера — внутреннее духовное состояние; в Крещении нам подается сверхчувственная благодать, символом принятия которой оно является. Святой Иоанн Златоуст учит: “Печать поставляется после пришествия веры, но она во всем с ней связана как видимое знамение события, которое ей запечатлевается” (“Беседы на Послание к Римлянам святого апостола Павла”). Иными словами, печать — то есть Крещение — и по времени, и по значению следует за верой во Христа, которая ему предшествует и придает смысл (так и икона никогда не отождествляется с Самим Христом или святым, изображенным на ней). В таинстве Крещения эту печать ставит Всесвятой и Всемогущий Бог силою и действием Святого Своего Духа; печать эта “святая нерушимая” ( Кирилл Иерусалимский , “Слова огласительные”) и “неотъемлемая” (святой Василий Великий , “Омилия”). В чинопоследовании святого Крещения, составленном святыми и богоносными отцами, есть молитва на благословение крещаемого, произнося которую священник говорит: Владыко , Господи… щит веры его ненаветован от врагов соблюди… нерушиму в нем духовную печать благодатию Твоею соблюдая — духовную печать, а не чувственную, не внешний символ.

http://azbyka.ru/apokalipsis/meletij-mit...

Печать при этой грамоте круглая, величиною в копейку или малый грошевик, привешена была к оставшейся еще внизу листа скважине шнурком сквозь внутреннюю пустоту самой печати продетым. Но шнурок, конечно, от гнилости истребился, а потому ничего о нем сказать не можно. Клеймо печати довольно ясно доныне. На одной стороне изображен Спаситель, на Престоле сидящий и благословляющий, а на другой Архангел Михаил, поражающий копьем змея под своими ногами. С таким же клеймом многие новгородские княжеские свинцовые печати означены в 1-й Части Древней Российской Вивлитики. Но были печати у наших великих князей и с другими изображениями, а также и другой фигуры, как, например: 1) печать серебряная позолоченная великого князя Михаила Ярославича Тверского между 1305 и 1309 годами, круглая, величиной в грошевик, на которой c одной стороны изображение Архистратига Михаила, а на другой – Св. Николая; c таковым же клеймом и такой же величины есть его свинцовая печать 1312 года. 2) С таким же клеймом и такой же величины свинцовая печать Великаго Князя Тверскаго Александра Михайловича 1326 года. 3) Печать серебряная позолоченная великого князя Ивана Даниловича Калиты, между 1328 и 1341 годами, семиугольная, величиной в грошевик, c изображением на одной стороне Спасителя, а на другой Святого Иоанна Предтечи; вокруг изображена по обеим сторонам надпись: печать Великаго ео Князя Ивана. 4) Печать серебряная позолоченная великого князя Симеона Иоанновича 1363 года, круглая, величиною в грошевик, c изображением на одной стороне Св. Симеона, а на другой подпись: печать Князя Великаго Симеона всея Руси. Есть такие же восковые печати этого великого князя около 1353 года. 5) Печать серебряная позолоченная великаго князя Ивана Ивановича между 1356 и 1359 годами, круглая, величиною в грошевик, с изображением на одной стороне Св. Иоанна c греческой надписью: Аγιοσ Иω, а на другой строчная подпись: печать Князя Великаго Ивана Ивановича. 6) Печать серебряная позолоченная великого князя Дмитрия Иоанновича Донского 1389 года, круглая, величиною такая же, с изображением на одной стороне Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новые чудеса Царственных Мучеников. Собрал и составил протоиерей Александр Шаргунов. М., Новая книга, 1996. Подписано в печать 28.11.1996. Инок Борис (Ефремов). Александр III Император и Самодержец Всероссийский//Православная Жизнь. 1996, ноябрь, 11 (563). Тихомиров Лев. Носитель идеала//Православная Жизнь. 1996, ноябрь, 11 (563). Томилин Вячеслав. Раскрыта тайна места захоронения в Пекине останков Великих князей, родственников царской семьи//ИТАР-ТАСС. 04.12.1996. Назаров М.В. Царь и революция//Держава. 1996, 7. Подписано в печать 09.12.1996. Болотин Л.Е. Хамский грех//Держава. 1996, 7. Подписано в печать 09.12.1996. Любовь к Царю Отечество спасет//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Определение Священного Синода//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. [Хвалин А.Ю.] Летопись почитания Царской Семьи во Владивостоке//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Ювеналий (Поярков), Митрополит Крутицкий и Коломенский. Доклад о работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Обращение Епископа Владивостокского и Приморского Вениамина к Архиерейскому Собору 1997 года от имени чад церковных, монашествующих и духовенства Приморского края//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Заявление Православного Братства во имя Царя-Великомученика Николая о канонизации Царской Семьи//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Бронзова Мария. Царский путь спасения. Беседа Владыки Антония, Епископа Барнаульского и Алтайского с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой 5-го октября 1996 года//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996. Алексий (Просвирин), Игумен. Слово во славу. Памяти Святых Царственных мучеников//Приморский Благовест. 1996, 11-12 (16-17). Подписано в печать 09.12.1996.

http://religare.ru/2_47504.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010