и совершает там литургию. 24. На рождество Иоанна Предтечи зди т к празник на опоки. На другой день празднует там Юрьевский архимандрит; на третий Хутынский архимандрит. В первую пятницу по памяти св. Апостол Петра и Павла празднуют обретению мощей преп. Антония Римлянина. Накануне служит там митрополит вечерню и всенощную, а в самый праздник отправляется туда с крестным ходом, служит литургию и отправляет освящённую воду к царю и патриарху. В неделю первую по памяти св. Апостол Петра и Павла ход со кресты около Софийской стороны большого города, совершает сам митрополит. А в неделю первую после Ильина дня ход вокруг торговой стороны Новгорода. Июля 2. На положение ризы Божией Матери святитель со властми ходи т со крты во въ двчь мнтрь, и служит там литургию. 5. Празднует преп. Сергию «на сенех». 11. «Ходит со кресты к Успению Богородицы на козью Бородку». 12. Празднует преп. Михаилу Малеину «на Молотковой улице в Михалицком девичьем монастыре». 20. – Илье пророку «в Славне». 24. – Борису и Глебу «на Запольской улице». 25. – св. Анне в приделе Иоакима и Анны, где лежат мощи Никиты епископа. 27. – Блаженному Николаю Кочанову. 29. – Св. Николаю чудотворцу в монастыре «на Розважи», отправляется туда с крестным ходом от Софии. Во второй части сего устава примечательно: л. 346 и 347. описание, как митрополит ездит по монастырям прощаться в недели мясопустную и сырную; л. 367 об. в четверток на сырной неделе приезжают к нему власти прощаться с перепоными оловники; л. 370. в сыропустное воскресенье собирает к себе всё градское духовенство, и, после заутрени, совершив молебен, предлагает поучение на подвиг постный, а после вечерни в тот же день, л. 378., наставляет мирян. Л. 394 об. При совершении обряда православия, в первую неделю поста, целует св. иконы. Л. 413 об. В пятую неделю поста совершает празднество иконе Божией Матери Тихвинской, в память заключения мира с Шведами в 1617 году Л. 417 об. В неделю ваий ездит на осляти. Л. 435 об. В среду великую прощается в соборе с духовенством всего города и знатными светскими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в Казахстане прошли торжества по случаю 260-летия основания г. Петропавловска 14 июля 2012 г. 10:06 12 июля 2012 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, административный центр Северо-Казахстанской области Республики Казахстан город Петропавловск отметил 260 лет со дня своего основания. Юбилей города православные петропавловцы отметили торжественными богослужениями под открытым небом и многотысячным крестным ходом. Накануне на площади перед кафедральным собором города Петропавловска состоялось всенощное бдение, которое возглавили епископы Петропавловский и Булаевский Гурий , Костанайский и Рудненский Анатолий , Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий в сослужении духовенства епархии. На утрени за полиелеем из алтаря был изнесен ковчег с частицами мощей святых апостолов Петра и Павла — дар главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра православным петропавловцам к юбилею города. Частицы мощей первоверховных учеников Христовых были подарены Митрополичьему округу проректором Папского восточного института в Риме, профессором истории Русской Церкви Константином Симоном, посетившим Южную столицу 7 февраля 2012 года. Все молящиеся получили возможность приложиться к святыне и получили в подарок небольшие иконы святых первоверховных учеников Христовых. По окончании богослужения состоялось награждение священников и мирян, отдавших многие годы служению Церкви на Петропавловской земле, юбилейными медалями «140-летия учреждения Туркестанской епархии» и архипастырскими грамотами. Епископ Гурий вручил памятные подарки сослужившим ему епископам Анатолию и Амфилохию и поблагодарил их за участие в совместной молитве. В день праздника, 12 июля, архиереи и духовенство совершили Божественную литургию на площади перед Петропавловским собором. За богослужением было оглашено послание митрополита Александра по случаю 260-летия Петропавловска. В тексте послания главы Митрополичьего округа, в частности, отмечается: «Очень важно, что город продолжает быть примером братского созидательного сотрудничества русского, казахского и других народов. Благодаря мудрой, взвешенной политике первого Президента нашего государства, Н.А. Назарбаева, в Северном Казахстане торжествует дух миролюбия, веротерпимости, взаимного уважения и согласия. Сегодня Петропавловск стал настоящим евразийским городом, в котором формируется будущее молодой страны. Но мы знаем, что основой для построения счастливого будущего является следование священным традициям религиозной веры отцов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Движение на водах, как внешних, так и внутренних, постоянно развивается, причем увеличивается и число несчастий с судами и людьми. Необходимо, чтобы и число спасаемых росло. Но для расширения деятельности общества существенно важно увеличение средств общества пожертвованиями благотворителей; а потому и желательно, чтобы пастыри располагали своих пасомых к посильным пожертвованиям на это святое дело. – В Уставе настоящий праздник отмечен знаком , но этот день – неприсутственный. Свв. Мефодий и Кирилл, именуемые в церковных песнопениях «Церкви Словенския Апостолами, Словенских стран просветителями и учителями», положили начало христианскому просвещению народа русского проповедью слова Божьего на языке славянском и переводом священных и церковно-богослужебных книг на родное наречие, на коем издревле совершается православное богослужение. Православная Российская Церковь , во всегдашнее воспоминание незабвенных заслуг во благо оной свв. первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, установила празднование памяти их одиннадцатая мая. Дабы закрепить в юных сердцах учащихся в духовно-учебных заведениях и церковных школах таковое благоговейное и признательное воспоминание великих подвигов свв. Мефодия и Кирилла, положивших начало христианского просвещения народа нашего и тем завещавших пастырям церковным и учителям школьным распространение народного просвещения в духе святой Православной Церкви, Св. Синод и признал необходимым установить чествование памяти первоучителей Словенских 11 мая во всех духовно-учебных заведениях и церковных школах совершением накануне этого дня и в самый день торжественных богослужений. Кроме того, в послеобеденное время в духовно-учебных заведениях предоставляется назначать торжественные собрания, с чтением учащими записок о великих подвигах, подъятых свв. братьями Мефодием и Кириллом во благо всех словенских народов, и приличествующими торжеству песнопениями, а в церковных школах к 11 мая приурочивается ежегодный акт, на коем производить выдачу свидетельства окончившим курс учения, а где позволяют средства, и наград лучшим ученикам книгами или картинами духовно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Торжества в Мордовии по случаю 200-летия преставления праведного воина Феодора Ушакова возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Варсонофий 6 августа 2017 г. 12:54 5 августа 2017 года, в день памяти праведного воина Феодора, адмирала Ушакова, управлящий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Саранска. Богослужение было посвящено 200-летию преставления святого. В соборе была установлена рака с мощами праведного воина, принесенная накануне из Санаксарского монастыря. Управляющему делами Московской Патриархии сослужили митрополиты Архангельский и Холмогорский Даниил , Казанский и Татарстанский Феофан , Тамбовский и Рассказовский Феодосий , Саранский и Мордовский Зиновий , епископы Нарвский и Причудский Лазарь , Краснослободской и Темниковский Климент , Павлодарский и Экибастузский Варнава , Ардатовский и Атяшевский Вениамин , Щигровский и Мантуровский Паисий , духовенство Мордовской митрополии . Богослужение посетил заместитель начальника главного штаба ВМФ России контр-адмирал Владимир Земсков. Был совершен крестный ход вокруг собора к памятнику святому Феодору Ушакову на соборной площади. После праздничного молебна к монументу были возложены цветы. В церемонии приняли участие исполняющий обязанности главы Республики Мордовии Владимир Волков, председатель республиканского парламента Владимир Чибиркин, глава администрации Саранска Петр Тултаев. Затем к собравшимся обратились и.о. главы Мордовии Владимир Волков, митрополит Варсонофий и митрополит Зиновий. Управляющий делами Московской Патриархии поздравил верующих с праздником от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Мы знаем историю жизни великого флотоводца, когда после военной службы в 62 года он переехал в сухопутную область — территорию современной Мордовии — и поселился в Алексеевке, став прихожанином Санаксарского монастыря, — сказал митрополит Варсонофий . — Он оставил глубокий след в истории обители, где до самого конца проводил жизнь в молитве, трудах, милосердии, любви к ближним. Человеческую жизнь он воспринимал как дар Божий, старался, чтобы было меньше потерь в военных кампаниях. Мы благодарны ему за молитвы и щедрость. На небесах он молится за Отечество, за Мордовию, за наше воинство». Архипастырь поблагодарил организаторов церемонии в честь дня памяти прославления праведного воина Феодора, адмирала Ушакова, и выразил уверенность, что эту традицию будут продолжать будущие поколения. В знак благодарности за труды по благоустроению Саранской епархии и на молитвенную память митрополит Варсонофий подарил владыке Зиновию крест и панагию, изготовленные к 1950-летию преставления апостолов Петра и Павла. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4976610.ht...

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

Председатель ОВЦС совершил Божественную литургию в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне 24 октября 2010 г. 20:35 23-24 октября 2010 года митрополит Волоколамский Иларион  совершил богослужения в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. 23 октября, в субботу, накануне дня памяти святых отцов VII Вселенского Собора, председатель ОВЦС  в сослуженни архиепископов Тернопольского и Кременецкого Сергия , председателя  Синодальной комиссии по делам монастырей   Сергиево-Посадского Феогноста , ректора  Киевских духовных академии и семинарии Бориспольского Антония , епископа Брянского и Севского Феофилакта , духовенства Пантелеимонова монастыря совершил всенощное бдение в Покровском храме Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 24 октября, в день праздника, в сослужении тех же архиереев, настоятеля обители архимандирита Иеремии, сотрудников ОВЦС в священном сане митрополит Иларион совершил Божественную литургию. После Литургии митрополит Иларион возглавил чин о панагии, по окончании которого он и члены паломнической группы Русской Православной Церкви поклонились честной главе святого великомученика Пантелеимона. За братской трапезой председатель ОВЦС обратился к насельникам обители и паломникам с архипастырским словом: «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства! Ваши Высокопреподобия! Отец Макарий, дорогие братья! Хотел бы от имени всех архиереев, которые сегодня совершили Божественную литургию поблагодарить отца игумена за оказанное гостеприимство, за возможность совершить молитву в этом святом месте. Сегодня за Божественной литургией мы слышали притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16:19-31). Обычно мы воспринимаем эту притчу как напоминание о том, что богатые люди в этом мире должны делиться своими материальными богатствами с бедными людьми. Это действительно так, но есть еще те люди, которым Господь вверил духовное богатство и которые должны этим духовным богатством делиться с теми, кто им не обладает. Монастырь — это сокровищница духовных богатств. Здесь есть все, необходимое для спасения не только тех, кто проживает в монастыре, но и окружающего мира. Через богослужения Православной Церкви монахи ежедневно помногу часов в день приобщаются к тому духовному опыту, который восходит к Самому Христу и апостолам. Каждый день богослужения мы переживаем те или иные события Священной истории Ветхого и Нового Заветов и события истории Церкви, а также памяти святых, которые своей жизнью научают нас тому, как мы должны жить и подвизаться в нашей монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1304190.ht...

Поздравляя с принятием священного сана новорукоположенного диакона Леонида и его супругу, выпускницу Регентского отделения Петербургской Духовной академии, владыка отметил, что это радостное событие не только для их семьи - " Малой Церкви " , но также и для академии, и всей нашей Церкви. Владыка напомнил о расписании богослужений в академическом храме и сообщил о предстоящем визите в Санкт-Петербургскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. " На этой неделе Литургия Преждеосвященных Даров будет совершена трижды: по обычаю в среду и пятницу, а также в четверг, по случаю дня памяти преп. Марии Египетской. В среду вечером в 17:00 в академическом храме апостола Иоанна Богослова будет совершено богослужение с чтением всего Великого покаянного канона Преподобного Андрея Критского. В этот же день, в среду, в Иоанновском женском ставропигиальном монастыре чтение канона преп. Андрея Критского совершит Святейший Патриарх Кирилл, а в четверг, в день памяти преп. Серафима Вырицкого, Предстоятель Русской Церкви будет совершать Божественную литургию в Покровском соборе г. Гатчины. Богослужение связано со 100-летием собора и с 65-летием преставления Преподобного Серафима Вырицкого. В пятницу, накануне Субботы акафиста, в 17:00 будет совершена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице " . Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов совершил священник Глеб Санюк в сослужении иеромонахов Сергия (Иванова) и Виталия (Морозова), диаконов Германа Ранне, Евгения Миози, Владимира Первушина-фон-Дитц и Георгия Аладьина. Преподобный Иоанн Лествичник. Путь к Небесным обителям. В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память великого подвижника благочестия - преподобного Иоанна Лествичника. Святой Иоанн родился в XI веке в семье знатных константинопольских граждан Ксенофонта и Марии (впоследствии, родители преподобного Иоанна были прославлены в лике святых, их память празднуется 8 февраля). Для получения более полного и разностороннего образования родители отправили шестнадцатилетнего Иоанна и его брата Аркадия в город Бейрут. Но во время путешествия корабль, на котором плыли братья, потерпел крушение. Промыслом Вседержителя Иоанн и Аркадий были чудесным образом спасены от гибели и выброшены волнами на морской берег в разных местах.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В Екатеринбурге пройдет крестный ход в защиту священного дара жизни Екатеринбург, 20 декабря 2004 г. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия 11 января 2005 года, в день памяти 14 000 Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных, в Екатеринбурге состоится крестный ход в защиту священного дара жизни, передает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Крестный ход пройдет после совершения Божественной литургии от Свято-Троицкого кафедрального собора до Храма-на-Крови. В обращении организаторов акции, сотрудников Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, говорится. " Сегодня Россия переживает небывалый демографический кризис. Каждый год нас становится на один миллион меньше. При таких темпах снижения численности населения через 80 лет нас будет вдвое меньше, и мы не сможем защитить свою Родину. Среди всех причин кризиса у аборта – особое место. По силе он превосходит любое оружие массового поражения, потому что мы сами используем его против себя. Аборты, или правильнее сказать узаконенное убийство детей, сегодня стали общей бедой, бедой всего нашего народа. Ужасно, что сам факт детоубийства в наше время превратился в норму и в этом повинны многие из нас. И сделавший, и равнодушный, и промолчавший – все соучастники этого кровавого преступления против беззащитного существа, маленького человека, такого же образа Божия как и мы. Если покаяние для нас не просто слово, не пустой звук – то оно должно стать деятельным, так как " …вера без дел мертва " . Рассказать, отговорить от совершения убийства ни в чем не повинного младенца, поддержать будущую маму в трудной ситуации – это долг каждого человека, тем более, православного. " Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов " . Накануне дня памяти избиения младенцев в Вифлееме посмотрим внутрь себя: не уподобляемся ли мы Ироду и его помощникам? Зададим себе вопрос: " Что я, именно я, могу сделать для спасения убиваемых младенцев сегодня? " . Вспомним слова апостола: " …кто разумеет делать добро и не делает, тому грех " . Спросил некто: " Господи, почему Ты не посылаешь в нашу измученную страну умных и честных государственных деятелей, добрых и мужественных защитников ее? " И услышал ответ: " Я посылал их вам, но вы убили их во чреве жен ваших " . 20 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12183.html

Что же тогда служило основанием для выбора конкретной даты для освящения той или иной церкви? Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен Н. С. Борисовым, указавшим на роль нескольких факторов. Пожалуй, главным из них была древняя традиция освящения храма на престольный праздник. Первый из перечисленных выше, Успенский собор в Москве, был освящен 14 августа, накануне «Успеньева дня». Другим основанием для выбора даты являлось стремление связать торжественную церемонию освящения с именем храмосоздателя. В качестве примера укажем, что храм Поклонения вериг апостола Петра был освящен 14 октября, в день памяти Протасия – святого, соименного родоначальнику Вельяминовых московскому тысяцкому Протасию. По имеющимся в нашем распоряжении источникам известно о его участии в церковном строительстве того времени. Все это позволяет говорить о том, что он принимал самое активное участие и в возведении данного храма. Избрав для освящения церкви день памяти его ангела, Духовная власть подчеркивала его роль в ее сооружении. Наконец, большую роль играла символика дат. Каменный храм Иоанна Лествичника , посвященный небесному покровителю Ивана Калиты, был недаром освящен 1 сентября, «на память святого отца Симеона Столпника», что указывает на старшего сына и главного наследника великого московского князя – Семена Гордого, призванного продолжить дело своего отца. Освящение Архангельского собора (в летописи он именуется церковью архангела Михаила) не случайно пришлось на 20 сентября. В этот день отмечалась память знаменитого князя Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 г., и тем самым декларировалась необходимость борьбы с иноземным засильем 476 . Отсюда выясняется, что 1366 г., предложенный Б. М. Клоссом в качестве даты возникновения Андроникова монастыря, не может быть принят. Сомнения у В. А. Кучкина вызвало и то, что должно было пройти так много времени (12 лет) между тем, когда был дан обет (1354 г.) и когда он был исполнен (промежуток между 1365 и 1373 гг., если оставить указание «Жития» Сергия на десять лет, проведенные Андроником в Троицкой обители).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010