653. Сборник богослужебный , в восьмушку, 349 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 17–34, 42, 43, 54–58, 209, 211. Состав: 1) месяцеслов без тропарей и кондаков (1–58). Из памятей русских святых, отмеченных в современном нам Церковном Уставе, в святцах рукописи не показаны следующия: сентябрь 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 19 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил Киевский митрополит; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский, января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – великий князь Георгий; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; мая 19 – Корнилий Комельский; июня 5 – великий князь Феодор Ярославич; июня 15 – Иона митрополит Мооковский; июля 10 – Антоний Печерский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которых нет в совремеяном нам Церковном Уставе: октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит Киевский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий царевич («святый великомученик благородный»); июня 16 – Нифонг епископ Новгородский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский. Из славянских святых в святцах рукописи поименованы следующие: октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский, «учитель словеном и болгаром»; апреля 1 – Аврамий, новый мученик Болгарский; мая 26 – Георгий новый в Средце болгарском, пострадавший от турок в 1514 году; июня 2 – Иоанн Сочавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смоленский святой сравнивается с Давидом, убившим Голиафа, с Нестором, учеником Димитрия Солунского, убившим силача-борца Лия, и особенно настойчиво с соименным ему великомучеником Меркурием Кесарийским, выше уже упомянутым. Подвиги Давида и Нестора имеют слишком общее сходство с событием, составляющим предмет смоленской легенды. Что же касается Меркурия Кесарийского, то, по-видимому, сравнение с ним делалось недаром. Обратимся к рассмотрению того, что рассказывают литературные памятники о великомученике Меркурии. Специально ему посвящены его жития. Из этих житий на Руси известно было приписываемое Метафрасту, начинающееся в переводе словами: « Бе црьтвоующоу в то время Декию и Оуалериноу в велицемъ граде в Риме " 88 . Житие это помещается в четьих-минеях; отдельно встречается не часто. Привожу краткое изложение его содержания. Цари издают приказ, чтобы все граждане приносили, под страхом казни, жертвы богам. Между тем завязывается война с иноплеменниками. Меркурий состоит воином в римском войске. Во время битвы является ему ангел, вручает ему оружие и дарует ему крепость на враги. Он поражает варваров. Эта победа выдвигает его; он в чести у императора Декия. Ангел, вновь явившийся ему во сне, убеждает его исповедать Христову веру. Повод тому дает приглашение царя явиться в храм Артемиды для жертвоприношения. Далее идет обычный рассказ о бесплодных увещаниях и угрозах царя, потом о многообразных мучениях; в заключение мученика отвозят в родной ему город Кесарию, где и отсекают ему голову. Меркурий умирает юношей, 25 лет. Сравнивая обоих Меркуриев, книжники имели в виду легенду, которая не вошла в житие, но сохранилась в других литературных памятниках. Легенда говорит об убиении Меркурием императора Юлиана Отступника и избавлении церкви и города Кесарии от его притеснений; она представляет это посмертным деянием великомученика. „ Cie же дивнейшее зacmnлehie, говоритъ наша повесть, бысть на насъ славныя. коже древле в kecapiйcmeмъ граде. такоже тогда посылаемъ бяше самою гпжею бцею. застпающи града kecapiйcka. такоже дргаго мepkpiя мчника оугодника своего древнейшаго посылаетъ, да oyбiemъ внезап мчителя законопрестпнейшаго царя такоже избавленъ градъ онъ " 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оградившись крестным знамением, призвав на помощь, вызвавшую его на подвиг, Меркурий убил гордого мурзу и с ним много других татар. Озлобленные враги поднялись против города, и сын великана убил св. Меркурия. Мученик пред смертью молился за город и степняки, приведенные в ужас смертью лучших из своей рати, поспешили удалиться из пределов смоленских. Благодарные жители Смоленка благоговейно похоронили тело Меркурия в смоленском соборе. Это было 24 нояб. 1238 г. 771 Над местом погребения воина веры повешено было оружие его. Железный шлем и железная обувь его, простотою отделки, указывающие на свою древность, хранятся ныне в соборной ризнице. В 16 столетии смольняне еще знали место крови, где умерщвлен был св. Меркурий; это за городом, в поле. 772 Смоленск в службе поет св. Меркурию: «как столп и твердую стену даровал тебя, Меркурий, сему городу Христос; здесь ныне источаешь ты струю исцелений и помогаешь побеждать поганых». 773 Ныне мощи св. Меркурия почивают в смоленском Аврамиевом монастыре, где во имя его есть и храм, освященный в 1755 г. 774 Преставление преп. Симона сойгинского Отрасль древней дворянской волынской фамилии Кульчицких, блаж. Иннокентий получил умственное образование в киевской академии. 776 В киевской лавре пострижен был в иночество и здесь же приял священство. В 1710 г. отправлен он вместе с двумя другими к должности учителя в московскую академию; в 1714 г. получил здесь звание префекта и в том же году переведен в Невскую лавру с званием соборного иеромонаха. Здесь он выполнял служение обер-иеромонаха по флоту, иначе был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о нуждах духовных сносился с синодом. В 1720 г. архимандрит лавры Феодосий Яновский посвящен в епископа новгородского, а Иннокентию поручено исправлять должность наместника лавры. 777 Когда государь Петр 1, по представлению сибирского губернатора, повелел, чтобы при русской пекинской миссии был, как и при римской миссии, епископ: для такого великого служения назначен был блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

требнике (XVI в.), хранящемся в Москве, не называется совершенно. Е.И. Кашпровский объясняет это поспешным составлением списка Смоленских иерархов ко времени приезда Императрицы Екатерины II в Смоленск в 1787 г., когда (13 января) генерал-губернатор представил ей все относящееся до губернии Смоленской (см. статью «Учреждение Смол. епископии». 1896 г. Киев). Епископ Симеон I упоминается в 1197 г. при погребении князя Давида Ростиславича в церкви Бориса и Глеба. Епископ Игнатий II был посылаем (в 1206 г.) ходатайствовать перед великим князем Всеволодом III о прощении Смоленского князя Мстислава, за его союз с Черниговскими князьями, врагами Всеволода. При сем-то епископе и жил св. Аврамий. В житии его епископ Игнатий представляется кротким и уступчивым. Когда народ не вынес обличений проподобного Аврамия, поставленного им в иерея, он согласился запретить ему священнослужение, но увидивше в полноте Аврамия, почтил его избранием во игумены, основанного им монастыря с церковью в честь Положения ризы Богородицы, переименованного потом в Аврамиевский. Здесь епископ Игнатий провел на покое остаток жизни и мирно почил о Господе. Епископ Лазарь был из приходских Смоленских священников. Он правил как поборник стада Христова, но видя многие обиды властителей оставил епископию, «приложив» свою епархию к Переяславльской. Епископ Лазарь II управлял между 12151226 г. Он упоминается в послании Влад. епископа Симона. Кто был епископом Смоленским в 1247 г., «когда благоверный воин святый мученик Меркурий, не сказав ни князю, ни епископу», один вступил в бой с татарами, неизвестно. И вообще, с того времени, как Русь подпала под власть монголов, и митрополия из Киева была перенесена во Владимир, целое столетие нет должных сведений о Смоленских епископах. Имеются только самые краткие упоминания об епископах: Афанасие, Иоанте, Дионисие, Пахомие, Фоме и Евфимие. Когда же Смоленские епископы стали посвящаться в Москве, опять являются упоминания о них более определенные. В 1356 г. был посвящен в епископа Смоленского Феофилакт, которого рукоположил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Разумеется, такого рода советы давались не взамен молитвенной поддержки, а в дополнение к ней, и в каждом письме святитель заверяет в своих молитвах и посылает благословение. Нужно вспомнить, что эта война с Турцией совершалась с целью облегчить жизнь православных христиан, страдающих под мусульманским игом. В любом случае заслуживает внимания то, что святитель Игнатий считал возможным помогать православному воинству не только молитвой, но и советом в решении реальных боевых задач. Победа над Карсом в условиях неудачной Крымской войны была принята с огромным энтузиазмом во всех слоях русского общества. После взятия Карса все ждали, что наступит перелом в войне и она всецело перейдет на вражью территорию. Однако, увы, оправдались тревожные опасения святителя Игнатия, и политики «поторопились заключить мир». «Как это не раз случалось в русской истории, дипломатия во многом свела на нет героизм и жертвы русских людей. Тем не менее, эта победа сыграла решающую роль во время Парижских переговоров: Карс был обменен на Севастополь и другие русские города, занятые англичанами и французами, выступившими в той войне на стороне Турции» 31 . Жития и богослужебные тексты С древности Церковь прославляла святых воинов, из которых особенно большой любовью пользовались великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также сорок мучеников Севастийских. Множество святых воинов, как полководцев, так и рядовых, было причислено к лику святых и в Русской Церкви. Например, благоверные великие князья: Мстислав Киевский (†1132 г.), Андрей Боголюбский (†1174г.), Александр Невский (†1263 г.), Димитрий Донской (†1389 г.), благоверные князь Мстислав Храбрый (†1180 г.), Довмонт Псковский (†1299 г.), преподобный Илия Киево-Печерский (†1188 г.), мученик Меркурий Смоленский (†1239 г.) и множество других. Это наглядным образом «свидетельствует о том, что воинское звание действительно не являлось препятствием к добродетели и святости. При этом прославление воинов в лике святых происходило не столько по причине участия их в справедливых, освободительных войнах, а явилось следствием их благочестивой жизни, трудов и подвигах до самопожертвования ради блага ближних, родной земли и святой Церкви» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Позднейшим почерком преимущественно на полях рукописи отмечены следующие: сентября 7 – Иоанн, архиепископ Новгородский; октября 1 – Савва Вишерский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона, епископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 и августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 23 – Александр Невский; ноября 24 – Меркурий, мученик Смоленский; декабря 7 – Антоний Сийский; января 9 и июля 3 – Филипп, митрополит Московский; января 10 – Павел Обнорский; января 17 и августа 3 – Антоний Римлянин; января 31 – Никита, епископ Новгородский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий и Всеволод князь Псковской; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; марта 11 – Евфимий, архиепископ Новгородский; марта 17 – Макарий Калязинский; марта 31 – Иона, митрополит Киевский; апреля 14 –Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26– Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 21– Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 14 – Мефодий Песношский; июня 13 – Андроник Московский «игумен иже на Яузе на Москве»; июня 15 – Иона, митрополит Московский; июня 16 – Тихон Луховской; июня 25 – Петр князь Муромский и супруга его Феврония; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 24 – Петр митрополит. Из русских праздников Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; позднейшим почерком на полях: октября 22 – Казанской Божией Матери; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21 и июня 23 – Владимирской Божией Матери; июня 8 – Боголюбской Божией Матери; июня 26 – Тихвинской Божией Матери; июля 28 – Смоленской Божией Матери; августа 19 – Донской Божией Матери. За святцами следуют: 3) последование тропарем и кондаком от (недели) мытаря и фарисея до (недели) Всех Святых (85–112» об., 148–151). На лл. 95–112 последование в неделю Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

266. Епископ Пороский, т. е. епископ области, лежавшей по р. Роси, есть тот же Юрьевский, так что в рассказе по указанным спискам вместе с действительно бывшим тогда Марином ставится и его предшественник Антоний (Автор Истории иерархии из епархии Пороской делает епархию Порожскую или при Днепровских порогах, – 224). 1342 Лаврентьевская и Ипатская летописи под 1137 годом и Уставная грамота Ростислава Смоленской епископии в Дополнении к Актам Истории т. I, стр. 5. Под 1101г. в Ипатской летописи читается: «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске святое Богородице камяну епископью»: но это значит не то, что в Смоленске была епископия уже до 1101г., как думают некоторые, а то, что слово «епископью» прибавлено в летописи позднейшими переписчиками. Время учреждения Смоленской епископии, известное из официального акта, не может подлежать сомнению. 1343 Описание Славянских Рукописей Синодальной Библиотеки Горский и Невоструев, Отд. III ч. I, л. 226 обор., стр. 224. 1345 Патерик Печерский Симона, введение; об Игнатии и Лазаре cfr Житие Аврамия Смоленского в Православном Собеседнике 1858г., кн. 3. Автор Истории иерархии, 160, не ладно говорит о начале епископии Смоленской и её первых епископах, следуя позднейшим каталогам. Что касается до св. Меркурия Смоленского, будто бы преемника Симеонова, который упоминается под 1197г., почивающего в Киевских Антониевых пещерах, то его существование, неизвестно на чём основанное, весьма и совершенно сомнительно. (Можно предполагать, что каким либо образом превращён в епископы известный св. Меркурий, воин-богатырь, мученик Смоленский, который, по сказанию о нём, в 1239г. спас Смоленск от Татар). 1346 О древней, значительно далее на запад простиравшейся, чем теперь, и именно той, которую мы указали, границе Русских поселений в Галиции, см. у Д. Зубрицкого в брошюре: Grenzen zwischen der russischen und polnischen Nation in Galizien. Lemberg, 1849. 1348 Летописец говорит о Тиверцах вместе с Улучами (Угличами): „Улучи и Тиверцы седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви, бе множество их, седяху бо по Днестру оли до моря”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Полчища татар с берегов Сити устремились к Новгороду; взяли Волок-Ламский, Тверь, Торжок, не давая никому пощады. Уже Батый был в 100 верстах от Новгорода, где плоды долговременной торговли обещали ему богатую добычу; но вдруг, испуганный непроходимыми лесами и болотами этого края, обратился назад к Козельску, который осмелился сопротивляться и выдержал семинедельную осаду. Наконец татары завладели Козельском, умертвили всех жителей и прозвали Козельск «злым» городом. Князь Козельский, младенец, из племени князей Черниговских, пропал без вести: говорили, что он утонул в крови. Отдельные отряды татар по завоевании Владимира рассеялись по великому княжению, завладели, в течение одного месяца, четырнадцатью городами, в том числе Ростовом, Ярославлем, Галичем, Дмитровым, Переяславлем, Юрьевым. «Головы жителей, по словам летописца, падали на землю, как трава скошенная». Один из этих отрядов (вероятно из-под Козельска) приступал к Смоленску, где прославился доблестными подвигами святой мученик Меркурий. 161 Батый, как бы утомленный убийствами и разрушением, удалился в землю Половецкую, на берега Дона. Ярослав Всеволодович, брат святого великого князя Георгия, в надежде, что буря миновала, спешил из Киева во Владимир принять достоинство великого князя и господствовать над развалинами и трупами. На юге России продолжалась борьба между князьями, которые не приняли участия в бедствиях северной Руси, издали смотрели на них равнодушно, помышляя единственно о выгодах своего властолюбия. Михаил Черниговский, заняв Киев, посадил в Галиче сына своего Ростислава; но Даниил Галицкий успел завладеть без битвы своим родовым княжением. Галичане, по выражению летописца, «стремились к Даниилу, как пчелы к матке или как жаждущие к источнику водному». Но приближалась уже кара Божия и южной Руси. Покорив совершенно половцев, толпы Батыевы снова явились в пределах России: опустошили Переяславль южный и Чернигов, на пути к Киеву. Батый давно слышал о Киеве, о церковных сокровищах древней столицы и о богатстве людей торговых. Михаил Черниговский, княживший тогда в Киеве, удалился в Венгрию. Смелый Даниил Галицкий занял Киев; но и он видел невозможность обороны столицы с малочисленной дружиной и решился искать помощи у короля венгерского, поручив оборону Киева опытному и храброму боярину Димитрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим — кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего. Март, 5 Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, благоверные князья Ярославские Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, сын Ростислава Мстиславича, князя смоленского, родился в грозную для Руси годину польского нашествия, около 1237–1239 гг., и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8/21 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. И св. князю Феодору суждено было Богом прославиться в Русской земле воинскими подвигами. В 1239 г., когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября/7 декабря) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава Смоленского и Киевского († 1168; память 14/27 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3/16 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Священник Исидор похоронил тело преподобного мученика в церкви. Скоро присутствие тела святого ознаменовалось чудесами. Святые мощи преподобномученика были обретены 19 ноября 1625 года, а 17 декабря, по благословению Патриарха Филарета, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений. Память его празднуется также 19 ноября в день обретения мощей. Святых благоверных князей Феодора Смоленскаго и чад его, Давида и Константина Ярославских (службу зри 19 сентября) Тропарь, глас 4: Измлада явистеся святии,/Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/Божественнии сосуди, избраннии Богови./Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/вся ереси потопляюще,/и спасающе присно град свой,/и всех верных сохраняюще невредимо/от видимых и невидимых враг./Темже верою молим вас, святии:/молите Христа Бога/в мире сохранитися нам и спасти души наша. Ин тропарь, глас 4: Иже от юности Христовы любве/прилепившеся усердно, святии/законы и оправдания Того сохраняюще,/отнюдуже и чудесными даровании обогатистеся,/исцеления источаете иже верою вас почитающих,/темже молите Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Богомудренно преселистеся, святии,/во град, присно добродетельми цветущий,/в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/в добродетели исправивше жизнь свою,/и сего ради получисте живот вечный на Небесех./Темже благодарственно вам зовем:/радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение. Обретение мощей (1463) святого благоверного князя Феодора Смоленского († 1299) и чад его, Давида и Константина Ярославских Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха , родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1168; память 14 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010