– Естественно. Например, здесь основной едой является рис, а не пшеница, поэтому при приготовлении колива мы используем рис, а не пшеницу. Также корейцы отмечают лунный Новый год по китайскому календарю, который пришелся на 7 февраля. В этот день они обычно устраивают поминальные трапезы в честь умерших. Мы превратили их в день поминовения и служим панихиды. Для нас, греков, кажется странным служить панихиду в Новый год, однако для корейцев это нормально, и поэтому они приходят в церковь. А каждую осень после сбора урожая корейцы отмечают праздник Чусок, что-то вроде Дня благодарения у американцев. Корейцы в этот день идут на могилы предков в знак благодарности и уважения к ним. Мы же идем на православное кладбище и служим литии об усопших. То есть их традиционный праздник сочетается с православной традицией поминовения усопших. – Каким образом происходит выбор имени у корейцев? – Когда я ехал туда, то слышал, что корейские имена очень красивы. Так, у них есть такие имена, как «Благоухание розы» или «Благоухание жасмина». Я спросил, как они хотят, чтобы я давал им христианские или корейские имена? Посоветовавшись, они ответили: «У нас уже есть имена, так пусть же и будет еще имя святого или святой». А вообще говоря, в Корее мы предпочитаем, чтобы день рождения или день крещения был связан со святым покровителем корейца. – Какие основные проблемы стоят сегодня перед Корейской митрополией? – Всегда не хватает людей, сотрудников. Нужно сказать, что сегодня перед нашими семью приходами не стоят те проблемы, с которыми мы сталкивались в первые годы. Но есть проблемы, которые превосходят наши возможности. Так, если мы хотим построить новый храм, то нужны большие средства. Еще мы хотели бы открыть Азиатский православный образовательный центр, в котором была бы и богословская школа. Но главная наша забота – сумма, необходимая для строительства зданий. Мы пытаемся найти благотворителей или какие-либо официальные источники финансирования. Беседовала Магда Булуку Перевод с греческого Анатолия Чурякова

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Те же, кто еще не испытал на себе действия благодати Божией и скучает, стоя на праздничной службе в храме, пусть вспомнят слова Спасителя о молитве: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», ибо «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 7, 11). Дерзайте – и вера наша спасет нас! Итак, церковный год начинается не в январе, а в сентябре. Кратко расскажем, почему и когда это случилось. Церковное новолетие 1/14 сентября Миротворный круг (схема Зелинского)      В этот день Православная Церковь празднует церковное новолетие – начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется Началом индикта. В Римской империи начало индикта было началом финансового года. Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени, который утвердился при императоре Константине Великом. Официальное византийское счисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565). Кроме привычного нам года, в котором через 12 месяцев всё возвращается к своему началу, в юлианском (то есть церковном) календаре есть еще «полный церковный год» продолжительностью почти в полтысячелетия, называемый также «Великим индиктионом», а на Руси – Миротворным кругом. Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Так, в 2011 году Пасха была тогда же, когда она была 532 года назад по юлианскому календарю, то есть в 1479 году. По византийскому счету от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году. Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

http://pravoslavie.ru/64058.html

М., стоящей с Младенцем на левой руке, затем сидящей, с тем же положением Младенца, вариант с Младенцем на правой руке и т. п.); 2) тип общий и древне-христианскому и романскому искусству представляет Б. М. держащую Младенца перед собою на коленях и известен в России под именем «Печерской»; 3) известный тип «Оранты»; 4) «Знамения» (Великой Панагии) – тип Оранты с медальоном Младенца или самим Младенцем по грудь на груди Матери; 5) Б. М. Деисусной; 6) Б. М., сидящей на престоле без Младенца и держащей руки, приподнятыми перед собою (тип Заступницы Небесной) и, наконец, 7) тип, который пока будем условно называть «Никейским» по тамошней мозаике 21 или «Никопейским», по чудотворному образу Венеции, и который изображает Б. М., стоящую и держащую Младенца обеими руками перед собою. Этого рода типы исчерпывают иконографию Б. М. во всех монументальных произведениях византийского искусства, но затем они же повторяются в миниатюрах и даже на монетах. Конечно, эти типы не исключают вариантов, возникающих в результате известных композиций, например, увенчивания Б. М. Царя и Царицы, обращения Богородицы к молебщику или ктитору и т. под. Возможно, впрочем, что на иных мелких вещах: эмалевых образках, вислых печатях (когда будут изданы и те и другие и точных снимках), будут открыты иные варианты и даже иные тины, как, например, указываемый ниже тип Б. М. с полулежащим Младенцем на руках, на афонской панагии. Издатель византийских вислых печатей академик Шлюмбергер 22 , делая обобщение типов Б. М., встречающихся на печатях, насчитывает всего также 7 или 8 типов и при этом те же самые, которые мы перечислили выше. Однако, в его перечне соединяются, во-первых, тип «Оранты» и «Знамения» (Панагии), а равно тип «Одигитрии» представляется в вариантах. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. 1 . Все эти типы (как то будет показано ниже в очерке сюжетов итало-критской иконописи) вошли в обиход греко-итальянской иконописи, а через нее, несомненно, и итальянской живописи, но наряду с ними, и отчасти под северными влияниями, в ней появились иные темы, стали популярными, и в свою очередь, перешли в иконопись греческую 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

6 об.; синод., л. 12). Миниатюра эта иллюстрирует 5-й кондак: «боготечную звезду видевше волсви» ( Θεοδρμον στρα θεωρσαντες μγοι); б) Богоматерь сидит на кафедре с Младенцем: десница Младенца благословляющая, в шуйце свиток. Перед Ними три волхва разных возрастов, с дарами (синод., л. 13; акад., л. 7). В синодальном акафисте действие происходит в пещере, куда падают сверху лучи звезды; в академическом – в палатах с подобранными драпировками; в первом – значки на головах волхвов разные, во втором – одинаковые; миниатюра относится к икосу 5-му: «видеша отроцы халдейстии» ( δον π ιδες Χαλδαων ν χερσ τς Παρθνου); в) возвращение волхвов (синод., л. 15; акад., л. 8): волхвы входят в ворота большого здания, означающего город. В академическом акафисте у ворот города прибавлено олицетворение в виде женщины. Мысль этой миниатюры выражена в 6-м кондаке: « Κρυκες Θεοφροι». В позднейших памятниках греческих, а также и русских поклонение волхвов входит в состав изображения рождества Изредка появляется и отдельно, например, в стенописях афонолаврского параклиса Вратарницы (на сев. стене), в русских лицевых Евангелиях (ипат. 1–2 и печ. 1681 г.), на каппониановой иконе в ватиканском музее (26 Дек.) и на иконах с акафистами; но оригинальных особенностей по сравнению с описанными памятниками не представляет 965 . Миниатюрист сийского Евангелия (рис. 63) ставит поклонение волхвов в связь с историей Иосифа (первосвященник в русской церкви с маковицами вручает Иосифу процветший жезл) и благовещением; ясли превращает в ящик, изменяет положение вола и осла, изображает Богоматерь с открытой головой и лишает одежды волхвов древних типических признаков. Укажем еще несколько примеров. На иконе Благовещения XVI в. в ростовском Борисоглебском монастыре изображено особо шествие волхвов по указанию звезды и летящего ангела (кондак 5: «Боготечную звезду узревше волсви») и поклонение их 966 . На иконе в отделении иконоведения в Москве при Обществе любителей духовного просвещения волхвы на богато убранных конях едут по указанию ангела, держащего в руке звезду, – мотив, навеянный словами 5-го кондака: «яко светильник держаще ю»; затем они, сошедши с коней и сняв шапки, поклоняются Владыке, держимому «на руку девичу» (икос 5), наконец, отходят в Вавилон (конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Основанием для датировки горизонта послужили многочисленные находки монет ручной чеканки, изготовленных не позднее конца XVI века («пула московские», «пула тверские», «пуло новгородское», серебряные «денги» царя Ивана IV, «московская денга» великого князя Василия Ивановича), а также результаты статистической обработки массового керамического материала, давшие характерное для горизонтов XVI века преобладание фрагментов белоглиняных и красноглиняных керамических сосудов характерных для данного времени форм 520 . Таким образом, время сложения предматерикового горизонта может быть отнесено к XVI веку. С. К. Богоявленский, основываясь на переписях начата XVII века, помещает на исследуемой территории дворы Новгородской черной сотни 521 . Вместе с тем можно утверждать, что выходцы из северорусских земель поселились здесь, по крайней мере, в XVI веке. Известно, что в 1564–1578 годах из Новгорода шёл ежегодный приток жителей в Москву. Осенью 1571 года начались переселения купцов, ремесленников в Москву из Твери, Торжка. Переселенцы должны были восполнить потери московского населения после опустошительного нашествия крымского хана Девлет-Гирея. Современники отмечали преобладание в это время и городе так называемых «сведенцев» над коренными москвичами 522 . Археологические исследования в районе Тверской улицы на участках, примыкающих к трассе стены Белого города, выявили напластования, относящиеся к XVI веку, содержащие в том числе керамику, характерную для Северной Руси 523 . В исследованном раскопе в предматериковом горизонте также отмечены венчики красноглиняных и белоглиняных горшков, форма которых не характерна для средневекового московского гончарного производства. Сосуды по ряду признаков близки к сельской и привозной из Северной Руси керамике XVI века – Новгородские, Тверские земли 524 . В том же горизонте были обнаружены медные кресты и их фрагменты, оглавия наперсных крестов, несущие на себе изображения Спаса, святителя Николая и архангела Михаила (рис. 2, 1–7). Подобное сочетание характерных для Твери особо чтимых образов, местный культ которых уже был установлен в XIII веке, позволяет связать происхождение крестов с Тверской землёй в целом. Известны, например, находки нательных крестов с изображениями святого Никиты, Спаса Нерукотворного, святителя Николая, а также архангела Михаила из раскопок в Старице 525 . Исследователями отмечается, что один из подъёмов в истории прикладного искусства Твери связан с периодом правления князя Михаила Александровича, считавшего архангела Михаила своим святым покровителем 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Покаяние тесно связано с узнаванием. Например, апостол Пётр в своей первой проповеди после Сошествия Святого Духа выстраивает речь так, что иудеи с ужасом и удивлением узнают , что Тот, Кого они распяли, и есть Христос Спаситель. А узнав, приходят в чувство покаяния. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? ( Деян.2:37 ). В 2016 году на экраны кинематографа вышел фильм «Викинг» режиссёра Андрея Кравчука. Можно по-разному относиться к этой картине, но одно в ней точно заслуживает нашего внимания. Это кульминация фильма, когда молодой князь Владимир в византийском храме исповедуется священнику. Он вспоминает свою жизнь, узнаёт в самом себе лютого зверя, насильника, братоубийцу. Это узнавание потрясает князя. Он плачет, исповедуя свои грехи. Принимает крещение и становится новым человеком. Таким образом, и узнавание, и катарсис, и покаяние структурно включены в такой элемент притчи, как кульминация (рис. 4). 10. Указание Последний элемент притчи – это указание. Мы вводим данное понятие впервые, ходя само это явление использовалось в деле миссии всегда. Указание пути ко спасению, к изменению своего естества следует сразу после пробуждения у слушателя, читателя или зрителя чувства покаяния. Пробуждение этого чувства без указания пути ко спасению было бы для человека опасно. Вот как об этом пишет святитель Феофан Затворник : «Встревоженная совесть вместе со страхом Божиим и чувством всесторонней зависимости от Бога поставляют человека в чувство безвыходности своего положения: Камо пойду... камо бегу? ( Пс.138:7 ). Но бежать некуда: пойман и в руках Бога – Судии и Воздаятеля. Чувствуется гнев Божий с небесе на всякую... неправду ( Рим.1:18 ). Но тут приходит благовестие Евангелия и выводит из беды. Без Евангелия такое пробуждение духа нашего было бы пагубно, ибо неизбежно ввергало бы в отчаяние. Но благость Божия так устрояет, что истинное пробуждение духа и совершается, и сопутствуется Евангелием. Тому, у кого внутри образовалось, вследствие пробуждения духа: Камо пойду. камо бегу? – Евангелие возвещает: „Куда и зачем бежать? Иди под сень Креста – и спасёшься. Сын Божий, воплотившись, умер на Кресте во очищение грехов наших. Веруй в сие – и получишь отпущение и милость Божию сретишь“. Апостолы всегда так и делали, проповедуя Евангелие. Растревожат, а потом говорят: „Веруй в распятого Господа – и спасён будешь“. Так, святой Пётр в первую проповедь, в день сошествия Святаго Духа, встревожил и устрашил иудеев до того, что они начали вопиять: „Что же нам делать теперь? Куда деваться?“. Он возблаговестил им тогда: Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса... во оставление грехов ( Деян.2:38 ). Святой апостол Павел и Послание своё к Римлянам расположил так, что сначала устрашил всех, говоря: Гнев Божий... открывается ( Рим.1:18 ), и потом указал и прибежище всем – в вере в Господа Иисуса Христа ( Рим.3:22 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11-я сцена: Измерение храма (Откр. 11, 1-7). Изображение еще одного видения Иоанна - измерение им самим внутренней части храма в Иерусалиме по повелению небесного голоса. Иоанн изображен держащим в протянутых руках жезл, которым он измеряет пространство храма. Рядом с ним изображен оскаленный каштаново-рыжий крылатый зверь с короной на голове и раскрытой пастью (антихрист). Зверь движется в левую сторону, где стоят два мученика, которых он грозится убить. Согласно надписям, речь идет о Енохе и пророке Илие, которые живыми были взяты на небо, и которые (согласно Церковному преданию) в течении 1260 дней будут проповедовать Христа во времена антихриста (Откр. 11, 3-13). В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и неким престолом, сокрытым под разукрашенным пологом. Рис. 10 Ап. Иоанн измеряет храм, надпись над двумя мучениками: Енох, Илия. Фото автора 2014 г. Надпись 11: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3) 12-я сцена: Жена и дракон (Откр. 12, 1-17) Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно авторитетнейшим отцам она олицетворяет вечный символ Церковь. Например, Андрей Кесарийский отвергает мнение некоторых отцов, которые считали Жену символом Богородицы. Св. Андрей цитирует мнение знаменитого древнего толкователя Апокалипсиса - Мефодия Патарского который говорит, что Жена - это Церковь, в болях рождающая спасаемых «народ духовный - Сион мужеского рода». Жена облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полумесяц. Она страдает муками рождения младенца мужского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным. Напротив Жены изображен семиглавый дракон, который желает проглотить рожденного младенца. Но дитя взято к престолу Бога, а Жене даны крылья большого орла, чтобы она скрылась в пустыне «в свое место», где ей приготовлено место на 1260 дней (в продолжении времени, времен и полу-времени). Дракон взбешен, и из его пасти исходит водная река (подчиненные ему народы), чтобы потопить ее, а его хвост занимает правый верхний регистр поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку. Дракон идет на брань с оставшимися от семени Жены (православными христианами). Рядом два ангела с мечом нападают на дракона витая над его головами, одновременно два других ангела поднимают Христа-младенца в полотне на небеса к Богу, где виден пустой украшенный престол, приготовленный для него. Согласно толкованиям многих Отцов, под дитем понимается «народ духовный» - верующие, под пустыней - мир чуждый Христа, море - волнующиеся народы, земля - народы в культурном отношении, потоки воды - стремление народов 560].

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

То же соблюдается у старообрядцев: т.е. земные поклоны полагаются не именно престолу, но есть моменты в литургии и утрени, когда и на Пасхальной седмице у них кладут земные поклоны все молящиеся. Также и на Православном Востоке, как сообщается у епископа Порфирия (Успенского) . В Лавре некоторые старцы говорили: «Если бы нам в день Пасхи явился сам Господь, разве мы не упали бы ниц перед Ним? Или мы, положив Ему поясной поклон, сказали бы в оправдание, что на большее не имеем права по Уставу?!» Без крестного знамения земные поклоны применяются: при испрашивании прощения, при великом входе на Преждеосвященной, при словах: «Свет Христов…» на ней же, при принятии архиерейского благословения в особых случаях, например, ставленником при хиротонии и т.п. §3 . По Лаврской терминологии «настоятелем» называется возглавляющий данный собор служащих. Сослужащие называются «предстоящими». Впредь будет употребляться эта терминология. Следует помнить, что всегда при соборной службе покрытие Даров совершается очередным иереем и диаконом (если диаконов двое или более) и одним только иереем (если диакон один) до чтения входных молитв прочими служащими. Пред исхождением на входные молитвы престол не целуется, а лишь совершается пред ним (каждым из служащих на своих местах) три метания и поклонение настоятелю. Самое исхождение при двух диаконах совершается: настоятелем, левой стороной предстоящих и вторым диаконом – северной дверью; первым диаконом и правой стороной – южной дверью. При трёх диаконах: второй диакон выходит южной дверью, за правой стороной предстоящих, третий диакон – северной дверью, за левой стороной предстоящих. Располагаются они на солее так, как показано на Рис. 1. Рисунок 1. Расположение служащих на входных молитвах при соборном служении. 1 – Царские врата; 2 – южные двери; 3 – северные двери; 4 – настоятель; 5 – первый диакон; 6 – второй диакон; 7 – третий диакон; 8 – сослужащие священники. Конечно, по смыслу входных молитв и по Служебнику, следовало бы их читать прямо по входе в храм, не заходя в алтарь. Очевидно, устройство входов в алтарь через «пономарню» создало эту неверную практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но так как все эти чисто художественные стороны несравненно более страдают от передачи ремесленной и кустарной, мы остановимся, в интересах вящшей убедительности, на одной лишь детали – на форме горок и пещеры. В итальянской мозаике, а равно и во фреске, мы видим те острые зигзагообразные выступы 8 сланцоватых слоев и то построение пещеры, которые впоследствии станут обязательной формой как бы иззубренных отверстий пещеры Рождества. Мозаика еще сохраняет византийский тип круглого холмика, тогда как во фреске верх ее дает уже ту характерную «лещадную» горку, которая будет щеголеватою формою в греко-итальянской иконописи, а затем перейдет в новгородскую, станет в ней характернейшим признаком и будет так условно изображаема в позднейшей московской школе, что вместо лещадной верхушки виден бывает какой-то кустарник. В заключение укажем в мозаике Каваллини лишь одну характерную фигуру – пастушка, играющего на свирели. Перейдем к началу XV столетия. На одной греко-итальянской складной (рис. 7) иконе 9 находим изображение Рождества в несколько измененной композиции. Здесь, над отверстием в пещеру, которая представлена в виде слоев такого же лещадного сланца, стоит легкий навес на тонких жердях, прикрывающий собою ясли с лежащим в них Младенцем. Навес этот итальянского происхождения 10 . Перед навесом стоит на коленах, преклоняясь перед Младенцем, со сложенными на моление руками, сама Богоматерь, и совершенно отсутствует обычное ложе, на котором в византийских сюжетах она представляется полулежащей. Несомненно, что подобного рода изображение Б. М. является подражанием итальянской живописи первой половины XV столетия, когда место «Рождества» в ней нередко занимало, так наз., «Поклонение Младенцу», совершенно новый итальянский сюжет, так изящно и художественно разработанный, например, у Филиппа Липпи (напр. 79 и 82 в Флор. Акад., 1435 и 1437–8 гг 11 . Между тем настоящая икона по всему своему внешнему виду носит чисто греческий характер и является одним из обычных образчиков итало-критской иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010