Об этом праздновании первыми христианами воскресного дня говорят и такие древние памятники христианской письменности, как Послание св. Варнавы, послание св. Игнатия Богоносца , творения св. Иустина Философа , Феофила Антиохийского , Иринея Лионского , Мелитона Сардийского и мн. др. Великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст и знаменитейший учитель Ориген единогласно свидетельствуют, что всенощные бдения под воскресные дни ведут свое начало от апостольских времен и являются установлением самих свв. апостолов. Замечательно и дошедшее до нас внехристианское свидетельство: известное письмо Вифинского проконсула Плиния Младшего императору Траяну. В нем Плиний пишет, что христиане собираются в установленный день, еще до восхода солнца, и поют гимн Христу, как Богу. По свидетельству многих св. Отцов и христианских писателей первых веков христианства, всенощные бдения совершались не только накануне воскресных дней, но и накануне Господских и Богородичных праздников и дней, посвященных памяти св. мучеников. О составе этих всенощных бдений мы находим ясные указания в книге апостольских Постановлений (см. 19 гл., V кн.). «С вечера до пения петухов, – говорится в ней, – пребывайте во бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, Пророков, Псалмы, и прочитав Евангелие, предлагайте народу беседу». Преп. Кассиан и св. Василий Великий свидетельствуют, что всенощное бдение обнимало собою ночную и утреннюю службу и заканчивалось «после пения петухов». Так встречали воскресные и праздничные дни первые христиане! Для них ночь под воскресение или ночь под праздник была святою ночью, которую они всю проводили в молитве, готовясь утром приступить к величайшему Таинству Причащения Тела и Крови Христовой. В этой ночной молитвенной подготовке и в совершении затем утром Божественной литургии и заключалось, собственно, празднование данного памятного дня, освященного Церковью. Может ли, после этого, считаться христианином человек, который как-то иначе проводит эту святую предпраздничную ночь?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Перед Литургией не зря читают часы третий и шестой. Ни первый, ни девятый в это время не читают. Третий час (соответствующий нашему 9-му часу утра) и шестой (соответствующий полудню) это временные границы и, одновременно, напоминание о священных событиях. Третий час – о Сошествии Святого Духа на апостолов, а шестой – о Крестной муке Христа. Позже 6-го часа, то есть позже 12 часов полдня начинать Литургию нельзя. Итак, в полдень Господь повис на Древе. Среди ясного дня в зените солнечного диска «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). По нашему счету: от полудня до третьего часа дня. Солнце отказалось светить на это злодеяние. Вселенная страдала вместе со своим Господом. И в это же время потом был обращен к вере и покаянию самый главный, самый важный, самый неутомимый труженик в деле проповеди Святого Евангелия - Павел.      В это же время совершилось и обращение Константина. Император, запретивший преследовать христиан за веру, сделавший воскресенье выходным днем, принесший Церкви отраду свободной жизни, тоже был обращен чудом. И тоже в полдень. Битва с Максенцием, битва за венец Римского императора предстояла Константину. И накануне сражения Бог явил ему знак. Знак Креста. На небе. Вот, как об этом говорит перед лицом Юлиана Отступника великомученик Артемий Антиохийский: «Он (Константин) был обращён ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду» Это событие тоже произошло «около полудня». Очевидно, полуденное время не простое и требует памяти о святых событиях и молитвы. В Церкви этот обычай хранится. Но хорошо хранится лишь то, что понимается. И то, что достойно понимания и памяти, должно распространяться, находя новых учеников и последователей.

http://radonezh.ru/analytics/vremya-vazh...

[Встреча с Православием/Проповеди] Слово Патриарха Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом Нравственный закон может быть обязательным для всех только в том случае, если он основывается на Божественном законе. [Встреча с Православием/Апологетика] «Я не мог оставаться в церкви с исковерканным богослужением» Беседа с Робертом Джеклином – православным мирянином, в прошлом – католическим священником О том, как падение духовной жизни в Католической церкви после II Ватиканского собора и иные нестроения побудили католического священника сначала снять с себя сан, а затем перейти в Православие. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] О вифлеемской курице, валенке на снегу и тёщином секрете Святочные истории Петр Давыдов О вифлеемской курице и надменном семинаристе, святочном валенке и подряснике-бронежилете. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Дети за каменной стеной Никита Филатов О детском саде для детей, больных ДЦП, при Марфо-Мариинской обители, его воспитанниках и тех, кто тут самоотверженно трудится. Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я « ‹ › » В других разделах Встреча с Православием. Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти 12-ти апостолов Сила духа и простота Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Иринка – покровительница котят Изречения преподобного Паисия Святогорца Интернет-журнал «Действуйте!» – это его завещание всем нам Церковный орган русской поэзии Будущим старикам: возможно ли утешение на пенсии? «Мы просто хотим оставаться русскими» Отелло в коротких штанишках Гость сайта Церковный орган русской поэзии «Испытания необходимы» «Мы просто хотим оставаться русскими» Пресса Вышел новый номер журнала «Виноград» В.Р. Легойда: Обличение коррупции как греха – часть церковного служения В.Р. Легойда: Социальная несправедливость излечивается милосердием Документы истории «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Сретенский монастырь Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”) Празднование Владимирской иконы Божией Матери Родители и дети Вопросы священнику Вершки без корешков Работоспособность Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос? Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»? СМИ «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке © 1999–2018 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page336_1078.h...

Чувствует Александр Николаевич: страх стал появляться, да такой липкий, тянущий... Открыл скорее книгу заветную, читает – чувствует: отходит страх, спокойно на душе становится, радостно. [Интернет-журнал/Общество] С новым годом! Поздравления священников. ВИДЕО Поздравляют священники Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров, Сергий Правдолюбов, Николай Булгаков и Димитрий Смирнов. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Предчувствие потрясений или новое лето благости Господней? Игумен Нектарий (Морозов) В основе всего происходящего один и тот же вирус безумия: борьба за свободу делать то, что ты хочешь, невзирая на то, как скажется это на окружающих тебя людях. [Интернет-журнал/Общество] 2013-й глазами новостного редактора Анастасия Рахлина Может быть, сегодня это особенно трудно, но вспоминая прошедший год, будем учиться не механически повторять вслед за святителем Иоанном Златоустом: слава Богу за все! [Интернет-журнал/Культура] Испытание Новым годом Лидия Павлова Каждый православный человек – это воин, и сегодня совершается испытание каждого из нас потребительским, неоязыческим Новым годом! Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я « ‹ › » В других разделах Встреча с Православием. Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти 12-ти апостолов Сила духа и простота Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Иринка – покровительница котят Изречения преподобного Паисия Святогорца Интернет-журнал «Действуйте!» – это его завещание всем нам Церковный орган русской поэзии Будущим старикам: возможно ли утешение на пенсии? «Мы просто хотим оставаться русскими» Отелло в коротких штанишках Гость сайта Церковный орган русской поэзии «Испытания необходимы» «Мы просто хотим оставаться русскими» Пресса Вышел новый номер журнала «Виноград» В.Р. Легойда: Обличение коррупции как греха – часть церковного служения В.Р. Легойда: Социальная несправедливость излечивается милосердием Документы истории «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Сретенский монастырь Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”) Празднование Владимирской иконы Божией Матери Родители и дети Вопросы священнику Вершки без корешков Работоспособность Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос? Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»? СМИ «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке © 1999–2018 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page34_4036.ht...

В 1863 году грянул 1000-летний юбилей славянского письма, отмеченный праздничной литургией в кремлевском Успенском соборе. Незадолго до того Святейший синод принял указ, которым 11 мая вновь официально объявлялось днем ежегодного церковного празднования памяти солунских братьев «в память совершения тысячелетия от первоначального освещения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою». Само время располагало к подобным торжествам и двигало Россию, да и весь славянский мир к переосмыслению собственного бытия в свете миссии славянских апостолов, ибо юбилейные даты двигались с поразительной скоростью. Уже в 1869 году отмечалось новое тысячелетие: со дня кончины св. Кирилла. Накануне случилось чудо: двумя годами раньше наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Леонид во время путешествия на Афон открыл там древнейшее иконное изображение Кирилла и Мефодия. С него написали образ, и привезли в Россию. Теперь праздник отмечался не только в храмах, а принял характер гражданского торжества. В тот день 14 февраля в кремлевском Чудовом монастыре и многих московских церквях были совершены праздничные богослужения, а затем последовали общественные церемонии. В Московском университете состоялось открытое собрание Славянского благотворительного комитета, на котором было объявлено об учреждении Кирилловской премии для учащейся молодежи, «дабы поощрить молодых людей к занятиям славянством», которое тогда особенным успехом не пользовалось. А затем директор Московского Публичного и Румянцевского музеев В.А.Дашков дал обещание устроить при университетском музее храм Кирилла и Мефодия в архитектурном стиле Х века (на момент крещения Руси) и с приделом во имя св. князя Владимира Великого. Историческая ситуация была поистине удивительной. С одной стороны — великие юбилеи, ознаменованные всплеском православной, национальной и общественной мысли, события на Балканах кануна русско-турецкой войны располагали к размышлениям об истинной миссии солунских братьев и их наследия. А с другой — их памяти никак не удавалось перерасти церковный и научный уровень и остаться общенациональной темой. После окончания юбилеев эйфория спадала, память утихала, все начинания и замыслы постигало забвение, и славянская миссия вместе с наследством Кирилла и Мефодия по-прежнему оставалась уделом для церковной и узко-научной среды.

http://pravoslavie.ru/38313.html

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

Каждый год накануне дня памяти святых апостолов Петра и Павла, которые почитаются в Антиохийской Церкви как ее основатели, Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока в сослужении множества иерархов, духовенства и в присутствии тысяч паломников из Сирии, Ливана и других стран совершает там вечерню. Отрадно было видеть в этом году большее количество паломников, чем в предыдущем. Надеюсь, что в скором будущем в этом богослужении смогут принять участие и паломники из России. Это могло бы стать хорошим вариантом одного из возможных паломнических маршрутов — по следам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Не могу не упомянуть возможные для посещения паломников древнейшие православные монастыри Сирии: Саеднайский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери «Саеднайская»; скалистый монастырь святой Феклы в Маалюле, где по настоящее время разговаривают на языке Христа — арамейском; монастырь святого Георгия в Аль-Хумейре; монастырь Херувимов. — Какие Вы видите перспективные маршруты для паломничества в Ливан? — Особым образом привлекательны паломнические поездки в Ливан. В Святом Евангелии мы слышим: «Прииде Христос во страны Тирския и Сидонския». Именно эти города, расположенные сейчас на юге Ливанского государства, посещал во время Своей земной жизни Спаситель. Согласно древнему местному преданию, во время посещения городов Тир и Сидон Христа сопровождала Пресвятая Богородица. По требованию Ветхозаветного закона верующей женщине не позволялось входить в языческий город. Поэтому во время проповеди Ее Божественного Сына в языческом городе Сидон Пресвятая Богородица оставалась ждать Его в пещере недалеко от селения Магдуши. Эта пещера сохранилась до наших дней и доступна к посещению. В Священном Писании Ветхого Завета мы неоднократно встречаем упоминания кедра ливанского, например, в 103-м псалме пророка Давида: «Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил». Несколько таких многовековых кедровых рощ в ливанских горах сохранились до наших дней.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6063142...

Отсюда и получило свое начало то наше общественное богослужение, которое носит название«Всенощного Бдения« и которое, по своей идее, должно продолжаться  всю ночь с субботы на воскресение  и только по нашей лености и небрежению стало все больше и больше сокращаться. О такой ночной общественной молитве христиан мы находим сведения уже в кн. Деяний свв. Апостолов. Так, Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, в полночь воспевали Бога ( Деян. 16, 25 ). Вся первая христианская община в Троаде  «в первый день недели»,  то есть в день воскресный, собралась на молитву еще  с вечера  и провела в молитве и слушании поучений св. ап. Павла  всю ночь «до зари»,  закончив это молитвенное собрание  «Преломлением Хлеба»,  то есть причащением Тела и Крови Христовых ( Деян. 20, 7–11 ). Об этом праздновании первыми христианами воскресного дня говорят и такие древние памятники христианской письменности, как Послание св. Варнавы, послание св. Игнатия Богоносца , творения св. Иустина Философа , Феофила Антиохийского , Иринея Лионского , Мелитона Сардийского и мн. др. Великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст и знаменитейший учитель Ориген единогласно свидетельствуют, что всенощные бдения под воскресные дни ведут свое начало  от апостольских времен  и являются установлением самих свв. Апостолов. Замечательно и дошедшее до нас  вне -христианское свидетельство: известное письмо Вифинского проконсула Плиния Младшего императору Траяну. В нем Плиний пишет, что христиане собираются  в установленный день, еще до восхода солнца, и поют гимн Христу, как Богу.  По свидетельству многих Св. Отцев и христианских писателей первых веков христианства, всенощные бдения совершались не только накануне воскресных дней, но и накануне  Господских и Богородичных праздников и дней, посвященных памяти св. мучеников.  О составе этих всенощных бдений мы находим ясные указания в книге Апостольских Постановлений (см. 19 гл., 5 кн.).  «С вечера до пения петухов»,  говорится в ней:  «пребывайте во бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, Пророков, Псалмы, и прочитав Евангелие, предлагайте народу беседу». Преп. Кассиан и св. Василий Великий свидетельствуют, что всенощное бдение обнимало собою ночную и утреннюю  службу и заканчивалось  «после пения петухов».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

28 октября. Димитриевская родительская суббота. [День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября) был установлен после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году. Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5. 19 октября. День апостола Фомы. [Этот день — именины нашего журнала, названного именно в честь апостола Фомы. Он проповедовал слово Божие в Индии, где лично основал семь храмов на побережье. Там же он принял и мученическую смерть от рук придворных местного царя. Кстати, сегодня христиане составляют около 2 % населения Индии, а это примерно 25 миллионов человек! Индийские христиане так и называют себя — «христиане апостола Фомы»]. Фото: иерей Климент Нехамайя, священник православной миссии в Индии, где проповедовал апостол Фома, совершает Божественную литургию в г. Чандрапур. - С.5. К олонка главного  редактора: Владимир Легойда. Где нам искать своего героя? [Недавно один мой коллега поделился интересным наблюдением. Он в образовательном центре «Сириус» предложил школьникам вопрос: «Мы знаем, что Фауста нередко называют героем, олицетворяющим рационалистическую европейскую культуру; а кто мог бы стать таким героем для русской культуры?» И многие дети предложили Сонечку Мармеладову, Андрея Болконского, князя Мышкина. Но ведь это все литературные герои, да еще XIX века. Да, безусловно, очень яркие и глубокие. Только как-то получается, что в поисках героев — символов русской культуры мы нередко по инерции держим в уме образ, олицетворяющий какой-то более конкретный этап нашей истории, нежели смысл, связующий эту историю в нечто цельное на протяжении веков — вплоть до наших дней. Можно ли сказать, что перечисленные персонажи Достоевского и Толстого в столь уж значительной мере несут в себе заряд именно этого тысячелетнего наследия, а не сравнительно близкого к нам по времени и пусть важного, но все же его фрагмента? Так кто же все-таки мог бы быть таким олицетворением русской культуры? Этот вопрос я задавал себе, беседуя тогда с коллегой.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010