Впрочем, весьма возможно, что и у взрослых намять на цвета стоит не на очень большой высоте. Вот еще цифры других авторов. Исследование Энгельшпергера и Циглера показало, что из детей 6–7 лет только 30% мальчиков и 28% девочек правильно называют четыре основных цвета, хотя все дети правильно называют белый и черный цвет. Не следует, впрочем, забывать, что все это касается названий цветов, самое же различение цветов, как было указано выше, начинается очень рано. Бесспорным, остается то, что в психическом развитии ребенка правильное различение цветов долго не имеет особого значения, только этим и можно объяснить медленное запоминание названий цветов. Для изучения развития детских восприятий очень ценны материалы, добытые Ван-дер-Торреном по так называемому «методу серий» (Heilbromer " a). На рис. 48 (а, b, и с) приведены образцы этих «серий», которые постепенно показываются детям, причем отмечается ступень, где достигается узнавание рисунка. Согласно Ван-дер-Торрену, развитие правильного восприятия рисунка идет так (вычислено в %): Годы Мальчики Девочки  Смысл этих цифр таков, что, например, девочки 5-ти лет узнают рисунки только в последних 25% серии. Из приведенных цифр, между прочим, ясно обрисовывается значительное отставание девочек в узнавании рисунков. Любопытны и другие результаты того же исследования. До полного узнавания рисунка дети, однако, отчетливо различают соседние рисунки. Вот цифры, касающиеся этой способности различения (в %): Годы Мальчики Девочки Умение словом выразить замеченное развитие все же очень слабо развивается: вот данные, касающиеся этого (в %): Годы Мальчики Девочки Что касается развития слуховых восприятий, то оно идет еще медленнее, чем в отношении зрительных. Произвольное внимание к тонам г-жа Шинн наблюдала лишь на 18-м месяце жизни; по ее же показаниям правильное воспроизведение тона возможно лишь к 4 годам. По другим авторам дети уже к 2 годам способны воспроизводить мелодии и даже вставлять в них собственные слова, как это отметил еще Egger.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

, разного убора 237 , и вот одна из них носила название , которое Дюканж полагает в орнаментальном верхе из ряда венчавших обруч лилий. Как бы то ни было, но для нас важно, что крин появляется в своей орнаментальной роли вновь в период V – VIII стол, и притом в греко-восточном искусстве, переходит вместе с его формами в достояние варварских уборов. Так, в Люцине 238 мы встречаем крин, в схематической форме высокого стебля с пятью развивающимися завязями, в поясном (?) уборе; из той же схемы составлен венечный пояс цоколя в Палатинской капелле и изданные нами ранее пластинки от венечного головного убора (рис. 35), а наконец и многочисленные вещи, подвески народных уборов востока. Специально у арабов 239 находим, например, в современных уборах цепи, с всевозможными подвесками, характера профилактического: здесь и амулеты, гребни крохотные (см. это обычное украшение на цепочках в том же Люцине), и рыбы, и рога изобилия, двуглавые птицы, птицы в кругах, и бляшки в виде крина с тремя завязями, или с почкою и двумя листами. В русских кладах мы встречаем крин: в орнаментации крестов и крестиков, притом как тельных, так и набивных, бассменных и пр. (клады Владимирской 1865 г., Старой Рязани, 1868 г.), в украшениях эмалевых бляшек: из Киева на цепи, см. таб. I, II, 13, из Киева же на подвесном колте, см. таб. XI, 3, тоже на таб. ХУ, 18 – 19, и наконец, в виде целого ряда низок из позолоченного серебра, составлявших ожерелье и найденных в Киеве (7 экз.), в усадьбе Лескова (таб. ХУ, 3), Курской губ. (8 экз.) в Историческом музее 240 в 1 экз. из Смоленской губ., Юхновского уезда, села Городище, также в собрании Д. Я. Самоквасова с Княжьей Горы и обломках из Киевской губ. 241 . Не без причины, затем, эта форма сельного крина заменила обыкновенную веточку с плодами, ягодками и цветками, которую теребят пара птиц: в коптских рукописях У – УІІІ веков 242 это еще реальная веточка, а в X – XI столетиях это уже или пальма, ветка пальмы, иногда подымающаяся из сосуда, на котором сидеть птицы, или вообще эмблематическое растение, и всего чаще именно лилия, по своей схематичной определённости. Любопытно, что в этом столь обычном декоративном сюжете западное и восточное искусство, точнее греческое и римское, все же нашли нужным поделиться и разработать свой частный тип: при всей трудности перебрать сотни и тысячи повторений этой декоративной формы, кажется, на востоке более держится изображение птиц по сторонам древа, ветки с плодами, а на западе – по сторонам чаши или сосуда 243 . Насколько лилия стала здесь обычною заменою, можно видеть из того, что в XII и XIII веках стал обычным декоративный узел из двух птиц, львов, драконов и иных фантастических животных, сплетшихся хвостами, и это сплетение стало оканчиваться лилейным (копейным) верхом, который, очевидно, заступил место прежней лилии посреди птиц, а этой детали не понимал и не хотел пропустить рисовальщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

(7) И как любое число есть в 504 10, 505 так внутри этого круга содержатся контуры всех фигур 506 (см. рис. на с. 128). Первая же фигура в их, [геометров,] искусстве – точка (punctus), которая не имеет частей. Вторая – линия (linea) – длина без ширины. Прямая линия – это такая, которая лежит равномерно (ex aequo) в своих точках. А поверхность (superficies) – это то, что имеет только длину и ширину. Границы поверхностей – это линии, контуры (formae) которых потому не были установлены [=названы] среди десяти вышеназванных фигур, что они находятся среди них 507 . Глава XIII. О [средних] геометрических числах При помощи же геометрии так ищешь [средние] числа 508 : ведь перемноженные крайние дают ту же [величину], что и перемноженные средние. Например, перемноженные VI и XII дают семидесяти двойное число, и столько же дают перемноженные [искомые] средние [числа] VIII и IX. Глава XIV. Представление фигур, нарисованных ниже 509 Также при помощи восьми фигур получается другой смысл (ratio) в движении светил (stellae): или что они [знаки Зодиака] оппозиционные, или квадратурные, или тригональные, или секстильные, или соседние, или вместе, или окружающий (circumferens), то есть который или переходит или не достигает. Оппозиционные (diametra) – когда разделяются пятью знаками; квадратурные (quadrata, tetragona) – когда двумя; секстильные (hexagona) – одним; соседние (asydenta) – когда ни одним; вместе (simul) – когда находятся в той же части; переходящий (superferens) – когда превосходит или совершает действие (actum facit); не достигает (superfertur) – когда предшествует; тригональные (trigona) – когда [разделяются] тремя средними. (2) Также в другом смысле есть восемь различий: знак [Зодиака], части, границы, [планеты] в соединении (conventu), прямое или попятное движение [планет], [их] широта (latitudo) и долгота (longitudo). (3) Смысл внутренней формы. В этом отношении может возникнуть такой вопрос. [Почему] хотя в порядке числа первое – VIII, прежде него помещается IX, ибо в арифметическом или геометрическом смысле VIII больше IX. Ведь VIII – это куб, или объем, то есть тело, и больше этого открыть невозможно 510 . IX же есть поверхность [=квадрат], то есть вещь, которая не полна и не достигает совершенства. (4) Здесь, таким образом, находятся два куба, то есть два тела 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Антон 7 апреля 2016, 09:15 Статья хорошая, кроме первого отрывка про ягоды, слишком слащаво. Иулиания 6 апреля 2016, 20:29 А мы с мамой, когда поста нет, стараемся готовить побольше и часть еды замораживаем. Когда наступают посты сначала готовим постную пищу для всех (правда,в холодильнике всегда есть сыр, творог, кефир, яйца), а когда видим, что у наших домочадцев (папа и бабушка) начинает появляться нервозность, то начинаем потихоньку размораживать им блюда с курицей и мясом. И получается, что и мы не страдаем от ароматных запахов, которые неизбежны при готовке, и они довольны. А пост по неволе - плохой вариант, от него только всем будет хуже. Скорее это произойдёт, на Светлой седмице, когда " постящийся " накинется на скоромную пищу и будет её глотать не жуя. Мы это тоже уже проходили... раба Божия Тамара 6 апреля 2016, 18:06 Хорошая статья - правдивая и чистая! Через все прошли - голод, холод, труд непомерный, бомбежки и обстрелы! Нам бы против наших " труб медных " устоять! Ольга вот - на гречку смотреть не может, а я так и не нашла в наших супермаркетах, только макароны и овощи, рис. И муж против воли постится - ему только мясо кусочек подложу, а готовлю общее, и никаких ему деликатесов и сладостей. Прости, Господи!!! тамара 6 апреля 2016, 15:48 Вечная память тем ветеранам,кого уже нет,многая и благая тем,кто жив. Ольге 06.04 в 08ч ---А вы всё готовьте себе ввиде супов(НАПРИМЕР--горох.картофель,морковь и пусть варится долго.в конце лук зелень,специи.картофель помять вилкой(поэтому не надо резать,а варить целиком.) и все другие крупы,грибы.благодать....храни и спаси всех ,Господи. Тамара 6 апреля 2016, 15:19 Спаси, Господи, Ольга, за статью, очень поучительная. Читала и плакала...что людям пришлось пережить. И что наши " скорби " по сравнению с их трудностями.И на фотографиях все веселые, нет ни уныния, ни тоски в глазах... Как по М. Лермонтову: " да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя " ... Если у человека правильное внутреннее устроение, благодарность Богу, любовь к жизни, все можно пережить с Божьей помощью. Кажется, условия нечеловеческие, смерть всегда рядом, но именно желание жить всегда поможет выжить.Будем благодарны Богу и правительству за МИР над годовой, сытую и безбедную жизнь, за солнце, которое нам светит, за ВСЕ ТЕБЯ БЛАГОДАРЮ, мой Бог.

http://pravoslavie.ru/92159.html

Наблюдать в море надо с максимально возвышенной над поверхностью воды площадки – крыши рубки, мачты и пр. Чем выше точка обзора, тем большее пространство доступно наблюдателю, тем меньше искажают видимую картину волнение, испарения, водные блики. ПРОСЛУШИВАНИЕ Обнаружить присутствие в данной местности людей можно не только с помощью наблюдения, но и прослушивания. Известно, что 7% информации об окружающей среде человек получает через слух. В аварийной ситуации, особенно в густолесье или другой закрытой местности, значение слуха возрастает. Слух – наиболее универсальное средство поиска, так как, в отличие от зрения, охватывает разом все стороны горизонта, а не одну только узкую, видимую часть. При некотором навыке человек способен проводить звуковую пеленгацию с точностью до 3-5°! Для большей эффективности пеленгации, для повышения чувствительности слуха к уху желательно приставить свернутый кульком лист жести, плотной бумаги или приложить сложенные рупором ладони. Если непонятный шум или искусственного происхождения звук человек услышал во время перехода или привала, он должен незамедлительно повернуться лицом в его сторону и, стараясь не двигаться, зафиксировать направление на звук, заметив перед собой какой-либо хорошо различимый ориентир – камень, скалу, одиночное дерево, в крайнем случае, вытянув руку. После этого следует некоторое время соблюдать полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Одновременно, не сходя с места и не прекращая прослушивания, надо на шкале компаса заметить градусы, соответствующие направлению на ориентир. В последующие часы, и особенно ночью, в данном направлении необходимо провести тщательное визуальное наблюдение. Человек способен услышать (рис. 36): гул реактивного самолета в ночной тишине – до 30—40 км дальние взрывы (например, производящиеся на карьерах, полигонах и пр.) – за 12—15 км морские звуковые маяки (в зависимости от мощности) – от 5 до 20 км шум идущего поезда – за 10 км тепловозный, паровозный гудок, сильную сирену

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

6. П.И. Борисковский, отмечая некоторую примитивность структуры головного мозга палеоанторопов относительно Homo sapiens , тем не менее говорит о достаточной развитости областей, связанных «со сложными формами пространственно-координированных функций, возникающих как при трудовых актах, так и при устной речи, а также с контролем этих процессов» 7. Генетические исследования, речь о которых шла выше, подтвердили опубликованные ранее предположения, согласно которым ген  FOXP2 , связанный с речевой функцией, абсолютно идентичен у современного человека и неандертальца. Косвенно данный факт можно рассматривать как аргумент в пользу того, что неандертальцы умели говорить. Впрочем, — замечает А.В. Марков, — не следует переоценивать силу этого аргумента: на самом деле от данного гена зависит не речь как таковая, а способность к очень быстрым и точно скоординированным движениям определенных мышц. Певчим птицам, например, ген  FOXP2 необходим для пения Таким образом, вопрос о речевых способностях неандертальцев в настоящий момент остается открытым, и достаточных оснований для отрицания их наличия мы не имеем. Общеизвестен и никем не оспаривается факт широкого использования палеоантропами огня и одежд из шкур, о чем убедительно свидетельствуют многочисленные следы кострищ, находки костяных игл и застежек. Особый интерес представляет обсуждение возможной религиозности палеоантропов. Ее показателями могут быть следы ритуальных действий, в том числе захоронения, а также различные артефакты (орудия культового характера и предметы изобразительного искусства).     Согласно статистике, приведенной Д. Ламбертом уже к началу второй половины ХХ века было открыто 68 захоронений, и почти все — в пещерах, где обнаружено более 150 тел (Рис. 19, 20, 27, 28). Исходя из этих цифр, систематичность погребальных действий отрицать не приходится. Если свести в таблицу основные признаки, свидетельствующие о наличии именно религиозно-ритуального характера погребальных операций, их возможные интерпретации в библейско-богословском аспекте, а также альтернативные объяснения (по Д. Ламберту П.И. Борисковскому В.Ю. Бахолдиной А.П. Бужиловой А.Б. Зубову В.Р. Дольнику Н.Я. Мерперту получается следующая картина (обобщение произведено согласно описаниям некоторых захоронений из пещер Спи (Бельгия), Ла Ферраси, Ле Мустье и Ла Шапель-о-Сен (Франция), Мугарет-эт-Табун и Мугарет-эс-Схул (Израиль), Шанидар (Ирак), Киик-Кобы (Крым) и Тешик-Таш (Узбекистан)):

http://bogoslov.ru/article/780581

Рис. 4. Притча о блудном сыне. Рождественский собор Ферапонтова монастыря, 1502 г. Фреска Дионисия Интересно, что на реплике Дионисиевой фрески (рис. 5) сцена заклания тельца еще более явно иконографически выделена. Здесь телец закалается не на земле, как в бытовой ситуации (см. рис.1а, 2а), не на ветхозаветном жертвеннике, на котором приносят в жертву животных (см. рис. 3б), а на подножье, посредством которого на иконах принято обозначать величие изображаемого лица, обычно Христа, Богородицы (см. рис. 6), Евангелистов (рис. 7) или святых . Тем самым иконописец особым образом подчеркивает значимость тельца и его заклания. Рис. 5. Реплика на фреску Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Телец закалается на подножье Рис. 6. Христос и Богородица, стоящие на подножье   Рис. 7. Евангелист Итак, можно констатировать, что в иконографии притчи о блудном сыне существует несколько способов изображения главных действующих лиц: а) второстепенная фигура (на заднем плане, или на переднем, но в сильно уменьшенном масштабе), б) фигура, сопоставимая по важности с главными лицами (на переднем плане и в равновеликом с ними масштабе), в) фигура, особым образом указывающая на Христа (например, размещенная в непосредственной близости к Нему как на фреске Дионисия, рис. 4); а) бытовая сцена приготовления пищи для пира, б) ритуальная сцена принесения жертвы на жертвеннике, в) сцена убиения подчеркнуто главного персонажа притчи – Сына Божия (как на фреске Дионисия и ее реплике). Иконописание – искусство догматическое (потому что об иконе есть догмат Седьмого Вселенского собора) и литургическое (поскольку визуально включено в богослужение, а святые иконы служат верующим для молитвы в храме и дома). Поэтому иконописание есть догматическое богословие в красках. Икона в зримых образах отображает то, что имеет словесный образ в Св. Писании и Св. Предании. Изображение Христа в образе милосердного отца из притчи означает, что кающийся христианин, возвращаясь в «дом отца» – Церковь, встречается Христом, как домовладыкой, а не Богом Отцом, образом Которого в мире сем и является Его Единородный Сын. Однако изображать на иконах и фресках отца в образе Христа (тем более явно, т. е. с крещатым нимбом) все же представляется нежелательным, т. к. при этом по факту изменяется Его ипостасное свойство – смешение или замещение ипостасей Отца и Сына может внести смущение в умы молящихся.

http://bogoslov.ru/article/6177711

« Реже всего можно встретить на монетах XIV–XV вв. изображения религиозного содержания , тогда как круг сюжетов мифологических и бытовых очень богат». Из библейских персонажей – Самсон со львом, мифические языческие существа – Китоврас (кентавр), Сирин, драконы, химеры. Встречаются также изображения всадников, животных, сцены охоты (с соколом, с собакой, с луком, рогатиной), изображения чеканщика монет за работой, дровосека и т.п. (рис. 14, 15). «Особенно поражают воображение некоторые тверские монеты, – продолжает И.Г. Спасский, – на них вполне отчетливо изображены какие-то двуногие существа с хвостами и рогами, вполне в духе народных представлений о чертях» 5 . Рис. 14. Великое княжество Тверское. Денга. Князь Василий Михайлович (1373–1382). Аверс – всадник на коне      Рис. 15. Удельное Можайское княжество. Денга, серебро. Князь Андрей Дмитриевич (1393–1403). Аверс – воин с саблей в левой руке, реверс – четвероногое животное вправо, хвост пропущен между задними ногами, заканчивается трилистником      В дореволюционном издании каталога А.В. Орешникова найти «черта» нам не удалось, но там можно встретить подробное описание других безымянных экзотических животных. Например, на монетах Тверского княжества изображены «крылатый дракон с рыбьим хвостом» 6 , «четвероногое существо (химера?)… с человеческою головой, обращенною лицом вверх и с хвостом, оканчивающимся змеиною головою» 7 , «двуногий крылатый дракон» 8 (рис. 16), «кентавр с приподнятыми руками» 9 (рис. 17). Рис. 16. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.) Денга «дракон». Аверс – двуногий крылатый дракон вправо с хвостом, закрученным кольцом, круговая надпись; реверс – четырехстрочная надпись МХА/ДЕNНГА/ТВЕРИ/СКАЯ (обозначено место чеканки). Серебро      Рис. 17. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.). Денга «кентавр». Аверс – кентавр с поднятыми руками, реверс – четырехстрочная надпись с именем Михаила. Серебро      Таким же образом дела обстояли и в других княжествах. Например, на монете удельного Ростовского княжества: на аверсе «поясное изображение человека с топором и мечом в руках», на реверсе «четвероногое животное с широко раскрытым ртом и с высунутым раздвоенным языком, на лапах по несколько пальцев; длинный хвост, проходя между задними ногами, возвышается над спиною, конец его имеет форму трилистника справа, вверху, украшение в виде завитка; изображение в четырехугольной рамке среди линейного круга…» 10 (рис. 18).

http://pravoslavie.ru/155335.html

Затем, в более поздних памятниках XVII–XVIII вв., «Восстание от гроба с Сошествием во ад» изображается как точное копирование гравюры: сохраняется расположение сюжетов относительно друг друга (рис. 5). Для XVIII–XIX вв. характерна уже та новая иконография, где фигура Христа дважды располагается по центральной вертикали (рис. 6). Получается устойчивая композиционная доминанта, вокруг которой располагаются другие события. Сюда включаются не только те события, о которых говорится в Евангелии, но и апокрифические сюжеты (история Благоразумного разбойника, жены-мироносицы у Тиверия, история убруса и др.). Анализ состава этих сюжетов позволяет назвать в качестве источника для них сборник «Страсти Христовы» переводное произведение из западноевропейской литературы, получившее широкое хождение на Руси с XVII в. и ставшее популярным в народной среде, особенно среди старообрядцев . Рис. 6. Воскресение — Сошествие во ад, с евангельскими сценами В XIX в. официальное церковное искусство было ориентировано на академические образцы. Становится обычным западноевропейский образ «Восстание от гроба» – именно его мы видим в главных соборах Империи. Но в народной среде продолжает бытование как икона «Воскресение Иисуса Христа» (Анастасис), так и многофигурный образ «Восстание от гроба с Сошествием». Ситуация меняется со строительством храма Воскресения в С.-Петербурге (Спас-на-Крови), который, по требованию Николая II, должен быть украшен в соответствии с древней иконографией. Начинается поиск истоков, которому суждено было оборваться с революцией. Искусствоведческие труды, которые были изданы в XIX веке, принимают новое обозначение образа (например, Н.П. Покровский как тождественные употребляет названия «Анастасис» и «Сошествие во ад»). Так возникает та «традиция», которая в настоящее время кажется «старой», а поэтому освященной временем. Рис. 7. Воскресение Иисуса Христа. 1370–1380-е годы. Икона. Государственный Русский музей. Объединяя два столь разных образа под одним названием, мы лишаемся возможности исследовать историю каждого из них. Мы затемняем для себя понимание, что изображено на том и на другом. Называть образ Воскресения «Сошествием во ад» значит подразумевать, что Христос здесь еще не воскрес, значит клеветать на икону и православную культуру, которая воспринимает этот образ как икону Пасхи. Но, самое главное, в таком смешении мы лишаемся возможности воспринять ответ Церкви на вопрос, что значит для нас Воскресение Христово. Этот ответ дан в Православии в иконе этого Праздника – иконе «Воскресение Иисуса Христа» (рис. 7).

http://pravoslavie.ru/146010.html

Пример . Найти седмичный день для 26 августа 2001 года. Находим вруцелето года – оно равно 6. 26 августа находится на мосталыге среднего перста. Откладываем от основания среднего перста вруцелето года. Получаем, что на 1-м суставе (местоположении, имеющем номер 6) находится воскресный день. Этому местоположению соответствует 27 августа. Значит, 26 августа – суббота (см. рис. II.2.8). Рис. II.2.8. Нахождение седмичного дня 26 августа 2001 года Если мы постараемся освоить Пятиперстный календарь, то с лёгкостью сможем ориентироваться по дням в течение всего года. Сегодня, например, 29 августа 2001 года – вершина среднего перста, вторник (так как вруцелето года – 6, то воскресенье на 1-м суставе), завтра – 30 августа, 2-й изгиб среднего перста, среда и т. д. (см. рис. 11.2.8). Так можно вести календарь, обходясь без всяких бумажных календарей. Запомним, что круг календаря не замкнут, и при переходе от 28 февраля (2-й изгиб безымянного перста) или в високос от 29 февраля (1-й изгиб безымянного перста) к 1 марта, идём сразу же ко 2-му изгибу указательного перста, соответствующему 1 марта. При этом вруцелето года увеличивается на единицу (или на два, если високос). Используя этот способ календарного исчисления, можно быстро находить седмичный день для праздника Рождества Христова. 25 декабря расположено на 2-м суставе мизинца. От его основания отсчитываем вруцелето года – находим ближайший к 25 декабря воскресный день, и уже относительно воскресного дня находим искомый седмичный день. Если, например, вруцелето года 3, то воскресенье – на 2-м изгибе всех перстов, значит, 25 декабря, которое на 2-м суставе, будет пятница. Тема 7. Отображение 19-летнего круга луны на перстах Для лунного круга используются все пять перстов правой руки, но только с внутренней стороны ладони. 19-летний круг луны укладывается на руку согласно рис. II.2.9. Началу круга соответствует вершина мизинца правой руки, концу круга – 1-й изгиб большого перста. Порядок следования лет круга луны обозначен числами от 1 до 19. Как показывают числа, от вершины мизинца мы идём через 2-й и 1-й изгибы к его основанию, потом идём к вершине безымянного перста и от неё снова спускаемся вниз через 2-й и 1-й изгибы к основанию и так доходим до го изгиба большого перста – конца круга, после чего круг замыкается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010