18, 1—3). Хотя некоторые святые отцы (мученик Иустин Философ, святой Иларий Пиктавийский, Блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст) полагали, что Аврааму явился только Сын Божий в сопровождении двух Ангелов, однако Святая Церковь, последуя мнению святителей Афанасия Великого, Василия Великого, святителя Амвросия и Блаженного Августина, все же считает, что патриарх Авраам удостоился преобразовательного видения Пресвятой Троицы. Последнее мнение нашло отражение в церковной гимнографиии иконографии («Троица» преподобного Андрея Рублева). Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий, Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк слышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (множ. число!) (Ис. 6, 3, 8). Параллельные места Нового Завета подтверждают мысль о том, что пророк Исаия удостоился откровения именно Божественной Троицы. Апостол Иоанн пишет, что пророк видел славу Сына Божия и говорил о Нем (Ин. 12, 41); а Апостол Павел дополняет, что Исаия слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам (Деян. 28, 25—26). Таким образом, Серафимы троекратно славословили Царственную Троицу, избравшую Исаию на пророческое служение. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7) — или: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… из чрева (Отца) прежде денницы… рождение Твое» (Пс. 109, 1, 3). О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16) — и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2). 2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Эрнесто Че Гевара – Дон Кихот ХХ века В Латинской Америке Эрнесто Че Гевара давно стал больше, чем национальным героем. Количество сложенных про него песен сопоставимо с количеством наших анекдотов про Василия Ивановича. Когда боливийские крестьяне узнали о смерти Че, в его честь зажгли свечи. Место его гибели имеет статус чуть ли не священного, а сам Че почитается в народе как святой мученик – покровитель бедняков. 15 июня, 2010 В Латинской Америке Эрнесто Че Гевара давно стал больше, чем национальным героем. Количество сложенных про него песен сопоставимо с количеством наших анекдотов про Василия Ивановича. Когда боливийские крестьяне узнали о смерти Че, в его честь зажгли свечи. Место его гибели имеет статус чуть ли не священного, а сам Че почитается в народе как святой мученик – покровитель бедняков. В Латинской Америке Эрнесто Че Гевара давно стал больше, чем национальным героем. Количество сложенных про него песен сопоставимо с количеством наших анекдотов про Василия Ивановича. Когда боливийские крестьяне узнали о смерти Че, в его честь зажгли свечи. Место его гибели имеет статус чуть ли не священного, а сам Че почитается в народе как святой мученик – покровитель бедняков. Медсестра, дежурившая в больнице, куда привезли тело казненного Че, прямо говорит, что всем присутствовавшим его взгляд (после расстрела у него остались открытыми глаза) казался похожим на Христа, а простые люди его часто называют: «Латиноамериканский христос по прозвищу Че». И представители Католической церкви всем этим очень недовольны, что неудивительно. Ведь команданте Че не только возглавлял мало совместимое с христианством революционное движение, но и в принципе был человеком совершенно безрелигиозным (в отличие от друга и соратника Фиделя Кастро, по крайней мере с отличием закончившего иезуитский колледж, что, впрочем, не помешало ему после революции на Кубе выставить с острова коммунистического рая три четверти католических священников). И вообще, уж на кого сеньор Гевара был совершенно не похож, так это на христианского святого. Да, его специализацией по медицине было лечение проказы (что само по себе отсылает к Евангелию). Да, партизаны, которых возглавлял товарищ Че, даже пленным оказывали медицинскую помощь. Да, в быту он был абсолютным аскетом, ходил по два месяца в одной и той же одежде, мужественно терпел приступы астмы и голодал наравне со своим отрядом. Да, сам он был до такой степени лично обаятелен и бескорыстен, до такой степени честен, благороден, предан людям и начисто лишен и карьеризма, и жестокости, что его уважали не только друзья, но и враги (вспомним: когда был отдан приказ казнить Че, все офицеры пытались отказаться выполнять эту работу, оправдываясь тем, что это не является их обязанностью). Но все эти добрые качества не мешали ему без лишних сантиментов расстреливать контрреволюционеров или бросать одну жену и жениться на другой. Ну и само словосочетание «святой марксист» — звучит абсурдно.

http://pravmir.ru/ernesto-che-gevara-don...

Указывая далее на происхождение и звание св. Мученика, ежегодно собирающего на свое празднество множество народа, показывает, как много превосходит всякого гордящегося своим научным образованием и высоким происхождением, – человек простой по разуму, но просвещенный верою и согретый пламенною любовью к Господу. Люди, просвещенные наукою, наделенные даже не малым запасом богословских сведений, но чуждые деятельной любви к Господу, когда предстоит им подвиг отречься от какой-либо греховной привычки, прямо осуждаемой словом Божиим или отказаться от какого-либо удовольствия, препятствующего к достижению какой-либо добродетели и прямо воспрещаемого церковными постановлениями, всевозможными умствованиями стараются убедить себя в излишестве таких подвигов и в возможности благоугождать Богу и без лишения себя тех удовольствий, которые вследствие долговременной привычки, сделались уже потребностью природы. Успокоив такими умствованиями себя, идут к своей погибели, не чувствуя смущений в своей лукавой совести. Но не так действует живая вера человека простого разумом, но крепкого в любви к Господу: и эту истину доказывает своим примером св. мученик Варлаам. «Теперь благовременно нам воскликнуть, говорит св. Василий: где премудр, где книжник, где совопросник века сего ( 1Кор. 1, 20 )? Сегодня у нас непобедимым учителем благочестия – поселянин, которого мучитель влек, как удобоуловляемую добычу, но в котором по испытании, узнал непреодолимого воина; над которым смеялся за его неправильную речь и который устрашил ангельским мужеством: ибо нравы его не огрубели вместе с орудием слова и рассудок не оказал в себе тех же недостатков, какие были у него в слогах. Но стал он вторым Павлом, с Павлом говоря: аще и невежда словом, но не разумом ( 2Кор. 11, 6 ). Бичующие его исполнители казни приходили в оцепенение, а мученик оказывался возрастающим в силах; ослабевали руки строгающих, но рассудок строгаемого не преклонился; били, расторгали стройное сплетение жил, но крепость веры делалась более нерасторгаемою; исчезла плоть на изрытых боках, но цвело любомудрие разума; большая часть плоти омертвела, но мученик был бодр, как не начинавший еще подвигов. – Когда любовь к благочестию поселится в душе: тогда все виды браней для нее смешны и все, терзающие ее за любимый предмет, более услаждают нежели поражают».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Около 357 г. Василий предпринял путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию с целью посетить знаменитых подвижников. Из этого путешествия он вынес глубокое изумление перед воздержанием христианских аскетов в пище, питье и сне и пламенное желание подражать им 709 . Это желание Василий не преминул привести в исполнение по возвращении на родину. Для своего аскетического уединения он избрал поэтический уголок на берегу реки Ириса 710 . Сюда Василий приглашал и Григория, но обязанности по отношению к престарелым родителям не позволяли последнему осуществить юношескую мечту о совместном подвижничестве с другом. Однако по временам он навещал пустыню Василия. Тогда молодые подвижники проводили время в молитве, физических трудах, чтении Св. Писания и изучении сочинений Оригена . Плодом этих занятий творениями великого александрийского учителя был их общий труд, известный под названием «Филокалия» 711 . В IV в. христианское общество было охвачено могучим аскетическим порывом и общим стремлением в пустыни. Слава о подвигах св. Василия привлекла к нему много этих жаждущих подвига душ, и по берегам Ириса стали один за другим возникать монастыри. Василий Великий не только вызвал к жизни монашество в Каппадокии, но и дал ему твердую организацию своими монашескими правилами. В Египте св. Василий познакомился с двумя формами подвижничества – отшельничеством и общежитием. Но ни та, ни другая не удовлетворяла его вполне. Жизнь в полном уединении представляла большие опасности для слабых, лишенных опытного руководителя. Одни из них впадали в духовную гордость, другие лишались рассудка. Сверх того, по мнению св. Василия, жизнь отшельническая преследовала лишь цели собственного спасения и не оставляла места для упражнения в исполнении заповедей евангельской любви к ближнему 712 . С другой стороны, в многолюдных общежитиях Египта слишком преобладали экономические интересы и ручной труд, отвлекавшие монахов от молитвы и духовного созерцания. Василий Великий создал смешанную форму монашеской жизни, которая, совмещая светлые стороны отшельничества и общежития, была свободна от их крайностей и неудобств 713 . Молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом, но для последнего допускались лишь такие ремесла, которые не разрушали духовной собранности и простоты жизни монахов 714 . Отличительной чертой монастырей св. Василия служили также их широкая благотворительность и воспитание детей обоего пола 715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

По смерти Диания (362 г.) на Кесарийскую кафедру был избран епископ Евсевий, занимавший одну из высших должностей по городскому управлению, благочестивый, любимый народом, но еще не получивший крещения. По требованию народа Евсевий был тут же крещен и посвящен в епископа. Человек совершенно не подготовленный к ответственному служению епископа, чуждый богословского образования и с трудом отвыкавший от приемов гражданского управления, Евсевий нуждался в опытном и влиятельном помощнике, каким мог быть только св. Василий. Поэтому Евсевий поспешил приблизить его к себе и посвятить в сан пресвитера. Однако скоро отношения между епископом и пресвитером омрачились различными недоразумениями. Неутомимая деятельность св. Василия, его красноречие, беззаветная преданность ему бедных и монахов всё более и более выдвигали пресвитера и оставляли в тени епископа. Не без ревнивого и завистливого чувства следил Евсевий за возрастающим влиянием св. Василия, пока какое-то частное обстоятельство не послужило достаточным поводом к явному разрыву, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Монахи и простой народ поднялись на защиту Василия, требуя его посвящения в епископа и низложения Евсевия. Чтобы избежать схизмы, св. Василий добровольно удалился сначала к Григорию, а потом в Понт в свои монастыри. Разрыв Василия с Евсевием не мог быть продолжителен: св. Василий был слишком необходим и его отсутствие слишком заметно отражалось на делах церковного управления. Между тем внешние обстоятельства принимали угрожающий характер. Приближался император Валент, надеявшийся своим личным присутствием оказать давление на епископов и добиться торжества арианства. Один Василий мог противостоять приближающейся буре. Необходимость заставила Евсевия обратиться за посредничеством к Григорию Богослову , стараниями которого было достигнуто примирение Василия с Евсевием. Возвратившись в Кесарию, св. Василий снова занял выдающееся положение в церковной жизни: фактически он правил всеми делами, но опыт научил его осторожнее обращаться с самолюбием начальника. Благодаря этому добрые отношения к нему ничем не омрачались до самой смерти последнего. В это время энергия и самоотречение Василия Великого спасли Кесарию от ужасов, которыми грозил ей голод. Продав часть своего имущества, св. Василий устроил бесплатные столовые для голодающих, а его обличительные проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

— Похож ли жизненный путь новомучеников Русской Церкви и Сербской? — Вероятно. Мне очень понравилось большое почитание новомучеников, которое присутствует в Беларуси. В одном месте я видел портреты всех священномучеников, пострадавших за веру. Это замечательно, это настоящая память Церкви и этому нужно учить детей. Еще, проезжая по автостраде, я заметил возле нее кресты, там, где были убиты люди. Знаете, так может поступать только народ, который понимает важность новомучеников. В Европе и Америке сегодня этого не делают. Они забывают, для них мертвый человек — мертв навсегда, а для нас новомученик — не умерший человек, а человек, более живой, чем все мы, живые. Иеромонах Василий Нассара Например, 2-3 месяца назад в Сирии был убит иеромонах Василий. Об этом не говорят, между тем этот человек пострадал за веру, и в сознании Церкви он должен быть новомучеником, как и о. Даниил Сысоев, также отдавший жизнь за веру. Но ежедневная канитель нашей жизни захватывает нас и не позволяет нам запомнить важные моменты в истории, которые служат указателями на пути в Царствие Небесное. — Странно, что все это происходит в так называемом цивилизованном мире. Наверное, сейчас идет война на каком-то другом уровне? Есть один интересный рассказ индуса по имени Сундар Синг. Он давно умер. Этот человек пришел к христианству чудесным образом. Он не был православным, тогда в Индии вообще не было православных. Но он нашел тайных христиан в Тибете и вступил в их общину. Он рассказывал о том, как буддисты схватили одного христианина и осудили на смерть. Его привязали к дереву, намазали медом и пустили пчел, шершней и ос. Если вы отречетесь от веры, то вас не убьют, но если вы веру сохраните — вас ждет неминуемая смерть. Много народу собралось посмотреть на казнь. Тогда мученик сказал им: «Вы сегодня пришли посмотреть, как умирает христианин. Вы этого не увидите. Вы увидите, как умирает смерть». Это настоящий христианский мученик. — Что движет таким человеком? Мы кое-что забываем. Когда речь идет о новомучениках и вообще о мучениках, мы думаем только о мучениях, о том, как они страдали. Но мы забываем о том, что Бог в тот момент дает им такую благодать, которая делает их полностью готовыми к мученичеству. Как, например, о. Харитон, носивший в себе такой мир, что, действительно, он был готов к Царствию Небесному. Бог дает мученикам благодать почувствовать Царствие Небесное еще здесь, и муки им в радость, их муки — не только то, что мы видим.

http://pravmir.ru/arximandrit-luka-anich...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

При более глубоком исследовании учений гностицизма в нем можно выделить три разные формы, в синкретизме которых преобладал соответственно языческий, иудейский или христианский элемент. Симониане, николаиты, офиты, карпократиане, продикиане, антитакты и манихеи относятся к языческому типу; Керинф, Василид, Валентин и Юстин (как и Гомилии Псевдо–Климента, хотя они более евионитского характера) – к иудействующему; Сатурнин, Маркион, Татиан и энкратиты – к христианскому. Но здесь следует помнить, что такое разграничение относительно. Все гностические системы были в основном языческими по своему характеру и по сути находились в оппозиции как к чистому иудаизму Ветхого Завета, так и к христианству Нового. Иудаизм так называемых иудействующих гностиков – лишь апокрифического рода, александрийского или каббалистического оттенка 867 . С этической точки зрения школы гностиков опять же можно разделить на три группы: спекулятивные или теософские (Василид, Валентин), практические или аскетические (Маркион, Сатурнин, Татиан ) и антиномианские или вольнодумческие (симониане, николаиты, офиты, карпократиане, антитакты). Мы представили характер гностицизма в целом и указали на его основные ответвления, а теперь в хронологическом порядке опишем некоторые из его школ начиная с тех, которые возникли еще в апостольскую эпоху. §121. Симон Волхв и симониане I. Комментарии на Деян. 8:9–24 . Иустин Мученик : Apol. I. 26, 56. «Гомилии» и «Встречи» Псевдо–Климента. Ириней: I. 23. Ипполит: VI. 2–15, etc. II. Simson: Leben und Lehre Simon des Magiers, «Zeitschrift für hist. Theologie» 1841. Hilgenfeld: Der Magier Simon, «Zeischrift für wissenschaftl. Theologie» 1868. Lipsius: Simon d. Mag., Schenkel " s «Bibel–Lexikon», vol. V. (1875), p. 301–321. См. список литературы там же (р. 320). Симон Волхв – исторический персонаж, известный нам из Деян. 8 868 . Вероятно, родом он был из Гиттона, в Самарии, как сообщает Иустин Мученик , сам самарянин 869 , однако он может быть тем же лицом, что современный ему иудейский маг с тем же именем, которого Иосиф Флавий упоминает как уроженца Кипра и друга прокуратора Феликса, поручившего ему разлучить Друзиллу, прекрасную жену Азиза, царя Емессы (в Сирии), с мужем, чтобы получить возможность жениться на ней 870 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Равным образом мы не можем удержать названий народной и литературной редакций: резко противоставлять их друг другу в этом смысле трудно; вторая редакция может быть так названа в отличие от первой главным образомъ в виду ее большей внешней стилистической отделки во вкусе XV–XVI веков. В отношении существенных черт содержания обе редакции литературны, потому что и возникли на почве литературного источника, и записаны книжниками, и с другой стороны народны, потому что получили развитие путем устной традиции, в народе, и вторая не меньше первой обязана этой традиции различными подробностями (что признает и сам Буслаев). Резюмируем вкратце все сказанное. Сказание о Меркурии Смоленском повествует о событии половины XIII в., о котором не говорят несомненные исторические источники, и известно лишь по двум памятникам: повести и службе, дошедших в записях не старше конца XV в.; содержанием своим оно вызывает некоторые сомнения; между тем оно очень сходно с легендой о великомученике Меркурии, что было замечено уже в древней Руси; содержание сказания приходится объяснять заимствованием из греческой легенды, с приурочением ее сюжета к русской почве и русской исторической обстановке. В основных чертах процесс сложения легенды о Меркурии можно представить в таком виде. Спасение Смоленска от татарского разорения приписано небесной помощи. Частнее представление об этой помощи и о личности избавителя развилось под влиянием известной легенды об убиении Юлиана и спасении города Кесарии от разорения великомучеником Меркурием, именно соответствующого эпизода в житии Василия Великого ; легенда приурочена к новому событию: Меркурий совершает дело спасения Смоленска, по велению Богоматери, явившись на Ее зов. В новом приурочении, особенно распространяясь путем устного пересказа, легенда видоизменилась: спаситель Смоленска понят, как особое лицо, как русский святой; он разбивает татарское войско, подвиг его совершается еще при жизни; пономарь является вместо Василия Великого . Данные о великомученике Меркурии в его житии также повлияли на русскую легенду: Меркурий молодой воин и мученик, убитый через обезглавление; позднее говорят о его связи с Римом (по происхождению). Для объяснения его смерти допустили, что она совершена сверхъестественной силой, рукой ангела. Другие рассказы из старых народных поэтических сказаний заимствовали образ исполина: Меркурий убивает именно его, а сын его мстит Меркурию за отца; на этих рассказах основана 2-я редакция повести о Меркурии. Та же редакция, под влиянием местного почитания Смоленской иконы, заменяет явление самой Богоматери гласом от иконы Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между тем началось гонение на христиан, воздвигнутое в 313-м году Диоклетианом и Максимианом. Иулиан и Василисса усердно про­сили Бога утвердить верующих, собравшихся у них, и Господь открыл в сонном видении святой Василиссе, что скоро перейдет она в вечный покой и что инокини ее скончаются еще прежде нее. Действительно, в продолжение нескольких месяцев все они кончили жизнь и, явясь во сне святой Василиссе, призывали ее предстать вместе с ними перед Господом, Которому служить научила она их. С радостью передала святая Василисса другу своему об этом сно­видении; через несколько дней после того она скончалась, а святой Иулиан предал земле ее честные останки. Вслед за тем прибыл сюда игемон Маркиан, и тогда начались стра­дания находившихся в обители 10 100 иноков, и, сверх того, несколь­ко епископов и клириков, прибывших сюда для исповедания святой веры, были сожжены с обителью; все прочие после мук обезглавлены, а святой Иулиан, о знаменитом роде которого стало известно игемону, был связан и отведен в темницу. На другой день он был представлен Маркиану, который, видя его непреклонность в исповедании себя христианином, велел предать его жесточайшим истязаниям. Тогда проявилось над мучеником все могущество Божественной помощи. В чудесах, сотворенных в это время святым Иулианом, истинно оправ­дались слова Иисуса Христа: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит ( Ин. 14, 12 ). Переломившейся палкой, которой мучители наносили удары святому Иулиану, выбит был глаз одному родственнику Маркиана, и мученик исцелил его. «Истинно велик Бог христианский!» – воскликнул пораженный этим чудом исцелившийся и во всеуслышание исповедал свое об­ращение. Игемон велел отсечь ему голову, и таким образом новый мученик принял Святое Крещение в крови своей. Еще с большей яростью обратился тогда Маркиан к святому Иулиану и приказал надеть на него железные вериги и с поруганием водить его по городу. В это время Господь прославил Своего угодника новым чудом. Сын игемона, отрок Кельсий, присутствуя на зрелище вместе со свои­ми товарищами, вдруг воскликнул: «Что это странное видится мне! Вижу я много светлых юношей вокруг того христианина, которого ведут воины – связанного веригами; одни – служат ему, а другие надевают на него венец, и тот венец сияет светлее солнца. И я хочу веровать в Того Бога, Который дает такую славу верующим в Не­го... – и, бросившись к ногам Иулиана, отрок сказал ему: – я желаю, чтобы ты был отцом моим, я не хочу быть сыном мучителя. я пойду за тобою и хочу, так же как и ты, пострадать за Христа твоего, Кото­рого я не знал до сих пор.»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010