Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов. Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие — Феодор Тирон , Феодор Стратилат — крушили идолов и идольские капища или, как Димитрий Солунский , в лицо обличали императоров-гонителей христиан. Кто-то пострадал один, кто-то — вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то — вместе с сослуживцами, как 40 мучеников из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников. Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу — мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник… Феодор и Иоанн перед самым Крещением Руси стали в этот длинный ряд. На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин. Читайте также: Георгий Победоносец: мученик рождается в Вечность Свидетели вечной жизни

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

В XVIII - нач. XIX в. получили распространение иконы, на к-рых М. представлен вместе с прп. Авраамием Смоленским. На иконе, происходящей из церкви с. Бастеновичи Могилёвской обл. Белоруссии (1723-1728; НХМ), святые изображены в молении перед Смоленской иконой Божией Матери на фоне г. Смоленска. Такая же композиция представлена на иконе из Успенского собора Смоленска, но вместо образа Божией Матери в небесном облачном сегменте - Господь Саваоф. На иконе нач. XIX в. (Смоленский гос. музей-заповедник) святые изображены в небесах коленопреклоненными, в молении иконе Божией Матери, которую держат ангелы; в нижней части иконы - панорама Смоленска. На иконе смоленских святых - блгв. кн. Андрей, прп. Авраамий и М. (XIX в., Смоленский гос. музей-заповедник) - мученик назван в подписи благоверным князем, что, вероятно, связано с преданием о принадлежности М. к княжескому роду. В составе композиции «Собор русских святых» М. изображен на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) в виде юноши, в рост, с крестом в правой руке и мечом в левой. На северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева полуфигура юного М. представлена в молении (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463). На иконе того же извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) М. изображен средовеком, в правой руке держит поднятый меч, в левой - ножны. Образ М. как средовека в княжеском облачении, опирающегося на меч, повторяется в рисунках сер. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) и встречается на иконах XX-XXI вв. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/2563012.html

17 Такая икона хранится в настоящее время в Смоленском краеведческом музее. Иногда иконы этих двух смоленских святых помещали по сторонам иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрин», как это сделано в кафедральном Успенском храме города Смоленска. Воин Меркуриймученик Смоленский, совершивший ратный подвиг при защите Смоленска от войск Батыя в 1238 году. До наших дней сохранились сандалии св. Меркурия, хранящиеся в ковчеге на солее у южной стены Успенского собора в Смоленске. 18 Аскеза, аскетизм – то же, что «подвижничество», от греческого слова «аскесис», означающего упражнение, а в более узком его значении – упражнение в добродетели и воздержании. 21 ГАСО. Ф. 48, оп. 5, д. 319. Метрическая книга храма Рождества Богородицы села Лобкова за 1728–1810 гг., л. 66. 22 О причине появления второго имени, бытовавшего в течение жизни у некоторых людей в те времена, см.: Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. М., 1959. С. 28. 23 Захария Верховский родился в 1768 году [ГАСО. Ф. 48, оп. 5, д. 319, л. 204], а не в 1767 году, как указано в изданном его Жизнеописании. 24 Агриппина Ивановна Пенская, урожденная Маневская, была родной сестрой матери Захарин. Каховские же приходились свояками Верховскнм через сестру Данилы Павловича Верховского, Анастасию Павловну, в первом браке Каховскую. 25 В Житии схимонаха Зосимы отец его назван «воеводою в Смоленской области». Нам представляется, что автор Жития игумения Вера употребила слово «воевода» как обобщающее для высоких военных чинов. Полковник Смоленской шляхты был очень высоким чином, т. к. выше были только двое с генеральским чином – командир всей шляхты и его помощник [Трофимов А. Полк Смоленской шляхты//Сб. Край Смоленский. 1993. 11 – 12. С. 50]. Однако же в те времена существовала и должность воевод, но сведений о такой должности у Богдана Даниловича Верховского в фонде Герольдмейстерской Конторы (РГАДА) и в других архивах пока не обнаружено. 26 Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. С. 183, Шмаково. Имение Шмаково стало впоследствии известным владением Глинок, в котором, между прочим, воспитывалась будущая мать великого композитора М. И. Глинки [Финдейзер И. Михаил Иванович Глинка. СПб., 1896. Т. 1.4. 1.С. 8,14. См. также: Деверилина Н. В., Королева Т. К Я открою вам сердце мое. Смоленск, 2001. С. 20–21, 68–69].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

111 ) Егда святый василии великии пред иконою пресвятыя богородицы при неи же бе изображение св. великомученика Меркурия с копием, яко воина, моляшеся... 114 113 Пам. С. Р. Лит., I, 191. Об этом чуде рассказывается и в житии, и в отдельных рассказах, которые пошли из жития же. Что касается повести о Савве Грудцыне, то по моему мнению она заимствовала одну подробность из следующего чуда Василия, о жене, получившей ради его прощение. Рукописание Саввы, упавшее в церкви, оказывается „заглаженнымъ»; между тем как рукописание отрока Василий получает целым и сам раздирает его. Заглаженным оказывается писание жены; последняя написала свой тяжкий грех на бумаге, стыдясь его вслух исповедать; положив хартию на гроб святителя и раскрыв ее потом, она не нашла на ней написанного. 117 Возможно предполагать, что было в Смоленске лицо, носившее имя Меркурия и давшее повод для перенесения греческой легенды; но мы не можем в этом случае идти далее чистого предположения, которого подтвердить нельзя. 120 118 Такое понимание, может быть, выдвинуто книжными людьми, знавшими исторические события по летописям и другим письменным источникам. 121 119 Предание о Меркурии доселе существует в Смоленске, оставаясь довольно верным старому рассказу (Добровольский, Смоленский этнографический сборник, I, 379). 127 Буслаев указывает и на то, что в службе еще нет речи про убиение святого сыном исполина (стр. 184); но ее нет и в некоторых списках 2-й редакции повести; стало быть, и эта редакция сложилась раньше, чем развилось это представление. С другой стороны этого сына служба все-таки знает, и Буслаев сам приводит ее слова, что М. „исполина съ сыномъ порази» (стр. 183); упоминание сына здесь является ненужным и очевидно есть плод уже позднейшего искажения, породившего запутанность представления в службе; далее в службе говорится про убиение М–ия самим исполином (Бусл., 184). 128 Напр. Арх. М. И. Д. 470 (пришедъ же единъ варваринъ злообразенъ отсче главу...), Милютинская минея. 131 И. О., II, 175. По поводу Одина следует заметить, что ссылки на скандинавскую мифологию требуют также большой осторожности, так как памятники, служащие источником для ознакомления с нею, не вполне еще разъяснены и исследованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(«Главизна изъявляется от чудес дивнейшеи заступницы нашей… и память сказуется ея святого Меркурия иже есть гроб его в Смоленске, граде нашем, бывших от него чудес»). Житие начинается похвалой Пресв. Богородице. Далее следует рассказ о нашествии Батыя и разорении Русской земли. Описание ужасных бедствий, постигших Русь, переходит в плач Пресв. Богородицы и моление о Своих чадах. В этой части Повесть о М. связана с циклом повестей о Батыевом нашествии. В собственно житийной части действие происходит в Смоленске. Ночью в «церкви Богородицы» совершается чудо от иконы Божией Матери: Пресв. Богородица велит пономарю привести к Ней воина М. Он некто «от римских пазух», княжеского рода, греч. веры. Пономарь застает его на молитве. М. с радостью идет на призыв Пресв. Богородицы, Которая повелевает ему выступить против врага, тайно идущего к городу. М. берет меч, выходит за городские ворота на Долгий мост, где вступает в бой. Он убивает исполина и мн. вражеских воинов, потом уходит в предуказанное место и просит Бога послать ему мученическую смерть, желая пролить кровь за Св. Церковь. Глас с неба обещает ему мученичество. Приходят вражеские ратники, с которыми М. сражается. Враги видят над городом чудесное явление Пресв. Богородицы. Затем некий воин из варваров или сын убитого исполина отсекает М. голову. Мученик встает, берет свою голову и идет в город, чтобы поведать горожанам о своей победе и о чудесной помощи Пресв. Богородицы. Тело мученика погребают в церкви у левого клироса, он является в видении пономарю и велит повесить свои щит и копье над гробницей. Характер и последовательность событий в Житии М. в значительной мере определены воздействием преданий о вмч. Меркурии Кесарийском и вмч. Димитрии Солунском . Рус. святому агиограф дает рим. происхождение по аналогии с древним рим. воином Меркурием. В Житии М. упоминается чудо в Кесарии Каппадокийской, повествующее о том, как Пресв. Богородица послала вмч. Меркурия убить имп. Юлиана Отступника (361-363) и спасти город. Ранний греч.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Г.В. Маркелов Предисловие По традиции публикаторов-предшественников этот раздел начинается с оглавного изображения Иисуса Христа (Атлас,  273 ), которому подлинник уподобляет облик князя Романа Угличского и облик блаженного Исидора Ростовского. Праотцу Аврааму (Атлас,  273 ) уподоблялся преподобный Михаил Клопский. Облики Иоанна Ростовского и Лонгина Яренгского соотносились с обликом Алексия человека Божия (Атлас, 274 ). Апостолу Андрею Первозванному (Атлас, 277 ) уподоблены Авраамий Смоленский и Иосиф Печерский. Мученику Андрею Стратилату (Атлас, 278 , 283 ) подлинник предписывает «подобия» Иакова Ростовского и Пафнутия Боровского. Борода священномученика Антипы (Атлас, 279 ) указывалась в описании внешности Прохора Лебедника и Саввы Тверского Оршинского. Чаще всего святые Древней Руси соотносились в описаниях подлинников с образом священномученика Власия (Атлас, 282 – 283 ), которому уподоблено около 80 русских персонажей. Василию Кесарийскому (Великому) (Атлас, 281 ) уподоблено около 40 подвижников Древней Руси. Великомученику Георгию Победоносцу (Атлас, 285 , 286 ) подлинник уподобляет князя Глеба (Георгия) Боголюбского. Григорий Богослов (Атлас, 287 ) послужил образцом для описания облика почти 20 русских святых. Мученику Димитрию Солунскому (Атлас, 285 , 288 ) уподоблен воин-мученик Меркурий Смоленский. Ефрем Сирин (Атлас, 289 ) служил прототипом для изображения Александра Невского, Арсения Коневского, Ефрема Перекомского, Иоанна (Игнатия) Угличского. Мученику Иакову Перскому (Персиянину) (Атлас, 290 ) подлинник уподоблял князя Олега Рязанского. Облик пророка Илии (Атлас, 291 ) должен был сужить образцом для написания облика князя Довмонта-Тимофея. Бороды 47 русских святых иконописный подлинник предписывал изобра- жать " по образцу бороды Иоанна Богослова (Атлас, 292 , 296 ). Иоанн Златоуст (Атлас, 293 , 294 ) своей бородой служил прототипом для изображений Александра Невского, Ефрема Новоторжского, Леонтия Ростовского, Моисея Угрина, Прохора и Феодора Ростовских и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

7141 (1632) нояб. 24 д., а принесены в л. 7163 (1654) сентяб. 1 д.». 714 Ныне мощи его почивают в серебряной раке. «Приидите, похвалим чудотворца и мученика, законно и победоносно пострадавшего, ныне в славе и радости стоящего пред Христом. Прославим память его песнями любви и воспоем: радуйся защитник и помощник против врагов; радуйся врач больных и прогонитель бесов; радуйся любимец Христов Михаил! Моли за нас святую Троицу, да умирится мир и спасутся души наши». «Поняв мимо ходящую жизнь разумением чистым, за малость считал ты княжение земное и стремясь к небесному царству, покорялся племяннику: но как незлобивого агнца, закололи тебя ножом свирепые. Потому с ангелами веселишься ты, Михаил святой! Моли Христа Бога даровать прощение грехов почитающим память твою». 715 Св. князь Александр невский Благоверный князь Александр невский, 716 сын в. к. Ярослава Всеволодовича, родился в 1220 г., когда отец его был удельным переяславским князем. Род его был замечательный по любви к благочестию: было, от кого научиться добру. Дед его Всеволод умный и помнивший вечность, бабка Мария – с юности благочестивая, отец Ярослав – просветитель корелов, пострадавший от татар; мать – Феодосия, в иночестве Евфросиния, называется в летописях святою, дядя Георгий – мученик, другой дядя Святослав Гавриил – благочестивый, двоюродный брат Василько – мученик, двоюродные племянники также святые. 717 В первый раз говорит летопись о кн. Александре в 1228 г., когда Ярослав оставил его и старшего брата Феодора княжить в Новгороде; в следующем году братья удалились из Новгорода; в 1230 г. опять прибыли сюда. – Первые годы жизни в Новгороде молодой кн. Александр не мог сам управлять делами; за него управляли бояре отца: но с 1236 г. когда отец удалился в Киев, он предоставлен был самому себе. На другом году самостоятельного правления Александра в Новгороде приходилось князю вступить в грозную борьбу с татарами. Батый, опустошив княжества рязанское и Владимирское, быстро шел к Новгороду. В начале 1238 г. разорены были Волоколамск, Тверь и Торжек. Когда Батый был у Торжка, в Новгороде трепетали. Татары были ближе 100 верст от Новгорода: но, говорит летопись, «молитвами новгородских святителей, князей и преподобных Господь защитил от них Новгород, от Игнатова креста (нынешних Крестцов) Батый неожиданно поворотил на Козельск». 718

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученик Меркурий Смоленский (+ 1238) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 нояб. в день тезоименитства с великомучеником Меркурием (III в.) и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых Когда полчища Батыя в 1238 г. приблизились в Смоленску, на службе у смоленского князя был воин-римлянин из знатного православного рода и сам православный. Звали его Меркурий. Он отличался высоким ростом, мужеством и силой. Сильно скорбел он о разорении Божиих храмов и желал положить душу свою за веру Христову. Однажды соборный пономарь во время ночной молитвы в храме перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери услышал от Нее голос: «Иди к рабу Моему Меркурию на Подоле и тихо скажи ему: „Меркурий, тебя зовет Владычица. Ступай в военных доспехах на врагов " ». Пономарь пошел в указанный ему дом и застал Меркурия во дворе готовым, во всех военных доспехах, на молитве. Чудесно предупрежденный, он ждал его. Пономарь сказал: «Меркурий, ступай немедленно. Владычица зовет тебя». Они вошли в собор. Меркурий пал ниц. Глас от иконы повторился: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей. Для сего Я призвала тебя из страны римской. Враги втайне задумали в сию ночь напасть на град сей и разорить его. Но не оставлю Я града сего; по молитвам Моим он не будег предан в руки врагов. Немедленно ступай на место, называемое Долгомостье. Там стоит вооруженная рать злых врагов. Не бойся, ты победишь воеводу вражеского. Я не оставлю тебя. В сей битве ты победишь врагов и получишь от Бога венец победы и вечного блаженства». Долгомостье находилось от Смоленска в 14 верстах. Там стояла вражья сила, ожидая утра, чтобы напасть на город. Выйдя из храма, Меркурий тихо и незаметно прошел мимо городской стражи и со словами: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» — устремился на врагов. Первым пал исполин, гордившийся своей силой, за ним — другие. Татары побежали. Они видели лучезарную Жену и молниеносных воинов, поражавших их, и навсегда отступили из Смоленских пределов. Но убит был и св. Меркурий: ему в бою отсекли голову. Наутро граждане с удивлением увидели, что все поле покрыто вражескими трупами. Они нашли тело своего защитника и погребли его в соборном храме, а над гробом повесили его доспехи согласно посмертной воле его, высказанной в явлении его пономарю. • Погребли его тело в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437912/

Защита города от врагов при участии божественных сил и битва с исполином – вот главные черты, подавшие повод к сближению. Сближения эти иногда так наивно предлагаются в духовных повествованиях, что невольно наводят на мысль о литературном подражании. В похвалах Меркурию Смоленскому воспевается следующее: «Как царь Давид Божиею помощью убил превеликого и силного Голиафа, такоже и сий святый мученик Меркурий повелением Пресвятыя Богородици уби силного исполина... Како посыла святая Богородица угодника своего древняго Меркурия, соблюдающи град Кесарийскый, и верныя люди в нем спасающи, да убьет злого мучителя законопреступного царя Ульяна; такоже и сего блаженного Меркурия посылала пресвятая Богородица, храня град и люди, царя Батыя ужасити и исполина убити, варвар победити, инех прогонити». Л. 411 об. – «Другого тя поем, имящего поборение по духу, Христов Меркурие, яко непобедимого воина. Внегда бо по велению, угодниче Божий и Богородицы, изшел еси на стретение поганых сил, и исполина с сыном крепкого победил еси пособием Богородицы, подобием якоже святый мученик Нестор ярость прекратив злосверепого мучителя Люя богоборца, победив Христовым именем и силою, или тезоименитому тя святому мученику Меркурию, яко во Александрии он победив, прободе сердце мучителя и законопреступника, ревнуя по благочестии». Л. 414 и об. Сверх того, принесение своей собственной головы могло напоминать общеизвестное сказание о Дионисии Ареопагите . После этого подробного разбора песнопений нам будет уже очевидно все сходное с ними в литературной редакции, которую предлагаю здесь по двум спискам: по одному в Макарьевской Четьи-Минеи, за ноябрь (по Синодальн. рукописи, 176, Л. 2273 и след.), и по другому, согласному с этой Минеею, в Синодальн. Сборнике XVII в. (под 850, Л. 820 и след.). Систематической литературной отделкой, некоторым искусственным порядком и очень заметной витиеватостью редакция эта явственно указывает на свой позднейший состав и существенно отличается от простой и малосложной редакции народной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Еще одной важной задачей в обеспечении религиозного образования является подготовка учебных пособий и методических материалов. Известно, насколько трудно этот процесс идет в общероссийском масштабе и как сложно достигнуть консенсуса по поводу того, каким должен быть учебный материал, на основании которого православная культура может преподаваться в общеобразовательных школах. Существует несколько опытов написания учебника по данному предмету, одним из которых является учебное пособие, подготовленное смоленскими специалистами — «Основы православной культуры и этики». Также нашими специалистами был написан учебник для регионального использования: «История православной культуры земли Смоленской». С моей точки зрения при принятии каких-либо решений в области религиозного образования на федеральном уровне необходимо изучать и использовать положительный опыт, существующий уже на протяжении многих лет в регионах России, в том числе в Смоленске. Порой защита веры означает твердое стояние за нее, даже до положения живота своего. Ценность веры для верующего человека настолько высока, что он готов отдать за нее свою земную жизнь. Если его лишают возможности строить свою жизнь по правой вере, то такая жизнь теряет всякий смысл и даже становится опасной для спасения души. В связи с этим надо прежде всего вспомнить князя Глеба, который был настигнут убийцами под Смоленском и который не хотел запятнать свою душу убийством своих братьев по крови, хотя и имел возможность защищаться. В первые годы принятия христианства смиренная смерть Бориса и Глеба, предотвратившая новый веток междусобиц, поразила и сплотила Русь, показала ей образец братской любви. Такой же подвиг защиты веры явил мученик Меркурий, вступивший в неравную схватку с врагами во время нашествия монголо-татар. В позднейшее время Смоленск терпел многочисленные нападения с Запада. В середине XV века войска великого князя литовского Казимира, захватив город, выжгли его третью часть. В Смутные времена начала XVII века город на протяжении двадцати месяцев находился в осаде польского короля Сигизмунда III, сдерживая его поход на Москву. Когда полякам вследствие измены удалось сделать пролом в стене и ворваться в город, они взорвали городской собор, в котором укрылись прихожане. В результате погибло более трех тысяч человек. В 1812 году город оказался на пути наполеоновской армии, которая, не имея возможности захватить его в прямом сражении, нещадно расстреляла его из артиллерийских орудий. Однако это не сломило дух русских войск и жителей Смоленска, которые смогли резко остудить захватнический пыл Наполеона, понесшего под Смоленском значительные потери. Серьезной преградой стал Смоленск и на пути немецко-фашистских войск, мечтавших блиц-кригом завоевать Россию.

http://foma.ru/mitropolit-smolenskij-i-k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010