Переславский «корсунский» крест, имея весьма внушительные размеры, производит монументальное впечатление. Его высота – 208 см (с рукоятью – 239 см), ширина – 135 см. Ветви креста неодинаковой длины, нижняя – заметно длиннее, чем три остальных. Деревянная основа произведения обита золоченой медью и украшена тридцатью серебряными дробницами-мощевиками (по 15 с каждой стороны), обведенными серебряными же картушами. Кроме того, по полю креста, как с лицевой, так и с оборотной стороны, разбросаны касты с ограненными цветными стеклами и полудрагоценными камнями-кабошонами, а также небольшие крестики из полудрагоценных камней – яшмы, лазурита и др. По периметру крест обведен обнизью из крупного речного жемчуга и стеклянных бусин изумрудно-зеленого цвета. На лицевой стороне креста дробницы с гравированными на них изображениями расположены следующим образом: в средокрестии – Распятие с Богоматерью и Иоанном Предтечей; н концах – Рождество Христово, Сошествие Святого Духа, Положение во гроб и Сошествие во Ад; на ветвях – Дмитрий Солунский, Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча, Святой Василий пресвитер Анкирский, Великомученик Георгий, Апостол Павел, Федор Тирон, Великомученик Виктор, Федор Стратилат, Федор Смоленский и чада его Давид и Константин. На оборотной стороне: в средокрестии – Вознесение Христово; на концах – Въезд в Иерусалим, Благовещение, Успение Богоматери, Сретение Господне; на ветвях – Мученица Христина, Мученик Евстратий, Святой Василий епископ Амасийский, Святой Агафоник, Святой Меркурий, Великомученица Марина, Великомученик Орест, Святой Игнатий Ростовский, Святой Исайя Ростовский, князь Василий Ярославский. К сожалению, еще до поступления креста в музей дробницы были грубо вскрыты и находившиеся в них мощи перечисленных выше святых утрачены. При этом часть дробниц повреждена, а некоторые целиком оторваны от креста и ныне хранятся отдельно (например, центральная композиция лицевой стороны «Распятие с предстоящими» лишь недавно была обнаружена хранителями музея среди других предметов прикладного искусства неизвестного происхождения) 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В другой же редакции говорится лишь следующее: „посылаю тя ди скоро сотвори мщенïе крови хртиянския ше победи злочестиваго цря батыя все воско е » 137 . Впрочем это различие вполне понятное и второстепенное. Но в этом же месте повести есть и более значительное различие. Выше я уже привел описание явления Богоматери Меркурию по первой редакции и указал на сходство его с соответствующей подробностью греческой легенды. Как именно явилась Богоматерь ранее Меркурия пономарю, указаний не находим. По второй же редакции и пономарю Богоматерь глоголет „отъ святыя своея иконы», и Меркурий, придя в церковь с пономарем, находит свечу горящую перед иконой, а затем также слышит голос от иконы: „и паки сама вторицею стая бгородичина икона, нея же к пономарю гласъ бысть, ко стом» (т. е. рече); о пономаре сказано впрочем все-таки, что Богоматерь явилась ему, „глаголющи отъ .... иконы»; это слово имеет известное значение: по-моему, оно свидетельствует, что первоначально говорилось именно о явлении самой Богородицы, без упоминания об иконе; вторая редакция, заменяя это явление гласом от иконы, удержала однако это указание, в силу распространенного, по всей вероятности, представления, что Меркурию являлась Богородица. Таким образом сама повесть дает основание думать, что представление о явлении Богородицы первоначальное, а глас от иконы – позднейшее видоизменение. К тому же заключению приводит и сходство именно первой версии с подробностями легенды о смерти Юлиана Отступника по житию Василия Великого : признав в ней источник сказания о Меркурии Смоленском, мы eo ipso считаем ту версию последнего, которая ближе к источнику, первоначальной. В-третьих, именно рассказ об иконе допускает объяснение в смысле позднейшего видоизменения: я полагаю, что видоизменение это вызвано было дальнейшим применением сказания к местным условиям, т. е. что на него оказало влияние почитание Смоленской иконы Богородицы, одной из наиболее чтимых русских святынь; с этой иконой, в виду многочисленных чудес от нее, в сознании смолян связывалось вообще представление о помощи Царицы Небесной; мысль об этой иконе, почитавшейся утверждением и защитой их родного города, его священным палладиумом, легко являлась при воспоминании о чудесной помощи, оказанной Богоматерью этому городу; при устной передаче нашего сказания, под влиянием указанных мотивов, икона и могла получить в нем ту роль, которая дана ей во второй редакции повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое объяснение до известной степени подтверждается аналогией в судьбе греческой легенды о Меркурии Кесарийском: в указанном выше позднейшем пересказе последней под влиянием почитания икон вообще (хотя и не какого-нибудь определенного изображения) орудием чуда представляется образ Богоматери (рассказ Иоанна Дамаскина ). Генетической же связи между данными версиями легенд греческой и русской предположить нельзя, как в виду того, что рассказ Дамаскина известностью у нас, по-видимому, не пользовался в эпоху сложения смоленской повести, так и в силу различия подробностей в роли иконы в том и другом сказании. С течением времени, совершенно последовательно, роль иконы в нашей повести еще более выдвигается. Первоначально в минеях и торжественниках повесть приурочивается ко дню памяти святого и помещается под 24 ноября. Позднее же, именно в Милютинских Четьих-Минеях, мы встречаем ее под 28 июля, т. е. под днем чествования Смоленской иконы Богородицы, притом под следующим заглавием: „ проялении чюдеси иконы пртеи бцы смолеския стом новом мк мекрию иже во граде смоленске ...» 138 . Чудом именно Смоленской иконы считается данное событие нередко и в последующее время; так понимает его и арх. Филарет 139 . Введение иконы делало несколько более понятной и роль пономаря: как служитель храма, где хранилась икона, он мог часто быть вблизи нее, между прочим и в тот момент, когда совершилось чудо, и таким образом мог явиться посредником между Богоматерью и Меркурием; стало быть, в рассматриваемой нами версии мы находим некоторое осмысление его роли. На основании как этого, так и других, выше указанных соображений данную версию следует считать позднейшей, первоначальной же – версию, не знающую иконы. Таким образом в наиболее видных пунктах различия между обеими редакциями повести более близким к первоначальной ее основе оказывается рассказ той редакции, которую мы и раньше называли первой, согласно с определением взаимоотношения этих редакций, сделанным Буслаевым. Витиеватость и книжность второй редакции, указанная названным ученым, подтверждает ее более позднее происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русские Святые. Арх. Филарета. М. Сентябрь – Декабрь, стр. 105. – Сравн. Полный Месяцеслов Востока Серия т. II, стр. 253. Профессор Голубинский о святителе Меркурии в своей Истории Русской Церкви пишет.– «Что касается до св. Меркурия Смоленского.... почивающего в Киевских Антониевых пещерах, то его существование, неизвестно на чем основанное, весьма и совершенно сомнительно; можно предполагать, присовокупляет он, что каким либо образом превращен в епископы известный св. Меркурий, воин – болгар, мученик Смоленский, который, по сказанию о нем, в 1239 г. спас Смоленск от татар (Т. I, первая половина тома, стр. 569). На это можно сказать только: кому же верить после этого? Или древнему преданию Киево-печерской Лавры, которая с незапамятных времен признает Святителя Меркурия Епископом Смоленским, и на первых порах имела всецелую возможность справиться, действительно ли он был таковым, – и только на этом основании, без сомнения, и включила его в число своих святых? – или же Профессору, который позволяет себе догадываться, спустя шесть веков после жизни Святого, когда для проверки его мнения не имеется безусловно никакой возможности? – Впрочем это не единственный случай, что г-н Голубинский допускает в своей истории такие скороспелые догадки. Он не признает даже Святителя Михаила первого Митрополита Киевского (Сравн. об этом статью проф. И. И. Малышевского под заглавием: «Кто был первый Митрополит Киевский?» Труды К. Д. Акад. 1883 г. М. Сентябрь, Октябрь). А о Полонном, которое св. Владимиром было приписано Десятинной Киевской церкви в качестве десятины от градов, тот же г. Голубинский пишет, что оно «совершенно исчезло или превратилось в такую деревню, которой не могут отыскать исследователи» (т. I. первая половина тома, стр. 423, примеч. 1-е), не смотря на то, что о Полонном говорят все известные историко-географические исследования, и оно здравствует доселе, как одно из выдающихся местечек в Волынской губернии, заключая в себе более 12, жителей. (Сравн. об этом статью нашу: «Мнимо-исчезнувший город, или о том, как ошибаются иногда русские ученые историки». Древняя и Новая Россия, 1882 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Он похоронен в церкви Богородицы, и над гробом повешено его славное оружие. В русских летописях, кроме одной поздней, включившей повесть о Меркурии, нет известий об осаде Батыем Смоленска. Это заставляет сомневаться в историчности события. Вероятно, смольняне, уцелевшие во время татарского погрома, приписывали свое спасение небесным силам, как новгородцы – архангелу Михаилу. Но кто был смоленский святой Меркурий, решительно неизвестно. В Киево-Почерской Лавре покоятся мощи Меркурия, который здесь считается епископом смоленским, убиенным от Батыя 24 ноября, то есть в день памяти смоленского воителя. К сожалению, имени Меркурия нет в списках смоленских епископов, и ввиду полного отсутствия исторических свидетельств было высказано предположение, что в Смоленске чтился первоначально кесарийский великомученик Меркурий, память которого совершается в тот же день. А. Кадлубовский указал на близкое сходство смоленской легенды с греческой – особенно в том виде, как она читается в распространенном повсюду апокрифическом житии Василия Великого (псевдоамфилохиевом). По житию Василия, город Кесарию хочет наказать император Юлиан Отступник, когда Богородица, в видении св. Василия, посылает уже прославленного мученика Меркурия поразить гонителя. Смерть Юлиана от копья небесного воина Меркурия была очень распространенной христианской версией его гибели. Мученик Меркурий (Дециева гонения) считается воином при жизни, и в житии его рассказывается о его участии в битве с врагами и об ангельской помощи ему. Над гробницей его в Кесарии, как и в смоленском житии, повешено его оружие. Была ли в Смоленске гробница святого? В XVII веке уже считали, что мощи его почивали в Киеве, приплыв туда чудесно по течению Днепра. Наконец легенда об отрубленной голове вместе с римским происхождением Меркурия указывает на западные влияния. Этот распространенный на Западе легендарный агиографический мотив приурочен более чем к десяти святым, из которых наиболее известен св. Дионисий Парижский, чтимый (как Ареопагит) и на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мученики кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мученики кн. Михаил Черниговский и боярин Феодор. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Черниговская версия Сказания о мученическом подвиге М. В. и боярина Феодора была составлена в 3-й четв. XIII в. Она была связана, по мнению ряда исследователей, с деятельностью духовника князя свящ. Андрея, а также Черниговского еп. Иоанна. Многочисленные варианты этого агиографического источника уже на ранней стадии попали в состав общерус. и областных памятников летописания, включая новгородские. Имя Михаил стало родовым в семьях прямых потомков М. В.- черниговских, брянских и многочисленных верховских князей. Так, напр., звали 3 старших его внуков и правнуков: кн. Михаила Романовича (сына вел. кн. Романа Михайловича Старого), Михаила Дмитриевича (сына ростовского кн. Дмитрия Борисовича), Михаила Глебовича (сына белозерского кн. св. Глеба Васильковича). Многочисленные переделки и новые редакции Жития М. В. относятся к XIV-XVI вв. Московский Собор 1547 г. канонизировал М. В. в числе 15 рус. святых к общерусскому почитанию. Н. И. Серебрянский установил, что в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в., при создании «Книги степенной» царского родословия, наряду с летописным источником была использована минейная редакция Жития М. В. ( Серебрянский. 1915. С. 131-132). О. В. Панченко уточнил, что в Степенной книге также использовался текст 2-й редакции Слова похвального, составленного Львом Филологом в 10-20-х гг. XVI в. Текст о подвиге М. В. в Орде вошел в Великие Четьи-Минеи ( Панченко О. В. Две редакции Слова Льва Филолога Михаилу и Феодору Черниговскому//Проблемы развития рус. лит-ры XI-XX вв.: Тез. науч. конф. молодых ученых и спец. Л., 1990. С. 7-8). С образом М. В. позднее сопоставляли образ мч. Меркурия Смоленского. В основу биографического рассказа о М. В. были положены сведения из рус. летописей и Житие М. В. и боярина Феодора, составленное Пахомием Логофетом на основании более ранних повестей. По наблюдениям М. Б. Плюхановой, в этих произведениях М. В. «из страдальца за веру стал преображаться в воителя за Русь-Церковь. Как мученик за веру, Михаил традиционно предстает победителем, увенчанным венцом победы и смерти, но теперь это одновременно и победа христианства, и победа над Батыем, спасение Руси-Церкви» ( Плюханова. 1995. С. 78).

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Иоанн и Феофан – родные братья, подвизались в XI веке. Священномученик Иоанн Кукша, В житии, написанном епископом Симоном, читаем: «Все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свёл, озеро иссушил, сотворил многие другие чудеса и после многих мук был убит». Главнейший подвиг его – проповедование веры христианской в земле вятичей, в 1215 г. Затвор в коем подвизался преподобный Исаакий-затворник (см. ниже). Преподобный Алексий, Григорий иконописец чудотворец Савва, св. Сергий послушливый, инок печерский Меркурий, бывший потом епископом Смоленским (в 1238 году). Преподобный Пимен многоболезненный; единственный сын родителей, родился и рос больным, умоляя родителей дозволить ему поступить в монастырь печерский. Когда поступил, то долго не принимал монашества по нежеланию живших с ним родителей. Но молитва его была услышана, и он ночью чудесным образом был пострижен. Получил дар исцеления больных, преставился в 1139 году. Преподобный Нестор летописец XI века. Он написал летопись: «Откуда и как пошла русская земля». Смиренный инок Киево-Печерского монастыря. Нестор о себе не говорит, и знаем мы о нём по другим записям. 17 лет поступил он в печерский монастырь, ещё при жизни Феодосия преподобного. Умудрённый книжно, не смотря на молодость, он был советником и старых иноков. Ему было поручено, и он открыл мощи преподобного Феодосия. Подвижничество Нестора продолжалось долго; около 40 лет жил он в Киево-Печерском монастыре и преставился на 58 году жизни. Его летопись – драгоценная книга, без которой мы многого бы не знали о родной стране. Преподобный мученик Евстратий: за твёрдость в вере он принял от евреев мученическую смерть на кресте, в г. Корсуни. Преподобный Елладий-затворник, постник и чудотворец. Преподобный Иеремия прозорливый, старец, помнивший крещение России, бывшее при св. Владимире, в 988 году. За святой образ жизни он был удостоен высшей награды – схимнического образа. Его дар прозорливости был проявлением особенной милости Божией: по одному виду Иеремия отгадывал, что творится в душе собрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. Вмч. Меркурий. Роспись Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг. На Руси образ М. не приобрел широкого распространения, хотя о его почитании упоминают некоторые источники, а частицы мощей святого присутствуют среди чтимых реликвий в мощевиках и панагиях. В русской традиции М. преимущественно изображался безбородым. Одно из ранних изображений святого, датируемое XII в., находится на левом поле оклада иконы «Богоматерь Одигитрия», происходящей из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ),- великомученик показан в хитоне и плаще с крестом в руках. В нижней части наперсного креста XIII-XIV вв. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) помещено поясное изображение безбородого М. в воинских доспехах; на кресте-мощевике нач. XVII в. из того же собора (ГММК) также внизу расположено поясное изображение безбородого М. Заключенный в арку образ М.-мученика, с крестом в руке, вместе с другими св. воинами украшает т. н. Малый саккос (XIV в., ГММК), а его поясной образ в медальоне вышит на рукаве т. н. Большого саккоса митр. Фотия (1-я четв. XV в., ГММК). В иконописи отдельные изображения М. практически не встречаются. Его образ включен в состав святых в минеях на ноябрь, где он может быть представлен как мученик или как воин. Напр., вместе с мч. Меркурием Смоленским М. изображен на иконе на ноябрь из Покровского собора на Рогожском кладбище (нач. XVII в., см.: Древности и духовные святыни старообрядчества/Сост.: М. Вилкова и др. М., 2005. С. 86); с вмц. Екатериной - на минее 1701 г. работы П. И. Рименского (ГТР). Для икон, на которых М. изображен в составе избранных святых, предпочтительным становится его тип воина, юного, безбородого, напоминающего обликом вмч. Димитрия Солунского (напр., на иконе-двухряднице из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе, кон. XVI-XVII в., ВОКМ; на иконе «Избранные святые в предстоянии иконе «Богоматерь Знамение»», 1914, ЕМИИ). Столь популярный в визант. и поствизант. искусстве элемент иконографии М., как шлем, в рус. памятниках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

5175. ПРЕПОДОБНЫЙ Иосиф Волоцкий . – 1989, 1, 40. 5176. МИХАЙЛОВ А. Памяти оптинского старца иеросхимонаха Иосифа. – 1988, 10, 69. 5177. ВЕСЕЛКИНА Т. Архиепископ Иувеналий. – 1991, 7, 16. 5178. КАБЫЖАКОВА Л. Памяти праведной Иулиании Лазаревской. – 1989, 1, 13. 5179. ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Н. (Болгарская Православная Церковь ) Митрополит Московский Киприан – жизнь и деятельность. – 1991, 9, 53. 5180. СВЯТИТЕЛЬ Кирилл, епископ Туровский . – 1987, 3, 39. 5181. ИЛЬИЧЕВА Н. Святая Христа ради юродивая Ксения Петербургская. – 1989, 3, 65. 5182. СИДОРИНА И. Наша петербургская молитвенница. – 1992, 2, 5. 5183. КУЗЬМИНСКИЙ В. Блаженная странница. – 1996, 2, 69. 5184. СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК Лука (Войно-Ясенецкий) . – 1986, 12, 45. 5185. ВОСПОМИНАНИЯ архиепископа Луки. – 1993, 12, 37. 5186. ВОРШЕВСКИЙ Е., прот. Памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) (1877–1961). – 1993, 12, 58. 5187. ПРЕПОДОБНЫЙ Макарий, миссионер Алтайский. – 1990, 12, 72. 5188. МИТРОПОЛИТ Алтайский Макарий (Невский) . – 1991, 5, 68. 5189. ЖИТИЕ Святителя Макария, Митрополита Московского и всея России. – 1989, 6, 58; 7, 62. 5190. МАКАРИЙ, архим. Сказание о житии Святителя Макария, Митрополита Московского. – 1989, 6, 61. 5191. ЦЫПИН В. , прот. Жизнь и учения преподобного Максима Грека . 1989, 4, 55; 5, 65; 6, 64. 5192. СВЯТОЙ мученик Меркурий Смоленский. – 1990, 1, 66. 5193. МИХАЛИН И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси. – 1987, 4, 8. 5194. ПРОКОФЬЕВА И. Святые мученики Михаил и Феодор Черниговские. – 1995, 9–10, 32. 5195. ПАВЛОВИЧ Н. Оптинский старец отец Нектарий. – 1994, 6, 46. 5196. СОКОЛОВ Н. Крестный путь Царской Семьи. (Святые страстотерпцы Император Николай II и Члены его Семьи). – 1996, 6, 64; 7, 86. 5197. ЖИТИЕ преподобного Нила, Столобенского чудотворца. – 1994, 3, 92. 5198. ПОЛИЩУК Е. М. (Михаил) А. Новоселов и его “Письма к друзьям”. 1991, 11, 34. 5199. ЕЛЕНА, монахиня. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей . (К 125-летию со дня кончины). – 1987, 11, 71. 5200. СИМОН, архиеп. Олег Иванович, великий князь Рязанский. – 1988, 1, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Два святителя Иоанна, по фамилии Максимовичи, были по национальности малороссами. Это государство отделилось от России, его граждане считают себя отдельной нацией, но святители Иоанн Тобольский и Иоанн Шанхайский стали русскими святыми. Интересно, что один из них подвизался не на исконной русской земле – в Сибири, завоеванной русскими людьми только в XVI веке, а другой – в Китае и Соединенных Штатах Америки, то есть за пределами России. Известны и другие примеры, когда уже не малороссы – национальность, которую считают разновидностью русской нации, – а совсем чуждые России народы являли отрасли, прославленные впоследствии в лике русских святых. Например, Христа ради юродивый Прокопий Устюжский был по национальности немцем. Преподобный Моисей Угрин был венгром, само его прозвище об этом говорит: «угрин» – значит венгр. Сначала он служил в дружине князя Бориса, погибшего от руки братоубийцы Святополка, а потом стал подвижником в Киево-Печерской лавре. Мученик Меркурий Смоленский был итальянцем по национальности. Можно найти множество примеров того, как в разные времена люди приобщались к православию через Русскую Церковь , прославлялись в ней и становились русскими святыми, не будучи русскими по происхождению. О чем нам это говорит и какой вывод мы можем из этого сделать? Ведь совсем не важно то, что русские святые необязательно по национальности русские, а важно то, что Русская Церковь является частью Вселенской Церкви, полноправной и полнокровной ее ветвью. Именно поэтому, приобщаясь к святости русских, все упомянутые люди разных национальностей присоединялись ко Вселенской Церкви так же, как и сам русский народ когда-то приобщился к ней через Константинопольскую Церковь -мать. Немки, преподобномученица Елизавета и ее сестра, страстотерпица царица Александра, племянник хана Золотой Орды Беркая, преподобный Петр, царевич Ордынский, пришедший в Россию и принявший православие, и многие другие известные и неизвестные нам люди, влившиеся через русский народ во Вселенское православие, – все они составляют единую Вселенскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010