Перед Литургией не зря читают часы третий и шестой. Ни первый, ни девятый в это время не читают. Третий час (соответствующий нашему 9-му часу утра) и шестой (соответствующий полудню) это временные границы и, одновременно, напоминание о священных событиях. Третий час – о Сошествии Святого Духа на апостолов, а шестой – о Крестной муке Христа. Позже 6-го часа, то есть позже 12 часов полдня начинать Литургию нельзя. Итак, в полдень Господь повис на Древе. Среди ясного дня в зените солнечного диска «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). По нашему счету: от полудня до третьего часа дня. Солнце отказалось светить на это злодеяние. Вселенная страдала вместе со своим Господом. И в это же время потом был обращен к вере и покаянию самый главный, самый важный, самый неутомимый труженик в деле проповеди Святого Евангелия - Павел.    В это же время совершилось и обращение Константина. Император, запретивший преследовать христиан за веру, сделавший воскресенье выходным днем, принесший Церкви отраду свободной жизни, тоже был обращен чудом. И тоже в полдень. Битва с Максенцием, битва за венец Римского императора предстояла Константину. И накануне сражения Бог явил ему знак. Знак Креста. На небе. Вот, как об этом говорит перед лицом Юлиана Отступника великомученик Артемий Антиохийский: «Он (Константин) был обращён ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду» Это событие тоже произошло «около полудня». Очевидно, полуденное время не простое и требует памяти о святых событиях и молитвы. В Церкви этот обычай хранится. Но хорошо хранится лишь то, что понимается. И то, что достойно понимания и памяти, должно распространяться, находя новых учеников и последователей.

http://pravoslavie.ru/105819.html

Икона Валаамская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Валаамская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Валаамская Икона, написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону в 1897 году. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне. До 1940 года икона оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В 1997 году Святейший Патриарх Алексий установил местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Начиная с 2004 года, по просьбе братии Валаамской обители, Святейшим Патриархом Алексием день празднования перенесён на 14 июля. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы отмечается 7 августа. Даты приведены по новому стилю. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Валаамская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-255

Указ Синода от 1902 г. о почитании памяти мучеников-китайцев не исполняется в течение 35 лет. Постановили: 1. Восстановить исполнение Указа Святейшего Синода 2874 от 22 апреля 1902 г. о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян, с ним в Китае пострадавших. Днем их памяти определить 24 июня. 2. Поручить Богослужебной Комиссии Священного Синода составить тропарь и кондак священномученику Митрофану и с ним в Китае пострадавшим. Священномученик Митрофан и 221 святых мучеников, с ним в Китае пострадавших †1900 г. Прославлены Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых 22 апреля 1902 г. Восстановлено почитание в лике местночтимых святых 17 апреля 1997 г. Память празднуется 11/24 июня XX век, ознаменовавшийся с самого своего начала гонениями на Церковь, умножением беззаконий и охлаждением любви, явил миру и многих новомучеников — исповедников веры, просиявших “от восток Солнца до Запад”. Святая Церковь в лике местночтимых святых прославила 222 мученика, пострадавших в Китае в 1900 г. во время антихристианского восстания “ихэтуа­ней”. Днем их мученической кончины было 24 июня 1900 г. Накануне этого дня была сожжена дотла сама Миссия. Восставшие разносили по всему городу прокламации, призывавшие к избиению христиан, а также угрожавшие смертью всякому, кто осмелится укрывать их в своих домах. После этого “ихэтуа­ни” по всему Пекину принялись убивать христиан. Их принуждали отречься от веры и принести языческие жертвы, а тех, кто отказывался, мучили с восточной изобретательностью в пытках. Мученики эти были чадами Российской Духовной миссии в Китае. Среди них пострадал за Христа и первый китайский священник, рукоположенный апостолом Японии, святителем Николаем (Касаткиным) 139 , священномученик Митрофан Цзи. В лике мучеников пострадали и албазинцы, потомки русских казаков, защитников пограничного острога Албазин, которые были уведены в Пекин войсками китайского императора в 1685 г. (ради них и была учреждена Российская Духовная миссия в Китае — она заботилась о духовном окормлении потомков албазинских казаков в Поднебесной империи). Среди имен славных китайских мучеников немало просияло немощных жен, старцев и детей. Начальник Миссии представил в Святейший Синод поименный список пострадавших мучеников и ходатайствовал об их прославлении в лике местночтимых святых. Нетленные мощи святых мучеников были положены в основание Храма Мучеников на территории Миссии в Пекине. Их подвиг стал тем камнем, на котором Господь судил утвердиться Святой Китайской Автономной Православной Церкви.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне. Рождественский пост Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября). По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

О патриархе Тихоне достаточно, наверное, сказать, что Господь призвал его к управлению кораблем Церкви среди самых великих бурь истории. Отходя ко Господу, он благословил всех на мужество и терпение, потому что наступившая ночь, сказал он, будет очень долгой. Но мы знаем, что «свет во тьме светит, и тьма не может его объять». Некоторые верующие сетовали недавно, что память патриарха Тихона совершается одновременно с праздником Благовещения, а также апостола Иоанна Богослова, и тем самым как бы лишается полноты торжества. Хотя на самом деле Промысл Божий определил эти дни, чтобы явить полноту торжества предстоятеля нашей Церкви. Тем не менее, Церковь выделила в отдельный праздник день обретения его святых мощей — поистине это было незабываемое для нас событие. И, конечно же, мы сугубо молимся святому патриарху Тихону в день памяти всех новых мучеников и исповедников российских. А некоторые, может быть, и в день памяти каждого из бесчисленного сонма этих святых, то есть изо дня в день. Вот наши московские святители. Как различны их судьбы: разные века, разные дарования, но все они едины в одном — в любви ко Господу, к своему народу, к своему отечеству. Между прочим, прославление одних святителей связано с именами других, впоследствии тоже прославленных Церковью. Первые три святителя, Петр, Алексей и Иона, были прославлены патриархом Иовом в 1596 году, во времена, когда угрожала нашему отечеству опасность, и оно нуждалось в их небесном заступничестве. Теперь святитель Иов также причислен к лику святых. Прославление святителя Филиппа было при митрополите Иннокентии в 1775 году, тоже прославленном в 1976 году. А прославление святителя Ермогена было в 1913 году накануне новой великой смуты — катастрофы 1917 года. Святые связаны друг с другом. Читая канон или акафист священномученику Ермогену, мы не можем не обратить внимание, что составителями их являются святители, которым скоро предстоит войти в новые, небывалые в истории потрясения. И они молят священномученика Ермогена, чтобы он не оставил верных в этих испытаниях.

http://moral.ru/по-числу-апостолов/

Владыка Лонгин тепло приветствовал гостей праздника, и прежде всего — Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, бессменного сопредседателя оргкомитета Дней славянской письменности и культуры, проводившихся на протяжении почти двадцати лет в разных регионах России. Владыка с радостью отметил, что на торжества прибыли Архипастыри не только из российских епархий, но и из Болгарии, Украины, Приднестровья, Казахстана и поблагодарил их за соборное служение — свидетельство о единстве святого Православия. В день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Покровском храме Саратова— Сегодня мы благодарим Господа, управляющего стопы человека на путях поиска правды и истины,— сказал в своем ответном слове Митрополит Ювеналий. — Святые Кирилл и Мефодий, имея особое усердие и дарованный им Богом талант, действительно совершили чудо. Более тысячи лет назад Русь с открытой душой приняла Православие и настолько сроднилась с ним, что заслужила название Святой Руси. Мы являемся восприемниками этого наследия. Милостью Божией, последние десятилетия возрождается церковная жизнь на просторах нашего Отечества. И вот о чем хочется сказать в это воскресное утро. Сегодня на литургии читалось Евангелие о слепорожденном. Господь исцелил его от слепоты телесной и душевной. Так и целые поколения на нашей земле были духовно слепыми, но сейчас прозревают, видят Божий свет, сердцем воспринимают веру Христову. Духовная жизнь преображает человека, дает ему силы нести крест, укрепляет в жертвенности и любви. Митрополит Ювеналий горячо поблагодарил всех Архипастырей и пастырей, сегодня продолжающих апостольскую проповедь на месте своего служения. Он выразил особую благодарность Епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину, понесшему большие труды по организации торжеств в Саратове, и с пожеланием помощи Божией, на молитвенную память преподнес ему панагию. Накануне митрополит Ювеналий освятил монумент святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, который был установлен в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры на площади перед главным корпусом Саратовского государственного классического университета.

http://pravoslavie.ru/30529.html

Arhiva Preedintele Departamentului Sinodal pentru problemele tineretului a luat parte la solemnitile Eparhiei de Liublin i Holm a Bisericii Ortodoxe Poloneze 20 octombrie 2020 11:31 Председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви епископ Истринский Серафим принял участие в торжествах Люблинско-Холмской епархии Польской Православной Церкви по случаю дня памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского. Празднование памяти этого выдающегося иерарха, тесно связанного с Холмской землей, совершается 8 декабря, однако в Люблинско-Холмской епархии установлен дополнительный день чествования святого — третий воскресный день октября. До назначения на Смоленскую кафедру священномученик Серафим (Остроумов) долгие годы служил на Холмщине, где сначала исполнял послушание настоятеля Онуфриевского Яблочинского монастыря, затем был назначен ректором Холмской духовной семинарии. В 1916 году в Москве он был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии, и окормлял многочисленных беженцев, вынужденных покинуть западные регионы Российской империи из-за Первой мировой войны. 18 октября 2020 года в храме апостола Марка и священномученика Серафима (Остроумова) в городе Бяла-Подляска состоялась праздничная Божественная литургия, которую совершили архиепископ Люблинский и Холмский Авель и епископ Истринский Серафим. Иерархам сослужили настоятель храма, заместитель православного ординария Войска Польского протоиерей Алексий Андреюк, канцлер Православного ординариата Войска Польского протоиерей Михаил Дудич, наместник Онуфриевского Яблочинского монастыря игумен Петр (Давидюк), местное духовенство. После чтения Евангелия епископ Серафим произнес проповедь на польском языке, в которой представил духовный подвиг священномученика Серафима (Остроумова) в свете воскресного евангельского чтения. По окончании Литургии архиепископ Авель тепло приветствовал гостя из России и выразил радость по случаю совместного служения и молитвы. Епископ Серафим поблагодарил архиепископа Авеля за приглашение, теплый прием и добрые братские взаимоотношения. Накануне вечером, 17 октября, епископ Истринский Серафим в сослужении местного духовенства совершил всенощное бдение в Преображенском кафедральном соборе Люблина. За богослужением молился архиепископ Авель. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5707973...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке 1 ноября 2010 г. 12:32 30 октября 2010 года, накануне дня памяти святого апостола и евангелиста Луки и обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  совершил всенощное бдение в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке . После богослужения владыка Иларион обратился к прихожанам, поздравив их с днем памяти великого подвижника Русской Церкви преподобного Иосифа Волоцкого. Председатель ОВЦС рассказал о паломнической поездке на Святую Гору Афон, которая совершалась с 21 по 29 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Иларион, в частности, сказал: «Мне пришлось много общаться и с игуменами монастырей, и с простыми монахами. Хотя некоторые люди на Западе говорят, что мы живем в постхристианскую эпоху и слава Церкви уже давно позади, мне довелось увидеть, как в наше время около двух тысяч иноков разных национальностей подвизаются в молитвах, постах и бдениях, неся свой монашеский подвиг на Афонской Горе. Природа Афонской Горы уникальна: дремучий лес; высокая, более двух тысяч метров, гора; скалистые берега; мягкий климат, располагающий к молитве и духовному деланию. Красоту и атмосферу Святой Горы невозможно передать словами. Афон — это сердце православного монашества, он живет своей полнокровной и, вместе с тем, сокрытой от людей жизнью, и ничто не может поколебать эту монашескую традицию, которой уже более тысячи лет. Многие из вас никогда не попадут на Афон, потому что женщин туда не допускают. Но на это не нужно обижаться, потому что должен остаться для монашествующих мужчин какой-то уголок на земле, где они могут скрыться и от мирской суеты, и, в том числе, от женского взора. И не потому, что женщины плохие, а потому, что монахи, ушедшие на Афонскую Гору, решили порвать с миром самым радикальным образом, создав для себя условия, максимальным образом способствующие пребыванию с Богом. Это образ жизни, в котором важен каждый элемент. Нельзя отказаться хотя бы от одного из них без ущерба для всего строя духовной жизни. И длинные службы, начинающиеся в два или три часа ночи по нашему времени; и аскетизм в еде; и отсутствие женщин — все вместе создает уникальный дух Афона, который делает его подлинной сердцевиной христианского монашества.

http://patriarchia.ru/db/text/1309189.ht...

Богослужение времени распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В основе его находится суточный круг, состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1го часа, 3го часа, 6го часа, 9го часа (с так называемыми междочасиями). Устав этих служб изложен в Типиконе: гл. 1 (чин малой вечерни); гл. 2 (великая вечерня в соединении с утреней, то есть так называемое всенощное бдение); гл. 7 (великая вечерня, полунощница и утреня воскресные); гл. 9 (вечерня и утреня повседневные) и в Часослове. Постоянные, то есть повторяющиеся каждый день молитвословия этих служб находятся в Следованной Псалтири или в ее сокращении – Часослове. Эти тексты взяты почти исключительно из Священного Писания; это – псалмы, библейские песни и отдельные стихи из ветхозаветных и новозаветных книг (например, прокимны и т. п.). Следует еще отметить, что, по Уставу, церковный день начинается с вечера, и первой службой суточного круга является вечерня. За кругом суточным, восполняя его, следует круг седмичный. Он не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Это – тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы, которые читают (или поют) на вечерне этого дня, то есть по гражданскому исчислению суток, накануне вечером. Эти тропари и кондаки читаются в конце вечерних молитв лишь в будни, то есть не под воскресный день, когда положено петь тропари воскресные соответствующего гласа, и не под праздники, имеющие свои особые тропари и кондаки. Понедельник посвящен Небесным Силам Бесплотным, вторник – Крестителю и Предтече Иоанну, среда и пятница – Святому Животворящему Кресту Господню, четверг – святым апостолам и Святителю Николаю Мирликийскому, суббота – всем святым и памяти умерших членов Церкви. Все эти песнопения распределяются по восьми основным мелодиям, или гласам, и напечатаны в книге Октоих. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей – по гласам, а каждый глас – на семь дней. Седмичное богослужение составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

стр. 502 Приложение 2). В особом положении находится Неделя свв. Праотец . В эту неделю положено читать всегда только одно Евангелие и именно то, которое указано читать в неделю 28-ую: от Луки, 76-ое зачало, о званных на вечерю. Если эта неделя случится действительно в 28-ую неделю по Пятидесятнице, то порядок чтения Евангелий ничем не нарушается, но, если Неделя Св. Праотец придется, вместо 28-ой недели, в 27-ую, 29-ую, 30-ую или 31-ую, то в нее все же читается это же Евангелие от Луки, 76-ое зачало, как имеющее отношение к празднованию памяти свв. Праотец, а в 28 неделю читается тогда очередное рядовое зачало 27-ой или 29-ой, или 30-ой или 31-ой недели. Такая же замена происходит с Апостольским чтением, ибо в неделю свв. Праотец положено читать всегда Апостол, указанный для 29-ой недели. Особое указание в Типиконе имеется для чтения особых зачал в Неделю по Рождестве Христовом и в Неделю пред Богоявлением , а также в субботу по Рождестве Христовом и субботу пред Богоявлением , в виду того, что между Рождеством Христовым и Богоявлением промежуток времени в 11 дней, в который могут случится по два воскресных дня и по две субботы, а иногда только по одному воскресному дню и по одной субботе. В зависимости от этого, в Типиконе особые указания, как читать Апостолы и Евангелия в том или другом случае. Это необходимо всегда заранее учитывать, чтобы не ошибиться при чтении. В великие праздники Господские, Богородичные и святых, которым положено бдение, рядовые Апостол и Евангелие не читаются, а только данному празднику или святому. Но если великий Богородичен праздник или святого с бдением случится в воскресный день тогда читается сначала воскресный рядовой Апостол и Евангелие, а потом уже праздника или святого. Но рядовые Апостол и Евангелие все же не отменяются совсем в дни великих праздников и бденных святых: они прочитываются тогда накануне «под зачало». Церковь желает, чтобы в году были прочитаны весь Апостол и все Евангелие, без всяких опущений. В дни отдания Господских праздников не положено особых чтений, но в дни отдания Богородичных праздников положено читать тот же самый Апостол и то же самое Евангелие, которые читаются в самый день праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010